Занятие по сбережению воды в средней группе. Материал и оборудование

Цель:
Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет).
Формировать умение сравнивать и анализировать.
Развивать логическое мышление.
Активизировать словарь детей.

Формировать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Загадывание загадок о воде, рассматривание иллюстраций с изображением воды, беседы о воде.
Оборудование:
Одноразовые стаканчики (по два на каждого ребёнка), соломинки, гуашь, кисточки, иллюстрации с изображением дождя, водопада, моря, реки, звуки природы, мультфильм «Путешествие капельки». Для воспитателя: ложка и варенье. Водные раскраски по количеству детей.

Дети стоят в кругу.

Доброе утро, я вам говорю!

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься,

Слушать внимательно, ума набираться!

(Здороваются на 3-х языках, садятся на стульчики полукругом)

Ход экспериментальной деятельности.

Детям загадывается загадка о воде:

С горы, сбегая без труда,

Она гремит, как гром.

В морозный день она тверда –

Руби хоть топором!

Нагрей её – и к небесам

Она взлетит тогда.

Теперь любой ответит нам:

Зовут её -…(вода)

Где в природе можно встретить воду?

(в реке, озере, ручейке…)

А сейчас я хочу показать вам уменьшенную модель нашей планеты земля.

Может кто-нибудь знает, как она называется?

А как вы думаете, что на глобусе нарисовано синим и голубым цветом?

(вода, моря и океаны)

Посмотрите, как много места на нашей планете занимает вода, но на самом деле воды, которую можно пить, у нас очень мало. Она называется пресной. Давайте повторим вместе: - вода, которую можно пить, называется пресной.

А почему нельзя пить воду из моря? (потому, что солёная)

А как будет называться вода в море? (морская)

А в озере? (озёрная)

В реке? (речная)

В роднике? (родниковая)

А в болоте? (болотная)

Ребята, скажите, а для чего людям нужна вода? (ответы детей)

А ещё кому нужна? Для чего?

Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)

А поможет нам в этом наша лаборатория и мы, как настоящие учёные, будем делать опыты. Как называют людей, которые делают опыты в лаборатории? (лаборанты)

Нам нужно как следует подготовиться к работе в лаборатории.

(выполняют гимнастику для глаз и пальчиковую)

Ещё в лаборатории нужно соблюдать правила:

1. Внимательно меня слушать.

2. Не разговаривать громко и не мешать другим ребятам.

3. Ничего не трогать на столе без разрешения.

4. Некоторые опыты можно делать только вместе со взрослыми.

(дети занимают места в «лаборатории»)

1 .В. показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.

Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)
Опыт: Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да.

Вывод-вода прозрачная.
Воспитатель:
Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей)

Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная ".

2. Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
Опыт: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
Опыт: Сравниваем цвет прозрачной воды с цветом разноцветных полосок. Вывод-вода бесцветная.

(выкладываем картинку-символ на доску).

3. Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой.
В:
Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы)
Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (ответы)
Воспитатель кладёт в свой стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать. Чем пахнет вода? (ответы)

(выкладываем картинку-символ на доску).

4. У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
В:
Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)
Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы)
У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"

(выкладываем картинку-символ на доску).

В:
Вот, ребята, вода действительно волшебница! Давайте вспомним, чистая вода какая? (ответы)
1. Без запаха.
2. Без цвета (бесцветная)
3. Без вкуса (безвкусная)
Но мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус - поэтому воду можно назвать волшебной.
Понравилось вам заниматься волшебством? (ответы)

Физминутка.

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Раз, два, три, четыре, пять-

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше
И легко – легко подышим!

Ну, вот закончилась игра

Нам на занятие пора!

(проходят к стульчикам, садятся)

В: Ребята, во что ещё может превращаться волшебница водичка?

(роса, лед, туман…)

Давайте ещё поиграем с водичкой.

Вы должны внимательно послушать звуки, и отгадать, что это, а отгадку найти глазами.

(звучит шум водопада, ручейка, моря, дождя, дети глазами должны найти

подвешенные к потолку картинки, а потом дать ответ словами)

В: Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла!

Ко мне капелька пришла,

Только в садик я вошла.

Плачет бедная, грустит,

А потом и говорит:

Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!

И сказала я в ответ:

Нет, таких детей здесь нет!

Мы водичку бережём.

Капелька заулыбалась

И с подарком я осталась!

Но сначала вы ответить мне должны,

Что же будет без воды?

(ответы детей)

В: Ни умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

Есть такая поговорка: «Где вода – там жизнь!»

Давайте повторим все вместе.

(повторяют)

Капелька подарила нам мультфильм, который называется «Путешествие капельки». Давайте посмотрим его.

(смотрят мультфильм)

В: Ребята, я хочу вам показать ещё один подарок от капельки. Она подарила нам две сказки с картинками. Посмотрите на картинки, какие они? Что с ними не так? (они чёрно-белые)

Капелька сказала, что волшебница – вода поможет нам сделать их цветными.

Давайте попробуем.

(дети проходят к столам в «лабораторию» и раскрашивают водные раскраски, возвращаются на стульчики)

В: Что мы с вами сегодня узнали о воде в нашей лаборатории?

(называют свойства воды)

Рефлексия:

Ребята, если вам было интересно на занятии, то подарите смайлики-капельки солнышку, а если или вам было трудно - то тучке.

Конспект занятия для средней группы "Свойства воды"

фото Березовской Дарьи Олеговны

Программные задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах) , уточнить значение воды для всего живого на земле.
  2. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: безвкусная, бесцветная, прозрачная.

Методы и приемы:

  1. Игровой: внесение игрового персонажа «Капельки» , сюрпризные моменты.
  2. Наглядный: схемы, символы
  3. Практический: опыты.
  4. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Оборудование:

  1. Пластмассовые стаканы, молоко, вода, соль и сахар, краски и кисти, медальки «Капельки» (всё индивидуально для каждого ребенка) .
  2. Иллюстрации с изображением животных и людей с водой и в воде.
  3. Символы, обозначающие свойства воды
  4. Главный герой - Капелька.

Предварительная работа:

  1. Беседа на тему: «Где живет вода» , «Кому она необходима и зачем» , «Кто живет в воде» .
  2. Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера.
  3. Проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды) .

Игровая ситуация «К нам Капелька в гости пришла»

I. Организационный момент

(Стук в дверь. Воспитатель вносит Капельку)

В.: Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)

В.: Капелька, ты почему такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать - это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

II. Целеполагание и мотивация

В.: Капелька подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

В.: Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)

В.: Верно! Значит тема нашей беседы – вода.

(Звучит аудиозапись журчания ручейка)

В.: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки (ответы детей) . Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.

В.: Итак, представьте, что вы учёные.

III. Ход деятельности

В.: Капелька приглашает нас в первую лабораторию, стол с цифрой 1 (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории) .

Опыт № 1 «Вода бесцветная» .

В.: У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.

В.: Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.

В.: В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная) . А что значит «прозрачная» ? (ответы детей) .

В.: Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?

В.: Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей) .

В.: Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная

В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Капелька, хочешь? (Ответы) .

На столе у воспитателя 2 стакана с водой марганцовка (для детей краски и кисть) .

В.: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

В.: А теперь вы добавите в воду краску. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей) .

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

В.: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Опыт № 2. Вода безвкусная (Детям раздаются пиалы с солью и с сахаром, ложечки) .

В.: Ребята, проходите во вторую лабораторию, за стол номер 2.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода) . Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

В.: А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Капелька, чтобы не забыла, я приготовила вам схему этого свойства воды (перед детьми вывешивается схема этого свойства)

В.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует) . Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей) . Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей) .

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт № 3 «Вода не имеет запаха» .

В.: Отправляемся в третью лабораторию, за стол с цифрой 3.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

В.: Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

(Вывешивается схема этого свойства воды.)

В.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы) . Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем ребятам.

Физминутка

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в стороны.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка» .)

А вот воду пить нельзя.

(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)

В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Капелька.

В.: Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Капельке расскажем, для чего нужна вода и кому?

(Работа со схемой «Использование воды человеком» )

IV. Обобщение и систематизация знаний

В.: Молодцы, ребята! Ну что, Капелька, узнала что-нибудь нового о воде?

Капелька: Да! Только это так трудно запомнить.

В.: А ребята тебе, Капелька, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на схемы) :

  • Вода – бесцветная
  • Вода – безвкусная
  • Вода не имеет запаха.

Капелька: Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.

В.: А ты знаешь, Капелька, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Капелька: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А чтобы ты, Капелька, не забыла про это, вот тебе памятка напоминание «Помыл руки плотно закрой кран» .

Капелька: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.

В.: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы) . А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз (вносятся медальки «Капелька» ) .

В.: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)

В: Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька)

В: Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу. А теперь предлагаю всем детям и гостям закрыть глаза и насладиться песенкой воды.

(Фоном звучат звуки воды)

Сценарий


Конспект открытого занятия в средней группе «Волшебница - вода»

Цели:
1. Способствовать пониманию детьми значения воды в жизни живой природы. 2. Закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.
Задачи:
 ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха;  уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;  развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;  закреплять умение работать с прозрачной посудой;  закреплять умение работать с растворами;  развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;  развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;  стимулировать самостоятельное формулирование выводов;  воспитывать бережное отношение к воде;
Материал:
прозрачные пластиковые стаканы, ложечки, емкости для воды, стакан с молоком, сахар, соль, краски, кисточки; плюшевый Мишка, кубики льда, картинка Звездочки.
Ход занятия

Воспитатель:
Поудобней садитесь, Не вертитесь, не крутитесь. Дети, ой, что утром было, Я же вам сказать забыла - Только в садик я зашла, Ко мне Звездочка пришла (показывает картинку Звездочки), Говорит, мне чудо гостья, Вот любуюсь свысока, Нравится мне ваша Земля, голубая и большая, Красками всегда играет, Расскажите почему, ведь сама я не пойму!
Воспитатель:
Давайте расскажем Звездочке, почему наша планета Земля такая красивая?
Дети:

Воспитатель:
Дети наша планета земля такая красивая, потому что большая её поверхность покрыта водой. Именно поэтому она такая голубая. (Продемонстрировать детям глобус и объяснить, что голубой цвет на нем, – это вода. Обратите внимание на то, что воды, голубого цвета, на нем больше чем суши. Обратить внимание на то, что на глобусе есть и белый цвет – найти их вместе. Объяснить, что белым цветом обозначается тоже вода, но только особенная – это льды и снега, которые никогда не тают). Стук в дверь. Появляется Незнайка.
Мишка:
Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются.) Мне очень грустно. Я сегодня узнал, что оказывается, ничего не знаю о воде. Можно мне остаться с вами и узнать что-нибудь о воде.
Воспитатель:
Ну что, ребята, поможем Незнайке? (Ответ детей.) Присаживайся.
Воспитатель:
Ребята, а давайте расскажем Незнайке, для чего нужна вода?
Дети.
(Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать. Дети по одному рассказывают о том, что известно. Воспитатель кратко подводит итог сказанному. (Вода основной источник жизни на Земле: без неё не было б ни растений – цветочков, деревьев, фруктов, овощей, ни животных, ни птичек, ни рыбок, ни людей. Вода нужна людям, растениям, животным, насекомым, рыбам, птицам, без воды жизнь не возможна. Люди ее пьют, готовят пищу, стирают, моют, поливают и т.д.)
Воспитатель:
Мишка, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята уже знают немного о воде, и сегодня мы проведём несколько опытов. Для этого я предлагаю нам с вами
превратиться в лаборантов. А сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию.
Опыт №1 «Вода – это жидкость»

Воспитатель:
Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Льётся вода? Почему?
Дети:

Вывод:
вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Опыт №2: «Вода прозрачная, бесцветная»

Воспитатель:
На столе у вас два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что заметили? А теперь – в стакан с молоком. – Что заметили? Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Вывод:
вода не имеет цвета, она бесцветная (вывешивается символ этого свойства).
Воспитатель:
А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как? Тогда я сейчас покажу вам фокус! Я для вас приготовила волшебные баночки, и если сказать волшебные слова, вода в банках окрасится. Попробуем?
Воспитатель:
Повторяйте за мной: Ты вода-водица, Друг ты мой студёный. Стань вода-водица, Не светлой, а разноцветной!
Воспитатель:
Подуйте теперь на баночки. (Дети говорят слова, дуют.)
Воспитатель:
А теперь мы потрясем хорошенько баночку. Что мы видим?
Дети:

Воспитатель:
В какой цвет превратилась? Дети называют цвета (красный, зелёный, жёлтый).
Воспитатель:
Правильно. Значит, вода может еще, и окрашиваться в разные цвета. Вот это вода- Волшебница! Кто желает попробовать сделать такой фокус? Дети по желанию выполняют фокус.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье? Попробуйте это сделать дома, а потом нам расскажите.
Опыт №3: «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель:
А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей).
Вывод
: вода не имеет вкуса, она безвкусная (вывешивается символ этого свойства воды).
Воспитатель:
давайте проведём с вами следующий опыт. Насыпьте в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует – соль, сахар). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Воспитатель:
оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт №4: «Вода не имеет запаха»

Воспитатель:
Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем- нибудь?
Вывод:
вода не пахнет, у неё нет запаха.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, мы хорошо с вами поработали, а теперь я предлагаю вам Звездочке, Мишке немного отдохнуть. Дети выполняют физкультминутку: Капля первая упала – кап! И вторая побежала – кап! Мы на небо посмотрели – Капельки – кап-кап запели,
Намочились наши лица, Мы их вытирали. Ну а туфли посмотрите – Мокрыми все стали. Плечами дружно поведём, И все капельки стряхнём, От дождя убежим, под кусточком посидим.
Опыт № 5:

Воспитатель:
Молодцы ребята! А теперь давайте покажем Звездочке где может прятаться водичка. Воспитатель показывает детям кусочки льда, предлагает взять желающим в руки.
Воспитатель:
Что происходит со льдом? Почему он тает? (Ответы детей.) Правильно, наши руки теплые, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду. Значит, лед - это что? (Ответы детей.) Правильно, лед - это тоже вода, только твердая и холодная. Делаем вывод: вода может быть жидкой, твердой и в виде пара.
Воспитатель:
Много мы рассказали Звездочке и Мишке о воде. Ребята, Звездочка, Мишка а вы знаете, что воду нужно беречь, и когда помоешь руки, то нужно сразу закрыть кран?
Мишка:
А зачем воду беречь, её вон сколько?!
Воспитатель:
Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода, а чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил, об этом мы с вами будем беседовать в следующий раз. А для того, чтобы мы не забывали закрывать кран, я приготовила памятку- напоминание «Экономь воду!» Ребята, давайте, мы у себя в умывальной комнате повесим эту памятку. И подарим Мишке, чтоб он тоже не забывал экономить воду. Согласны? (Ответы).
Мишка:
Сегодня я много интересного узнал о волшебнице воде. Вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха. Вода прозрачная. Но пришла пора мне с вами прощаться. До свидания, ребята.
Воспитатель:
Прежде чем попрощается с Звездочкой и Мишкой, давайте вспомнить все, про что мы её рассказали? Просмотр презентации: «Для чего нужна вода!»
Воспитатель:
Ну что ж ребята Звездочка и Незнайка теперь знают что такое вода, благодаря вам и говорят большое спасибо! Давайте попрощаемся с ними и скажем – До новых встреч! ИТОГ: Так о чем же мы говорили с вами? Чему Мишку и Звездочку учили? Что (имя ребенка) понравилось? Что такое лед? В какие цвета окрашивали воду?

Конспект занятия в средней группе.

Образовательная область – познание.

Вид детской деятельности : познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.

Раздел программы «Радуга» Познаю мир.

Тема: «Волшебница Вода».

Программное содержание :1. Расширить знания о воде, дать знания о свойствах воды.

2. Развивать любознательность, стремление участвовать в с экспериментах с водой.

3. Познакомить со схемами свойств воды.

5. Учить делать выводы, умозаключения на основе использования схем.

6.Развивать наблюдательность.

7. Воспитывать интерес к неживой природе.

Активизация словаря : сосуд, лаборатория, схема, свойства воды (бесцветная, прозрачная, твердая)

Пассивный словарь : Пруд, родник, исследователи, окрашивается, твердое и жидкое состояние воды.

Материалы к занятию : накидка, атрибут тучки на голову, атрибуты капельки с загадками для всех детей, голубое ведерко, стакан с молоком, стакан с водой, две ложечки, стаканы для всех детей,графин с водой, краски и кисточки, разные сосуды, ячейка со льдом, аудиозапись, альбом «Вода», детские рисунки, схемы, леденцы-угощение.

Предварительная работа: замораживание воды, серия занятий и игр с водой, взаимодействие с родителями.

Ход занятия.

Ребята, вставайте в круг, мы с вами поиграем в игру «Сухое – мокрое».

Я буду произносить слово, если это слово связано с водой – хлопните в ладоши, если не связано с водой – топните ногой.

Слова: лужа, дом, сосулька, пар, снег, подушка, река, барабан, пруд, родник. Молодцы!

Сегодня мы с вами будем говорить о воде и делать опыты с водой, как настоящие исследователи. А сейчас закройте глазки. (Надеваю на голову атрибут тучки).

Открывайте глазки.

Я Волшебница Вода

Я на свете всех важней

Я волшебней всех на свете

Я на свете всех нужней.

Я пришла с сюрпризом к вам. У меня есть волшебное ведерко, а в нем капельки с загадками. Хотите получить капельку и превратиться в них? Тогда разгадайте загадки.

Загадки.

Растет она вниз головой

Не летом растет, а зимой,

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она, потечет. (Сосулька)

2.Рыбам зиму жить легко, крыша – чистое стекло. (Лед).

3.Лежало одеяло мягкое, белое, солнце припекло, одеяло потекло. (Снег).

4.Много воды, плавать можно, а пить нельзя, где такая вода? (В море).

5. Летом бежит, зимой спит, весна настала, опять побежала. (Река)

Молодцы! Все загадки отгадали, в каждой загадке пряталась вода, ведь все отгадки связаны с водой. Получайте капельки. (Надеваем на голову).

Ребята, скажите, зачем людям нужна вода? (Пить, пищу готовить, мыться, купаться,…. и т.д.)

А в детском саду мы с вами ребята любим водой умываться…..

Давайте, поиграем. Физкультурная минутка

Надо, надо нам помыться!

Где тут чистая водица?

Кран откроем:- ш-ш-ш!

Руки моем:-с-с-с!

Щечки, шейку мы потрем

И водичкой обольем!

Ребята, как вы думаете, вода – живая ? Вода, это неживой природе . В воде обитает много живых организмов:

Кто живет в воде? Рыбы, растения, животные…

А у воды есть цвет? -Посмотрите и сравните. Это вода, а это молоко.

Где видно ложечку? Вывод: вода бесцветная, прозрачная .

А может вода стать цветной?

Если мы в нее добавим краску? Давайте попробуем. Подойдите к столам. Возьмите кисточку. Наберите краску и опустите в воду, аккуратно размешайте еекисточкой.

-Что вы увидели? (Вода окрасилась, приняла цвет краски) А чтобы вы не забыли об этом, я покажу вам схему, с бесцветной и окрашенной водой . (Показ схемы).

Еще одно с войство воды, она не имеет формы , куда мы воду нальем, форму того сосуда она и примет. Я наливаю воды вот в этот сосуд, а сейчас вот в этот. Что происходит? Вода принимает форму тех сосу дов , в которые мы ее наливаем. А что будет если я налью воду на стол, она просто растечется . Посмотрите, какой схемой обозначается это свойство воды. (Показ схемы)

Вода еще имеет свойство приобретать твердое состояние, то есть замерзать и превращаться в лед, а если лед нагреть то он растает и превратится в жидкость. Посмотрите на эти льдинки.Помните, мы вчера вынесли водичку на балкон, и что с ней произошло? (Замерзла, превратилась в лед). Пусть теперь постоит в тепле, посмотрим, что будет со льдом. Вот эта схема обозначает охлаждение и таяние воды. (Показ схемы).

Алина выучила стихотворение про снег и хочет нам его прочитать.(Чтение стихотворения )

А вы можете показать. Как путешествует вода?

Давайте поиграем в игру « Тучка и капельки».

Представьте, что я – мама Тучка, а вы мои детки – капельки. Делайте все, что я скажу.

Капельки, вам пора отправиться в путь. Нужно напоить все вокруг. Полетели капельки на землю.Попрыгали, попрыгали, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими,.веселыми ручейками (аудиозапись) (дети беруться за руки по двое, образуя ручейки. Встретились ручейки и стали большой рекой. (Соединились в одну цепочку).Плывут капельки, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в хоровод) двигаются по кругу. А потом вспомнили, что мама Тучка велела им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими и потянулись вверх, испарились под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.

Ребята, а теперь садитесь на коврик, а я вам покажу, где может прятаться вода. (Показ слайдов о воде).

Алиночка с мамой сделали альбом о воде..А детки тоже приготовили сюрприз для воды, они с родителями нарисовали рисунки.

Хорошо мы сегодня с вами поиграли, позанимались, много нового узнали.

- Какая может быть вода????? ? Согласовываю ответы со схемами ?

Вода небходима для жизни всего живого, вода имеет много свойств, она настоящая волшебница.

В следующий раз я вам расскажу о других свойствах воды. А сейчас я угощу вас вкусными льдинками. Посмотрите сюда. Что это? Льдинки превратились в карамельки! Я ведь настоящая волшебница.

Тема занятия: Вода помощница

Программное содержание: Продолжать знакомить дошкольников с явлениями неживой природы — водой. Расширять представления о свойствах воды и ее значении для человека. Побуждать детей проводить с водой элементарные опыты. Формировать понятия: родничок, ручеек, река, море. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать природу, желание сохранить ее красоту.

Материал: кукла Незнайка, сундучок с загадками. Магнитная доска и атрибуты к дидактическим играм: «Подбери ключик!», «Вода - это хорошо или плохо?», «Вода - наша помощница!».

Ход занятия

Раздается стук в дверь, но никто не заходит. Воспитатель интересуется у детей:

— Кто бы это мог быть? (ответы детей обсуждаются)

Воспитатель открывает дверь, входит Незнайка и вносит волшебный сундучок.

Дети, нам передали волшебный сундучок. Как же нам его открыть? (высказывания детей обсуждаются)

Проводится дидактическая игра «Подбери ключик!»

Дети должны выбрать разрезные картинки соответствующего цвета, сложить все картинки, подобрать ключик по образцу рисунка.

Воспитатель достает из сундучка загадки. При правильном отгадывании появляются на магнитной доске гости: солнышко, луна, тучка.

Оно весь мир обогревает!

И усталости не знает.

Улыбается в оконце,

И зовут его все... (солнце)

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно мне без звезд одной,

А зовут меня... (луной)

По небесам плывет мешок

И солнце закрывает.

А бывает - иногда

Что из мешка течет вода.

Спрячемся получше!

От дырявой... (тучи)

Кто из вас помнит, из какой сказки эти герои? («Сказка о том, как умный мальчик Луну с Солнцем помирил!»)

Как смог мальчик помирить Солнце и Луну? (ответы детей обсуждаются)

Ребята, если идет дождь, это хорошо или плохо?

Проводится дидактическая игра «Вода - это хорошо или плохо?»

Воспитатель выставляет на магнитной доске сюжетные картинки, а дети дают свои пояснения.

Дождик землю поливает. Все начинает быстро расти: трава, цветы, деревья. Дождик - это хорошо.

Дождик идет, значит, гулять нельзя. Можно ноги промочить и заболеть. Дождик - это плохо.

Если дождик идет очень долго, на улице будет много воды, растения могут погибнуть. Много дождика - это плохо.

Если долго не идет дождик, или дождик покапал и быстро кончился, то растения могут погибнуть. Нет дождя, или если его мало - это плохо. И т.д.

Воспитатель предлагает детям поговорить о воде.

Зачем вода нужна человеку и всему живому на земле? (ответы детей обсуждаются)

Воспитатель берет на руки Незнайку и о чем-то с ним говорит. Затем предлагает детям:

Ребята, хотите узнать, какая история произошла с нашим другом Незнайкой? Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте повнимательнее.

Живет наш друг Незнайка в своем городе, поживает.

Как называется этот город? (Цветочный)

А называется он так потому, что в Цветочном городе было очень много... (цветов). Цветы в этом городе были очень нежные и капризные.

Как вы понимаете эти слова нежные и капризные? (ответы детей обсуждаются)

Цветы хотели, чтобы за ними всегда ухаживали, поливали их, зря не рвали. В Цветочном городе за цветами ухаживали все малыши и малышки по очереди. Дошла очередь и до Незнайки

Как вы думаете, как ухаживал за цветами Незнайка и почему? (ответы детей обсуждаются)

Незнайка решил, чтобы каждый день не поливать цветы, прокопать от ручейка канавку к цветам.

Как вы думаете, что после этого произошло с цветами? (ответы детей обсуждаются)

Вода из ручейка потекла к цветам, затопила все цветы. Цветы стали погибать. Вода начала затоплять Цветочный город. И случилась бы большая беда. Но вода любила малышей и малышек из Цветочного города. За их трудолюбие, за доброту за заботу. Ведь вода была для них помощницей.

Как вы думаете, почему малыши и малышки считали воду своей помощницей? В чем она им помогала?

Проводится дидактическая игра «Вода - наша помощница!»

Дети выбирают на столе понравившиеся предметы и дают свои пояснения.

Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы стирать свои вещи.

Вода нужна малышам и малышкам, чтобы купаться и плавать в реке.

Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы выращивать овощи и фрукты.

Вода нужна малышам и малышкам, чтобы поить домашних животных.

Вода нужна художнику Тюбику, чтобы рисовать красками.

Вода нужна доктору Пилюлькину, чтобы делать лекарства и лечить больных.

Вода нужна повару Пончику, чтобы готовить обеды, завтраки и ужины.

Вода нужна Шпунтику и Винтику, чтобы умываться после работы.

Вода нужна всем малышам и малышкам, чтобы ее пить, когда жарко. И т.д.

Вода не побежала по канавке, которую выкопал Незнайка, она спряталась в земле. А через некоторое время в другом месте вдруг появился фонтанчик воды. Такие фонтанчики называют родничками. Наш ручеек пробился сквозь землю и побежал совершенно в другую сторону. Незнайка опять начал от ручейка копать канавку. А ручеек опять спрятался в землю. Пробежал под землей немного и опять пробился сквозь землю, но уже совсем в другом месте. Тут Незнайка и спрашивает ручеек: «Почему ты от меня убегаешь?» А ручеек отвечает: «От беды тебя и твоих друзей спасаю!»

Воспитатель обращается к детям:

Кто из вас может объяснить Незнайке, от какой беды ручеек спасает Незнайку и его друзей? (ответ детей по желанию)

Узнал обо всем Незнайка, и ему стало стыдно. Ведь Незнайка малыш хороший, только учиться ленится.

Воспитатель предлагает детям и Незнайке проследить путь маленького ручейка.

Маленький фонтанчик, который пробивается сквозь землю, называется родничок. Родничок течет и встречает на своем пути другие роднички. Эти роднички текут вместе и образуют уже ручеек. Ручейки тоже собираются и текут по земле вместе и образуют уже речку. На земле есть горы, а есть впадины или ямы. Вот в одну из таких больших впадин собираются реки и образуют море.

Незнайка предлагает детям отгадать загадки:

В голубой рубашке

Журчит цветок в овражке. (родничок)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (ручеек)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик - в роднике,

А широкий - в море. (река)

Кругом вода,

А с питьем беда. (море)

Кто из вас знает, почему мы не пьем морскую воду? (ответы детей обсуждаются)

В конце занятия проводится подвижная игра «Мы ручейки»: сначала дети разбегаются врассыпную по всей группе - роднички; собираются в пары - ручейки; собираются группами - реки; собираются все вместе в большой круг - море.