Заброшенные города китая. Apparat — Журнал о новом обществе

Несмотря на то, что Китай считается самым перенаселенным регионом мира, здесь находится огромнейший город, в котором никто не хочет жить. Ни жить, ни заниматься бизнесом. А ведь на строительство этого китайского мегаполиса потрачены огромные деньги, но город по-прежнему пугает своей пустотой. Какая же причина этому? По некоторой информации от туристов – около 50% территории Китая пустует из-за того, что там не хотят жить. Китайцы не любят холод, а в г. Ордос климат не очень хороший. Что придумает китайское правительство, чтобы привлечь туда на постоянное место жительство своих теплолюбивых граждан?

Теперь вопрос на засыпку. Так чем же тогда привлекает теплолюбивых китайцев наша Сибирь? А может быть и численность Китая сильно преувеличена для устрашения русских? Известное дело, один из видов лжи – статистика.

“Пост из прошлого”: Ордос в Китае – современный город-призрак. Район Кангбаши, рассчитанный на более чем миллион жителей, остается безлюдным даже спустя пять лет со дня начала строительства. Фото Майкла Кристофера Брауна.

1. Строительство района Кангбаши началось в рамках государственного проекта в Ордосе – городе, расположенном в провинции Внутренняя Монголия, источником благосостояния которого является добыча угля. Район застроен офисными зданиями, административными центрами, государственными учреждениями, музеями, театрами и спортивными площадками, а так же жилыми кварталами. Но существует одна проблема. В районе, рассчитанном более чем на миллион жителей, до сих пор практически никто не живет.

2. Несмотря на то, что большая часть недвижимости уже выкуплена и планировалось, что к 2010 году район будет заселен, Кангбаши до сих пор пустует.

3. Большая часть полутора миллионного населения Ордоса считает своим домом Дуншенг, находящийся в получасе езды от пустующего Кангбаши.

4. Двое рабочих убирают территорию вокруг здания публичной библиотеки. Доход на душу населения в Ордосе второй по величине в стране после Шанхая.

5. Сокровищница. Рабочие несут куски пенопласта вверх по лестнице, ведущей в музей Ордоса, который до сих пор еще не достроен.

6. Памятник. Пешеход идет по улице позади гигантской скульптуры изображающей двух лошадей на площади Линьюйнли, район Кангбаши.

7. Пустынное шоссе. Вид на пустующие дома.

8. В городе полное отсутствие бизнеса. Пешеход идет мимо пустующих торговых площадей. Практически ни одна из компаний не захотела переехать в новый район.

9. Угнетающая тишина. Улицы безлюдны даже утром, когда жители должны ехать на работу.

10. Строительство новых объектов в Кангбаши продолжается несмотря на то, что район не заселен.

11. Пожилой мужчина толкает телегу, переходя через дорогу, разделяющую законченные здания от все еще находящихся на стадии строительства.

12. Незавершенное строительство. Рабочие ведут штробление стен будущего торгового центра для несуществующих жителей многоквартирного жилого комплекса.

Самый большой город-призрак находится в Китае (видео)

Сюжет о городах-призраках довольно популярен в интернете. Туда регулярно попадают такие города, как Припять и Детройт. Но с ними-то все понятно, а вот китайские города-призраки вызывают настоящее изумление. Кто и зачем строит эти огромные пустующие мегаполисы, почему в них почти никто не живет? Кстати таких мест в КНР немало, причем есть как целые города, так и районы в довольно оживленных мегаполисах. Давайте познакомимся с этим феноменом поближе.

Интересно, что за годы подъема китайской экономики в этой стране успели понастроить не только жилые кварталы. Воображение зарубежных журналистов поражают не только ровные ряды многоэтажек. Не менее впечатляюще выглядят многоэтажные гипермаркеты, обширные парки развлечений и потрясающие воображение театры и музеи, напоминающие кадры из фантастических фильмов о далеком будущем. Не менее странно выглядят огромные пустые площади, и прекрасные магистрали, где хорошо, если в день проедет с десяток авто.

Возникает подозрение, что власти страны просто решили пристроить десятки тысяч свободных пар рук, ведь, как известно, трудовые ресурсы в стране имеются в избытке. Или власть предержащие, таким образом, отхватывают куски от государственных субсидий? Также раздаются голоса, что это порождение грандиозного «пузыря» на рынке недвижимости, который уже начал серьезно тревожить Пекин. Правда есть и более позитивное мнение. Предполагается, что это просчитанное на много лет вперед инвестирование в жилую и деловую инфраструктуру, которое в будущем позволит Китаю поддерживать те же темпы роста экономики.

Все началось с закона, 15 лет назад позволившего гражданам КНР приобретать недвижимость в собственность. Рынок недвижимости начал расти практически сразу, породив немало миллионеров и миллиардеров. В стране началось не только активное строительство новых жилых районов в уже существующих населенных пунктах, но и появились совершенно новые города. Окраины больших городов уже не напоминают те «шанхаи», которые в Советском союзе служили синонимом трущоб. Сейчас это огромные, как у нас говорят «спальные районы» из типовых домов, где власти, в отличие от многих городов СНГ, не забывают о сопутствующей инфраструктуре. Здесь есть все – широкие проспекты, школы, больницы, административные здания и пр. Нельзя отрицать, что такое активное строительство не только помогало осваивать огромные средства, оно подняло смежные отрасли экономики, что в свою очередь тоже положительно сказалось на росте ВВП.

Однако столь щедрое инвестирование строительства привело и к ряду негативных последствий. Несмотря на то, что многие китайцы до сих пор живут в довольно стесненных условиях, в стране пустует огромное количество жилья. Дело в том, что, несмотря на низкие проценты по ипотеке во многих китайских мегаполисах сформировались целые пустующие районы, возводимые в расчете на рост спроса. Там пустуют не просто квартиры или коттеджи, а многоэтажные дома и целые улицы.

Но, Китай, имеющий огромные средства, все строит и строит. При этом, такие гетто, как для , скорее исключение, чем правило. Сейчас новые районы, это не только многоэтажки с благоустроенными квартирами, но и вся необходимая инфраструктура. Причем, не просто дороги, школы и больницы. Активно возводятся здания под вузы, новые крупномасштабные административные и общественные центры, включая правительственные здания, музеи, театры и огромные торговые моллы. Все это тоже стоит почти пустым, лишь изредка сюда наведываются жители соседних старых районов. Особенно впечатляюще выглядят центральная площадь и огромный супермаркет в Синьяне – из людей только уборщики, да редкая машина промчится по прекрасной дороге.

С 2005 года, то есть со дня открытия пустует New South China Mall торгово-развлекательный комплекс Дунгуана, города на юге КНР, по своим размерам, уступающий лишь Дубаи-Моллу – самому большому сооружению данного типа в мире. Этот комплекс рассчитан на 2350 магазинов, но работают здесь лишь несколько точек общепита и трасса для картинга, размещенная на никому не нужной парковке.

New South China Mall (фото)

Этот комплекс напоминает Лас-Вегас яркими копиями мировых архитектурных знаменитостей. Здесь есть сектор, стилизованный под Париж, маленький Амстердам, Египет, Венецию и т.д. Причина запустения в том, что торговый центр находится вдали от популярных автострад, хотя до сих пор поддерживается в рабочем состоянии. Вероятно, в надежде на то, что ситуация изменится.

То же самое можно увидеть и в новых микрорайонах Сучжоу — мегаполиса, расположенного в низовьях Янцзы. Также азиатский размах, хотя почему азиатский – советские градостроители тоже нарисовали немало подобных проектов, вот, правда, воплотили куда меньше. Или еще один яркий пример — комплекс аттракционов «Медовое озеро» под Шэньчжэнем, до жути напоминающий фотографии парка культуры и отдыха радиоактивной Припяти — одного из самых известных городов-призраков мира.

Под Шанхаем тоже есть пустующие районы, причем с довольно милой, стилизованной под европейскую архитектурой. К примеру, Цяндучен возведенный в 2007 году и рассчитанный на 100 тысячное население, является маленькой копией Парижа. Причем китайцы не поленились возвести здесь даже собственную Эйфелеву башню. Интересно, что до сих пор здесь почти нет жителей, и некоторое оживление наблюдается лишь благодаря молодоженам, фотографирующимся на фоне копии главной парижской достопримечательности. В Thames City – симпатичном английском городке, наблюдается та же ситуация.

Европа в Азии (фото)

Правда, районы, напоминающие пригороды европейских столиц, это скорее исключение. В основном в Стране возводят улицы из типовых многоэтажных домов. Классический пример – Чэнгун, спутник мегаполиса Куньмина с 6 миллионным населением. Здесь тоже пока мало кто живет, но администрация Куньмина и некоторые другие госучреждения уже переехали в новые здания.

Но самый известный город-призрак Китая, это наверно Канбаши, находящийся в провинции Внутренняя Монголия на севере КНР. Его строительство началось в 2003 году, и сразу было заявлено, что он рассчитан минимум на 1 миллион человек. В этот «Дубай северного Китая» превратился в грандиозную стройку, куда было вложена астрономическая сумма — порядка 161 млрд американских долларов.

При этом к настоящему времени построено жилье всего для 300 тысяч жителей, а реально в городе проживает около 100 тысяч. Такие затраты частично можно объяснить крупными вложениями в инфраструктуру, качеству которой можно только позавидовать. Здесь также чиновников заставили перебраться в новые административные здания. В данном случае это обязали сделать госучреждения городского округа Ордос из города Дуншэн. При этом семьи чиновников по-прежнему живут в обжитых районах и те каждый вечер возвращаются к ним в Дуншэн.

Новый город получил известность в интернете, не только из-за пустых улиц и магазинов, но и благодаря огромной площади Чингисхана с более чем внушительными скульптурами, напоминающими о прошлом региона. Стоит также отметить различные общественные здания, представляющие собой прекрасные образчики современной архитектуры. Например, оригинальный городской музей, национальный театр или библиотека, напоминающая стопку гигантских книг.

Что такое города-призраки Китая

Тех, кто попадает в эти сюрреалистические населенные (вернее не населенные) пункты в первую очередь задается вопросом – зачем их построили? Одни уверены, что это последствия «пузыря» на рынке недвижимости, появившегося благодаря инвестиционному буму, искусственно вызванному государством. Другие считают, что у городов вроде Канбаши вполне радужные перспективы. Правы скорее вторые, потому что планы Пекина по переселению в города 100 миллионов сельских жителей планомерно проводятся в жизнь и постепенно «города-призраки» обретают своих жителей. При этом надо отметить, что немалая часть квартир в пустующих домах уже давно нашла своих хозяев. Ведь многие китайцы активно инвестируют в недвижимость, приобретая и вторую и третью квартиру, а так как самое дешевое жилье находится именно в новостройках, то оно, скорее всего и находит своих покупателей. Сами владельцы при этом продолжают жить в старых районах. Многие граждане КНР, получив возможность приобретать недвижимость, сделали ее объектом инвестиций.

Китайское правительство, задавшее столь потрясающие темпы строительства, прекрасно понимает, что столь огромные объемы свободных финансовых средств нужно вкладывать в реальные дела, в том числе в инфраструктуру и недвижимость. Ведь со временем эти, на первый взгляд, бездумные расходы принесут свои дивиденды. Поэтому в Китае столь активно возводят не только новые городские районы и деловые кварталы, но и целые города. Строительство современных авто- и железных дорог, просто поражает воображение. Например, китайская часть трассы « », которая разрежет вдоль всю страну, а вы знаете, что средняя скорость поездов в Китае уже сейчас составляет 200 километров в час? Представляете подобную скорость на российских железных дорогах? Что-то об этом даже не заговаривают, хотя при наших расстояниях, это более чем необходимо.

Вернемся к Канбаши. Этот город однозначно через несколько лет превратится в очень оживленное место, потому что место для него выбирали не просто так. Он расположен возле богатейших месторождений природного газа и угля – ископаемых, в которых Китай крайне нуждается. Как только их начнут активно разрабатывать, тем активнее начнет заселяться Канбаши. Кроме того, пример Ордоса, самого богатого города Китая, где ВВП на душу населения вдвое выше, чем в столице страны Пекине, говорит о прекрасных перспективах Канбаши. Ведь он является спутником Ордоса.

В отличие от американских городов-призраков, вроде недавно обанкротившегося Детройта, китайские города-призраки ждет светлое будущее – рост населения, активная деловая и общественная жизнь.

В первой половине 2000-х годов правительство Китая запустило несколько проектов по строительству новых больших городов. Таким образом страна решала несколько задач: обеспечение населения работой, поддержание высоких темпов экономического роста, урбанизация и модернизация экономики. Города построены, но жители не спешат их заселять, спрос на новое жильё не успевает за предложением, искусственно созданным государством. Так появился феномен китайских городов-призраков.

Цаофэйдянь

Цаофэйдянь находится в 225 километрах к юго-западу от Пекина. Он задумывался как большой экологичный город. Полтора миллиона его жителей должны были использовать только возобновляемую энергию. При этом правительство настояло на том, чтобы в город переехал крупный сталелитейный завод компании Shougang Group - на этой отрасли и предполагалось основать демографию и экономику нового города. По данным Wall Street Journal, в течение последнего десятилетия в амбициозный проект был вложен 91 миллиард долларов, но пока он приносит только убытки. Пустые улицы и заброшенные дома говорят сами за себя.

Чэнгун

В 2003 году власти решили расширить Куньмин - столицу южной провинции Юньнань - за счёт территории уезда Чэнгун. За семь лет там был возведён городской район с полноценной инфраструктурой: жилые дома с сотней тысяч квартир, школа, кампусы двух университетов и правительственные здания. Тем не менее, город не развивается как ожидалось. Китайцы покупают дома в новом районе, но в качестве инвестиции, и не живут там сами. Итог тот же — пустые кампусы и безлюдные улицы.

Новый Хэби

Экономика Хэби - крупного города в провинции Хэньань - держится на добыче угля. Более 20 лет назад правительство решило освоить новые месторождения в 40 километрах от исторической части города - в районе Цибинь. Так появился «Новый Хэби» - зона, занимающая несколько сотен квадратных километров, которую за 20 лет так и не освоили.

Канбаши

В 2004 году правительство решило расширить Ордос - один из крупных городов автономной Внутренней Монголии - построив в 20 километрах к юго-западу от исторического центра новый район Канбаши. Новый район был рассчитан на миллион человек, однако спустя восемь лет после начала стройки в городе живут всего человек.

Инкоу

Девять лет назад Ли Кэцян, тогда глава парткома провинции Ляонин, запустил крупный проект по реструктуризации экономики региона, чтобы уменьшить его зависимость от производства стали и добычи полезных ископаемых. Предполагалось, что правительство выделит средства на развитие новых отраслей, а девелоперы построят дома для новых работников. Инкоу был одним из городов, где строительство шло особенно резво. При этом правительственные инвестиции приходили не так быстро, как ожидали строители, часть строек была заморожена, возведённые здания так и не заселены.

Темза-таун

В 2001 году был принят план по расширению Шанхая. К мегаполису решили пристроить девять более мелких городов, четыре из которых строились с нуля. Темза-таун, городок в английском стиле, спроектированный архитектором Тони Мэкэем, закончили в 2006 году. Он состоит по большей части из небольших домов, рассчитанных на одну семью. Недвижимость в своё время распродали очень быстро, но покупали её в основном состоятельные семьи в качестве инвестиции или второго дома. Из-за этого цены на жильё в Темза-тауне взлетели до небес и оттолкнули новых потенциальных горожан. Планировалось, что городок в британском стиле заселят 10 тысяч человек, но местных жителей в итоге значительно меньше - в основном Темза-таун посещают туристы и молодожёны.

Тяньдучэн

«Маленький Париж», построенный неподалёку от города Ханчжоу в восточной провинции Чжэцзян, постигла та же участь, что и Темза-таун. Его построили в 2007 году, город был рассчитан на 10 тысяч жителей, однако, по последним данным , заполнился лишь на пятую часть. Впрочем, копия Парижа - привлекательное место для молодожёнов: сделать фото на фоне пустынной площади с Эйфелевой башней — такое не удастся даже в столице Франции.

08.08.2013

Поистине феноменальный строительный бум, захлестнувший Китай в начале XXI века, породил удивительное явление на рынке недвижимости – города-призраки, построенные «про запас».

Пустующие кварталы высотных домов и огромные комплексы из офисных небоскребов, безлюдные улицы с мигающими светофорами, гипермаркеты без товаров и покупателей, детские сады без детей, университеты без студентов, широкие проспекты без автомобилей, заброшенные парки развлечений, театры и музеи без посетителей – нет, это не антураж очередного постапокалиптического блокбастера. Это реалии современного Китая – города-призраки, число которых перевалило за два десятка, миллионы благоустроенных квадратных метров, на которых никто не живет.

В свое время Китай поставил перед собой ряд стратегических задач, решение которых является залогом существования государства: поддержание высоких темпов экономического роста; обеспечение населения работой; масштабная урбанизация; индустриализация и многоплановая модернизация экономики; утилизация свободных финансов, наводняющих страну за счет торгового профицита, недооцененного юаня и иностранных инвестиций.

Строительство оказалось той панацеей, которая позволяет одновременно решать все эти задачи. В свое время еще Джон Мейнард Кейнс предлагал «копать ямы, а потом засыпать их снова» в качестве лекарства от рецессии. Китай немного развил эту идею и, кроме рытья ям, стал сооружать города, мосты, дороги, заводы, превратив строительную отрасль в один из главных локомотивов экономики.

Однако щедрое «накачивание» инвестициями строительства, гигантские объемы свободных финансовых средств в конце концов привели к тому, что на китайском рынке образовался огромный переизбыток недвижимости. В 2011 году Государственная электросетевая компания КНР обнародовала данные по 660 городам. И оказалось, что в 65 млн квартир никто не пользовался электричеством, иными словами, они пустуют. Такого количества жилья было бы достаточно, чтобы переселить туда, как минимум, 200 миллионов человек - всех жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Белоруссии, Молдавии, Украины, Франции и Великобритании вместе взятых.

Новые районы мегаполиса Сучжоу на востоке страны в низовьях Янцзы. Размаху градостроительного замысла позавидовали бы и знавшие толк в возведении новых городов советские архитекторы, однако обратите внимание на количество машин на этих широких и полностью безлюдных проспектах.

Город Синьян в провинции Хэнань. Центральная площадь со зданием городской администрации. Территория полностью благоустроена, вот только пользоваться ей некому.

Город Дунгуане на юге Китая. В 2005 году здесь открылся New South China Mall, второй по общей площади торгово-развлекательный комплекс в мире после знаменитого DubaiMall. Огромное сооружение, рассчитанное на 2350 магазинов, с момента своего открытия фактически полностью пустует. Тем не менее, комплекс не закрыт и продолжает поддерживаться в работоспособном состоянии.

Город Цяндучен близ Шанхая. Возведен в 2007 году и представляет собой уменьшенную копию Парижа даже с собственной Эйфелевой башней. Несмотря на живописное архитектурное окружение, столь непривычное для жителей страны, популярностью район, рассчитанный на 100 000 жителей, пользуется разве что у молодоженов, падких на красивую картинку для свадебных фотографий. Большая часть квартир в «парижских» жилых домах шанхайского предместья не нашла своих хозяев.

Чэнгун, город-спутник 6-миллионного Куньмина. Рассматривается как основной резерв для расширения соседнего мегаполиса. Здесь с успехом освоены гигантские средства, но зияющие оконными проемами жилые высотки пока не находят своих «льготников».

Канбаши, район города Ордос. Самый известный из китайских городов-призраков. Вырос за 6-7 лет прямо посреди пустыни во Внутренней Монголии, стоит на очень крупных месторождениях угля и природного газа. Способен вместить до 1 миллиона жителей, но сейчас заселен едва на 20%.

Разумеется, в Поднебесной с ее бесчисленным населением найдется немало желающих улучшить свои жилищные условия. Так почему же пустуют города-призраки? Во-первых, многие из них построены вдали от оживленных торговых путей и крупных предприятий, вдали от цивилизации. Во-вторых, далеко не каждый китаец способен «поднять» кредит на покупку квартиры . В-третьих, зачастую решения по строительным проектам принимаются в ущерб экономической, а также экологической целесообразности. Одним из таких примеров может служить Циншуйхэ, поселок неподалеку от административного центра Внутренней Монголии. Строительство Циншуйхэ было начато в 1998 году и окончательно заброшено в 2008-м из-за отсутствия средств. Местные чиновники были привлечены к уголовной ответственности, а поселок остался незаконченным и абсолютно непригодным для жизни. Есть и примеры городов, отгроханных в непосредственной близости от гор фосфогипса - высокотоксичных отходов.

Отдельные эксперты предполагают, что наличие такого устрашающего количества пустующих квадратных метров – опаснейшая аномалия, тот мыльный пузырь, который обязан лопнуть, приведя к сильнейшему экономическому кризису. Однако в Китае, где ежегодный прирост городского населения составляет 10-12 миллионов человек, свято уверены в том, что города-призраки рано или поздно будут заселены, пусть даже кое-где простоят пустующими несколько лет. «Ведь это грандиозные убытки!» - скажете вы. Да, но у Поднебесной сегодня столько денег, что она может себе это позволить. К тому же в Китае уже есть примеры того, как безумные расходы, казалось бы, «в никуда» через некоторое время приносили впечатляющую отдачу. В частности, шанхайский район Пундун еще лет 10 назад напоминал безжизненную пустыню, утыканную небоскребами, а сегодня это цветущий и престижнейший уголок мегаполиса, вмещающий 5,5 млн. человек.

Зачем Китай строит большие, хорошо продуманные города-призраки, которые стоят совершенно пустыми?
Фотографии с Google Earth город за городом изображают огромные комплексы, состоящие из офисных небоскрёбов, правительственных зданий, жилых зданий, жилых башен и домов, все связанные между собой сетью пустых дорог, а некоторые города располагаются в самых негостеприимных местах Китая.

Изображения этих городов-призраков (после бесчисленных миллиардов долларов, потраченных на проектирование и строительство) показывают, что в них никто не живёт.

Фото выглядят как гигантская съёмочная площадка, подготовленная для съёмок какого-нибудь апокалиптического фильма, в котором нейтронный удар или неизвестное стихийное бедствие уничтожило людей, оставив небоскрёбы, спортивные стадионы, парки и дороги совершенно нетронутыми. Один из таких городов вообще построен посреди пустыни, во внутренней Моноголии".

Business Insider опубликовал серию фотографий этих китайских городов-призраков. Ни на одной из них не наблюдается автомобилей, за исключением примерно 100 штук, припаркованных на большом пустыре около здания правительства, и ещё на одной, где изображён красивый парк, и добавленные в фоторедакторе люди.

В Китае сейчас по некоторым оценкам около 64 миллионов пустых домов. На своих "огромных территориях свободной земли" Китай строит до 20 новых городов-призраков в год.

Все бы ничего, но я тут наткнулся на какое то бредовое объяснение этого обстоятельства. Вот послушайте!

В данный момент в Китае насчитывается около 100 городов-миллионников. И эти свежепостроенные города-призраки являются резервным фондом для населения. На случай войны. Бомбить их нет никакого смысла, есть множество целей поважнее. А по существующим жилым городам обязательно будет нанесен удар, и скорее всего ядерный. Восстанавливать их во время войны накладно, а такие гигантские массы людей по щелям не распихаешь. Гораздо выгодней и проще отстроить целые города с готовой инфраструктурой заранее, а в нужный момент эвакуировать остатки населения и уцелевшее оборудование с фабрик и заводов.
Но тут есть один весьма неприятный момент. Поддерживать в порядке.
Давайте все таки почитаем реальную версию.
Район Дая города Хуэйчжоу провинции Гуандун занимает площадь более 20 кв. км. На протяжении нескольких лет он активно застраивался и имеет полностью сформированную инфраструктуру. Однако уже несколько лет там пустует около 70% жилплощади, что превратило его настоящий «город-призрак».
Как сообщает китайская газета «Ежедневный экономический вестник», новый район Дая расположен в 70 км от мегаполиса Шэньчжэнь, буквально за считанные годы он был полностью застроен как жилыми, так и административными и бизнес зданиями. Однако на широких улицах между высотными домами очень редко можно встретить прохожих.
Так как цены на недвижимость в этом районе в 4-5 раз ниже, чем в соседнем Шэньчжэне, жители мегаполиса купили тут квартиры. Но сделали они это исключительно в качестве вложения средств, надеясь, что через время цены на эту недвижимость поднимутся. Сами они там не живут, только изредка наведываются.
Их предположения оказались верными, за последние несколько лет цены на недвижимость в этом районе подскочили более чем в два раза. В среднем квадратный метр сейчас стоит 5000 юаней ($714).

Новый город похож на район после эпидемии, в котором выжила небольшая часть населения. В окнах многоэтажек редко где можно увидеть свет.

«Тут все квартиры давно уже проданы, но большинство хозяев в них не живут. Постоянно проживают здесь менее 20% жильцов», – говорит охранник одного из микрорайонов.
Местные жители шутят: «У нас тут ничего не растёт, кроме пустых домов».
Компания Forensic Asia Limited в своём отчёте указывает на существование в Китае многочисленных пустующих районов, так называемых «городов-призраков».
Новый район Чжэндун города Шэньчжоу провинции Хэнань был назван самым крупным «городом-призраком», а также знаковым районом пузыря на рынке недвижимости в КНР. Район начали строить в 2003 году, он занимает площадь 150 кв. км. Уже несколько лет он заселён менее чем на 40%.
После того, как эта информация получила широкую огласку в СМИ, местный чиновник в интервью газете «Китайский бизнес» полностью отверг её. В свою очередь он заявил, что в настоящее время уровень заселения новостроек составляет 90%, а число жителей района Чжэндун уже превысило 300 тыс. человек.
Однако, по данным тех же властей, в настоящее время уже построено более 30% планируемой застройки района, а приведённый чиновником уровень заселения составляет всего лишь 7,5% планируемого количества жителей, которое к 2020 году, согласно проекту, должно составлять 4 млн. человек.

В прошлом году китайские СМИ сообщили о том, что Государственная электросетевая компания КНР провела исследование в 660 городах. В результате обнаружилось, что на электрических счётчиках 65,4 млн. квартир за полгода нулевые показания. Это говорит о том, что в квартирах никто не живёт. Этих квартир достаточно для проживания 200 млн. человек.

Китайский экономист Се Гочжун считает, что пустыми в Китае остаются 25% - 30% новостроек. По его данным, площадь жилых помещений в китайских городах составляет 17 млрд. кв. м, что достаточно для расселения всех жителей Китая.
Когда начался финансовый кризис, многие китайские бизнесмены стали переводить свои капиталы с производства в недвижимость, чтобы хоть как-то избежать банкротства. Таким образом, множество домов и квартир в стране было куплено только ради вложения денег. Но это же стало и главной причиной резкого повышения цен на недвижимость, которую власти до сих пор не могут взять под контроль.
Дело в том, что некоторое время из-за строительного бума и убавившего аппетиты и возможности девелоперов мирового экономического кризиса в Китае возник невиданный доселе тип городов-призраков. Это благоустроенная жилая недвижимость, со всей необходимой современному человеку инфраструктурой, в которой никто не живет. И если мы в ней не поселимся, все зарастет бурьяном, как в Припяти.