Заочная форма обучения в школе как. Очно-заочная форма обучения в школе (гимназии, лицее)

Почти никто из родителей не знает, что в принятом три года назад Законе «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрена не только очная, но и заочная, а также и очно-заочная форма получения среднего образования. При этом право выбора принадлежит родителям ученика с учётом его пожеланий, и школьная администрация не имеет права отказывать в этом.

Почти никто из родителей не знает, что в принятом три года назад Законе «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрена не только очная, но и заочная, а также и очно-заочная форма получения среднего образования. При этом право выбора принадлежит родителям ученика с учётом его пожеланий, и школьная администрация не имеет права отказывать в этом.

Однако в реальности не все учебные организации готовы к реализации обеих форм образования. Причина кроется в учредительной документации, которая в большинстве школ ещё не соответствует новому закону и требованиям ФГОС.

Почему этот процесс движется так медленно? Все очень просто: в виду отсутствия заявок от желающих выбирать заочную или очно-заочную форму обучения, так как большинство родителей не владеют информацией о подобной возможности. Кроме того, заочная форма образования в уме россиян, как правило, связана с вузами, а не со школами. В школах также не спешат с анонсированием подобных прав, чтобы избежать лишней головной боли.

Ранее учащихся, которые не хотели или не могли учиться очно, направляли в вечерние школы, имевшие лицензии на заочную форму образования. Однако теперь в приложении к лицензии указывают исключительно уровень образования, а не его форму. В основном, вечерние, или сменные, школы на сегодняшний день стали частью (структурным подразделением) средних общеобразовательных организаций, став центрами образования, которые первыми и внесли поправки в свои учредительные документы и стали предлагать обучение по трём формам.

Но к успеху подобная смена статуса вечерних школ привела не везде. Особенно если учесть сокращение учебных планов и финансирования по коэффициенту в 0,65 от нормы дневных школ.

Кроме центров образования, изменили внутришкольную документацию, согласно новому законодательству и ФГОС, и в некоторых школах сельской местности, где заочная форма имеет большее значение, так как зачастую детей приходится возить на большие расстояния, что занимает немало времени и изматывает учащихся.

Для очно-заочной формы в школе должна открываться группа, если набирается, по меньшей мере, девять человек. Если в группе 16 человек, то для них выделяется 72 часа на консультации индивидуального характера, куда входят лабораторные и практические занятия, а также и промежуточная аттестация. При организации процесса обучения на весь учебный год часы распределяются равномерно – 2-3 учебных дня еженедельно, согласно действующим СанПиН.

Весь процесс организации очно-заочного и заочного обучения утверждается приказом руководителя образовательного учреждения на основе учебного плана и при учёте способностей и потребностей обучающихся, претендующих на подобную форму получения образования.

Итоговая госаттестация проходит, как и у всех выпускников образовательных учреждений РФ, на основании действующего Положения о ней. А вот формы организации обучения (дистанционные, групповые или индивидуальные) могут варьироваться в зависимости от обоюдного согласия участников процесса образования.

В целом же, руководство школ не стремится предлагать упомянутые формы обучения, за исключением единичных случаев, поскольку попытка реализации заочной формы в массовом характере может привести к серьёзным трудностям в системе образования.

Фото взято с сайта http://lh4.googleusercontent.com.

Атрибуты детства в виде первых и последних звонков, парт, суровых и справедливых преподавателей, одноклассников не всех привлекают. Причем это решают родители, для которых еще недавно не было альтернатив обязательному школьному образованию и кто обязан был посещать классы. Свой график был устроен для небольшой группы детей - юных циркачей и спортсменов, актеров, музыкантов или чьи рjдители были дипломатами. Остальным приходилось высиживать определенное количество времени на уроках.

24 года назад Борис Ельцин своей властью дал возможность российским детям учиться в домашних условиях, а экзамены сдавать экзамены. Очень быстро семейное образование (как его еще называют хоумскулинг) нашло прописку в нашем обществе. Кто выбирает его? В основном те, кто по разным причинам не может отдавать своих детей в школу. Вот только несколько категорий:

  1. Йоги,
  2. Веганы,
  3. Адепты смешанного или светского обучения из религиозных побуждений,
  4. Фрилансеры, то есть люди, работающие в интернете,
  5. Те, кто путешествует постоянно,
  6. Люди, чьи дети имеют глубоко ограниченные возможности. Просто родители, которые со школьных дней испытывают неприязнь к традиционной школе.

Другой вопрос - хорошо это или плохо, и кому плохо или хорошо?

Ура, на уроки ходить не надо!

Так могут возрадоваться те, кто испытал на себе все прелести традиционной школы. Потому что сами отучились, а их дети теперь не будут ходить на ненавистные уроки. Оказывается, это можно делать. И никто не проставит ребенку прогул. Потому что особая форма обучения оформлена грамотно.

Раньше, еще до ныне существующего Закона об образовании, многие выбирали такую форму обучения как экстернат. То есть эта программа существовала в школах и центрах образования. Дети посещают школу раз в неделю, получая консультации по выбранным предметам, и после сдают экзамен. Более того, ребенок мог даже не получать таких консультаций. Просто сдавал экзамен. Экстернат предусмотрен в сегодняшнем варианте закона об образовании экстернат лишь в виде сдачи экзаменов.

Дети могут числиться в школе на очно-заочной форме или заочной. Как и что тут?

Заочники

Что это за категория учеников? Это дети, занимающиеся в домашних условиях на семейном обучении по гос.программе, когда они нуждаются в консультациях специалистов. Они, будучи в данный момент в любом месте планеты, числятся за одной из российских школ. Это очень удобно семьям, которые проживают за рубежом и стремятся к тому, чтобы их чадо получило аттестат российской школы.

Есть школы, активно работающие с так называемыми заочниками. Открываются спеццентры, которые оказывают помощь тем, кто учит дома своего ребенка. Например, мальчик из Подмосковья учился на экстерн-офисе в Новосибирске. Будучи прикрепленным к местной, так называемой традиционной, школе, ребенок задания получал по интернету, а экзамены и тесты сдавал по скайпу. Другой учился в Центре семейного образования, но числиться продолжал за своей, московской школой. Этот ученик бывал в Центре раз в неделю, посещая только некоторые уроки. Все остальное изучалось им дома.

Почему эти семьи выбрали такую форму обучения? Потому что их дети не могли физически высиживать нужное количество времени в школе. После многочасового сидения они не просто устают, а и не могут усваивать весь объем информации. В итоге, домашнюю работу сделать самостоятельно не могут.

Очно-заочники

Эта форма обучения предполагает составление индивидуального учебного плана. В нем указано - какие предметы он ходит учить в класс, а что сам учит, а также как и в какое время будет по ним сдавать зачеты. Благодаря такому плану можно предусмотреть углубленное и ускоренное изучение. Если договориться с администрацией школы, дети могут ходить только отдельные уроки, проводить тут день-два, а остальные дни работать дома, в центр образования, семейном клубе, посещая репетитора. То есть так, как решат родители.

Вот пример. Мама преподает заочные предметы. Оценки ставятся по сделанным дома работам, заданным учителем (мама приносит в школу тетради). В школе ребенок пишет диктанты и тесты. Когда одноклассники идут на физкультуру или ОРКСЭ, или во время переменок ребенок пишет небольшие тесты и диктанты. В чем выгода? В том, что дети учатся, а не высиживают в классе, ничего не делая. И тут ребенку очень тяжело.

Или другой пример. Родители перевели ребенка на очно-заочное обучение, потому что их ребенок часто болел и его недолюбливали дети. Увидев, что он потерял интерес к учебе, папа с мамой изменили форму. В итоге, ребенок высыпается, не мучается из-за травли одноклассниками, не нервничает, что огромное домашнее задание не выполнено. Этот способ получения образования больше подходит для детей, которые утомляются и часто заболевают.

Однако тут надо приготовиться к составлению четкого распорядка дня, гибкого графика (ежедневные уроки, но если вдруг погода не та или ребенок устал, все это можно сделать завтра).

Тут родители должны донести до ребенка информацию о том, что он на “домашнем обучении”, а не просто отдыхает дома, потому что так хочется.

Надомники

Надомное обучение подходит детям, которые не могут ходить в школу по состоянию здоровья. Надо подтвердить это справкой от врача. Учитель, если ребенок не в состоянии посещать уроки, занимается с ним дома. В каждом классе есть своя норма часов - 8-12, в зависимости от класса.

Увы, домой приходить может не каждый учитель. И тогда дети не получают знаний по этому предмету. Не слыша ответов ребят, с которыми они могли бы учиться, эти ученики не имеют возможности учиться на чужих ошибках. Кроме того, они зависят от уровня профессионализма преподавателя и того, какие сложатся личные отношения с ним. Но в принципе, родители считают систему гибкой, позволяющей учитывать возможности детей и проч.

Дистанционщики

При дистанционной форме обучения дети не посещают школу, получая задания и отправляя их по электронной почте, встречаясь с преподавателями по скайпу. Кому эта форма выгодна? Детям-инвалидам, в особенности из глубинки, где они не могут обратиться к квалифицированной помощи, включая психолога, логопеда, дефектолога.

Не очень приятно то, что дети абсолютно изолированы от своих сверстников.

Резюме

Что ж, рамки закона распространились на многие формы альтернативного обучения. Какой выбрать? Это зависит от особенностей каждого ребенка и семьи. Выбрав правильный подход, вы получаете однозначно выгоду. Ребенок учится, не посещая школу, при этом набирается знаний и реализовывает себя шире!

Очно-заочная форма обучения предполагает, что каждый школьник осваивает программу в собственном темпе. Это актуально для детей, которые серьезно занимаются спортом, в том числе и танцевальным, обучаются в художественной или музыкальной школе. Важно, так как кто-то быстро схватывает учебный материал, а кому-то необходимо определенное время на прорабатывание темы. Классно-урочная система ориентированы на некого среднего ученика, но таковых в природе не бывает. Всегда есть в классе отстающие – кто не успевает учиться в среднем темпе, и тоскующие – кто все усвоил и ему неинтересно слушать одно и то же в который раз.

Очно заочная форма обучения это система обучения внутри образовательного учреждения (школа, гимназия, лицей, колледж, университете), при которой обучающийся посещает уроки несколько раз в неделю по индивидуальному учебному плану.

Преимущества
  • дает возможность детям не зависеть друг от друга и от педагога, двигаться по индивидуальному учебному маршруту
  • позволяет выбрать предмет, который есть необходимость изучать более углубленно и учителя
  • в школу не обязательно ходить ежедневно: ребенок в праве посещать учебное заведение от 2 до 6 дней в неделю

Итак, начинаем процедуру оформления на очно-заочную форму получения образования. Сразу следует отметить, что данный процесс может затянуться на месяц-полтора. Поэтому рассчитываем сроки.

Как перевести ребенка на очно-заочную форму обучения. Пошаговая инструкция для родителей. Необходимые документы.

1.Подаем заявление на имя директора школы. Обязательно регистрируем документ в канцелярии.
Заявление имеет следующий вид.

Директору школы №
от родителя

Заявление

Прошу перевести моего ребенка (Фамилия, Имя, класс) на очно-заочную форму обучения по индивидуальному учебному плану в соответствии с п.23 ст.2, ч.2 ст.17, п.3 ч.1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 02.03.2016).
Прошу предоставить возможность:
1. заочное обучение по предметам: пение; чтение и т.д.
2. очно-заочная форма обучения по предметам: математика, русский язык, литература и т.д.
3. учебный день со второго по пятый урок и один дополнительный выходной день в неделю.

2.Помимо это директора мотивируем следующими документами:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» ст. 2, ст. 5, ст. 17, ст. 34 п.1, п. 3, ст.35, ст.5;
2.Типовое положение об образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года, №196) (с изменениями от 23 декабря 2002г.; 1 февраля, 30 декабря, 2005; 20 июля 2007г.; 18 августа 2008г.; 10 марта 2009г.;) (статьи: 36,42), раздел «Организация образовательного процесса»;
3. Приказ Минобрнауки РФ №1015 от 30.08.2013 года;
4.Семейный Кодекс РФ ст 63 п 2.

3.Предлагаем ознакомиться руководителю с юридической консультацией.

В соответствии ч. 2 ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 44 , ч. 4 ст. 63 Федерального закона выбор формы получения образования до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка осуществляют родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. Такой выбор родители (законные представители) вправе сделать в любой момент, в том числе и при возникновении неликвидированной академической задолженности по одному или нескольким предметам.
Таким образом, обучающийся по заявлению родителей (законных представителей) обучающего и при наличии педагогической необходимости может быть переведен на очно-заочную или заочную форму обучения.

Переход на очно-заочное обучение

Через 30 дней появляемся за положительным результатом. Школа должна ознакомить с положением об индивидуальном учебном плане и положением о формах получения образования. Составляется договор со школой.
Если результат отрицательный, то составляется заявление в прокуратуру о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.57 КОАП (Кодекс об административных правонарушениях) РФ. Нарушение законодательства об образовании совершенное в форме бездействия (необоснованный отказ перевести на очно-заочную форму получения образования).
Но по опыту предыдущих действий вполне достаточно, чтобы администрация школы не сопротивлялась.

Возможность выбрать форму получения образования – замечательная возможность для увлеченных танцами детей, которые хотят и могут быстрее продвигаться дальше. С развитием информационных технологий все больше и больше становится популярна набирает дистанционная форма обучения, элементы которой используются учебными заведениями при различных формах получения образования.