За что я "дал пощёчину" священнику Дмитрию Свердлову.

Запрещенный накануне в служении священник Димитрий Свердлов дал пространное интервью газете "Московские новости" , в котором рассказал, как его увольняли, зачем он хочет встретиться с участницей панк-группы Pussy Riot Марией Алехиной и чего не хватает Русской православной церкви. Он также заявил о том, что не понимает, зачем в СМИ была спровоцирована бурная реакция на его увольнение, поскольку позже кто-то может сказать, что это было частью антицерковной кампании.

Димитрий Свердлов в свое время написал для "Московских новостей"несколько колонок , посвященных проблемам Церкви.

Напомним, что официальным поводом к запрещению стал не согласованный с церковным начальством уход отца Димитрия в отпуск. Накануне пресс-секретарь Московской епархии епископ Балашихинский Николай (Погребняк) в интервью РИА "Новости" заявил, что Димитрий Свердлов запрещен в служении в связи с тем, что "самовольно уехал в отпуск". Епископ высказал предположение, что Дмитрию Свердлову через пять лет могут вернуть право служить, если тот "будет достойно себя вести".

Отстраненный от служения Дмитрий Свердлов в интервью "МН" рассказал, как его увольняли

14 января бывший настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Павловском Дмитрий Свердлов был "запрещён в служении и почислен за штат", якобы за то, что уехал в отпуск, не оповестив начальство. Через пять лет Свердлов может вернуться к работе, "если он себя будет достойно вести". В интервью "Московским новостям" Дмитрий Свердлов рассказал, как его увольняли, зачем хочет встретиться с Марией Алёхиной и чего не хватает Русской православной церкви.

– Что имел в виду пресс-секретарь Московской областной патриархии, говоря о вашем отпуске?

– Я не совсем понял, о чём говорил епископ Николай Погребняк. Действительно в этом июне я опоздал из отпуска, вернулся на неделю позже и пропустил одну службу, потому что вывозил больного ребёнка на море. У меня официально 12 дней отпуска в году, но я задержался в Болгарии ещё на неделю. У моего ребёнка очень серьёзная аллергия, для меня очень важно его здоровье. Мне казалось, что я дал исчерпывающее объяснение по этому поводу своему церковному руководству, и с июня до сентября никаких претензий ко мне не было. В сентябре меня перевели с должности настоятеля небольшой церкви в городской собор в Домодедово под руководство благочинного. В частных разговорах в епархии мне объяснили, что причина – мои публикации в СМИ, но не отпуск. Это была дисциплинарная мера, но формально её никак не обосновали, и поэтому я не вышел на службу в этот храм: мне не понятна была природа этого взыскания, и если бы я вышел, я бы признал его справедливость.

– Ваше отношение к истории с Pussy Riot с тех пор не изменилось?

– Я не выражал своего мнения в этой истории, я выражал своё отношение к реакции православного сообщества. Я всего лишь констатировал свою печаль по поводу этой реакции.

Дмитрий Свердлов стал широко известен после того, как заявил, что хотел бы попросить прощения у участниц группы Pussy Riot. Редакция интернет-журнала "Православие и мир" в марте 2012 попоросила нескольких священников ответить на вопрос, что бы они сказали девушкам? Дмитрий Свердлов ответил, что попросил бы у них прощения "...за ту бешеную ненависть, которую вдруг часть православного сообщества проявила в связи с событиями в Храме Христа Спасителя". В своем ответе священник также признал, что в РПЦ существуют проблемы, и выразил готовность оказать девушкам помощь.

– На ваш взгляд, православное сообщество стало менее терпимым?

– Православное сообщество очень большое, оно просто громадное. Очень трудно по отдельным ярким проявлениям судить о настроениях молчаливого большинства. Я могу только подтвердить, что с теми голосами, в которых звучала жестокость, мне трудно согласиться. Я думаю, есть немало людей, которые воспринимают религию как некую легальную возможность проявить свою ксенофобию, жестокость или неприятие иного. Они всегда были и будут, и не только в православии, это не уникально. Уникально то, что агрессия и ненависть принимаются в качестве нормы, оправдываются или признаются необходимыми. За последний год было много сказано в оправдание жестокости и ненависти.

– Устами церковных деятелей или православных людей вообще?

– Священников очень много, у них много разных мнений. Безусловно, есть немало и тех, кто богословски оправдывает ненависть и жестокость.

– В последнее время появились так называемые православные активисты, которые устраивали акции против кощунников, гомосексуалистов. Как вы относитесь к таким акциям?

– Допускаю, что мне могут быть понятны мотивы этих людей, но мой небольшой опыт священника говорит о том, что такие акции не достигают целей, которые эти люди формулируют. Целей христианского просвещения.

Мое участие в выборах в качестве наблюдателя не было проявлением политической или гражданской активности

– Патриарх сказал, что против церкви сейчас идет информационная война. Вы согласны с этим?

– Я, безусловно, не обладаю всей полнотой информации, которой обладает Святейший. Наверное, элементы предвзятости и кампанейщины в публикациях СМИ можно увидеть, но принципиально другое: вне зависимости от того, есть кампания или нет, церковному сообществу было бы очень важно проанализировать свое поведение и заявления отдельных своих представителей на предмет реакции СМИ и читающей публики. И в результате такого анализа можно прийти к выводу, что далеко не вся критика, которая свалилась на церковь за последний год, вызвана антицерковной кампанией, если такая и существует. Бывает, что основания для этой критики коренятся либо в практике церкви, либо в отдельных проявлениях этой практики. Например, ситуация с моей отставкой. Она вызвала бурную реакцию СМИ, и я пока ничего для этого не сделал. Все бурлит: героического священника репрессировали! Я не понимаю, зачем было провоцировать такую реакцию. Ведь завтра кто-то скажет, что это часть антицерковной кампании.

– Почему в последнее время стало так много сообщений об инцидентах с представителями РПЦ, та же авария с участием игумена Тимофея?

– Такие инциденты всегда были и будут: священники ездят на машинах и попадают в аварии, священники употребляют алкоголь. Может быть, у людей проснулся интерес к тому явлению, которое называет себя церковью и претендует на то, чтобы представлять Христа на территории Российской Федерации. Может быть, это желание чистоты, честности, праведности. Церковь наша очень большая, в любом огромном сообществе можно найти и хорошее, и плохое.

– Вы сейчас воспринимаете себя как представитель духовенства?

– Не могу сказать, что указ был для меня совершенно неожиданным, но я растерян. Я по-прежнему ощущаю себя частью церковного сообщества, вся моя сознательная жизнь прошла в церкви. В девятнадцать лет я был крещён, и сейчас мой круг общения на девяносто процентов состоит из людей церкви.

– Указ о вашем запрещении вас огорчил?

– Я понимаю церковную администрацию, хотя мне трудно согласиться с необходимостью этого указа, я уверен, что без него можно было обойтись. По крайней мере, того репутационного ущерба, который понесла церковь за эти сутки, можно было избежать, если бы церковная администрация выбрала более компромиссное решение, я неоднократно его предлагал. Существуют две формы отставки священника. Есть запрет – это как с военного сорвать погоны, а можно послать за штат – это как отправить на пенсию. Я давно просился за штат, но, к сожалению, руководство приняло другое решение.

– А чем вы занимались с тех пор, как перестали служить, чем планируете теперь заниматься?

– Я приводил свои дела в порядок: у практикующего священника много дел, тем более, что мой храм был новый, он строился, было много забот. Накопились долги, неисполненные обязательства. За эти сутки мне от разных СМИ поступали предложения работы журналистом и редактором, мне предложили снять документальный фильм о церкви и написать три книги, в том числе для иностранного издательства. Мне нужно время, чтобы разобраться и принять решение.

Надя Толоконникова для меня совершенно закрытый человек, я её не понимаю. Вот с Машей Алёхиной я бы хотел поговорить

– Вы были наблюдателем на выборах, ездили волонтером в Крымск. Много ли в РПЦ священников, которые активно участвуют в общественной жизни?

– Мое участие в выборах в качестве наблюдателя не было проявлением политической или гражданской активности. Это был частный эксперимент, я хотел уяснить себе суть происходящего в электоральном процессе. Причем, скорее, с психологической точки зрения, чем с политической. И если бы я не столкнулся с теми явлениями, которые наблюдал, я бы написал другую статью. Моей мотивацией было не перевернуть мир, а узнать что-то для себя. А вот Крымск перевернул меня, это впечатление, которое нельзя забыть. Это было место и момент истины, и люди преобразились, они были настоящими, по-настоящему хорошими. Это была такая клизма для души: московская накипь сходит, и ты становишься тоже настоящим, система координат проясняется.

– Хотели бы вы встретиться с участницами Pussy Riot сейчас? Что бы вы сказали им?

– Не знаю, много всего уже сказано, они могли прочитать все возможные мнения. Екатерина Самуцевич на свободе, и, слава Богу. Не знаю, хочется ли ей, чтобы с ней кто-то разговаривал. Надя Толоконникова для меня совершенно закрытый человек, я её не понимаю. Вот с Машей Алёхиной я бы хотел поговорить как с человеком, который прошёл через церковную среду. Не для того, чтобы учить её жизни – мне нечему учить. А вот послушать бы ее... Она мне интересна как человек в каком-то смысле общего со мной опыта – в том, что касается церковности.

Дмитрий Свердлов активно участвовал в общественной жизни: на декабрьских выборах в Госдуму он был наблюдателем, причём открыто заявил о фальсификациях на своём участке в публикации на портале "Православие и мир". Позже он ездил волонтёром в затопленный Крымск и неоднократно писал о том, что власти не смогли защитить людей от опасности. Всякий раз публикации Дмитрия Свердлова вызывали множество откликов.

15 января на сайте Московской епархии появился указ: "Священник Димитрий Свердлов за самовольное оставление прихода запрещается в священнослужении на5 лет и почисляется за штат". Указ подписан: "Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский". О своём "увольнении" Дмитрий рассказал на собственной странице в Facebook вечером 15 января: "Друзья. Моя карьера в РПЦ закончилась вчера. Сегодня позвонил товарищ и сообщил, что на сайте Московской епархии вывешен указ о том, что меня одновременно отправили за штат и под запрет на 5 лет. Соболезнования не принимаю. Подробности позже".

Когда-то мы со отцом Дмитрием вместе работали в профсоюзной газете. Это один из талантливейших журналистов -- но он избрал служение Богу. И тем не менее, постоянно радует: мы в "Фоме" публиковали его художественные фото:

http://www.foma.ru/article/index.php?news=3952

А вот последнее время я постоянно слежу за рождением цикла житейских диалогов, которые он "налету" выхватывает из течения жизни.

Он стремится избежать фальши -- потому не надо ожидать от диалогов неких уроков благочестия. Это -- пусть по-писательски волшебное -- зеркальце, такое, как у Пушкина: "Свет мой зеркальце, скажи..." -- и оно в ответ "выдаёт" все "но" о нашем житье-бытье.

Только его "зеркало" всё-таки по-христиански доброе, не-осуждающее.

http://dmsverdlov.livejournal.com/
Отец Дмитрий, только не останавливайся!! Так хорошо, честно, смешно-грустно, правдиво получается у тебя писать о нас, о себе, о детях наших... Бог в помощь!

По д катом большая подборка миниатюр, которую я имел наглость выстроить в некое подобие цикла. Надеюсь, отец Дмитрий простит меня...

Осторожно, трафик!

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

Сима? У нас здесь где-то муха проснулась. Не видела? Надо убить.
- Не, не надо, папа. Это первая ласточка.

ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

Да, старик... я вот протоиерей.
- Ну! Поздравляю.
-...Уже вот как пять лет.
- Как это??
- Да... Тайный протоиерей. Есть тайный монах. А я вот тайный протоиерей... Секретарь, епархиальный, полез в мое личное дело. Говорит, слушай, а ты протоиерей. Тут указ лежит. За 2004 год.
- И что ты чувствуешь по этому поводу?
- Ничего.
- Вот и здорово. Приезжай. Жду.

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ

Извините, отец Дмитрий, я не могу сейчас об этом свободно говорить.
- И при этом вы сейчас можете свободно говорить то, что вы не можете сейчас об этом свободно говорить?
- Не удивляйтесь, да.

ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА

Кушайте, батюшка, кушайте... Я это, правда, отцу Роману готовила. Но вы тоже кушайте. Вы же тоже батюшка...

ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ

Папа! Меня, знаешь, кем назначили?!
- Кем?
- Богиней любви!.. Не помню. Как-то на "у". Ты читал эпос о Гильгамеше?
- Да, зая, мы в институте проходили. Это, ты знаешь, очень древнее произведение. Оно древнее некоторых фрагментов Ветхого Завета. Там даже рассказывается история всемирного потопа, и в этом видят подтверждение библейской версии происхождения мира...
- Папа!
- Да?
- Пап, а ты не помнишь, там богиня эта случайно не в Гильгамеша влюбляется?
- Нет, малыш, не помню.
- Жаль... Потому что, если в Гильгамеша, то это очень плохо. Гильгамешем Сережу назначили...

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Смотрю на мамины фотографии и понимаю, что с ней можно было бы дружить...
- С мамой?!
- Да. Ну... ну если бы она была здорова.
- Ну, знаешь...
- Что?
- То.
- Что все было бы совсем по-другому, если бы она была здорова?
- Если бы она была здорова - прежде всего тебя бы не было.

ТЕНДЕНЦИЯ

Вы правда в больнице, что ли?
- Ну да.
- Как самочувствие?
- Да ничего.
- А условия как? Сколько вас в палате?
- Условия? Условия неплохие. Палата на шестерых. Но нас в ней трое. Вчера вечером было четверо. Но ночью один умер. Так что неплохие условия... даже, видишь, улучшаются...

ЭРУДИЦИЯ

Мне во Владимире очень понравился храм... ну, этот.. ведический.
- Какой??!
- Ведический?
- Почему ведический??
- Ну, там икон нет.
- Иконы, предположим, большевики вынесли. А Веды-то причем?
- Ну, он же еще до христианства построен?
- Свято-Димитриевский собор??
- Разве нет? Там еще резьба каменная на фасаде - козероги, осьминоги...

ТУПИК-С

Проблема у меня, отец...
- Что такое?
- ...С женой...
- ?
- Не хочет переезжать на приход.
- Почему?
- Говорит, не буду переезжать, пока настоятель полностью не освободит для нас приходской дом.
- Ну, правильно, у вас же трое детей. И что?
- А настотель говорит, что не может полностью освободить для нас приходской дом, пока он не убедится, что мы с семьей туда полностью переехали...

С НАСТУПАЮЩИМ!

Какое-то ужасное впечатление... Все бухие. Все. Мужчины, женщины...
- Много сейчас вечером в метро народу?
- Много. Очень много.
- Ну да, корпоративы... Этот какой-то несчастный наш народ... который пытается...
- Да ничего он не пытается, успокойся. Он - просто пьет, и ничего не пытается.

ЛЫЖИ. У ПЕЧКИ. СТОЯТ.

Мы потом вернулись в нашу школу...
- И вас взяли?!
- Да. Представляете? Маша три месяца отучилась в лицее, а потом мы попросились обратно, и нас взяли. И это тоже показатель.
- Ведь вы говорили, это хороший лицей? А что там не так было?
- Это трудно объяснить... Ну вот, например, турслёт. У вас же уже был турслёт? Так вот там тоже. Пригласили в лес поваров из ресторана, и они готовили на костре. А официанты подавали детям еду... А еще пригласили барда, и пока официанты разносили еду, он пел им под гитару туристические песни... Вот такой вот турслёт...

Ты представляешь? Я что-то сижу, молчу... Таксит меня спрашивает: "Че такое?" Ну, я говорю: "Да жизнь какая-то странная пошла..." А он - ты представляешь? - так спокойно и уверенно отвечает: "А я давно понял - эта жизнь вообще лишена смысла". Таксист! Ты представляешь?..

Я все-таки, батюшка, пришел к тому, что Бог есть. К сожалению...

СИНДБАД-МОРЕХОД

Самая страшная история, когда я в море ходил?.. Мы однажды из Китая шли. На два миллиона долларов кукол на борту. Детских кукол. Волна пошла. Баллов на семь. И ветер нехороший. Воот... И в один момент, понимаешь, судно кренится так... ну, сильно... и вот все эти куклы, на два миллиона долларов, в один момент закрывают глаза и говорят: "Ма-ма..."

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Папа! Пожалуйста! Не смотри на меня, когда я в ванной!..
- Прости, малыш. Я не буду. Я понимаю.
- Что ты понимаешь? Это опасно! Я - медуза Горгона!

НЕ ВЕРЮ!

Папа... я не верю... в прогресс...
- Во что??
- В научно-технический прогресс.
- Да?? Почему?
- Ну вот смотри... Например... Кондиционер из гостиной не добивает до моей комнаты...

Ты русский пересдала?
- Да, папа, пересдала.
- Хорошо. Что еще в школе?
- Ах, папа... Я бы так хотела, чтобы в меня больше никто не влюблялся!..

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ПОСТ?

Почему еще?!
- Я теперь вегетарианка.
- Сима, что за глупости? Будет пост - будешь поститься. А сейчас не выдумывай, ешь нормально, пожалуйста.
- Причем здесь пост, папа? Я эльфийка. А эльфы не едят мясо. Или ты не в курсе?

ТЕТЕНЬКА

Но что, Сима? Неужели ты хочешь, чтобы за мной тоже бегали сумасшедшие тетеньки, когда я состарюсь? Как за этим батюшкой?
- Ну, папа... Одна тетенька за тобой все равно будет бегать. Ты понял, кто? Да? Нет? Это я.

СЛОН-ИСКУСИТЕЛЬ

Папа. А если бы... ну... людей не было, и все звери жили бы тогда не в раю... а в дикой природе... Тогда змей был бы?
- Змей-искуситель, ты имеешь в виду?
- Да.
- Нет... не думаю. Змей-искуситель... это, понимаешь, относится к людям... Это образ. Это мог бы с таким же успехом быть не змей... ну... ну кто угодно.
- Слон?

ДЕНЬ АНГЕЛА

Папа, а давай ты себе что-нибудь сам купишь, а это будет как-будто я это тебе подарила на день ангела?
- Да? Ну... давай... А деньги ты мне тогда отдашь?
- Деньги? Нет.

КРАЙСЛЕР

Папа! Какая тачка!
- Что? Где? Какая?.. Впереди?
- Вокруг!

ГОЛГОФА. СО СКИДКОЙ

"...Дорогой батюшка. Наша мастерская уже более десяти лет выполняет различные работы по интерьерам для православных храмов по всей России. Для ознакомления высылаю Вам прайс на голгофы. Для строящихся церквей у нас предусмотрены скидки. С уважением, менеджер по сбыту..."

ВЭДЭВЭ

Батюшка? А вот пророк Илья, да?.. он же... зарезал триста еретиков, да?.. на горе Кармель?.. И день Вэдэвэ, ну вот, праздник сегодня, да?.. Это как-то связано, нет?..

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?..

Батюшка... У меня к вам просьба.
- ?
- Вы меня больше не называете Тонечкой...
- ??
- ...У меня есть от Бога данное мне имя...
- ???
- ...Ан-то-ни-на!

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Прости меня, отец Сергий.
- И ты меня прости, отец Дмитрий.
- Прости меня, отец Петр.
- И ты меня прости, отче. Помолись обо мне, грешном.
- Простите меня, отец Вениамин.
- Да-да... хорошо... ничего страшного...

НАДО, ФЕДЯ, НАДО

Слушай, а как ты стал... ну вот это... батюшкой?
- Да не знаю даже, как тебе и сказать...
- То есть ты понял, что для тебя это хорошо, и пошел, так?
- Не то, чтобы очень хорошо. Скорее, надо.
- Надо?
- Да, надо.
- Я вот этого не понимаю. Я понимаю, когда хорошо. А вот когда надо - не понимаю. Пока не понимаю. Но, может, когда-нибудь пойму...

Указом от 14 января 2013 года священник Димитрий Свердлов, до июля 2012 года настоятель храма апостолов Петра и Павла в Павловском, постоянный автор журналов “Фома”, “Нескучный сад” и портала “Православие и мир” почислен за штат и запрещен в священнослужении сроком на 5 лет за “самовольное оставление прихода”.

В связи с широким обсуждением данного решения, сайт Московской епархии публикует епархиальные рапорты и прошение священника Димитрия Свердлова.

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ

благочинного храмов
Домодедовского округа

РАПОРТ

Ваше Высокопреосвященство!

В феврале 2012 года священник Димитрий Свердлов (тогда - настоятель Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского района, ныне -клирик собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово) подавал на Ваше имя прошение (к рапорту прилагается), в котором выражал свое желание выйти за штат вследствие «пастырского выгорания». Это его прошение было Вами отклонено.

В течение 2012 года священник Димитрий Свердлов систематически нарушал церковную дисциплину в части заграничных поездок без Вашего благословения. Это побудило меня написать соответствующий рапорт (№ 95 от 10.09.2012 г., к настоящему рапорту прилагается). В итоге он был освобожден от настоятельства и назначен клириком в штат собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово.

Однако с момента получения им указа о новом назначении священник Димитрий Свердлов не был ни на одном богослужении и не представил мне ни одного документа, оправдывающего его отсутствие.

По моему указанию мой помощник протоиерей Вячеслав Завьялов в декабре 2012 года разговаривал с ним по телефону относительно его отношения к служению в соборе, однако ничего конкретного не услышал.

В начале января о. Вячеслав вновь пытался связаться с ним с целью убедить приехать на Рождественскую службу в собор, но тот на телефонные звонки не ответил и в ответ не перезвонил.

В связи с вышеизложенным считаю, что священник Димитрий Свердлов игнорирует указ Вашего Высокопреосвященства о своем назначении в штат собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово и, таким образом, подпадает под действие правила 36 свв. Апостолов («Если кто, быв рукоположен во епископа, не приимет служения и попечения о народе ему порученного: да будет отлучен, доколе не приимет онаго. Так же и пресвитер и диакон…»), а также текста священнической присяги («Без воли своего Архипастыря не покидать место служения, куда определен, и самовольно никуда не переходить»).

ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА
недостойный послушник

Исх.№ 2от14.01.2013года

Священник Димитрий Свердлов освобождается от обязанностей настоятеля Петропавловского храма деревни Павловское Домодедовского района и назначается в штат собора Всех святых в земле Российской просиявших города Домодедово Московской области.

+Ювеналий ,
МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ЮВЕНАЛИЮ
МИТРОПОЛИТУ КРУТИЦКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ

благочинного храмов
Домодедовского округа
протоиерея Александра Васильева

РАПОРТ

Ваше Высокопреосвященство!

Считаю своим долгом довести до Вашего сведения о выявленном систематическом нарушении настоятелем Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского церковного округа священником Димитрием Свердловым существующего в Московской епархии положения относительно отпусков духовенства.

Так, нынешним летом по Вашему благословению о. Димитрий находился в очередном отпуске. Из отпуска он прибыл с опозданием на неделю, о чем меня не известил. Факт его опоздания был установлен мной из сторонних источников, после чего он был вызван мной для объяснений. Все аргументы отца Димитрия были не убедительны, объяснительную записку по этому поводу он писать отказался. Несмотря на это, проведя с ним более чем полуторачасовую беседу, я надеялся, что склонил отца Димитрия к исполнению дисциплины относительно отпуска.

Однако уже в августе сего года он самовольно отправился в Италию (Рим) на какую-то католическую конференцию. Об этом стало известно после того, когда я попытался вызвать его в канцелярию благочиния для обычного рядового вопроса. В это время он уже находился в Риме и собирался вернуться только в ближайшую субботу. Я предложил ему немедленно явиться для объяснений, но он появился лишь в конце следующей недели.

Во время этой встречи я указал о. Димитрию на канонические правила и священническую присягу, определяющие передвижения клириков только с разрешения священноначалия. В частности, на это указывают правила Лаодикийского собора (№ 41: «Освященному, или причетнику не дожно путешествовати без правильныя граматы от епископа» и № 42: «Освященному, или причетнику не должно путешествовати без повеления епископа») и текст присяги «Без воли своего Архипастыря не покидать место служения, куда определен, и самовольно никуда не переходить». Кроме того, всем известны Ваши прямые указания относительно отпусков и отъездов клириков за пределы епархии. В ответ он заявил, что не видит существенной проблемы в том, что клирик между богослужениями отъедет куда-либо, даже за границу, так как это не ущемляет приходскую и богослужебную жизнь. В ходе беседы он также подтвердил слух о его самовольной поездке в г. Крымск с грузом гуманитарной помощи и финансовыми средствами на сумму около миллиона рублей. Также он сообщил и о том, что в его планах уже есть возможные поездки, в том числе и по приглашению различных организаций. Я увещевал его воздержаться от этих поездок, вновь указывая на их неканоничность. В ответ о. Димитрий попросил время подумать до понедельника, что я и предоставил.

В указанный понедельник о. Димитрий сказал, что по моему настоянию отменил намечающиеся поездки до конца этого года и отказал в приглашениях, но вновь сказал о том, что не видит существенной проблемы в свободе передвижения клириков между богослужениями, и, таким образом, не разделяет существующую в Московской епархии практику относительно отпусков духовенства. Я предложил ему написать объяснительную записку по самовольному оставлению прихода, на что он ответил, что напишет ее только по письменному запросу с моей стороны.

В итоге всех моих встреч и бесед с о. Димитрием у меня сложилось устойчивое впечатление, что он так и не расценивает свои поступки в качестве существенных нарушений, что делает возможным их повторение в тех или иных вариациях.

При всех указанных встречах присутствовал помощник благочинного протоиерей Вячеслав Завьялов, который является свидетелем всех признаний и слов о. Димитрия, изложенных в рапорте.

Представляя на суд Вашего Высокопреосвященства вышеизложенные факты самовольного оставления прихода священником Димитрием Свердловым, прошу в качестве возможного кандидата на должность настоятеля Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского церковного округа рассматривать клирика собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово иерея Евгения Неводина с оставлением в штате собора (юридическое наименование - Местная религиозная организация православный приход Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви).

ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА
недостойный послушник

протоиерей Александр Васильев

Исх.№ 95от10.09.2012 г.

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ЮВЕНАЛИЮ
МИТРОПОЛИТУ КРУТИЦКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ

благочинного храмов
Домодедовского округа
протоиерея Александра Васильева

РАПОРТ

Ваше Высокопреосвященство!

Почтительно представляю Вам рапорт и пояснительное письмо священника Димитрия Свердлова, настоятеля Петропавловского храма, д. Павловское, Домодедовского района, в которых изложена его просьба о почислении за штат.

О его намерении мне стало известно в декабре месяце 2011 года в результате нашего с ним разговора. Я постарался убедить его в неверности принятого решения и еще раз подумать, на что он ответил, что решение уже принял. После этого были еще две встречи и беседы, на последней я напомнил отцу Димитрию о иерейской присяге, вручив ему текст этой присяги.

Но все наши беседы не заставили его поменять свое решения, и 15 февраля 2012 года священник Димитрий Свердлов передал в канцелярию благочинного свой рапорт о почислении за штат, который я с прискорбием представляю Вашему Высокопреосвященству.

В случае удовлетворения Вашим Высокопреосвященством прошения священника Димитрия Свердлова смиренно прошу назначить настоятелем Петропавловского храма, д. Павловское, Домодедовского района священника Евгения Неводина, клирика собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово, с освобождением от должности клирика собора.

ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА
недостойный послушник

протоиерей Александр Васильев

Исх.№ 72 от 16.02.2012 г.

Его Высокопреосвященству






Московской области

ПРОШЕНИЕ

Ваше Высокопреосвященство,

прошу Вас снять с меня послушание настоятеля Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского района и почислить меня за штат вверенной Вам Богом епархии в связи с тем, что я испытываю состояние «пастырского выгорания» и чувство хронической усталости.

с благодарностью и сыновней любовью

священник Димитрий Свердлов,
настоятель Петропавловской церкви
д. Павловское, Домодедовский район

Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему Ювеналию,
Митрополиту Крутицкому и Коломенскому,
Управляющему Московской Епархией от
священника Димитрия Свердлова,
настоятеля Петропавловской церкви
д. Павловское Домодедовского района
Московской области

Ваше Высокопреосвященство,

Вы меня, возможно, не помните, поэтому в нескольких словах я бы хотел рассказать Вам о себе и постараться объяснить Вам мотивы своего прошения почислить меня за штат Московской епархии.

Я в Церкви с 19 лет, с 1989-го года, когда меня по моей инициативе крестил покойный ныне протоиерей Василий Швец в Никольском храме д. Каменный Конец Псковской области. О. Василий был моим первым духовником. Очень скоро я стал прихожанином храма свв. мчч. Флора и Лавра в с. Ям Домодедовского района, где в течение шести лет пел на клиросе и алтарничал. О. Василий Швец и о. Валерий Ларичев - это два наставника, которые значительно повлияли на мою жизнь.

В свое время я закончил Плехановский институт по специальности экономист-математик, работал в крупных коммерческих компаниях специалистом по корпоративным финансам. Параллельно начал учиться в ПСТГУ.

Вы рукоположили в священный сан в 2000 г. на Крестопоклонную неделю в Серафимо-Знаменском скиту - в месте, особенно дорогом для меня. Место и время рукоположения я всегда воспринимал как знак Божиего промысла. С судьбами новомучеников и, в частности, схиигумении Фамари (Марджановой), архиепископа Серафима (Звездинского), епископа Арсения (Жадановского) и особенно митрополита Серафима (Чичагова) я познакомился задолго до рукоположения. Первой церковной книжкой, которую я прочитал в своей жизни, помимо Нового Завета, было репринтное житие митрополита Киевского Владимира (Богоявленского).

Шесть лет я служил в храме с. Ям вторым священником, неся в основном требное послушание. Также я вел воскресные школы - сначала детскую, затем взрослую, и окормлял общину в часовне во имя прав. Феодора Ушакова при в/ч 56135 (под моим руководством здание КППв/ч было перестроено в часовню по проекту архитектора А. Н. Неймана). Приход в с. Ям огромный, послушание со временем стало изнурительным. Но я старался исполнять все, что положено до того момента, как у меня возник рецидив язвенной болезни желудка и мне потребовалась госпитализация (за 10 лет до того мне делали серьезную операцию, у меня удалены две трети желудка). Тогда я попросил Вас перевести меня на другой приход, к моему другу о. Олегу Митрову в с. Меткино.

В Космодамиановской церкви с. Меткино я прослужил два года, параллельно работая в Институте Академии Наук СОПС (Совет по изучению производительных сил) младшим научным сотрудником, готовя к защите кандидатскую диссертацию по экономике (у академикаА. Г. Гранберга и д.э.н. Е. Б. Ардемасова), что, к сожалению, мне не удалось довести до конца.

В декабре 2007 г. Вы приняли решение об образовании прихода в д. Павловское Домодедовского района и назначили меня в Павловское настоятелем. Службы в Павловском начались сразу - в строительной бытовке.

За четыре года на выделенном под храм участке была построена часовня (по сути приходской дом с домовым храмом и помещениями для детской и взрослой воскресных школ). Храм и школы полностью оборудованы, здание подключено ко всем коммуникациям, на территории сделано полное благоустройство и смонтирована детская площадка.

Это, конечно, не самая грандиозная стройка - за этот срок строятся огромные храмы. Но мы строили в условиях экономического кризиса, без генерального спонсора, фактически на деньги прихожан. Я не хвалюсь и не оправдываюсь - есть то, что есть. Но главный, и удивительный для меня самого результат - это сложившаяся вокруг храма настоящая община, при условии, что в непосредственной близости от Павловского успешно существуют два сложившихся мощных прихода - в с. Ям и Никольский храм в с. Домодедово. Я не «бросаю» людей: приход, как выяснилось, состоит из зрелых и по-настоящему церковных людей и с пониманием и доверием отнесся к моему желанию выйти за штат.

Помимо стройки и приходского послушания я занимался окормлением двух школ: в с. Ям (в/ч 56135) и № 4 в г. Домодедово. В прошлом году состоялся первый успешный опыт сотрудничества с ВУЗом: я прочитал в Домодедовском филиале РГГУ курс лекций и провел семинарские занятия по религиоведению.

Такова вкратце внешняя сторона моей церковной жизни за последние 12 лет. Еще могу добавить, что у меня трое детей, последние два - мальчики, трех и четырех лет. Еще в последнем году я много писал и публиковался - в «Фоме», «Нескучном саду» и на сайте «Правмир».

30 декабря 2012 г. Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на Архиерейском совещании архиереев митрополий в частности сказал: «Бывает так, что на определенном жизненном этапе священник сталкивается с „пастырским выгоранием“. Это такое состояние, когда священнослужитель теряет мотивацию к несению пастырского служения, состояние хронической усталости и апатии, сопровождающееся сомнениями в наличии пастырского призвания и правильности выбора священнослужения как профессии и образа жизни. Здесь - особая ответственность епископа и епархиального духовника. Проще простого будет наказать, запретить, отвернуться. Но не к этому призван архипастырь. Именно в такие моменты следует с особой остротой вспомнить литургическое приветствие „Христос посреди нас“, обращенное к „собрату и сослужителю“.

Может быть тяжело, неприятно, даже внутренне невыносимо - сталкиваться с равнодушием, закостенелостью или даже озлобленностью. Но мы не можем проигнорировать призыв Доброго Пастыря, который идет и взыскует заблудшую овцу, не дожидаясь пока она сама вернется в стадо и заботясь о ней более, чем о других овцах».

У меня нет апатии, равнодушия и озлобленности. Но последнее время я живу и служу с чувством сильной выраженной внутренней усталости. Мне надо сделать паузу. Немного остановиться и посмотреть на себя, на свой путь со стороны. Очень прошу не видеть в моей просьбе о выходе за штат антицерковный поступок, предательство. Мне кажется это несправедливым. Всю свою сознательную жизнь (с 19-ти до 40-ка лет) я живу в Церкви.

Я не собираюсь переходить в другие юрисдикции, в другую епархию, в другие церкви. Я не собираюсь совершать требы по домам. Я не собираюсь заниматься политической деятельностью.

Моя просьба к Вам: удовлетворить мое прошение о почислении за штат и не запрещать меня в священнослужении. Это даст мне возможность иногда служить у моих друзей-священниковв Вашей епархии - в случае, разумеется, если на это будет Ваше благословение.

Кроме того, я бы хотел закончить мое образование в ПСТГУ (мне остался один курс и диплом), а может быть, и продолжить его - статус запрещенного священника это сделает затруднительным. И еще: в этом году должна выйти детская книжка за моим авторством в одном из православных издательств. Запрет сделает это издание невозможным.