Задания к тексту. Всероссийская олимпиада школьников

Урок. Экономика и ее основные участники.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Послушайте экономическую притчу и ответьте на вопросы.

Тот день у компании Дженерал Электрик явно не задался: вышло из строя ценное оборудование - новейшая и мощнейшая электроустановка. Производство пришлось остановить, а каждая минута промедления - это колоссальные издержки! Для исправления ситуации был вызван один из самых опытных работников. С собой он принес только молоток, что вызвало удивление у коллег. Но их изумление перешло через край, когда работник нанес один-единственный удар по корпусу вышедшего из строя оборудования и оно снова заработало! Дело было сделано, довольные коллеги принялись за работу. Талантливому работнику было решено выплатить вознаграждение. Осведомились, сколько тот хочет. И ответ снова всех шокировал: 1000 долларов! Оказалось, что коллеги морально не готовы принять это требование: такие деньги за единственный удар! Пригласили бухгалтера, который потребовал, чтобы рабочий указал постатейно, за что ему причитается такая большая для данной ситуации премия. Наш герой написал: «Прошу выплатить мне премию в размере 1000 долларов по следующим статьям:

1 доллар - за то, что нанес удар молотком;

999 долларов - за то, что знал, куда ударить.

О чем эта притча?

Какие уроки из нее можно извлечь?

Тема урока: «Экономика и ее участники».

Предположите, о чем мы будем говорить.

На какие вопросы нам предстоит ответить?

2. Изучение нового материала.

Может ли какое-либо общество существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей?

Мы постоянно вступаем в разнообразные экономические отношения. Ежедневно дома и на улице мы слышим разговоры о ценах на товары, читаем в газетах о налогах, участвуем в ремонте школьной мебели, покупаем в магазине продукты питания. Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю, банки, рынки. Трудно перечислить все учреждения, которые, создавая продукцию и оказывая услуги людям, помогают их накормить, обуть и одеть, отправить на отдых и т. д.

Важнейшие вопросы современной экономики:

ЧТО из товаров и услуг будет произведено?

КАК товары и услуги будут произведены?

КТО ими воспользуется?

Познакомимся с основными ключевыми сферами экономики.

1. Что такое экономика

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина старик мог получать любые материальные блага от золотой рыбки. Вспомните, желания главной героини - старухи постоянно росли. Сначала она хотела получить новое корыто, затем дом, затем стать столбовой дворянкой и т. д.

Кому из нас не хочется получать все, что он желает? Каким же образом появляются материальные блага? Как нужно жить и работать, чтобы их было как можно больше?

Задание: работая с дополнительным материалом, объясните значение слова «экономика» И ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Впервые термин «экономика» употребил древнегреческий историк и писатель Ксенофонт (430-355 (354) гг. до н. Э.) В трактате «Ойкономия». Ксенофонт обращался с поучениями к обычным гражданам, чье домашнее хозяйство было сложным и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы.

Гораздо шире, чем Ксенофонт, понимал экономику великий философ древности Аристотель (384-322 гг. до н. Э.). В своих трудах он выходил далеко за рамки домоводства. Его трактаты стали высшим достижением экономической мысли античности.

Вопросы к классу

Кто впервые ввел термин «экономика»? (Ксенофонт)

Что под ним подразумевали? (домоводство и т.д.)

Таким образом, экономика - это главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей.

К основным характеристикам экономики, отражающим стадию движения продукта, относятся производство, распределение, обмен и потребление .

Задание . Разделитесь на четыре группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем определит, какое основное проявление экономики, отражающее стадию движения продукта, отображено в данной ситуaции.

Репка

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа.

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!!!

Разбегайтесь кто куда!

(Л. Зубкова)

Барабек

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

«У меня живот болит!»

(К. Чуковский)

Сидит белка на тележке,

Продает орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому

Кому в платок,

Кому в зобок

Кому В лапочку.

(Детская считалочка)

2. Натуральное и товарное хозяйство

Давайте проведем небольшой эксперимент. Я прошу вас записать в своих тетрадях свои желания. Теперь представьте, что все они были исполнены. Запишите в тетрадь ваши новые пожелания.

Как вы думаете, в чем смысл нашего эксперимента?

С помощью эксперимента мы убедились, как разнообразны потребности человека.

Познакомьтесь со следующей схемой.

Экономические блага создаются с использованием таких форм организации хозяйства, как натуральное и товарное.

Задание: заполните таблицу и ответьте на вопрос.

Почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования?

Последствия перехода к товарной форме хозяйствования:

Рост накопленных знаний и умений, численности населения, совершенствование орудий труда привели к повышению производительности труда и увеличению количества потребностей человека;

Произошло разделение труда - одни люди занимаются сельским хозяйством, другие - ремеслами, третьи - торговлей и т.д.;

Улучшились условия труда, повысился уровень жизни.

3. Основные участники экономики

Главными действующими лицами экономических отношений являются производители и потребители.

Задание: работая в парах, изучите материал учебника и дайте характеристику основных участников экономики, назвав черты сходства и отличия между ними.

Домашнее задание

Параграф пересказ

Эссе на тему «Экономика вокруг нас».

Рабочий материал для первой группы

Репка

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут- потянyт - вытянули репку!

Рабочий материал для второй группы

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа.

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!!!

Разбегайтесь кто куда!

(Л. Зубкова)

Рабочий материал для третьей группы

Барабек

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

«У меня живот болит!»

(К. Чуковский)

Рабочий материал для четвертой группы

Сидит белка на тележке,

Продает орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому

Кому в платок,

Кому в зобок

Кому В лапочку.

(Детская считалочка)


«ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016–2017 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 11 класс 1. Установите истинность или ложность суждения. Обозначьте «да» истинные суждения; «нет» – ложные...»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016–2017 уч. г.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Установите истинность или ложность суждения. Обозначьте «да» истинные

суждения; «нет» – ложные суждения. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.

1.1. Разница в возрасте между усыновителем и усыновлённым должна

составлять не менее 18 лет.

1.2. Работодатель должен быть предупреждён о забастовке не позднее, чем за три рабочих дня до её начала.

1.3. Макс Вебер связывал быстрое развитие капиталистических отношений в Западной Европе с распространением католицизма.

1.4. В Америке проживает больше христиан, чем в любой другой части света.

1.5. Гражданин может быть участником только одного полного товарищества.

1.6. Группа «студенты юридического факультета МГУ» является примером номинальной социальной группы.

1.7. Саудовская Аравия является примером дуалистической монархии.

1.8. Гносеология это учение о познании.

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный 2.

Народные, октроированные, гибкие, неписаные.

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный 3.

ответ и запишите на бланке работы.

Свидетели, подстрекатели, пособники, посредники.

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) 4.



Аналогия, моделирование, измерение, абстракция, идеализация.

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) 5.

и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Ответы запишите на бланке работы.

Канада, Бельгия, Индия, Испания, Бразилия.

Муниципальный этап. 11 класс.

Сопоставьте имена мыслителей с высказываниями и названием трудов, 6.

в которых они содержатся. Результаты занесите в таблицу на бланке работы.

I. «История до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов».

II. «Умирая, культура превращается в цивилизацию».

III. «Жестокость законов препятствует их соблюдению»

IV. «Рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе».

V. «Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание».

VI. «Естественное состояние общества есть война всех против всех».

А) Н. Макиавелли 1) «Исследование о природе и причинах богатства

Б) О. Шпенглер народов»

В) К. Маркс 2) «О духе законов»

Г) Т. Гоббс 3) «Манифест коммунистической партии»

Д) Ш. Монтескьё 4) «Левиафан»

Е) А. Смит 5) «Государь»

6) «Закат Европы»

Решите юридическую задачу. Ответы запишите на бланке работы.

Боков, работавший токарем 6-го разряда, в связи с необходимостью ликвидации производственной аварии, был переведён сроком на 7 месяцев на работу в другой регион, где ему поручили должность токаря 4-го разряда. Боков от перевода отказался, мотивируя свой отказ тем, что предложенная ему работа менее квалифицирована, чем та, которую он выполнял ранее, и не приступил к работе, в связи с чем администрация завода уволила его за прогул без уважительных причин. Имела ли право администрация завода перевести Бокова из одного цеха в другой? Вправе ли Боков не приступать к новой работе?

Решите экономическую задачу. Ответы запишите на бланке работы.

ООО «Стройинвест» рассматривает инвестиционный проект, по завершении которого через 2 года он должен получить 21 млн руб. Какую сумму должен вложить инвестор в этот проект, если по прогнозу инфляция в следующем году составит 25 %, а через год 20 %, при этом существует 5-процентная вероятность невозврата средств? Инвестора следует считать нейтральным по отношению к риску. Приведите соответствующие расчёты.

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 20162017 уч. г.

Муниципальный этап. 11 класс.

Решите политологическую задачу. Ответы запишите на бланке работы.

Учащийся 11 класса после изучения на уроке обществознания темы «Формы государства» решил провести исследование, посвящённое форме правления в государстве Н. Приступая к работе, ученик выписал возникшие у него вопросы, на которые он хотел бы получить ответы в ходе изучения информации о политическом устройстве государства Н. Всего вопросов получилось десять.

1. Как называется должность (титул) главы государства Н?

2. Каким образом глава государства получает властные полномочия?

3. Ограничены ли полномочия главы государства определенным сроком?

4. На какой срок избирается парламент?

5. Разрешена ли деятельность оппозиционных политических партий?

6. Имеет ли право глава государства распускать парламент?

7. Имеют ли территории, составляющие государство Н., собственное законодательство?

8. Каким образом формируется правительство в государстве Н?

9. Перед кем несёт ответственность правительство?

10. Соблюдаются ли в государстве Н. основные личные и политические права граждан?

В результате исследования ученик пришёл к выводу, что государство Н.

является смешанной республикой. Какие из перечисленных вопросов помогли ему прийти к такому выводу? Какие ответы он мог получить на эти вопросы, чтобы прийти к такому выводу?

Заполните таблицу, вписав в неё только те номера вопросов и ответы на них, которые позволяют сделать вывод о форме правления государства Н.

Укажите номера вопросов и дайте на каждый из них по одному точному и ёмкому ответу.

10. Логическая задача. Ответы запишите на бланке работы..

Четыре друга Ваня, Слава, Петя и Гоша получили на Новый год в подарок домашнего питомца: один друг получил в подарок кошку, другой – собаку, третий – хамелеона, а четвёртый – декоративного удава. Известно, что Гоша с самого детства очень боится собак, после того как его укусил большой дог.

А ещё Гоша очень боится змей. Ваня всегда хотел себе необычного домашнего питомца, и наконец его мечта исполнилась. Слава долго выбирал себе подарок между собакой и хамелеоном.Кроме того, известно, что Пете подарили удава.

Вопрос: какого домашнего питомца получил в подарок каждый из друзей?

Приведите необходимую цепочку рассуждений.

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 20162017 уч. г.

Муниципальный этап. 11 класс.

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов 11.

из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, в именительном падеже, прилагательные – в мужском роде. Обратите внимание:

в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу на бланке работы.

Налоги – это обязательные удержания в пользу А)___________ с населения и предприятий. Они устанавливаются Б)_______________, а все мероприятия, связанные с порядком их взимания, размерами ставок, определением их количества, называются налоговой В)___________. Налоговая Г)_______________ включает в себя совокупность налогов, налоговое законодательство, способы исчисления и формы сбора налогов, методы налогового регулирования и контроля. От того, какие в стране налоги, зависит очень многое. Например, если они слишком высоки, то производить продукцию, оказывать услуги становится просто невыгодно. Налогообложение выполняет несколько функций. Д)________________________ функция была исторически первой, и остаётся до сих пор главной. Налоги должны обеспечить потребности государственного и местных бюджетов. Налоги в России в последние годы дают более 85 % дохода бюджета. Без Е)_______________

функции налогов нельзя осуществлять никакие социальные программы.

Ж)_________________ функция налогов – это использование налоговой системы в качестве инструмента воздействия на экономическое поведение производителей и потребителей. Для этого используются налоговые З)______________, например освобождение от налогов новых развивающихся предприятий, деятельность которых признаётся полезной, и И)_____________

налоги (плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, лесной сбор и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы) для обеспечения рационального потребления ресурсов.

Список слов:

1. Система 11. Закон

2. Правительство 12. Льготы

3. Политика 13. Воспроизводственный

4. Ставка 14. Прямой

5. Фискальный 15. Вычеты

6. Регулирующий 16. Распределительный

7. Контрольный 17. Косвенный

8. База 18. Акцизы

9. Государство 19. Финансовый

10. Экономический 20. Власть

–  –  –

13. Изучите представленные ниже изображения и выполните задания.

Распределите изображения на пять групп. Укажите буквенные обозначения изображений, составляющих каждую группу. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного Вами общего основания для классификации. Ответы внесите в таблицу на бланке работы.

–  –  –

14. Ознакомьтесь с представленными ниже материалами и выполните предложенные задания. Ответы к каждому пункту пронумеруйте в соответствии с заданием и запишите на бланке работы.

Преступность – явление отклоняющегося поведения, представляющее высокую опасность для окружающих нарушителя людей и потому преследуемое по закону. В современном обществе преступлением признаётся сознательно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое уголовным кодексом под угрозой наказания. Преступность считается самым опасным видом «социальной патологии» – отклоняющегося от общепринятой нормы, девиантного поведения.

При совершении каждого преступления вначале возникает мотивация, затем преступление планируется и исполняется. Поэтому в качестве основных системообразующих элементов преступления выступают, во-первых, свойства личности потенциального преступника, а во-вторых, внешняя среда, то есть социальные условия жизни.

Совершённое преступление с разной степенью вероятности порождает один из двух результатов (или их комбинацию). Удачное для преступника нарушение закона повышает его благосостояние, но раскрытие преступления ведёт к наказанию нарушителя. Вероятность и величина выгод и потерь от преступления путём обратной связи тоже определяют поведение потенциальных и реальных преступников.

Исследования показывают, что значительная часть преступных действий (в частности, почти все мелкие преступления вроде краж без применения насилия) являются «ситуационными» решениями. Появляется некоторая возможность, которая слишком хороша, чтобы упускать её, – например, человек видит, что дом пуст, пробует открыть дверь и обнаруживает, что ему это удаётся. Преступников-«профессионалов» не так уж много. Большинство преступников – это «дилетанты», дополняющие доходы из прочих источников участием в кражах и грабежах, если предоставляется такая возможность.

Поскольку совершающие преступление люди оказываются чаще всего обычными людьми, вполне логично объяснять их преступные действия так же, как объясняют и другие, законопослушные действия.

Наиболее опасными считаются корыстные преступления, преступления несовершеннолетних, организованная преступность, насильственные преступления, преступления против личности.

Основную массу (75 %) корыстных преступлений в современной России совершают так называемые ситуативные преступники, которые действуют в зависимости от обстановки: социально-экономическое положение в стране ухудшается – их число увеличивается; положение улучшается – их становится меньше. Это обычные граждане, которые при подходящих обстоятельствах воруют всё, что можно украсть. В категорию корыстных входят также разнообразные экономические преступления: незаконное предпринимательство, «отмывание» украденных денег, фальшивомонетничество, Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 20162017 уч. г.

Муниципальный этап. 11 класс.

контрабанда, уклонение от налогов, подкуп должностных лиц и т. п.

Насильственные преступления наиболее опасны, потому что несут угрозу жизни и здоровью людей (даже если бандит, например, не ставит целью специально причинять вред здоровью жертв совершаемых им ограблений).

Выходцы из бедных слоёв составляют основную массу заключённых в тюрьмах, но криминальные действия отнюдь не являются исключительно их уделом. Множество богатых и наделённых властью людей совершают преступления, последствия которых могут быть гораздо более значительны, чем последствия мелких преступлений бедных.

Для преступлений богатых часто используют предложенный Э. Сазерлендом термин «беловоротничковая преступность». Им обозначают такие корыстные преступления, которые могут совершать в основном состоятельные люди: неуплата налогов, нелегальные торговые сделки, махинации с ценными бумагами и земельной собственностью, растраты, изготовление и продажа опасных для жизни продуктов, загрязнение окружающей среды. Частоту преступлений среди «белых воротничков»

измерить значительно труднее, чем среди других слоёв населения.

Большинство преступлений такого рода вообще не появляется в официальной статистике.

Серьёзной проблемой считается преступность несовершеннолетних: хотя непосредственный вред от нее не слишком велик, однако она является индикатором того, как преступность будет изменяться в будущем. Известно, что примерно 60 % профессиональных преступников, воров и мошенников начали этот путь в 16-летнем возрасте. Детская преступность всегда является резервом взрослой преступности.

В 1990-е годы мы наблюдали особенно резкий количественный рост преступности и ухудшение её качественных показателей. Лишь к началу 2000-х годов ситуация стабилизировалась.

Уровень латентной преступности существенно различается по отдельным видам правонарушений. Проведённые криминологами исследования свидетельствуют, что, скажем, по убийствам он составляет 2:1, по изнасилованиям – 6:1, а по кражам – 73:1. Наиболее высокий показатель по взяточничеству (2900 с лишним случаев на 1 зарегистрированный) и вымогательству (рэкет) – более 17 000:1.

Следует подчеркнуть, что борьба с преступностью может быть успешной лишь при комплексном подходе. Нельзя думать, что это дело одних юристов.

Уровень преступности зависит в первую очередь от общей социальноэкономической, политической и нравственной обстановки в стране. Поэтому, чтобы сократить преступность, нужно прежде всего осуществить меры по оздоровлению экономики и жизни общества в целом. Это особенно актуально для современной России, где высокая преступность признана одной из угроз национальной безопасности.

Татьяна Вуколова, Юрий Латов.

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 20162017 уч. г.

Муниципальный этап. 11 класс.

14.1. Что такое латентная преступность? Почему наибольшие показатели латентной преступности характерны для таких преступлений, как вымогательство и взяточничество?

14.3. Что такое «беловоротничковая преступность»? Почему «беловоротничковая» преступность, по мнению авторов, может быть более опасной чем «преступность бедных», несмотря на то, что в количественном отношении она относительно невысока?

Диаграмма 1

–  –  –

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 20162017 уч. г.

Муниципальный этап. 11 класс.

–  –  –

14.5. Опираясь на данные диаграммы 2, составьте социальный портрет наиболее типичного преступника в России в 2016 г. Дайте три объяснения, почему люди с такими социальными характеристиками чаще всего совершают преступления.

–  –  –

14.7. Используя данные диаграммы о динамике ВВП в России, выскажите предположение, насколько данные таблицы 1 могут служить подтверждением выводов авторов о зависимости ситуативных преступлений от экономической ситуации. Свой ответ аргументируйте.

–  –  –

15. Прочитайте текст и выполните задание. Ответы запишите на бланке работы.

Патриархат – это общественно-историческая формация, созданная в процессе, длившемся последние несколько тысячелетий, в котором принимали участие мужчины и женщины. Первая форма патриархата появилась в архаическом государстве. Базовой организационной единицей государства была семья, посредством которой выражались и в которой производились государственные нормы и ценности. Как глубоко повлияла идеология гендера на сам процесс образования государства. Теперь мы рассмотрим, каким образом сама эта идеология возникла, сформировалась и стала господствующей.

Функции и поведение, приличествовавшие каждому полу, определялись и получали выражение посредством общепринятых ценностей, обычаев, законов и социальных ролей. Также они были представлены – и это очень важно – в основных метафорах, которые составили культурную конструкцию человеческих обществ и систему объяснения мироустройства.

Женская сексуальность, под которой понимается способность женщины удовлетворять сексуальные потребности мужчин и производить новых людей, превратилась в товар ещё до возникновения западной цивилизации. Развитие сельского хозяйства в период неолита привело к возникновению «обмена женщинами» между племенами, не только как формы предотвращения постоянных войн посредством заключения брачных альянсов, но и потому что в тех обществах, где было больше женщин, было и больше детей. В отличие от экономических интересов племен охотников и собирателей, земледельцы использовали детей как рабочую силу, для увеличения масштабов производства и для производства материальных излишков. Мужской коллектив имел права на женщин, но женский коллектив не имел прав на мужчин. Сами женщины превратились для мужчин в разновидность ресурса, который они присваивали точно так же, как присваивали себе земли. Семьи продавали или обменивали женщин посредством брака и извлекали из этого материальную выгоду;

впоследствии женщин начнут брать в плен или покупать на рынке рабов, а вместе с этим сексуальные услуги станут трудовой повинностью женщин, а их дети – собственностью их хозяев. Во всех известных нам обществах первым коллективом рабов всегда были женщины побеждённых племён, тогда как мужчин убивали. Только после того, как мужчины научились порабощать и держать в повиновении женщин человеческих групп, обозначенных как «чужие», они нашли способ обращать в рабство мужчин из этих групп, а затем – мужчин собственной племенной (этнической, национальной) группы.

Таким образом, рабство женщин, в котором были скомбинированы одновременно расизм и сексизм, предварило во времени образование классов и возникновение классового угнетения. Классовые различия возникли как выражение патриархатных отношений и строились на их основе. Класс – это не отдельный от гендера конструкт, класс выражается в гендерных Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 20162017 уч. г.

Муниципальный этап. 11 класс.

терминах.

В течение почти четырёх тысяч лет женщины жили и действовали в тени патриархата, конкретно той его формы, которую можно назвать патерналистским господством (т. е. господством отца). Этот термин отражает реальность, в которой существует доминирующая группа, считающаяся лучшей, совершенной, и угнетённая группа, считающаяся худшей, дефективной, но при этом ситуация господства/подчинения «смягчена» системой взаимных обязанностей и долга.

Угнетённые обменивают своё подчинение на протекцию, свой неоплачиваемый и ненормированный труд на содержание. В патриархатной семье ответственность и обязанности распределены неравномерно между теми, кому предоставляется протекция в рамках семьи: подчинение сыновей власти отца временно, оно продолжается до тех пор, пока сыновья не становятся сами главами семейств. Подчинение дочерей и жён длится всю их жизнь. Дочери могли избежать необходимости подчиняться отцу только в случае, если они переходили в подчинение и под протекцию к другому мужчине. Основой патернализма является неписаный обменный договор: материальное содержание и физическая защита, которые предоставляются мужчиной, в обмен на подчинение во всех и каждом из аспектов жизни и неоплачиваемый ненормированный труд, которые требовались от женщины. В том, что касается женщин, такие отношения продолжаются де-факто и де-юре и после того, как мужчина не выполняет или отказывается выполнять свои обязанности по этому «договору».

Задания к тексту:

1. Укажите политическую идеологию, к которой можно отнести автора (идейную основу текста).

2. Назовите три принципа указанной Вами политической идеологии, отраженные в тексте, и проиллюстрируйте каждый принцип соответствующим фрагментом из текста.

3. Представьте развёрнутую критику идейной основы текста с точки зрения какой-либо альтернативной политической идеологии.

3.1. Назовите альтернативную политическую идеологию, с позиций которой Вы будете критиковать данный текст.

3.2. Приведите антитезисы к каждому сформулированному Вами при ответе на вопрос 2 принципу политической идеологии, приверженцем которой является автор текста.

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 20162017 уч. г.

Муниципальный этап. 11 класс.

16. Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать. Свой ответ запишите на бланке работы Высказывания Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит практика 1.

(Л. Фейербах).

Наилучшая экономическая система та, которая обеспечивает людей тем, 2.

в чем они больше нуждаются (Д. Гэлбрейт).

Демократия всегда есть распутье, система открытых дверей, 3.

расходящихся в неведомые стороны (П. Новгородцев).

Немыслимо право, которое всецело и исключительно опиралось бы 4.

только на одно принуждение (Н. Коркунов).

Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на 5.

несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации (Г. Лебон).

Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, 6.

которые сдерживают своеволие его характера (Г. Фрейтаг).

Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, 7.

это всегда автопортрет (С. Батлер).

Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся её (Б. Шоу).

Ваша работа будет оцениваться жюри по следующим критериям.

значимости для общественных наук и социальной практики.

Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения 2.

при раскрытии темы. (Необходимо сформулировать Вашу точку зрения на обществоведческую проблему, а не выразить отношение к авторскому высказыванию – согласие или несогласие с авторским высказыванием.)

Уровень аргументации:

а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;

б) опора на научные теории, владение понятиями курса;

в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;

г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).

Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения 4.

«РЕШЕНИЕ по жалобе № 13700 на действия (бездействие) при организации и проведении торгов Дата рассмотрения жалобы по существу 28.10.2014 г. Москва Комиссия Московского областного УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения дог...»

«С. Джон Росс РИЗУС Ролевая игра обо всём Ролевые настольные игры www.rolecon.ru Risus - это правила Настольной Ролевой Игры (НРИ), созданные для легкой организации непосредственно процесса, для тех, чьи мозги слишком устали от многочисленных деталей. Особенно Ризус ценен для Мастеров, которые прово...»

«Секция 3 Практическое применение имитационного и комплексного моделирования и средств автоматизации моделирования ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СИСТЕМАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В. Е. Воронин, В. С. Кура...» 1-ПИ необходимо наличие у организацииреспондента усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Получение сертификата и закрытого ключа УКЭП осуществляется в любом Уд...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу

Задание 1.1

К факультативным (дополнительным) признакам государства относятся:

  1. территория
  2. вооружённые силы
  3. население
  4. правотворчество
  5. государственная символика
  6. налогообложение

Задание 1.2

К методам денежной реформы относятся:

  1. деноминация
  2. девальвация
  3. инфляция
  4. стагфляция
  5. нуллификация

Задание 1.3

К юридическим событиям относятся:

  1. рождение человека
  2. устройство на работу
  3. пожар от удара молнии
  4. истечение срока исковой давности
  5. научное открытие
  6. опоздание на работу

Задание 1.4

К признакам постиндустриального общества относятся:

  1. большинство населения занято в промышленном секторе
  2. высокая доля умственного высококвалифицированного и творческого труда в структуре трудовых ресурсов
  3. преобладание коллективистского сознания
  4. власть принадлежит меритократии
  5. основным фактором производства является капитал

Задание 1.5

К методам теоретического познания относятся:

  1. анализ
  2. эксперимент
  3. наблюдение
  4. описание
  5. классификация
  6. формализация

Ответ :

1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5
25 125 134 24 156

2 балла за полностью верный ответ 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Задание 2

Естественное право, судебный прецедент, правовые доктрины, нормативный договор.

Ответ : виды источников права.

2 балла за верный ответ.

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на прибыль, земельный налог.

Ответ : прямые налоги.

2 балла за верный ответ.

Задание 4

Индуизм, синтоизм, буддизм, иудаизм, зороастризм

Ответ : национальные религии. Лишнее ‒ буддизм (мировая религия).

Задание 5

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Мещанство, духовенство, дворянство, буржуазия, купечество.

Ответ : Общее – сословная принадлежность. Лишнее – буржуазия (классовая принадлежность).

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 6

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

Задание 6.1

Наиболее распространённой формой государственного устройства является унитарное государство.

Задание 6.2

Уголовная ответственность в РФ может наступать за невиновное причинение вреда охраняемым уголовным законом правам и интересам.

Задание 6.3

Все мировые религии возникли в эпоху Древнего мира.

Задание 6.4

Девальвация является противоположностью ревальвации.

Задание 6.5

В постиндустриальном обществе наиболее распространённым типом семьи является нуклеарная семья.

Задание 6.6

Антропогенез предшествует социогенезу.

Ответ :

6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6.
да нет нет да да нет

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 7

Студент писал реферат по экономике, но допустил несколько ошибок. Выпишите порядковые номера предложений, содержащих ошибки, и напишите правильные утверждения.

1. Налоги ‒ это обязательные удержания в пользу государства с населения и организаций. 2. В Российской Федерации они устанавливаются распоряжением правительства. 3. Налоги являются средством обеспечения расходов государства при выполнении им своих задач и функций. 4. По объекту налогообложения и способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. 5. Прямые налоги мы платим незаметно ‒ покупая товары и услуги, эти налоги включены в цены товаров и услуг, тогда как косвенные налоги взимаются с доходов или имущества граждан и организаций, например, налог на прибыль предприятий. 6. В развитых странах в структуре налоговых поступлений преобладают прямые налоги, в то время как в развивающихся странах большую часть налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. 7. Российская налоговая система соответствует большинству мировых стандартов. Вместе с тем у неё есть и свои особенности. 8. С одной стороны, в России действует прогрессивный принцип налогообложения доходов физических лиц, с другой стороны, бюджетные поступления в значительной мере складываются из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий.

Ответ : 2 – налоги в РФ устанавливаются федеральным законом; 5 – прямые налоги уплачиваются с собственности или дохода, при продаже товаров и услуг уплачиваются косвенные налоги; 8 – в Российской Федерации действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц.

По 2 балла за каждый тезис.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 8

Решите задачу.

Среди прочего имущества в собственности гражданки Большовой находилось произведение живописного искусства, представлявшее значительную материальную ценность. Андрей, старший сын Большовой, неоднократно слышал, как мать обещала завещать упомянутую картину его младшему брату Роману. Желая предотвратить это, Андрей совершил покушение на жизнь Романа. Андрей был осуждён. Вскоре Большова скончалась, оставив завещание, согласно которому картина переходила в собственность её сына Андрея.

Ответ : Андрей – недостойный наследник. Он сможет вступить в наследство, только если будет доказано, что Большова знала о совершённом им покушении на жизнь Романа. Если бы Большова не оставила завещания, Андрей не смог бы вступить в наследство, т. к. недостойные наследники исключены как из наследования по закону, так и из наследования по завещанию.

Критерии оценивания

2 балла за верное указание категории недостойного наследника, 2 балла за верное указание условия вступления в наследство, 2 балла за верный ответ о невозможности вступления недостойного наследника в наследство без завещания, 2 балла за верное объяснение об исключении недостойных наследников из наследования.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 9

Решите экономическую задачу.

Гражданин К. уволился с работы, где получал 50 тыс. руб. в месяц. Зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и, взяв кредит в банке, приобрёл помещение на 1 этаже жилого дома с целью открыть в нём аптечный пункт «Ласточка», а также купил оборудование для аптечного пункта стоимостью 2 млн руб., срок службы которого составляет 10 лет. За 2014 г. «Ласточка» продала лекарств населению на 7 млн руб. Из них 2 млн руб. были распределены в качестве заработной платы между сотрудниками аптечного пункта, 3 млн руб. потрачены на приобретение лекарств. Выплаты по банковскому кредиту составили 1 млн руб. Налогов гражданин К. уплатил 420 тыс. руб. В конце года гражданин К. подсчитал, что если бы он сдавал купленное под аптечный пункт помещение в аренду, то в месяц зарабатывал бы 20 тыс. рублей. Других доходов и издержек аптечный пункт «Ласточка» не нёс.

  1. Определите размер бухгалтерских (внешних) издержек.
  2. Определите размер внутренних издержек.
  3. Определите размер экономических издержек.
  4. Определите размер бухгалтерской и экономической прибыли аптеки за год и сделайте вывод о том, можно ли назвать аптеку «Ласточка» эффективным предприятием.

Ответ :

ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА БАЛЛЫ
1) внешние (бухгалтерские) издержки: 2 млн руб. (зарплата) + 3 млн руб. (лекарства) + 1 млн руб. (выплаты по кредиту) + 0,2млн руб. (амортизация) + 0,42 млн руб. (налоги) = 6,62 млн руб.; 1
2) внутренние издержки: 20 тыс. * 12 = 240 тыс. руб. 50 тыс. * 12 = 600 тыс. руб. Итого: 840 тыс. руб. = 0,84 млн руб.; 1
3) экономические издержки = 6,62 млн руб. + 0,84 млн руб. = 7,46 млн руб.; 1
4) расчёт прибыли и вывод:

· – бухгалтерская прибыль (разность между выручкой и внешними издержками) = 7 – 6,62 = 0,38 млн руб.;

· – экономическая прибыль (разность между выручкой и экономическими издержками) = 7 – 6,62 – (0,84) = –0,46 млн руб.;

· – вывод: аптечный пункт «Ласточка» нельзя назвать эффективным предприятием, поскольку доход меньше, чем экономические издержки (или экономическая прибыль отрицательная).

· 2

Ответы без приведённых расчётов – 0 баллов.

Максимум за задание 9 баллов.

Задание 10

Установите соответствие между примерами и факторами ценообразования, к которым они относятся.

Ответ :

А Б В Г Д
1 1 2 3 2

Критерии оценивания

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 11

Установите соответствие между элементами содержания и разделами философии, к которым они относятся.

Ответ :

А Б В Г Д
2 4 5 3 1

1 балл за каждое правильное соответствие.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 12

Прочтите текст. Из числа предложенных социологических терминов выберите те, которые имеют отношение к событиям, процессам и явлениям, описанным в тексте.

С конца XIII в. на северо-востоке Руси начинается постепенное возрождение хозяйственной и культурной жизни. Было заново отстроено большинство разрушенных монголами городов, их население стало расти, возобновляется распашка заброшенных земель. С XIV в. возобновляется каменное строительство, появляются иконописные школы. Оживляются торговые связи русских княжеств друг с другом и с соседними государствами, о чём свидетельствует возобновление чеканки собственной серебряной монеты.

Культурному и хозяйственному подъёму в значительной мере способствовало переселение на северо-восток части населения из разорённых южных земель.

Вслед за переселенцами из Киева во Владимир переместился и центр духовной жизни: в 1299 г. Владимир становится резиденцией митрополита русской церкви. С утверждением ислама в Золотой Орде и католичества в Великом княжестве Литовском православные вельможи из этих государств переезжали на Русь, занимая место при дворе великих князей. Они быстро смешивались с местной аристократией, давая начало новым русским боярским родам.

Термины :

Прогресс, урбанизация, миграция, этногенез, регресс, ассимиляция, глобализация, депопуляция, вертикальная социальная мобильность, горизонтальная социальная мобильность, антропогенез, революция.

Ответ : прогресс, урбанизация, миграция, горизонтальная социальная мобильность, ассимиляция.

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верно указанный термин.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 13

Объедините следующие понятия в классификационную схему.

Схема «Права человека»

Понятия :

  1. cоциальные права,
  2. первое поколение,
  3. второе поколение,
  4. личные права,
  5. третье поколение,
  6. экономические права,
  7. коллективные права,
  8. культурные права,
  9. политические права.

Ответ :

Схема с ответами «Права человека»

По 1 баллу за каждый верный элемент. Элементы могут указываться в любой правильной логической последовательности.

Максимум за задание 9 баллов.

Задание 14

Изучите представленные ниже изображения и выполните задания.

  1. распределите их на четыре группы (по два изображения в каждую). Укажите буквенные обозначения изображений, составляющих каждую группу. Рядом с буквенным обозначением подпишите, что изображено на иллюстрации. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе на основании установленного Вами общего основания для классификации;
  2. определите общий принцип классификации, позволяющий разделить представленные изображения на четыре группы, и запишите его.

Ответ :

Критерии оценивания

1 балл за каждое из четырёх обоснований, 1 балл за каждую правильную пару (с приведёнными пояснениями). 2 балла за общее основание для классификации.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 15

Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

Таким образом, вся продукция сельского хозяйства могла бы составить по меньшей мере четыре миллиарда, не считая лесоводства, рыболовства и т. д. Мы не учитываем также доходы от домовладений, ренты, рудников, от продукции ремёсел и художеств, судоходства и т. д., которые также будут увеличиваться по мере роста доходов населения. Но самое главное из этих преимуществ, обеспечиваемых земледелием, состоит в том, что оно доставляет сырьё для производства предметов первой необходимости, обеспечивает доходы государю и землевладельцам, десятину ‒ духовенству и прибыли ‒ земледельцам. Именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех других форм богатства, обеспечивают занятие всем видам профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации. Но необходимо ещё очень много для того, чтобы Франция могла воспользоваться всеми этими миллиардами доходов, которые, как мы видели, могли бы быть созданы в ней самой. В настоящее время общая величина ежегодного потребления или ежегодного расхода нации составляет не больше двух миллиардов. Расходы примерно равны доходам, включая сюда оплату рабочей силы, обеспечивающей существование рабочих всех видов профессий. Источником для оплаты всех этих рабочих является продукция земли (за исключением рыболовства, добычи соли и судоходства). Однако доходы, получаемые от судоходства, являются сами по себе очень незначительными, и основным источником доходов от судоходства являются доходы от торговли продуктами нашего земледелия. Сельское хозяйство и торговля всегда рассматриваются как два источника наших богатств. Между тем торговля, так же как и промышленное производство, представляет собою не что иное, как ответвление сельского хозяйства; но промышленное производство является более обширным и более значительным, чем торговля. Обе эти отрасли существуют только благодаря сельскому хозяйству. Сельское хозяйство доставляет сырьё для промышленности и товары для торговли и оплачивает как ту, так и другую. Торговля и промышленность возвращают полученные ими прибыли сельскому хозяйству, которое возобновляет богатства, ежегодно расходует их и потребляет. Действительно, без продукции наших земель, без доходов и затрат землевладельцев и земледельцев откуда могли бы возникнуть прибыль в торговле и заработная плата рабочих? Представление о том, что торговля имеет своё самостоятельное, отдельное от сельского хозяйства существование, является абстракцией, представляющей собою совершенно бесплодную идею. Доходы являются продуктом земли и человека. Без приложения труда человека земли не представляют никакой ценности. Первоначальными благами, которыми располагает государство, являются люди, земли и скот. Без продукции сельского хозяйства нация не может иметь других источников существования, кроме промышленности и торговли. Но и промышленность и торговля могут существовать в этом случае, только если они поддерживаются иностранными богатствами. Однако такая поддержка является очень ненадёжной и имеет очень ограниченные возможности; она может быть достаточной для очень небольших государств…

  1. Какой экономической теории придерживался автор текста?
  2. Назовите любого представителя данной экономической теории.
  3. Какая сфера экономической деятельности, по мнению автора текста, является главным источником национального богатства?
  4. Приведите три объяснения автором ведущей роли этой сферы экономической деятельности.
  5. С каким экономическим учением фактически полемизирует автор данного текста?

Ответ :

1. Теория физиократов. 2 балла .

2. Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. 2 балла, достаточно указать одно имя .

3. Главным источником национального богатства, по мнению автора, является сельское хозяйство. 2 балла .

4.1. Сельское хозяйство обеспечивает продовольствие, необходимое для воспроизведения рабочей силы.

4.2 Сельское хозяйство обеспечивает сырьё для промышленности.

4.3 Большая часть предметов торговли – это либо непосредственно продукция сельского хозяйства, либо предметы, полученные путём переработки сельскохозяйственной продукции.

По 2 балла за каждое приведённое объяснение. Всего 6 баллов.

5. С учением меркантилистов. 3 балла .

Максимум за задание 15 баллов.

Задание 16

Внимательно прочитайте текст. Вместо пропусков вставьте пропущенные слова и запишите их в именительном падеже под соответствующими номерами.

Совокупность представлений и чувств людей относительно права и его реализации в общественных отношениях составляет понятие 1) ________________. В своей структуре 1) _____________ подразделяется на научное (правовую 2) ______________) и обыденное (правовую 3) ___________________). Правовая 2) _________________ включает в себя научные идеи и доктрины, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Что касается правовой 3) _____________________, то она представляет собой комплекс чувств, настроений, эмоций, стереотипов, в которых отражается отношение людей к праву. Таким образом, правовую 3) _________________ отличает от правовой 2) ______________________ отсутствие глубокого осмысления и анализа правовых явлений в её формировании. Развитое 1) _________________ является важным условием 4) __________________, который представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений, выражающее практическое осуществление требований законности. То есть 4) _________________ характеризуется тем, насколько полно и последовательно в данном обществе реализуются принципы законности. 4) _____________________ является составной частью более широкого общественного феномена – правовой 5) ________________. Правовая 5) _____________________ характеризует общее состояние всех общественных явлений, процессов, институтов, имеющих отношение к праву. Выдающийся российский правовед С.С. Алексеев определил правовую 5) ________________ как «состояние юридического хозяйства в обществе». Как известно, низкий уровень 1) __________________ влечёт за собой неверие в закон, неуважение к нему и часто, как закономерное следствие, – нарушение установленных им норм. Такое негативное восприятие права получило название правового 6) ______________. Правовой 6) _______________ создаёт благодатную почву как для роста преступности, криминализации общества, так и для произвола со стороны представителей власти, ибо в условиях отрицания авторитета права и неверия в закон такой произвол воспринимается, в том числе и самими представителями власти, как естественный способ управления.

Ответ :

  1. правосознание
  2. идеология
  3. психология
  4. правопорядок
  5. культура
  6. нигилизм

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верный элемент.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 17

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. История человечества в основном ‒ история идей. (Г. Уэллс )
  2. Строить право не значит придумывать новые законы и подавлять беспорядки; но значит воспитывать верное и всё более углубляющееся и крепнущее правосознание. (И. Ильин )
  3. Самое главное при всяком государственном устройстве ‒ устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было нажиться». (Аристотель )
  4. Независимость и свободомыслие – вот суть творчества. (Ф. Миттеран )
  5. Бедняки платят дороже всего. (У. Зыбура )
  6. Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми. (И.С. Кон )

Критерии оценивания сочинения-эссе:

Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, 3.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
  3. Уровень аргументации:
  • а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
  • б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
  • в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
  • г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  1. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов .

Максимум за работу 130 баллов.

Для ответов на задания 29-32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

АРИСТОТЕЛЬ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ЗООЛОГИИ

Древнегреческого мыслителя Аристотеля, жившего в 384-322 году до нашей эры, считают «отцом всех наук».

Он был «ученейшим» человеком во всех науках своего времени. Аристотель дал верное объяснение причин появления радуги, определил звук как колебание воздуха, доказал шарообразность Луны.

Его имя навсегда осталось бы в науке, даже если бы он занимался только биологией. Огромный труд Аристотеля «История животных» состоит из десяти томов. В нем он описал 500 видов животных и впервые в науке дал их классификацию. К этому труду Аристотелем было создано приложение из семи атласов по анатомии животных.

Аристотель сделал много зоологических открытий. Он заметил развитие трутней из неоплодотворенных яиц, установил биение сердца у куриного зародыша на третий день его развития в яйце, обнаружил во внутреннем ухе животных особый орган - улитку и многое другое. В «Истории животных» Аристотель заявил, что самка гладкой акулы откладывает яйца в собственное тело, где и происходит их дальнейшее развитие. Около двухсот лет ученые-зоологи смеялись над этой «выдумкой», пока не была доказана правота «отца зоологии».

Знаменитый французский ученый Жорж Кювье (1769-1832) - основатель сравнительной анатомии и палеонтологии, создатель современной классификации животных-писал о том, что не может понять, каким образом человек мог собрать и сравнить такое множество фактов. Имеются сведения, что Аристотель был учителем Александра Македонского, который предоставил в распоряжение своего бывшего воспитателя несколько тысяч человек, которые собирали все, что могла дать охота, ловля птиц, рыболовство.

Аристотель внес в науку идею лестницы существ, на ступенях которой он расположил все природные тела: минералы, растения и животных, по мере нарастания их сложности. На вершину этой лестницы Аристотель поставил человека, отличающегося, по его мнению, от животных наличием интеллекта.

1) Как назывался главный труд Аристотеля по зоологии?

2) Кто является создателем современной классификации животных?

3) Почему Александр Македонский помогал Аристотелю в его исследованиях?

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) «История животных».

2) Жорж Кювье.

3) Аристотель был учителем Александра Македонского.

Пользуясь таблицей «Размеры яйцеклеток животных», ответьте на вопросы и выполните задание.

1) У какого организма, представленного в таблице, самая большая яйцеклетка?

2) Почему размеры яйцеклеток млекопитающих составляют только десятые доли миллиметра?

Показать ответ

Правильный ответ содержит следующие элементы:

1) У страуса.

2) Питательные вещества яйцеклетки у млекопитающих обеспечивают развитие зародыша только на начальной стадии, а затем все необходимые вещества зародыш получает из организма матери.

Рассмотрите таблицы и выполните задания 31 и 32.

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

Энергетические затраты при различных вида физической активности

Велотурист Владислав проехал на велосипеде 3 часа со скоростью 19 км/ч.

Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Владиславу оптимальное по калорийности меню, позволяющее ему компенсировать энергетические затраты.

При выборе учтите, что Владислав обязательно закажет любимый апельсиновый сок и шоколадное мороженое.

В ответе укажите энергетические затраты, рекомендуемые блюда, калорийность ужина и количество белков в нем.