Задание 6 егэ по русскому языку. Формы прилагательных и наречий

ВАРИАНТ №1

1. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДВОЕ влюбленных

строгие ИНСПЕКТОРА

ОБЕИМИ страницами

пара ДЖИНСОВ

пять КИЛОГРАММОВ

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЛУТОРА метрами

стадо из СЕМИСОТ голов скота

об ОБЕИХ книгах

пара САПОГОВ

новые ДРАЙВЕРЫ

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ костюмами

пачка МАКАРОН

к десятому АПРЕЛЮ

ОБЕИХ гусынь

в СОРОКА регионах

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРОЕ волчат

свыше ЧЕТЫРЁХСОТ метров

ягоды стали СЛАЖЕ

нет ПОЛУТОРАСТА книг

перед пятым ИЮНЯ

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДВОЕ сирот

менее ДЕВЯНОСТО одного процента

ЛЯГТЕ (на пол)

пара НОСКОВ

ИХ работа

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

горячие СУПЫ

любимые ПРОФЕССОРА

наиболее РЕШИТЕЛЬНЕЕ

в ДВУХСТАХ метрах

на ИХ территории

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБОИМИ студентами

БОЛЬНАЯ мозоль

пять АПЕЛЬСИНОВ

ПРИЕДЬ быстрее

для СЕМИСОТ детей

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями

ЧЕТВЕРО суток

ЧЁРНЫЙ тюль

пара БОТИНОК

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ОБЕИХ странах

ПОЛОЖИТЕ сумки

с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями

пара ЧУЛОК

тонна ПОМИДОРОВ

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ учениками

ЛЯГТЕ на диван

много БАКЛАЖАНОВ

пирог с ПОВИДЛОЙ

КЛАДИТЕ на место

Ответ ________________________

ВАРИАНТ №2

1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ШОФЁРЫ

одной ТАПКОЙ

в ОБОИХ государствах

без КОММЕНТАРИЕВ

ПОВАРЫ вкусно готовили

Ответ ________________________

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КЛАДИТЕ на полку

более УМНЕЕ

менее ПЯТИДЕСЯТИ рублей

ПОЕЗЖАЙ сегодня

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

Ответ ________________________

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять АМПЕР

на ширине ПЛЕЧ

цветок быстро УВЯНУЛ

ТРЕМЯСТАМИ дисками

почти в СТА странах

Ответ ________________________

4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

почётные ТИТУЛЫ

мы ХОЧЕМ

ПРОПОЛОЩИ бельё

ЛАЖУ по крышам

ПОЛОЖИ на стол

Ответ ________________________

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм ВАФЛЕЙ

ОЛИМПИЙСКИЙ Сочи

согласно ПРИКАЗУ

скучает по ВАС

свыше СЕМИСОТ страниц

Ответ ________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ТРЕНЕРЫ

двадцать ПЕТЛЕЙ

килограмм ПОМИДОРОВ

лучшие ИНЖЕНЕРЫ

много КОЧЕРЁГ

Ответ ________________________

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

нет ЦЫГАН

ТРОЕ медвежат

сильно ЖГЁТСЯ

двадцать ГРАММОВ

к первому СЕНТЯБРЯ

Ответ ________________________

8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм БАНАНОВ

отряд ПАРТИЗАН

лампочка ЗАЖЖЕТСЯ

двое ГРУЗИН

ЕХАЙТЕ в город

Ответ ________________________

9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять СОТНЕЙ книг

СЫПЛЕТ снегом

горсть ВИШЕН

порция ПЕЛЬМЕНЕЙ

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

Ответ ________________________

10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

палец с МОЗОЛЕМ

около ПОЛУТОРАСТА книг

бочки без ДОНЬЕВ

современные ПРИНТЕРЫ

у ОБЕИХ сестёр

Ответ ________________________

Ответы

Вариант 1

Справочная информация

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

Имя существительное

Образование множественного числа :

Слова на Ы - И:

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

Слова на А - Я:

директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера;
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

Образование форм родительного падежа множественного числа :

1. Образование и изменение форм составных числительных :

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

Слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят . При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных : в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных : в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)

3. Употребление собирательных числительных:

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых .

Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2.
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги .
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна .

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами .

Местоимение

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .

Глагол

1. Образование личных форм :

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят .

2. Образование возвратных форм :

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся , а -сь ), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом - грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения :

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг .

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Причастие

Образование причастий :

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий ; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие

Образование деепричастий :

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки ), поехав .

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2019 году

Тема задания 6 ЕГЭ по русскому языку - Образование форм слова в русском языке. В вопросе несколько небольших фраз или словосочетаний, одно или несколько из которых написано с ошибками. Приготовьтесь увидеть в этом списке фразы типа «Я поступил наиболее РЕШИТЕЛЬНО» или «ОБГРЫЗАННОЕ яблоко» - слова, на которые нужно обратить внимание, выделаются большими буквами, курсивом или другим способом. Ваша задача – найти ошибочный вариант построения формы слова и указать его. В каждом задании присутствуют фразы с «проблемными» словами всех частей речи, и неправильным может быть любое из них.

Задание № 6 ЕГЭ по русскому языку считается одним из самых объемных и сложных. Что нужно для его успешного выполнения? Требуется знать не только общие правила, но и типичные ошибки в словообразовании. К нашей общей удаче, большинство морфологических норм усваивается если не в в раннем детстве, то в начальной школе, и при подготовке к экзаменам они трудностей вызывать не должны. Однако разработчики вопросов к ЕГЭ постарались использовать в билетах такие слова, в употреблении которых допускают ошибки даже образованные взрослые. Выход из ситуации – только запоминать как образуются и склоняются сложные слова.

Это задание – на проверку общей грамотности ученика, потому для подготовки к нему вы можете использовать не только онлайн-тесты ЕГЭ по русскому языку или применяемые в наших школах учебники по этому предмету, но и любые словари. Кроме того, вы можете подмечать правильность словообразования при чтении художественной литературы, а также при просмотре фильмов и телевизионных передач. Балл за это задание прибавляется к остальным – предыдущим и последующим. Как вариант, вы можете проверить свои знания только по одной теме, решив задание № 6 ЕГЭ по русскому языку.

Чтобы выполнить 6 задание ЕГЭ по русскому языку необходимо:

    Изучить теорию 6 задания ЕГЭ по русскому языку на тему «Лексические нормы».

Лексические нормы

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе. Употребляя слово в речи, должны следить за тем чтобы:

  • его лексическое значение было реализовано уместно и правильно,
  • чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным.

В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность .

Лексические нормы в аспекте точности

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.

Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную стилистическую окраску.

Выразительность – качество речи, которое предполагает грамотное использование образных средств. Мы используем средства речевой выразительности для того, чтобы передать свои эмоции, впечатления, дать оценку или воздействовать на чувства собеседника. Лексические нормы в аспекте выразительности регулируют закономерности использования образных средств.

Средствами речевой выразительности:

1. Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению. Синонимы подразделяются на следующие группы:

  • смысловые (семантические) – синонимы, различающиеся оттенками значения (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, талисман – амулет, красный – алый );
  • стилистические – синонимы, различающиеся стилистической окраской, субъективной оценкой, сферой употребления (будущее – грядущее, умный – толковый – башковитый, беседовать – болтать – трепаться, работать – вкалывать ).

2. Антонимы – слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг ). Антонимы могут быть двух видов:

  • однокоренные (лексико-грамматические): друг – недруг , приезд – отъезд , спокойный – беспокойный ;
  • разнокоренные (собственно лексические): любовь – ненависть, старый – молодой, трудиться – бездельничать .

3. Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция).
Различают следующие виды омонимов:

  • омографы – графические омонимы, совпадающие по написанию, но разные по звучанию (áтлáс, зáмóк, попáдáют );
  • омофоны – фонетические омонимы, совпадающие по звучанию, но различающиеся написанием (род – рот, частота – чистота, умалять – умолять );
  • омоформы – словоформы-омонимы, одинаково звучащие грамматические формы разных слов (печь, три, лечу ).

4. Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений, между которыми имеется ассоциативная связь на основе сходства или смежности обозначаемых явлений (море – Черное море, море цветов; сладкий – чай, улыбка, взгляд ).

5. – устойчивые сочетания слов, воспроизводимые в речи в готовом виде: не ударить в грязь лицом, водить за нос, не в своей тарелке, как рыба в воде и т.д.

Фразеологизмы являются несвободными, связанными словосочетаниями: они имеют лексическое значение одного слова (с минуты на минуту – скоро, водить за нос – обманывать, как рыба в воде – свободно). Такие словосочетания закрепляются в языке в результате частой и длительной, иногда многовековой, практики употребления. Одно и то же сочетание может выступать то как свободное, то как связанное в зависимости от контекста: Он закрыл глаза и уснул. Деканат закрыл глаза на недостойное поведение студента.

К фразеологическим средствам относятся и языковые афоризмы – пословицы, поговорки, крылатые слова.

Типичные лексические ошибки в аспекте выразительности

  1. Неточное употребление синонимов. Использовать синонимы следует внимательно: не всегда они могут заменять друг друга в контексте. Например: Ему удалось повлечь < повести> за собой единомышленников. Многие животные зимой бросаются < впадают> в спячку.
  2. Неоправданное сочетание слов с антонимичным значением. Столкновение антонимов в речи часто делает фразу нелогичной: Вы спра­шиваете, как поживает мой еж. Он живет плохо, он умер ;
  3. Лексическая двусмысленность , вызванная употреблением многозначных слов или омонимов. Вы прослушали объявление (прослушать – «услышать» или «пропустить»). Нарисуйте луг (лук ). Мальчика послали за гранатами (гранат и граната ).
  4. Ошибки в употреблении фразеологизмов
    • Нарушение грамматической формы фразеологизма – изменение принятой грамматической формы слов (рода, числа, падежа и т.д.), входящих во фразеологизм. Например: Он покривил в душе < душой> .
    • Замена компонента фразеологизма – искажение состава фразеологического оборота путём замены одного из слов синонимом. Например: Ему досталась львиная часть <доля> заработанного.

Лексические нормы с точки зрения развития языка

При употреблении слов следует учитывать, входит оно в активный словарь современного языка, является новым или устаревшим.

Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного запаса языка – в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

  • историзмы – слова, устаревшие по неязыковой причине. У Пушкина: Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке ;.
  • архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине; они вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, шуйца – левая рука, сей – этот ). Иногда «родное» для языка слово становится архаизмом из-за появления иностранного (зодчий – архитектор ). У некоторых слов изменилось значение: позор – зрелище , прелесть – обман . Бывает, что слово, перешедшее в разряд устаревших, вновь возвращается в язык.

Неологизмы – новые слова или выражения, свежесть и необычность которых ясно ощущается носителями данного языка, вследствие чего они пока не воспринимаются как норма. Если слово востребовано языком, оно «приживается» и начинает активно использоваться, через некоторое время переходит в активный словарь. Так, например, слово комбайн – неологизм 20-х годов прошлого века; космонавт, луноход – 60-х годов; консенсус, омоновец, руоповец, федерал, кредитка, танцпол – 90-х годов, ребрэндинг, сейл, микровэн, комьюнити (сообщество), интервью (собеседование), лофт (чердак – современные неологизмы.

Иноязычные / заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Лексические нормы предписывают не злоупотреблять архаизмами, неологизмами или заимствованными словами, по возможности использовать русский литературный аналог.

Лексические нормы с точки зрения сферы употребления слов

Огромный словарь русского языка с точки зрения сферы употребления можно разделить на две большие группы:

  1. лексика неограниченной сферы употребления, или общеупотребительная лексика; она составляет основу словарного состава языка, понятна каждому носителю языка и может быть использована в любых условиях;
  2. лексика ограниченной сферы употребления распространена в пределах определенной местности или какой-либо социальной группы.

К лексике ограниченной сферы употребления относятся диалектизмы, просторечные слова, профессионализмы, жаргонизмы.

  • Диалектизмы – слова, которые принадлежат русским говорам и не входят в литературный язык. Оправдано употребление диалектизмов в художественной и публицистической речи для создания речевых характеристик героев. Неуместное же использование диалектизмов приводит к речевым ошибкам: Летом в деревне я встаю вместе с кочетами (петухами).
  • Разговорные слова – слова, которые употребляются в устной речи в повседневном общении и входят в систему литературного языка: У меня уйма времени (много).
  • Просторечие – слова устной речи, которые не входят в систему литературного языка: смыться, сдрейфить, балбес, растяпа и др.
  • Профессионализмы – принятые в профессиональных группах просторечные синонимы терминов: руль – баранка (в речи шоферов), опечатка – ляп (в речи газетчиков).
  • Немотивированное перенесение профессионализмов в общелитературную речь нежелательно. В отличие от терминов, представляющих собой официальные научные наименования специальных понятий, профессионализмы воспринимаются как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характера. По ограниченности употребления и характеру звучания (шутливый, сниженный) профессионализмы сходны с жаргонизмами и являются составной частью профессиональных жаргонов.
  • Жаргонизмы – слова, употребляемые в тех или иных жаргонах. Жаргон – разновидность разговорной речи, используемая определенным кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе. Это своеобразный социальный диалект, свойственный профессиональным или возрастным группам людей (жаргон спортсменов, студентов).
  • знать правила образования форм различных частей речи;
  • выбрать из пяти строк строку с ошибкой, выписать слово в правильной форме.

Теория

Имя существительное

Образование множественного числа:

Формы на Ы - И:
инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, договоры, контейнеры, полисы, прожекторы, склады, возрасты, выборы, порты, кремы, торты

Слова на А - Я:
директора, доктора, инспектора, профессора, повара, округа, паспорта, погреба, сорта

Образование форм родительного падежа множественного числа :

Форма на ОВ - ЕВ:
несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, много платьев

Форма с нулевым окончанием:
пара полотенец, чулок, сапог, туфель, ботинок, тапок, галош, яблок, отряд солдат, много блюдец, макарон, полотенец, серёг, яблонь, много оладий

В паре следует запомнить: носков, но чулок ("носков" можно запомнить как фамилию).

Употребление существительных разного рода:

хороший шампунь, новое метро, кашне, пальто

Имя прилагательное

Существует две степени сравнения: сравнительная и превосходная. Каждая из них имеет две формы: простую (одно слово) и составную (два слова).

Сравнительная простая: хуже, лучше, меньше, больше.
Сравнительная составная (более/менее + слово в начальной форме): более хороший, менее плохой, более вкусный, менее горячий.

Превосходная простая: лучший, худший, прекраснейший, красивейший.
Превосходная составная (самый + слово в начальной форме): самый хороший, самый плохой, самый красивый, самый горячий.

Смешение этих форм и степеней ошибочно: более худший, самый красивейший, менее лучший, более позднее.

Имя числительное

Образование и изменение форм составных числительных :

В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово : в две тысячи пятнадцатом году, после одна тысяча девятьсот семнадцатого года (речь должна идти о чем-то порядковом, в заданиях ЕГЭ это преимущественно годы).

В составных количественных числительных склоняются все слова : расплатился двумя тысячами пятьюдесятью рублями, я объелся пятью тысячами тремястами семьюдесятью ягодами (речь должна идти о количестве чего-либо).

В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части. Если Вам трудно, разложите числительное пополам и спросите себя, как бы Вы склоняли первую часть, если бы у Вас было, к примеру, не восемьдесят, а восемь, не четыреста, а четыре?

Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти

Склонение числительных от двухсот до девятисот:

И.п. двести, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот
Р.п. двухсот, трёхсот, четырёхсот, пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот
Д.п. двумстам, трёмстам, четыремстам, пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам
В.п. двести, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот
Т.п. двумястами, тремястами, четырьмястами, пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами
П.п. (о) двухстах, трехстах, четырехстах, пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах

Склонение числительных: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто
Р.п. сорока, девяноста, ста
Д.п. сорока, девяноста, ста
В.п. сорок, девяносто, сто
Т.п. сорока, девяноста, ста
П.п. (о) сорока, девяноста, ста

Обратите внимание: когда слово "сто" одно, то оно имеет только две формы - "сто" и "ста", когда оно входит в состав числительного (типа "пятьсот"), оно может превращаться и в "сот", и в "стами", и в "стам", и в "стах".

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Употребление собирательных числительных:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2.
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.

Числительное "оба" - для мужского и среднего рода: оба окна, оба друга. Числительное "обе" - для женского: обе сестры, обе тропинки.

Местоимение

Образование форм:

Неверно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких ручек, сколько ребят.
Верно: был увлечён ею - Т.п., у неё - Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько ручек, скольких ребят.

* Посреди, среди - предлоги. Если ты говоришь "из них", "от них", то говори и "среди них" . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .

Глагол

Образование личных форм :

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Неверно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Верно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Обратите внимание : у глагола "пылесосить" есть форма 1 л. ед. ч - "пылесошу"!

Неверно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут, вызоровит.
Верно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят, выздоровеет.

Образование форм повелительного наклонения :

Лечь - (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать - (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить - (ты) езди, (вы) ездите
Положить - (ты) положи, (вы) положите
Класть - (ты) клади, (вы) кладите
Лазать -(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать - (ты) беги, (вы) бегите

Образование форм прошедшего времени:

Неверно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Не надо добавлять "НУЛ" там, где и без него можно обойтись.
Верно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Деепричастие

Если деепричастие заканчивается на "я", то оно должно быть несовершенного вида (чаще всего без приставки). Если причастие заканчивается на "ев", то оно должно быть совершенного вида (чаще всего с приставкой). Это правило распространяется не на все деепричастия, некоторые из них все-таки образуют совершенный вид с помощью суффикса "а" ("я"), например, "подойдя".

Неверно: посмотря, сложа, прочитая.
Верно: посмотрев, сложив, прочитав.

Исключения: устойчивое сочетание "сложа руки".

Наречие

Образование наречий :

Неверно: оттудова, открываются вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам.
Верно:оттуда, отрываются внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам .

Образование сравнительной степени наречий :

Неверно: плохо - плоше, красиво - красивше и красившее, хорошо - лучшее и хорошее.
Верно:плохо - хуже, красиво - краси´ вее, хорошо - лучше.

Практика

Пример 1

Большинство форм словообразования усваивается нами еще в детстве, поэтому смело ищите то, что режет Вам слух и глаз, то, что выглядит и звучит странно.

несколько НОЖНИЦ

умелые ПОВАРА

быстро ВЫЗДОРОВИТ

в ПОЛУТОРА часах

ПЯТЬ барышень

На первый взгляд все выглядит и звучит хорошо, ничто не вызывает сомнения. Но, если присмотреться, станет ясно, что ошибка в слове "выздоровит", ведь правильно "выздоровеет".

Пример 2

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара ТУФЛЕЙ

ВЫПРАВЬ текст

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

старые ПРОФЕССОРА

новые ВЫБОРЫ

Слова "полотенец" и "блюдец" можно запомнить в паре, они в родительном падеже звучат именно так. Слово "выборы" у всех на слуху, и в его правильности мы не сомневаемся тоже. Если свериться с информацией выше, то окажется, что "профессора" тоже верно. Текст можно "выправить", а вот "туфлей" - неверная форма. Правильный ответ - "туфель".

Пример 3

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

товары ДЕШЕВЛЕ

об АЭРОПОРТЕ

по ИХ указанию

ЕДЬ побыстрее

уважаемые ДИРЕКТОРА

Ответ сразу бросается в глаза: неверно говорить и писать "едь", неверно даже "езжай", верно только "поезжай".