Зачем и о чем говорить бунин анализ. Анализ стихотворения Бунина “Зачем и о чем говорить?…”

Зачем и о чем говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Все сердце стараться раскрыть -
И чем же? - одними словами!

И хоть бы в словах-то людских
Не так уж все было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!

Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!

Рецензии

Согласна с каждым словом, с каждой фразой в этом душевном стихотворении, которое написал мой любимый Поэт Иван Алексеевич Бунин! Думаю, что это стихотворение было написано в момент огромного разочарования и поэтому прозвучали такие искренние слова от души:
"Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!" - хотя,думаю, что возможно и дано лишь некоторым людям понять "силу чужого страданья" - только тому, кто испытал душевную боль в похожей жизненной ситуации. Но, дело в том, что каждый человек по разному ощущает и переносит страдания, у каждого человека индивидуальное восприятие, ощущение и поэтому в принципе Иван Алексеевич был прав, когда написал эти слова!
Очень люблю это стихотворение, невозможно оставаться равнодушным при прочтении потому, что к примеру я постоянно переживаю и ощущаю в душе всю трепетность и чувственность, все эмоции которые вложены в каждую фразу, в каждое слово этого замечательного стихотворения!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

«Зачем и о чем говорить?…» Иван Бунин

…Зачем и о чем говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Все сердце стараться раскрыть -
И чем же? - одними словами!

И хоть бы в словах-то людских
Не так уж все было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!

Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!

Анализ стихотворения Бунина «Зачем и о чем говорить?…»

Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания - эти мотивы привлекают молодого автора как близкие по мироощущению.

«Зачем и о чем говорить?» является бунинским прочтением знаменитого . Несовершенность, драматическая неточность слова является причиной его неспособности выразить «таинственно-волшебный» душевный космос. Стоит сосредоточиться на своем внутреннем мире, наслаждаться красотой и глубиной мыслей и чувств, не растрачивая силы на напрасные попытки «высказать себя», - таково идейное наполнение поэтического шедевра Тютчева.

Подхватывая мысль мастера, молодой Бунин начинает стихотворение с риторического вопроса. Декларируется недостаток тем и поводов, которые могли бы подтолкнуть собеседников к задушевному искреннему разговору. Развивая идею, лирический герой находит главную причину диссонанса - «слова людские». Их точное значение стерлось, оно растрачено и «позабыто». Оставшиеся отголоски, осколки смысла не способны передать мечты и чувства в их первозданной чистоте.

Еще одно препятствие для общения - отсутствие достойного слушателя. «Чужое страданье» не дано понять даже самому чуткому и близкому собеседнику.

Из разнообразия идей, кроющихся в «Silentium!», начинающий автор извлекает ту часть, которая касается внешних трудностей общения и недостатков инструментария. За пределами внимания остается важная идея души как микрокосма. Не получила развития и мысль, предлагающая выйти из конфликта, развивая и обогащая свой внутренний мир. Бытовая ситуация непонимания воспроизведена довольно точно, с юношеской искренностью и непосредственностью. Однако глубинный философский смысл, составляющий истинную мощь «Silentium!», оказался слишком отвлеченной категорией для пера поэта-ученика.

Пережив период подражания и постоянно совершенствуя художественный стиль, Бунин придет к собственному пониманию вечности, природы и роли человека. Время для широких обобщений настает в зрелый период: возвращаясь к мысли о несовершенстве слова, лирический герой обращается к другим критериям. Ценность и богатство поэзии определяется багажом «наследства», которое оставил творцу цикличный и бесконечный мир («В горах»).

Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания – эти мотивы привлекают молодого автора как близкие по мироощущению.

“Зачем и о чем говорить?” является бунинским прочтением знаменитого “Silentium!” Тютчева. Несовершенность, драматическая неточность слова является причиной его неспособности выразить “таинственно-волшебный” душевный космос. Стоит сосредоточиться

На своем внутреннем мире, наслаждаться красотой и глубиной мыслей и чувств, не растрачивая силы на напрасные попытки “высказать себя”, – таково идейное наполнение поэтического шедевра Тютчева.

Подхватывая мысль мастера, молодой Бунин начинает стихотворение с риторического вопроса. Декларируется недостаток тем и поводов, которые могли бы подтолкнуть собеседников к задушевному искреннему разговору. Развивая идею, лирический герой находит главную причину диссонанса – “слова людские”.

Их точное значение стерлось, оно растрачено и “позабыто”. Оставшиеся отголоски, осколки

Смысла не способны передать мечты и чувства в их первозданной чистоте.

Еще одно препятствие для общения – отсутствие достойного слушателя. “Чужое страданье” не дано понять даже самому чуткому и близкому собеседнику.

Из разнообразия идей, кроющихся в “Silentium!”, начинающий автор извлекает ту часть, которая касается внешних трудностей общения и недостатков инструментария. За пределами внимания остается важная идея души как микрокосма. Не получила развития и мысль, предлагающая выйти из конфликта, развивая и обогащая свой внутренний мир.

Бытовая ситуация непонимания воспроизведена довольно точно, с юношеской искренностью и непосредственностью. Однако глубинный философский смысл, составляющий истинную мощь “Silentium!”, оказался слишком отвлеченной категорией для пера поэта-ученика.

Пережив период подражания и постоянно совершенствуя художественный стиль, Бунин придет к собственному пониманию вечности, природы и роли человека. Время для широких обобщений настает в зрелый период: возвращаясь к мысли о несовершенстве слова, лирический герой обращается к другим критериям. Ценность и богатство поэзии определяется багажом “наследства”, которое оставил творцу цикличный и бесконечный мир (“В горах”).


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Сочинение – миниатюра. “Я сед, сух, худ, но еще ядовит” И. А. Бунин, 1941г. И. А. Бунин – певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у поэта всегда прекрасен, но иногда он жесток к человеку или просто равнодушен. В стихотворении “Змея” звучат темы одиночества, неожиданной разлуки или […]...
  2. И. А. Бунин – певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у поэта всегда прекрасен, но иногда он жесток к человеку или просто равнодушен. В стихотворении “Змея” звучат темы одиночества, неожиданной разлуки или встречи, проблема судьбы и случайности. Это стихотворение несет большое эмоциональное напряжение. В стихотворении “Змея” […]...
  3. История создания Стихотворение “Осыпаются астры в садах” написано 18-летним Буниным в 1888 г. и опубликовано в литературном журнале “Книжки Недели” в №104. В это время Бунин жил в имении родителей на хуторе Бутырки Елецкого уезда. Здесь прошло детство писателя, сюда он приезжал на гимназические каникулы. Природа, описанная в стихотворении, с ранних лет знакома писателю. Литературное […]...
  4. Стихотворение “Ночь”, написанное в 1901 году, – великолепный образец философской лирики Бунина. В нем Иван Алексеевич рассуждает о бесконечности бытия и человеческой смертности. Размышления рождаются на фоне ночного пейзажа – удивительного, загадочного, завораживающего. И это отсылает читателей к лучшим образцам лирики Тютчева. Именно его считают главным в русской поэзии певцом ночи, умевшим тонко чувствовать ее. […]...
  5. У каждого литературного произведения, да и вообще у любого произведения искусства всегда найдется свой читатель или зритель. Тот человек, у которого прочтение или просмотр шедевра вызовет громкий отклик в сердце и душе. Во многом это зависит от нашего душевного состояния, настроения, окружающей нас обстановки, состояния природы. Когда прочитанное вами произведение соответствует вашему душевному состоянию, оно […]...
  6. История создания Стихотворение “Густой зеленый ельник у дороги” было написано в 1905 г. и напечатано в сборнике “Стихотворения 1903 – 1906”. Первоначально оно называлось “Олень”. Позже Бунин снял название, исходя из художественного замысла: олень – эпический герой стихотворения, но идея сосредоточена не на образе оленя, хотя этот образ помогает ее осознать. Литературное направление и жанр […]...
  7. Бунин был человеком, который многого не мог принять в окружающих его людях, обществе. Сохранилось немало свидетельств негативного отношения Ивана Андреевича к другим писателям (Есенину, Бабелю, Эренбургу, Пильняку), некоторым литературным явлениям (штампам, лирическим концовкам рассказов), реформе орфографии, проведенной коммунистами, культу Пушкина. Перечислять можно еще долго. Христианские добродетели – смирение, любовь к ближнему, всепрощение – считались Буниным […]...
  8. Осень всегда ассоциируется у людей с увязанием природы, которая готовится к длительной зимней спячке. Однако, глядя на то, как опадают пожелтевшие листья, многие люди ловят себя на мысли о собственной старости. Действительно, два эти явления тесно взаимосвязаны, и их объединяет конечный результат – смерть. И именно на эту тему очень любят рассуждать литераторы, которые не […]...
  9. История создания Стихотворение “Перед закатом набежало” было написано Буниным в 1902 г. и напечатано в журнале “Мир Божий” № 8 за 1902 г. Первоначально стихотворение имело заголовок “Первая любовь”. Литературное направление и жанр Реалист Бунин умудрялся создавать такие поэтические пейзажи, которые позволяют увидеть картины природы, услышать звуки, пережить чувство прекрасного. Стихотворение “Перед закатом набежало” относится […]...
  10. Свой путь в литературу Иван Бунин начал не с прозы, а со стихов, которые писал еще в детстве. Получив прекрасное домашнее образование, он уже в 19 лет дебютировал как молодой поэт, хотя и не подозревал, что славу ему принесут не столько стихи, сколько проза. Тем не менее, ранний период творчества Бунина напрямую связан с поэзией, […]...
  11. После Октябрьской революции многие писатели оставались в родной стране – России, но не Бунин. Он решил покинуть страну, потому что в его глазах Россия изменилась, а принять новшества для него было делом невозможным. В то время, когда Бунин был в Одессе, он увидел много неприятных моментов, которые связаны с частой сменой власти, она сопровождалась кровопролитием. […]...
  12. Свою карьеру на литературном поприще Иван Бунин начал с работы в газете “Орловский вестник” простым корректором. Ради того, чтобы доказать родителям собственную состоятельность, он покинул родовое имение и некоторое время вообще не поддерживал связь с семьей. Этот период жизни начинающего поэта был, пожалуй, одним из самых сложных в жизни. Поэтому неудивительно, что настоящей отдушиной для […]...
  13. В 1816 году из Европы в Россию вернулась княгиня Авдотья Ивановна Голицына. Ее салон пользовался необыкновенной популярностью в Санкт-Петербурге. Хозяйка отличалась красотой и эксцентричным поведением. Гостей она всегда собирала не раньше десяти часов вечера, за что получила прозвище “княгини полуночи”. Странность эта появилась у Голицыной после предсказания известной гадалки Ленорман. Согласно ее словам, Авдотье Ивановне […]...
  14. До 11 лет Иван Бунин воспитывался дома, в родовом поместье Озерки Орловской губернии. Поэтому его самые яркие воспоминания первых лет жизни связаны с удивительной по красоте русской природой и тем восхитительным ощущением спокойствия, которое она дарила мальчишке-сорванцу, любившему убегать из дома в лес или же в поле. Не удивительно, что, став взрослым, Бунин очень часто […]...
  15. Автор, переживший долгий период становления, взыскательно и строго относился к своим произведениям. Шлифуя стиль, Бунин стремился сделать стихотворный или прозаический текст более точным, весомым и выразительным. Он полагал, что владеющий творческим даром художественного слова должен осознавать свою ответственность перед читателями, страной и историей. Бунинское творческое кредо получило образное выражение в стихотворении “Поэту”. Оно носит характер […]...
  16. Самостоятельная жизнь Ивана Бунина начинается с трудоустройства в газету “орловский вестник”, в которой впоследствии у него будет связано много теплых воспоминаний. Одно из них касается частых загородных прогулок, во время которых поэт не только наблюдал за окружающим миром, но и создавал удивительные по красоте стихи. Точность, изящество, образность и умение передавать настроение – именно эти […]...
  17. Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, Пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть […]...
  18. Работая корректором в орловской газете, Иван Бунин очень много путешествует. Его маршруты пролегают, в основном, по ближайшим лесам, так как начинающий литератор обожает охоту и все свободное время предпочитает проводить на лоне природы. Он настолько влюбляется в орловские чащи, так трепетно и восторженно относится к заливным лугам и полям, что, сам того не замечая, начинает […]...
  19. Раннее творчество Ивана Бунина окрашено романтизмом, который носит оттенок восторженности и преклонения перед совершенством окружающего мира. У поэта и начинающего писателя еще свежи воспоминания об удивительной красоте лесов и полей Орловской губернии. Перебравшись в Одессу и женившись на Анне Цакни, Бунин мысленно возвращается в прошлое и не перестает удивляться тому, что его сердцу гораздо милее […]...
  20. Иван Бунин известнее как самобытный и очень талантливый писатель. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал не с прозы, а с поэзии. Став известным литератором и журналистом, Бунин время от времени все же писал стихи, большинство из которых носили лирический характер. Среди них – произведение “Розы”, созданное примерно в […]...
  21. Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим. Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение “Слово”, в котором словно […]...
  22. Взаимоотношения людей – одна из излюбленных тем в творчестве Ивана Бунина. Этот литератор на протяжении всего своего творчества пытался искренне понять, по каким принципам и критериям мы оцениваем друг друга, чем руководствуемся, выражая свои симпатии и антипатии. Одним из критериев такой оценки, по мнению автора, является расовая принадлежность человека. Эту тему Бунин поднимает в своем […]...
  23. Русский поэт Иван Алексеевич Бунин принадлежит к числу таких мастеров пера, творчество которых сложно ограничить какими-либо рамками. Еще в начале ХХ века он прославился своими лирическими произведениями, выпустив за 20 лет семь сборников стихотворений о родине, жизни, любви. Многие критики отдельно отмечают его любовную поэзию, проникнутую эротическими мотивами. В 1903 году Академия наук даже наградила […]...
  24. В 1907 году Бунин много путешествовал, побывав на Ближнем Востоке. Впечатление от этой поездки он пронес через всю жизнь, не переставая удивляться экзотической красоте южных стран и тем мгновениям счастья, которые подарила ему эта поездка. В цикл стихов, посвященных этому путешествию, вошло произведение “Полдень”, написанное в 1909 году. Погожим августовским днем Бунин гостил на даче […]...
  25. Получив домашнее образование, Иван Бунин мечтает связать свою жизнь с литературой. Против воли родителей он покидает родовое имение и устраивается на работу в орловскую типографию простым корректором, надеясь, что со временем сможет здесь издать сборник своих стихов. Однако именно работа в газете помогла юному поэту открыть в себе дар публициста, и очень скоро Бунин стал […]...
  26. В 1830 году Тютчев пишет стихотворение “Silentium” (“Молчание”). Ведущая тема “Silentiuma” связана с внутренним миром человека, это повествование о тайне его чувств и мыслей: Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, Любуйся ими и молчи. Как сердцу высказать себя: Другому […]...
  27. Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16 годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал посвятить свою жизнь стихосложению. Судьба распорядилась иначе, и уже спустя 10 лет Бунин стал достаточно востребованным публицистом, а чуть позже – известным прозаиком. Однако в память о периоде юношеского увлечения […]...
  28. Романтик по натуре, Иван Бунин писал стихи на протяжении всей своей жизни, хотя особого успеха у читателей они не имели. Открыв однажды для себя Бунина-прозаика, многие поклонники его творчества просто не воспринимали всерьез его рифмованные произведения. Тем не менее, многие стихи Бунина не только романтичны, но и наделены глубоким философским смыслом. Они концептуальны, и помогают […]...
  29. Стихотворение “Вечер”, написанное Буниным в 1909 году, относится к жанру пейзажно-философской лирики. В нем поэт рассуждает о счастье в окружении классической деревенской природы. Развитие темы происходит линейно. Форма стихотворения представляет собой сонет из двух катренов и двух терцетов. В первой строфе автор устанавливает проблему и намечает предполагаемые пути ее решения, во второй – тема получает […]...
  30. Интертекстуальная связь между произведением, созданным в 1894 г., и “Словом о полку Игореве” задается эпиграфом. Последний представляет собой лирическое восклицание повествователя, полное горьких предчувствий и отчаяния. Бунин переносит особенности эмоционального тона “Слова” в свое стихотворение, дополняя его размышлениями. Фраза из эпиграфа в переводе Майкова повторяется в тексте “Ковыля”. Произведение состоит из двух частей: первая из […]...
  31. Первый брак Ивана Бунина оказался неудачным и закончился весьма трагически смертью единственного ребенка – сына Николая, который скончался от менингита в 5-летнем возрасте. Супруга поэта, гречанка Анна Цакни, настолько болезненно переживала семейную драму, что полностью отгородилась от внешнего мира и перестала общаться с Буниным. Спустя год он завел роман с Верой Муромцевой, в которой нашел […]...
  32. Стихотворение “Листопад” относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М. Горькому и подзаголовком “Осенняя поэма” было опубликовано в петербургском журнале “Жизнь”. Произведение дало название поэтическому сборнику 1901 года, удостоенному в 1903 году Пушкинской премии. Сам поэт дорожил стихотворением до конца жизни. […]...
  33. Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала будущему литератору поводы для размышлений. С детства Бунин любил гулять по окрестным лесам, и его природная наблюдательность впоследствии сослужила ему хорошую службу. Спустя определенное время […]...
  34. Природа занимает особенное место в творчестве Бунина, причем как в прозе, так и в поэзии. Функции пейзажа разнятся. Он может выступать в роли эмоционального фона произведения, выражать чувства героя, служить контрастом к социальным аспектам. Бунин тонко чувствовал природу, бесконечно любил ее, поэтому его описания отличаются точностью, полнотой, обилием верно подмеченных деталей. В пейзажах писателя удивительным […]...
  35. Иван Бунин вошел в мировую литературу как замечательный прозаик, тонкий и остроумный публицист, пейзажист и переводчик. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал со стихов, которыми увлекался еще в юности. Бунин получил прекрасное домашнее образование, занимаясь под руководством старшего брата. Однако он никогда не питал склонности к точным наукам, […]...
  36. Далеко не все знают о том, что свой путь в литературу Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Впоследствии он нередко возвращался к стихам, считая их наиболее точной и емкой формой выражения своих мыслей и ощущений. Первый цикл его поэтических произведений был написан в ранней юности, и уже в 1887 году автор опубликовал […]...
  37. После неудачного брака Иван Бунин дал сам себе обещание, что больше никогда не будет пытаться создать семью. Однако уже в 1906 году он влюбился в Веру Муромцеву, которая стала супругой поэта лишь через 16 лет. Вспоминая тот непростой период взаимоотношений с юной барышней, которая тайно была влюблена в Бунина еще со времен учебы в гимназии, […]...
  38. Период работы Ивана Бунина в Орле был непродолжительным, однако именно тогда молодой поэт научился ценить природу родного края. Все свободное время он проводил за городом, наслаждаясь красотой лесов и лугов, подмечая каждую мелочь и впоследствии пытаясь выразить свои ощущения словами. Бунин не переставал удивляться, насколько переменчивым может быть окружающий мир, и эти перемены приводили его […]...
  39. “На распутье” (1900). Стихотворение написано под впечатлением картины В. М. Васнецова “Витязь на распутье”. Этой картине оно и было посвящено в сборнике “Листопад”. Лириче­ский герой – витязь, которому необходимо принять единственно верное решение, выбрать правильный путь: Дремлет полдень. На тропах звериных Тлеют кости в травах. Три пути Вижу я в желтеющих равнинах… Но куда и […]...
  40. “Есть в осени первоначальной…”; (1857). В стихотворении изображена одухотворенная природа, которая потрясает читате­ля подлинностью состояния. Поэт чувствует душу земли подоб­но земледельцу-труженику. В народном сознании живет благо­говейное отношение к стихийным силам природы. Природа здесь не конкретизирована, она полна загадочности, таинствен­ности, и в этом ее сила: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день […]...

Произведение относится к философской лирике, хотя есть в нем и черты интимной поэзии. Текст стихотворения Бунина «Зачем и о чем говорить?..» начинается риторическим вопросом, который побуждает читателей к откровенному разговору. Беседа с читателями у поэта получается достаточно эмоциональной, о чем свидетельствует изобилие восклицательных и вопросительных предложений. Результатом раздумий автора становится вывод о напрасности разговоров, ведь чужие страдания никто не в силах понять.

Произведение учат на уроках литературы в старших классах. На нашем сайте можно прочитать произведение онлайн или скачать его полностью по ссылке.

…Зачем и о чем говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Все сердце стараться раскрыть -
И чем же? - одними словами!

И хоть бы в словах-то людских
Не так уж все было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!

Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!

Иван Алексеевич Бунин

…Зачем и о чем говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Все сердце стараться раскрыть —
И чем же? — одними словами!

И хоть бы в словах-то людских
Не так уж все было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!

Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!

Иван Бунин

Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания — эти мотивы привлекают молодого автора как близкие по мироощущению.

«Зачем и о чем говорить?» является бунинским прочтением знаменитого «Silentium!» Тютчева. Несовершенность, драматическая неточность слова является причиной его неспособности выразить «таинственно-волшебный» душевный космос. Стоит сосредоточиться на своем внутреннем мире, наслаждаться красотой и глубиной мыслей и чувств, не растрачивая силы на напрасные попытки «высказать себя», — таково идейное наполнение поэтического шедевра Тютчева.

Подхватывая мысль мастера, молодой Бунин начинает стихотворение с риторического вопроса. Декларируется недостаток тем и поводов, которые могли бы подтолкнуть собеседников к задушевному искреннему разговору. Развивая идею, лирический герой находит главную причину диссонанса — «слова людские». Их точное значение стерлось, оно растрачено и «позабыто». Оставшиеся отголоски, осколки смысла не способны передать мечты и чувства в их первозданной чистоте.

Еще одно препятствие для общения — отсутствие достойного слушателя. «Чужое страданье» не дано понять даже самому чуткому и близкому собеседнику.

Из разнообразия идей, кроющихся в «Silentium!», начинающий автор извлекает ту часть, которая касается внешних трудностей общения и недостатков инструментария. За пределами внимания остается важная идея души как микрокосма. Не получила развития и мысль, предлагающая выйти из конфликта, развивая и обогащая свой внутренний мир. Бытовая ситуация непонимания воспроизведена довольно точно, с юношеской искренностью и непосредственностью. Однако глубинный философский смысл, составляющий истинную мощь «Silentium!», оказался слишком отвлеченной категорией для пера поэта-ученика.

Пережив период подражания и постоянно совершенствуя художественный стиль, Бунин придет к собственному пониманию вечности, природы и роли человека. Время для широких обобщений настает в зрелый период: возвращаясь к мысли о несовершенстве слова, лирический герой обращается к другим критериям. Ценность и богатство поэзии определяется багажом «наследства», которое оставил творцу цикличный и бесконечный мир («В горах»).