Задания всероссийской олимпиады по биологии. Органы боковой линии у рыб служат для

Центр развития талантов «Мега-Талант» проводит всероссийские онлайн-олимпиады по биологии. Мы верим, что каждый ученик талантлив и предлагаем задания, которые раскрывают скрытые способности. Мы награждаем всех участников и после каждой олимпиады бесплатно выдаем учителям свидетельства и благодарности.

Немного статистики о нашей работе:

  • ЦРТ «Мега-Талант» организовал более 400 интернет-олимпиад по 47 школьным дисциплинам.
  • Участниками олимпиад по биологии уже стали 9000 школьников и студентов из 12 стран.
  • Мы компенсируем организационные расходы и уже выплатили учителям 2.500.000 рублей.
  • 98 % учителей довольны результатами участия в олимпиадах и становятся постоянными организаторами олимпиад «Мега-Талант».

5 шагов навстречу учителю

Мы хотим, чтобы вам было легко и приятно работать с нами. Для этого мы следуем 5 шагам, продуманным с мыслью о заботах учителя:

  1. Открываем доступ к заданиям для всех классов и предоставляем методические рекомендации по проведению олимпиады.
  2. Выдаем каждому учителю свидетельство и благодарность. Каждый сезон обновляем дизайн наградных материалов, чтобы ваше портфолио было содержательным и ярким.
  3. Возвращаем деньги на распечатку заданий, наград и другие орграсходы.
  4. Каждый месяц награждаем самых активных организаторов олимпиад.
  5. Консультируем по любым вопросам, связанным с дистанционными олимпиадами.

Олимпиады «Мега-Талант» - это как обычные олимпиады, только лучше!

Олимпиады «Мега-Талант» проводятся дистанционно. Вы сами выбираете время и место проведения мероприятия. В привычной обстановке ученики чувствуют себя увереннее, а значит, полностью концентрируются на решении заданий.

В наших олимпиадах участвуют ученики с разным уровнем успеваемости, потому что задания олимпиад «Мега-Талант» основаны на школьной программе и соответствуют ФГОС. Задания помогают оценить уровень знаний и поощряют учеников к развитию логического и аналитического мышления.

Комплекты заданий для каждого класса состоят из 15 тестовых вопросов разных типов:

  • Вопросы с одним или несколькими правильными ответами.
  • Вопросы на аналитическую и хронологическую последовательность.
  • Вопросы на исключение и соотнесение двух рядов данных.
  • Тестовые задания по работе с иллюстративными источниками.
  • Тестовые задания на решение задач.

Сколько стоит участие во всероссийской олимпиаде по биологии?

Для каждой олимпиады мы устанавливаем минимально возможную стоимость участия. Кроме этого, из оргвзноса каждого участника учителю возвращается до 30%: на печать подготовленных нами заданий, дипломов, сертификатов и другие организационные расходы, оставшуюся сумму оплачиваете нам (точную сумму вы можете узнать после регистрации ).

Каждый учитель-организатор участвует в рейтинге учителей . Проводя больше олимпиад, вы повышаете свои шансы получить действительно ценные и нужные призы. Каждый месяц ЦРТ «Мега-Талант» награждает самых активных учителей. Труд каждого педагога бесценен, и мы рады сотрудничеству со специалистами из России, а также стран ближнего зарубежья.

Как часто мы проводим олимпиады по биологии?

Когда бы вы ни решили провести олимпиаду, наверняка именно в этот период будет проходить одно из наших основных образовательных мероприятий. Всего в году три сезона всероссийских олимпиад по биологии (зимний, весенний и осенний) и четыре сезона международных олимпиад. Для каждого сезона мы готовим новые задания. Это позволяет участвовать несколько раз за год.

Как мы подсчитываем результаты?

Все задания проверяются автоматически. Это позволяет добиться объективности оценивания результатов. Компьютер подсчитывает результат и публикует его на сайте. После этого организатор может скачать, распечатать и вручить наградные своим ученикам.

Как организовать олимпиаду по биологии для своих учеников?

Все очень просто:

  • вы регистрируетесь на сайте и оплачивает участие в олимпиаде по биологии для своих учеников (это нужно сделать до окончания срока приема заявок);
  • после старта мероприятия в вашем личном кабинете на сайте станут доступны файлы с заданиями.
  • распечатав их, вы уже сможете приступить непосредственно к проведению олимпиады по биологии (для каждого участника необходимо распечатать отдельный комплект заданий);
  • ответы каждого из участников вы заполняете онлайн в своем личном кабинете;
  • после проверки заданий системой и нашими методистами результаты сразу публикуются на нашем сайте;
  • в вашем личном кабинете станут доступны для скачивания все наградные материалы.

Как оплатить участие во всероссийской интернет-олимпиаде по биологии?

Вы можете оплатить участие в олимпиаде при помощи:

  • банковской карты (онлайн);
  • квитанции, в отделении Почты России;
  • электронных платежных систем (онлайн).

Могут ли в мероприятии участвовать школьники и студенты из других стран?

ЦРТ «Мега-Талант» занимается организацией образовательных мероприятий международного уровня. К участию допускаются все учащиеся, независимо от их национальной принадлежности или страны проживания. Однако, для того чтобы понять суть заданий, ученики должны свободно владеть русским языком.

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. На агар-агаре можно вырастить культуру возбудителей:

а) дизентерии б) гриппа в) малярии г) диабета.

2. Сосуды ксилемы в период активного функционирования растения:

а) живые, но их клеточные оболочки одревесневают

б) живые, но их ядро исчезает

в) живые, цитоплазма остается только около клеточной оболочки

г) мертвые.

3.В вишне или сливе съедобными являются бывшие:

а) семязачатки б) стенки завязи в) цветоложа г) пыльники.

а) сосна, ель, банан б) кедр, туя, секвойя

в) тисс, кокос, кипарис г) можжевельник, лиственница, финиковая пальма.

5. Из оплодотворенной центральной клетки покрытосеменных растений образуется:

а) плод б) семя в) зародыш семени г) эндосперм.

6. Характерными соцветиями для бобовых являются:

а) простой зонтик и корзинка б) колос и метелка в) головка и кисть г) щиток и сложный зонтик

7. После «выстрела» стрекательные клетки тела гидры:

а) восстанавливаются б) отмирают

в) превращаются в покровно-мускульные клетки г) становятся промежуточными клетками.

8. Какая группа является наиболее древней среди современных рептилий:

а) крокодилы б) черепахи в) гаттерии г) змеи.

а) гермафродитизм

б) отсутствие органов чувств

в) отсутствие пищеварительной системы

г) сильно развитая половая система.

10. У цапли, долго стоящей в холодной воде, не бывает переохлаждения из-за:

а) противоточного кровообращения в ногах

б) равномерного тонкого слоя жира под кожей ног

в) роговых чешуек на конечностях

г) интенсивного обмена веществ в конечностях.

11. Cердце насекомых:

а) в виде трубки б) однокамерное; в) двухкамерное г) четырехкамерное.

12. К отряду Перепончатокрылые относятся:

а) пчела, оса, овод

б) шершень, наездник, муравей

в) шмель, слепень, богомол

г) пилильщик, рогохвост, стрекоза.

13. Синтез белка не происходит в следующих органоидах клетки:

а) рибосомах б) лизосомах в) митохондриях г) ЭПС.

14. Поперечно-полосатые мышцы обеспечивают:

а) сужение лимфатического сосуда

б) расширение лимфатического сосуда

в) поворот глазного яблока

г) формирование внутреннего сфинктера мочевого пузыря

15. Естественная форма бесполого размножения, известная у человека

а) клонирование б) почкование в) полиэмбриония

г) у человека бесполое размножение отсутствует

16. Плодовитый капустно-редечный гибрид создал:

а) Вавилов Н.И. б) Мичурин И.В. в) Астауров Б.Л. г) Карпеченко Г.Д.

17. Бройлерные куры - это:

а) особая мясная порода кур

б) яйценосная порода кур

в) гетерозисный гибрид

г) инбредная порода кур.

18. Возможной переходной формой от дриопитековых к австралопитековым являются: а) парапитеки б) шимпанзе в) гориллы г) рамапитеки.

19. В какой момент определяется вероятность рождения девочки или мальчика:

а) при рождении ребенка

б) при образовании зиготы

в) при проведении УЗИ на 4-ой неделе беременности

г) при образовании гамет.

20. Гормон роста образуется в:

а) надпочечниках

б) щитовидной железе

в) гипофизе

г) поджелудочной железе.

21. Онтогенез начинается с:

а) момента рождения

б) образования морулы

в) образования зиготы

г) образования половых клеток.

22. Плод человека соединен с материнским организмом через:

а) плаценту

б) стенку матки

в) пуповину

г) желтое тело.

23. Нервная система образуется из:

а) разных зародышевых листков

б) эктодермы

в) энтодермы

г) мезодермы.

24. Расщепление клетчатки у человека происходит главным образом в:

а) желудке

б) тонком кишечнике

в) толстом кишечнике

г) вообще не происходит.

25. Соматической нервной системой называется:

а) центральная нервная система;

б) периферическая нервная система;

в) часть нервной системы, управляющая

внутренними органами;

г) часть нервной системы, управляющая

произвольной мускулатурой.

26. Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены

светочувствительные клетки, в которых:

а) образуется витамин А;

б) возникают зрительные образы;

в) черный пигмент поглощает световые лучи;

г) формируются нервные импульсы.

27. В результате мейоза образуется:

а) четыре диплоидные клетки

б) четыре гаплоидные клетки

в) две гаплоидные клетки

г) две диплоидные клетки.

28. Конкурентные отношения характерны для пары видов:

а) лиса и воробей б) сова и воробей в) заяц и сова г) лиса и сова

29. Ластообразные конечности китов и дельфинов – это пример:

а) дивергенции б) ароморфоза в) дегенерации г) идиоадаптации.

30. «Бессмысленные» кодоны УАА, УАГ и УГА:

а) могут кодировать сразу несколько аминокислот

б) препятствуют соединению РНК с рибосомой

в) означают прекращение синтеза белковой молекулы

г) ничем не отличаются от остальных кодонов.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

    Какие органоидов нет в животной клетке:

I . Митохондрии II . Клеточная целлюлозная стенка
III . Клеточный центр IV . Пластиды V . Рибосомы VI . Вакуоли с клеточным соком

а) II , V , VI

б) II , III , IV , VI

в) II , IV , VI

г) I , IV , VI .

    Из перечисленных процессов относятся к пластическому обмену:
    I . Образование аминокислот из белков в пищеварительном тракте. II . Образование глюкозы из воды и углекислого газа. III . Гидролиз белков. IV . Синтез жиров.

V . Синтез белков на рибосомах. VI . Образование глюкозы из гликогена печени.

а ) I, II,VI

б ) I, III, IV, V

в) II , IV , V

г) IV , V , VI .

    Из перечисленных признаков выберите те, которые характеризуют молекулу ДНК: I . Двухцепочная молекула. II . Переносит наследственную информацию. III . Отсутствует у прокариот IV .Хранит наследственную информацию.

V . Может быть трех видов. VI . Характерно свойство репликации или самоудвоения.

а ) I, IV,VI

б ) I, III, IV, V

в) II , IV , V

г) IV , V , VI .

    Среди животных развитие с метаморфозом характерно для :
    I . Пауков. II . Лягушек III . Змей IV . Бабочек V . саранчи
    а) II ; IV

б) II , III

в) I , IV

г) I , II , III , V .

    Какие функции не могут выполнять липиды :
    I . Строительную. II . Гормональную III . Транспортную IV . Энергетическую

V . Ферментативную
а) II ; IV б) II , III в) I , IV ,V г) III , V .

Часть 3 . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Витамины А и Д относятся к жирорастворимым.

3. Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.

4. В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.

5. Наибольшее количество шейных позвонков из всех млекопитающих имеет жираф.

6. Все растения содержат хлоропласты.

7. Физиологическим называют раствор поваренной соли 0,9% - ой концентрации.

8. Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

9. Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.

10. Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.

11. У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.

12. Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.

13. Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.

14. Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.

15. Эритроциты образуются в красном костном мозге.

16. Генетический критерий вида является абсолютным критерием.

17. В настоящее время образования новых видов не происходит.

18. В состав биоценозов обязательно входят автотрофные растения.

20. Все формы изменчивости являются одним из наиболее важных эволюционных факторов.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 баллов (по 2 балла за каждое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1 . Установите соответствие между названием органоида и его типом . К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами .

А) ЭПС

Б) рибосомы

В) митохондрии

Г) ядро

Д) комплекс Гольджи

Е) клеточный центр

1. мембранные органоиды

2. немембранные органоиды

2. Установите соответствие между видом отбора и его признаками . Признак отбора

Вид отбора

А) сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями;

Б) приводит к созданию новых пород животных и сортов растений;

В) способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями;

Г) проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе;

Д) действует в природе миллионы лет;

Е) приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде.

    Естественный

    Искусственный

Установите соответствие между органическими соединениями и выполняемой им функцией. А) крахмал

Б) гликоген

В) целлюлоза

Г) муреин

Д) хитин

    Компонент клеточной стенки грибов

    Компонент клеточной стенки растений

    Компонент клеточной стенки бактерий

    Запасной полисахарид растений

    Запасной полисахарид грибов

    Установите соответствие между биологическим процессом и его свойствами.

Свойство

Биологический процесс

А) выделение кислорода в процессе обмена веществ

Б) окисление органических соединений для получения энергии

В) поглощение кислорода

Г) использование солнечной энергии для синтеза АТФ

Д) синтез органических веществ из неорганических

1) клеточное дыхание

2) фотосинтез

Установите соответствие между способом размножения и его характеристикой. А) Происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток

Б) Осуществляется при участии гамет

В) Новые организмы сохраняют большое сходство с материнским

Г) Используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков

Д) Новые организмы развиваются из зиготы

Е) Потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

1) Бесполое

2) Половое

Часть V . Вам предлагаются дать развернутые ответы на вопросы. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 баллов (по 2 балла за каждое задание).

1. Задание. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее 3-х причин.

2. Задание.

Какие функции выполняет хвост у разных видов позвоночных животных? Дайте классификацию этих функций и приведите примеры.

3. Задание.

Группа радикально настроенных «зеленых» разгромила крупную пушную звероферму и выпустила на волю полторы тысячи норок. Предложите возможный дальнейший сценарий: какая судьба ожидает этих освобожденных норок в природе и как это событие отразится на местной фауне?

ответы

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:

Задания части I

Задание части II В задании выставляются 2 балла за каждое задание.

Задание части III Верное выполнение каждого задания оценивается 1 баллом.

Задание части IV Верное выполнение каждого задания оценивается 2 баллами. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает 1 балл.

За неверный ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

Задание части V Верное выполнение каждого задания оценивается 2 баллами, если ответ включает все названые элементы в ответе, не содержит биологические ошибки.

1 балл, если ответ включает 1 из названых элементов в ответе и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 вышеназванных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

0 баллов, если ответ неправильный.

Матрица ответов [максимально 76 баллов]

Часть I . [мах. 30

Часть II Часть III Часть IV . [мах. 10 баллов ] ___________ баллов

1 задание

2 задание 1

3 задание

4 задание

5 задание

Часть V

Ответ на вопрос № 1:

    Непосредственно поражают органы и ткани растений.

    Загрязняют почву, уменьшают плодородие.

    Понижают продуктивность растений.

Ответ на вопрос № 2:

Хвост у животных выполняет различные функции, среди них:
1) механическая (является опорой при беге, прыжках у кенгуру, является рулем при полете, плавании у птиц и рыб):

а) хвост как балансир (у белок, куниц, лемуров);
б) хвост как руль и тормоз (крокодилы, дельфины, рыбы);
в) снаряжение альпиниста (хвост помогает многим животным лазать по древесным стволам и отвесным скалам)
2) физиологическая (самозащита у ящериц; крысиные лемуры в дождливые дни накапливают запас жира):

а) хвост как средство защиты и нападения (у ската на основании хвоста растет длинный, плоский, зазубренный по краям и острый шип, которым он защищается при нападении).
3) коммуникабельная (взмахами хвоста животные общаются друг с другом. Причем зримые сигналы сопровождаются запахами. Дело в том, на хвосте у некоторых животных располагаются пахучие железы. Известно, что при помощи таких желез олени могут предупреждать друг друга о беде, распространяя так называемый «запах опасности»):
4)Удивительные функции хвоста :
а) использование его под склад (тушканчики, откладывают излишки жира в основание хвоста;
б) песцы, лисы, куницы, соболи и барсы – используют свой пушистый хвост как теплое шерстяное одеяло;
в) некоторым животным хвост заменяет жабры. Тритоны имеют легкие. Поэтому им приходится постоянно всплывать к поверхности воды за новыми порциями воздуха. Во время брачных игр и икрометания им это делать некогда. Самцов выручает хвост. Под его тонкой кожей масса кровеносных сосудов и кислород легко проникает в кровь

Ответ на вопрос № 3:

1.Большое количество выпущенных норок подорвет кормовую базу и нарушит сложившиеся пищевые связи.

2.Большая часть, выпущенных норок, погибнет, так как животные, выращенные в неволе не приспособлены находить себе пищу, прятаться от врагов, не адаптированы к сильным морозам.

3.Разводят американскую норку. Мы можем предположить, что на воле она вытеснит местную европейскую норку, которая менее конкурентноспособна, или это событие не отразиться на местной фауне, так как эти животные могут быть легкой добычей для хищников

Фамилия ______________________ Имя _________________________

Класс ______________________ Школа _________________________

Матрица ответов
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2016-17 уч. год
школьный уровень___
10-11 _ __ класс [максимально 76 баллов]

Часть I . [мах. 30 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

Часть II . [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов. Часть III . [мах. 20 баллов] ___________ баллов Часть IV . [мах. 10 баллов ] ___________ баллов

1 задание

2 задание 3 задание 4 задание 5 задание Часть V . [мах. 6 баллов] ___________________баллов

Ответ на вопрос № 1 ________

Ответ на вопрос № 2 __________

Ответ на вопрос № 3___________

Проверил Ф.И.О. _____________________ Итого ______________ баллов


30.10.2016

Дорогие друзья,

В 2016-2017 гг. Московская олимпиада школьников по биологии для 5-8 классов будет проходить по следующему расписанию:

Правила проведения

Московской олимпиады школьников по биологии

2016-2017 гг.

Общие положения

С 2013 г. Биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова принимает участие в проведении Московской олимпиады школьников по биологии 5-8 классов . Московская олимпиада школьников (МОШ) по биологии для учащихся 5-8 классов проходит в 2 тура.

I тур - отборочный интернет-тур. Является открытым туром и проводится в онлайн-режиме для учащихся 5-8 классов с 17 по 18 декабря 2016 г. (время московское).

Задания интернет-тура составляются методической комиссией олимпиады. Критерии оценки разрабатываются и устанавливаются жюри олимпиады. Для каждого класса будут свои задания. При создании заданий авторы ориентируются на школьную программу соответствующих классов. Однако в силу того, что понятие олимпиады подразумевает несколько больший кругозор у участника, чем рамки школьной программы, то вопросы могут включать и отдельные элементы, требующие самостоятельного освоения материала и некоторой доли любознательности.

Оргкомитет проводит интернет-тур на базе ГБОУ Центра педагогического мастерства и Московского центра непрерывного математического образования. Информационное сопровождение всех этапов олимпиады будет происходить на сайте олимпиады http://сайт и на сайте биологического факультета http://www.bio.msu.ru (раздел: Школьникам и учителямШкольникамОлимпиады).

II тур - очный, на который допускаются победители отборочного тура, будет проводиться 5 февраля 2017 г. в 11:00 на биологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Очный тур состоит из письменных ответов на вопросы и длится 3 астрономических часа. На закрытии МОШ по биологии победителям и призерам олимпиады вручаются дипломы.

Обратите внимание, что в этом году впервые только для участников из 5 классов запланирован также практический этап II тура, который будет проходить 12 февраля 2017 г. на базе Ботанического сада МГУ.

Место проведения очного тура: биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.

Адрес : 119234, Россия, Москва, Воробьевы горы, д. 1, корп. 12, Биологический факультет МГУ.

Проезд : Проезд до станции метро "Университет", выход из предпоследнего вагона из центра. Перейти по пешеходному переходу на противоположную сторону Ломоносовского проспекта. Далее автобусами 1, 113, 661, 130, 103, 187, 260, 67 или троллейбусом 34 до остановки "Менделеевская улица" (3 остановка). Затем 5 мин. пешком до Биологического факультета МГУ.

Правила проведения дистанционного отборочного интернет-тура

Регистрация на дистанционный интернет-тур МОШ по биологии для учащихся 5-8 классов открывается 1 декабря 2016 г. в 10:00
и будет открыта до 17:00 18 декабря 2016 г. (время московское). Принять участие в дистанционном туре могут все желающие, учащиеся 5-8 классов, независимо от места обучения и места проживания. Участие в дистанционном туре открытое и бесплатное.

Задания дистанционного тура будут доступны зарегистрированным пользователям с 10:00 17 декабря 2016 г. до 22:00 18 декабря 2016 г. (время московское). На выполнение заданий отводится 5 астрономических часов с момента начала их выполнения в любой из указанных дней в онлайн-режиме.

Для участия в дистанционном туре необходимо:

1) Зарегистрироваться в Единой системе регистрации на сайте http://reg.olimpiada.ru/

2) Во время проведения тура под зарегистрированным логином зайти в личный кабинет в Единой системе регистрации и приступить к выполнению заданий дистанционного тура.

3) Выполнить предложенные задания, записать полученные ответы к заданиям на сайте (задания можно выполнять в любом порядке; переключаться между заданиями можно, «кликая» на номер задания; чтобы изменить ранее введенный ответ, нужно открыть задание, «кликнув» по его номеру, и отредактировать ответ; для того чтобы просто удалить ранее введенный ответ, нужно нажать кнопку «Отмена» в этом задании).

4) Завершить выполнение работы для отправки внесенных ответов на сайт.
Обратите внимание, что после завершения работы внести изменения в ответы будет нельзя!

5) Завершить работу можно несколькими способами:

По окончании времени, отведенного на выполнение заданий, работа завершается автоматически

После того, как введен ответ в последней задаче, вам будет автоматически предложено завершить работу — можно отказаться (выбрав «Нет») или подтвердить (выбрав «Да!»)

Итоги отборочного тура будут подведены до проведения очного тура. Победители отборочного тура получат право участвовать в очном туре МОШ по биологии.

Уточнения к правилам олимпиады

Основываясь на вопросах, которые звучат в Ваших письмах, обозначим некоторые важные моменты в процедуре проведения олимпиады:

  1. Информация о проведении заочного и очного туров размещается на сайте олимпиады по биологии и на сайте биологического факультета МГУ http://www.bio.msu.ru/doc/index.php?ID=452 . Другие адреса не имеют отношения к информационному сопровождению нашей олимпиады.
  1. Обратите внимание, что регистрация на сайте http://reg.olimpiada.ru нужна не только для участия в заочном туре. Та же регистрация пригодится Вам для того, чтобы позднее просмотреть набранные баллы и свои ответы по каждому заданию. Пожалуйста, после первой регистрации запишите на бумаге и сохраните на компьютере свои логин и пароль. Не теряйте их - они Вам ещё понадобятся! Просьба к родителям помочь своим детям, в особенности учащимся 5 классов, при первой регистрации на сайте. При регистрации Вам понадобится указать адрес электронной почты, на который может быть выслан Ваш пароль в случае, если Вы его вдруг забудете.
  1. Пожалуйста, не отмечайте при регистрации в графе «Являетесь ли победителем или призёром прошлого года» значение «Да», если Вы не является Победителем или Призёром очного тура прошлого года. Оргкомитет проверяет участников по спискам победителей очного этапа прошлого года.
  1. Участники, утерявшие свой логин и пароль от Личного кабинета, могут запросить восстановление логина, зарегистрированного на конкретный адрес электронной почты на странице: http://reg.olimpiada.ru/login/remind-login (на электронную почту, указанную Вами при регистрации, придёт письмо с паролем для входа в Личный кабинет). В случае возникновения проблем с доступом к личному кабинету участники могут обращаться в службу технической поддержки: [email protected]
  1. При выполнении заданий заочного тура, пожалуйста, внимательно читайте текст заданий. В нём чётко указано, в какой последовательности нужно давать ответы на задание. При автоматической компьютерной проверке заданий заочного тура очень важным является последовательность вводимых Вами букв и цифр. Если Вы нарушаете эту последовательность, указанную в задании, Вы автоматически получаете 0 баллов за ответ. Пожалуйста, будьте внимательнее! Успех в жизни связан не только с хорошей эрудицией, но и во многом с развитием внимания.
  1. По результатам заочного этапа в Личном кабинете вывешивается статус либо Победитель, либо Участник. Статуса Призёра на этом этапе не существует. Все победители автоматически проходят на очный тур.
  1. Свои баллы и статус (Победитель, Призёр 2 или 3 степени, Участник) по результатам заочного и очного этапа можно посмотреть в Личном кабинете, который Вы создавали для прохождения дистанционного этапа, на сайте http://reg.olimpiada.ru
  1. Если участник зарегистрировался и выполнил задания под одним именем, а потом зарегистрировался ещё раз под другим именем и повторно выполнил задания (например, чтобы набрать более высокий балл), то повторное прохождение тура не засчитывается. Такие действия расцениваются Оргкомитетом как жульничество, а недобросовестный участник может быть снят с конкурса. Баллы засчитываются только за первое (однократное) прохождение заочного этапа!
  1. Если на сайте олимпиады объявлено, что результаты участников выложены в Личном кабинете, но в Вашем Личном кабинете до сих пор не видны баллы и статус, с большой вероятностью это означает, что Вы скорее всего регистрировались на сайте дважды (например, до заочного этапа, а потом ещё раз во время его выполнения). Выполняли Вы задание под одним профилем (с одним паролем), а результаты пытаетесь посмотреть во втором "пустом" профиле (с другим паролем). Вспомните второй пароль или обратитесь в службу технической поддержки: [email protected] . Имейте в виду, что регистрироваться на сайте http://reg.olimpiada.ru нужно только один раз.
  1. В очном туре принимают участие Победители заочного этапа (имеющие статус Победитель в Личном кабинете).
  1. Согласно приказу Министерства образования «Победители и призёры олимпиады предыдущего учебного года, …, к участию в олимпиаде допускаются минуя её отборочный(е) этап(ы)». Поэтому Победители и Призёры очного тура прошлого года (2016 г.) имеют право участвовать в очном туре этого года, минуя заочный этап. Однако, если Победитель или Призёр прошлого года всё-таки участвует в заочном этапе, но не набирает проходной балл, он не может проходить далее на очный тур. Акцентируем внимание, что допуск на очный тур такого школьника был бы несправедливым шагом по отношению к тем участникам, которые набрали необходимый балл. Таким образом, у Победителей и Призёров очного тура прошлого года есть два варианта: либо участвовать наравне со всеми в заочном туре по общим правилам, либо не проходить совсем заочный этап, а прийти только на очный тур. Оба варианта участия законодательно допустимы, однако Оргкомитет хотел бы обратить внимание учителей и родителей, что второй вариант (участие, минуя заочный этап) является самообманом для участника. Во-первых, задания заочного тура близки к уровню вопросов очного этапа и являются тренировкой участников и проверкой их готовности. Независимо от результата эти задания интересны и полезны школьнику для саморазвития, если он действительно заинтересован в предмете. Было бы неразумно ограничивать себя в такой тренировке. Во-вторых, задания каждого следующего класса сильно отличаются по сложности от предыдущего (добавляются совсем новые области знаний - ботаника, зоология, физиология). Поэтому победитель в 5 классе прошлого года в области природоведения может вовсе не разбираться в заданиях 6 класса по ботанике, которые по отзывам весьма не простые и требуют реальных знаний. Не стоит себя обманывать, что лавры прошлого года применимы в этому году. Нужно интенсивно работать и тренироваться, в том числе участвуя в заочном этапе. В-третьих, статистика предыдущих лет показывает, что эффективность выполнения заданий на очном туре победителями прошлого года не превышает таковую у участников-новичков. Таким образом, Оргкомитет настоятельно рекомендует победителям прошлого года не расслабляться, постоянно тренироваться и участвовать наравне со всеми в заочном туре. Только такой вариант является действительно спортивным подходом к Олимпиаде.
  1. Обратите внимание, что Похвальная грамота прошлого года, к сожалению, не даёт права участвовать в очном туре, минуя заочный.
  1. Победители других олимпиад по биологии не имеют права участвовать в очном туре, минуя заочный этап.
  1. Победители и Призёры очного тура прошлого года, не проходившие заочный этап этого года, для участия в очном туре также должны зарегистрироваться в Личных кабинетах (http: //reg.olimpiada.ru) на участие в текущей олимпиаде по биологии. Только в этом случае они смогут увидеть свои баллы по очному туру в Личном кабинете.
  1. В прошлом году, к сожалению, на очном этапе участились случаи обмана членов оргкомитета во время регистрации участниками, которые не прошли заочный тур и не являлись победителями/призёрами очного тура прошлого года. На регистрации такие участники утверждали, что в Личном кабинете у них стоит статус Победитель, что являлось неправдой. Обращаем внимание на то, что мы сверяем списки участников заочного и очного этапов, а также списки победителей/призёров прошлого года. Недобросовестные участники, а таких в прошлом году было около 10 человек, в любом случае не попадут в категорию награждённых. В Личных кабинетах у них будет стоять статус «Вне конкурса». Надеемся, что в следующем году недобросовестных участников будет меньше.
  1. Напоминаем, что МОШ по биологии не входит в Утверждённый перечень олимпиад, поэтому на сайте Российского совета олимпиад не может быть упоминания о наших дипломах. Олимпиада не даёт каких-либо привилегий при поступлении в ВУЗы. Она нацелена исключительно на развитие интереса школьников к биологии и к познанию окружающего мира. По этой причине на очном этапе мы даём ребятам задания для развёрнутого ответа, а не только тестовые вопросы. Некоторые из заданий близки к тем, которые ребята могут в будущем встретить на олимпиадах «Ломоносов» и «Покори Воробьёвы горы», проводимых МГУ.
  1. Дипломы победителей и призёров, а также похвальные грамоты вместе с призами вручаются на официальной процедуре награждения. Заранее оргкомитет не предоставляет никаких дипломов или электронных образцов. За прохождение дистанционного (отборочного) этапа отдельных грамот не предусматривается.
  1. Обращаем внимание, что дистанционный тур олимпиады является открытым. В нём могут принять участие школьники не только из Москвы, но также из других регионов России и сопредельных стран. Несмотря на то, что Оргкомитет олимпиады в настоящий момент не может обеспечить проезд и поселение в Москве участников из регионов, все победители дистанционого этапа приглашаются на очный тур. Так, по результатам прошедшей олимпиады в число победителей и призёров заключительного этапа вошли школьники из Тулы, Ярославля и Вологды, а в дистанционном этапе принимали участие ребята из 28 регионов, а также из Казахстана и Приднестровской Молдавской Республики.

Желаем успехов!

Оргкомитет олимпиады

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2016/2017учебный год

школьный этап 11 класс.

Время выполнения - 2 часа.

Часть I. требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов .

  1. В благоприятных условиях спора бактерии:

а) делится, образуя 3 - 6 новых спор; б) сливается с другой спорой с последующим делением; в) погибает;

г) прорастает в новую бактериальную клетку.

  1. Гомологичными органами являются:

а. корень и корневище б. корень и луковица

в. корневище и луковица г. корень и клубень.

  1. Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет:

а) гаплоидный набор хромосом; б) диплоидный набор хромосом; в) триплоидный набор хромосом; г) тетраплоидный набор хромосом.

  1. Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:

а) видоизмененную верхушечную почку; б) утолщенный реповидный стебель; в) видоизмененное соцветие; г) боковые видоизмененные почки.

  1. Корневые шишки - это сильно утолщенные:

6. Тело водорослей представлено:

а) побегом с придаточным корнями; б) только побегом;


в) побегом с ризоидами; г) талломом.

  1. Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:

а) при температуре 37 о С, высокой концентрации О 2 , в течение двух недель; б) при температуре 20-30 о С, высокой концентрации СО 2 , в течение двух недель;

в) при температуре 37 о С, высокой концентрации О 2 , в течение недели; г) при температуре 20-30 о С, высокой концентрации О 2 , в течение

двух недель.

  1. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
  1. У взрослых амфибий снабжается кровью

а) голова-артериальной, тело смешанной б) голова-артериальной, тело артериальной в) голова смешанной, тело смешанной г) голова смешанной, тело артериальной.

  1. Диета, ограничивающая потребление углеводов

а) помогает снизить вес, так как из глюкозы не могут синтезироваться жиры б) помогает снизить вес, увеличивая скорость распада жиров из за

меньшей секреции инсулина в) увеличивает вес, так как происходит компенсаторное снижение метаболизма г) на вес не влияет.

11.Выберите правильную последовательность процессов, приводящих к свертыванию крови.

а) образование тромба, разрушение тромбоцитов, появление сети белковых нитей, образование фибрина;

б) разрушение тромбоцитов, появление сети белковых нитей, образование фибрина, образование тромба; в) образование фибрина, разрушение тромбоцитов, появление сети белковых нитей, образование тромба;

Г) разрушение тромбоцитов, образование фибрина, появление сети белковых нитей, образование тромба.

12. Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке:

а) слабокислая; б) нейтральная;

в) слабощелочная; г) щелочная.

13. К вирусным заболеваниям не относится:

а) корь; б) клещевой энцефалит;

в) краснуха; г) дифтерия.

14. Пищевая цепь - это:

а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего; б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта; в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;

г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.

15. Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для

существования:

а) экосистем пресных вод; б) природных экосистем

суши;

в) экосистемы Мирового океана; г) агроценозов.

16. В природных условиях естественными носителями

возбудителя чумы являются:

а) птицы; б) грызуны;

в) копытные; г) человек.

17. Световая фаза фотосинтеза проходит:

а) в строме хлоропласта; б) на мембранах тилакоидов;

в) на рибосомах хлоропласта; г) на наружной мембране хлоропласта.

  1. Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:

а) одного вида, но с разными внешними признаками; б) двух видов, одного рода и одного семейства;

в) двух видов, двух родов, но одного семейства; г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.

19. Первые наземные позвоночные произошли от рыб:

а) лучеперых; б) кистеперых;

в) цельноголовых; г) двоякодышащих.

  1. Диплоидный набор хромосом клеток свиньи состоит из 40 хромосом; в конце телофазы I мейоза число молекул ДНК в каждой образовавшейся клетке равно .

а) 20 б) 40 в) 80 г)160

21. На рисунке изображена фаза митотического клеточного

деления

а) телофаза б) метафаза;

в) анафаза; г) профаза.

22.

При партеногенезе организм развивается из:

а) зиготы;

б) вегетативной клетки;

в) соматической клетки;

г) неоплодотворенной яйцеклетки.

23.

Матрицей для трансляции служит молекула:

а) тРНК;

б) ДНК;

в) рРНК;

г) иРНК.

24.

Кольцевая ДНК характерна для:

а) ядер грибов;

б) клеток бактерий;

в) ядер животных;

г) ядер растений.

25.

Ионы магния входят в состав:

а) вакуоли;

б) аминокислот;

в) хлорофилла;

г) цитоплазмы.

26.

В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного

продукта) является:

а) АТФ

б) глюкоза;

в) вода;

г) углекислый газ.

27.

Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики

поражает:

а) митохондрии;

б) хлоропласты;

в) ядро;

г) вакуоли.

28.

Онтогенез начинается с момента

а) образования морулы;

б) образования половых

клеток;

в) образования зиготы;

г) с момента рождения.

29.

У отца группа крови АВ, а у матери - В. Какие группы крови

возможны у детей

а) II;

б) IV; III; Iв)IV; III; II

г)I ; II; III; IV.

30.

Сколько триплетов содержит фрагмент молекулы ДНК,

кодирующий 33 аминокислоты

а) 11;

б) 33;

в) 66;

г) 99.

31. Вакцины используют для формирования у человека

а)естественного врожденного иммунитета б) естественного приобретенного иммунитета в) искусственного активного иммунитета г) искусственного пассивного иммунитета

  1. Примитивная кора головного мозга впервые появилась у:

а) рыб; б) земноводных; в) млекопитающих; г) рептилий.

  1. Если теннисист — правша, то импульсы от мышц его правой руки поступают в:

а) теменную долю, в правое полушарие; б) теменную долю, в левое полушарие; в) лобную долю, в левое полушарие; г) лобную долю, в правое полушарие.

34.В условиях тропической Африки у капусты не образуются кочаны. Какая форма изменчивости проявляется в данном случае?

а) коррелятивная б) мутационная в) модификационная г) комбинативная

35. Какое количество молекул АТФ выделится в ходе энергетического обмена, если из 2 молекул глюкозы одна подверглась только гликолизу, а другая полному окислению.

а) 38; б) 36; в) 42; г) 40

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 20 (по

  1. балла за каждое тестовое задание).
  1. Бактерии вызывают заболевания:

I. возвратный тиф. II. сыпной тиф. III. малярия.IV. туляремия. V. гепатит.

а) II, IV; б) I, IV, V; в) I, II, IV;

г) II, III, IV, V.

2. Корни могут выполнять функции:

I. образования почек. II. образования листьев. III. вегетативного размножения.IV. поглощения воды и минеральных веществ.

V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.

а) II, III, IV;

б) I, II, IV, V;

в) I, III, IV, V;

г) I, II, III, IV.

3. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:

I. корень погибнет. II. все растение погибнет. III. рост корня в длину прекратится. IV. растение выживет, но будет слабым.

V. начнут расти боковые и придаточные корни.

а) III, IV, V; б) III, V;

в) I, IV, V;

г) II, IV, V.

  1. Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:

I. пауков. II. клещей. III. сольпуг. IV. сенокосцев. V. скорпионов.

а) II;

б) II, III; в) I, IV;

г) I, II, III, V.

  1. Хорда сохраняется в течение всей жизни у:

I. окуня. II. осетра. III. акулы. IV. миноги. V. ланцетника.

а) I, II, III, IV;

б) III, IV, V;

в) II, III, V;

г) II, IV, V.

6. Нерестится только один раз в жизни:

I. севрюга. II. сардина. III. горбуша. IV. красноперка. V. речной угорь.

а) II, III, V; б) III, V; в) I, III, V;

г) I, II, III, V.

  1. В почечном клубочке в норме практически не фильтруются: I. вода. II. глюкоза. III. мочевина. IV. гемоглобин.

V. альбумин плазмы.

а) I, II, III;

б) I, III, IV, V; в) II, IV, V;

г) IV, V.

8. Каждая популяция характеризуется:

I. плотностью. II. численностью. III. степенью изоляции. IV. независимой эволюционной судьбой.

V. характером пространственного распределения.

а) I, II, V;

б) I, IV, V; в) II, V;

г) II, III, IV.

  1. К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся: I. волк. II. рысь. III. ягуар. IV. гепард. V. медведь.

а) II, III, IV, V; б) I, IV;

в) I, II, III, V; г) II, III, V.

  1. Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят:

I. белка. II. хорек. III. песец. IV. лемминг. V. зеленая жаба.

а) I, II, III, IV; б) II, III, IV, V;

в) III, IV; г) III, IV, V.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать 20 (по

  1. баллу за каждое тестовое задание).
  1. Печеночные мхи - низшие растения.
  1. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
  1. Крахмальные зерна - это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
  1. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
  1. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
  1. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
  1. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
  1. У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем
    • их диких предков.
  1. Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
  1. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
  1. В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
  1. В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.
  1. Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.
  1. Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.
  1. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
  1. С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.
  1. Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.
  1. Суккуленты легко переносят обезвоживание.
  1. Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.
  1. Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях.

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 25 (5 баллов за каждое тестовое задание).

1. Установите, в какой последовательности (1 - 5) происходит процесс редупликации ДНК.

раскручивание спирали молекулы

воздействие ферментов на молекулу

отделение одной цепи от другой на части молекулы

ДНК

присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных

нуклеотидов

образование двух молекул ДНК из одной

  1. Установите соответствие между органическим соединением (А - Д) и выполняемой им функцией (1 - 5).

Компонент клеточной стенки

А. Крахмал

грибов

Б. Гликоген

Компонент клеточной стенки

В. Целлюлоза

растений

Компонент клеточной стенки

Г. Муреин

бактерий

Д. Хитин

  • двустворчатых моллюсков .

Классы

Признаки

1. Брюхоногие моллюски

А. Тело расчленено на голову, туловище и

2. Двустворчатые

ногу

моллюски

Б. Органы дыхания - жабры

В. Органы дыхания - легкие

Г. Наличие в глотке особого образования -

терки

Д. Имеется два сифона

  1. Установите соответствие между семействами розоцветные и мотыльковые.

Семейства

Признаки

Розоцветные

А. В цветке много тычинок и пестиков

Мотыльковые

Б. В цветке десять тычинок и один пестик

В. Плод - боб

Г. Плоды - костянка, яблоко, ложная ягода

Д. Тычинки сросшиеся в трубку (9) и одна свободная

5.

Установите соответствие между видами плодов и

представителями растений.

Плоды

Растения

1.однолистовка

А. Редис

2.боб

Б. Картофель

3.ягода

В. Акация

4.стручок

Г. Живокость

Д. Горох

Задания для школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2016/2017 учебном году

11 класс

Часть I . Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Изменения структуры и числа хромосом изучают с помощью метода:

а) центрифугирования; б) гибридологического; в) цитогенетического; г) биохимического.

2.Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теории:

а) оплодотворение – это процесс слияния мужской и женской гамет; б) онтогенезт повторяет историю развития своего вида; в)дочерние клетки образуются в результате деления материнской; г) половые клетки образуются в процессе мейоза.

3.Среди растений исключительно на суше встречаются:

б) красные водоросли; г) покрытосеменные

4.Конечным продуктом фотосинтеза у зеленых растений является вещество:

а)крахмал; б) хлорофилл; в) углекислый газ; г) вода.

5.Основу слоевища лишайника составляют клетки:

а) цианобактерий; в) многоклеточной водоросли; б)гриба; г) одноклеточной водоросли.

6.Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:

а) груди и брюшка; в) головогруди и брюшка; б) груди; г) головогруди.

7.Среди перечисленных брюхоногих моллюсков не имеет раковины:

а) лужанка; в) голый слизень; б) прудовик; г) виноградная улитка.

8.К отряду чешуйчатых относится

а) плащеносная ящерица в) древесная игуана б) гадюка обыкновенная г) все перечисленные

9.К основным методам физиологии человека как науки следует отнести:

а) препарирование с применением хирургических инструментов;

б) исследования с применением микроскопической техники (микроскопирование);

в) наблюдение и эксперимент;

г) ультразвуковые исследования (УЗИ) и электрокардиографию (ЭКГ).

10.Эритроциты вырабатываются в:

а) красном костном мозге;

б) печени;

в) селезенке;

г) лимфатических узлах.

11.Люди, обладающие группой крови IV:

а) являются при ее переливании универсальными донорами;

б) являются при ее переливании универсальными реципиентами;

в) являются при ее переливании универсальными донорами и реципиентами;

г) не могут предоставлять кровь для переливания.

12.При малокровии ткани тела человека испытывают недостаток:

а) кислорода;

б) питательных веществ;

в) воды и минеральных солей;

г) всех названных веществ.

13.Наука, изучающая клетку: а)гистология; в) цитология; б)морфология; г) эмбриология.

14. Хранителем наследственности в клетке являются молекулы ДНК, так как в них закодирована информация о:

а) первичной структуре молекул белка; б) составе молекулы АТФ; в) строении триплета; г) строении аминокислот.

15. В митохондриях в отличие от рибосом осуществляется:

а) транспорт белка в) энергетический обмен; б) синтез белка; г) транскрипция иРНК.

16. В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы путем:

а) гаметогенеза; б) филогенеза; в) мейоза; г) митоза.

17. Каковы генотипы родителей при дигибридном анализирующем скрещивании?

а) ААВВ х ВbВb; б) АаВb х ааbb; в) ААВВ х ААВВ; г) Вb х Аа.

18. У организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды возникает изменчивость:

а) комбинативная; б) генотипическая; в) наследственная; г) модификационная.

19. Чистая линия растений - это потомство:

а) гетерозисных форм; б) одной самоопыляющейся особи;

в) межсортового гибрида; г) двух гетерозиготных особей.

20. Для производства лекарственных препаратов выращивают гриб:

а) мукор; б) трутовик; в) спорынью; г) пеницилл.

21. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав:

а) споры; б) семени; в) почки; г) заростка.

22. Микроэволюция приводит к изменению:

а) родов; б) видов; в) семейств; г) отрядов.

23. Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к:

а) обострению борьбы за существование; б) пищевой специализации; в) биологическому прогрессу; г) появлению комбинативной изменчивости

24. Какой тип покровительственной окраски называют мимикрией?

а) окраску, расчленяющую тело; б) яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма; в) подражание менее защищенных организмов одного вида более защищенным организмам другого вида; г) приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами.

25. Пресмыкающиеся произошли от:

а) кистеперых рыб; в) ихтиозавров; б) стегоцефалов; г) археоптериксов.

26. Социальная природа человека проявляется в:

а) создании письменности; б) формировании пятипалых конечностей; в) наличии коры больших полушарий; г) образовании условных рефлексов.

27. Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне:

а) высокая температура; б) недостаток влаги; в) отсутствие перегноя; г) ультрафиолетовые лучи.

28. В экосистеме озера к консументам относят:

а) водоросли и цветковые растения; б) бактерий-сапротрофов; в) рыб и земноводных; г) микроскопических грибов.

29. В круговороте веществ используется солнечная энергия, которая включается в этот процесс:

а) растениями; б) животными; в) плесневыми грибами; г) клубеньковыми бактериями.

30. Агроценозы в отличие от естественных биоценозов:

а) не участвуют в круговороте веществ; б) существуют за счет микроорганизмов; в) состоят из большого числа видов растений и животных; г) не могут существовать без участия человека.

31. Углекислый газ поступает в атмосферу в результате:

а) фотосинтеза; б) восстановления минералов; в) дыхания; г) грозовых разрядов в атмосфере.

32. Причина сокращения видового разнообразия растений в современную эпоху:

а) небольшая продолжительность их жизни; б) сезонные изменения в жизни растений; в) их гибель от насекомых-вредителей; г) изменение человеком их среды обитания.

33. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза этого белка?

а) 300; б) 600; в) 900; г)1500.

34. Грибы длительное время считали растениями, так как они:

а) имеют сходное клеточное строение с растениями; б) неподвижны, растут в течение всей жизни; в) относятся к группе гетеротрофных организмов; г) имеют сходный процесс обмена веществ.

35. По каким признакам можно узнать анафазу митоза?

а) беспорядочному расположению спирализованных хромосом в цитоплазме; б) выстраиванию хромосом в экваториальной плоскости клетки; в) расхождению дочерних хроматид к противоположным полюсам клетки; г) деспирализации хромосом и образованию ядерных оболочек вокруг двух ядер.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

        В составе жилки листа можно обнаружить:

        1. ситовидные трубки с клетками спутницами.

        2. склеренхиму.

4)уголковую колленхиму.

5)паренхиму

          а) 1,3,4; б) 1, 2, 4, 5; в) 1, 2, 3, 5; г) 1, 2, 3, 4, 5.

        Яркая черно-желтая полосатая окраска является предупреждающей у:

        1. колорадского жука.

          суматранского барбуса.

        2. мухи журчалки.

а) 1, 3, 4; б)1, 5; в)2,3,5; г) 2, 4.

        На лапках у комнатной мухи находятся органы чувств:

        1. обоняния.

          осязания.

5)слуха,а) 2, 4,5; б)1, 3, 4; в)3,5; г)3, 4.

        Органы боковой линии у рыб служат для:

        1. определения направления и скорости течения.

          определения химического состава воды.

          обнаружения приближения хищника или добычи.

          обнаружения подводных препятствий.

          ориентировки в пространстве по линиям магнитного поля.

а) 1, 4, 5; б)1, 3, 4; в)2, 4,5; г) 2, 3,4.

        В экологии рассматриваются пирамиды:

        1. биомассы.

          видового состава.

        2. трофических связей.

а) 2, 4,5; б)1, 2, 4; в)1, 4, 5; г) 1, 2, 5.

        Относится (-ятся) к идиоадаптациям:

        1. мимикрия.

          покровительственная окраска.

          предостерегающая окраска.

          половой диморфизм.

а) 1, 2, 3; б) 1, 3, 4; в)2,3,5; г)3,4, 5.

        Для анафазы митоза не характерно:

        1. образование «экваториальной пластинки».

          начало перемещения хромосом к полюсам.

          формирование веретена деления.

          появление ядрышек.

          образование «дочерних звезд»,

а) 3, 5; б)2,5; в)1, 2, 5; г)1, 3, 4.

8. Кроссинговер обычно происходит в мейозе при конъюгации у:

            мужчин и женщин в любой из 22 пар аутосом.

            женщин в паре половых хромосом.

            мужчин в паре половых хромосом.

            кур паре половых хромосом.

            петухов паре половых хромосом,

а) 1, 2, 4; б)1, 2, 5; в) 1, 3, 4; г) 2, 3,4, 5.

9. Вирусы, в отличие от прокариот:

а) 1,3,4; б) 1,2,5; в) 2,5,6 г) 2,3,6

10. Биологическое значение мейоза заключается в:

1) поддержании постоянства числа хромосом вида; 2) обеспечении процесса роста, развития организмов; 3) увеличении изменчивости благодаря случайному расхождению хромосом в анафазе I и кроссинговеру, 4) повышении организации живых существ; 5) образовании мужских и женских половых клеток; 6) обеспечении регенерации и бесполого размножения

а) 1,3,5; б) 1,2,5; в) 1,2,3 г) 3,4,5

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

              У водных растений устьица расположены на нижней стороне листа.

              В хлоропластах растительных клеток на свету откладывается первичный крахмал.

              Стебли многолетних растений всегда могут выполнять фотосинтезирующую функцию.

              Колючки боярышника являются видоизмененными побегами.

              Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

              Нервная система медузы устроена сложнее, чем у полипов.

              Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне.

              К группе кожных желёз млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные.

              При сильном похолодании некоторые птицы могут впадать в спячку.

              Парасимпатическая нервная система увеличивает секрецию слюны, симпатическая - останавливает.

              Червеобразный отросток (аппендикс) не имеет полости.

              В норме слюны у человека выделяется меньше, чем желудочного сока.

              Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается.

              На больших глубинах в Мировом океане могут существовать только детритные цепи питания.

              Популяционные волны связаны только с колебаниями численности и не оказывают влияния на генофонд.

              Единственная функция клеточной мембраны - поддержание постоянной формы клетки.

              Цитоплазма обеспечивает взаимосвязь всех частей клетки.

              Пиноцитоз характерен только для животных клеток.

              Качественный и количественных состав органоидов клетки зависит от выполняемых ею функций.

              Наиболее вероятно, что эволюция покровов у беспозвоночных шла в направлении развития мерцательного эпителия в плоский эпителий.

Часть 4 . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 12,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. [мах. 2,5 балла] Соотнесите половые клетки человека -Б) с их характеристиками (1-5):

Характеристики клетки Половые клетки

                  В строении клетки различают головку, шейку и хвост. А. Сперматозоид

                  Обладают относительно крупными размерами по

сравнению с половыми клетками, принадлежащими

противоположному полу. Б. Яйцеклетка

                  Клетка способна к активному передвижению.

                  Клетка имеет несколько оболочек, располагающихся

поверх цитоплазматической мембраны.

                  Из одной клетки-предшественницы их образуется четыре.

Характеристики клетки

Половые клетки

2.Установите соответствие между перечисленными группами

организмов (1-5) и их ролью в цепях питания -В).

Организмы: Трофические уровни:

2.Зеленые растения Б.Редуценты.

3.Травоядные животные. В. Продуценты.

                    4.Хищные животные.

                    5.Плесневые грибы.

Характеристики

Группы организмов

3.Соотнесите вещество (А-Д) и биологический материал, из которого оно может быть получено (1-5).

Биологический материал: Вещество:

    Крахмал Б. Сахароза

    Целлюлоза Г. Хитин

Д. Гликоген


1.Клеточная стенка грибов

2.Печень животных

3.Клеточный сок растений

4.Сердцевина стебля растений

5.Хлопковое волокно

Биологический материал

Вещество

4.Соотнесите органические вещества (А-Д) и функции, выполняемые ими в клетке и/или организме (1-5).

Вещества:

    ДНК Б. Белки

Г. Липиды Д.Углеводы

Функции:

      Ускоряют химические реакции в клетке, являются биологическими катализаторами.

      Входят в состав клеточных мембран, образуя двойной слой гидрофобных молекул.

      Являются основным компонентом клеточной стенки клетки растений.

      Выполняет функцию аккумулятора энергии в клетке.

      Заключает в себе генетическую информацию об организме.

Вещество

5.Соотнесите систематические группы растений -Б) с их признаками (1-5).


Признаки: Систематическая группа:

1.Гаметофит раздельнополый. А. Покрытосеменные

2.Гаметофит обоеполый, на нем развиваются Б. Папоротниковидны

и мужские и женские гаметы.

3.Гаметофит представлен заростком

4.Для оплодотворения необходима водная среда.

5.Для оплодотворения не нужна водная среда.


Признаки

Систематическая группа

Задание 2.

20 баллов]

Бланк ответов

Задание 1.


Задание 3.

прав. "ДА"

неправ "нет"

прав. "ДА"

неправ "НЕТ"

1.

5. [мах. 2,5 балла]

Признаки

Систематическая группа

3.

Биологический мат-л

Вещество

4.

Вещество

Задание 4.

2.

Характеристики

Группы организмов

Задание 2.

20 баллов]

Ответы 11 класс

Задание 3.

прав. "ДА"

неправ "нет"

прав. "ДА"

неправ "НЕТ"

Задание 1 ( 35 баллов)

4.

Вещество

5. [мах. 2,5 балла]

Признаки

Систематическая группа

Задание 4.

1.

3.

Биологический мат-л

Вещество

2.

Характеристики

Группы организмов

Ответы. 10 класс

Задание 2.

20 баллов]

Задание 3.

прав. "ДА"

неправ "нет"

Задание 1 ( 30 баллов)

Задание 4.