Зачем понадобилось включать понятие универсальных учебных действий. Доклад на тему: Зачем нужны УУД? Личностные универсальные учебные действия

Генные мутации - изменения происходят в молекулярной структуре гена. Они вызываются нарушением очередности нуклеотидов в ДНК вследствие вставок, выпадения или замены отдельных нуклеотидов. В результате происходит изменение считывания наследственной программы с ДНК, что приводит к изменению очередности аминокислот или их состава в полипептидных цепочках белков и к возникновению мутаций.

Генные мутации имеют наибольшее и представляют большой интерес для селекции.

Хромосомные мутации

Хромосомные мутации обуславливаются перестройками хромосом и нарушением их структуры.

Происходят обычно при клеточном делении.

В зависимости от характера возникающих перестроек различают:

нехватки, делеции, дупликации, инверсии и транслокации хромосом.

Хромосомные мутации

Нехватка – теряется концевая часть хромосомы и хромосома укорачивается.

Делеция – теряется средняя часть хромосомы.

Дупликация – происходит удвоение какого-либо участка хромосом.

Инверсия – хромосомы разрываются и срастаются вновь другими концами.

Транслокация – взаимный обмен частями негомологичных хромосом.

Геномные мутации –

это изменения числа хромосом в клетке, возникающие чаще всего в результате нарушений клеточного деления. При этом может быть уменьшение или увеличение числа хромосом полными гаплоидными наборами и тогда возникают гаплоиды и полиплоиды, или за счет отдельных хромосом в диплоидном наборе и образуются гетероплоиды.

Комбинационная изменчивость – возникающая в процессе полового

размножения

Этапы возникновения комбинационной изменчивости:

в профазе 1 в результате кроссинговера;

в анофазе 1 при независимом расхождении гомологичных хромосом каждой пары (материнских и отцовских) к различным полюсам клетки;

при оплодотворении может происходить случайное сочетание половых клеток.

Особенности комбинационной изменчивости

При комбинационной изменчивости происходит новая комбинация генов. Сами гены, их молекулярная структура не изменяются. Изменяются лишь их сочетания и характер взаимодействия в генотипе

Значение в эволюционном процессе

Комбинационная изменчивость связана только с новыми комбинациями и рекомбинациями генов, и дает огромное разнообразие форм.

Генные мутации создают новые наследственные единицы - гены и, тем самым представляет естественному отбору исходный материал. Именно генные мутации вызывают ту самую неопределенную изменчивость, которой Дарвин придавал главное значение в эволюции

Значение в эволюционном процессе

Естественный отбор оценивает качество мутаций. Он сохраняет те формы, которые в результате мутаций оказались более приспособленными к данным условиям и уничтожает формы с мутациями, снижающими их приспособленность.

Методы изучения изменчивости

В основу методов изучения генетической изменчивости положено определение степени влияния наследственности и среды в проявлении фенотипа.

При изучении внутривидовой изменчивости применяются статистические методы обработки количественных признаков отдельных выборок групп особей, относящихся к разным видам, подвидам или сортам.

группа учащихся 11 класса

Презентация подготовлени тремя учениками для сопровождения урока "Наследственные болозни. Мутации".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Наследственная изменчивость. Мутации.

Наследственная изменчивость (генотипическая) Комбинативная Мутационная Геномные Хромосомные Генные мутации мутации мутации

Комбинативная изменчивость. В основе комбинативной изменчивости лежит половое размножение организмов. Источники комбинативной изменчивости. 1. Независимое расхождение хромосом в первом делении мейоза. 2. Рекомбинация генов, основанная на явлении перекреста хромосом при кроссинговере. 3. Случайная встреча гамет при оплодотворении.

Мутационная изменчивость. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены. По воздействию на организм: 1. Вредные. 2. Полезные. 3. Нейтральные. По степени проявления: 1. Доминантные (проявляются в следующем поколении). 2. Рецессивные (проявляются при скрещивании 2 особей, несущих одну и ту же мутацию). Проблемный вопрос. Почему в близкородственных браках часто рождаются больные дети?

Геномные мутации. Геномными называют мутации, приводящие к изменению числа хромосом. Полиплоидия – кратное изменение числа хромосом (3 n, 4n,5n, 6n и т. д. до 10 –12раз). Много полиплоидов среди растений, они часто характеризуются более мощным ростом, крупными размерами, выносливостью.

2. Анеуплоидия – некратное изменение числа хромосом (2n +1; 2n-1; 2n+2; 2n-2; 2n+3 и т.д.) Пример: синдром Дауна. Презентация « Геномные мутации»

Синдром Дауна Кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары вместо нормальных двух, представлены тремя копиями. Существует еще две формы данного синдрома: транслокация хромосомы 21 на другие хромосомы (чаще на 15, реже на 14, ещё реже на 21, 22 и Y-хромосому) - 4 % случаев, и мозаичный вариант синдрома - 1 %. На каждые 750 здоровых детей рождается 1 больной ребенок. Болезнь проявляется в резком слабоумии, скошенном разрезе глаз, уродливом телосложении, пороках развития внутренних органов. При укорочении одной хромосомы 21-ой пары может развиться тяжёлое заболевание крови – белокровие (злокачественный мислолейкоз).

Болезнь, обусловленная аномалией хромосомного набора (изменением числа или структуры аутосом), основными проявлениями которой являются умственная отсталость, своеобразный внешний облик больного и врожденные пороки развития. Одна из наиболее распространенных хромосомных болезней, встречается в среднем с частотой 1 на 700 новорожденных. Болезнь Дауна

Синдром Дауна У мальчиков и девочек болезнь встречается одинаково часто. Дети с синдромом Дауна чаще рождаются у пожилых родителей. Если возраст матери 35 - 46 лет, то вероятность рождения больного ребенка возрастает до 4,1 %, с возрастом матери риск увеличивается. Возможность возникновения повторного случая заболевания в семье с трисомией 21 составляет 1 - 2 %.

Синдром Клайнфельтера Синдром Клайнфельтера встречается у 1 из 500 мальчиков. Добавочная Х-хромосома в 60% случаев наследуется от матери, особенно при поздней беременности. Риск наследования отцовской хромосомы не зависит от возраста отца. Для синдрома Клайнфельтера характерны следующие признаки: высокорослость, непропорционально длинные ноги. Нарушения в развитии половых органов обнаруживают в пубертатном периоде и позднее. Больные, как правило, бесплодны.

х xy X х yy хх y Психическое развитие задерживается, но у взрослых нарушения интеллекта незначительны. Нередко встречаются нарушения поведения, эпилептические припадки. Сопутствующие заболевания: рак молочной железы, сахарный диабет, болезни щитовидной железы, хронические заболевания легких.

Синдром Шерешевского–Тернера Синдром Шерешевского-Тернера – единственная форма моносомии у живорожденных. Клинически синдром Шерешевского-Тернера проявляется следующими признаками. Недоразвитие половых органов или их отсутствие. Встречаются различные пороки сердечно-сосудистой системы и почек. Снижения интеллекта не отмечается, однако больные обнаруживают эмоциональную неустойчивость. Внешний вид больных своеобразен. Отмечаются характерные симптомы: короткая шея с избытком кожи и крыловидными складками; в подростковом возрасте выявляется отставание в росте и развитии вторичных половых признаков; для взрослых характерны нарушения скелета, низкое расположение ушных раковин, диспропорции тела (укорочение ног, относительно широкий плечевой пояс, узкий таз).

45 хр.- ХО Рост взрослых больных на 20-30 см ниже среднего. Лечение больных с этим синдромом комплексное и включает в себя реконструктивную и пластическую хирургию, гормональную терапию (эстрогены, гормон роста), психотерапию.

Презентацию подготовила ученица 10 Б класса МОКУ ПСОШ № 1 с. Покровка Понаморева Анастасия.

Хромосомные мутации – это перестройки хромосом. Делеция - это потеря участка хромосомы. Дупликация – это удвоение участка хромосомы. Инверсия – это поворот участка хромосомы на 180°. Транслокация - обмен участками негомологичных хромосом. Слияние двух негомологичных хромосом в одну.

Генные, или точковые, мутации – это изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК. Генные мутации следует рассматривать как результат «ошибок», возникающих в процессе удвоения молекул ДНК. Мутация гена возникает в среднем в одной из 100 000 гамет. Но так как количество генов в организме человека велико, то практически каждая особь несет вновь возникшую мутацию. Презентация «Наследственные болезни, вызванные генными мутациями».

Наследственные болезни, вызванные генными мутациями Наследственные заболевания - заболевания, возникновение и развитие которых связано с дефектами в программном аппарате клеток, передаваемыми по наследству через гаметы.

Гемофилия Гемофилия - наследственное заболевание, связанное с нарушением коагуляции (процесс свёртывания крови); при этом заболевании возникают кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы, как спонтанные, так и в результате травмы или хирургического вмешательства. При гемофилии резко возрастает опасность гибели пациента от кровоизлияния в мозг и другие жизненно важные органы, даже при незначительной травме. Больные с тяжёлой формой гемофилии подвергаются инвалидизации вследствие частых кровоизлияний в суставы (гемартрозы) и мышечные ткани (гематомы).Обычно гемофилией болеют мужчины, а женщины являются носителем больного гена.

Дальтонизм Дальтони́зм, цветовая слепота - наследственная, реже приобретённая особенность зрения, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. Названа в честь Джона Дальтона, который впервые описал один из видов цветовой слепоты на основании собственных ощущений, в 1794 году.

Так видит картину человек: а) с нормальным восприятием цветов; б) дальтоник.

Простейший тест на дальтонизм: КОЖЗГСФ - " К аждый О хотник Ж елает З нать, Г де С идит Ф азан". Где: К - красный; О - оранжевый, Ж - жёлтый, З - зелёный, Г - голубой, С - синий, Ф - фиолетовый. Можно предварительно считать, что вы не дальтоник, если можете правильно различить цвета рисунка.

Альбинизм Альбинизм - врождённое отсутствие пигмента кожи, волос, радужной и пигментной оболочек глаза. Внешние проявления При некоторых формах альбинизма отмечается уменьшение интенсивности окраски кожи, волос и радужной оболочки глаз, при других преимущественно изменяется цвет последней. Могут наблюдаться изменения в сетчатке, возникать различные расстройства зрения, в том числе близорукость, дальнозоркость и астигматизм, а также повышенная чувствительность к свету и другие аномалии. Люди-альбиносы имеют белую окраску кожи (что особенно бросается в глаза в группах, принадлежащих не к европеоидной расе); волосы у них белые (или они блондины). Частота альбиносов у народностей европейских стран оценивается примерно как 1 на 20 000 жителей. У некоторых других народностей альбиносы встречаются чаще. Так, при обследовании 14 292 негритянских детей в Нигерии среди них оказалось 5 альбиносов, что соответствует частоте около 1 на 3 000, а среди индейцев Панамы (залив Сан-Блаз) частота составила 1 на 132.

Альбинизм

Серповидно-клеточная анемия. Дефект гена в результате замены валина на глутаминовую кислоту в положении 6. Серповидные эритроциты вызывают увеличение вязкости крови, создают механическую преграду в мелких артериолах и капиллярах, приводя к тканевой ишемии (с чем связаны болевые кризы). Кроме того, серповидные эритроциты менее устойчивы к механическим воздействиям, что приводит к их разрушению. Клиническая картина: умеренная желтуха, трофические язвы в области лодыжек, отставание в физическом развитии (особенно у мальчиков).

Заключение Существует много других генных заболеваний, но эти четыре – самые распространенные.

Работу выполнила ученица 10 б класса МОКУ ПСОШ № 1 С.Покровка Октябрьского района Мартынова Мария.

Мутагенные факторы, вызывающие наследственные заболевания.

Цель: выявить причины возникновения наследственных заболеваний человека Задачи: 1. Определить последствия влияния мутагенов на организм; 2. Определить последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Откуда берется мутаген? излучение радиоактивное рентгеновское ультрафиолетовое Солнце, УЗИ, флюорография, рентгенологическое обследование, компьютер, сотовый телефон, бытовая техника (СВЧ, телевизор) клетка ДНК Поврежденная ДНК мутация

Химические вещества 1. Соли ртути; 2. Соли свинца; 3.Формалин; 4. хлороформ; 5. Акридиновые красители. клетка ДНК ДНК делеция транслокация репликация вирус ген мутация Биологические (живые организмы)

алкоголь никотин Наркотические вещества Действие на гаметы Замедление роста зародыша Тормозят развитие нервных клеток Функциональные расстройства мутации

Расщелины губы и неба

Дети наркоманов. Копия, воск.

Сиамские близнецы, у родителей-наркоманов. Натура, заспиртованные.

Дети у родителей больных наследственными заболеваниями. Копия, воск.

Ребенок, родившийся в результате инцеста(кровосмешения родственников). Натура, заспиртован. Ответьте на проблемный вопрос. Почему в близкородственных браках часто рождаются больные дети?

Ребенок, родившийся в семье чернобыльцев. Натура, мумия.

Человек-циклоп, и женщина-слон. Жили в 19 веке. Копия, воск.

Мутагены, алкоголь, никотин, наркотики отрицательно влияют на развитие зародыша и весь организм в целом. Кроме этого существует ряд других причин наследственной изменчивости. Вывод:

Работу выполнила ученица 10 Б класса Деревянко Ольга.

Мутации, возникшие в половых клетках, называются генеративными. Они приводят к изменению свойств всего организма-потомка. Мутации, возникшие в клетках тела (соматических клетках), называются соматическими. Мутация в соматической клетке сложного многоклеточного организма может привести к злокачественным или доброкачественным новообразованиям.

Вывод: Мутагенные факторы Мутации Изменение структуры хромосом и генов Изменение строения и свойств организма

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Н. И. Вавилов «Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов».

Закрепление Выберите один правильный ответ. 1. Какое из явлений можно отнести к геномной мутации? а) возникновение серповидно - клеточной анемии; б) появление триплоидной формы картофеля; в) появление в потомстве особи - альбиноса. 2. Многие генные мутации проявляются фенотипически через несколько поколений. Это объясняется тем, что: а) генные мутации, как правило, доминантны; б) генные мутации, как правило, рецессивны; в) это зависит только от частоты мутирования гена; г) всеми названными причинами.

3. Перемещение гена или участка хромосомы из одного локуса в другой называется: а) делеция; б) транслокация; в) дупликация; г) инверсия хорошем. 4. Определите среди указанных примеров мутационную изменчивость. а) на одной грядке при хорошем уходе томат дал крупные плоды, а на грядке при плохом уходе – мелкие. б) наступили холода – мех у зайцев стал гуще. в) у одного растения табака душистого из почки вырос необычный побег с красивыми полосатыми листьями. г) на хорошо удобренной почве капуста дает крупные кочаны, а на бедной почве – маленькие.

5.Удвоение гена или участка гена называется: а) делеция; б) транслокация; в) дупликация; г) инверсия. 6. Определите среди указанных примеров мутационную изменчивость. а) при выращивании крольчат на холоде шерсть у них становится гуще; б) при выращивании кочанной капусты в областях со средиземноморским климатом у нее не образуется кочана; в) если плодовую мушку дрозофилу облучит рентгеновскими лучами, то у ее многочисленного потомства возникают различные изменения: у одного изменяется размер крыльев, у другого появляются или исчезают щетинки, у третьего темнее или светлее хитиновый покров; г) на ферме улучшили кормление коров - молока стало больше, ухудшили кормление – молока стало меньше.

Определите тип мутации по хромосомному набору.

Определите тип мутации по хромосомному набору.

Соотнесите вид мутации с изменениями структуры хромосом. Нормальный порядок генов: А Б В Г Д Е. Виды мутаций: 1. Делеция А) А Б В Г В Г Д Е; 2. Дупликация Б) А Б Д Г В Е; 3. Инверсия В) А Б В Г; Домашнее задание: § 33, 34, задача №3 на стр.122.


Мастер-класс №1

«Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности средствами ИКТ»

Н.В.Третьяк.

1.ЧТО ТАКОЕ УУД И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в формировании умения учитьСЯ (учить СЕБЯ).

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика:

Самостоятельно ставить учебные цели,

Проектировать пути их реализации,

Контролировать и оценивать свои достижения,

Иначе говоря - формирование умения учиться .

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД, близкие понятия - «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», надпредметные действия). Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Слайд

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1)личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3)познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.

^ Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.

^ Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

^ Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

^ Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

^ 2. Учимся определять и находить УУД.

Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы команды по формированию УУД.

Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом - чтобы грамотно вставлять "жи" и "ши" в нужных местах слова, надо уметь выделять их в словах. Тоже и с УУД.

Таким образом, подобная работа даст возможность Вам расширить системное видение, освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД в рамках мероприятия, приучает мыслить по - новому.

Итак, в рамках этого этапа мы будем анализировать ситуации, искать в них разные виды УУД.

^ 1 задание.Чему учит «лавочка»

Уважаемые коллеги, где в повседневной жизни мы учимся? (Ответы: на рыбалке, на даче, в лесу…..)

Как вы думаете, а что можно делать на лавочке? А могут ли здесь здесь формироваться универсальные действия. Самостоятельно просмотрите презентацию. (Презентация)

^ Выберите из предложенных (Приложение 4): Какие же универсальные действия сформировала «ЛАВОЧКА» ?

Правильно – это коммуникативные универсальные учебные действия. (Магнит прикрепляю на доску).

Умения с достаточной полнотой выражать свои мысли (коммуникативные)

Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (коммуникативные)

Адекватно реагировать на замечания (личностные)

Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку (личностные)

Ответственность за поведение и действие других и себя (личностные)

Выбор необходимой информации (познавательные)

Установление причинно - следственных связей (познавательные)

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом (регулятивные)

Прогнозирование результатов деятельности (регулятивные) Вы убедились, что универсальные действия формируются и на лавочке в том числе?

Мы показали, что обучение человека, формирование его компетенций происходят не только в общепринятых местах обучения: школа, колледж, институт, и т.д., но и в других местах, которые становятся для человека источником информации.

2 задание

Я предлагаю вспомнить сказку Владимира Григорьевича Сутеева, знакомую нам с детства, «Кораблик». (Презентация)

Определите, пожалуйста, какие универсальные действия сформированы у героев?

Подумайте, чему нужно научиться? (Приложение 4)

- Какие универсальные действия сформированы у героев?

(прикрепляю магниты:)

Умеют взаимодействовать Планировать деятельность Быть лидером Применять знания в новой ситуации Распределять роли

^ Что необходимо сформировать?

Лягушонку, эгоисту, необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой.

Итак, мы ещё раз убедились: «Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок!». Данная ситуация легко проецируется на действия наших учеников. Например, когда дети идут в столовую.

Мы показали, что учиться можно везде и всегда, и что формирование универсальных учебных действий несложно, а очень интересно.

Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

^ 3. Как сформировать Универсальные учебные действия?

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются?

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою деятельность.

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Добиться этого можно только через специальную организацию учебно – воспитательного процесса.

(Приложение 3)Рассмотрим Памятку для учителя «Как помочь ученику освоить УУД?»

^ Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными "памятками":

*Режиссерская игра

Взаимоконтроль;

«ищу ошибки»;

Предлагаю вам несколько заданий, на развитие регулятивных действий в учебном процессе.

ЗАДАНИЕ 1 (Приложение 1)нацелено на формирование «Умения понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности » Конечно, чтобы ребёнок смог выполнить данное задание, нужно выполнять подобное упражнение на каждом уроке. С точки зрения современности можно перефразировать вопрос: Чему должны научиться?


  • Выберите из предлагаемых вариантов вопрос, на который отвечает учебная задача и подчеркнуть его. Как будем делать? ^ Что будем делать?

  • Прочитайте предложенный ниже текст и подчеркните формулировку учебной задачи.
«Ребята! Мы закончили большую и сложную тему «Имя существительное». Сегодня у нас не совсем обычный урок: будем соревноваться в знании русского языка, проверим вашу сообразительность, оперативность, организованность и внимание . А для соревнования используем диапозитивы с рисунками по теме «Имя существительное». Но сначала уточним, сколько команд будет участвовать в соревновании. Наверное, три. Пусть каждый ряд столов станет командой, не возражаете?!»

ЗАДАНИЕ 2. Нацелена на формирование « ^ Умения понимать последовательность действий по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи.

Задание:

2. Определите, подчеркните её.


  • Подберите к ним заглавия; (4)

  • Составьте рассказ о сказочном герое;

  • Перечитайте текст, отметьте в нем те отрывки, которые относятся к герою; (1)

  • Определите, о чём говорится в каждом отрывке (2)

  • Расскажите о герое, пользуясь планом; (6)

  • Расположите отрывки по порядку, сгруппировав их; (3)

  • Посмотрите ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки.(5)
Как вы думаете, какая из предложенных формулировок является учебной задачей?

Думаю, что у каждого учителя есть свои приёмы, способствующие формированию учебно-информационных умений, т е ^ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Предлагаю пополнить этот список возможно, новыми для вас приёмами.

(Приложение 2)

«Тонкие» - это вопросы, на которые можно дать однозначный вопрос, «толстые»-вопросы, ответить на которые столь же определённо не представляется возможным. Можно предложить следующую таблицу для различения «толстых» и «тонких» вопросов

Например, если потренироваться в задавании «толстых» и «тонких» вопросов при чтении стихотворения С.Я.Маршака, то получится следующее:

^ Тонкие вопросы:

Что делала синица?

Где Джек хранит пшеницу?

Толстые вопросы:

Почему у коровы и старого пса сложились плохие отношения?

Что изменится в стихотворении, если «исчезнет» один из героев, например, пастух?

Предлагаю Вам потренироваться, вспомнить, например, р.н.сказку «Репка» и составить толстые и тонкие вопросы

Например: кто прибежал за Жучкой? (тонкий вопрос)

Что было бы, если мышка не прибежала? (толстый вопрос)

Дайте объяснение, почему репка выросла такая большая? (толстый вопрос)

3. В начале обучения этому приёму необходимо использовать соревнование. Например, те, кто придумает наибольшее количество вопросов или придумает самый смешной вопрос, получают жетон.

4. Окончанием работы над этим приёмом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Её можно использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам, пересказам, экзаменам (в средней школе)

5. Не все ученики одинаково легко заполняют указанную таблицу, не стоит настаивать – поощряйте даже незначительные успехи.

6. Можно при чтении текста разделить учеников на «специалистов» по тонким и толстым вопросам. Проводя занятие подобным образом, важно помнить, что тонкие вопросы задавать легче.

Приём рекомендуется использовать при чтении исторических текстов, а также в работе с любыми отрывками, содержащими описание какого-то события, явления. Такие тексты могут встретиться не только на уроках истории, но и на других учебных предметах. Читая, ребёнок делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая «скелет» текста. Опираясь на него, впоследствии он сможет воссоздать если не все содержимое, то сюжет – точно. А это и требуется на различного рода проверочных, контрольных и экзаменах. Но, что важнее, ученик овладевает сюжетным мышлением. Те, у кого этот мыслительный навык достаточно развит, не пропустят что-то важное.


Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?


Буду отдыхать на юге
Примером применения этого приема может служить «Дерево предсказаний», составленное ученицей на тему «Как я проведу лето». Сама тема – это «ствол дерева». «Листочки» - это прогнозы, а «веточки» - это аргументы, обоснования прогнозов – «листочки».


Останусь в городе

Поеду в спортивный лагерь

Мама любит отдых на море

Возможно,так как

я занимаюсь спортом Возможно и такое,


Как я проведу лето
болеет бабушка

Этот приём предлагается для развития умения обосновывать, аргументировать свои прогнозы. «Деревья предсказаний» лучше всего выращивать при работе с текстом, имеющим сюжетную линию. Тема, которая записывается в «стволе», должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасётся ли главный герой?»…

Ученикам всех возрастов очень нравится составлять «Дерево предсказаний».В любом прогнозе присутствует элемент игры, неопределённости. Но всё же не стоит использовать этот приём больше одного раза на уроке, так как тексты используются для развития мышления, а не для игры в «угадайку».

Приём №4 «Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Предлагаю примеры таких заданий:


  • ^ Азы работы над текстом . Найдите в тексте основные (новые)понятия и запишите их в алфавитном порядке.

  • Что, не ждали


  • Главная жизненная мудрость

  • Известное и неизвестное

  • Иллюстративное изображение

  • ^ Поучительный вывод
Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги:поиск дополнительной информации, домашние задание для отдельных учащихся и отдельных групп детей; выделение нерешённых проблем; определение последующих этапов работы.

Приложение1

ЗАДАНИЕ 1.


  • Выберите из предлагаемых вариантов вопрос, на который отвечает учебная задача и подчеркнуть его. Как будем делать? Что будем делать?

  • Прочитайте предложенный ниже текст и подчеркните формулировку учебной задачи.
«Ребята! Мы закончили большую и сложную тему «Имя существительное». Сегодня у нас не совсем обычный урок: будем соревноваться в знании русского языка, проверим вашу сообразительность, оперативность, организованность и внимание. А для соревнования используем диапозитивы с рисунками по теме «Имя существительное».Но сначала уточним, сколько команд будет участвовать в соревновании. Наверное, три. Пусть каждый ряд столов станет командой, не возражаете?!»

ЗАДАНИЕ 2. ^ Умение понимать последовательность действий по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи.

Задание:

1. Прочитайте предложенную ниже учебную задачу и учебные действия по её выполнению (последовательность их выполнения специально нарушена)

2. Определите, какая из предложенных формулировок является учебной задачей, подчеркните её.

3. Пронумеруйте учебные действия в порядке их последовательности выполнения


  • Подберите к ним заглавия; ___

  • Составьте рассказ о сказочном герое;

  • Перечитайте текст, отметьте в нем те отрывки, которые относятся к герою____

  • Определите, о чём говорится в каждом отрывке_____

  • Расскажите о герое, пользуясь планом; _____

  • Расположите отрывки по порядку, сгруппировав их; ____

  • Посмотрите ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки_____
Приложение2

Приём №1 «Толстые» и «тонкие» вопросы.

«Тонкие» - это вопросы, на которые можно дать однозначный вопрос, «толстые»-вопросы, ответить на которые столь же определённо не представляется возможным.

1. После того, как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить её содержание . Чтобы работа с данным приёмом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребёнок должен знать, как выполняют это задание его сверстники, в чём состоят их ошибки.

2. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы (может быть, даже столько, сколько ребят в классе), а на тонкие – только один.

3. В начале обучения этому приёму необходимо использовать соревнование . Например, те, кто придумает наибольшее количество вопросов или придумает самый смешной вопрос, получают жетон.

4. Окончанием работы над этим приёмом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. ^ Её можно использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам, пересказам, экзаменам (в средней школе)

5. Не все ученики одинаково легко заполняют указанную таблицу , не стоит настаивать – поощряйте даже незначительные успехи.

6. ^ Можно при чтении текста разделить учеников на «специалистов» по тонким и толстым вопросам. Проводя занятие подобным образом, важно помнить, что тонкие вопросы задавать легче.

Приём №2 «Пять вопросов сюжетной таблицы…»


Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Приём №3 «Дерево предсказаний»

Сама тема – это «ствол дерева». «Листочки» - это прогнозы, а «веточки» - это аргументы, обоснования прогнозов – «листочки».


  • Что, не ждали ? Выберите из текста новую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

  • Ты уже знаешь последние новости ? Запишите ту информацию, которая является для вас новой.

  • Главная жизненная мудрость . Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой.

  • Известное и неизвестное . Найдите в тексте ту информацию, которая не является для вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

  • Иллюстративное изображение . Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

  • ^ Поучительный вывод . Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
  • Более подробно о формировании УУД вы можете познакомиться в пособии:

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.: ил. - ISBN 9785090191487.

    Приложение3

    Памятка для учителя «Как помочь ученику освоить УУД?»

    Личностные УУД:

    1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

    2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

    3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

    4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

    Познавательные УУД:

    1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)

    2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний

    3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

    4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

    Коммуникативные УУД:

    1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

    2. Не бойтесь «не стандартах уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

    3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.

    4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

    5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;

    6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

    Регулятивные УУД:

    1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

    2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

    3. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

    Памятка «Как помочь ученику освоить УУД?».

    В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными "памятками":

    Если у ребенка возникают трудности при выполнении поручений, то:- Предлагая ребенку выполнить какие-либо поручения, соблюдайте определенные правила:

    Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание. а также отнести это задание лично к себе;

    Во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределять работу по дням и.т.д.

    Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то:- необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели:

    Поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать;

    Конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);

    Необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);

    Обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов.

    Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: - Организация совместной работы у младших школьников (выполнение учебных заданий во внеурочное время - дома или в группе продленного дня): коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.

    Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей:

    * Игры с правилами и продуктивные виды деятельности

    *Режиссерская игра

    *Удачное средство, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности являются песочные часы.

    Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»;

    Поиск информации в предложенных источниках;

    Взаимоконтроль;

    Взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);

    Заучивание материала наизусть в классе;

    «ищу ошибки» ;

    Контрольный опрос на определенную проблему.

    Желаем вам терпения и творчества!

    Приложение4

    Научила взаимодействовать с разными людьми

    Умения с достаточной полнотой выражать свои мысли

    Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы

    Адекватно реагировать на замечания

    Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

    Ответственность за поведение и действие других и себя

    Выбор необходимой информации

    Установление причинно - следственных связей

    Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

    Прогнозирование результатов деятельности

    Планировать деятельность Быть лидером Применять знания в новой ситуации Распределять роли

    Что необходимо сформировать?

    Размер: px

    Начинать показ со страницы:

    Транскрипт

    1 Универсальные учебные действия Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить

    2 иначе научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. К учителю, как организатору учебного процесса определенные требования предъявляет как семья и общество, так и Стандарты - общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность государство С чем же сталкиваются учителя начальных классов, делая набор? Какие дети приходят в современную начальную школу? Дети информированы, но бессистемно Дети обладают ограниченным диапазоном способов общения Дети являются носителями различных культур Дети имеют разный уровень подготовки к школе Эти особенности детей приходится учитывать учителям начальных классов 1 Современному учителю необходимо отрабатывать в работе те приемы, которые направлены на решение учебных ситуаций и учебных заданий,

    3 обозначенных в стандартах. Прежде всего, необходимо составить грамотные рабочие программы. Стандартом определена следующая структура рабочих программ: Рабочие программы Рабочие программы Пояснительная записка Общая характеристика Описание места в учебном плане Описание ценностных ориентиров содержания Содержание учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Описание материальнотехнического обеспечения образовательного процесса Нами был проведен тщательный анализ рабочих программа учителей начальных классов. Необходимо отметить, что практически все имеют одинаковую структуру, соответствующую требованиям новых стандартов. Обязательным компонентом является пояснительная записка, в которой отражено содержание, цели и задачи учебного курса, количество часов, прописаны сквозные лини развития учащихся средствами предмета, требования к уровню подготовки. Имеется описание учебного предмета в учебном плане, то есть тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. это тема урока, количество часов, тип урока, элементы содержания, требования к уровню подготовки обучающихся, виды контроля, элементы дополнительного (необязательного содержания), объем домашнего задания, дата проведения. Прописаны ценностные ориентиры содержания. Вместе с тем можно отражать в рабочих программах методической работы как такие свойства

    4 Комплексность- умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Выход за пределы учебника в зону словарей. Инструментальность -это организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, и за его пределами, а также применение в учебном процессе простейших инструментов для решения конкретных учебных задач. ИНТЕРАКТИВНОСТЬ прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. К сожалению, не во всех отражено материально - техническое оснащение образовательного процесса. И возвращаясь к началу своего выступления, мне бы хотелось вновь посмотреть на модель взаимодействия семьи, общества и государства в предъявлении требований к образованию ребенка. И еще раз вспомнить о том, что основным носителем иди получения качественного образования является учитель. Насколько он психологически и профессионально готов к переходу к работе по новому. Ведь «учитель- это самый трудный предмет в переходе на ФГОС. Ему, преподавателю, давно пора бы перестать быть этаким непогрешимым носителем знаний, их механическим транслятором, распределителем. Нужно завоевать доверие детей, нужно, чтобы они увидели в учителе партнера, старшего друга, сподвижника. Ставить проблему перед детьми так, чтобы они сделал для себя открытие (пусть маленькое, но свое) вот уж поистине задача из задач! И возможно только тогда мы сможем достичь желаемого результата. А

    5 именно Любознательным, интересующимся, активно познающим мир Умеющим учиться, способным к организации своей деятельности Уважающим и принимающим ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа Доброжелательным, умеющим слушать и слышать партнера, уважающим свое и чужое мнение Готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Имеющим представление об основах здорового и безопасного образа жизни 4 Ведь задача каждого из нас помочь ребенку проложить яркую радугу поиска истины между знанием и незнанием, научится вести корабль, не рискуя разбиться о рифы, парить в свободном полете. И найдется благодарный ученик, который скажет вам: «Спасибо, учитель!»


    Евменова Наталья Владимировна учитель биологии и химии МБОУ Бирикчульской СОШ Алгоритмический подход на уроках химии в контексте формирования универсальных учебных действий Современное общество характеризуется

    64 Беляева М. Ю. учитель начальных классов ВОЗМОЖНОСТИ УМК «ПЕРСПЕКТИВА» В ФОРМИРОВАНИИ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС А.А. Чотчаева ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования

    «Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников». Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных

    Уважаемые родители! Информация для родителей по ФГОС НОО С 1 сентября 2012 года наше образовательное учреждение, как и другие образовательные учреждения подобного типа, переходят на новый Федеральный государственный

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕН ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ «17» ДЕКАБРЯ 2010 Г. 1897 Ключевые особенности

    Федеральный Государственный Образовательный Стандарт На основании приказа Министерства образования и науки РФ 373 от 6 октября 2009 года на территории России вводится в действие федеральный государственный

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование ФГОС НОО Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден

    ФГОС основного общего образования Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации Функции

    Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в систему начального общего образования. Поиски. Пути. Решения. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

    Педсовет по теме: «Обеспечение преемственности при введении ФГОС НОО и ООО». 2014-2015 уч.г. Подготовила: Крыжановская Н.В. Живем в эпоху нано - технологий, И каждый год дает нам новый старт, То освоение

    ФГОС ООО актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков к универсальным учебным действиям Учитель русского языка и литературы Набиева В.М. Если мы будем учить сегодня так, как мы учили

    «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС. СПОСОБЫ ИХ ДИАГНОСТИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ДОСТИЖЕНИЯ» заместитель директора по инновационной деятельности ГБОУ СОШ 597 Заманова Евгения Владимировна Современное общество характеризуется

    АННОТАЦИЯ к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с ФГОС ООО) для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с ФГОС ООО) (далее Программа)

    Описание Основной образовательной программы начального общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия» 1538. (срок реализации 2013-2018гг.) Основная образовательная

    В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова Английский язык 5-9 классы Аннотация. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в образовательных

    ФГОС НОО и ФГОС ООО: преемственность и развитие Стандарт общего образования ФГОС НОО п.1 Включает в себя требования: к структуре к условиям к результатам ФГОС ООО п.1 Стандарт общего образования ФГОС НОО

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Е.В.Попова (Екатеринбург) Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного

    Саулич Л.И. ГУО «Подсвильская средняя школа Глубокского района» (РБ, Глубокский район, Витебская область) ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Не существует скольконибудь достоверных тестов

    РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА «Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

    Аннотация к основной образовательной программе начального общего образования ГБОУ Школа 1573 Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школа 1573 - документ, обеспечивающий

    Федеральный государственный образовательный стандарт Презентацию подготовила Новгородцева Ольга Владимировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ 2 г.первоуральск Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года

    «Формирование универсальных учебных действий на уроке математики в начальной школе» Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения

    Описание основной образовательной программе начального общего образования а) Цели реализации, принципы и подходы к формированию ООП и состав участников образовательного процесса ОУ Основная образовательная

    ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Составила И. А. Красникова, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 391 Красносельского района Санкт - Петербурга Поэтапное

    Формирование универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий,

    С сентября 0 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). А что такое ФГОС? Главная цель введения

    Круглый стол «Применение новых инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в свете ФГОС» Обмен опытом Роль учителя В связи с переходом школы на новые образовательные стандарты меняется

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ средней общеобразовательной школы 444 раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования

    Аннотация к рабочей программе по предмету «Технология» Пояснительная записка 1-4 класс Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической

    Метод проектов на уроках английского языка в 5-х классах МАОУ гимназия 32 г. Калининграда Результаты внедрения ФГОС ООО Междисциплинарная программа «Формирование компетентностей проектной и исследовательской

    Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Приказ Министерства образования

    «Планирование работы ного руководителя согласно требованиям ФГОС» Модель выпускника Любящий свою Родину. Не разделяющий мир на «своих» и «чужих», уважающий историю и культуры каждого народа Активно познающий

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК Круг обсуждаемых вопросов: Методологическая основа ФГОС. Основной результат и основная педагогическая

    Пояснительная записка Актуальность программы по работе с одарёнными детьми. В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно

    Педсовет 30.03.2015 Система оценки образовательных достижений учащихся: вопросы преемственности Работа по новому ФГОС требует от учителей обновления педагогической практики: освоения и использования технологий

    Сравнительная таблица стандартов Стандарт 2004 ФГОС Цели образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных

    ПРОТОКОЛ 3 учителей информатики и ИКТ от 27 марта 2013 года Место проведения: МБОУ «Никитовская СОШ» Присутствовало 23 человека (регистрационный лист прилагается) Методическая тема: Совершенствование теоретического

    Утверждена: Директор школы: В.Н. Кокорев Приказ 329-О от 01.09.2011 Согласована: на заседании Управляющего совета учреждения «30_»_августа_ 2011 г. протокол _2 от «_30»_августа_2011г. Принята: на заседании

    Муниципальная автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 «Росинка» г. Краснокаменск Забайкальский край Консультация для педагогов «Преемственность дошкольного и начального образования

    Аннотация к рабочей программе дисциплины «ТЕХНОЛОГИЯ»(1 класс) Программа по технологии для учащихся 1 класса разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного

    Сведения об образовательных стандартах. Ступени образования Начальное общее образование Классы Количество Сроки освоения обучающихся 1-4 -ые 210 человек Федеральный государственный образовательный стандарт

    Преемственность и непрерывность всех уровней образования в условиях реализации ФГОС «Преемственность связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое,

    Приложение к учебному плану ГБОУ школы 596 с углублѐнным изучением французского языка Приморского района Снкт-Петребурга Организация внеурочной деятельности В ГБОУ средней общеобразовательной школе 596

    Внеурочная деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся Долгополова О.В., учитель географии МБУ «Школа 43» Нормативные документы Федеральный государственный образовательный

    ПАСПОРТ Основной образовательной начального общего образования МБОУ «СОШ 12» г.братска Наименование Статус ОУ Нормативное обеспечение разработки ООП НОО Основная образовательная программа начального общего

    Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона

    Описание основной образовательной программы начального общего образования Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школа 1355 - нормативный документ, направленный на решение

    Реализация и перспективы развития ФГОС НОО на базе МОУ многопрофильной гимназии 12 г. Твери ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР ШМИТОВА Т. Г. американский нобелевский лауреат Э. Тоффлер Программа развития гимназии 12

    Модель выпускника начальной школы по ФГОС Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны: - освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне,

    «Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» Портрет выпускника как конечный результат образовательной деятельности российской школы: патриота, носителя ценностей

    Цели образования: развитиеличности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитаниенравственных и эстетических чувств, эмоциональноценностного

    В чём преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования? -Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в лицее 265, на семинаре, подготовленном

    Сравнительная таблица стандартов Стандарт 2004 Цели образования: развитиеличности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитаниенравственных

    Управление образования Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хотьковская средняя общеобразовательная школа N1

    Методический семинар Использование информационных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности как одно из условий реализации ФГОС

    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного Стандарта начального общего образования, примерной

    МАОУ «Школа 47» г.рязани учителя английского языка Зениной Е.В. Программа саморазвития педагога. Содержание. 1. Педагогическая концепция 2. Цели и задачи учителя 3. Анализ ресурсов саморазвития 4. План

    Ресурсный центр муниципальной системы образования «Гимназия иностранных языков» г. Ухты Стандарты второго поколения: что должен знать и понимать учитель? Исакова заместитель по НМР Н.А., директора L/O/G/O

    Презентация руководителя школьного методического объединения учителей естественно математического цикла Анютенковой Л.Е. Тема: «Преподавание математики в 7-9 классах в условиях внедрения ФГОС. Отличительные

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее Стандарт)

    Аннотация к рабочей программе дисциплины «ТЕХНОЛОГИЯ»(4 класс) Программа по технологии для учащихся 4 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного

    Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: пути реализации 1.Разработка и утверждение ФГОС. 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года

    Сравнительная таблица стандартов первого и второго поколения Стандарт 2004 Цели образования: развитиеличности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

    Разработка рабочей программы по учебному предмету, структура, тематическое планирование. Выступление подготовила учитель географии ГБОУ СОШ с. Падовка, исполняющая обязанности заместителя директора по

    Показать необходимость и основные пути формирования новой образовательной среды в условиях перехода на обучение по стандартам второго поколения. Рассмотреть отличительные особенности ФГОС второго поколения.

    Оглавление 1. Пояснительная записка. 2 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».. 4 3. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

    НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА CИСТЕМА УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ СИСТЕМЫ Гармоничное развитие личности учащегося. Формирование общих способностей и эрудиции в соответствии

    Рабочая программа по риторике «Волшебная сила слов» 1 ступень начального общего образования 1класс Разработана в соответствии с требованиями ФГОС Рекомендована МО и науки РФ Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.Ю.Коти

    Комплексный подход к системе оценки результатов образования согласно ФГОС Учитель русского языка и литературы ГБОУ «Академия футбола «Салют» Стрельникова Светлана Алексеевна 1 ПОЧЕМУ НУЖНО МЕНЯТЬ СИСТЕМУ


    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Педагогический совет: «Создание гуманистической воспитательной среды в новых условиях развития образования.»Март 2015МБОУ СОШ № 29 Сегодня на первое место встаёт вопрос о гуманизации воспитательного процесса. Конечной целью гуманистического воспитания является сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию. Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следующими качествами: это свободная, гуманная, духовная, творческая и практическая личность.Всякая воспитательная система имеет свойство старения и поэтому необходим особый этап обновления или перестройки системы. Воспитательная система - этопроцесс формирования культуры школы. Воспитательная система школы должна иметь свою динамику и энер­гетику. Цель педсовета:Задачи педсовета:выявление и определение педагогических подходов и позиций по проблеме создания гуманистической воспитательной среды в мире, стране, школе с целью развития воспитательной системы.Изучение системы В. А. Караковского, Ш. А. Амонашвили, М. Монтессори.Изучение опыта создания классных систем в школе.Определение дальнейшего пути развития гуманистической воспитательной среды. Гуманизм - это то единственное, что, наверное, осталось от ушедших в небытие народов и цивилизаций,- книги, народные сказания, мрамор изваяний, архитектурные пропорции. Толстой Л. Н.Гуманизм - (от лат. humanus - человеческий, человечный) - совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, требующих уважения его достоинства, любви к нему и создания необходимых условий для гармоничного и всестороннего развития человеческой личности, провозглашающих жизнь человека высочайшей ценностью. Гуманизм - (лат. humanitas - человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса.) Термин "Гуманизм" был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф.Нитхаммером в 1808, постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека. Гуманизм, в широком философском смысле, - концепция человеческого бытия и, основанная на ней система мировоззрения, утверждающая ценность человеческого существования, достоинства, права и свободы каждого человеческого индивида, обосновывающая возможности развития человека как рода и как индивида. Гуманистическая педагогика - направление в педагогике, ориентирующее на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании. Педагоги - гуманистыВ. А. КараковскийШ. А. АмонашвилиМария Монтессори Отличительными признаками гуманистической педагогики являются: - смещение приоритетов педагогики на психические, интеллектуальные, нравственные и физические сферы развития личности, вместо овладения ею определенным объемом информации; - сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно мыслящей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного принять самостоятельное решение в различных жизненных ситуациях; - обеспечение благоприятных условий для создания нового учебно-воспитательного процесса.Гуманистическая педагогика Гуманистический подход в психологии и педагогике исходит из следующих посылок: 1. В каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться. 2. Идеал развития - гармонически развитая личность (личность с равномерным развитием всех сторон) 3. Ребенок рождается изначально свободным. Свобода нам дана, ею владеет каждый ребенок. 4. Изначальная свобода ребенка - абсолютная самоценность, которая не может быть променяна на другие, внешние, социальные ценности окружающих. 5. Ребенка нельзя воспитывать в рамках определённого мировоззрения. (Смотри Толстой о воспитании) 6. В воспитании не могут применяться давление, принуждение и манипуляции, превращающие ребенка в послушную марионетку в руках воспитателя. Часть I.Изучение Наследия педагогов – гуманистов.Педагогический коллектив серьезно занялся целеполаганием. Воспитательной системе В. А. Караковского всегда была свойственна опора на общечеловеческие ценности. Был выбран вариант, связанный с фундаментальными понятиями: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Им была создана новая идеология школьной воспитательной системы.Выступление Бормоткиной Е. А. Часть I.Изучение Наследия педагогов – гуманистов.Учитель – человек из будущего. Ему необходимо искренне верить в способности каждого ребёнка.Учитель - носитель света, добра, высшей любви, художник жизни.Уча вас – мы учимся сами.Воспитывая вас – воспитываемся сами.Образовывая вас – образовываемся сами.Возвышая вас – возвышаемся сами.Выступление Петуховой Н. Н. Часть I.Изучение Наследия педагогов – гуманистов.Если учитель настоящий, то он всегда будет действовать во благо детей. Хотя кому-то его методы и не понравятся, скажут, он все делает не по утвержденной программе.Воспитывать по системе Марии Монтессори – значит уважать свободу и выбор ребёнка, его интересы и мнения, его самостоятельное развитие.Выступление Дорошевой О. А. Часть II.Педагоги – гуманистыСреди нас.Духовно-нравственная личность-результат упорного и целенаправленного процесса семейного, общественного воспитания и самовоспитания; это человек, устремленный к гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию… г. Нижний Новгород2011 год ВС базируется на концепциях «Самовоспитание школьников» Г.К.Селевко и «Системного построения процесса воспитания» Новиковой Л.И., Селивановой Н.Л., Караковского В.А. Воспитательная система школы № 29 «Души прекрасные порывы»Возраст детей 6,5-17 лет. Срок реализации – 5 лет. Воспитательная система основывается на идеях гуманистического воспитания, принципах: природосообразности, культуросообразности, системности; личностно-ориентированном, деятельностном, средовом подходах.Основой содержания и воспитания является приобщение к общечеловеческим ценностям. Традиции школыТоржественная линейка “День Знаний».Праздник «Посвящение в первоклассники».День самоуправления.КТД «С днем рождения, школа!»КТД “Учитель, перед именем твоим...”.Предметные недели.Новогодние КТД.Конкурс патриотической песни.“Рыцарский турнир” и «Богатырская сила».Конкурс «Интеллект –проектов»/Защита исследовательских работ в секциях НОУ “Праздник весны, красоты и любви”.Неделя детской книги.“Чтобы помнили!..” (День Победы).КТД «День семьи».Праздник последнего звонка и выпускной бал Часть II.Педагоги – гуманистыСреди нас.Поздравляем Татьяну Александровну Хазову, классного руководителя 2 Б класса, занявшую второе место в районном конкурсе "Самый классный классный". Ничто человеческоемне не чуждо! Проект решенияПедагогического советаПровести психолого- педагогический семинарпо теме «Принципы гуманистической психологии»;2. Педагогам смещать акценты в методиках и технологиях в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. На занятиях увеличивать время на самостоятельную работу: проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность;3. При совете школьного самоуправления создать правовую комиссию;4. На родительских собраниях рассказывать о гуманизации семейного воспитания.5. Добавить к школьным традициям проведение единого классного часа. «Учительская профессия - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду».Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью... «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Из Концепции модернизации российского образования.