Зачем нам одиночество, если оно приносит страдания? Что говорит о вас любовь к одиночеству.

, 2014

Во все исторические эпохи властители прекрасно понимали, насколько пагубно для людей состояние изоляции. В древние времена ссылка считалась самым страшным после смертной казни наказанием. (Заметим, что находились и такие, кто ставил ссылку на первое место.) В конце XVIII века и на протяжении XIX века в системе тюремного наказания заметно усиливалась роль одиночного заключения. Английский юрист Уильям Пейли отмечал, что одиночное заключение «усиливает боязнь наказания» и, следовательно, становится фактором, сдерживающим рост преступности. В наши дни в США приблизительно 25 тыс. заключенных содержатся в тюрьмах категории «супермакс». Один известный психолог подчеркивал, что в подобных тюрьмах «заключенные живут в такой тотальной и антигуманной… изоляции, которая ранее никогда не существовала». И критики, и сторонники одиночного заключения как меры наказания используют для его описания одни и те же слова - «смерть заживо».

Но самым ярким свидетельством тяги людей к жизни в коллективе является, разумеется, создание семьи. На протяжении всей истории человечества во всех культурах именно семья, а не отдельный индивид составляют основу общественной и экономической жизни. Такое положение вещей объясняется рядом причин. Как утверждают эволюционные биологи, представителям ранних человеческих сообществ жизнь в коллективе предоставляла конкурентные преимущества в вопросах обеспечения безопасности, добывания пищи и возможности воспроизводства. Специалисты в области общественных наук Николас Кристакис и Джеймс Фаулер утверждают, что в результате процесса естественного отбора у людей появилась генетическая предрасположенность к созданию тесных социальных связей.

Однако сегодня ситуация изменилась. В последние полвека человечество приступило к осуществлению уникального социального эксперимента. Впервые в истории значительное число жителей планеты самых разных возрастов, придерживающихся самых разных политических взглядов, начали жить одиночками (я использую термин «одиночка» для описания людей, которые живут одни. Одинокие могут жить, а могут и не жить одни. У некоторых есть сексуальные партнеры, дети или соседи по совместно арендуемой квартире. Не все одинокие являются одиночками). До недавнего времени большинство рано связывали себя узами брака с твердым намерением не расставаться до смертного часа. В случае ранней кончины одного из партнеров второй быстро вступал в новый брак; если же партнер умирал в преклонном возрасте, то оставшийся в живых воссоединялся со своей семьей. Сейчас принято жениться / выходить замуж гораздо позже, чем это делали наши предки. Согласно результатам исследований, проведенных Исследовательским центром Пью (Pew Research Center), средний возраст вступления в первый брак «поднялся до самой высокой планки и за последние полвека увеличился на пять лет». Иногда за браком следует развод, после которого человек на годы, а то и десятилетия остается одиноким. Вдовец или вдова, пережившие супруга или супругу, делают все возможное для того, чтобы не жить с другими родственниками, в частности с собственными детьми. Иными словами, человек на протяжении всей жизни предпочитает чередовать условия проживания: один, вместе, вместе, один.

До недавнего времени многие рассматривали жизнь в одиночестве как переходный период между более устойчивыми формами организации жизни и быта, будь то нахождение нового партнера или переезд в дом престарелых. Теперь такой подход остался в прошлом - впервые за всю историю страны большинство американских взрослых являются одинокими. Среднестатистические американцы проведут большую часть взрослой жизни не в браке и большую часть «внебрачного периода» будут жить в одиночестве. Мы привыкаем к такой ситуации.

Мы осваиваем жизнь соло и вырабатываем новые способы существования. Сухие цифры никогда не в состоянии отразить полную картину происходящего, но в данном случае статистика просто поразительна. В 1950 году 22 % американцев были одинокими; 4 млн человек жили отдельно, что составляло 9 % всех домохозяйств. В то время одинокую жизнь вели в основном люди в отдаленных и обширных по территории штатах страны - на Аляске, в Монтане и Неваде, то есть там, где была работа для одиноких мужчин, которые относились к своей ситуации как к короткому переходному периоду, за которым следует обычная семейная жизнь.

В наши дни одинокими являются более 50% взрослых американцев; 31 млн человек - приблизительно один из семи взрослых - проживают в одиночестве. (В эту статистику не входят 8 млн обитателей частных и государственных домов престарелых и тюрем). Одинокие составляют 28% всех американских домохозяйств. Одинокие и бездетные супружеские пары - самые распространенные категории и по числу домохозяйств «обгоняют» такие формы организации проживания, как нуклеарная семья, семья из нескольких поколений, живущих под одной крышей, соарендаторы квартир или определенная группа людей, живущая в специально для нее снятом или построенном доме. Возможно, вы удивитесь, но жизнь в одиночестве является одной из самых жизнестойких форм организации домохозяйства. Исследования, длившиеся пять лет, выявили, что одинокие люди не склонны менять свой образ жизни, равно как место жительства. Именно эта группа населения по сравнению со всеми остальными группами, за исключением категории женатых пар с детьми, является наиболее стабильной в том, что касается формы проживания.

Современные одиночки, собственники или арендаторы квартир, - это главным образом женщины, которых в общей сложности насчитывается 17 млн. Число одиноко живущих мужчин составляет 14 млн. Из общего количества взрослых представителей обоих полов 15 млн принадлежат к возрастной группе 35 – 64 года, около 10 млн составляют престарелые (лица старше 65 лет). Число молодых взрослых (между 18 и 34 годами) достигает 5 млн по сравнению с 0,5 млн в 1950 году. Молодые взрослые представляют собой наиболее быстро растущий сегмент одинокой части населения.

В отличие от своих предшественников наши одинокие современники проживают в определенных районах крупных городов по всей стране. Городами с наибольшим числом проживающих в одиночестве людей являются Вашингтон, Сиэтл, Денвер, Миннеаполис, Чикаго, Даллас, Нью-Йорк и Майами. Более половины обитателей Манхэттена проживает в квартирах, рассчитанных на одного человека.

Несмотря на распространенность «жизни в одиночестве», этот феномен мало обсуждают и он малопонятен. Повзрослев, мы стремимся переехать в собственные стены, но сомневаемся, стоит ли долго вести такой образ жизни, даже если он полностью нас устраивает. Мы переживаем за судьбу не нашедших своей «половинки» друзей и родственников, даже если те твердят, что все у них в полном порядке и они встретят кого-нибудь, когда придет время. Мы стараемся поддержать престарелых родителей, а также вдовствующих дедушек и бабушек, проживающих отдельно, и теряемся, когда те заявляют, что никуда не хотят переезжать и собираются коротать век в одиночестве.

Распространяясь все шире и шире, феномен одиночества перестает быть делом сугубо личным и приобретает общественное значение. К сожалению, его чаще всего рассматривают однобоко - как следствие человеческой самовлюбленности, серьезную социальную проблему, вызванную растущей фрагментацией общества и индивидуализацией его членов. Подобные нравственные оценки, в сущности, не выходят за крайне узкие рамки романтических идеалов сериала «Отец знает лучше» и гламурных соблазнов «Секса в большем городе». На самом деле жизнь в одиночестве гораздо более разнообразна и комфортна, чем кажется со стороны. Становясь все более популярным, этот феномен изменяет «социальную ткань» и представление о человеческих взаимоотношениях, влияет на особенности градостроительства и развития экономики. Феномен одиночества оказывает значительное воздействие и на процесс личного взросления, старения и умирания. Это явление так или иначе затрагивает все социальные слои населения и почти все семьи, вне зависимости от их социального положения и состава в данный конкретный момент.

Это явление гораздо шире, чем большинство из нас себе представляет. Можно, конечно, пытаться объяснить растущее число живущих в одиночестве людей исключительно американской спецификой, следствием того, что литературный критик Гарольд Блум назвал национальной «религией самообеспечения». Современные американцы на самом деле в меньшей степени склонны жить в одиночестве, чем граждане Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии - стран, имеющих один из самых высоких уровней жизни, где приблизительно 40 % домохозяйств состоит всего из одного человека. Скандинавы инвестируют в социальную защищенность и общества взаимопомощи, что одновременно избавляет их от необходимости делить друг с другом жилплощадь.

Такой подход распространен не только в Скандинавии. В Японии, где вся жизнь традиционно была организована вокруг семьи, из одного человека состоят около 30 % домохозяйств, причем их процент гораздо выше в городах, чем в сельской местности. Культура и традиции во Франции, Германии и Англии очень различны, но процентное соотношение домохозяйств, состоящих из одного человека, еще выше, чем в США. То же самое можно сказать о Канаде и Австралии. Сегодня наиболее быстрый рост домохозяйств, состоящих из одного человека, наблюдается в Китае, Индии и Бразилии. По данным исследовательской компании Euromonitor International, во всем мире число людей, проживающих в одиночестве, резко увеличилось - со 153 млн в 1996 году до 201 млн в 2006 году, то есть за 10 лет количество таких людей возросло на 33%.

В чем же причина столь масштабного роста? Бесспорно, ему способствуют накопление богатства, созданного вследствие экономического развития, и развитие системы социального страхования. Грубо говоря, сегодня одиночество стало более доступным экономически, но экономический фактор - всего лишь фрагмент общей картины. Сам по себе он не дает ответа на вопрос: почему такое множество обеспеченных граждан в развитых странах используют свои капиталы и возможности не как-нибудь иначе, а именно для того, чтобы отгородиться друг от друга?

Помимо экономической независимости и социальной защищенности резкое увеличение числа одиноко живущих людей объясняется общемировыми культурными и историческими изменениями, которые один из основателей социологии Эмиль Дюркгейм называл «культом индивида». По Дюркгейму, культ индивида явился результатом перехода от традиционных сельских общин к современным индустриальным городам, где индивид постепенно стал «своего рода предметом поклонения», чем-то более священным, чем группа.

Сейчас бытует мнение о том, что счастье и успех скорее зависят не от того, связывает ли один человек себя с другим, а с открытием целого мира возможностей для того, чтобы индивид мог выбрать лучший для себя вариант. Свобода, гибкость, личный выбор - именно эти ценности считаются сегодня приоритетными. Эндрю Черлин, ученый, специализирующийся на изучении семьи и семейных отношений, отмечает, что сегодня «главное обязательство человека - это обязательство по отношению к самому себе, а не по отношению к собственному партнеру и детям». Это означает, что в наши дни культ индивида достиг таких масштабов, каких Дюркгейм и вообразить не мог. Еще не так давно человек, недовольный своим супругом или супругой и желающий развода, должен был обосновывать свое решение. Сейчас все ровно наоборот. Если несчастливый брак мешает человеку реализовать свои жизненные планы, тот должен обосновать, почему не разводится. Вот насколько далеко простирается стремление заставить людей заботиться исключительно о своих собственных интересах!

Мы уже не привязаны к какому-либо конкретному месту жительства. Мы переезжаем так часто, что социологи называют современные жилые районы «районами ограниченной ответственности», обитатели которых знакомы друг с другом, но не ожидают того, что их связи окажутся долгими и серьезными.

Точно такая же ситуация сложилась и на рынке труда. Компании больше не заключают пожизненных контрактов даже с наиболее ценными сотрудниками. Каждый из нас прекрасно понимает: чтобы выжить, следует исходить только из своих интересов и уметь «вертеться». Немецкие социологи Ульрих Бек и Элизабет Бек-Гернсхайм пишут о том, что «впервые в истории индивид становится базовой единицей социального воспроизводства общества». И все вращается вокруг этого.

Культ индивида постепенно распространялся на Западе на протяжении XIX и начала XX веков. Однако наибольшее влияние на общество он начал оказывать только во второй половине ХХ века. В этот период в общественной жизни четко обозначились четыре социальных фактора: усиление роли женщин, революция в средствах коммуникаций, массовая урбанизация и скачок средней продолжительности жизни. Все это создало условия для настоящего расцвета индивида.

Не каждый из нас способен с легкостью переносить уединение. Среди нескончаемых телефонных звонков, электронных сообщений и социальных сетей американцы все чаще находятся в состоянии общения. «Уединение» – по мнению ученых – это состояние физического одиночества, когда рядом нет никого, чтобы поговорить. В этом его принципиальное отличие от «одиночества» – состояния психологической оторванности от общества и нехватки общения. Другими словами, в комнате можно запросто сидеть одному и при этом не чувствовать себя одиноким. В идеале, время, проведенное в уединении от других людей должно располагать к самопознанию, поиску внутренней гармонии и развитию духовности.

Особенно полезно уединение в работе. Некоторые эксперты критикуют сессии «мозгового штурма», а также открытую планировку офисного пространства, сомневаясь в том, что группа способна на создание хороших идей. Напротив, они считают, что люди работают намного продуктивней в одиночестве.

Однако, положительные свойства уединения отмечаются не только на рабочем месте – многие эксперты в области межличностных отношений сходятся во мнении, что один или даже оба партнера периодически нуждаются в уединении друг от друга ради сохранения здоровых романтических отношений. И если раньше считалось, что только мужчины хотят «побыть одни», теперь эта тенденция все чаще прослеживается у женщин.

Некоторые люди не готовы даже делить с кем-либо свою кровать: последняя перепись населения показала, что около 28% американцев живут одни (а в крупных городах, таких как Атланта, Вашингтон, Сиэтл и Нью-Йорк их число достигает 40-50%!), при том что в 1950-х годах одиноким был лишь каждый десятый житель США.

Американцы, живущие одни, называют наличие личного пространства причиной повышенной социальной активности, продуктивности на работе, да и вообще считают себя более счастливыми. Но даже при всех положительных аспектах, перебарщивать с уединением все же не стоит.

Одни люди стремятся к общению с себе подобными, а другие предпочитают оставаться в одиночестве . Недавно группа исследователей из Чикагского университета пришла к выводу, что и социальная активность, и любовь к изоляции предопределены особенностями работы нашего мозга. В этом им помогли данные, полученные при помощи магнитно-резонансной томографии.

В исследовании приняли участие 23 студентки. Сначала психологи расспросили их о взаимоотношениях с окружающими, чтобы установить модель социального поведения, а затем подвергли МРТ. Во время сеанса девушкам демонстрировали различные картинки. Одни носили позитивный характер, к примеру, изображали счастливых, веселых и довольных людей, а другие имели негативную направленность — скажем, на них были изображены сцены ссор и конфликтов.

Как выяснилось, при просмотре "положительных" картинок у участниц активизировалась передняя область полосатого тела, отвечающая за позитивные эмоции и удовлетворение. Но при этом у девушек, склонных к одиночеству, эта зона активировалась гораздо слабее, чем у их общительных и компанейских подруг. Зато при просмотре "отрицательных" изображений у испытуемых возбуждалось височно-теменное соединение, ответственное за представления о людях. Так вот, у "одиночек" эта область оказалась более активна, чем у более коммуникабельных студенток.

По словам ученых, активность полосатого тела в мозгу зависит от получения удовлетворения, как первичного (к примеру, поедания вкусной пищи), так и вторичного (скажем, получения крупных денежных сумм). Также стимуляции этого центра способствуют любовь и социальные контакты. Если же активность данной зоны снижена, то человек не стремится завязывать отношения.

Та же мозговая область связана с обработкой информации о социальном статусе. Она активизируется, когда статус человека изменяется.

В этом разделе:
Новости партнеров

Как полагают специалисты, у тех, кто предпочитает одиночество, мозг не реагирует на положительные стимулы, связанные с социальным взаимодействием. Либо эти люди получают удовольствие от чего-нибудь другого, не связанного с общением.

Эксперты считают, что эти исследования могут ответить на вопрос, почему некоторые люди постоянно одиноки и даже не стремятся к общению. Им оно попросту не нужно, так как они не получают от него никаких "бонусов"!

Однако не факт, что всех одиночек это устраивает. Ведь нам внушают, что быть одиноким плохо. Поэтому подобные индивиды могут переживать из-за неумения налаживать контакты и даже обращаются со своей проблемой к психологам. А окружающие могут считать их эгоистами или высокомерными личностями… К сожалению, и сами психологи нередко уверены в том, что причина одиночества их клиентов — неправильное поведение. Так, одна женщина-психолог с возмущением рассказывала о своем визите к клиентке домой: та в ее присутствии приготовила обед и съела его в одиночестве. Психологиня приняла это за крайнюю степень эгоизма. А женщина, по всей вероятности, просто не нуждалась в социальных привязках, потому ей и не пришло в голову предложить гостье отобедать вместе с ней.

По этой же причине человек может отказываться и от любовных отношений, не вступать в брак. Ведь это не приносит ему положительных эмоций.

Как же помочь таким людям? Возможно, искусственная стимуляция отдельных зон мозга будет способствовать большей "социальности" прирожденных одиночек. Со временем это может стать реальностью.

Как говорилось ранее, одиночество - переживание состояния отчужденности от общества. Некая социализация. Социальная дезадаптация. Однако, творческие люди часто стремятся к уединению. Общество мешает им сосредоточиться, вдохновиться, сотворить.

Самоуглубляясь в художественном переживании, художник достигает не только "ослабления" внешней реальности, но и укрепления своего воображаемого мира как не менее важной реальности; способен сделать этот мир для множества вовлеченных в него живым, развивающимся, самодостаточным.

Как и у любого человека, переживание художника -- это, прежде всего борьба против невозможности реализовать внутренние необходимости своей жизни. Вместе с тем работа художника по перестройке своего психологического мира направлена не столько на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием (как естественный результат переживаний большинства), а, скорее, на достижение соответствия между каждым новым замыслом и его художественным претворением. Художнику приходится преодолевать, таким образом, не разрыв сознания и жизни, а разрыв сознания (замысла) и его действительного воплощения.

Если обычное переживание нацелено на выработку "совладающего" поведения, достижение реалистического приспособления человека к окружению, то переживание художника озабочено проблемой выражения собственного видения и чувствования в максимальной степени полноты и совершенства. Импульсы, которые получает творческий дух его натуры, гораздо сильнее и действеннее, чем те, которые диктуют реальные необходимости жизни. Более того, "смысловое принятие бытия" у художника только тогда и может состояться, когда открывается простор осуществлению внутренних необходимостей его жизни. Таким образом, приоритетное стремление художника -- не в том, чтобы просто выжить, проникнувшись императивами внешней действительности, а в том, чтобы иметь возможность сотворить то, что ему предназначено.

На этих путях рушится увлекающая некоторых психологов и философов сентенция, гласящая, что "жизнь выше, чем ее смысл". Художник, пожалуй, мог бы сказать иначе: художественное прозрение жизни, ее одухотворение выше, чем то, что формулируется как ее смысл, оправдание языком теории. Развивая эту идею о силе проницательного творческого начала, можно утверждать, что в известном смысле любовь художника к творчеству есть нелюбовь его к "миру", невозможность оставаться в границах этого "мира". В психологической науке удачное "совладеющее" поведение описывается как повышающее адаптивные возможности личности. У художника же все наоборот: чувство обретенной в завершенном произведении искусства адаптивности усиливает стремление заглянуть за новые горизонты, расширить границы, углубиться в муки выращивания нового замысла, в конечном итоге вновь приводящего творца к выходу за пределы данного мира.

Беспристрастный анализ любого творческого акта показывает, что это процесс далеко не только спонтанный. В какой бы мере человек, осененный талантом, ни полагался на силы "извне", ему необходимо мастерство (овладение мастерством), умение точно выбирать среди множества путей свой единственный, терпеливо взращивать и себе установку на творчество. Все это требует овладения разными навыками защиты - от бесконтрольности аффектов и инстинктов, от диктата канона, шаблона, рутины и т.п. Главный защитный фактор - это способность художника осуществить интеграцию своего "я". Именно потому, что интенсивность "повышенной" жизни художника слишком велика и амплитуда его переживаний гораздо выше, чем у обычного человека, он принужден в творческом акте максимально "собирать" себя. Требуется жесткая самодисциплина, чтобы добиваться в этой концентрации синтеза, гармонии, удерживать установку на целесообразность действий. Необходимость достигать колоссальной концентрации сил в момент создания произведения, наряду с потребностью вживания в разные роли, может быть оценена как еще одно константное, повторяющееся состояние, сопровождающее жизнь художника. Способность художника добиваться собранности души в ее высшем средоточии, выходить в иррациональном порыве за пределы себя, за пределы данного мира, подчинять этому все прочие цели обсуждалась в литературе уже начиная с античности. История искусств хранит множество примеров, когда смертельно больному писателю, живописцу удавалось оттянуть время смерти до момента завершения произведения. Энергия творчества способна на время нейтрализовать не связанные с ней физические ощущения, болевые стрессы. Необходимость в колоссальной концентрации сил в момент создания произведения и сопровождающий ее последующий "откат" - этот устойчивый механизм любого творческого акта также проявляет себя в бытийной, повседневной жизни, накладывает отпечаток на человеческие характеристики художника. Пламя угасает, и состояние творческого порыва сменяет обыденность. Отсюда и безудержное стремление к одиночеству, которое принимает у художников характер пандемии.

С одной стороны, творчество есть то, что связывает художника с другими людьми, становится для него убежищем от одиночества. С другой -- "писатель может говорить свободно только наедине с самим собой... Для того, чтобы установить контакты с современниками, он должен порвать всякие контакты с ними и в этом всегда есть что-то от безумия". Чем в большей степени художник достигает уровня индивидуального самосознания, утверждая свое уникальное личное тождество, тем в большей степени он сталкивается лицом к лицу со своим одиночеством. С одной стороны, одиночество художника, когда оно выступает как условие его творчества, есть добровольное уединение. ("Только тот любит одиночество, кто не осужден его испытывать".) Такого рода наблюдения накоплены и психологической наукой: "Здоровое развитие психики требует чередования периодов интенсивного получения ощущений и информации с периодами погруженности в уединение с целью их переработки, поскольку в глубинах нашего сознания происходит гораздо большая часть процесса мышления, чем на уровне линейного мышления, привязанного к внешнему миру". Индивидуально - психологические особенности одинокой личности представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Индивидуально-психологические особенности одинокой личности

Не желаемое одиночество

Желаемое

1. При неудовлетворенности количеством оценки

А) завышенное ожидание при средних и низких способностях и качествах личности

Б) высокий уровень притязаний при средних и низких способностях и качествах

В) невысокая коммуникативность

А) заниженная ожидаемая оценка

Б) низкий уровень притязаний

В) коммуникабельность

Г) демонстративность

2. При неудовлетворенности качеством оценки

А) завышенная самооценка

Б) повышенная тревожность

В) неуверенность, мнительность, подозрительность

Г) низкий интеллектуальный уровень или морально-этический

А) заниженная самооценка

Б) высокий интеллектуальный уровень

3. При неудовлетворенности значимостью оценки

А) мягкость, отсутствие собственных мнений и убеждений

А) твердость, упрямство, самонадеянность

В случае художника можно говорить о "позитивном типе одиночества", переживаемом как необходимое условие раскрытия новых форм творческой свободы, генерирования нового опыта, новых экспериментов. В противовес этому негативный тип одиночества связан, как правило, с переживанием отчуждения от своего "я", состоянием "печальной пассивности", летаргического самосострадания и т.п. Многие художники, называющие себя одинокими, не были изолированы от остальных в объективном смысле. Многие состояли в браке, жили с друзьями и семьей. Сильной детерминантой одиночества здесь была неудовлетворенность наличием имеющихся друзей и взаимосвязей и связанное с ней чувство депрессии.

Таким образом, по теоретической части, мы делаем, следующие выводы:

1) Одиночество - совокупность и взаимодействие различных эмоций и чувств, образующих механизм переживания одиночества. Одиночество - показывает разрыв связей внутреннего и внешнего мира личности;

2) Одиночество является показателем разрыва связи внутреннего мира человека с социумом;

3) Одиночество не следует рассматривать как отдельную эмоцию или чувство. Очевидно, что это совокупность эмоций и чувств таких как отчаяние, страх, отчужденность, печаль, тревога и т.д., причем состав и количество подобных "составляющих" может меняться. Поэтому "одиночество" скорее относится к понятию переживание данных эмоций и чувств (т.е. переживание одиночества);

4) Изолированность от общества, хотя и может спровоцировать переживание одиночества, не является обязательным условием его возникновения;

5) Провоцирующие проявления одиночества - психосоциальные основные источники: старшие (мать, отец, семья, ближайшее окружение, учителя); сверстники (классный коллектив, группа, друг, любимый человек); общество, государство.

06.09.2015

Среди всех диковинных маний и фобий эта стоит особняком. Агромания - это навязчивое стремление жить в одиночестве на лоне природы. Отличить ее от любви к природе, а также нелюбви к людям совсем непросто.

Причины агромании

Агромания состоит из двух частей. Во-первых, это стремление жить в одиночестве. Само по себе это неудивительное явление, так как окружающий мир становится с каждым днем все более тесным. Мобильность, доступность с одной стороны помогают людям, а с другой лишают их индивидуальности. В своем стремлении заработать больше, мы теряем нечто важное, а именно неповторимость.

Раньше каждая вещь, каждый шаг человек делал сам. По вышивке на платье можно было определить все: и возраст, и статус, и родственные связи женщины. При входе в жилище сразу становилось понятно, кто и что сделал, какой кто мастер и что у людей, живущих здесь, получается лучше всего: прясть или разводить лошадей, выращивать овощи или вышивать. Специализацию имел, пожалуй, только кузнец. А теперь мы с утра до ночи перекладываем бумажки в офисе, а все необходимое покупаем в магазине готовых товаров.

А стилем и уютом сейчас считается умение хорошо подобрать вещи друг к другу. Поэтому стремление к уединению можно легко объяснить. Но в некоторых случаях это стремление заходит так далеко, что человека охватывает паника при виде других людей. Это не просто дискомфорт, ведь желание уединиться становится непреодолимым и страдающий этой манией совершает некрасивые, а порой и опасные поступки, чтобы остаться в одиночестве.

Вторая часть мании - стремление жить на лоне природы дает больше простора для определения ее источников. Это может быть желание быть подальше от городских поселений. Человеку с такой особенностью даже деревня в десять дворов будет казаться перенасыщенной присутствием человека. Связи, которые неизбежно возникают даже в небольшом городке, тяготят страдающего агроманией.

Природный ландшафт может ассоциироваться с чем-то хорошим, светлым, чистым как по общечеловеческим, так и по сугубо личным причинам. Такого человека настолько привлекают дикие места, что он предпочитает жить где-то вдали от цивилизации, нежели вблизи городов. Как видно из всего вышесказанного, человека непреодолимо тянет жить в одиночестве и где-нибудь на лоне природы. Например, в лесу, возле речки, в горах, у моря.

Однако определение этой мании не подразумевает первобытный образ жизни. Человек вполне может оборудовать свою «избушку охотника» огромными пластиковыми окнами, отделать камин современными изразцами и пользоваться солнечными батареями для создания электричества. В некотором смысле Флорида (штат престарелых писателей) - это пристанище агроманов. Да и все те, кто в какой-то момент уезжают подальше от больших городов и живут в одиночестве - агроманы.

Лечение агромании

Учитывая специфику мании, для начала надо ее у человека выявить. Ведь у всех, за редким исключением, бывает желание пожить на даче или в палатке, или отправиться в поход, или поехать на рыбалку, охоту, по ягоды и грибы. Также есть агромания, которая вырабатывается жизненным укладом. Обилие общения на работе, излишняя загруженность городским ландшафтом порождает естественное желание переехать в уединенное место и заниматься там любимым делом.

Это, кстати, на западе стало модной тенденцией для пенсионеров. Между прочим, и в России все чаще наблюдается отток пенсионеров в деревню, подальше от прежней хлопотливой жизни. Является ли такое поведение манией? В некотором смысле. Но до тех пор, пока она никому не мешает и никого не травмирует, с ней ничего не надо делать. Пусть люди наслаждаются заслуженным отдыхом и любимым делом.

Но бывают и случаи, когда агромания становится опасной. Это проявляется в нежелании человека покидать привычное место даже для спасения жизни, например, при необходимости оказания срочной медицинской помощи. Если же человек страдает каким-то хроническим заболеванием и должен периодически пополнять запас медикаментов или проходить какое-то лечение в стационаре, но из-за мании отказывается это делать, то лечение становится жизненно важным.

Также проявлением агромании может стать серьезная агрессия по отношению к нарушителям одиночества. Самолечение при таких сильно запущенных случаях вряд ли возможно. Для того чтобы научиться хотя бы изредка приезжать в город и общаться с людьми, требуется длительная и обстоятельная терапия.