Занимательный менеджмент для школьников. Упражнения по тайм-менеджменту для развития навыков планирования

С 2006 года наша гимназия участвует в Открытой Всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие». На данный момент олимпиада охватывает всех учащихся гимназии со 2 по 11 класс. Ежегодно в сентябре все гимназисты участвуют в школьном туре, сильнейшие участники проходят в региональный тур, а затем и в Финал олимпиады. Финал проводится в разных городах: Москве, Подольске, Смоленске, Екатеринбурге.

Наша гимназия является региональным организатором олимпиады (для школ Выборгского района СПб и других ОУ города).

Краткая информационная справка

Цели и задачи интеллектуальной олимпиады

Изучение отечественной истории и культуры;
развитие проектной работы и расширение методической и содержательной базы интеллектуальных соревнований;
объединение молодежи в деле изучения и сохранения отечественного культурного наследия;
знакомство с принципами честной игры;
создание условий для поддержки одаренных детей;
повышение педагогической квалификации учителей, аспирантов, студентов, научных работников, принимающих участие в проведении Олимпиады.

Основные характеристики олимпиады

1. Главные составляющие олимпиады
1.1. Соревновательная
Олимпиада состоит из соревнований на память, эрудицию и скорость мышления.
1.2. Тематическая
Часть заданий олимпиады связана единой темой. По этой теме также предлагаются специальные исследовательские и проектные задания.
2. Индивидуальный и командный зачеты
Результаты всех участников олимпиады одновременно учитываются в командном и индивидуальном зачетах.
3. Доступность олимпиады для всех учащихся
В олимпиаде могут принять участие ребята разного возраста (с 3 по 11 класс) и уровня подготовки.
4. Олимпиада для учащихся начальной школы
За основу взяты адаптированные для младших школьников интеллектуальные задания старшеклассников, плюс дополнительные конкурсы.

Организаторы олимпиады

Основная задача школ, гимназий и лицеев – всестороннее развитие учеников и предоставление одаренным детям возможности углубленного изучения различных предметов. Принимая участие в различных ученических олимпиадах, ребята могут не только продемонстрировать свои знание и получить бесценный опыт, а и обеспечить себе место в одном из лучших ВУЗов страны.

Среди многочисленных конкурсов для одаренной молодежи особого внимания заслуживает олимпиада «Наше наследие», которая будет проводиться в 2018-2019 учебном году уже в 15 раз.

Общая информация об олимпиаде

Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» – успешный проект, разработанный сотрудниками Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с целью повышения качества знаний учащихся в области отечественной истории и культуры.

В соревновании могут принять участие учащиеся 1-11 классов. Естественно, что для разных возрастных групп предлагаются задания соответствующего уровня сложности.

Каждый год организаторы предлагают школьникам новые увлекательные темы для углубленного изучения истории и культуры родной страны. Так, в 2017-2018 учебном году таковыми были: для 1-7 классов – «Библиотека», для 8-11 классов – «Россия с 1868 по 1918 годы». На 2018-2019 годы предлагаются следующие темы:

  1. «Поволжье» (история городов, достопримечательности, памятники и др.);
  2. «Народные промыслы и ремесла» (охватывает все регионы РФ).

Олимпиада включает 4 основных тип заданий:

  1. тесты;
  2. кроссворд;
  3. логические задачи;
  4. брейн-ринг (командный тур).

На пути к вершине участникам предстоит пройти 4 очных тура:

  • школьный;
  • муниципальный;
  • региональный;
  • финал (заключительный).

Как олимпиада III уровня, конкурс предоставляет победителям льготы при поступлении в лучшие Университеты России. Степень весомости такого диплома определяет ВУЗ в зависимости от специальности.

Стать участниками 15-й по счету олимпиады «Наше наследие 2018-2019» смогут ученики школ, официально подавших заявку на сайте ovio.pravolimp.ru, а также дошкольники и студенты. Стоит заметить, что попробовать свои силы и продемонстрировать высокий уровень знаний в области истории России смогут все желающие, независимо от наличия гражданства РФ.

Обращаем внимание на тот факт, что на городской тур учеников регистрируют региональные (школьные) организаторы, а на финальный тур участник должен самостоятельно подать заявку, приложив к ней соответствующие документы!

Нововведения 2018-2019 учебного года

Поскольку конкурс пользуется большой популярностью и число участников ежегодно растет, руководство постоянно работает над его развитием, разрабатывая новые интересные задания и внедряя интересные идеи.

В 2018-2019 годах планируются такие новшества в проведении олимпиады «Наше наследие»:

  1. Разделение заданий финального этапа на 6 блоков (теперь отдельно для учеников 5-6 и 7-8 классов).
  2. Создание родительского комитета олимпиады (нововведение на этапе открытого обсуждения).
  3. Возможность для родителей принять участие в проведении финальных туров на волонтерской основе.

Актуальными в новом сезоне останутся и принятые в прошлом году нововведения, такие как подарки от участников для других команд и привлечение школьников к благотворительным акциям.

Организационные вопросы

Первым этапом подготовки олимпиады «Наше наследие» 2018-2019 учебного года является составление интересных и одновременно разноплановых заданий, позволяющих как можно глубже раскрыть выбранные в качестве основы темы. К составлению заданий может приобщиться каждый желающий. Для этого необходимо:

  1. Зарегистрироваться на сайте ovio.pravolimp.ru.
  2. Ознакомиться с требованиями, предъявляемыми организаторами к каждому типу вопросов.
  3. Изучить рекомендованную литературу.
  4. Составить свой набор тестов, вопросов, логических задач и идей для брейн-ринга.
  5. Правильно оформленный файлик прикрепить с помощью инструментов сайта.

Все участники, работы которых будут одобрены жюри и примут участие в олимпиаде, 1 сентября получат именные сертификаты, а авторы лучших заданий – дипломы Лауреатов!

Календарь мероприятий на 2018-2019 учебный год

Предлагаем ознакомится с официально утвержденным календарем «Наше наследие» и уточнить у школьных и региональных организаторов, когда именно состоится олимпиада 2018-2019 года в вашей школе:

Мероприятие

Сентябрь 2018 года

5-11 класс (школьные туры)

Благотворительная акция «Поздравление детям ко Дню народного единства»

Первый Открытый парный турнир «Этномир» или «ВДНХ» (от 3 класса и старше)

Октябрь 2018 года

5-11 классы (муниципальные туры)
5-11 классы (региональные туры)

Ноябрь 2018 года

1-4 классы (школьные туры)

Благотворительная акция «Сбор подарков к Рождеству и Новому Году для детей и пожилых людей».

ФИНАЛ 5-6 классы

Декабрь 2018 года

2-4 классы (муниципальные туры)

Январь 2019 года

ФИНАЛ 7-8 классы

Февраль 2019 года

2-4 классы (региональные туры)
ФИНАЛ 9-11 классы

Март 2019 года

ФИНАЛ 3-4 классы

Апрель 2019 года

ФИНАЛ 2 классы

Май 2019 года

ФИНАЛ 1 классы

Тонкости подготовки

Все олимпиадные задания составляются в соответствии со школьной программой и возрастом участников. Но, как и к любой другой олимпиаде, к участию в соревновании «Наше наследие» требует от учеников системной подготовки.

Опытные педагоги, чьи ученики ежегодно занимают в места в данном конкурсе, рекомендуют:

  • Ознакомиться с литературой, рекомендованной организаторами конкурса.
  • Разобрать задания прошлых лет.
  • Освежить знания из школьной программы по заданным темам.
  • Активно развивать ум, способность к аналитическому и критическому мышлению.
  • Учится эффективно взаимодействовать в команде.

Помните! Нет ничего «невозможного», просто на «невозможное» требуется немного больше времени. Стремитесь к вершине и вы обязательно добьетесь успеха!

Также предлагаем посмотреть видео о том, как прошел финал олимпиады “Наше наследие” 2017-2018 учебного года:

Ничто в действительности не принадлежит нам,

кроме времени, которым мы владеем даже тогда,

когда больше ничего не имеем

Бальтасар Грасиан

Тайм-менеджмент (англ. time management) - процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность.

Место проведения – просторный кабинет.

Возраст учащихся – 14-16 лет.

Необходимый материал: столы, стулья, бланки к упражнениям, ручки, свисток/ колокольчик, цветные карандаши

Цель занятия: Научить старшеклассников практичным инструментам тайм-менеджмента

  • обучить эффективным инструментам планирования и распределения времени;
  • отработать на практике базовые навыки тайм-менеджмента.

Ход занятия.

  1. Введение.

Знакомство.

Упражнение «Ежедневник».

Цель: знакомство участников группы друг с другом, введение в тему, осознание своих личных ресурсов.

Необходимый материал: листы бумаги, ручки.

Источник: Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков.

Упражнение «Чувство времени».

Цель: Участники тестируют себя - насколько точно они ощущают течение времени.

Необходимый материал: колокольчик или свисток, секундомер, листы бумаги, ручки.

Инструкция участникам: Надо уметь контролировать время, отведённое на работу и отдых, мысленно научиться давать себе «звонки» (ведущий звонит в колокольчик, привлекая внимание участников, и незаметно включает секундомер). Это поможет выработать у себя чувство времени. Человек, обладающий таким чувством, всегда знает, который час, всегда рассчитывает своё время и потому всё успевает, никуда не опаздывает.

А есть ли у вас чувство времени? Как оно развито?

Конечно, чувство времени есть у каждого человека, только у одних оно работает с точностью до минуты, а у других разлажено – плюс-минус полчаса (ведущий второй раз звонит в колокольчик и останавливает секундомер).

А теперь, не обсуждая вслух, запишите на листочках (участники получают их вначале занятия) сколько времени прошло с момента первого звонка до второго? Только не пытайтесь просчитать, прикинуть, а оцените своё ощущение времени.

И вот реальный результат (ведущий озвучивает показания секундомера)

Обсуждение: какое значение имеет чувство времени для человека.

  1. Основная часть

Упражнение на основе матрицы Эйзенхауэра

Цель: научить расставлять дела по приоритету.

Необходимый материал: бланки с «матрицей Эйзенхауэра», ручки, список дел.

Процедура проведения:

Участникам предлагается самостоятельно распределить дела из списка по 4 категориям. Работа в группах 5 минут.

Упражнение « Жесткие и гибкие».

Цель: научить определять гибкие и жесткие дела.

Необходимый материал: зеленые и синие карточки, список дел.

Инструкция для участников: Для того чтобы эффективно спланировать свой день нужно познакомиться еще с такими понятиями как жесткие и гибкие дела.

Жесткие дела в дне – это дела, у которых четко определено время начала. Какие примеры вы можете назвать? (школьные уроки, классные часы, кружки и секции, начало сеанса в кино и т.д.)

Помимо этого у нас еще много дел, которые не обязательно делать в определенные часы, просто нужно успеть сделать. Такие дела называют «гибкими».

У вас есть зеленый круг (гибкие дела) и синий квадрат (жесткие дела). Я буду произносить по 1-му делу. Если это «жесткое дело», поднимайте синий квадрат, а если «гибкое» - зеленый круг.

Упражнение «Запланируй субботу»

Цель: Отработать технологию жестко-гибкого планирования.

Необходимый материал: бланки с текстом, листы бумаги, ручки

Инструкция для участников: Прочитайте размышления старшеклассника о предстоящей субботе и составьте план дня. Для этого подчеркните все дела, которые необходимо сделать и определите, какие из них жесткие, а какие гибкие. Затем разделите чистый лист пополам по-вертикали. Слева проставьте сетку часов и запишите жесткие дела. Справа запишите гибкие дела, начиная с самых важных. Подсчитайте время, которое потребуется на выполнение объемных дел и прикиньте, в какое время дня их лучше сделать.

Работа в группах 10 минут. Обсуждение.

  1. Заключительная часть

Вариант проведения анализа «Часы моих достижений».

Цель: проанализировать, насколько полезным для каждого участника было время, проведенное на тренинге.

Необходимый материал: бланки с часами, ручки.

Инструкция участникам: Наше занятие по времени составило 1 час. Предлагаю вам оценить, насколько полезным было время, проведенное на тренинге. Для этого на бланке «Часы моих достижений», укажите время, которое вы затратили на тот или иной вид деятельности, в течении занятия. Если у вас есть свой вариант, отметьте его в свободном окошке.