Задание 16 егэ русский язык. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

Задание 16. Как легко выполнить?

В задании № 16 дано предложение. Необходимо отметить, на месте каких цифр необходимо поставить в нём запятые.

Данное задание по теме: обособленные члены предложения . Однако чаще всего даются предложения с причастными и деепричастными оборотами.

На данном сайте есть теоретический материал , необходимый для выполнения задания, алгоритм рассуждения. Повторите всё это ещё раз.

Самый простой способ выполнения задания 16

Причастный оборот

    Найдите причастный оборот в предложении. Как это сделать? Запомните, что причастие отвечает на вопросы какой? что делающий? что сделавший? что с ним сделали? и имеет суффиксы УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ, ЕНН, АНН, ЯНН, Т, ВШ.

Примеры

Читающ ий (что делающий?)

Прочитавш ий (что сделавший?

Построенн ый (что с ним сделали?)

Поднят ый (что с ним сделали?)

Ко всем данным словам можно задать и вопрос какой? (Этим причастие похоже на прилагательное)

    Итак, причастие нашли. Теперь посмотрите, нет ли слева и справа от него зависимых слов , то есть тех, которые зависят от причастия. Если есть, то перед вами причастный оборот .

Пример

Девочка, с интересом читающая книгу .

(Девочка какая? Читающая.

Читающая как? С интересом.

Читающая что? Книгу)

Причастие читающая нашли по суффиксу УЩ и вопросам: какая ? что делающая?

Справа и слева от причастия есть слова, к которым можно задать вопрос от причастия, то есть зависимые слова. Это всё вместе будет причастный оборот.

    Посмотрите, где находится причастный оборот по отношению к этому определяемому слову.

    Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ определяемого слова, то ставим запятые, выделяем оборот с ОБЕИХ сторон (не забывайте ставить запятую после причастного оборота).

    Если же причастный оборот стоит ПЕРЕД определяемым словом, то нет запятых вообще.

Сравните:

    Девочка , читающая книгу.

    Читающая книгу девочка .

Как видите, в зависимости от того, где находится определяемое слово девочка , мы либо ставим, либо нет запятые.

Помните, что есть исключения , повторите их все в статьях на данном сайте.

Деепричастный оборот

    Найдите деепричастие . Его определяем по следующим признакам .

Отвечает на вопросы КАК? ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?

Имеет суффиксы Я, В, А, ВШИ

Не изменяется (этим оно похоже на наречие , тоже не имеет окончания, а сразу заканчивается суффиксом)

Примеры

Рисуя (что делая?)

Нарисовав (что сделав?)

Рассмеявши сь (что сделав?)

    Нашли деепричастие. Теперь находим деепричастный оборот (тоже смотрите на слова справа и слева, можно ли к ним задать вопрос от деепричастия)

Пример

Девушка, мечтая поступить в престижный вуз , усердно занималась самоподготовкой(выделенные слова- деепричастный оборот )

    Со знаками препинания здесь намного проще. Деепричастный оборот и даже одиночное деепричастие всегда выделяются запятыми , то есть обособляются с обеих сторон.

Имейте в виду, что в данном правиле тоже есть исключения. Прочитайте про них на данном сайте, вспомните все исключения.

Два одинаковых оборота

  • Часто предлагаются предложения, в которых сразу два одинаковых оборота , то есть или два причастных, или два деепричастных.
  • Запомните: если два одинаковых оборота соединены союзом И , то они становятся однородными и запятая МЕЖДУ ними не ставится .

Пример

Сергей, серьёзно подумав над последствиями и взвесив все плюсы и минусы от предстоящего путешествия, всё же решил рискнуть и отправиться в путь.

Чтобы выполнить задание 16 на ЕГЭ по русскому языку, надо вспомнить правила обособления определений и обстоятельств, или, что более привычно звучит, расставить запятые при причастных и деепричастных оборотах. Помните, что каждое задание проверяет определенный круг ваших знаний и умений, следовательно, на месте цифр вы ставите запятые, применяя только правила обособления, о которых говорится ниже.

Формулировка задания:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В задании 16 вы работаете с обособленными членами предложения . Вспомним правила обособления определений и обстоятельств.

Обособленные определения представлены причастными оборотами. (Мы уже обращались к причастиям и причастным оборотам, выполняя задания 7, 11, 12, 14, и вы умеете видеть их в предложении.)

Знаки препинания при причастном обороте

  1. Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после главного (определяемого) слова.

    Книга , написанная известным писателем, вызвала интерес у читающей публики. Гроза звенела по траве , давно ожидавшей влаги и прохлады. Место , обвитое виноградником, было похоже на беседку. Аисты , прилетевшие в поселок, начали вить гнезда.

  2. Причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит перед главным (определяемым) словом.

    Обвитое виноградником место было похоже на уютную беседку. Давно ожидавшая влаги и прохлады трава распрямлялась после дождя. Написанная известным писателем книга вызвали интерес у читающей публики. Прилетевшие в поселок аисты начали вить гнезда.

  3. Одиночные причастия не обособляются.
  4. Если в роли главного слова выступает личное местоимение, причастие или причастный оборот выделяются запятыми в любом случае.
    Взволнованный переживаниями минувшего дня, я долго не мог заснуть. Взволнованный, он долго не мог заснуть. Мне , столько раз ошибавшемуся, снова хотелось верить людям. Я , разочарованный, не видел смысла продолжать путешествие.

Обособленные обстоятельства представлены деепричастиями и деепричастными оборотами. (Мы уже встречались с ними в задании 7, 10, 12.)

Знаки препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

1. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми независимо от места главного слова (глагола-сказуемого).

Она, смеясь, шла мне навстречу. Замолчав, он несколько минут оставался неподвижным. И звезды слушают меня, лучами радостно играя. Устав от ожидания, мать задремала . Кони подходили к костру и, глядя умными глазами, вздыхали.

2. Не обособляются деепричастные обороты, превратившиеся в устойчивые выражения: спустя рукава, не смыкая глаз, затаив дыхание и т. п. Школьники неслись по коридору сломя голову . Нечего сидеть сложа руки.

На что следует обратить внимание?

В предложении могут встретиться однородные обособленные определения (выраженные причастным оборотом) или обстоятельства (выраженные деепричастным оборотом), связанные союзом И. В таком случае запятая между оборотами (перед И) не ставится.

Выполним задание:

В тишине сонно ползали пчёлы по цветам у балкона (1) совершая свою

неспешную работу (2) и слышался (3) едва уловимый (4) лепет серебристой листвы тополей.

Ползали (как?), совершая свою неспешную работу, - деепричастный оборот обособляется;

Лепет (какой?) едва уловимый – причастный оборот не обособляется, так как в предложении стоит перед главным (определяемым) словом.

За это задание вы можете получить 2 балла на ЕГЭ в 2019 году

Задание 16 ЕГЭ по русскому языку предлагает проверить, знаете ли вы, как расставляются знаки препинания в предложениях, где присутствуют обособленные члены. В качестве последних могут выступать определения, приложения, дополнения, пояснения. Этот вопрос теста считается одним из самых сложных, для его успешного решения требуется крайняя внимательность, а также знание определенных правил синтаксиса.

В русской письменной речи всегда запятыми выделяются обособления, которыми обычно выступают второстепенные члены предложения. Например, это может быть причастный оборот, причем находиться он может как до, так и после определяемого слова: «Пораженная новостью, она медленно ушла. Она, пораженная новостью, медленно ушла». Задание № 16 ЕГЭ по русскому языку может содержать и определения после определяемого слова. Запятые в этом случае ставятся, если этих определений как минимум два: «Дитя, сытое и довольное, заснуло», а если оно одно, то запятые применяются только в паре с местоимением: «Он, сытый, заснул. Сытый, он заснул».

Деепричастия, одиночные или в составе деепричастных оборотов, всегда имеют около себя запятую: «Поев, дитя заснуло».

Некоторые устойчивые выражения всегда требуют себе запятых: «Несмотря на дождь, мы гуляем». Кроме того, запятой выделяется сравнительный оборот, использующий союзы «как, точно, будто, словно, чем, как будто, нежели» и другие подобные. Выделяем знаками препинания в задании № 16 ЕГЭ по русскому языку также и дополнения, особенно если они используются с предлогами «кроме, сверх, помимо, за исключением, исключая, включая, наряду с, вместо» - так называемые замещения или исключения. Примерами такой фразы могут служить предложения «Никто, кроме него, не ответил на вопрос правильно» или «Все, включая меня, идут в школу».

Задание 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором.

2. Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.

3. Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удалённой от дома (4) части старого парка.

4. Владимир (1) махавший косой не переставая (2) резал траву (3) не выказывая (4) ни малейшего усилия.

5. Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.

6. В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

7. Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2) стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку.

8. Опустившая (1) голову Анечка (2) неподвижно сидела в пуховом платке (3) бережно покрывавшем (4) её плечи.

9. Ипполит Матвеевич (1) томясь стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

10. Перелистывая страницы (1) принесённой из кабинета (2) книги (3) отец остановился у приоткрытой двери (4) прислушиваясь к разговору на кухне.

11. Уже в наше время исследователи творчества Э. А. По (1) получив в своё распоряжение (2) скрывавшиеся прежде (3) материалы (4) смогли установить связь между жизнью и творчеством американского писателя.

12. Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.

13. Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.

14. В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.

15. Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.

16. Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

17. Сразу же за рекой (1) поднимаясь вверх (2) виднелись скалистые горы (3) очерченные внизу (4) ломаной линией чернеющих низеньких кустарников.

18. Высокая трава (1) наклонившаяся к земле (2) мягко обвивалась вокруг (3) намоченных дождём (4) стволов деревьев.

19. Ветви деревьев (1) сплетаясь жёсткими застывшими концами (2) печально звенят (3) переживая (4) зимнюю стужу.

20. Пушкин (1) воспитанный на «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (2) сказал по поводу русской истории (3) своё собственное слово (4) во многом превзошедшее карамзинское.

Шестнадцатое задание ЕГЭ также проверяет знания выпускников в области пунктуации. За него можно получить один первичный балл. Для подготовки к данному заданию предлагаем ознакомиться с теоретическим материалом, приведенным на этой странице.

Теория к заданию №16 ЕГЭ по русскому языку

Знаки препинания при причастном обороте

После согласованных определений, находящихся после определяемого слова, ставится запятая Опера, написанная известным композитором, пользуется большой популярностью среди слушателей.
После согласованных определений, находящихся перед определяемым словом, запятая не ставится Написанная известным композитором опера пользуется большой популярностью среди слушателей.
Запятая ставится после причастного оборота, стоящего до или после определяемого слова, выраженного местоимением Уставший от долгой дороги, я сразу заснул.
Я, уставший от долгой дороги, сразу заснул.
Запятая не ставится перед и после союза «и», соединяющего несколько причастных оборотов Искусство эпохи барокко, начавшейся в 16 и завершившейся в 18 веке, изучается в школах и университетах.

Знаки препинания при деепричастном обороте

Деепричастные обороты и одиночные деепричастия всегда выделяются запятыми Он, улыбаясь, шел мне навстречу.
Если два деепричастных оборота, относящихся к одному сказуемому, соединены союзом «и», то запятая перед и после союза не ставится Читая учебник и делая пометки в тетради, мальчик смог запомнить материал намного быстрее.
Если деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, запятая ставится на их границах Он постоял немного, глядя на море, и, оглянувшись, пошел дальше. (первый оборот относится к слову «постоял», а второй – «пошел»)
Если деепричастный оборот стоит после союзов «и, но, что», то ставятся две запятые: после союза и после оборота Он зашел в класс и, ничего не сказав, сел на свое место.
Если деепричастный оборот стоит после союза «а» он выделяется запятыми Он любил читать книги, а встречаясь с друзьями, всегда рассказывал им о том, что прочел.
Деепричастные обороты, являющиеся устойчивыми выражениями, не выделяются запятыми. Он работал не покладая рук.

Другие случаи обособления

Обстоятельство с предлогом «несмотря на» отделяется запятыми Мы решили отправиться в путь, несмотря на дождь.
Сравнительные обороты со словами «как, будто, точно, словно, как будто, что, чем», отделяются запятыми У него был такой вид, будто он выиграл в лотерею.
Обособленные дополнения с предлогами «кроме, исключая, включая, вместо, помимо, за исключением», обособляются запятыми Никто, включая его, не знал ответа на поставленный вопрос.
Обособленное приложение выделяется запятыми Моя сестра, хороший парикмахер, стрижет всех своих друзей.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем предложения. Расставляем знаки препинания в предложении в соответствии с правилами пунктуации русского языка.
  3. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №16 ЕГЭ по русскому языку

Шестнадцатое задание демонстрационного варианта 2018

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Возвращая первоначальную красоту и великолепие Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге, реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами, готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже, прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий. Под цифрой 1 запятая не ставится, так как он стоит в середине деепричастного оборота. На месте цифры 2 ставим запятую, так как она отделяет деепричастный оборот. Запятые на месте цифр 3 и 4 выделяют причастные обороты, стоящие после определяемых слов.

Ответ: 2, 3, 4.

Первый вариант задания

В Ливерпуле(1) в 1910 году(2) открылась так называемая русская библиотека(3) располагавшая богатым собранием книг на русском языке.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Необходимо расставить все знаки препинания и указать все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. В Ливерпуле в 1910 году открылась так называемая русская библиотека, располагавшая богатым собранием книг на русском языке. Запятая отделяет причастный оборот, стоящий после определяемого слова. Обстоятельство, выраженное указанием даты, не обособляется, так как не является уточнением: в начале стоит обстоятельство места (в Ливерпуле), затем обстоятельство времени (в 1910 году).

Второй вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Сорренто(1) М. Горький снял виллу(2) просторную, но не роскошную(3) к которой вела дорога(4) шедшая среди цитрусовых плантаций и виноградников.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Необходимо расставить все знаки препинания и указать все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. В Сорренто М. Горький снял виллу, просторную, но не роскошную, к которой вела дорога, шедшая среди цитрусовых плантаций и виноградников. Под цифрой 1 запятая не ставится, так как обстоятельство, выраженное существительным с предлогом без дополнительного значения причины, не обособляется. Цифра 2 обозначает запятую, отделяющую однородные одиночные определения. На месте цифры 3 запятая отделяет придаточную часть сложноподчиненного предложения от главной. На месте цифры 4 ставим запятую, отделяющую причастный оборот, стоящий после определяемого слова.

Ответ: 2, 3, 4.

Третий вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре(1) минимализм(2) интерпретируемый в широком смысле(3) как экономия художественных средств(4) нашёл применение во всех видах искусства.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Необходимо расставить все знаки препинания и указать все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, минимализм, интерпретируемый в широком смысле как экономия художественных средств, нашёл применение во всех видах искусства. Под цифрой 1 запятая отделяет деепричастный оборот. Цифры 2 и 4 обозначают запятые, выделяющие причастный оборот, стоящий после определяемого слова. На месте цифры 3 запятая не ставится, так как союз как можно заменить в качестве .