Цель:
1. Закрепить навыки четкого различения и произношения звуков С и С’.
2. Учить выделять звуки С и С’.
3. Познакомить с буквой С.
4. Учить образовывать сложные слова, слова – антонимы.
5. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
6. Способствовать развитию звуко – буквенного анализа и синтеза слов.
7. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
8. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение вместе выполнять задание.
Материал:
Демонстрационный:
1. Снежинка (на палочке).
2. Наборное полотно, большие квадраты для обозначения звуков (красные, синие, зеленые).
3. Картина: расписные сани.
4. Панно из картона: сугроб с 5 словами – схемами, СНЕ – начало слов.
5. Снежок – игрушка.
6. Указка.
7. Картина большая (Над сосной сверкает месяц, на сосне сова, под сосной лиса).
Раздаточный:
1. Поднос с маленькими квадратами (красные, синие, зеленые).
2. Прямоугольник – слово.
3. Картонка с нарисованной букой С, пластилиновая палочка (или колечко).
4. Картинки с животными: рысь, лось, лось, сова, лиса, лиса, синица, сорока.
5. Буква для каждого ребенка из слова: с, н, е, ж, и, н, к, а.
Ход занятия.
Дети стоят полукругом.
1. Воспитатель: «Загадаю вам загадку, кто смышленый погляжу».
«С неба падает зимой, и летает над землей».
«Много, много звездочек
Тонких как стекло
Звездочки холодные,
А земле тепло».
Что это? (Снежинка).
2. Позовем снежинку.
Проговаривание слова «Снежинка» с выделением первого звука.
Какой первый звук? (С).
Когда мы произносим звук С, губы в улыбке, зубы видны, кончик языка спрятался за зубы. Горло – домик голоса. Приложим тыльную сторону ладони к горлу, то горло не дрожит. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Он может произноситься твердо ЛЕС, СОН и мягко ЛОСЬ. СИЛА.
Какой звук первый в слове «Снежинка»? (Согласный, твердый).
3. Воспитатель: «Придумайте слова к слову «Снежинка».
Какая она?
Дети по кругу передают снежинку и говорят прилагательные: «Маленькая, круглая, холодная, белая, легкая, хрупкая, лучистая, тонкая, блестящая, нежная, сверкающая, мягкая, красивая».
4. Снежинка приглашает нас в зимний.? Поймай звуки, скажи слово Л’ЭС.
5. Составим схему слова «Сани» и они поедут сами. Повезут нас в зимний лес красивые расписные сани.
Воспитатель с помощью наборного полотна составляет схему слова, обозначая каждый звук определенным цветом.
Вопросы к детям.
Сколько слогов в слове?
Какой ударный слог?
Какой первый звук в слове «Сани»?
Это гласный или согласный звук? Почему?
(Когда мы произносим его во рту есть преграда: зубы и язык. Его можно тянуть, но нельзя произносить громко).
Какой второй звук? (Гласный А’).
Какой третий звук? (Согласный, мягкий Н’).
Какой последний звук? (И – гласный)
Сколько всего звуков в слове «Сани»? (Четыре).
6. Эти звуки слово песни,
Ты их в слове назови? (А, И).
7. Воспитатель говорит:
«Снег, снег,
Белый снег,
Мчимся мы быстрее всех».
Вот сани и поехали!
По схемам дети произносят скороговорку (тихо – громко, быстро – медленно).
«По семеро сели в сани».
«Наши сани едут сами».
Чистоговорки.
«Давайте выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно».
Са – са – са – в лесу бегает лиса.
Сы – сы – сы – хвост пушистый у лисы.
Су – су – су – зимой холодно в лесу.
Со – со – со – нам не нужно колесо.
Си- си –си – сук в руке неси.
8. Приехали. Дети вместе с воспитателем говорят:
«Мы к лесной поляне вышли,
Поднимает ноги выше,
Через ветки и пенечки
Кто высоко так шагал
Не споткнулся, не упал».
(Дети выходят из – за столов, шагают, встают в круг).
Воспитатель кидает снежок каждому ребенку в руки.
9. Игра «Скажи наоборот».
Веселый – грустный, сильный – слабый,
Голодный – сытый, темно – светло,
Трусливый – смелый, мир – ссора,
Слева – справа, горький – сладкий,
Тепло – холодно.
10. «Морозно» - говорит воспитатель.
Говорят все дети:
«Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь,
Подойдет ко мне мороз
Тронет руки, тронет нос,
Только надо не зевать
Прыгать, бегать и играть».
11. Игра в кругу «Найди свой звук» (2 команды»):
- Девочки (красивые и нежные – хлопают на мягкий С’);
- Мальчики (сильные и стойкие – топают на твердый С).
Са, Со, Си, Сы, Се, Сь, Су.
1 вариант
Ай да, зимушка – зима, всех она украсила,
Заготовила зима краски
Все для всех сама.
Всем деревьям чистые
Блестки серебристые.
И осина, и сосна
Ясень, ель, береза, лиственница и ольха
Все красивые стоят в серебристом инее.
Снежные тропинки, голые кусты,
Падают снежинки тихо с высоты.
Все снежинки по сугробам улеглись,
Все снежинки огонечками зажглись.
2 вариант
Пушистым снегом накрылись деревья. Трудно понять, где осина, ясень. А вот белоствольная береза. А вот сосна. Высоко на суку сидит сова. Сова спит. Совы всегда спят днем. Вася и Сеня были в лесу. Они там встретили лосей. Вася сказал: «Стой спокойно, не спугни лосей».
12. Дети садятся за столы.
Звук С и С’ обозначается буквой «С». Воспитатель показывает букву С.
13. Воспитатель предлагает детям превратить пластилиновое колечко в букву «С».
14. Вопрос – загадка:
Что растет зимой в лесу? (Сугроб).
«Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля».
15. Дети походят к «сугробу».
Это необычный сугроб, в нем спрятались «снежные» слова.
Все они начинаются одинаково – СНЕ– .
Назовите маленькое слово наверху (СНЕ- г).
Второе, третье, четвертое слово (СНЕ – жок, СНЕ – говик, СНЕ – жинка, СНЕ – гопад).
Назовите самое большое слово (СНЕ – гурочка).
16. Дети рассматривают картинку «Следы».
Воспитатель задает вопрос: «Что около сугроба?».
Ответ детей: «Следы».
Воспитатель: «Значит, мы в лесу не одни, чьи они?».
Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается. (Лиса).
Зимой – он пушистый и белый как снег, а весной серый. (Заяц).
Большая птица по сравнению с синицей, кричит громко, ходит важно. (Ворона).
Ответы детей:
Следы лисы, зайца, вороны, саней.
Вывод: они разбежались.
А кто остался?
17. Дети садятся за столы и самостоятельно составляют схему слов из звуков, используя, красные, синие и зеленые квадраты:
Сорока, Лось, Лиса, Лось, Рысь, Лиса, Сова, Синица.
18. Индивидуальная помощь, вопросы при затруднении.
19. Задания для детей.
- Встаньте дети у кого слово со звуком С, у кого слово с согласным звуком С’.
- Поднимите руку у кого в слове один слог, два слога, три слога.
- Обозначьте буквой С звук С, С’ в своих схемах.
Воспитатель показывает картинку и говорит:
«На сосне – сова,
Под сосной – лиса,
Возвращаться нам пора».
Слова воспитателя:
«Буквой С повис над лесом
Полумесяц в небе темном,
Свет волшебный с неба льет
И обратно нас зовет.
Все бело, бело, бело
Много снега намело,
Запорошило пути
Не проехать, не пройти».
«Рассыпалось слово
Скорей собери
И будет дорога у нас на пути».
Воспитатель раздает буквы. Дети из отдельных букв составляют на полу слово:
С – Н – Е – Ж – И – Н – К – А.
20. Воспитатель держит снежинку.
«Но вот кончается
Дорога дальняя
Земли касается
Звезда кристальная».
21. Снежинка опускается возле сундучка. Всем детям из сундучка вручается блестящая снежинка с буквой С.
Конспект ООД по звуковой культуре речи в старшей группе «Волшебный мир звуков (з-с)»
Программное содержание . Учить дифференцировать звуки С – З; развивать фонематический слух. Упражнять в отчетливом произнесении заданных звуков; продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук. Упражнять в отчетливом произнесении слов и фраз; воспитывать интерес к художественному слову. Воспитывать культуру общения, развивать память, речь, внимательность.
Словарная работа. Звук, чистоговорки, замок
Предварительная работа. Заучивание стихотворений, скороговорок с данными звуками, речевые упражнения «Угадай песенку», «Произнеси правильно».
Ход ООД:
Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же как и в сказках, много разных царств –государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:
1. Всю ночь летает Мышей добывает.
Станет светло,
Спать летит в дупло (сова).
Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?
Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука С.
Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком С, живет еще один звук, а какой, угадайте.
2. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы. (заяц) .
Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц?. Правильно. Зайка –хозяин звука З в волшебном царстве.
Вы уже догадались в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С».
А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.
Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите знать? Оказывается злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки З и С пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда появятся снова в царстве пропавшие звуки и мы с вами увидим в каком замке живут эти звуки.
Ребята, а чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А зайка и сова будут нам помогать.
1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите.
А теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С? (Воды из крана). Повторите.
А теперь я закрою рот листом бумаги и буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран.
Воспитатель произносит звуки: С-З-С-С-З-З. Дети выполняют задание. Открывается один фрагмент замка.
2. Молодцы, вы расколдовали одну часть замка. Которую часть замка мы с вами расколдовали? (первую). Слушайте второе задание. Их будет два, ведь звуков же в нашем царстве два. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень) А осень ранняя или поздняя? А что характерно для поздней осени, что идет вместо осенних дождей? Послушайте задание от Совы. Нужно в стихотворение подставить слова подходящие по смыслу, родственники слову снег. Вы готовы?
Воспитатель читает стихотворение И. Лопухиной «Снегопад».
«Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю… снег.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые… снежинки.
На поселки, на лужок
Все снижается… снежок.
Вот веселье для ребят,
Все сильнее… снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … снежки.
Словно в белый пуховик,
Нарядился… снеговик.
Рядом снежная фигурка –
Это девочка… Снегурка.
На снегу то, посмотри, -
С красной грудкой… снегири.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… снег.
Ребята, какими родственниками слова снег вы встретились в стихотворении?
3. Молодцы, вы расколдовали еще одну часть замка звуков. Которую по счету? (вторую). Ребята, вот сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы назовете, на какой слог оно заканчивается.
Вот летит оса са-са-са
На траве роса –са-са-са
Заплету косу- су-су-су
Я гуляла вчера в лесу су-су-су
Вот идет коза –за-за-за
Не боюсь козы –зы-зы-зы
Вот летит стрекоза –за-за-за
СЫ-СЫ-СЫ-
СУ-СУ-СУ-
ЗА-ЗА-ЗА-
ЗУ-ЗУ-ЗУ-
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-
Вот молодцы вы все задания выполнили правильно и расколдовали еще одну часть замка. Которую по счету? (третью)
Давайте немного разомнемся вместе с Совой, а то у нас впереди еще много заданий.
Физ. минутка «Сова»
«Сова, сова, совиные глаза.
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как слетит! »
4. А теперь послушайте следующее задание: Надо придумать слова, в которых есть звук З или С. Готовы? Девочки придумывают слова со звуком З, а мальчики – со звуком С. За правильный ответ получаете фишку.
Молодцы, ребята. Посмотрите, вы расколдовали еще одну часть замка и наши герои уже повеселели. А которую по счету часть замка вы расколдовали? (четвертую). Но у нас еще не все колдовство исчезло. Вы готовы продолжить?
5. Слушайте следующее задание Зайки. Заяц и Сова набирают к себе жителей. Надо определить, какой звук есть в этом слове З или С и поместить предмет туда, где находится хозяин этого звука. Еще нужно сказать, где находится звук з-с: в начале, в середине или в конце. Будьте внимательны.
Молодцы, вот вы и расколдовали еще одну часть замка Которую по счету? (пятую) .
6. Посмотрите, ребята, зайка уже повеселел и предлагает нам веселое задание. Он очень любит смешинки, а вы любите? Зайка вам будет говорить смешные предложения, а вы их исправляйте и произносите правильно.
Глаза закрыли Зину.
Захар болит у зуба.
Ваза стоит в розах.
Сова: Молодцы, умеете вы правильно строить предложения.
Ой, ребята, вы расколдовали последнюю, какую? Часть замка? (шестую) .
Посмотрите, какое красивое царство – государство у наших звуков. А посмотрите на экран, какой красивый и большой стал замок, это потому, что вы очень хорошо работали и называли все звуки правильно. Чисто и красиво произносили слова с этими звуками.
Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка.
Программное содержание: Закрепить произношение звука с в словах. Помочь воспитанникам запомнить потешку «Расти коса». Научить выделять голосом звук с в словах. Познакомить воспитанников со звуком з Показать артикуляцию звука. Обучить произношению звука изолированно в слогах, словах, интонированию звука в слове, различению слов с этим звуком.
Интеграция: коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, познание, физическая культура, здоровье, музыка.
Материалы и оборудование: Магнитная доска, расчёска, иллюстрации к чистоговоркам: коза, песок, тазы, маска – комар, игрушка для рассказывания: кукла, паровоз, самолет, мяч.
Ход занятия:
Воспитатель: Сели все красиво. Улыбнулись. Поздоровались со всеми. Сегодня, когда я шла в детский сад, я встретила грустную девочку. Я пожалела её и пригласила в гости. А вот и она. (Входит плачущая девочка)
Девочка Соня: Здравствуйте! Меня зовут Соня. Все говорят, что я не красивая и неаккуратная, поэтому со мной никто не играет.
Воспитатель: Не плачь Соня. Мы тебе поможем. Правда, дети?
Воспитанники: Да.
Воспитатель: Давайте вместе с Соней поиграем:
Поднимаем плечики,
Прыгаем кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Тссссссс!
Выше, выше, высоко,
Прыгай на ногах легко!
Садитесь все дружно. (Соня в середине)
Дети, что мы поменяем, чтобы девочка стала красивой?
Воспитанники: Её нужно причесать, заплести ей косу.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какие у неё спутанные волосы. Какие у неё волосы?
Воспитанники: Спутанные.
Воспитатель: Сейчас я их распутаю, расчешу так, чтобы все волосоньки были в ряд. Слышите, как ласково я их назвала. А теперь, вы назовите ласково Сонины волосы.
Воспитанники: Волосоньки.
Воспитатель: Расчесала я волосоньки в ряд, один к одному. Как я их расчесала?
Воспитанники: Один к одному.
Воспитатель: А теперь что я делаю?
Воспитанники: Заплетаете косу.
Воспитатель: Посмотри, Соня, какая ты стала красивая. Давайте сейчас мы попросим, чтобы коса росла:
Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса.
Расти коса до пят
Все волосоньки в ряд.
Девочка Соня: Ой, какая я стала красивая! Спасибо вам большое. Теперь у меня много будет друзей. До свидания!
Воспитанники: До свидания!
Воспитатель: Послушайте внимательно потешку ещё раз. Какой звук повторяется много раз?
Воспитанники: Звук с
Воспитатель: Вы помните какая это песенка была?
Воспитанники: Песенка водички.
Воспитатель: Правильно. Песенка водички тихая, без голоса. А хотите, я научу наш язычок петь звонкую песенку?
Воспитанники: Да.
Воспитатель: Она похожа на песенку водички. Нужно слегка растянуть губы, немножко улыбнуться, сделать язычок тонким и широким, прижать его к крылечку и подуть, но при этом включить голос. Вот так: «З — з — з». Это новая песенка. Что она вам напоминает?
Воспитанники: Комара.
Воспитатель: Назовём её песенкой комара. Давайте все вместе выпустим своих комариков и споём: «З — з — з». Давайте сейчас послушаем, как поют песню комариков мальчики. А у девочек получится так же звонко? Теперь следите за моей палочкой. Когда я подниму палочку, вы звонко запоёте песенку комара, когда опущу – песенка смолкнет.
Поиграем в игру «Злой комар»
Тихо, тихо, Зоя спит.
А вот злой комар летит.
Зою будет он кусать.
Зое он не даст поспать.
Мы прогоним комара:
«Улетай ты со двора!»
Злой комар от нас летит,
И гудит, гудит, гудит.
Молодцы! А сейчас давайте выучим чистоговорки:
За – за – за – идёт коза.
Зу – зу – зу — песок везу.
Зы – зы – зы – у меня тазы.
Зя – зя – зя – шалить нельзя.
Посмотрите, пожалуйста, у меня на столе игрушки. Вы будете подходить и рассказывать про игрушку, которая больше всего вам понравится. (Рассказывают)
Молодцы! Давайте ещё раз вспомним, с каким новым звуком мы сегодня познакомились?
Воспитанники: звуком з
Воспитатель: Как мы ещё назвали этот звук?
Воспитанники: Песенкой комара.
Воспитатель: Как звучит песенка комара?
Воспитанники: Звонко.
Воспитатель: Правильно. Молодцы!
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Активизация словаря : «Перечислю», Щётки», «Щенята».
Структура занятия:
- Вводная часть.
- Основная часть.
- І этап: показ и объяснение артикуляции звука. Многократное повторение изолированного звука воспитателем и детьми.
- II этап: закрепление произношения звука в слогах.
- III этап: закрепление произношения звука во фразовой речи.
Методические приёмы: показ, объяснение, индивидуальное и хоровое повторение, утрированное произношение звука, образное называние звука, образная физкультминутка, вопросы.
- IV этап индивидуальная работа: Собирание картинки с изображением предметов со звуком Щ.
- V предшествующая работа: заранее выучить физминутку с детьми, использовали на других занятиях. Было проведено занятие со звуком С, З.
- VI подготовка воспитателя: при подготовке пользовалась методической литературой:
- Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»
- Максаков А.И., Тумаков Г.А. «Учите играя»
- «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией В.И. Селивёрстова.
- Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Альбом №2.
Материалы к занятию : чудесный мешок, Петрушка, картинки(пила, дед, медведь, щука), зеркало. Предметы со звуком Щ: плащ, ящик; цыплята-2.
Ход занятия
(Дети садятся полукругом)
Воспитатель: Сегодня вы познакомитесь с новой песенкой язычка, но сначала послушайте сказку «Что случилось с Мишей»
«Жил однажды в лесу добрый медведь, а звали его Миша. Недалеко от леса стояла избушка, в которой жил старенький и тоже очень добрый дед. Захотелось однажды Мише сходить к домику, увидеть, как дед живёт. Вот собрался он и пошёл. Подошёл к домику, постучал, никто не отвечает. Зашёл во двор, слышит, раздаётся песенка, да не совсем обычная – щ-щ-щ-щ-. Подошёл Миша, смотрит, а это дед пилит доски, а пила поёт – щ-щ-щ-щ.(показ картики-символа). Понравилась Мише песенка, и он решил помочь дедушке, и вот заработали вместе – щ-щ-щ-.
А язычок услышал эту песенку и давай тоже её петь – щ-щ-щ-«.
Пусть и ваши язычки выучат песенку пилы. Чтобы правильно спеть, язычок сделайте широким, как чашечку, поднимите кверху, пустите ветерок, рот откройте. Вот так(показ).
А теперь эту песенку послушаем у….(воспитатель подходит, индивидуально показывает выполнение упражнения детьми, используя зеркальце).
Ребята, я знаю другие песенки, в которых слышится песенка – Щ-Щ-Щ-. Споём их:
Щи-щи-щи – мы варили щи.
Ща-ща-ща – ходит Юля без плаща.
Щу-щу-щу – я Марата ищу.
Ащ-ащ-ащ – вот тебе и плащ.
Ща-ща-ща – вот и нет плаща (индивидуальное, хоровое повторение)
Появляется Петрушка, приносит чудесный мешочек, в нём 3 щётки, ящик, плащ, щука.
Петрушка : Здравствуйте, ребята. Вот услышал я, что вы очень смеялись и решил к вам зайти. А принёс вам сегодня мешочек. А что в нём сейчас покажу(достаёт 3 щётки)
- Что это? (Щётка)
- Что это? (Щётка)
- Что это? (Щётка)
А теперь поиграем с ними. (физминутка)
«Я вам быстро перечислю,
Что я каждой щёткой чищу:
Этой щёткой- чищу зубы,
Все три щётки мне нужны.
Петрушка . А в мешочке ещё что-то есть.
Воспитатель. Иди,(имя ребёнка), достань из мешочка и скажи, что это.
Что это, (имя ребёнка)? (ящик)
Песенка пилы слышится в слове. Я-щ-щ-щик.
Давайте ещё достанем из мешочка и назовём их вместе.
Воспитатель : Петрушка сейчас хочет незаметно взять эти вещи, но он не хочет, чтобы вы видели. Вы сейчас закроете глаза, а когда я скажу, откроете их.
(Воспитатель убирает один из предметов, дети с глазами.Дети открывают глаза и называют предмет, которого не стало).
Воспитатель : Чего не стало? (не стало ящика)
Когда несколько человек подтвердят, что взят именно этот предмет, воспитатель спрашивает:
Зачем, для чего эта щётка нужна Петрушке?
Постепенно воспитатель убирает все предметы, а дети угадывают, для чего они нужны. Воспитатель следит, чтобы дети были внимательны, правильно определили взятые предметы и чётко произносили слова.
Воспитатель : А сейчас Петрушка, будь внимателен, послушай как правильно ребята умеют слышать песенку щ-щ-щ. Я скажу слово. Если в нём услышат песенку – щ, хлопнут в ладоши, а если нет, то будут тихо сидеть. Итак, лампа, щука, веник, щётка, клещи, поезд, кубики, ящик, платье, кукла, плащ, щенок.
Воспитатель исправляет, помогает произносить.
Воспитатель : Я знаю стихотворение про 2-х щенков.
«Два щенка щека к щеке
Щиплют щётки в уголке»
Кто хочет рассказать так, чтобы песенка –щ-щ- была слышна? (спросить 2 детей, затем мальчиков, девочек и хором).
Воспитатель : Молодцы!
С какой песенкой вы сегодня познакомились?
Мне сегодня понравилось, как ребята отвечали на вопросы, помогали мне, были внимательны, поэтому научились новой песенке. Занятие окончено.
Тема: «Звуковая культура речи, звук И»
Цель: проявляет интерес к совместным играм на развитие звуковой культуры речи, отличает звук И от остальных звуков; отвечает на вопросы педагога, умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции, умеет осуществлять действия по заданному правилу; оценивает собственную деятельность, свои возможности.
Задачи : учить правильно произносить звук «И», развивать речевое дыхание, побуждая детей к длительному произношению гласного звука (на одном выдохе). Развивать навыки выразительного чтения знакомого стихотворения. Воспитывать звуковую культуру речи.
Предварительная работа : рассматривание различных картинок, в названии которых есть звук И, чтение и разучивание стихотворения А.Барто «Лошадка», дидактическая игра «Помоги найти маму», просмотр презентации «Мамы и их детеныши» (домашние животные и их детеныши).
Методы и приемы : сюрпризный момент, ситуативный разговор, игровая ситуация, дидактическая игра, показ и объяснение способа действия, вопросы к детям, стимулирование к действиям.
Оборудование и материалы: игрушка - лошадка, колокольчик маленький и большой, шапочки индюшат и ястреба для игры, дидактическая игра «Помоги найти маму», картинки с изображением иголки, ириса, ириски, индюка. Мультимедийное оборудование, запись цокота копыт, звуков скотного двора, звона колокольчиков, мультфильм - презентация «Детеныши домашних животных».
Ход организованной образовательной деятельности.
Мотивационно - ориентировочный этап.
Игровая ситуация . Воспитатель предлагает детям вспомнить знакомое стихотворение А.Барто «Лошадка» (читает наизусть):
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
После прочтения стихотворения воспитатель предлагает детям показать язычком, как скачет лошадка (артикуляционная разминка). Воспитатель показывает правильное выполнения приема «щелканья» языком. После этого дети начинают щелкать языком, воспитатель помогает и объясняет технику упражнения детям, имеющим затруднения.
Сюрпризный момент. Слышится цокот копыт (в записи). Появляется игрушечная лошадка - рюкзачок.
Воспитатель обращается к детям: - Ребята, кто это к нам пришел? (ответы детей), правильно, лошадка. Но это маленькая лошадка, детеныш лошади, как его называют? Правильно, его зовут жеребенок. Жеребенок потерялся и не может позвать свою маму лошадь, потому что забыл, КАК нужно ее звать. Поможем ему? (ответы детей).
Желание принять участие в помощи жеребенку определяет дальнейшую цель последующей деятельности детей.
Воспитатель организует обсуждение проблемы и способах ее решения, подводит детей к мысли о том, что нужно подумать, КАК позвать маму жеребенка.
Поисковый этап
Поиск путей решения, определение плана работы.
Воспитатель обращается к детям: - Ребята, кто из вас знает, как позвать маму - лошадь? Дети предлагают свои варианты (позвонить в колокольчик, покричать, спеть песенку жеребенка).
Практический этап
Воспитатель подводит детей к тому, что жеребенок зовет свою маму «И-и-и-и-го-го».
- «И-и-и-и-го-го» - это песенка лошадей. Давайте негромко споем вместе с жеребенком эту песенку. (Дети выполняют задание вместе и по одному.)
Когда жеребенок зовет свою маму, его песня громкая и длинная. Вот такая: «И-и-и-и-го-го» (длительное произношение гласного звука на одном выдохе 2-3 секунды).
Давайте, ребята, поможем жеребенку отыскать свою маму. Все вместе споем песню потерявшегося жеребенка, чтобы мама ее услышала. (Пение повторяется 2 раза). Воспитатель объясняет, что при произношении звука «И» губы растягиваются в улыбке, и получается звучание «Иииииии». При произношении звука воспитатель обращает внимание на отдельных детей, поощряет их к проговариванию звука
Слышится звон колокольчиков. (Сначала маленького, потом большого)
Слышите, звенят колокольчики, это мама лошадь скачет за жеребенком. (запись звона колокольчиков). У нашего жеребенка для нас есть сюрприз (из рюкзачка воспитатель достает два колокольчика - большой и маленький)
Маленький колокольчик протяжно поет «Лиии-лиии-лиии».
Как он поет? (Дети повторяют).
Большой выговаривает «Дииинь-дииинь»
Как поет большой колокольчик? (Дети проговаривают хором и индивидуально).
Лошадки убегают домой, а нам еще слышны звуки колокольчиков «Лиии-лиии-лиии» (дети поют) «Дииинь-дииинь» (дети повторяют, на фоне записи звона колокольчиков жеребенок «убегает» за дверь).
Воспитатель обращается к детям: - Ребята, вы молодцы помогли жеребенку позвать и найти свою маму! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Индюшата и ястреб».
Физминутка.
Индюки по травке ходят, Ходьба на месте
Индюшат с собою водят. Ходьба в приседе
Громко индюки кричат Ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в стороны и вперед.
Защищают индюшат.
В небе ястреб появился, Руки на поясе, кружиться вокруг себя влево и вправо.
Над семьею закружился,
Индюшат схватить готов, Руки вдоль тела, наклоны в стороны, вперед.
Да боится индюков.
Игровая ситуация.
Ребята, мы помогли жеребенку, а давайте и другим животным поможем найти свою маму. А перед этим я хочу с вами совершить путешествие на скотный двор, где живут домашние животные (показ мультфильма - презентации «Детеныши домашних животных»).
После просмотра воспитатель подводит детей к столам, где разложена дидактическая игра «Помоги найти маму», на двух совмещенных столах разложены картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Воспитатель объясняет детям правила игры: нужно каждому «ребенку» найти маму, при этом «Ребенок» должен сымитировать звукоподражание голосу животного, изображенного на картинке. Например: воспитатель показывает картинку с изображением теленка, задает вопрос детям: - Кто это (теленок), кто у него мама? (корова), как теленок позовет свою маму? (му-уу-уу).
Игровая ситуация.
Вы замечательно справились со всеми заданиями, и в подарок получаете картинку. Назови, Маша, Ира и т.д., что нарисовано на твоей картинке (на картинках изображены следующие предметы: иголка, ирис, ириска, индюк), дети называют и артикулируют звук «И», воспитатель помогает детям выделить голосом звук «И» в словах.
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель подводит итоги занятия, предлагая детям вспомнить, что они сегодня делали, кому помогали? Дети отвечают: мы помогли жеребенку позвать свою маму «Ииии-го-го!!!», помогли другим животным отыскать свою маму, пели песенку колокольчиков больших и маленьких.
Последующая работа.
Предложить детям на улице поиграть в игру «Индюшата и ястреб»,а так же дома с родителями поискать звук «И» в словах.