Замок нойшванштайн описание. Лебединый замок нойшванштайн в баварии


Рубрика: Бавария

Замок Нойшванштайн (Sсhloss Neuschwanstein) завораживает изящной красотой с первых же минут знакомства. Расположившийся на отвесной скале, он словно парит над горными массивами Баварских Альп. Отсюда открывается потрясающий вид на озеро Альпзее и окрестные леса. Если не знать, кому Нойшванштайн обязан своим появлением, невольно начнешь думать, что к его строительству приложил руку добрый волшебник – настолько необычна и самобытна архитектура замка. Она поистине сказочная, и в этом утверждении нет никакого преувеличения. Другого такого замка не найти во всей Европе. Для баварцев он стал самым известным символом их маленькой родины, а для Германии – одним из самых посещаемых туристических объектов страны.

Романтические фантазии чудаковатого короля

Замок Нойшванштайн находится недалеко от городка Фюссен. Отсюда совсем близко до австрийской границы. Прямо напротив расположился замок Хоэншвангау – романтическая резиденция короля Максимилиана II, где провел детство его сын и наследник Людвиг II. Будущий монарх отличался чудаковатым складом характера и постоянно фантазировал. Вступив на престол, он продолжал витать в облаках, вынашивал какие-то идеи, казавшиеся безумными даже ближайшему окружению, и тут же стремился воплотить их в жизнь. Собственно государственными делами Людвиг II, правивший Баварией с 1864 по 1886 год, занимался крайне неохотно.

Его Величество был большим любителем сказок и легенд. Однажды он задумал построить себе настоящую сказочную резиденцию, похожую на дворец волшебника. Он мечтал о замке, архитектура которого была бы пронизана «лебедиными» мотивами. Потому что король, будучи большим поклонником творчества Рихарда Вагнера, отождествлял себя с Лебединым рыцарем, персонажем одной из опер великого композитора. К тому же лебедь – геральдический символ старинного графского рода Швангау, к преемникам которого себя относил Максимилиан II. Так появился замок Нойшванштайн. Его название переводится с немецкого языка как «Новый лебединый камень» (или утес).

Король, не любивший Мюнхен, хотел, чтобы замок находился вдали от городского шума. Для постройки он выбрал место, где в Средние века находились две крепости, от которых остались руины (их потом разобрали). Людвиг II также приказал взорвать находившуюся здесь скалу и тем самым опустить плато примерно метров на восемь. Так была создана площадка для возведения дворца. Первый камень в его основание был заложен 5 сентября 1869 года. Перед этим сюда подвели дорогу и проложили трубопровод. Строительство доверили Эдуарду Риделю, служившему архитектором при королевском дворе. А мюнхенский театральный художник Кристиан Янк занимался художественным оформлением замка – то есть воплощал в реальность все «волшебные» задумки экстравагантного короля.

Как возводился замок Нойшванштайн

Нойшванштайн – один из трех грандиозных проектов Людвига II. Одновременно с ним возводились еще два замка, Линдерхоф и Херренкимзее. При его жизни был завершен только первый, а вот Нойшванштайн стал самым известным из этой троицы архитектурных шедевров. Он гармонично сплел в себе несколько стилей – неоготический и необарокко, неороманский и неоренессанс. Его называют замком, хотя в классическом понимании таковым не является. Ведь оборонительным сооружением он не был. Да и для балов и прочих увеселений тоже не предназначался. Это был всего лишь каприз короля, грандиозно воплощенный в камне. Причем строительство дорого обошлось государственной казне Баварии. По тем временам 6 миллионов золотых марок – сумма баснословная. Немцы шутят: эти расходы могут окупиться только в том случае, если каждый житель планеты хотя бы раз посетит чудо-дворец.

Возведение замка продолжалось целых семнадцать лет. Основным строительным материалом был кирпич, его облицовывали известняком из местных каменоломен. Использовался и мрамор, но только для колонн, окон и капителей – его доставляли из австрийского Зальцбурга. Из Нюртингена завезли песчаник для эркера и подъездных ворот, их начали строить одновременно со зданием дворца в 1869 году. В 1870 году грянула Франко-прусская война, и работы пришлось приостановить. С новой силой они возобновились в 1873 году. Строители приступили к отделке королевских покоев дворца. Людвиг II требовал ускорить темпы, чтобы завершить работы к 1881 году. Он даже сменил руководителя строительства – им стал Георг Дольман. Но это не помогло: сроки постоянно переносились. Отделка первого, второго, четвертого и пятого этажей завершилась только к 1883 году.

Глядя на замок, в голове не укладывается, как его могли построить – ведь в то время не было ни башенных кранов, ни огромных бетономешалок. Не говоря уже о компьютерных программах, с помощью которых современные архитекторы работают над своими проектами. Стройматериалы поднимали в вагонетках с западной стороны здания. Они приводились в движение работавшим на паровой тяге краном. На строительстве были задействованы более двухсот каменотесов, плотников и подсобных рабочих. Только король так и не дождался окончания всех работ. После смерти Людвига II в 1886 году строительство приостановили. Третий этаж, западную террасу и купальню так и не завершили. Остался незаконченным и рыцарский дом. Доминантой Нойшванштайна могла стать главная башня высотой 90 метров с готическим собором, но до их возведения и вовсе не дошло.

Какие тайны хранит «лебединый» замок?

Весной 1884 года король уже смог поселиться в своих покоях на четвертом этаже. Уединившись в замке, он еще больше стал сторониться публики, живя в мире своих грез и фантазий. Поскольку Людвиг II никогда не был женат, поговаривали о его возможной гомосексуальной ориентации. Поводом для сплетен стала тесная дружба монарха с театральным актером венгерского происхождения Йозефом Кайнцом, главным конюхом Рихардом Хорнигом и придворным Альфонсом Вебером. В своем любимом сказочном замке король прожил всего два года.

Для министров баварского правительства это были нелегкие времена. Им постоянно приходилось искать короля в горах, чтобы завизировать важные документы. Высокие чиновники чувствовали себя унизительно. Когда их терпение лопнуло, то наспех созвали консилиум врачей, который в отсутствие самого монарха признал его душевнобольным. 12 июня 1886 года в Нойшванштайн прибыла правительственная комиссия. Людвигу II зачитали медицинское заключение из трех пунктов. Первым пунктом его обвинили в строительстве «никому не нужных» дворцов и огромных затратах, вторым – в самоустранении от участия в жизни собственной страны, третьим – в гомосексуальной ориентации.

На следующий день 40-летний король и приставленный к нему профессор Бернхард фон Гудден вышли в парк. Сначала они гуляли в сопровождении двух санитаров, а потом доктор вдруг отпустил их. Дальше они с Людвигом пошли вдвоем и… не вернулись. Около 23:00 их тела обнаружили на мелководье Штарнбергского озера. По официальной версии, король пытался покончить с собой, а профессор хотел его остановить, но не смог и утонул вместе с ним. По другой версии, более правдоподобной, неудобного монарха убили, испугавшись, что он может доказать свою дееспособность и восстановиться на троне. Суицид же был лишь инсценировкой. Заодно убрали и нежелательного свидетеля, который мог проговориться – фон Гуддена. Что произошло в тот роковой вечер, доподлинно неизвестно до сих пор. Эх, если бы стены замка Нойшванштайн могли говорить…

Замок Нойшванштайн – бессмертное наследие

Издали Нойшванштайн кажется мультяшным – словно действительно из сказки. На самом деле он величественный, комплекс его строений простирается в длину на 150 метров. Замок состоит из 110 комнат, из которых полностью завершенными можно назвать 16. Интерьеры «лебединого утеса» – это преимущественно иллюстрации к операм Вагнера, которого Людвиг II просто боготворил, и к средневековым германским легендам. Король лично участвовал в проектировании своего детища, заставляя строителей и декораторов многократно переделывать уже готовые детали интерьера. Но зато в результате капризов экстравагантного короля мы получили бессмертное наследие!

Тронный зал. Несмотря на свою незавершенность, он самый впечатляющий в замке. Построенный в неовизантийском стиле, занимает три этажа. Собственно трона здесь нет, а только закладка под него наподобие базилики. Над пустым тронным местом находятся полотна Вильгельма Хаусшильда, а рядом с мраморной лестницей – изображения 12 апостолов. Пол в зале мозаичный, а его колонны сделаны из искусственного мрамора.

Грот. Еще один яркий образец неуемной фантазии Людвига II. На первый взгляд, это небольшая комната. Находится на 3-м этаже между кабинетом короля и Салоном. Здесь нет богатой мебели и ковровых росписей. Помещение оформлено в виде сталактитовой пещеры и дает весьма реалистичное ощущение подземелья. Из мебели здесь только стол и стулья из ветвей дуба. Слуховой ход соединяет Грот с Залом певцов.

Зал певцов. Он находится над королевскими покоями, занимая восточное крыло 5-го этажа. Огромное прямоугольное помещение с трапециевидным потолком задумывалось как центральное в замке. Стены украшают декоративные панно на тему легенд о хранителе святого Грааля – Парцифале, а также раскрашенные деревянные скульптуры и растительные орнаменты. Зал освещают огромные люстры, а также напольные канделябры.

Спальня Людвига II. Самая богато декорированная комната в замке, выполненная в неоготическом стиле. Доминирует деревянное оформление, полностью покрытое тонкой резьбой. Около 60 мастеров трудились над ней в течение полутора лет. Доминанта спальни – огромная кровать с балдахином в позднеготическом стиле XV века. Ее подножие украшает рельеф на тему Распятия. Рядом с ней высокий столик с туалетными принадлежностями.

Как добраться до замка Нойшванштайн

Современники короля считалиего страсть к замкам чудачеством и безумной тратой денег. Но время все расставило все по своим местам: сегодня Нойшванштайн является музеем, и он едва ли не самая популярная туристическая достопримечательность Германии. Ежегодно его посещает 1,3 миллиона человек, что приносит немалые средства в бюджет федеральной земли Бавария. Фотографии сказочного замка, сделанные с моста Мариенбрюкке, стали визитной карточкой страны. Их можно увидеть на многочисленных открытках, футболках, чашках и другой сувенирной продукции.

Как добраться до Нойшванштайна? Туристы обычно добираются из Мюнхена, который находится в 130 км от замка – это самый популярный маршрут. На Фюссен поезда напрямую практически не ходят, поэтому покупают билеты до городка Бухло, где делают пересадку. Доехав до Фюссена, найти идущий к замку автобус не составит никакого труда. Поскольку ехать придется несколькими видами транспорта, то удобнее и дешевле будет сразу, еще в Мюнхене, приобрести многофункциональный билет Bayern Ticket. Сойдя на нужной остановке, держитесь от нее вправо. Пройдя некоторое расстояние, слева вы увидите его – сказочный Нойшванштайн.

Замок открыт для посещения ежедневно с 9:00 до 18:00 в летнее время, а зимой с 10:00 до 16:00. Единственные выходные – в рождественские праздники. Осмотр достопримечательности возможен как в составе экскурсионной группы, так и по отдельности. Время экскурсии можно согласовать на официальном сайте (www.neuschwanstein.de). Фотографировать Нойшванштайн можно только снаружи, внутри – запрещено. Входить в музей с большими сумками и другими предметами также не разрешается. Здесь регулярно проводятся концерты музыки Вагнера. Говорят, именно в этом чудесном замке великий русский композитор Петр Чайковский вдохновился идеей своего балета «Лебединое озеро»…

], буквально: «Новый лебединый камень (утёс)») - романтический замок баварского короля Людвига II около городка Фюссен и замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии , недалеко от австрийской границы. Одно из самых популярных среди туристов мест на юге Германии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Замок Нойшванштайн. Едем в Фюссен, запускать дрон в Альпах. Средневековый фестиваль.

    Замок Нойшванштайн Германия. Фильм история Нойшванштайнского замка

    Замок Neuschwanstein Нойшванштайн -Ожидания и реальность,Самые красивые уголки планеты.

    Субтитры

Строительство

Замок Нойшванштайн стоит на месте двух крепостей, переднего и заднего Швангау , на момент начала работ лежавших в руинах. Король Людвиг II приказал на этом месте путём взрыва скалы опустить плато приблизительно на 8 м и создать тем самым место для постройки «сказочного дворца». После строительства дороги и прокладки трубопровода 5 сентября 1869 года был заложен первый камень для строительства огромного замка. Оно было поручено придворному архитектору Эдуарду Риделю . Мюнхенский мастер Кристиан Янк воплощал его планы в художественные виды, т. н. «ведуты» (живописные изображения). Король настоял на личном одобрении каждого чертежа, и его участие в разработке оказалось столь значительным, что замок стали считать его личным творением.

В 1869-1873 годах были построены ворота. Личные покои короля на 3 этаже, а также комфортабельные помещения на 2 этаже способствовали удобству всего строения. Начиная с 1873 года строительные работы велись в очень напряжённом темпе, однако спустя десятилетие так и не были завершены, и король решил переселиться в недостроенный замок в 1884. Год спустя в замке отметили 60-летие матери Людвига Марии. В общей сложности король прожил в замке 172 дня, и в момент его смерти в июне 1886 строительство все еще не было закончено.

История строительства

Песчаник для портала и эркера был привезён из Нюртингена земли Вюртемберг. Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся мрамор из-под Зальцбурга .

Огромное количество стройматериала поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге. Их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъёмных блоков. Строительные машины уже тогда ежегодно проверялись на безопасность и надёжность «Баварской ревизионной комиссией по паровым котлам», из которой вышло сегодняшнее Объединение технического надзора (TÜV).

В 1880 году на стройке было занято 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих. После смерти короля в 1886 году все строительные работы были приостановлены. На момент смерти короля стоимость замка превысила семь с половиной миллионов марок, при изначальной стоимости всего проекта в 3,2 миллиона. Сам король остался должен своим кредиторам ещё большую сумму. Всего через шесть недель после смерти Людвига вступивший в права регент принял решение открыть замок для платного посещения, чтобы вернуть долги, а также постепенно завершить проект. В течение нескольких лет работы завершились, но планы короля не были воплощены в полной мере: не был окончательно достроен рыцарский зал, 90-метровая башня с церковью не была построена вообще, так же как и ещё несколько помещений, и большой парк с террасами и фонтаном к западу от строения. Тем не менее, замок оказался главной местной достопримечательностью, к 1899 году долг был полностью погашен, и с этого момента Нойшванштайн стал стабильным источником дохода для казны, по сей день продолжая привлекать всё новых и новых туристов со всего мира.

Внутреннее убранство

В интерьере замка главную роль играют иллюстрации к операм Вагнера и старинным германским легендам. Лебединый мотив - то, чем пронизана вся архитектура и художественные украшения замка. Лебедь - геральдическая птица старинного рода графов Швангау - преемником этого рода считал себя отец Людвига,

Замок

Schloß Neuschwanstein

Страна Германия
Сайт Официальный сайт

Координаты : 47°33′27″ с. ш. 10°45′00″ в. д.  /  47.5575° с. ш. 10.75° в. д. (G) (O) (Я) 47.5575 , 10.75

История строительства

Строительные работы в замке (1882-1885)

Трудно себе представить, с какими проблемами тогда приходилось сталкиваться и какое количество стройматериала требовалось. Один только производитель цемента, Якоб Ланг из Шонгау, поставил в 1872 году не менее 9000 центнеров цемента . В том же году фирма «Унхох» поставила 184500литров извести .На 1879/80гг. существует статистика по использованию строительного материала: 9300 центнеров мрамора из Зальзбурга 91000 центнеров нюртингского песчанника 400000 кирпичей 3600 кубометров песка 12000 центнеров цемента 1000 центнеров древестного угля 2050 кубометров досок (на леса). Песчаник для портала и эркера был привезён из Нюртингена земли Вюртемберг. Для окон, выступов свода, колонн и капителей применялся мрамор из-под Зальцбурга . Огромное количество стройматериала поднимали с западной стороны здания в вагонетках с помощью крана, работающего на паровой тяге. Их доставляли и устанавливали в нужном месте с помощью специальной системы подъёмных блоков. Строительные машины уже тогда ежегодно проверялись на безопасность и надёжность «Баварской ревизионной комиссией по паровым котлам», из которой вышло сегодняшнее Объединение технического надзора (TÜV). В 1880 году на стройке было занято 209 плотников, каменотёсов и подсобных рабочих. После смерти короля(в 1886 году) все строительные работы были приостановлены. Третий этаж замка и рыцарское помещение не были достроены. Главная башня замка с церковью, высотой 90 м, которая должна была возвышаться над всеми строениями, не была построена вообще. Не была закончена и западная терраса, которая должна была вести к незаконченной купальне .

Внутреннее убранство

Тронный зал (почтовая открытка, конец XIX века)

Идею вартбургских залов, Праздничного и Песенного, Людвиг II воплотил в зале певцов. Король обязательно хотел построить этот зал, поэтому сам замок Нойшванштайн выстроен как бы вокруг данного зала. Многочисленные настенные полотна иллюстрируют мотивы из легенды о Парцифале , вдохновившей Вагнера к созданию своего сценического произведения. В период жизни короля зал певцов никак не использовался. Лишь в 1933 году, в 50-ю годовщину со дня смерти композитора Рихарда Вагнера и вплоть до начала войны в 1939 году в замке проводились праздничные концерты. В 1969 году было принято решение возобновить концерты, которые можно посетить и сегодня.

Несмотря на то, что тронный зал не был завершён, он является, без сомнения, самым впечатляющим. В нём король хотел воспеть милость Бога. Базиликоподобная закладка со специальной нишей для трона должна была говорить о религиозной связи между Богом и королём. Полотна Вильгельма Хаусшильда над пустым тронным местом изображают шесть королей, причисленных к святым. Завершается ниша изображениями Христа, Марии и Иоанна. Справа и слева, рядом с мраморной лестницей, изображены 12 апостолов - носителей Божией воли. Особенно красивым в этом зале является мозаичный пол работы Детона из Вены . На его поверхности виден небесный шар с изображениями животных и растений. Колонны нижней и верхней части тронного зала сделаны из искусственного мрамора. Нижняя часть колонн - пурпурного цвета, верхняя часть сделана из искусственного лазурита .

Вид с Мариенбрюке

В интерьере замка главную роль играют иллюстрации к операм Вагнера и старинным германским легендам. Лебединый мотив - то, чем пронизана вся архитектура и художественные украшения замка. Лебедь - геральдическая птица старинного рода графов Швангау - преемником этого рода считал себя отец Людвига, Максимилиан II Баварский.

На Нойшванштайн открывается красивый вид с ближайшего моста Мариенбрюке.

В тумане

Культурные аллюзии

Открытка 1890 года

Музей

В настоящее время замок является музеем. Посещение возможно только в составе группы (при этом выдаются автоматические аудиогиды на различных языках, включая русский). Для посещения замка необходимо купить билет в билетном центре (желаемое время можно согласовать на сайте центра) и подняться к замку на автобусе, а также пешком или на конной упряжке. Единственный человек, который "проживает" в замке на данный момент и является его хранителем, - это сторож.

Примечания

Литература

  • Юлиус Десинг Королевский замок Нойшванштейн - Лехбрук-ам-Зее: Wilhelm Kienberger GmbH. - 82 с. - .

Ссылки

  • Официальный сайт (нем.) (англ.) (фр.) (итал.) (исп.)

Одно из самых красивых мест Германии – королевский замок Нойшванштайн. Это отражение древнегерманского эпоса в камне, воплощение наяву легенд из средних веков, дух двух великих людей – Людвига Баварского и Рихарда Вагнера.

История замка Нойшванштайн

Сказочный король

С самого детства принц Луи, который должен был наследовать баварский престол, находился в грезах о средневековых сказаниях. В 1861 году ему удалось побывать на опере «Лоэнгрин», созданной знаменитым Рихардом Вагнером. Опера тронула юного принца в самое сердце, и именно этот сюжет лег в основу создания будущего сказочного замка Нойшванштайн.

Родился будущий Людвиг II в 1845 году в Нимфенбурге. Все его детство прошло в не менее сказочном замке Хоэншвангау, что еще больше подкрепляло его романтические мечтания. В замке царила атмосфера средневекового эпоса, росписи соответствовали известным легендам. В начале XIX века в немецком искусстве воцаряется романтизм, что еще больше подкрепляет взгляды будущего короля. После восшествия на престол в 1864 году Людвиг II переводит под свой контроль Рихарда Вагнер, тем самым дав ему возможность творить в полную силу своих возможностей.

Время дел

С этого периода начинается период крупных свершений. Вагнер создает свои известные на весь мир оперы – Валькирия, Гибель богов, Зигфрид, Золото Рейна, Нюрнбергские мейстерзингеры, Парсифаль. Король же, возжелав еще больше погрузиться в царство своих любимых героев, начинает строительство своих великолепных замков. Стремление почувствовать себя знаменитым рыцарем-лебедем Лоэнгрином создало архитектурные шедевры всемирного уровня.

Всего Людвиг II построил три замка. Самый главный из них – Нойшванштайн в Баварии. Именно этот замок по замыслу должен был стать крепостью самого Лоэнгрина, а встречающиеся здесь повсюду символы лебедя только подкрепляют это чувство.

Сказочное место

Лебединый замок Нойшванштайн находится в Альпах Баварии, недалеко от озера Шванзее, озера Лебедя. И само название замка переводится как «Лебединый камень». Корни благородной птицы эта местность несет от имени рода рыцарей Швангау, резиденцией которых был замок Шванштайн. Король снес струю постройку и заложил здесь новый замок – Нойшванштайн – Новый Лебединый камень.

Строительство в романтизме

Романтизм XIX века сильно сказался на виде замка, он выглядит, словно взят из декораций опер Вагнера. В строительных работах принимал участие сам король, архитектором же этого замка стал Эдуард Ридель. За воплощением художественных замыслов отвечал Кристиан Янк. Король настолько влился в процесс работы, что им даже были привезены зарисовки Зала певцов из сказочного замка Вартбурга, также являющегося одним из мест действия легендарных опер Вагнера. Точная копия этого зала и была создана в замке.

Зал певцов

Строительство велось по точно продуманному плану. Основной строительный материал – кирпич. Внешне немецкий замок Нойшванштайн облицован белой известняковой плиткой. Техническое оснащение замка было выполнено с использованием самых современных приспособлений своего времени. Везде, где было нужно, подводились водопровод и канализация. В подвале замка находилась котельная, теплый воздух из которой по трубам доходил до всех комнат. Вода поставлялась сразу и в холодном, и горячем виде. Многие из этих технических мелочей для своей эпохи были просто революционны.

Известные помещения замка

Многие помещения замка посвящены героям средневековых сказаний. Так зимний сад посвящен Тангейзеру, Зал певцов – Парсифалю, большая гостиная – рыцарю-лебедю Лоэнгрину. Сказочную атмосферу создают и росписи на стенах.

Только над спальней короля работы велись 4,5 года. Здесь можно увидеть мастерскую резьбу по дереву, особенно на личной кровати монарха. На гобеленах в этой же спальне снова сказочный мотивы - моменты из поэмы «Тристан и Изольда»

Спальня

В замке короля есть и Тронный зал. На его строительство в явном виде повлиял константинопольский храм Святой Софии . Удивительно, что самого трона в этом зале нет. Здесь есть только возвышенное место для него, к которому подводит лестница.

Тронный зал

Работы над замком были завершены в 1883 году. Недолго после этого, 1886 году, смерть настигла и короля. Но работы все же были закончены, и сейчас баварский замок Нойшванштайн поражает всех своим видом. Это настоящая сказка в камне на нашей планете.

Замок Нойшванштайн больше напоминает сказочное строение, в котором хотела бы жить каждая принцесса. Высокие башни в окружении лесов, расположенные на холме Альпов, мгновенно приковывают к себе взгляд, но то, как украшен музей изнутри, описать словами невозможно. Многие деятели культуры специально приезжают сюда, чтобы вдохновиться на создание очередного шедевра.

Основные данные о замке Нойшванштайн

Сказочный дворец находится в Германии. Дословно его название переводят как «Новый лебединый камень». Такое лирическое имя строению дал баварский король, который мечтал построить романтичный замок для своей резиденции. Архитектурное строение расположено на скалистой местности, что и отражается в названии.

Для тех, кто хочет посетить это уникальное место, стоит знать, где находится Нойшванштайн. Точного адреса у достопримечательности нет, так как она расположена в некотором отдалении от крупных населенных пунктов, но до музея ходят поезда и автобусы, а любой местный житель даст подробные указания, как добраться из города Мюнхена до городка Фюссен в Баварии. Доехать до замка можно и на арендованном автомобиле, используя координаты в навигаторе: 47.5575°, 10.75°.

Режим работы романтичного дворца зависит от сезона. С апреля по сентябрь внутрь можно попасть с 8:00 до 17:00, в остальные месяцы вход разрешен с 9:00 до 15:00. Зимой в декабре не стоит забывать про рождественские праздники, в это время музей не работает. Официально замок закрыт четыре дня в году: на Рождество 24 и 25 декабря и в Новый год 31 декабря и 1 января.

Замок Нойшванштайн выполнен в неоготическом стиле. Над проектом трудился Кристиан Жанк, но ни одно решение не принималось без одобрения Людвига Баварского, так как воплощались в жизнь исключительно идеи короля, затеявшего это непростое строительство. В результате сооружение в длину составляет 135 метров, а возвышается от основания на 65 метров.

История создания замка Нойшванштайн

Ни для кого в Германии не секрет, какой правитель построил знаменитый дворец в Баварии, так как фактически этот проект завладел правителем на многие годы. Начало было положено 5 сентября 1869. До этого на месте будущего «романтичного гнездышка» были руины старых крепостей. Людвиг II отдал приказ взорвать плато, чтобы опустить его на восемь метров и создать идеальную площадку для замка. Сначала провели дорогу к месту строительства, потом соорудили трубопровод.

Работа над проектом была поручена Эдуарду Риделю, а мастером был назначен Кристиан Жанк. Каждый чертеж создавался из описаний короля, после чего им же и утверждался. В течение первых четырех лет возвели величественные ворота, а также подготовили королевские покои на третьем этаже. Второй этаж был практически полностью оборудован для комфортного проживания в резиденции.

Дальнейшее строительство велось в еще более ускоренном режиме, так как Людвиг II мечтал уже скорее поселиться в замке Нойшванштайн, но за десять лет завершить его так и не удалось. В результате в 1884 г. король не выдержал и решил переехать во дворец, независимо от того, что работы еще продолжались. Фактически создатель этого архитектурного творения прожил в нем всего 172 дня, а последние детали по отделке замка заканчивали уже после его смерти.

Особенности экстерьера и интерьера

Большая часть замка выполнена из мрамора. Его специально привозили из Зальцбурга. Портал и эркер сделан из песчаника. Внешнее оформление полностью соответствует законам неоготики, а в качестве прототипов для создания дворца были приняты замки Хохеншвангау и Вартбург.

Изнутри творение Людвига Баварского не может не впечатлять, ведь здесь повсюду царит роскошь. Ключевым считается зал певцов, повторяющий исполнение Праздничного и Песенного залов Вартбурга. Складывается впечатление, что весь замок Нойшванштайн построен в окружении этого помещения. В качестве украшения использованы полотна, иллюстрирующие легенду про Парцифаля.

Несмотря на свое назначение, комната так и не была использована во время жизни короля. Впервые в ней состоялся концерт спустя 50 лет после смерти Рихарда Вагнера. С 1933 по 1939 годы в зале певцов регулярно проводились мероприятия, но из-за войны и вплоть до 1969 года помещение вновь опустело.

Нельзя не отметить самый красивый тронный зал, который так и не удалось завершить в полной мере. При его строительстве были использованы религиозные мотивы. Трон установлен в специальной нише, напоминающей базилику, что говорит о связи короля с богом. Все окружающее убранство изображает святых. Пол из мозаики выполнен в виде небосвода с изображенными на нем представителями флоры и фауны.

В интерьере всего замка Нойшванштайн четко прослеживается тесная дружба Людвига II и Рихарда Вагнера. Огромное множество картинок изображают сцены из опер немецкого композитора. Существуют сообщения от короля Вагнеру, в которых он описывает свой будущий проект и говорит другу, что однажды он поселится в этом сказочном месте. Еще одной особенностью украшения является использование лебедей, которые стали основной идеей для возведения романтичного дворца. Птица считается символом рода графов Швангау, чьим потомком был Людвиг II.

Во Вторую мировую войну все ценности Рейха хранились в сказочном дворце. Личная коллекция Гитлера, состоящая из драгоценностей, произведений искусства, мебели, была размещена по залам, но позднее все вывезли в неизвестном направлении. Ходят слухи, что большая часть ценностей была затоплена в озере Алат, поэтому сегодня на фото внутри замка уже не увидеть этих красот.

Замок имеет не только удивительную архитектуру и внутреннее убранство, но и интересную историю. Правда, не все задумки короля были воплощены в жизнь из-за нехватки средств на строительство. За время возведения Нойшванштайна бюджет был превышен более чем вдвое, поэтому царь оставил огромный долг после своей смерти. Кредиторам было важно, кто наследник этого творения, так как сумма задолженности составляла несколько миллионов марок.

Осенью 1886 года замок Нойшванштайн был открыт для платного посещения, что позволило завершить строительство и в течение десятка лет практически полностью покрыть накопившийся долг. В результате среди невоплощенных идей остались:

  • рыцарский зал;
  • башня высотой в 90 метров с церковью;
  • парк с фонтаном и террасами.


В настоящий момент лебединый дворец является одной из главных достопримечательностей Германии. Стоит также упомянуть, чем прославился этот музей, помимо своей удивительной истории. Во-первых, по рассказам Чайковский вдохновился на создание «Лебединого озера» после посещения этого романтичного места.

Во-вторых, увидеть замок можно на монете номиналом 2 евро, выпущенную специально для коллекционеров. Появилась она в 2012 году в рамках серии «Федеральные земли Германии». Цветное изображение дворца подчеркивает дух романтизма, свойственный этому строению.

В-третьих, в докладе нередко упоминают о том, что замок Нойшванштайн стал основой для создания дворца Спящей красавицы в знаменитом парке Диснея в Париже. Неудивительно, что архитектурный памятник нередко используют для съемок в фильмах или в качестве места действия видеоигр.

Замок на юге Германии по праву считается ключевой достопримечательностью страны, ведь его красота недаром привлекает тысячи туристов. «Лебединое гнездышко» прославилось на весь мир, и по сей день история его творения пересказывается и обрастает новыми легендами.