Задание с фразеологизмами егэ. Сбить с панталыку















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: повторить и обобщить материал по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология. Работа по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, фразеологические обороты. Обучать анализу и редактированию теста (выявлению и исправлению речевых ошибок). Развивать культуру устной и письменной речи. Воспитывать осознанное отношение к изучаемому. Повторение темы: “Лингвистические словари русского языка”.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, “Словарь русского языка С.И.Ожегова”, “Словарь синонимов русского языка”, “Фразеологический словарь”, “Словарь антонимов русского языка”, “Словарь иностранных слов”.

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы завершаем работу над разделом “Лексика и фразеология”. Наша задача – систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу. (Слайд 1)

II. Теоретическая разминка.

Начнем с теоретической разминки. Вопросы для повторения:

  • Что изучает лексикология?
  • Какие слова называют исконными?
  • Каковы причины заимствования слов из других языков?
  • Перечислите основные признаки заимствованных слов.
  • Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами?
  • Что такое паронимы?
  • Что такое фразеологизм?
  • Каковы типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски?

III. Тренировочные упражнения.

1. Словарная работа.

По лексическому значению узнать слово и записать его: (Слайд 2-3) человек, который противится нововведениям (К).

  • направление развития (Т).
  • система взглядов на природу и общество (М).
  • одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).
  • последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Э).
  • антоним к слову “идентичный” (Р).
  • сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).
  • антоним к слову “лаконичный” (М).
  • освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).
  • синоним к слову “первенство” (П).
  • Ключ: (слайд 4)

    Консерватор

    Тенденция

    Мировоззрение

    Демократия

    Различный

    Многословный

    Эмансипация

    Приоритет.

    2. Сообщение подготовленного ученика по теме: “Словарь иностранных слов”.

    3. Лексическая разминка.

    • По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке. (Слайд 5)
    • Хлопотный, трудный (канительный)
    • Прихоть, причуда (каприз).
    • Суть, сущность (квинтэссенция).
    • Выразительны, своеобразный (колоритный).
    • Любезность, похвала (комплимент).
    • Уточнение, пояснение (конкретизация).
    • Определенно, предметно (конкретно) .
    • Установление, утверждение (констатация).
    • Отвратительный, страшный (кошмарный).

    Преклонение, почитание (культ).

    Ответы. (Слайд 6)

    4. Сообщение подготовленного ученика по теме: “Словарь синонимов”.

    5. Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении. (Слайд 7)

    Подберите паронимы к словам, составьте словосочетания:

    • Драматический - … (драматичный).
    • Дружеский - … (дружелюбный).
    • Существо - … (сущность).
    • Единственный - … (единый).
    • Злой - … (злостный) .
    • Искусно - … (искусственно).
    • Подпись - … (роспись).
    • Заглавный - … (главный).

    6. Сообщение подготовленного учащегося по теме: “Крылатые выражения”.

    7. С помощью комбинации “буква – цифра” укажите те крылатые выражения, значение которых поясняется. (Слайд 8)

    Ключ: А – 10, Б -2, В – 6, Г – 4, Д – 1, Е - 7, Ж – 5, З -3 , И – 9, К - 8. (Слайд 9)

    8. Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, которое употребляется как целая единица речи.
    Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов. (Слайд 10)

  • Трудиться в поту лица (в поте лица)
  • Положив руку на сердце тебе говорю (положа руку на сердце)
  • Работать спустив рукава (спустя рукава)
  • Согласиться скрипя сердцем (скрепя сердце)
  • Пришел неожиданно, как тать в ночи (как(яко) тать в нощи)
  • Запишите исправленные варианты. Дайте толкование полученным фразеологизмам.

    Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом сердце . Объясните, что общего в их значениях. (Слайд 11)

    Сердце болит, сердце в пятки уходит, сердце горит, сердце екает, сердце изнывает, сердце не на месте, сердце просит, сердце радуется, сердце рвется пополам, сердце сжимается, с легким сердцем, с чистым сердцем, скрепя сердце, золотое сердце, каменное сердце и др.

    IV. Самостоятельная работа.

    1. Укажите паронимы:

    • умственный – интеллектуальный;
    • идеалистический – идеалистичный;
    • большой – огромный;
    • добродушный – великодушный.

    2. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду

    • неуч;
    • невежа;
    • профан;
    • невежда.

    3. Найдите пару слов, которая совпадает по значению:

    • гарантийный – гарантированный;
    • эффективный – эффектный;
    • вражеский – вражий;
    • типичный – типовой

    4. Укажите слова, лексическое значение которых определено верно:

    • авторитарный – принадлежащий автору;
    • баритон – самый низкий по звучанию голос;
    • эпиляция – обжалование какого-либо решения, постановления;
    • индукция – логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу.

    5. В каком предложении вместо слова экономный нужно употребить экономичный ?

    • Кондрат Федоров был экономным хозяином и всегда работал в поле.
    • У семьи Васильевых экономный образ жизни.
    • Экономный директор завода во время кризиса сумел сохранить рабочие места и выплатить кредиты.
    • Экономные методы управления производством позволили сократить расходы.

    6. Укажите контекстные синонимы, связывающие предложения:

    (1) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведет себя человек в большом городе. (2) Редкая поездка по столице обходится без метро.

    7. Какой фразеологический оборот должен закончить предложение?

    Ему и слова возразить нельзя, он сразу …

    • выходит из себя;
    • садится в калошу;
    • смотрит сквозь пальцы;
    • считает ворон.

    8. Подберите ответы – фразеологизмы:

    Как говорят о человеке, глухом ко всем доводам?

    • Молчит, как в рот воды набрал;
    • Смотрит как баран на новые ворота;
    • Ему всё как об стену горох;
    • Как сыр в масле катается.

    9. Укажите ряд, в котором есть "лишний" фразеологизм, (имеющий отличное значение от общего значения ряда).

    • Наставлять нос, обводить вокруг пальца, оставить с носом, клевать носом;
    • Сбросить бремя, разорвать цепи, развязать себе руки, сбросить хомут;
    • Откуда ни возьмись, как снег на голову, как гром среди ясного неба, как обухом по голове.

    10. Укажите предложение без речевой ошибки.

    • Город достаточно большой, на кривой не объедешь.
    • Во всех ситуациях дед умел выйти живым из воды.
    • Не успел он бровью шевельнуть, как оказался укутанным в теплое одеяло.
    • Не люблю тех, кто в глаза начальству дифирамбы поет, а за глаза грязью поливает.

    V. Подведение итогов урока. Выводы. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

    Список использованной литературы:

  • Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений.
  • Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.
  • Пучкова Л.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания.
  • Цыбулько И.П., Бисеров А.Ю. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. Русский язык.
  • Белокурова С.П. Задания по культуре речи.
  • Материалы сайтов:
  • http://www.openclass.ru/

    http://www.uroki.net/

    http://otherreferats.allbest.ru/

    Русский язык — по праву считается самым совершенным, красивым и богатым языком в мире, вобравшим в себя, наряду с аутентичной культурой более чем 200 народов Русского мира, ещё и лучшие элементы западной и восточной культурных традиций.

    Наш язык — это один из базисных элементов всей русской цивилизации, поэтому, чтобы с полным правом считаться русскими, мы должны хорошо уметь им пользоваться и владеть всем богатством понятий и выражений русского языка не хуже Пушкина, Гоголя и Достоевского.

    Представляем вашему вниманию первую часть ТОПа-50 интереснейших фразеологизмов русского языка с их изначальным и теперешним значениями, а также историей происхождения:

    1. Гол как сокол

    Выражение обозначает крайнюю бедность, нужду.

    «Сокол» — это гладко оструганное и окованное на конце железом бревно тарана, который мог быть ручным или колёсным и использовался до конца XV века для пробития брешей в деревянных частоколах или крепостных ворот. Поверхность этого орудия была ровной и гладкой, т.е. «голой». Этим же термином обозначали и инструменты цилиндрической формы: железный лом, пест для растирания зерна в ступе и проч.

    2. Аршин проглотил

    Выражение, обозначающее человека, вставшего по стойке «смирно» или принявшего величественно-надменную позу с прямой спиной.

    Аршин — это древняя русская мера длины в 71 сантиметр, широко использовавшаяся в швейном деле до перехода на метрическую систему мер. Соответственно, мастера использовали для измерений деревянные или металлические аршинные линейки. Если проглотить такую, осанка наверняка станет феноменальной…

    3. Козёл отпущения

    Так называют человека, на которого свалили всю вину за какой-либо провал, неудачу.

    Выражение, которое восходит к Библии. По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа израильского. Затем козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали, дабы он навсегда унёс на себе грехи евреев.

    4. Кричит во всю Ивановскую

    Ансамбль кремлёвских соборов в Москве украшает колокольня Ивана Великого, на которой по праздникам всегда звонили во все её тридцать колоколов. Звон был чрезвычайно мощным и разносился очень далеко.

    5. Жив Курилка!

    Мы помним это выражение по фильму «Место встречи изменить нельзя» и обозначало оно радость от встречи с человеком, прошедшим через серьёзные испытания.

    На самом деле, «курилка» — это древняя детская игра на Руси. Дети садились в круг и передавали друг другу горящую лучину, приговаривая: «Жив, жив курилка! Ножки тоненьки, душа коротенька». Тот, в чьих руках лучина гасла, выходил из круга. То есть «курилка» — это лучина, которая слабо горела и «курилась», (дымилась) в детских руках.

    В отношении человека выражение впервые употребил поэт Александр Пушкин в эпиграмме на критика и журналиста Михаила Каченовского: «Как! жив еще Курилка журналист?..»

    6. Расчистить эти авгиевы конюшни

    Разобраться с невероятно запущенным беспорядком, имеющим циклопические размеры.

    Восходит к древнегреческим мифам о Геракле. Жил в древней Элиде царь Авгий, страстный любитель лошадей, который держал в конюшнях три тысячи коней однако 30 лет не чистил стойла.

    На службу к Авгию был послан Геракл, которому царь и поручил очистить конюшниза один день, что было невозможно. Герой подумал и направил в ворота конюшен воды реки, которые за сутки вынесли оттуда весь навоз. Это деяние стало 6-м подвигом Геракла из 12-ти.

    7. Закадычный друг

    Сейчас позитивное выражение, обозначающее давнего и проверенного друга. Ранее было негативным, т.к. имелся в виду собутыльник.

    Старинное выражение «залить за кадык означало «напиться», «выпить спиртного». Отсюда образовался данный фразеологизм.

    8. Попасть в просак

    Оказаться в крайне неудобном или даже опасном положении.

    Просак – это барабан с зубьями в машине, при помощи которой чесали шерсть. Попав в просак – можно было легко покалечиться, лишиться руки.

    9. Злачное место

    И снова библейское выражение, встречающееся в псалмах и церковных молитвах и обозначающее рай, небесное царство. В светском словоупотреблении приобрело негативную окраску — «злачными местами» стали называть бары, стрип-клубы и т.п.

    Имеется в виду место, где обильно произрастают злаки из которых готовится основная пища (хлеб) — плодородное поле, основа благосостояния.

    10. Как буриданов осёл

    Имеется в виду человек крайне нерешительный.

    Восходит к знаменитому примеру французского философа XIV века Жана Буридана, который утверждал, что поступки людей зависят по большей части не от собственной воли, а от внешних обстоятельств. Иллюстрируя свою мысль, он утверждал, что осёл, слева и справа от которого на равном расстоянии будут положены две одинаковые кучи, в одной из которых будет сено, а в другой солома, не сможет сделать выбор и умрёт с голоду.

    11. Дойти до ручки

    Совсем опуститься, потерять человеческий облик и социальные навыки.

    В Древней Руси калачи выпекали не круглыми, а в форме замка с круглой дужкой. Горожане часто покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, как за ручку. При этом из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а либо отдавали её нищим, либо бросали собакам. Про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки.

    12. Опростоволоситься

    Попасть в неудобное, а зачастую и позорное положение.

    На Руси ходить с непокрытой головой по людным местам (исключая храм для мужчин) считалось позором. Не было для человека большего позора, чем если с него в людном месте срывали шапку.

    13. Затрапезный вид

    Неопрятная одежда, небритость и прочие признаки небрежности во внешности.

    При царе Петре I начала работать Ярославская полотняная мануфактура купца Затрапезникова, которого выпускала шелк и сукно ни в чем не уступавшие по качеству изделиям европейских мастерских.

    Помимо этого на мануфактуре делали и очень дешёвую пеньковую полосатую ткань, которую по фамилии купца прозвали «затрапезой». Она шла на тюфяки, шаровары, сарафаны, женские головные платки, рабочие халаты и рубахи.

    Для богатых людей халат из «затрапезы» был домашней одеждой, а вот у бедняков одежда из этой ткани использовалась «на выход». Затрапезный вид говорил о невысоком социальном статусе человека.

    14. Калиф на час

    Так говорят о человеке, случайно и ненадолго оказавшемся у власти.

    Выражение имеет арабские корни. Так называется сказка из сборника «Тысяча и одна ночь» — «Сон наяву, или Калиф на час».

    В ней рассказывается, как молодой багдадец Абу-Гассан, не зная, что перед ним калиф Гарун-аль-Рашид, делится с тем своей заветной мечтой — хотя бы на денек стать калифом. Желая развлечься, Гарун-аль-Рашид подсыпает Абу-Гассану в вино снотворное, приказывает слугам перенести юношу во дворец и относиться как к калифу.

    Шутка удается. Проснувшись, Абу-Гассан верит, что он калиф, наслаждается роскошью и начинает отдавать приказания. Вечером он вновь выпивает вино со снотворным и просыпается уже у себя дома.

    15. Сбить с панталыку

    Заставить потерять нить разговора, забыть о чём то.

    В Греции находится знаменитая в древности гора Пантелик, где долгое время добывали мрамор. Соответственно, там было много пещер, гротов и ходов и попав туда, можно было легко заблудиться.

    16. Я его раскусил

    Т.е. понял, что это за человек, заметил обман или открыл тайну.

    Выражение пришло к нам из тех времен, когда в ходу были монеты из драгоценных металлов. Подлинность монет проверяли на зуб, ведь драгоценные металлы без примесей были мягкими. Если на монете оставалась вмятинка, значит она настоящая, а если нет — фальшивая.

    17. Глас вопиющего в пустыне

    Так говорят о том, чьи здравые мысли и предостережения упорно не хотят слушать.

    Библейское выражение, имеющее корни в пророчестве Исайи и Евангелии от Иоанна. Пророки, предрекавшие скорое пришествие Спасителя призывали евреев готовиться к этому дню: следить за своей жизнью и исправлять её, делаясь благочестивыми, внимательно относиться к евангельской проповеди. Но евреи не вняли этим призывам и распяли Господа.

    18. Зарыть талант в землю

    Значит — не использовать и не развивать данные Богом способности.

    И снова отсылка к Библии. Талантом называлась самая крупная весовая и денежно-счётная единица в Древней Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии.

    В евангельской притче один из слуг получил от господина деньги и закопал их, побоявшись вложить в дело, которое могло принести как прибыль, так и убыток. По возвращении господина слуга вернул талант и был наказан за потерянное время и недополученную хояином прибыль.

    19. Затянул канитель

    Начал какое-то очень долгое дело, стал медлить.

    Канитель — это тончайшая проволока из драгоценных металлов, приобретшая уже скорее свойства нити и использовавшаяся для украшения камзолов, мундиров и платьев красивыми сложными узорами. Тянуть канитель приходилось на всё уменьшающихся ювелирных вальцах в несколько заходов, что было делом долгим. Шить канителью — дело ещё менее быстрое.

    20. Довёл до белого каления

    Разозлил до бешенства, неконтролируемой ярости.

    Восходит к кузнечному ремеслу. Когда металл нагревают при ковке, он в зависимости от температуры светится по-разному: сначала красным светом, потом желтым и, наконец, ослепительно белым. При ещё более высокой температуре металл уже расплавится и закипит.

    21. Мыльная опера

    Так называют телесериал с тривиальным сюжетом.

    Дело в том, что в 30-е годы в Америке начали выпускать многосерийные (тогда ещё радио-) передачи для домохозяек с мелодраматическими сюжетами. Их создавали на деньги производителей мыла и моющих средств, которые в перерывах рекламировали свою продукцию.

    22. Скатертью дорожка!

    Сейчас так выгоняют надоевшего гостя или посетителя. Ранее смысл был противоположным — пожелание доброго пути.

    В одном из стихотворений Ивана Аксакова можно прочитать о дороге, которая «пряма, как стрела, широкою гладью, что скатерть легла». Зная наши пространства, человеку желали беспрепятственного и лёгкого пути.

    23. Казни египетские

    Свалившиеся тяжёлые наказания, бедствия, мучения.

    Библейский сюжет из книги Исход. За отказ фараона отпустить евреев из плена Господь подверг Египет страшным наказаниям — десяти казням египетским: кровь вместо воды, казнь лягушками, нашествие мошек, песьи мухи, мор скота, язвы и нарывы, гром, молнии и огненный град, нашествие саранчи, тьма и смерть первенцев в семьях египтян.

    24. Внести свою лепту

    Вложить часть своего труда, умений или денег в создание чего-то важного, большого.

    Известен библейский рассказ о двух лептах бедной вдовы, которые она пожертвовала на деятельность Иерусалимского храма. Лепта — одна из самых мелких монет того времени в Римской империи. Две лепты — были единственными деньгами вдовы, пожертвовав которые она осталась голодной до самого вечера. Поэтому, её жертва оказалась наиболее крупной из всех.

    25. Петь Лазаря

    Бить на жалось, попрошайничать, стараться сыграть на сочувствии.

    Притча о богаче и Лазаре рассказана Спасителем в Евангелии. Лазарь был беден и жил у ворот дома богача. Лазарь питался остатками пищи богача вместе с собаками и терпел всяческие лишения, но после смерти попал в рай, тогда как богач оказался в аду.

    Профессиональные нищие в России часто просили милостыню на ступенях храмов, сравнивая себя с библейским Лазарем, хотя часто жили значительно лучше. Поэтому попытки разжалобить и называются подобным образом.

    Андрей Сегеда

    Вконтакте

    1. Через минуту проливной дождь вымочил меня до нитки.

    2. Он тяжело дышал и не мог собраться с силами, чтобы заговорить.

    3. Лабиринт, заросший травой, остался теперь позади, и мы могли радоваться, что отделались так дёшево.

    4. Оставшийся овёс хранили к началу весенних работ как зеницу ока.

    5. Главную роль играл талантливый молодой актёр, для которого она стала лебединой песнью.

    6. Копейкин мой, можете вообразить себе, и в ус не дует.

    7. Грушницкого на площадке уже не было. Все в один голос вскрикнули.

    8. Товарищи и даже сам инструктор, кривя душой, принялись наперебой хвалить его.

    9. Его выступление сыграло большую роль в реорганизации предприятия.

    10. Валентина ценила своего старшего диспетчера на вес золота.

    11. Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьёзно учиться.

    12. На первый взгляд письмо это может показаться резким, даже для современного читателя.

    13. После обеда вдруг, откуда ни возьмись, задул сильный, но попутный ветер.

    14. Вы начинаете выходить из себя, часто вздыхать, то бегать по комнате, то останавливаться.

    15. На корабле, особенно командиру, приходится себя в узде держать.

    16. Сами заварили кашу, сами и поезжайте разбираться.

    17. Заметая следы моего пребывания у Филипыча, я вытравил из домовой книги свою прописку.

    18. Он взглянул на неё и вдруг упал духом, радость его как в воду канула.

    19. Сердце у него стучало так, как будто он пробежал во весь дух несколько вёрст.

    20. Выйдя в отставку, я сожгу свои корабли и займусь восстановлением имения.

    21. Одно заруби себе на носу: выдержки тебе надо побольше.

    22. По дороге в Вёшенскую они заговорили о создавшемся положении и очень быстро нашли общий язык.

    23. Из уцелевших брёвен на скорую руку сколотили избёнку, покрыли её тёсом.

    24. Задул холодный ветер, разверзлись хляби небесные, реки затопили луга и дороги.

    25. Пехота вела себя героически, артиллерия подавно не ударила в грязь лицом.

    26. Тишин кричал, что он выведет на чистую воду всех хвастунов и зазнаек.

    27. Делайте, как хотите, Константин Алексеевич, а я умываю руки.

    28. Большое значение в произведениях народного творчества имеют постоянные эпитеты.

    28. Полярные станции внесли большой вклад в освоение Арктики.

    29. Безмерная любовь к дочери была его ахиллесовой пятой, и на этом сыграли вымогатели.

    30. Казалось, в страшном отдалении, на самом краю света, кто-то стонал и плакал на весь лес.

    31. Он у нас и учёный, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом, мастер на все руки.

    32. Калиныч каждый день ходил с барином на охоту, без него г. Полутыкин шагу ступить не мог.

    33. Без тебя я как без рук, точно на необитаемом острове.

    34. Решив уехать во что бы то ни стало, она почувствовала себя вне опасности.

    35. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё.

    36. Отец его всю жизнь тянул военную лямку: командовал сначала бригадой, потом дивизией.

    37. Комедия «Горе от ума» вошла в золотой фонд русской национальной культуры.

    38. Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам.

    39. Он работал не покладая рук и наконец увидел, что сделано уже много.

    40. Актовый зал был полон, яблоку негде упасть, а у дверей ещё много ребят стояло.

    41. В этой зловещей непонятной тишине таилась тревога, словно с минуты на минуту что-то должно произойти.

    Фразеологический словарик для ОГЭ

    Броситься в глаза - привлекать внимание своим видом; быть особенно заметным. Николай вошел в комнату. Письмо на столе бросилось ему в глаза.

    Вверх дном - в полном беспорядке. После отъезда Ивана Семеновича на строительстве всё пошло вверх дном.

    Вдоль и поперёк - повсюду, во всех направлениях; везде. Эти места мне хорошо знакомы, я исходил их вдоль и поперёк.

    Взять в толк - пытаться понять, уразуметь что-либо. Я посмотрела на них в недоумении и никак не могла взять в толк, зачем они тут сидят.

    Видеть в розовом свете - видеть только хорошее, смотреть на все оптимистически. Будущность представляется мне в самом розовом свете.

    В конце концов – в итоге, наконец. Противник в конце концов вынужден был снять осаду крепости.

    Вместе с тем - в то же время, одновременно. Такое отношение офицера к матросу удивило меня и вместе с тем насторожило.

    В самый раз - впору, подходит по размеру (об одежде, обуви). Примерьте эти туфли. Думаю, они будут в самый раз.

    Выше сил - нет возможности преодолеть, вынести что-либо. Я не могу с нею расстаться. Это выше моих сил

    Делать сгоряча - в порыве какого-л. чувства. Егорка увидел раненого голубя и, не разобрав, в чем дело, сгоряча дал братишкам по затылку.

    Держаться чудом - случайным, необъяснимым образом. Куртка у Тёмыы была расстёгнута , шарф размотан, шапка чудом держалась на затылке.

    Днём с огнём - очень трудно, почти невозможно найти, отыскать. В этих лесных и болотистых краях днём с огнем не сыщешь камня.

    За (чей-то) счёт - благодаря кому-то. Получение места под солнцем всегда происходит за счёт других.

    Изо всех сил - с предельной силой, очень сильно. И вдруг я вскрикнул всей грудью, изо всей силы вскрикнул.

    Как ветром сдуло - быстро, молниеносно, мгновенно исчез (исчезло). В ту же минуту Павел соскочил с лошади, словно его ветром сдуло.

    Как миленький - беспрекословно подчиняясь, без сопротивления и возражений. Думаете, я один на ферме буду работать? Пойдёте и вы, как миленькие.

    Как своих ушей - никогда не получать чего-либо, не завладеть кем-либо или чем-либо.

    Круговая порука - взаимное укрывательство, взаимная выручка. У нас порука круговая - никто не выдаст.

    Кто куда - в разные стороны, в разные места. Началась гроза, и ребята быстро разбежались кто куда.

    Лезть в голову - неотвязно, настойчиво возникать, присутствовать в сознании. Воспоминания назойливо лезли в голову.

    Лезть под руку - не вовремя, мешая, отвлекая. Если дед у себя в мастерской, не стоит ему лезть под руку: всё равно, кроме раздражения, ничего не добьёшься.

    Ловить на лету - быстро, легко понимать, усваивать. Наташа на лету ловила ещё не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце…

    На край света - куда-либо или где-либо очень далеко. За тобой хоть на край света.

    Наломать дров - поступить сгоряча, не подумав о последствиях; наделать глупостей, ошибок. И нам опять надо всё обмозговать, прикинуть, подготовить, чтобы дров не наломать.

    На седьмом небе - испытывать чувство восторга, блаженства, безграничного счастья и т. п. от чего-либо. Ах, как хорошо, что вы приехали! С вашим приездом я прямо на седьмое небо попала!

    На ходу - с лёгкостью, без усилий. Он на ходу ловил любое приказание Немешаева.

    Не видать как своих ушей - никогда, ни при каких условиях не получить желаемого. Нет, господин учитель, не видать вам Катерины как своих ушей!

    Не ко двору - оценка кого-л. или чего-л. как такого, что не подходит, не может прижиться. Не ко двору ты нам, парень! Скандалы нам не надобны.

    Не оторвать глаз. Не сводить глаз - пристально, внимательно, непрерывно смотреть на кого- или на что-либо. Полковник не отрывал глаз от карты. Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

    Не подать виду - ничем не обнаруживать своих мыслей, чувств, намерений, желаний. Антипка нарочно пошевелился и что-то погромче пробормотал, чтоб и виду не подать, что прячется.

    Нет дела - не касается кого-либо (употребляется как равнодушный отказ от вмешательства во что-либо, от помощи кому-либо, от решения каких-либо вопросов). Она вздумала показывать, что ей и дела нет до тебя!

    Ни свет ни заря - очень рано, спозаранку. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась.

    От нечего делать - от безделья, от скуки. От нечего делать стараешься убить время разными пустяками.

    Очертя голову - не думая о последствиях, безрассудно. Впечатлительный и страстный, я очертя голову бросался в жизнь, отдаваясь минутному увлечению.

    Перевести дух - глубокими вздохами успокаивать дыхание, начинать снова дышать ровно. Иван Ильич часто останавливался перевести дух.

    Перейти черту - нарушить правило, норму поведения, закон и т. п.; не считаться с тем, что было. Как простить его, если он переступил черту человечности, попрал святая святых?

    Поднять всех на ноги – заставить активно действовать. Я весь город на ноги подниму , но найду управу на этого человека

    Подступить к горлу - неожиданно, внезапно захватывать, предельно волновать. Чувство жгучей боли и обиды подступило к его горлу, он упал на траву и заплакал.

    Подумать только – кто-либо удивлён необычностью, странностью случившегося. В какую ты честь попал , Гришка ! За одним столом с генералом ! Подумать только !

    Пожинать плоды - пользоваться результатами сделанного. Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено.

    Пойти по стопам - беря с кого-либо пример, следовать за кем-либо в чём-либо. Веретенников потерял под собой почву и пошёл по стопам отца.

    Провалиться сквозь землю - неожиданно исчезнуть. Пенькова не было нигде, он исчез, словно провалился сквозь землю.

    Свет клином сошёлся - установился окончательный и единственный, предельно узкий выбор чего-л. Для меня на вашей бригаде свет клином не сошёлся, я не собираюсь оставаться здесь.

    С первого взгляда - сразу же. Николай и Ольга с первого взгляда поняли, какая тут замечательная жизнь.

    Стоять на своём - твёрдо придерживаться каких-либо взглядов, мнений, упорно отстаивать их. Я был уверен в своей правоте и упорно стоял на своём .

    Телячьи нежности - чрезмерное или неуместное выражение нежных чувств. - Глебушка, милый, - сказала она, обнимая его и целуя в шею. Победоносцев не любил подобных телячьих нежностей.

    Тернистый путь - о тяжёлом жизненном пути. Давно уже жизнь нашу стали сравнивать с трудным, неровным, тернистым путём.

    Тут как тут - в этот самый момент, вдруг (появился, оказался и т. п.). Лежит ничком раненый, а Мария наша тут как тут, точно её позвали.

    Тяжкий крест - о тяжёлой доле, трудной судьбе кого-либо. Тяжкий крест вся жизнь моя.

    Честь по чести - должным образом, как следует. Собрался Борька в военную школу поступать. Провожали его домашние честь по чести.

    Чуть свет - очень рано, на рассвете. Всей компанией выехали чуть свет на заре.

    Язык не поворачивается - кто-либо остерегается, не решается, стесняется (спросить, сказать что-либо). Я хотел было сказать, что не хочу ехать, но язык не поворотился.

    Формулировка задания:

    Из предложения 41 выпишите фразеологизм.

    (41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться.

    не давая спуску

    Комментарий: В предложении употреблен фразеологизм не в чистом виде, а со словом "себе". Точно так же можно было бы написать не давать ему, нам, им — а это значит, что данные слова не являются частью фразеологизма.

    Что нужно знать:

    Задание 23 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание учащимися раздела "Лексика и фразеология"

    Чтобы выполнить задание правильно, нужно вспомнить следующие опорные моменты:


    Лексическое значение слова

    Лексическое значение слова - это исторически закрепленное смысловое (понятийное) "содержание" слова. Слова могут иметь:
    Прямое значение - первоначальное, исходное значение слова.
    Переносное значение - вторичное значение, возникающее на основе первого.
    Например: Ткач раскроил полотно - выделенное слово употреблено в прямом значении.
    Вдаль простирается железнодорожное полотно - слово "полотно" употреблено в переносном значении на основе сходства по внешнему виду.

    Перенос значения по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой:
    И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)
    Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией:
    Мужик Белинского и Гоголя с базара понесет. (Н. Некрасов)
    Одной из разновидностей метонимии является синекдоха . Синекдоха - перенос названия целого на его часть или наоборот:
    Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)

    Синонимы

    Синонимы
    Например: Путь - дорога, думать - размышлять

    Контекстные синонимы - слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами.
    Например: Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали , что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.). Выделенные слова являются контекстными синонимами глагола говорить.

    Антонимы

    Антонимы - это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению.
    Контекстные антонимы - слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи.
    Например:

    Полюбил богатый бедную ,
    Полюбил ученый глупую ,
    Полюбил румяный бледную ,
    Полюбил хороший вредную :
    Золотой полушку медную.
    М. Цветаева. 1918

    В данном примере только пары богатый - бедный, румяный - бледный являются антонимами, остальные пары приобретают значение противопоставления только в данном контексте, а в обычной речи антонимами не являются.

    Омонимы

    Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными.
    Полные омонимы - это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы.
    Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ (источник воды).
    Частичные омонимы - это слова, у которых не все грамматически формы совпадают.
    Например: печь (глагол в форме инфинитива) - печь (существительное в Им. пад., ед.ч.)

    Фразеологизмы

    Фразеологизмы - это устойчивые, неделимые, несвободные словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм - это не сумма лексических значений входящих в его состав слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание. Основные фразеологизмы, которые могут встретиться Вам на экзамене, приведены ниже в словарике фразеологизмов.

    Скачать словарик фразеологизмов


    Заимствованные слова

    Заимствованные слова - это слова, пришедшие в русский язык из других языков. Ни один язык, не считая языков изолированных народов, которые не контактируют с другими народами.
    Например: математика (из греческого), жемчуг (из тюркских языков), сельдь (из скандинавских языков), галстук (из немецкого), матрос (из голландского), футбол (из английского), бульон (из французского), соната (из итальянского), гитара (из испанского), пельмени (из финского), хутор (из венгерского).

    Лексика пассивного запаса (устаревшая или еще недостаточно известная)

    Историзмы - устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета, который они обозначали.
    Например: кушак (матерчатый крестьянский пояс), бурмистр, барин.

    Архаизмы - устаревшие слова, заменённые современными синонимами.
    Например: чело - лоб, уста - губы, ланиты - щеки

    Неологизмы - это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых реалий.
    Например: юзер, аниматор

    Скачать словарик неологизмов


    Ограниченная в употреблении лексика

    Диалектизмы - это слова, используемые только на определенных территориях.
    Например: векша - белка (северный диалект).

    Профессионализмы - слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах.
    Например: чайник - у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок.

    Жаргонная лексика - слова, которые использую в своей речи определенные социальные слои населения.
    Например: беспредел (уголовное арго) клёвый (молодежь)

    Сленг - слова, употребляемые в речи молодежи или в разговорной речи взрослых.
    Например: бабло (деньги), тема (что-то хорошее)

    Арго - диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык)
    Например: домушник (вор, занимающийся квартирными кражами), обуть (обмануть)

    Просторечная лексика - слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относится и нецензурная лексика.
    Например: свистнуть - в значении "украсть", харя, морда - в значении "лицо" и т.д.

    Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика

    Нейтральная лексика - лексика, которая употребляется в любом стиле речи.
    Например: хороший, человек, говорить

    Книжная лексика - используется преимущественно в письменной форме, в языке художественной литературы.
    Например: трепетать, возмездие

    Разговорная лексика - используется в непринужденной беседе
    Например: гробить, запаска, деляга