Зачем нам чичиковы и печорины. Одержимые политической идеей других идей не слышат

Виновата ли русская литература в том, что произошла революция? Подменяет ли чтение книг веру в Бога? Как нужно реформировать преподавание литературы в школе? На эти и многие другие вопросы отвечает кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ Елена Юрьевна Зубарева .

Один из наиболее острых вопросов о русской литературе XIX века - это ее связях с русской революцией. На Ваш взгляд, можно ли говорить о влиянии литературы на революцию, о ее участии в революционном движении в России? Могут ли сегодня те или иные ее смыслы быть потенциально опасными, как, например, сегодня утверждает П. Пожигайло?

Возможность и степень воздействия каких-либо факторов на сознание отдельного человека или сознание масс - это всегда очень сложный вопрос. Каким образом литература напрямую могла повлиять на возникновение революционных настроений? Вы можете прочитать книгу, можете ощутить острое чувства несправедливости, но из этого не следует, что вы возьмете вилы или топор и пойдете на улицу. Не может быть никакого прямого воздействия. Русская литература виновата в том, что люди вышли на улицу? А кто вышел? Умели ли они вообще читать?

Одержимые политической идеей других идей не слышат

Еще один вопрос: что могло пробудить эти настроения? Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать» или С. М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов»? А много ли у такой литературы было читателей, кроме не столь уж широкого круга русской интеллигенции, часть которой принимала эти идеи, а другие ее представители отвергали и создавали антинигилистические романы (представляющие художественную ценность, как, например, «Некуда» , или весьма сомнительные в художественном отношении, вспомним хотя бы «Марево» В. П. Клюшникова). Поэтому я не думаю, что здесь могло быть прямое влияние.

Конечно, литература может влиять на общественное сознание. Но она обычно оказывает воздействие на читающую публику. Принципиальное значение имеет уровень образованности общества и востребованность литературы, книги. Россия всегда была литературоцентричной страной и очень серьезно относилась к печатному слову. Но благодаря действию образовательных властей или кого-то еще - не знаю, кто в этом виноват, может быть, избыток информации - в последние годы, по-моему, мы такой страной быть перестаем. Другое дело, что мы и в мире сейчас, вероятно, не найдем страны, которая была бы литературоцентричной. Поэтому, мне кажется, что сейчас, как это ни прискорбно, круг людей, на которых может воздействовать литература, значительно уже.

Безусловно, формирует личность. Но роль художественной литературы в формировании ребенка, становлении молодого человека - это сфера сознания, компонент духовной жизни, а не политической. На политическую сферу художественная литература, на мой взгляд, может воздействовать лишь отчасти и в основном опосредованно. Порождать всеобъемлющие радикальные изменения она вряд ли могла. Тем более что люди, одержимые политической идеей, настолько уверены в ее непогрешимости, что других идей часто просто не слышат. И если человек агрессивен, если он настроен на насилие, то искать в этом вину русской литературы по меньшей мере странно.

Сомнителен и тезис о том, что литература формировала в русском сознании ощущение несправедливости. Скорее она отражала то, что было в обществе. Трудно представить себе ситуацию, когда один-единственный писатель говорит о несправедливости в обществе, а остальные этого в упор не замечают. Неужели все остальные не понимали, что происходящее в обществе несправедливо? Явно, что не в этом дело. А вот что литература отразила происходившие процессы - да, конечно. И для нас литература XIX века - это еще и отражение особенностей социально-исторического сознания.

В связи с этим хочется напомнить о необходимости использования в школе возможностей интегрированных уроков, на которых литература и история будут соотноситься. На таких уроках учитель истории дает фактографическую базу знаний, а учитель литературы показывает, как эти факты отражались в сознании таких людей, как мы, но на другом историческом этапе. Тогда представление об определенном явлении становится более объемным, тогда, может быть, станет понятно, что не литература виновата в наших исторических бедах и не литература призывала к революции.

Мне кажется, что те, кто возлагает на русскую литературу ответственность за возникновение революционных настроений, не очень хорошо представляют себе саму эту литературу, ее историю, особенности идейно-эстетической позиции писателей, на которых они попросту навешивают ярлыки. Да, об этом много говорят, но это дилетантский, субъективный взгляд на литературу.

Существует точка зрения, что русский литературоцентризм тоже имеет негативные стороны, связанные в первую очередь с тем, что, оказавшись центром духовной жизни страны, русская литература фактически подменяла собой Церковь. Что Вы можете сказать об отношениях литературы и Церкви?

Я ничего не могу сказать о неких абстрактных отношениях русской литературы и Церкви. Мне представляется значимым личное отношение к вере каждого конкретного писателя, его представление о Боге. И чем более искренними и цельными были личные поиски каждого из художников, тем в большей мере они убеждали читателя. И в данном случае имеет смысл апеллировать не к хрестоматийным примерам, а к, возможно, менее очевидным.

Русский человек так устроен, что он должен верить

Например, избегает в «Евгении Онегине» прямого обсуждения подобной проблематики, но у него есть Татьяна, которая поступиться определенными принципами не может, и хрестоматийная фраза «Я другому отдана, я буду век ему верна» - это отражение того, что она живет по этим принципам: она клялась Богу перед алтарем в верности пусть и нелюбимому, но достойному ее уважения человеку, она через эту клятву переступить не может. Все очень просто, без пафоса, без вычурности - просто человек так живет и считает эти принципы нормой своей жизни.

Или та же необразованная Катерина, которой удары грозы напоминают о Божьем гневе и которая свои отношения строит не с Тихоном, и не с Кабановой, и не с миром города Калинова, где верят, что Литва с неба упала, - она строит свои отношения с Высшим началом. Где-нибудь в тексте есть об этом рассуждения? Напрямую нет, но это ощущение мира. Никто никому ничего не навязывает.

Конечно, есть писатели, творчество которых имеет выраженную религиозную направленность. И проблема веры всегда занимала в русской литературе очень важное место. Вообще в структуре нашего национального менталитета вера является категорией основополагающей: русский человек так устроен, что он должен верить. Другое дело, когда ему Бога подменяют какой-то другой верой - как было в 1917 году - все равно это вариант веры в какие-то высшие силы.

В этом есть что-то детское, но, может быть, это свидетельство некой внутренней чистоты. Вера в то, что когда-то кто-то что-то решит. Можно за это критиковать или над этим смеяться, но, как свидетельствует исторический опыт, это пока невозможно устранить, это живет в сознании.

Отдельный вопрос заключается в том, должна ли религиозная проблематика изучаться в школе. Если она является значимой для писателя, то должна. Но все зависит от того, с чем ребенок пришел из семьи. Если он происходит из православной семьи, это одно: у ребенка уже есть некая картина мира и литературу он будет воспринимать сквозь её призму. Но очень много детей, которые ничего этого не знают.

В такой ситуации, если им начать что-то навязывать, рассматривая какого-либо писателя лишь в контексте его религиозности, трудно сказать, к чему это приведет. И, может быть, с его представлением о том, что между «есть Бог» и «нет Бога» лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом только истинный мудрец - значительно более понятен и полезен ребенку, который вообще пока на эту тему не задумывался, ибо, как замечал Чехов, русский человек знает какую-нибудь одну из этих двух крайностей, а середина между этими понятиями ему неинтересна, и он не знает ничего или очень мало. Современный человек нередко бредет между полюсами «нет Бога» и «есть Бог» вслепую, и русская литература может помочь ему пройти этот путь.

Начинать с этической составляющей

В преподавании литературы XIX века уже сложился четкий канон литературных произведений. Стоит в нем что-то менять, в какую сторону?

На самом деле в настоящее время уже и канона никакого нет. Канон живет в нашем сознании, он определяется тем, что каждый из нас проходил в школе. Но если сравнить «канон» нашего поколения с тем, что проходили наши родители, станет понятно, что он и раньше менялся. Сейчас нет узаконенного ядра содержания литературного образования.

В стандартах, которые пытаются внедрить как обязательные, есть общее рассуждение о содержании, целях, навыках, но структурное ядро (список текстов, обязательных для изучения) не определено. Количество часов всё уменьшается, количество достойных имен велико, и, конечно, выбор образовательных приоритетов - это проблема, порождающая споры не только в профессиональной, но и в родительской среде. Безусловно, сколько людей, столько и мнений.

Что касается основы этого списка, то он проверен десятилетиями. Дополнения же могут быть прежде всего связаны с изучением русской литературы ХХ - ХХI в. и обусловлены они должны быть образовательными целями, соотношением этического и эстетического компонентов. Хотя я бы немного расширила и список произведений XIX в., добавила бы в программу 10 класса Гаршина. На уровне среднего звена школы изучается «Лягушка-путешественница» Гаршина, но этот текст сложен для детей такого возраста и интерпретируется он довольно упрощенно. А в старших классах можно было бы показать новаторство Гаршина-художника.

А какой компонент (этический или эстетический), на Ваш взгляд, должен быть шире представлен в школьном преподавании литературы?

На мой взгляд, раз и навсегда определенное соотношение этического и эстетического установить невозможно. Существуют разные классы: базовые, профильные. Естественно, в профильном классе эстетическому компоненту должно уделяться больше внимания, чем в базовом. Педагогу в базовом классе нужно очень взвешенно относиться к изучению терминологии, эстетической составляющей, потому что там дети часто к освоению этого материала не готовы.

Там нужны определенные пропорции материала, чтобы школьники могли оценить литературу как форму искусства, творчества. Перегружать их формальным компонентом не нужно: для того чтобы понимать литературу на формальном уровне, нужны еще и природные способности. Если «кормить» этим насильно, когда человек вообще не в состоянии это «переварить», то материал вызовет только отторжение.

Я думаю, что в классе, где дети не готовы к анализу текста, начинать надо с этической составляющей, постепенно, по мере постижения ими материала, по мере принятия текста, погружения в него, появления навыков его адекватного восприятия можно начинать изучение произведения в контексте его эстетического своеобразия, используя терминологию как инструментарий, язык профессионального анализа. Так постепенно можно добиться результата. Если Вы пришли в класс, где до этого с учениками работал профессионал, и они могут характеризовать этическую проблематику, работать с текстом - тогда, конечно, Вы можете себе позволить больше.

Если учитель сможет научить школьников чувствовать текст, красоту слова, анализировать происходящее, может быть, даже как-то соотносить со своей жизнью - т. е. жить в этом интеллектуальном, духовном, этическом пространстве, созданном художником, понимать его, испытывать потребность в общении с ним, то они смогут значительно быстрее освоить терминологию и приобрести навыки анализа текста.

В свое время чиновники от образования уже говорили: «Зачем нужны в программе эти пейзажи!» Они очень нужны. Если ребенок в 6–7 классе сможет почувствовать красоту пейзажа в тексте в соотношении с картиной природы, которую он сам наблюдает, если он попробует сам выразить свои ощущения и понять, как писатель достигает такой степени мастерства, это будет способствовать развитию художественного вкуса и в конечном счете воспитывать личность.

Человек, который не видит красоты окружающего мира, спокойно срубит лесок, а на этом месте поставит домик - многоэтажный, потому что он дорого стоит, а красота природы не вызывает у него никаких чувств. Литература всегда играет воспитательную роль, как бы пафосно или избито это ни звучало. Если дети одаренные, талантливые, умные, то к концу обучения они в равной степени будут владеть навыками анализа как этической проблематики, так и художественной формы.

Говорить о том, что владение терминами, чтение критических статей вообще детям не нужно - неправильно, это крайность. Исключить терминологию значит фактически размыть предмет и потерять его. Ведь над литературой вырастает наука - литературоведение.

Сфера этического - не просто рассуждения «вокруг» каких-то персонажей - детям от этого бывает просто нехорошо, особенно когда учитель точно знает, что надо говорить, и хочет, чтобы дети это повторяли. Обсуждение с учениками авторской позиции, авторского замысла, того, что автор хотел сделать, что нет, что получилось, что не получилось и почему, дает результат лучше, чем какие-то непонятные рассуждения учителя о том, чего он сам подчас не понимает.

Литература - объединяющее ядро общества

Основная проблема в том, что в процессе обучения нередко начинает преобладать элемент насилия в ущерб живому интересу. Недостаток, а нередко и порочность процесса обучения состоит в том, что детей учат, не зная, что эти дети сейчас собой представляют и насколько они в состоянии усвоит то, что мы им даем. Реформа, которая проводится, обрела неверное направление.

- Расскажите о Вашем взгляде на идущие сейчас реформы в области преподавания литературы.

Строго говоря, сейчас не идет ничего. Слава Богу, немного приостановили процесс однозначного слияния в одну дисциплину русского языка и литературы, хотя учебники уже существуют. Действительно, в чем-то эти предметы пересекаются, в чем-то литература может помочь обучению русскому языку, а изучение языка произведений - неотъемлемая часть литературоведческого анализа, но задачи эти предметы решают разные.

Если это соединить, не будет ни того, ни другого - такой несчастный Тянитолкай, описанный К.И Чуковским. А нерадивые учителя, если это будет общий предмет, часы, которые можно было бы уделить литературе, будут отдавать подготовке к по русскому языку. И это в старших классах, в которых обычно изучаются произведения второй половины XIX в. и литература XX в.! В какую светлую голову впервые пришла мысль об объединении этих дисциплин?!

На самом деле, литература, культура играют основополагающую роль в обществе. У нас многонациональное государство, многоязычное, с разными национальными традициями. В таком обществе объединяющую роль может играть культура. Есть какие-то вечные, общечеловеческие ценности, которые понятны всем: общие проблемы, общие переживания. И литература доступным языком эти проблемы обсуждает. Поэтому литература - то объединяющее ядро, которое нас соединяет - а нас ведь уже очень многое разъединяет. Литература - это мост, форма соединение людей, это нельзя уничтожать. Поэтому разрушение литературы как предмета губительно для общества.

Зачем нам чичиковы и печорины

Кстати, беды литературы как предмета во многом связаны с тем, что до сих пор существует непонимание того, что такое литературоведение и что такое литературная критика. У критики свои задачи. Литературоведение - наука точная, она оперирует фактами. И когда у нас за литературоведение выдают какие-то критические, субъективные вещи, не имеющие отношения к фактам, это дает основание для утверждений, что литературоведение не наука. А отсюда, кстати, прямая дорога и к школьному предмету «литература»: мол, «поговорили и разошлись».

И в школе часто происходит подмена преподавания литературы какой-то болтовней «около» произведения: то мы только пересказываем биографии, то мы только по ролям в школе читаем, потому что сами дети не читают. А дети думают, что это и есть урок литературы. Родители, видя такое преподавание, спрашивают: зачем это нашим детям, зачем они время тратят. А потом те немногие, кто решил связать свою судьбу с филологией, вынуждены заниматься дополнительно, при этом начинают практически с нуля и меняются за год, родители удивляются: книжки стал читать…

А на что ушло 7–8 лет жизни, почему этого нельзя было сделать на уроках литературы в школе? Это произошло из-за того, что качество преподавания во многих случаях стало очень плохим. Реформа должна быть нацелена на изменение этой ситуации, улучшение качества обучения, а она носит чисто формальный характер.

- Можно услышать и мнение, что русская классика устарела и сегодня дети в ней не особенно нуждаются…

Мне кажется, что на уроках литературы надо заниматься, в частности, выявлением особенностей национальной жизни, менталитета - не постоянно, конечно, но в процессе изучения текста на это надо обращать внимание: на вечную, вневременную ценность текста. Потому что, действительно, XIX век - позапрошлый, и дети подчас не понимают реалии этой жизни. Возникает вопрос: «Зачем это нам?». А главное, что у ряда взрослых возникает то же самое отношение: зачем это нашим детям, они другие, у них все другое.

Что другое? Они не влюбляются, как Татьяна? У нас исчезли чичиковы? Наши чиновники перестали действовать по принципу гоголевского городничего «церковь строилась, но сгорела»? Мы с печориными не сталкиваемся? Сталкиваемся! Только эти печорины хуже тем, что они не знают половины того, что знал Григорий Александрович. Психотипы никуда не исчезают. Такого человека и сейчас можно встретить в жизни.

Очень важна для современного ребенка мотивация, зачем ему что-то нужно. И одна из форм мотивации заключается в том, что литература подается в том числе как способ познания жизни. Она помогает выявить эти психотипы, понять их черты, потом подросток видит в реальной жизни этих людей и может как-то понять логику их поведения.

Я не говорю сейчас о «виртуальных» детях, которые ничего не воспринимают, кроме виртуального мира, но это вопрос к психологам, которые, совместно с филологами, должны искать новые методические формы, которые помогут обучать именно «виртуальных» детей - их всё больше и больше. Мы можем сколько угодно говорить о содержании программы, но если мы не поймем, как это сделать, ничего не будет. Дай Бог, чтобы все эти коллективные обсуждения привели к тому, чтобы был найден какой-то консенсус.

Сейчас ведь и другую точку зрения можно встретить: мы консолидируемся с западным миром и зачем нам ваша русская литература с ее антибуржуазным пафосом?.. Она не воспитывает уважение к собственнику, у нее там неудачники сплошные. Чему детей учим? Образцам поведения вот этих самых неудачников? Да нет, мы помогаем детям понять причины этих неудач.

Понимаете, в чем разница? Нам важен не неудачник в качестве примера - нам важно объяснить, что привело к этому фиаско. Может быть, предохранить от этих нравственных ошибок. А потом, в русской литературе есть разные персонажи. Я думаю, гончаровский Штольц нашим нынешним экономическим деятелям вполне подойдет. Я уж не говорю об Александре Адуеве - очень современная фигура, другое дело, как ее оценивать. Русская литература очень разная.

Дело в прагматичности времени. Сейчас запрос на прагматизм. Русская литература никогда не проповедовала прагматизм, а оппоненты русской литературы хотят получить прагматичного человека. И у них это очень удачно получается: на это работает телевидение, вся наша машина СМИ - очень активно, потому что детское сознание очень зыбкое, очень легко поддается влиянию, в нем очень легко прорастают идеи комфорта бытовой жизни. Поэтому русская литература трудно сейчас справляться с этой бедой, этому противостоять.

Основная проблема

К тому же, в школе преподают не только литературу XIX века. Сейчас обсуждается и вопрос о преподавании современной литературы в школе - нужна ли она? Спорят об Улицкой, Пелевине, содержании их текстов в контексте возможностей подросткового сознания. Но ведь вопрос не в авторах. Дети, которые захотят, все равно их произведения прочитают, а другие ничего не поймут.

Нужно ли давать сложный текст в классе, где его никто не поймет, а учитель не сможет интерпретировать, потому что сам не понимает? Проблема в том, какая задача стоит при введении текстов Улицкой и Пелевина в программу, - что мы хотим от этого получить. Вторая проблема состоит в том, кто будет объяснять материал, если учителя сами зачастую его не понимают. Проблема с ног на голову поставлена. Происходит смещение акцентов.

- Современную литературу не успевают просто из-за малого количества часов…

А вот это вопрос методики. Кто хочет, тот успевает, потому что формы работы бывают разные. Это вопрос подачи материала. По ХХ в. сложно дать материал, потому что его очень много. Но, например, современную поэзию не обязательно давать на уроках: можно сделать один-два литературных вечера, где ученики сами что-то прочитают, смогут сделать какие-нибудь презентации.

В целом для изучения надо брать очень емкие тексты (я бы, например, взяла «Верного Руслана» Г. Владимова), содержание которых может дойти до ребенка, если он даже никогда литературоведческим анализом не занимался. И пусть он будет говорить о произведении просто, но он будет выражать свои мысли. И в литературе последних лет есть имена. Но опять-таки возникает вопрос о том, кто все это будет преподавать?

- Вы считаете, что именно здесь основная проблема?

Да. Я понимаю, что об этом не принято говорить, но ситуация со школьными учителями удручает. Есть очень талантливые учителя, творческие люди, которые ищут новые формы, причем не только в профильных, но и в базовых классах. Я, например, видела этих людей на Всероссийском съезде учителей, в Летних школах для учителей, на занятиях по программам повышения квалификации. Но в массе возможности учителей литературы в профессиональном отношении весьма сомнительны.

Иногда учителя не могут с детьми справиться. Тогда они боятся обязательного экзамена по литературе: ведь все тогда увидят, что они детей ничему не научили. А ведь нет большего врага для предмета «литература», чем плохой учитель литературы. К экзамену по литературе не натаскаешь, тут нужен профессионализм. Это к вопросу о реформе.

Проблема сейчас даже не в списке литературы, включении или невключении тех или иных имен. Проблема, на мой взгляд, состоит в том, что в обычной школе утрачены навыки преподавания как такового, утрачена методика. Поэтому когда дается огромный текст, который дети, не способные уже читать книжки, должны прочитать, а учитель считает, что они должны не просто прочитать, но рассказать ему что-то определенное (что он считает правильным) - это катастрофа. Ученикам навязывают то, что они не в состоянии интеллектуально переварить.

С одной стороны, они нередко очень инфантильны и сами не в состоянии понять, например, философский потенциал текста. С другой стороны, им очень сложно осмыслять материал большого объема, потому что они не могут понять логику того, о чем читают. Поэтому прежде чем говорить о списках, нужно опять-таки позаботиться о том, чтобы осознать, что представляют собой наши дети: что они могут, как нужно поменять характер преподавания, как давать материал, что они смогут принять.

В школу должны прийти новые люди

Наступил момент, когда необходимо интегрировать гуманитарные дисциплины. И необходимо очень жестко отбирать кадры для этих предметов. В школе можно человека потерять, а можно благодаря литературе не потерять, сформировать личность. Конечно, личность потом может меняться, но у нее останется свое представление о литературе, которая будет частичкой духовной матрицы, составляющей основы этой личности. Тем более что сейчас чтение художественной литературы становится иногда неким признаком инаковости по отношению к безликой массе.

С одной стороны, это хорошо, с другой стороны - плохо, потому что получается, что всем остальным читать не надо, литература - чтение для избранных. Мне кажется, что если мы сейчас потеряем литературу, мы вернем ее уже очень нескоро. Конечно, история знает закон здравого смысла: когда-то хотели из школы убрать уроки как форму работы, когда-то хотели литературу превратить просто в иллюстрацию процесса классовой борьбы - потом все возвращалось на круги своя. Но что это за базаровская манера: не строить, а место расчищать?

Сегодня реформа носит абсолютно формальный характер: можно поменять тексты, но это ничего не даст, если качество преподавания очень низкое. Учитель сам по себе часто бывает профессионально не очень состоятелен, не харизматичен. Мне кажется, что учителя гуманитарных дисциплин, литературы в частности, должны иметь дополнительное образование (психологическое), должны владеть новыми методиками - тогда будет результат.

Реформа должна идти сразу на нескольких уровнях. Определение содержательного ядра - это только элемент реформы. Сокращение часов - это просто катастрофа, а не реформа. А повышение квалификации учителей превратилось в какое-то начетничество. Учителя перегружены, им очень тяжело, немногие всерьез хотят повысить свою квалификацию. Поэтому реформа, которая не уделяет внимания кадрам, ни к каким результатам не приведет. Я понимаю, что реформа нужна, но я ее вижу совершенно по-другому.

- А как именно Вы ее видите?

Она должна иметь сразу несколько направлений: в школу должны прийти новые люди, или должно произойти существенное обновление профессиональных возможностей работающих учителей. Сейчас, например, осложнен доступ в школу вузовских преподавателей, в силу отсутствия у них, например, учительской категории. В школе не может работать всякий желающий, в ней должен преподавать человек, который имеет природные способности (способность учить - такая же способность, как и способность танцевать, рисовать).

Одного дети будут слушать, потому что он харизматичен, а другой строить отношения с этой сложной аудиторией не может и научить ничему не сумеет. И никакая реформа тут не поможет. Начинать нужно с этого. Даже сам механизм привлечения профессионально состоятельных кадров в школу не продуман. Конечно, есть школы, где администрация очень разумная, привлекает интересных людей. Но это штучная работа, а в массе этого нет.

Еще один вопрос: а нужны ли вообще специальные педагогические ВУЗы, многие выпускники которых порога школы никогда не переступают? Я осознаю, что этими словами навлекаю на себя гнев сторонников особого педагогического образования. Но на мой взгляд, оно себя не очень оправдывает. Человек должен получать сначала фундаментальное образование по определенному предмету.

Сейчас есть магистратура: значит, пусть, обучаясь по программе бакалавра, студент получает базовое образование по выбранному предмету, а потом те, кто проявил природные способности к преподаванию, могут получать дополнительную специальность (в магистратуре или как-нибудь иначе) и потом преподавать. Что такое семнадцатилетний выпускник? Кто знает, что он может? Он идет в педагогический ВУЗ. А кто сказал, что у него есть способности к преподаванию? Он еще сам себя не знает.

К концу четвертого курса можно что-либо в нем увидеть, если ему хорошо удалась практика и т. д. Но это надо проверять. Не всякого можно пускать в школу. А у нас в школу пускают любого - и он пошел громить сознание несчастных детей. Вот где проблема. А если в школу придут профессионалы, тогда не надо будет биться с литературой и говорить, зачем это нашим детям.

Профессионалы, может, и родителей своих учеников чему-то научат. Не хватает хороших учителей? Открывайте педагогические магистратуры, пусть они готовят талантливых педагогов, но пусть это будут штучные «экземпляры». Это должна быть интеллектуальная элита - тогда она научит. Но пока все это дело будущего.

Новиков Юрий Александрович

Должность:

Профессор

Учёная степень:

доктор медицинских наук

Учёное звание:

Преподаваемые дисциплины:

В 1997 году с отличием окончил лечебно-профилактический факультет Омской государственной медицинской академии. С 1997 по 1999 годы обучался в клинической ординатуре на кафедре дерматовенерологии ОмГМА. В 2002 году, являясь очным аспирантом кафедры, досрочно защитил кандидатскую диссертацию по теме: "Клинико-патогенетическая оценка тромбоцитарно-сосудистого звена гемостаза и сосудистого эндотелия у больных ранними формами сифилиса до и после лечения". В 2011 году защитил докторскую диссертацию по теме "Молекулярно-биологическая детекция функции сосудистого эндотелия при воспалении, вызванном Treponema pallidum". Им опубликованы более 70 научных работ, из них 5 – в зарубежной печати. Является автором и соавтором 2 учебно-методических пособий. Регулярно выступает с докладами на всероссийских, межрегиональных и областных конференциях. В 2006 году получен патент на изобретение "Способ диагностики морфологических изменений крупных артерий". В 2004-2007 гг. являлся руководителем студенческого научного кружка на кафедре дерматовенерологии. На 82-й Всероссийской студенческой научной конференции (Казань, 2008) работа, выполненная под руководством Новикова Ю.А., заняла первое место в секции «Дерматовенерология». Под руководством Ю.А. Новикова защищено 3 кандидатских диссертации. Новиков Ю.А. читает лекции студентам 4 курса педиатрического факультета, ведет практические занятия со студентами 4 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов, проводит занятия с кл. интернами и ординаторами кафедры дерматовенерологии и курсантами ПДО. В 2009 г. награжден Почетной грамотой Минздравсоцразвития РФ. С 2009 г. является главным внештатным дерматовенерологом Министерства здравоохранения Омской области.
С февраля 2019г является заведующим кафедрой дерматовенерологии и косметологии

2010 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Организация здравоохранения и общественного здоровья”.
2010 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Косметология”.
2013 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Дерматовенерология”.
2015 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Педагогика”.
2015 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Косметология”.
2015 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Организация здравоохранения и общественного здоровья”.
2018 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Дерматовенерология”

Общий стаж работы:

с 1997 года.

Стаж работы по специальности:

с 1997 года.

Правдина Ольга Валерьевна

Должность:

Учёная степень:

кандидат медицинских наук

Учёное звание:

Преподаваемые дисциплины:

дерматовенерология, косметология

Наименование направления подготовки и (или) специальности:

В 1999 году с отличием окончила лечебно-профилактический факультет Омской государственной медицинской академии. С 2000 по 2006 год работала ассистентом кафедры дерматовенерологии ОмГМА. В 2006 году избрана на должность доцента кафедры дерматовенерологии. Отвечает за учебно-методическую работу. В 2004 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: "Клинико-морфологическая оценка эффективности препарата Глутоксим в комплексной терапии больных псориазом". Основной профиль научных исследований: патогистологические изменения в коже при различных дерматозах, их роль в диагностике кожных заболеваний; разработка и внедрение новых методов лечения дерматозов с учетом этих изменений. В 2009 году присвоено ученое звание доцента. Ведет работу над плановой докторской диссертацией по теме: "Индивидуализация лечения больных псориазом на основе клинико-иммуноморфологического и молекулярного анализа". В настоящее время под руководством О.В. Правдиной защищена 1 кандидатская диссертация (Зыкова Е.А.). Ольга Валерьевна читает курс лекций на 4 курсе лечебного и 5 курсе педиатрического факультетов, ведет практические занятия на 4 курсе лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов, а также проводит практические занятия по разделу: "Инфекции, передающиеся половым путем" по 30 часовой программе для клинических врачей-интернов и врачей-ординаторов всех специальностей, проводит занятия с врачами и клиническими ординаторами кафедры на курсе ДПО. Консультирует пациентов города и области. Она является автором более 50 научных работ, 1 монографии (в соавторстве), 3 учебно-методических рекомендаций для врачей практического здравоохранения, 1 работы - в зарубежной печати, 1 атласа, участвовала в разработке и написании федеральных клинических рекомендаций по специальности «Дерматовенерология» профиль «Экзема», «Пруриго». Регулярно выступает с докладами на областных, районных и на городских конференциях на обществах дерматовенерологов и косметологов и врачей других специальностей. В качестве содокладчика принимала участие на 4 Всероссийских съездах дерматовенерологов. В 2006 году получен патент на изобретение "Способ оценки тяжести акантоза при псориазе". В ноябре 2006 г. обучалась на кафедре эстетической медицины факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН. В 2009 году4 проходила обучение по дерматологии в г. Страсбург. Является экспертом по качеству медицинской помощи ХМАО. Выполняет работу в качестве независимого специалиста аттестационной комиссии при МЗ Омской области.
Лечебная работа: консультант п/о №1, кожного отделения БУЗОО ККВД, центр клинической дерматологии и косметологии Emerald.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

2015 г. – повышение квалификации по специальности “Косметология”.
2014 г. – краткосрочное обучение по специальности “Дерматоонкология”.
2012 г. – обучение работе с программным комплексом “ТрастМед: медицинская информационная система”.
2012 г. – краткосрочное обучение по специальности “Организационные основы самостоятельной учебной и исследовательской работы студентов”.
2013 г. – краткосрочное обучение по специальности “Экспертная деятельность в медицине”.
2015 г. – повышение квалификации по специальности “Дерматовенерология”.

Общий стаж работы:

с 1999 года.

Стаж работы по специальности:

с 1999 года.

Радул Елена Владимировна

Должность:

Учёная степень:

кандидат медицинских наук

Преподаваемые дисциплины:

дерматовенерология, косметология, трихология

Наименование направления подготовки и (или) специальности:

В 2001 году окончила лечебный факультет Омской государственной медицинской академии. С 2001 по 2003 годы обучалась в клинической ординатуре на кафедре дерматовенерологии ОмГМА. С 2003 по 2006 год являлась очным аспирантом кафедры дерматовенерологии ОмГМА. В 2006 году успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме: “Комплексная лабораторно-инструментальная оценка функции сосудистого эндотелия у больных ранними формами сифилиса до и после специфической терапии”. С 2006 по 2009 год работала ассистентом кафедры дерматовенерологии ОмГМА. В 2009 году переведена на должность доцента кафедры. Отвечает за последипломное образование. Ведет практические занятия на 4 курсе лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов, а также проводит практические занятия по разделу: "Инфекции, передающиеся половым путем" по 30 часовой программе для клинических врачей-интернов и врачей-ординаторов всех специальностей, проводит занятия с врачами и клиническими ординаторами кафедры на курсе ЦПДО. Принимает участие в разработке методических пособий для самостоятельной работы студентов, составлении экзаменационной программы и билетов для студентов четвертого курса лечебно-профилактического, медико-профилактического и педиатрического факультетов. С первого сентября 2011 года Елена Владимировна заведует курсом последипломного образования кафедры. Она автор 27 печатных работ, 5 из них - в иностранной печати. В качестве содокладчика принимала участие на Всероссийском съезде дерматовенерологов в г. Екатеринбурге в 2010 г. В 2006 году получен патент на изобретение "Способ диагностики морфологических изменений крупных артерий".
Лечебная работа: консультант дневного и венерологического отделений БУЗОО ККВД, центр клинической дерматологии и косметологии Emerald.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

2010 г. – краткосрочное обучение по программе “Дерматоскопия во врачебной практике: принципы диагностики меланомы и других новообразований кожи”.
2013 г. – повышение квалификации по специальности “Дерматовенерология”.
2015 г. – повышение квалификации по специальности “Педагогика”.

Общий стаж работы:

с 2001 года.

Стаж работы по специальности:

с 2001 года.

Зубарева Елена Юрьевна

Должность:

Учёная степень:

кандидат медицинских наук

Преподаваемые дисциплины:

дерматовенерология, косметология

Наименование направления подготовки и (или) специальности:

Окончила лечебный факультет ОмГМА в 2001 году по специальности «лечебное дело». С 2001 г. по 2002 г. проходила обучение в клинической интернатуре на кафедре дерматовенерологии ОмГМА. С 2002 г. по 2008 г. работала врачом дерматовенерологом кожного отделения БУЗ ОО "ККВД". С 2003 г. по 2007 г. обучалась в заочной аспирантуре на кафедре дерматовенерологии ОмГМА. В ноябре 2007 года защитила кандидатскую диссертацию по теме: "Клинико-морфологическая оценка эффективности Тимодепрессина при лечении псориаза". С 2008 г. до сентября 2011 г. Елена Юрьевна работала в должности ассистента, в настоящее время является доцентом кафедры дерматовенерологии и косметологии ОГМА. Отвечает на кафедре за научную работу, ДПО, организацию конференций. Ведет практические занятия со студентами четвертого курса всех факультетов, клиническими интернами других специальностей и клиническими ординаторами и интернами, обучающимися на кафедре. Принимает участие в разработке методических пособий для самостоятельной работы студентов, составлении экзаменационной программы и билетов для студентов четвертого курса лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов. Курирует совместную работу с Российским обществом дерматовенерологов и косметологов. Зубарева Е.Ю. является автором и соавтором более 10 печатных работ, из них 1 - в иностранной печати.
Лечебная работа: консультант п/о №6, дерматологического отделения №2 БУЗОО ККВД, МЦ "Мифрамед".

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

2011 г. – присвоена Высшая квалификационная категория по специальности “Дерматовенерология”.
2011 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Косметология”.
2013 г. – повышение квалификации по специальности “ Дерматовенерология ”.
2014 г. – краткосрочное обучение по теме “Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя высшей медицинской школы”.
2016 г. – краткосрочное обучение по теме “Педагогика”
2016 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Косметология”.
2018 г. – повышение квалификации по специальности “ Дерматовенерология ”.

Общий стаж работы:

с 2001 года.

Стаж работы по специальности:

с 2001 года.

Полещук Екатерина Ивановна

Должность:

Ассистент

Преподаваемые дисциплины:

дерматовенерология, косметология

Наименование направления подготовки и (или) специальности:

В 1996 г. окончила педиатрический факультет Омской государственной медицинской академии. После окончания клинической интернатуры по специальности "Анестезиология – реаниматология детская" на кафедре детской хирургии ОмГМА. С 1997 г. работала врачом анестезиологом – реаниматологом отделения анестезиологии и реанимации МУЗ ГК БСМП № 1. Имеет первую квалификационную категорию по специальности "Анестезиология и реаниматология". В 2008 г. окончила клиническую интернатуру на кафедре дерматовенерологии ОмГМА. С 2008 г. работает ассистентом кафедры. Ведет поисковую научную работу по теме кандидатской диссертации, занимается эфферентными методами лечения, ведет практические занятия со студентами 4 курса всех факультетов, клиническими интернами и ординаторами.
Лечебная работа: врач дерматовенеролог кожного отделения БУЗОО ККВД, врач анестезиолог-реаниматолог БУЗОО БСМП №1.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

2011 г. – повышение квалификации по специальности “Косметология”.
2011 г. – повышение квалификации по специальности “Трансфузиология”.
2011 г. – теоретический курс по теме “Основы менеджмента качества и реализация процессного подхода при разработке СМК в образовательных учреждениях на базе требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р 52614.2-2006”.
2012 г. – стажировка по программе "Экстракорпоральная фотохимиотерапия”.
2012 г. – семинарское обучение по теме “Внутренний аудит СМК на базе стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008”.
2013 г. – краткосрочное обучение по теме “Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя высшей медицинской школы”.

2014 г. – повышение квалификации по специальности “Анестезиология и реаниматология”.
2014 г. – повышение квалификации по специальности “Дерматовенерология”.
2016 г. – повышение квалификации по специальности “Педагогика”.
2016 г. - семинарское обучение в Сертификационном методическом цетре "Гемба" по теме "Внутренний аудит СМК на базе стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2015, ГОСТ Р ИСО 19011-2012"
2017 г. – повышение квалификации по специальности “Трансфузиология”.

Общий стаж работы:

с 1996 года.

Стаж работы по специальности:

с 2008 года.

Зыкова Елена Александровна

Должность.

Пилинг – эффективная процедура ухода, направленная на очищение и обновление клеток кожи, способствующая ее тонизации и детоксикации.

В основе процедуры химического пилинга лежит механизм контролируемого повреждения верхних слоев кожи кислотами. За счет усиления синтеза коллагена кожа становится упругой и эластичной.

Химические пилинги эффективны для:

Омоложения;
- лечения жирной кожи;
- осветления пигментных пятен;
- коррекции постакне, растяжек и рубцов на лице и теле;
- уход за утолщенной кожей.

Любая процедура на лице (инъекции или уходы) должны обязательно начинаться с очищения и лёгкого пилинга для идеальной подготовки кожи.

Первый эффект после пилинга виден сразу же. Уже после первой процедуры гарантированы, как минимум, УЛУЧШЕНИЕ ЦВЕТА И ВЫРАВНИВАНИЕ ТЕКСТУРЫ КОЖИ. В среднем для достижения полного и стойкого результата требуется сделать от 4 до 6 процедур пилинга.

В нашей клинике, мы предлагаем пилинги ENERPEEL (Италия), Cristina (Израиль), Filorga (Франция), разнообразный состав которых позволяет решать любые эстетические проблемы. Благодаря появлению различных составов и некоторых кислот, не обладающих фототоксическим действием мы можем проводить пилинг В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ГОДА.

Для достижения большего и более стойкого эффекта можно сочетать процедуры пилинга и биоревитализации кожи, которая позволяет восстановить тонус, эластичность и цвет, присущий молодой и здоровой коже, Она не только улучшает ее ВНЕШНИЙ ВИД, но и восстанавливает внутреннюю среду, характерную для молодой кожи, реально ЗАМЕДЛЯЯ старение. Это метод внутрикожных инъекций натуральной, химически неизмененной гиалуроновой кислоты (IAL-System), которая немедленно восстанавливает водный баланс и воссоздает для клеток идеальные условия для жизнедеятельности в результате чего внешний эффект усиливается с течением времени за счет восстановления собственных свойств ткани.

Красивая кожа – залог успеха и благополучия

Зубарева Елена Юрьевна, врач дерматовенеролог высшей категории, к.м.н.

Акне - проблема, которая не имеет сезонности и возраста. Чаще всё начинается с 12 лет (активация функции сальных желез), клинически это проявляется жирностью кожи, появлением закрытых и открытых (черные точки) комедонов, расширенными порами. Богатое липидами кожное сало является прекрасной питательной средой для бактерий, что приводит к формированию очагов воспаления на коже. Типичными местами локализации угревой сыпи являются лицо, грудь, спина, однако могут быть поражены волосистая часть головы, предплечья, плечи, подмышечные и паховые области, ягодицы, бедра. Следствием длительно существующей угревой сыпи, а также самостоятельных манипуляций (выдавливание, механическая чистка, прижигание и т.д.), применяемых людьми и в косметологических кабинетах является постакне:

Расширение пор;
- неравномерная текстура кожи, рубцы;
- поствоспалительная гипо- и гиперпигментация, застойного характера;
- стойкое покраснение кожи и расширение капилляров.

Причина акне кроется не только в гормональном дисбалансе, когда у пациентов формируется повышенная чувствительность рецепторов к мужским половым гомонам. Развитие данного заболевание напрямую зависит от образа жизни, характера питания, функционирования желудочно-кишечного тракта, психо-эмоциональных нагрузок, инсоляции, приема различных медикаментозных препаратов, провоцирующих акне. Поэтому данную проблему можно назвать междисциплинарной.

Печально, но, как правило, это заболевание и его неэстетические результаты поражают людей в самую романтическую и активную пору их жизни. Дефекты внешности сильно расстраивают их и зачастую причиной многих своих неудач они считают именно угри и комедоны.

Необходимо понимать, что косметика, которая продается в магазинах, не содержит терапевтических компонентов и не предназначена для решения проблемы. Неосторожный нажим на воспаленую сальную железу может вызвать подкожный разрыв её стенок, что приведет к образованию ещё более глубокого гнойника. Хочется подчеркнуть: акне – это не косметический недостаток, это болезнь, требующая тщательного лечения, которое быстрым не бывает. Поэтому бороться с акне и постакне лучше под руководством врача дерматолога-косметолога. Если Вам обещают за 2 недели устранить обширный воспалительный процесс и предрасположенность к нему, наладить себорегуляцию, очистить поры, за короткий срок отшлифовать рубцы, возникшие после выдавливания угрей: знайте - это невозможно. Лечение акне выполняется профессиональными дерматологическими препаратами и в обязательном порядке поддерживается косметологическими процедурами и средствами для домашнего ухода.

В медицинском центре ООО «Мифра-Мед» открылся косметологический кабинет, где опытный врач дерматолог-косметолог высшей категории даст исчерпывающую информацию относительно сроков и степени возможной коррекции изменений Вашей кожи, предложит индивидуальную программу ухода. Только при следовании предписанным рекомендациям можно рассчитывать на желанный стойкий эффект терапии акне.

Радиочастотная терапия (RF-терапия)

Терапия током высокой частоты востребована во всем мире в силу высокой эффективности уже после первой процедуры, безопасности и безболезненности.

В основе лечебного действия тока высокой частоты лежит тепловой эффект, возникающий при его протекании через ткани организма. Максимальному нагреву подвергаются дерма и подкожно-жировая клетчатка.

При нагреве до 42 градусов в зоне воздействия расширяются капилляры, улучшается местное кровообращение. Значительно повышается скорость липолиза (расщепления жира). Активация элементов соединительной ткани, фибробластов, усиление скорости обменных процессов приводит к запуску пролиферативно-регенераторных процессов в соединительной ткани. При достижении критической температуры разрушения белкаволокна коллагена сжимаются. Визуально это выражается в подтяжке кожи, ее уплотнении и разглаживании морщин. Повреждение коллагеновых волокон приводит к активации процесса синтеза нового коллагена, который постепенно, в течение нескольких месяцев замещает старый, обеспечивая эффект отсроченного лифтинга.

Основные направления применения радиочастотной терапии в эстетических целях – морщины, дряблость кожи, целлюлит. Рекомендуемый возраст для процедур 28-55 лет. Курс определяется индивидуально, в зависимости от исходного состояния кожи.

Имеются противопоказания, нужна консультация специалиста. В косметологическом кабинете ООО «Мифра-Мед» используется аппарат для радиочастотной электротерапии ЭСТЕР «Галатея». Процедуры проводит только сертифицированный персонал, прошедший курс обучения на данном аппарате.