З. Зорина, А

Зоя Александровна Зорина


Доктор биологических наук, руководитель лаборатории физиологии и генетики поведения биологического факультета МГУ. Родилась 29.03.1941 г.

Специальность - Физиология высшей нервной деятельности;
1958 -1963 - учеба на биолого-почвенном ф-те МГУ, кафедра ВНД, научные руководители Н.А. Тушмалова, Д.А. Флесс; "Роль и участие гиппокампа в генезе аудиогенного судорожного припадка";
1965 - 1986 младший научный сотрудник кафедры ВНД
1986 - 1993 старший научный сотрудник кафедры ВНД
1993 - 1997 ведущий научный сотрудник кафедры ВНД
1997 по наст.вр. заведующая лабораторией физиологии и генетики поведения кафедры ВНД
1968 -диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук "Роль и участие гиппокампа в генезе аудиогенных судорог разного происхождения"
1993 -диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук "Рассудочная деятельность птиц"
2001 - звание заслуженного научного сотрудника МГУ

Спецкурсы - "Элементарное мышление животных" для кафедры ВНД, "Основы этологии и зоопсихологии" - для философского факультета.

Подготовала 3 аспирантов, защитивших кандидатские диссертации.

Член ученого совета биолого-химического ф-та МПГУ;

Член бюро рабочей группы по изучению врановых птиц (будет отдельная информация)

Член оргкомитета Московского этологического семинара.

Основные труды:

  • Крушинский Л.В., Зорина З.А., Полетаева И.И., Романова Л.Г. Введение в этологию и генетику поведения (в соавт) М.: Изд-во МГУ. 198?? …с.
  • Zorina Z.A. Reasoning in birds. 1998
  • Зорина З.А. Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М.: Изд-во МГУ. 1999 …с.
  • Зорина З.А. Полетаева И.И. Поведение животных. Популярная энциклопедия. М.: Астрелль. 2000
  • Зорина З.А. Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. Пособие по зоопсихологии и высшей нервной деятельности. М.: Аспект Пресс. 2001. 320 с.
  • Интервью

    Наука: к 120-летию со дня рождения зоопсихолога Надежды Ладыгиной-Котс
    19 мая 2009 года исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося зоопсихолога Надежды Ладыгиной-Котс, автора знаменитой книги "Дитя шимпанзе и дитя человека" Этот труд стал итогом многолетних наблюдений сначала за развитием шимпанзенка Йони, а затем – своего собственного сына Рудольфа. О самых интересных эпизодах жизни и научной работы Ладыгиной – Котс рассказывает профессор биологического факультета МГУ Зоя Зорина. С ней беседуют Ольга Орлова и Александр Марков.
    З.А. Зорина

    Список работ автора имеющихся на сайте

    Элементарное мышление животных.
    Элементарное мышление животных: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002.- 320 с. ISBN 5-7567-0135-4. Учебное пособие посвящено элементарному мышлению, или рассудочной деятельности - наиболее сложной форме поведения животных. Впервые вниманию читателя предложен синтез классических работ и новейших данных в этой области, полученных зоопсихологами, физиологами высшей нервной деятельности и этологами
    З.А. Зорина , И.И. Полетаева

    Основные положения концепции Лоренца
    В основу своей первоначальной концепции Лоренц положил деление поведения на врожденное (собственно инстинктивное) и приобретенное (сформированное за счет индивидуального опыта, обучения). Он указывал, что такое дробление в большинстве случаев бывает условным. Каждая последовательность поведенческих актов рассматривается Лоренцом как сцепление инстинктов и обучения. Наследование видоспецифических особенностей в выполнении фиксированных комплексов действий можно анализировать, изучая поведение гибридов первого поколения от скрещивания особей родственных видов, у которых это поведение четко различается, а также (что применимо в основном к насекомым) у особей с локальными мутациями, затрагивающими этот признак.

    Четверг, 26 октября 2017 года, 19:30, Москва, Культурно-просветительский центр «Архэ».

    Культурно-просветительский центр «Архэ» приглашает на курс ведущего отечественного этолога и зоопсихолога Зориной Зои Александровны «Зоопсихология и сравнительная психология».

    Тема четвертой лекции: «Этология. Продолжение».

    Лекция будет посвящена описанию модели поведенческого акта по К. Лоренцу: мотивация, поисковое поведение, ключевые стимулы, завершающий акт (в том числе на примере социального поведения); поведение при конфликте мотиваций (по Тинбергену).

    О лекторе:
    Зоя Александровна Зорина - один из лучших отечественных этологов, доктор биологических наук, заведующая лабораторией физиологии и генетики поведения Кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ.

    О курсе «Зоопсихология и сравнительная психология»

    Программа курса зоопсихологии и сравнительной психологии тесно связана с проблемами происхождения психики, путей ее филогенетического развития и становления психики человека в процессе эволюции. Материал курса построен на обобщении данных, полученных как психологами разных направлений, так и биологами – физиологами, этологами, полевыми зоологами, а также генетиками поведения.

    Из этого курса вы узнаете, думают ли животные, способны ли они принимать правильное решение в неожиданно возникшей ситуации, и каким видам животных такие способности свойственны в наибольшей степени. Будет показано, чем отличается язык человека от «языка» животных, и какие зачатки способностей к человеческой речи удалось обнаружить у шимпанзе.

    В лекциях будет рассмотрен вклад каждой из перечисленных наук в изучение мышления животных. Наряду с данными экспериментов широко используются результаты этологических наблюдений в природе. Обсуждаются особенности онтогенеза животных разных видов, а также генетически детерминированные формы поведения и соотношение врожденного и приобретенного в его формировании. Особое внимание уделено характеристике игрового этапа онтогенеза и его значению в формировании поведения взрослого животного.

    В числе различных тем будут затронуты такие вопросы , как, например:

    • Как начиналось экспериментальное изучение психики животных?
    • Чем отличается мозг животных от мозга человека? Велики ли эти различия?
    • Чем обогатили зоопсихологию этологи, изучающие поведение животных в природных условиях?
    • Что такое игра, и зачем животные играют?
    • Есть ли у животных более сложные формы поведения, чем инстинкты?
    • Есть ли у животных мышление, и в каких формах оно проявляется?
    • Можно ли говорить об уме животных?
    • Могут ли животные использовать орудия?
    • Чем отличается орудийная деятельность дятлового вьюрка от орудийных действий шимпанзе?
    • Что общего между психикой высших млекопитающих и высших птиц?
    • Способны ли к абстракции шимпанзе и вороны?
    • В какой степени животные могут «считать»?
    • Можно ли вести диалог с шимпанзе, и о чем они могут рассказать?
    • Как ведут себя перед зеркалом животные разных видов, и о чем говорит способность узнавать себя в зеркале?
    • Что такое «запасной ум», и в чем он проявляется у шимпанзе?

    З. А. Зорина, А. А. Смирнова

    О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли высшие животные оперировать символами?

    Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

    Биологический факультет

    Кафедра высшей нервной деятельности

    Научный редактор И. И. Полетаева

    Зоя Александровна Зорина

    Доктор биологических наук. Заведует лабораторией физиологии и генетики поведения животных кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Изучает элементарное мышление животных, в том числе способность к обобщению и символизации у врановых птиц, читает лекции в МГУ и ряде институтов. Автор монографии и ряда печатных работ по рассудочной деятельности птиц, а также учебных пособий «Основы этологии и генетики поведения» (М., 1999/2002, в соавторстве); «Зоопсихология: элементарное мышление животных» (М., 2001/2003, совместно с И. И. Полетаевой) и популярной книги «Поведение животных» в серии «Я познаю мир» (М., 2001, совместно с И. И. Полетаевой).

    Анна Анатольевна Смирнова

    Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории физиологии и генетики поведения животных кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Занимается экспериментальным изучением мышления животных.

    Они говорят или обезьянничают? (предисловие издателя)

    0. Идея издания этой книги была подсказана одной телепередачей Александра Гордона, осуществившего несколько лет назад замечательный проект: серию интервью с отечественными учеными, которые в живой и доступной форме рассказывали о своих исследованиях и связанных с этими исследованиями проблемах. Передача была посвящена способностям человекообразных обезьян понимать и использовать естественный (человеческий) язык. В ней известные ученые доктор биол. наук З. А. Зорина (исследователь разумного поведения животных) и доктор исторических наук М. Л. Бутовская (специалист в области антропологии и этологии приматов) рассказывали о наиболее интересных достижениях зарубежных, главным образом американских, биологов в этой области.

    Достижения эти меня поразили. Они оказались настолько неожиданными и, более того, невероятными, что, если бы не авторитет ученых и академический стиль изложения (детальное обсуждение условий каждого эксперимента, многоаспектный анализ его результатов, осторожность в общих оценках и пр.), их рассказ вполне можно было бы принять за псевдонаучную сенсацию.

    Приведу лишь два эпизода из этой беседы – так, как они описаны уже в настоящей книге.

    1. В первом эпизоде речь шла об эксперименте американских ученых, четы Алана и Беатрис Гарднеров, которые в 1966 году взяли жить в свою семью 10-месячную самку шимпанзе по имени Уошо. Их целью было выяснить, способны ли шимпанзе освоить простейшие элементы языка-посредника амслен – упрощенного языка жестов американских глухонемых (как известно, голосовой аппарат антропоида не приспособлен для воспроизведения звуков человеческой речи).

    Спустя короткое время стало очевидно, что Уошо – не пассивное лабораторное животное, а существо, наделенное потребностью учиться и общаться. Она не просто овладевала словарем, а задавала вопросы, комментировала собственные действия и действия своих учителей, сама заговаривала с ними, т. е. вступила в полноценное двустороннее общение с людьми. Словом, Уошо превзошла ожидания экспериментаторов, и… после трех лет обучения употребляла уже около 130 знаков… Она к месту употребляла «слова», объединяла их в небольшие предложения, придумывала собственные знаки, шутила и даже ругалась.

    …В случае ошибок Уошо себя поправляла. Вот типичный пример: она показала на картинку, сделала знак «ЭТО ЕДА», потом внимательно посмотрела на свою руку и изменила «высказывание» на «ЭТО ПИТЬЕ», что и было правильно. <…>

    Уошо точно различала знак собственного имени и местоимения 1-го лица. Она регулярно использовала жесты «МНЕ», «Я», «ТЫ» и притяжательные местоимения – «МОЙ», «ТВОЙ» (это были разные знаки). <…> Она хорошо представляла себе разницу между действующим субъектом и объектом его действий и демонстрировала это понимание при использовании не только имен собственных, но и местоимений. Обращаясь с какой-то просьбой, Уошо ставила «ТЫ» перед «МНЕ» в 90 % случаев: «ТЫ ВЫПУСТИТЬ Я»; «ТЫ ДАЙ МНЕ», но «Я ДАМ ТЕБЕ». Когда ей знаками говорили «Я ЩЕКОТАТЬ ТЕБЯ», она ждала, что ее будут щекотать. Но когда ей говорили «ТЫ ЩЕКОТАТЬ МЕНЯ», она, в свою очередь, бросалась щекотать собеседника. <…>

    Уошо… очень быстро обобщила один из своих первых знаков «ОТКРОЙ» и спонтанно переносила его на большое количество объектов (референтов). Например, первоначально Уошо обучали этому знаку применительно к открыванию трех конкретных дверей. Не сразу, но она спонтанно стала им пользоваться для открывания всех дверей, включая дверцы холодильников и буфета… Потом она применяла этот знак для открывания вообще всяческих контейнеров, в том числе ящиков, коробок, портфеля, бутылок, кастрюль. В конце концов, она совершила настоящее открытие – подала этот знак, когда ей потребовалось повернуть водопроводный кран!

    Завершающий штрих -

    …способность к употреблению жестов в переносном значении. Так, Уошо «назвала» служителя, долго не дававшего ей пить, «ГРЯЗНЫЙ ДЖЕК», и слово «ГРЯЗНЫЙ» очевидно было употреблено не в смысле «запачканный», а в качестве бранного. В других случаях разные шимпанзе и гориллы относили «ГРЯЗНЫЙ» к бездомным котам, надоедливым гиббонам и ненавистному поводку для прогулок. Коко (горилла. – А. К. ) также называла одного из служителей «ТЫ ГРЯЗНЫЙ ПЛОХОЙ ТУАЛЕТ» (с. 159–163).

    Другой эпизод относится к более позднему времени – ко второй половине 80-х годов. В нем участвовал знаменитый ныне Канзи – представитель недавно открытого подвида карликовых шимпанзе бонобо. Канзи был «билингвом». Во-первых, его целенаправленно обучали новому языку-посреднику йеркиш. Вместо жестов амслена здесь используется специальная компьютерная клавиатура с условными (не иконическими) клавишами-значками («лексиграммами»), обозначающими слова английского языка. При нажатии клавиши значок слова отображается на мониторе (без звукового воспроизведения слова). Тем самым оба участника видят весь диалог и могут исправлять или дополнять свои реплики. Кроме того, Канзи наряду с лексиграммами непроизвольно (без специального обучения) усвоил и звучание около 150 английских слов и, по мнению руководителя проекта доктора Сью Сэвидж-Рамбо, мог непосредственно, без обращения к монитору и лексиграммам, воспринимать и понимать звучащую речь. Однако это наблюдение требовало убедительного экспериментального подтверждения. Ведь

    общаясь с людьми, обезьяны настолько преуспевают в восприятии невербальных аспектов коммуникации, что часто догадываются о намерениях говорящего, на самом деле не понимая значения слов. С. Сэвидж-Рамбо иллюстрирует это удачным примером: если вы следите за «мыльной оперой» с выключенным звуком, то почти всегда вы и без слов понимаете смысл того, о чем идет речь. Способность «читать» информацию в конкретной ситуации из разных источников, включая жесты, взгляды, действия, интонацию и знание уже имевших место аналогичных обстоятельств, у обезьян развита очень хорошо. Отсюда часто рождается заблуждение, что они понимают слова, поскольку, сосредоточенные прежде всего на языке, люди забывают о существовании других каналов информации (с. 224).

    Чтобы получить такое подтверждение, С. Сэвидж-Рамбо провела уникальный эксперимент, позволивший

    сравнить понимание произносимых человеком предложений у Канзи и у ребенка – девочки Али. <…> В начале тестирования (оно продолжалось с мая 1988 г. до февраля 1989 г.) Канзи было 8 лет, а Але 2 года. Им предложили в общей сложности по 600 устных заданий, каждый раз новых, в которых и слова, и синтаксические конструкции систематически менялись в каждой пробе. Фразы одного типа (в разных вариантах) повторялись не реже, чем через несколько дней. Обстановка тестирования была разнообразной. Это мог быть прямой контакт, когда обезьяна и человек сидели рядом на полу среди груды игрушек. В части таких опытов экспериментатор надевал шлем, закрывающий лицо, чтобы невольной мимикой или взглядом не подсказать нужное действие или предмет (что вообще было маловероятно). В других опытах, также во избежание вольных или невольных подсказок, экзаменатор находился в соседней комнате, наблюдая за происходящим через стекло с односторонней видимостью. В этих случаях Канзи тоже слушал задания через наушники, причем их произносили разные люди, а иногда применяли даже синтезатор речи.

    В подавляющем большинстве случаев Канзи без какой-либо специальной тренировки правильно выполнял каждый раз новые инструкции. Ниже мы приводим типичные примеры.

    Положи булку в микроволновку;

    Достань сок из холодильника;

    Дай черепахе картошки;

    Достань платок из кармана Х.

    При этом часть заданий давали в двух вариантах, смысл которых менялся в зависимости от порядка слов в предложении:

    Выйди на улицу и найди там морковку;

    Вынеси морковь на улицу;

    Налей кока-колу в лимонад;

    Налей лимонад в кока-колу.

    Многие обращенные к нему фразы провоцировали совершение необычных (или даже обычно наказуемых) действий с обычными предметами:

    Выдави зубную пасту на гамбургер;

    Найди собачку и сделай ей укол;

    Нашлепай гориллу открывалкой для банок;

    Пусть змея (игрушечная) укусит Линду (сотрудницу) и т. д.

    Ежедневные занятия с Канзи постоянно были направлены на то, чтобы снова и снова выяснять пределы его понимания происходящего. Например, во время прогулки его могли попросить:

    Набери сосновых иголок в рюкзак;

    Положи мячик на иголки,

    а через несколько дней:

    Насыпь иголок на мячик.

    <…> Достижения Канзи несомненно подтвердили способность шимпанзе к спонтанному пониманию синтаксиса. Оказалось, что, как и его коллега по эксперименту девочка Аля, он практически безошибочно понимал все предложенные вопросы и задания. В среднем Канзи выполнил правильно 81 % заданий, тогда как Аля – 64 % (с. 233–237).