Зачем богатые люди занимаются благотворительностью. Зачем бизнесу заниматься благотворительностью

Благотворительность - это прежде всего позыв души, внутреннее настроение человека, которое мотивирует на добрые и общественно полезные дела. За время работы благотворительного фонда "Дети Земли" мы неоднократно проводили социологические исследования этого вопроса, делали мониторинг по полу, возрасту, географии проживания и даже по профессии, поэтому наслышались много мнений по вопросу мотивации в благотворительности.

Если рассматривать корпоративную благотворительную деятельность, то здесь самый важный момент социальная ответственность компании, деловая репутация, за которой следят PR структуры любой крупной компании. Именно деловая репутация основной мотив для участия бизнеса в благотворительности. И уже на втором месте стоит решение руководителя компании о участии в благотворительных проектах. Иногда в компании инициатором может выступить общественно активный сотрудник. К сожалению, эти показатели социологических исследований не радуют. Например, на Западе совершенно другая мотивация. Когда фонд участвует в международных благотворительных конференциях, мы всегда стараемся поднять этот вопрос. Почему западный бизнес считает благотворительную деятельность одним из направлений своей работы, зачастую даже в уставе организации прописывают среди видов деятельности благотворительность, а у Российских компаний главное PR и деловая репутация. Коллеги приходят к выводу о незрелости корпоративной благотворительности в России и различии в менталитете руководителей компаний. Так здесь есть над чем работать!

Если посмотреть на статистические данные по физ. лицам и волонтерам, то становится понятно, что женщины более активны в этой сфере. Возможно, сказывается вид деятельности нашего фонда, который работает с детьми, а дети и женщины практически одно целое.

Также необходимо отметить, что участие в благотворительной деятельности, да и в волонтерской тоже, присуще городам. Причем, чем крупнее город, тем люди больше и активней принимают участие в общественной жизни. Кстати, уровень доходов здесь не причем. Тут важна позиция и возможность участия, а также информационная осведомленность. Скажем в деревне тоже могут жить обеспеченные люди, но им просто негде применить свои силы и возможности. К счастью, эту проблему хоть как-то сглаживает интернет.

Еще необходимо отметить, что уровень доходов практически никак не сказывается на участии в благотворительности. Причем, обеспеченные люди в среднем, заметно реже участвуют в этом процессе. Может им просто некогда!

В итоге, исходя из нашего опыта и проведенных исследований смело можно сказать, что участие в благотворительности - это призвание, хобби, которое доставляет настоящее удовольствие. Многие наши постоянные жертвователи говорят, что дарить и помогать намного приятней, чем получать. Замечательные слова!

Россия всегда славилась своими меценатами и необходимо эти традиции приумножать и поддерживать, поэтому Благотворительный фонд помощи больным детям "Дети Земли" занимается развитием программы по созданию волонтерского центра с целью пропаганды, поддержки, научно-методической, консультативной помощи волонтерским организациям. Считаем это важным участком нашей работы!

Как бы радужно ни звучали отчёты губернаторов, в реальной жизни бюджеты многих регионов дефицитны, и деньги тратятся только на жизненно важное. На развитие в этом случае остаётся не так много, если вообще остаётся. Для сравнения: доходная часть бюджета Москвы Закон о бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов почти в 24 Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов раза больше, чем в Саратовской области, в 20 «О внесении изменений в Закон Приморского края «О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» - чем в Приморском крае, в 9 О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» - чем в Свердловской области.

Бизнес заинтересован в развитии регионов не только из альтруистических соображений. Помогая, он обеспечивает себе более комфортную обстановку для работы.

Анастасия Ложкина

Директор отдела по развитию и привлечению средств благотворительного фонда «Арифметика добра».

Для бизнеса важно устойчивое развитие регионов присутствия. Вкладываясь в образование и социализацию детей-сирот, бизнес формирует будущие кадры, способствует снижению криминогенной обстановки и подъёму экономики в регионе.

Кроме того, когда бизнес заявляет о причастности к какой-либо социальной проблеме, он создаёт статус социально ответственного бренда. Соответственно, формируется более глубокое эмоциональное взаимодействие с потребителем.

Наконец, вовлечение сотрудников в решение социальной проблемы развивает умение делиться, причём не только деньгами, но и навыками, способствует сплочённости команды. В качестве успешного кейса можно привести проект «Двигайся» компании PepsiCO и фонда «Арифметика добра». Сотрудники занимаются спортом, время их тренировок переводится в средства, которые идут на развитие спортивных секций и образовательной программы в региональных детских домах.

2. Формировать HR-бренд

Несмотря на то что в большинстве случаев рынок принадлежит работодателю, который выбирает из нескольких претендентов, сейчас тоже не лыком шиты. Они оценивают репутацию компании, читают отзывы о ней, смотрят, как её представители ведут себя в интернете. Талантливые, способные сотрудники могут позволить себе выбирать из нескольких предложений. И есть причины полагать, что выберут они компанию с хорошей репутацией.

Участие в благотворительности показывает, что топ-менеджменту компании не всё равно. Он видит в людях людей, а не просто расходный материал, который помогает зарабатывать деньги, и готов делиться ресурсами, чтобы помогать.


Анна Леонова

Специалист по внутренним коммуникациям ICL Services.

Благотворительность может решить несколько задач бизнеса. Прежде всего, это работа с корпоративной культурой. Конкурентное преимущество в плане бренда работодателя также играет роль.

Молодое поколение хочет брать на себя новые роли волонтёров, кураторов и проектных менеджеров мероприятий. Они всё чаще выбирают стабильные компании с активной социальной позицией, которые показывают, что готовы реализовать их инициативы. Доказано, что чем выше вовлечённость сотрудников не только в рабочий процесс, но и в социальную жизнь компании, тем выше производительность и финансовые показатели компании. И ниже текучесть .

Это работа хороших внутренних коммуникаций в действии. Также сокращаются косвенные расходы на наём персонала. Если бренд работодателя положителен, получить больше рекомендаций извне при трудоустройстве намного проще.

3. Демонстрировать стабильность и надёжность

Если бы для компаний существовала пирамида Маслоу, благотворительность находилась бы очень близко к её вершине. Сложно ею заниматься, если основные потребности не удовлетворены: нет стабильного дохода, проблема с кадрами или партнёрами.

Участие в благотворительности говорит, что организация благополучна, а у её сотрудников есть время и ресурс подумать о том, чтобы помочь кому-то ещё и при этом не чувствовать себя обделёнными.


Валерия Беленцова

Менеджер проектов БФ «Точка опоры».

Социальная ответственность демонстрирует стабильность и надёжность организации. Сотрудник компании, которая заботится об обществе, более лоялен к работодателю: участие коллектива в благотворительных акциях может вызвать не только эмоциональную привязанность, но и «привыкание». Один из топ-менеджеров компаний-партнёров как-то признался нам, что им важно, чтобы сотрудники понимали: они работают в организации, которая не только получает, но и отдаёт.

У благотворительного фонда в поддержку паралимпийцев «Точка опоры» сейчас есть четыре готовых инструмента для развития корпоративной социальной ответственности любого бизнеса, в том числе покупка благотворительных сувениров в качестве корпоративного подарка, например, футболки с цитатой «Опустились руки? Подними штангу», тарелки с принтом «Вкусно поел? 40 раз » и других или отказ от покупки корпоративных сувениров к празднику в пользу побед паралимпийцев.

4. Развивать доверительные отношения с аудиторией

Бизнес может формировать лояльность аудитории разными способами, и благотворительность - один из них. Нынешние и потенциальные клиенты понимают: компания видит, какие проблемы существуют в обществе, и готова помогать их решать.


Елена Бершадская

Менеджер по связям с общественностью компании ООО «ЭГИС-РУС».

Деятельность нашей фармацевтической компании в сфере благотворительности способствуют развитию доверительных отношений с нашими аудиториями - специалистами здравоохранения, пациентами, обществом в целом. На протяжении многих лет «ЭГИС» является организатором и спонсором образовательных программ для врачей и пациентов, а с недавних пор – ещё и инициатором партнёрских благотворительных проектов и волонтёрских акций.

Один из наших благотворительных проектов - всероссийская акция «Покупай во благо», которая реализуется в партнёрстве с КБФ «Катрен» с 2015 года. Она направлена на улучшение качества жизни воспитанников детских домов. В этом году в её рамках была реализована образовательная инициатива: в 19 детских учреждениях врачи-гинекологи выступили перед девочками пубертатного возраста с лекциями о и личной гигиене.

5. Выстраивать корпоративную культуру

Социальная ответственность - важная часть корпоративной культуры. Общее полезное дело способно эффективно сплотить команду, так как вызывает сильный эмоциональный отклик.


Яна Котухова

Директор по работе с органами государственной власти и внешним коммуникациям по странам ЕАЭС компании «Сервье».

Фармацевтический бизнес, который напрямую связан с жизнью и здоровьем людей, изначально предполагает повышенный уровень ответственности перед обществом и дополнительные морально-этические обязательства. Поэтому компания «Сервье» участвует в различных меценатских проектах.

Так, в этом году мы выступили партнёрами международного благотворительного фонда «Футболка дарит жизнь», основная идея которого состоит в том, что известные спортсмены-чемпионы передают больным детям своеобразный «заряд на победу», учат их бороться и никогда не сдаваться.

Участие сотрудников в благотворительных и социальных проектах не только важный и эффективный инструмент развития и укрепления внутрикорпоративных отношений, но и своеобразный морально-нравственный камертон, позволяющий строить и удерживать корпоративную культуру организации на необходимом высоком уровне.

6. Последовательно доносить до аудитории свою миссию

Платёжеспособная аудитория всё чаще склоняется в сторону ответственного потребления. Иногда достаточно одной неудачной , чтобы вызвать сетевые скандалы и серию обещаний никогда больше не пользоваться услугами «проштрафившегося».

На другом полюсе находятся компании, которые не просто говорят о своих ценностях, но и доказывают делом, что верят в них, а не просто оседлали волну хайпа. Это укрепляет лояльность потребителя, который с большей долей вероятности остановит выбор на организации, которую запомнил не только по агрессивной рекламе.


Пётр Млатечек

Генеральный директор NIVEA в Росcии.

Реализуя социальные проекты, компании стремятся рассказать аудитории о своих ценностях. Так, главная миссия NIVEA - забота. Именно на ней основана акция «Голосуй за свой каток!», в рамках которой бренд восстанавливает непригодные для отдыха ледовые площадки. Это возможность проявить заботу о благополучии сотен семей.

Конкурсный отбор на реконструкцию катков проходит на основе заявок участников. Обновлённые площадки для хоккея и катания на коньках вместо заброшенных «коробок» появились уже в 12 городах. В этом году NIVEA получила 327 заявок из 130 городов.

7. Помогать совместно с аудиторией

Социальная ответственность бизнеса заключается не только в том, чтобы помогать самим, но и в том, чтобы мотивировать на это аудиторию. Многие люди хотели бы участвовать в благотворительности, но не знают как. Компания, которой они доверяют, может дать им инструмент для этого.


Григорий Меликов

Руководитель ювелирной студии GM Jewel.

С идеей благотворительности я познакомился пару лет назад, когда у друзей моих друзей родился сын, которому была необходима постоянная медицинская помощь. Ребята собирали деньги на операции для ребёнка, и это помогло. Я осознал, как несколько капель делают полным воды и как один скромный перевод запускает цепочку добра и поддержки.

Потом пришла идея месяца добрых дел в моей ювелирной студии. Раз в году я отправлял своим постоянным заказчикам эксклюзивное предложение: любое изделие со скидкой, и в дополнение к этому с каждого созданного украшения отправлял средства в помощь детям. Знали бы вы, как много заказчиков захотели быть к этому причастными!

Летом 2018 года я начал создавать украшения, с реализации которых фиксированная часть средств отправляется в Детский хоспис «Дом с маяком». В цене изделий только два параметра: себестоимость производства и фиксированная часть, которая будет переведена в фонд. Ручная обработка является моим даром покупателям. Предупреждая вопросы, скажу: сувенирный магазинчик «Дома с маяком» не имеет права продавать ювелирные изделия, поэтому реализация и логистика – это задача сотрудников моей студии и моя личная ответственность.

Какие бы задачи ни решал бизнес с помощью благотворительности, её самый очевидный эффект - помощь тем, кто в ней нуждается. Когда благотворительность носит не эпизодический характер, а встроена в корпоративную культуру компании, она позволяет системно решать острые проблемы.

"Мы не занимаемся благотворительностью. Ею занимаются люди, дающие деньги, наши доноры". Для меня, человека, считающего себя практически экспертом в благотворительности, наверное, это было самое большое потрясение от разговора с директором благотворительного фонда "Со-единение" Татьяной Константиновой.

С другой стороны, чего я ждала от нашего разговора? С этой роскошной блондинкой мы знакомы 10 лет, и все это время Константинова занимает топовые позиции в благотворительности. Я с восхищением слежу за ней: работоспособность, энергия, умение привести в порядок, организовать любой хаос, молниеносность передвижений по стране и — безграничное чувство юмора, Но, как это часто случается, ты пишешь о людях малознакомых, а с теми, кто рядом, в голову не приходит поговорить. Зато уж теперь наговоримся обо всем: от личной жизни до работы фондов. Я знаю, что могу задать Тане любые вопросы. Самые жесткие. И она ответит на каждый.

Но о фондах чуть позже. В первую очередь меня интересует личное. Впрочем, и оно тоже в рамках доброделания. Однажды Татьяна Константинова, человек много лет отдавший бизнес-проектам, перешел в благотворительность.

У меня была успешная карьера в сфере управленчества. Я — довольно наглый человек. И в конце 90-х сама о себе (и прежде всего самой себе) я стала говорить, что я — хороший управленец. Конечно, на тот момент я им не была, но моя карьера действительно складывалась успешно. У меня никогда не было своего бизнеса, потому что я понимала, что я — хороший качественный наемник, и меня это устраивало. Верхом моей карьеры в городе Тольятти стала должность помощника директора одного из автомобильных заводов. И когда поняла, что мне тесно, а большего тут не достичь, я переехала в Москву, которая меня всегда манила. Я уже работала в ресторанном бизнесе и, приехав, еще пару лет в нем проработала: вела два крупных проекта.

А потом случился кризис 2008 года, проекты закрылись, и у меня появилось много свободного времени. А когда у человека с бешеной энергией появляется много свободного времени, жди беды. И она пришла: я поняла, что хочу состояться как управленец в благотворительности.

Выслушав бравурное заявление, позволяю себе некоторый скепсис, поскольку сильно сомневаюсь, что в Тольятти 90-х и даже в самом начале нашего тысячелетия много говорили о благотворительности (если вообще говорили). Таня кивает:

Конечно, не было. Да, я помогала людям, причем мы помогали семейно: главная у нас мама, она всегда задает очень правильные направления. Но системно заниматься благотворительностью я начала, переехав в Москву, где это было удобно.

Удобно? Я-то отлично помню и понимаю, что такое благотворительность. 10 лет назад уход в эту сферу требовал огромного мужества. Причем не только от того, кто на это решался, но и от всей его семьи. Там не предполагалось никаких денег на зарплаты, а работать предлагалось круглосуточно и без отпусков.

Я осознавала, что это будет приличный даунтшифтинг. У меня даже бухгалтер в первое время зарабатывала больше, чем я. Но меня это не волновало. Хотелось понять, справлюсь ли, а еще больше хотелось правильно построить работу.

- Зачем?

Артикулирую эти два слога громко и четко, чтобы не ускользнула.

Интерес, — мгновенно парирует Константинова.

Крыть нечем. Правда, она тут же смилостивилась надо мной:

Когда я принимала решение, что ухожу в менеджмент в благотворительности, я уже была замужем за Димой. У меня появилась опора и пришло осознание, что я уже не мать-волчица в своей семье, что могу отдать задачу зарабатывания на пропитание мужчине и заняться выращиванием цветочков. Или культивированием их. Я поговорила с Димой, и он сказал: "Если тебе это интересно и хочется, иди. Я тебя поддержу".

Большую роль в принятии этого решения сыграла Лиза Глинка (Доктор Лиза). Я долго ходила в подвал на Пятницкой волонтером. И, глядя, как Лиза работает (а она, конечно, была моделью в человеческом плане), я поняла, что мне было бы интересно попробовать себя в этой сфере. А первым человеком, с кем я познакомилась в благотворительности, была Ольга Журавская (президент благотворительного фонда "Галчонок"). И мы дружим до сих пор.

Что ж, видимо мы подобрались к следующему пункту нашего разговора.

- И куда ты решила "устроиться на работу"?

Примерно в это время встала необходимость открыть и зарегистрировать фонд помощи взрослым "Живой" ...

Маша была руководителем программы от благотворительного собрания "Все вместе". Нужно было регистрировать фонд, заниматься им. Я написала программу, начала работать.

- Что значит быть менеджером, директором в таком непростом проекте?

Мне было важно популяризировать тему помощи взрослым. Это очень серьезная тема. И, как потом показала жизнь, она превосходила мои силы. Мне было важно правильно построить документальную часть работы, чтобы все документы были оформлены правильно, чтобы любые наши действия находились в правовом поле — это был мой пунктик, перенесенный из бизнеса. Кроме того было необходимо начать правильно позиционировать сборы денег. Мне всегда не нравились письма в стиле "русские врачи-убийцы загубили младенчика, давайте соберем 9 миллионов долларов на Сингапур". Сам посыл к донорам не нравился. Хотелось научиться писать правильные истории. Сделать это можно только видя на том конце человека, беседуя с ним по-дружески, не цепляя на эмоциональные крючки, которые вынудят его дать мне денег, а разговаривать с ним "в долгую". Пусть он сегодня не даст на моего взрослого, но, прочитав о наших подопечных еще, еще и еще, он уверует и придет в благотворительность надолго.

- И все же ты ушла.

Ушла. Выгорев серьезно и надолго. Это был очень тяжелый период. Потом, читая статьи и книги о клинической депрессии, как герой книги Джером К. Джерома, я узнавала у себя все ее признаки. Я не ходила к врачам, справились семьей. Но я приняла решение хорошо отдохнуть, поднабрать людей (я довольно долго была в фонде одна). Ушла назад в бизнес со словами "больше никогда". Выдержала три месяца.

- Всего?

Таня хохочет:

Конечно. У нас был большой проект — каждый день совещания. А я вдруг поняла: не могу больше этим заниматься. Не хватает смысла. Меня уговаривали — зачем ты это делаешь, напиши заявление после новогодних каникул, получишь деньги, а у меня было такое неприятие, что 30 декабря, я выскочила из центрального офиса, размахивая трудовой книжкой. Конечно, я сначала пришла к Диме, и он сказал: "Не можешь, уходи". У меня очень покладистый муж, он на все мои просьбы отвечает положительно. Кроме одной: "Может, заведем еще одну кошечку?" И я тогда их приношу без спроса. Но он знает, что я — рецидивист.

Ну, раз рецидивист, я тоже могу им быть. Вот и настало время для нелицеприятных вопросов.

Выгорание. Выгорают все. Я недавно к моему удивлению прочла, что журналисты выгорают годам к 40. Но из моих знакомых никто не уходит с работы, кроме людей из благотворительности. Зато тут я постоянно слышу: "он выгорел и ушел" или "чтобы не выгорел полностью, отправим его в отпуск". Это означает, что есть возможность брать паузу? Или в благотворительности выгорают больше, чем в остальных сферах?

До недавнего времени мне казалось, что в благотворительности особое выгорание. Но, поговорив с разными специалистами, я прихожу к выводу, что выгорание везде одинаковое. Конечно, есть нюансы. Чтобы их сформулировать, скажу о проблеме роста. До недавнего времени благотворительность не считалась работой. Было принято полагать, что ею занимаются волонтеры, либо бессребреники. То есть не сформирована позиция, не озвучено: да, мы занимаемся благотворительностью, но это менеджмент. И мы получаем зарплату, мы можем делать то-то или то-то, а другого не можем. Врачи или художники выбирают профессию, но они не выбирают миссию. У врача, художника или актера есть миссия, но есть и ремесло, которое их кормит. Мы же только-только начинаем нарабатывать это самое ремесло в руках, объясняя, что мы кормим не свою карму, а семью. Как только ремесло будет сформировано, люди станут иначе себя вести.

Ты говоришь о бессребрениках, а, по мнению общества, две сферы социальной деятельности скандализированы больше всего в связи с неучитываемыми денежными потоками — церковь и благотворительность. И обе заявляют о своей готовности помогать людям.

Мне кажется, это тоже проблемы роста. Мы уходим от мифических героев — спасателей, святых, и начинаем видеть живых людей, которые занимаются менеджментом от благотворительности. Повторю: мы не занимаемся благотворительностью. Ею занимаются люди, дающие деньги, наши доноры. То есть, когда ты жертвуешь деньги, ты благотворитель. А если работаешь в фонде — ты менеджер от благотворительности. И то, что мы, наконец, уходим от мифов, меня радует. Пройдем какую-то точку, что-то утеряем, что-то отвоюем, но исчезнет романтический флер, что мы — не от мира сего, отвалятся нимбы. Благотворительность входит в слой масс-маркета. Конечно, хотелось бы поменьше скандалов. Я в состоянии войны и скандалов чувствую себя очень неуютно, но понимаю, что это болезнь роста.

Я спрашивала немало известных людей, чьи имена связаны с благотворительными фондами, хотят ли они, чтобы дети их занимались благотворительностью. Все отвечают уклончиво. Ты думала о том, чтобы твой сын пошел по твоим стопам?

Никогда не думала. Я отдаю решение на откуп ему самому. Как я могу взрослого половозрелого товарища направить куда-то по моему хотению, сказать, как себя вести и какой путь пройти. Он помогал мне в мероприятиях в "Живом": в благотворительности необходимо много мужской помощи. Однажды они с другом сидели с моей подопечной. Для них это был сильный опыт. И сейчас я его иногда зову на благотворительные мероприятия, но он отказывается. Я приняла это. У него свой путь. Я дверь открыла, захочет — войдет.

Надо, пожалуй, продолжить спрашивать о Татьяне Константиновой. О ней сегодняшней.

- Выгорание не выгорание, ты все же вернулась в благотворительность.

Я довольно долго сидела дома — с января по май. А потом меня пригласили в фонд помощи слепо глухим людям "Со-единение" .

Слепоглухие люди. Они никогда не выздоровеют. С одной стороны, они здоровы (по крайней мере, кажутся такими), с другой — тяжко больны.

Это одна из самых тяжелых категорий людей с инвалидностью

- Так почему не ушла оттуда, ведь ты в фонде уже долго. Куда делось выгорание?

Почти 4 года. Да, для меня нормальный период работы, что в бизнесе, что в благотворительности — 3 года. И я не могу не задумываться, что наработала здесь много компетенций.

- Тогда наоборот, зачем что-то менять? Сиди и получай дивиденды за опыт.

Разве имело смысл уходить из бизнеса в благотворительность? Но все время хочется другого. На самом деле я, наконец, научилась регламентировать себя, свой сон, отдых.

- И ты не должна больше работать круглосуточно? Разве не так работают в фондах?

Это личное решение каждого. Через три года такой работы в "Живом" я превратилась в тряпку. Я просыпалась с единственной мыслью в голове: "Где взять деньги? Где взять деньги?! Они все умирают!" От этого страдали мои близкие, сын, муж. А потом я поняла, что это лицемерие: ты хочешь спасти всех вокруг, а гибнешь сам. И для тебя и для твоих родственников.

Мы действительно не умеем регламентировать себя, вовремя ставить себя на паузу, отдыхать. Однажды мне нужно было срочно лечиться, но сын был совсем маленьким, и я не могла решиться оставить его с родителями. Тогда меня пригласила к себе подруга немка и рассказала о своих родителях. У них погиб ребенок, и они были в очень плохом состоянии. Тогда они отдали на время остальных детей в детский дом (а дело было сразу после войны) и уехали. И она сказала: ты должна лечиться, чтобы потом у тебя были силы не только продолжать жить, но и любить сына много лет, заботиться о нем.

Так ты не случайно маску в самолете сначала на себя надеваешь, а потом ребенку. Казалось бы, это базовые истины, но нужно было дойти до края, чтобы их осознать. Такая в нас заложена самоотверженность: всю себя положить на какой-нибудь алтарь.

- "Со-единение" — фонд новый.

Свеженький. Он был создан в 14-м году, но он как локомотив прет. Мы заточены под системное изменение ситуации у людей с инвалидностью по диагнозу слепоглухоты. Мы не собираем деньги человеку из дальнего села на слуховой аппарат, ни на оплату услуг сопровождающего его переводчика. Мы обучаем и переводчиков и сопровождающих по всей стране, чтобы потом государство взяло на себя это бремя, чтобы оно их оплачивало. Мы создаем сеть. Не латаем дыры, а идем в самое начало, ищем причину проблемы и закрываем ее. Пока мы всю систему содержим на свои деньги, но вообще мы ставим задачу передать наши функции государству, потому что оно — наиболее стабильная форма существования.

Я не льщу себя надеждой, что государство закроет все ниши, но мы делаем все, что от нас зависит. Фонд здорово работает в плане выстроенности структуры с огромным объемом информации. Можно сказать, что "Со-единение" — один из фондов, который можно взять за модель при организации новых фондов или для решения любой социальной проблемы. Начиная со структуры и заканчивая документооборотом.

Ты сказала делегировать государству (а скорее, даже вернуть) дело помощи слепоглухим. Думаю, даже в идеальной ситуации оно не сможет взять на себя все функции.

Начав работать, мы поняли, что если не начнем заниматься адресной помощью, превратимся в Минтруда. В хорошем смысле: мы станем бюрократической организацией и научимся говорить "вас много, а я одна". А мы работаем с живыми людьми, которым надо здесь и сейчас, у них есть потребности. Поэтому есть организация "Сообщество семей слепоглухих", которую мы поддерживаем, выделяем деньги, и куда мы перенаправили весь поток адресной помощи. В первую очередь нашим подопечным нужны слуховые аппараты. Их, конечно, дает государство, но не всегда хорошие и точные. Их настройка — очень тонкая работа. Если протез на руку, ногу примеряется в несколько этапов, что говорить об аппарате, связанном со слухом. Мы добились, чтобы государство оплачивало каждому слепоглухому инвалиду персонального переводчика не 48 часов в год, а до 240. Кому-то нужно оплатить лечение сопутствующих заболеваний, другим оказать психологическую (в ней нуждаются и сами слепоглухие и их родители) помощь. Мы хотели организовать юридическую помощь. И познакомились со слепоглухим парнем с юридическим высшим образованием из Нижнего Новгорода, слух которого компенсирован слуховым аппаратом. Он хочет в этом направлении развиваться и уже развивается. Этот парень сейчас взят нами на работу и оказывает юридическую помощь слепоглухим.

Еще есть такие приборы, брайлевские дисплеи, при помощи которых человек со слухом и зрением подключается к компьютеру и может общаться со слепоглухим. Они очень дорогие, более двухсот тысяч. В конце прошлого года мы добились, что Минтруда выдает их бесплатно, так что теперь нам не надо ходить по олигархам просить их покупать за свои деньги. Что важно, "Сообщество семей" связало родителей по всей России и постоянно проводит для них мероприятия, учит их, развивает. Ведь иногда мама в Ростове или еще где-то думает, что ни у кого в мире нет такого ребенка и вдруг узнает, что они есть по всему миру, а с родителями слепоглухих можно обмениваться информацией, спрашивать совета. И это дорогого стоит. Но что-то пока не получается.

Я знаю слепоглухого доктора психологических наук Александра Васильевича Суворова и поэта, актрису, члена Союза писателей Ирину Поволоцкую. Конечно, они далеко не все слепоглухие с сохранным интеллектом. Но, будем честными, их немного. Как обстоит дело с трудоустройством?

На сегодня это штучные истории. Каждый раз оговариваются особые условия. Варианта массового трудоустройства мы пока не подобрали и не знаем, как его внедрить. Как минимум потому, что на производстве людям с инвалидностью трудно конкурировать с роботами или китайскими рабочими. Возможно это будет кустарное производство. Сейчас две керамические мастерские: творческое объединение "Круг" в Москве и организация в Новосибирске — получают финансирование и поддержку. Это не игра в поддавки, там изготавливают достойные вещи, которые не стыдно подарить.

- Планирование, документооборот, жесткая структура. Бизнес никуда не ушел?

Да, все приемы, которые работали в бизнесе я принесла с собой в работу в фонде.

- Продолжу. Ты — крутой профессионал в благотворительности. Тогда это тот же бизнес, и ты никуда не ушла?

Задумалась Таня. Вот же честный человек. Даже вздохнула:

Я уже оглядывалась назад и задавала себе этот вопрос. Мой переход в некоммерческий сектор — не был бизнесовым шагом. Вернее так: переходя я точно не руководствовалась заниматься бизнесом, так что это не было прагматическим решением. И я не ожидала, что через несколько лет, работая в довольно успешном фонде, буду неплохо себя чувствовать. Потом все трансформировалось, появились профессиональные интересы, и мне захотелось стать одним из лучших профессионалов в этой системе. И мне очень приятно, когда меня называют крутым профессионалом, значит, я чего-то достигла. Ты же понимаешь, у меня не изжитый синдром самозванца, так что мне постоянно кажется, что пройдет какое-то время и кто-то скажет: Константинова? Да этот мыльный пузырь уже давно лопнул.

С удовольствие наблюдаю за тем, как Татьяна Константинова мечется по стране. Пишешь смешно, называешь нас, потешающихся над твоими злоключениями, гитлерами.

Я читаю семинары для социальных работников, занимающихся людьми с инвалидностью, о том, кто такие слепоглухие люди, как с ними работать, общаться, как выявлять и рассказываю, в чем фонд может оказать поддержку. Первоначально приходили очень характерные тети. Никогда не забуду Нижний Новгород. Пришло человечек 30. Прямо в плащах, шапках сели передо мной — руки на груди. А я всегда в начале знакомлю с регламентом занятий. И они, услышав, стали возмущаться: "Чего? До 4 часов? Да вы что, не больше пары часов, у нас дела". Я говорю: "Пожалуйста. Вы посидите, сколько сочтете нужным, только звук у телефонов выключите, отвлекает". А дальше лучше, лучше. Видимо пошла слава. Мне нравится читать лекции, я хорошо это делаю, и люди довольны. Сейчас специально приглашают — приезжайте, расскажите.

Я почти закончила разговор. У меня остались буквально пара вопросов. Один из них несколько волнительный, потому что касается и меня тоже. А, как пел Булат Окуджава, "Дураком быть выгодно, но очень не хочется. Умным очень хочется, но кончится битьем". И все же рискну.

Ты участвуешь в одном благотворительном мероприятии, в котором и я бы хотела попробовать себя, но боюсь провала. Это объявление о сборе денег на день рождения для какого-то фонда или конкретного человека. Мне жаль подарков, которые могли бы подарить мне и, одновременно, ужасно страшно, что никто ничего не пожертвует.

Это сродни тому, что ты готовишь мероприятие и дико паникуешь, что никто не придет. Я очень волновалась. Думала что ничего не будет, а потом сложилось: и подарки я получила, и деньги. В это можно играть. Главное, не перегнуть палку с доброй волей людей. Я не буду просить больше, чем пару раз в год, а то и раз в год. Для тех, кто хочет постоянно помогать, есть специализированные сообщества, а меня читают не только потому, что я работаю в благотворительном сообществе. Людям интересна моя жизнь, мои животные, кто-то говорит, что я интересно пишу. Я не могу их заваливать просьбами о помощи. Это будет неправильно.

- Повторюсь, ты — крутой профессионал. Но чего бы тебе самой хотелось сделать в благотворительности?

Мне бы хотелось поработать над исправлением ситуации с домашними животными, с животными в городе. Чтобы сделать это правильно, должно быть принято правильное политическое решение.

После меня останется мой сын, и еще хотелось бы видеть что-то сделанное моими руками. Что это? Честолюбие и гордыня? Или милосердие и гуманизм? Наверное, все намешано. Лет 20 назад я задумалась: вот я умру, вот мои похороны, гроб, небольшое количество людей. С чем придут эти люди, кем я для них была, что сделала? Каков был мой вклад, сколько будет этих людей — для меня это важно.

Лидия Мониава, менеджер детской программы в Фонде помощи хосписам «Вера»:«Все время происходит что-то радостное»

«Я стала волонтером в 16 лет. В РДКБ* был такой проект: волонтеры вместе с детьми ходили по больнице и делали фотографии. Мы с подругой решили поучаствовать, и мне очень понравилось общаться с ребятами, они показались мне гораздо более глубокими и талантливыми, чем обычные ровесники. Наверное, потому что в отличие от здоровых детей, которые могут заниматься самыми разными делами (ходить в школу учиться, во двор гулять), они имеют довольно небольшой диапазон занятий – могут рисовать, писать, сочинять… В результате много времени посвящают именно творческим делам, и оттого у них все очень здорово получается. И хотя чувствуют они себя при этом неважно, я приходила к ним не потому, что мне было их жалко, а потому что мне было с ними интересно.

Однажды я решила перейти работать в фонд «Подари жизнь». Я надеялась, что тогда у меня будет возможность еще больше времени проводить в больнице. Но оказалось наоборот – как только человек приходит работать в благотворительный фонд, он детей вообще не видит, сидит с бумажками, отчетами, компьютером, собирает деньги… С другой стороны, я понимаю, что у семей с больными детьми столько потребностей, что в первую очередь нужно помогать им в этом. Я пишу о некоторых наших нуждах в Facebook. Всегда стараюсь писать от себя лично. И так, чтобы никого не обидеть: ни маму ребенка, ни папу, ни врачей, ни друзей. Девять лет назад я делала то же самое, но в Живом Журнале. Сначала просто рассказывала истории о том, что было у меня в больнице, а когда подписчиков стало много и они начали предлагать помощь, я поняла, что могу ее попросить.

Если мы собираем деньги, то никогда не будем рассказывать скандальные истории про то, как, к примеру, отец ушел из семьи и не помогает или как врач в больнице кого-то обругал… Это параллельные сведения, они ничему не помогают. Мы не публикуем фото больных и несчастных детей, наоборот, размещаем фотографии, которые нравятся родителям. Не пишем то, что неприятно семье, то, что не имеет смысла выносить на публику… Просто говорим, что нужен аппарат ИВЛ. Объясняем: если его не будет, жизнь ребенка превратится в ад, ведь он останется навсегда один в реанимации. Если же мы соберем деньги, у него будет нормальная человеческая жизнь, нормальное детство…

Почему получается собирать такие суммы? Потому что мы дружим с семьями, которым помогаем, любим их. Если человек делает что-то очень важное для очень важных для себя людей, все получается. Важно не работать формально – тогда все находится. Проблема в том, что у нас 170 подопечных. Им всем что-то нужно, но в Facebook нельзя опубликовать 170 просьб в день. Мы очень благодарны, что люди в целом помогают фонду, переводят деньги, тогда у нас получается закрывать и остальные нужды.

Сил хватает, ведь когда общаешься с людьми, они рассказывают не только про ужас и горе. Жизнь состоит из приятных мелочей, например одному мальчику няня показала живых бабочек, у другого уменьшилась температура, и ему стало лучше, к девочке пришла в первый раз учительница, и теперь она сможет учиться… Все время происходит что-то радостное. В итоге получается, что хорошего у нас гораздо больше, чем плохого».

Варвара Турова, актриса, социальная активистка:«Никто не обязан никому помогать»

«Мне это интересно, потому что каждому человеку интересно делать то, что у него получается. Если я вижу, что благодаря моим действиям человек жив, а мог бы быть мертв, или человек на свободе, а мог бы быть в тюрьме, меня это невероятно заводит. Но в этом есть обман, нас вводит в заблуждение судьба, потому что после первого успеха кажется, что так будет всегда, а так будет один раз из десяти. Очень многое не получается. Но то, что получается, приносит такое удовлетворение, что хочется продолжать.

В русском языке нет хорошего слова для того, чтобы определить мой статус. Как бы мы ни сказали – «социальный активист» или «защитник прав человека», все равно получается комсомольский работник, пионерка. А за этим сразу тянется другой смысл, который многими считывается, когда я пишу о чем-то, например, в Facebook, – пылкость. Причем в самом невыгодном смысле, что-то вроде идиотизма, а мне бы не хотелось думать, что я произвожу такое впечатление. На самом деле я довольно прагматичный человек, как правило, в моих действиях всегда есть конкретный смысл и цель. И если я, условно говоря, встаю на табуреточку и начинаю очень громко кричать, я делаю это специально, прекрасно зная для чего. К примеру, я понимаю, что мне надо написать так, чтобы привлечь как можно больше внимания. Или мне нужно привлечь внимание конкретных людей. Тогда мне нужно устроить такого масштаба шум, чтобы до них тоже дошло. И это срабатывает.

Не могу сказать, что делать это мне тяжело. Именно поэтому неловко себя ощущаю, когда меня начинают хвалить. Началось же все случайно. По-моему, мне было неудобно или неловко отказать… А дальше, когда получилось, зацепило. Теперь же мне пишет огромное множество людей. И это самая большая моя проблема. Потому что ко мне обращаются отчаявшиеся люди, в том числе те, у которых больные дети, а ничего страшнее я себе представить не могу. И пишут они буквально следующее: «На вас одна надежда». Таких людей много, очень много, я получаю по 20 писем в день… Возникает большой риск произнести: «Я же не могу помогать всем…» Главное здесь – интонация. Ни в коем случае нельзя произносить эти слова, закатывая (от усталости) глаза. Я надеюсь, что отлавливаю этот процесс в себе, потому что ужасно важно не терять способность слышать людей. Я правда не могу помочь всем, но иногда помогает, если я просто им отвечаю, честно говорю, что не знаю, как и что им написать, как отказать… Но им становится легче просто от того, что к ним неравнодушны. Многим нужны не деньги, а поддержка, потому что они чувствуют себя одинокими и потерянными. Оказывать поддержку мне гораздо сложнее, что написать в Facebook пост, чтобы люди начали перечислять деньги. Тут все просто: нужно говорить об этом регулярно и громко. И без агрессии: никто не обязан никому помогать. Это очень важная вещь. Как только о ней забываешь, люди перестают реагировать».

Татьяна Краснова, преподаватель журфака МГУ, координатор сообщества «Конвертик для Бога»**, соучредитель фонда «Галчонок»:«Это сильный наркотик»

«Большинство вещей я делаю ради собственного удовольствия. Мне очень нравится быть приличным человеком, и я нравлюсь себе, когда мне удается повести себя прилично. А это значит – не обидеть, не разозлиться, помочь, улучшить, исправить. Я убеждена в том, что это сильный «наркотик» – чувство удовлетворения от своего собственного поведения. И свойственно оно не только мне одной. На наши благотворительные встречи часто приводят детей. Я расскажу вам потрясающий случай. Однажды к нам пришел мальчик лет пяти. Его мама принесла деньги на лечение такого же пятилетнего пацана, но больного раком, таджика из нищего села. А ее сын принес в подарок этому неизвестному мальчику свою лучшую машину. Новую. В упаковке. Ему было жалко машину, но мама рассказала ему про больного мальчика, и он решился. Принес. Отдал самое дорогое – чуть не плача. Знали бы вы, как мы его хвалили! Мы рассказали ему, что он – сделал что-то неимоверно важное. И он был счастлив. Больше того, он захотел повторить этот удивительный подвиг. Он приходит к нам со своей прекрасной мамой. Он рисует картинки нашим подопечным. Я думаю, его мама растит великолепного сына, который хорошо знает, что такое настоящая радость. Собственно, ради нее все и делается».

А ведь еще лет пять назад картина в обществе была совсем иной. «Отдать свою рубашку(пусть не последнюю, зато брендовую) на аукцион в пользу бедных? Пусть сами зарабатывают!», «Ухаживать за стариками бесплатно? Да пусть внуки беспокоятся!», «Искать по лесам да болотам чужого пропавшего ребенка? Для этого есть спасатели». Разумеется, добрые и отзывчивые люди находились всегда, только не всегда они были, что называется, в тренде.

Я говорю о России — на Западе общественные движения, некоммерческие организации и прочие клубы защитников исчезающих черепов функционируют давно и успешно. У нас же, по словам социолога и психолога Анетты Орловой, долго культивировался эгоизм — мы привыкли, что все должно быть направлено на получение личной выгоды. «Наши дедушки и бабушки так устали от чрезмерного коллективизма, что родители встречали эпоху индивидуализма с восторгом, а нас самих постарались воспитать в лучших традициях общества потребления, — говорит эксперт. — И так продолжалось последние 25 лет».

С конца 1980-х любое проявление неравнодушия казалось диким, а каждый филантроп виделся сумасшедшим. «Помогает убогим, значит, бандит, грехи замаливает. А если не бандит, то вражеский агент или религиозный фанатик, и неизвестно, кто из них опаснее», — рассуждал народ.

В конце 90-х я училась в старших классах и жила рядом с Байкалом. Как-то наша семья приютила на неделю милую женщину из Финляндии, путешествующую с рюкзаком по России. У Хейлли хорошо зарабатывал муж, а она в свободное от странствий время работала волонтером. Надо было видеть недоумение моих соседей, когда на вопрос: «Кто ты по профессии?» — она гордо отвечала: «Я социальный работник. Добровольно помогаю старикам нашей деревушки: покупаю в магазине продукты, убираюсь в их домах, мою, стираю». — «Без денег?!» — поражались сибиряки(которые всегда были высокого мнения о своей широкой душе). И выносили приговор: «Сектантка!» Мило, не правда ли? При том, что-то же самое десятилетие было ознаменовано массовым воцерковлением населения.

Мы ждем перемен

Впрочем, к счастью, все меняется. «Люди устали от цинизма и агрессивного реализма и вновь стали тяготеть к духовным ценностям, — объясняет Анетта Орлова. — Таким образом еще недавно утопичное понятие „бескорыстие“ становится символом новой эпохи». И то, чем недавно занимались единицы(о них Cosmo писал как о необыкновенных людях), сейчас становится модным. Это веяние можно уловить, взглянув на френд-ленту в «Фейсбуке». И «Одноклассники» пестрят объявлениями о сборе средств пострадавшим при пожаре, приглашениями на благотворительные ярмарки или на митинг против бурения шельфа в Арктике — вот уж показатель массовости явления!

Мне нравится

Каковы причины этой моды? Анетта Орлова уверена: «Молодое поколение первым почувствовало угрозу одиночества, и его ответом стала бурная общественная деятельность».

Среди других поводов возросшей активности не на последнем месте и развитие IT-технологий, в том числе Интернета. Взять те же соцсети. Разве с их появлением творить добро не стало проще? Моя приятельница Лариса создала сообщество по сбору денег на лечение однокурсницы, которой требовалась срочная операция в израильской клинике. За короткий срок удалось собрать с миру по нитке — более миллиона рублей и отправить Нику к заграничным докторам. А все благодаря возможности оперативно распространить информацию! Лариса регулярно вывешивает отчеты о состоянии больной и о расходах. Недавно я получила от нее приглашение на концерт, выручка от которого пойдет на реабилитацию девушки. Кнопки« Мне нравится», «Поделюсь с друзьями» видны каждому. И шансы, что Ника сможет, как и прежде, полноценно жить, растут с каждым новым« лайком».

Технический прогресс облегчает дело. Увидел в Интернете призыв о помощи и, не вставая со стула, перевел деньги через Web Money. Не надо искать по округе Сбербанк, а потом томиться в очереди. Хочешь регулярно отчислять процент с зарплаты на счет благотворительного фонда — пожалуйста! Настрой опцию в своем банке, и энная сумма будет автоматически переводиться куда надо. Таким образом и я, и все мои коллеги ежемесячно поддерживаем воспитанников детских домов. И это легко — два клика мышкой! Кроме того, как и во многих крупных компаниях, в нашем издательстве есть отдел благотворительности. От него на наши мейлы периодически приходит рассылка, из которой мы узнаем о новых акциях. О том, например, что во вторник можно принести ненужную уже одежду — подъедет грузовик и отвезет ее нуждающимся. Или в среду планируется сдача крови для переливания. Важно донести информацию об акциях до широкого круга, и с этим в наш век технологий проблем нет.

Помогите кто чем может

Конечно, уровень вовлеченности у всех разный. Одни покупают картошку фри не потому, что ее хотят, а потому что доход от нее пойдет на счет детского интерната. А кто-то в этом интернате проводит каждые выходные, моет горшки и меняет белье детям с ограниченными возможностями. Да, эти два примера неравнозначны, но это все равно вклад в общее дело, а он нужен любой.

Начинать можно и с малого. Если каждый внесет свою посильную лепту, уже будет толк. Пример с Крымском доказал это. Катастрофа в Краснодарском крае прошлым летом всколыхнула всех, Рунет гудел, все только и говорили что о сборе вещей, лекарств и денег пострадавшим. И, к счастью, не только говорили, но и помогали.

Сильва, выпускница МГУ, как раз из тех, кто на своих плечах носил мешки с гуманитарной помощью в Крымске. Она была в числе первых, кто откликнулся на призыв Натальи Водяновой. «Ребята в нашем палаточном лагере были молодые, лет под 30. И все горели желанием помогать, — вспоминает она. — Позже в СМИ говорилось, что среди волонтеров были сплошь бездельники, которые поехали туда тусоваться. Но я не видела никого, кто бы наслаждался, загорая под южным солнышком. Возможно, потому что я попала в „первую волну“ добровольцев, которые искренне хотели принести пользу, а не пропиариться за счет чужой беды. Пробыла я там всего 3 дня, а казалось, целый год — каждая минута проходила не впустую. Хоть и было тяжело психологически — месяц после поездки приходила в себя, но о том, что поехала туда, не жалею ничуть. Именно там я поняла, как важна инициатива, ведь если каждый посвятит хотя бы 3 дня своей жизни добрым поступкам, это будет уже ощутимо, а за ним ведь подтянутся и другие».

Доска почета

Кто же эти люди, которые сворачивают горы? Как считает наш эксперт, в основном это представители молодого поколения, свободные от предрассудков по поводу того, что альтруизм — пережиток советского строя. Они образованы, успешны, легки на подъем. «И эти люди формируют новую ценностную культуру нашей страны, жить в которой будет теплее и безопаснее».

Ирина Гайовишина уже 3 года ухаживает за бездомными животными в приюте« Эко». Она убеждена, что отдавать себя другим, будь то люди или животные, может позволить себе только тот, кто состоялся материально и духовно, вышел за рамки постоянной заботы о собственном благополучии. «Это не привилегия богачей, не знающих, чем себя занять. Это люди, которые, имея достойную работу, разнообразные хобби, любимую семью, готовы пожертвовать частью своего досуга, чтобы мир стал лучше», — считает Ира.

По ее наблюдениям, года 3 назад помощниками в их приюте были преимущественно женщины старше 40 лет, но в последний год картина изменилась. Появилось много тех, кому от 18 до 30 лет. И большинство из них — энергичные, позитивные девушки(как раз аудитория Cosmo!).

Вместо послесловия

Мы изменились, и изменился мир. Пусть не кардинально — нищета, войны, жестокость и мусор под окнами не исчезли. Но мы боремся.(Хотя бы собираем подписи о переносе свалки.) И больше всего мне хочется, чтобы в нас не пропал задор. Чтобы энергия была направлена в нужное русло, движения не стали политизированы и бюрократизированы. Ведь, как сказала одна из героинь этой статьи, так важно сознавать, что ты живешь среди людей, а не волков. Что случись с тобой беда, тебе тоже помогут, как помогаешь ты.

ТЕКСТ: Ольга Жилина