Юрий яковлев багульник анализ. Болотник в народе

Цели урока:

- услышать нравственное звучание рассказа;

Создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа “Багульник”;

Воспитывать любовь к людям, животным.

Оборудование: портрет писателя, полка с книгами, тексты рассказа “Багульник”, иллюстрации (багульник, изображение собак), шумовые записи (школьный звонок, шум морского побережья).

Лексическая работа.

Молчальник – нелюдимый, скрытный; никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.

Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость.

Милосердный – проявляющий милосердие.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Личность – человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо.

…он менялся в её глазах, как веточка багульника.

Ю. Яковлев “Багульник”

Ход урока

1. Поэтическая 5-минутка.

Е. Евтушенко

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

Ребята, что общего между стихотворением Е. Евтушенко и рассказом Ю. Яковлева?

2. Работа по теме урока

1) Слово учителя.

Эхо детства слышится во многих произведениях Ю. Яковлева. Вот только некоторые из них: “Мальчик с коньками”, “Реликвия”, “Сын лётчика”, “Рыцарь Вася”, “Багульник”.

Главными героями этих рассказов являются дети, и сам Яковлев так сказал об этом: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека”.

Сегодня, перелистывая страницы рассказа “Багульник”, поучимся друг у друга, вы – у меня, а я – у вас, понимать произведение. Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, основанное на таких понятиях, как правда, совесть, честь…

Проследим, как удаётся писателю в ребёнке видеть завтрашнего взрослого человека.

2) Сообщение темы урока.

3) Осмысление рассказа “Багульник”.

Вы помните: героем рассказа “Багульник” является мальчик Коста. Он для вас новый человек, но думаю, о нём у вас сложилось определённое впечатление.

Поделитесь своим первым впечатлением от знакомства с Костой. (Текст: неприятное впечатление: вызывающе зевал на уроках, зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал не рот, а пасть, подвывал, тряс головой.)

Кем считали Косту в классе? (Молчальником.)

Объясните смысл этого определения (Молчальник – нелюдимый, скрытый, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.)

Какую реакцию вызывал ученик у учителей и одноклассников? (У учителей он вызывал раздражение.)

Записываем слово в тетрадь. Объясним его значение, уточним в толковом словаре.

Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость: сидят такие ученики тихо, но каждое слово из них приходится вытягивать клещами.

(Одноклассники не понимали его, он был для них неинтересным человеком.)

Но однажды одноклассники забыли, что Коста “молчальник”, и решили, что он “волшебник”, а учительница Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.

Что произошло в классе? (Обращаемся к тексту.)

(Текст. Коста приносит в класс пучок тонких прутиков, ставит их в банку с водой и, несмотря на подсмеивание одноклассников и Женечки, ежедневно меняет воду.)

И вот чудо: веник зацвёл. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. А из набухших почек-узелков прорезались листья светло-зелёные, ложечкой.)

Почему герои рассказа толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий аромат, шумно дышали и спрашивали, что за растение, почему цветёт? (Все забыли, что Коста “молчальник”, и решили, что он волшебник, а Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. Это счастье для ученика. Исчезло раздражение, недоверие, Коста для учителя, одноклассников и нас - загадочный, интересный человек.)

Что нового узнала Женечка о мальчике, приглядевшись к нему? Давайте представим, что сейчас для Косты прозвенит звонок с последнего урока. (Запись школьного звонка.) (Найти в тексте. Вот Коста вскакивает с места и сломя голову выбегает из класса. Вот он с грохотом скатывается с лестницы, хватает пальто, скрывается за дверью. Звонок последнего урока для него – сигнальная ракета. Она зовёт Косту в загадочную жизнь, о которой никто не имеет представления.)

Куда он мчится? (К людям и собакам, которым нужна его помощь.)

Давайте восстановим эпизоды свидания Косты с четвероногими друзьями. (Сообщение ребят.)

1 ученик. “Коста нырнул в кривой переулок…Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно погасили костёр”.

2 ученик. “Теперь пришлось бежать три квартала…Он молча пошевелил обрубком хвоста”.

Запись шума морского побережья. Чтение отрывка наизусть. (“Но вот Лапоть отгулял…Она ждала”.)

Сравните собак. (Собаки разных пород, но все они рады встрече с Костой; они верят человеку; они преданы ему.)

А каковы хозяева? (Есть любящие, ответственные. Есть и такие, кто, уехав, оставляет на балконе живое существо на произвол судьбы. “Люди ведь!” - с сожалением и горечью говорит о них дворничиха.)

Посмотрим, каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами. (Быстрый, подвижный, чуткий, добрый, способный жертвовать успехами в учёбе; выносливый: проделывает огромный путь со своими питомцами.)

Мы видели Косту в классе и после уроков. Сравните его поведение, отметьте, что нравится в нём. (Забыто первое впечатление, восхищаешься его добротой, чуткостью, умением быть самим собой, он милосердный (Объяснить лексическое значение слова, записать в тетрадь), наше время нуждается в таких людях. Прекрасно, если уже под школьной формой бьется сердце преданного друга.)

Подумайте, почему Коста так лёгок в общении с собаками и почти не находит общего языка с людьми? (Может быть, собаки, в отличие от некоторых людей, всё понимают без слов, не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадёжно…)

Поговорим о людях – героях рассказа. Поговорим о них подробнее.

Учительница. Почему её называют ласково Женечка? (Мальчику повезло с учительницей: она старается понять своих учеников; таких учителей дети любят и между собой называют Женечкой , т. е. ласково, как близкого и родного человека. Хороший и интересный педагог эта Женечка.)

Одноклассники. Почему автор не называет их по именам? Можно ли представить каждого из них, как Косту? (Одноклассники изображены однородной массой. Хорошие они или плохие – неясно. Неизвестно, как повели бы они себя в ситуации, подобной Костиной. Ясно одно: им очень нужна помощь Женечки.)

Коста. Он бывает разным. Но это его лицо. В минуты “волшебства”, общения с четвероногими друзьями и их хозяевами лицо мальчика прекрасно, он уверен в необходимости доброго дела.

Коста – личность (Лексическая работа. Записать в тетрадь: Личность – человек, имеющий своё лицо, взгляды на жизнь.) А мы уже видели: в том, что надо быть добрым, нужным людям, Косту убеждать не приходится.

3. Итог урока.

О чём рассказ Ю. Яковлева “Багульник”? (Рассказ о мальчике, его отношении к людям, к “братьям меньшим”. В нём повествование о багульнике, который принёс Коста в класс, занимает несколько строчек.)

Почему же писатель назвал произведение “Багульник”? (Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно.)

Текст. “Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником . Теперь он менялся в её глазах, как веточка багульника”. (Эпиграф к уроку.)

4. Оценки за урок.

5. Домашнее задание.

Сочинение-размышление “Встречаются ли в наше время люди, похожие на Косту?”

Какие болезни лечит багульник болотный? Его полезные свойства, применение и целебные рецепты. Также узнайте, в каких случаях он противопоказан и почему?

Другие названия растения: «багула», «душица», «сонная одурь», «розмарин лесной», «болотная канабра», «головолом», «болотник», «канаборник», «багно», «бугун», «багун», «болиголов», «багунник», «рододендрон», «клоповая трава», «кокора», «клоповник».

Произрастает на болоте, торфяниках, влажных лесах. Снизу листика, где находится рыжеватый цвет, можно заметить масляную железу. Цветочки образуют зонтиковидный щиток. Они густые, белой окраски.

Цветок ядовитый как для людей, так и для животных и насекомых. Но, не смотря на это, пчелы опыляют его, вот только мед ни в коем случаи нельзя кушать. Цветение и созревание припадает на лето (от июня по август). Размножается культура в основном корешком, очень редко семям.

Плод - это коробочка с семенами, они желтого цвета. Название цветка связано с его сильным, неприятным запахом. Впервые описание растения можно встретить в работах Карла Линнея. Он написал научную диссертацию о свойствах и применение рододендрона.

Встретить багульник можно в Сибири, Белоруссии, в некоторых частях Украины. В медицине используются побеги и листки. Преимуществом среди других растений является самостоятельное произрастание с семечек.

Краткое описание багульника


Куст прямой, очень разветвленный. Стебелек почти весь покрыт мхом, имеет много веточек, с густыми листьями. Побег тоненький, рыжего цвета. Листочек двух цветов, сверху - зеленый, а снизу - опушенный, рыжий. Корень может достигать до 40 см. в глубину.

Цветки находятся сверху на побеге. Они пятилепестковые, имеют по 5 тычинок, вокруг их расположен диск с нектаром. Выделяют одуряющий аромат.

Коробочка з семенами небольшая, но в ней находится много семечек. Они похожи на крылья, маленького размера. Способен размножаться черенками, семенами, корневым отпрыском. Созревает в конце лета.

Эфирное масло, которое есть в листьях и стебле содержит ядовитое вещество. Из-за этого мы можем ощутить резкий, одурманивающий запах. Масло способное поразить нервную систему, вызвать обморок, головную боль, рвоту, тошноту.

Ядовитое растение требует влажной почвы, особенно кислой. Его можно встретить растущее рядом с березой, сосной, голубикой. Растет на Востоке, в России, Сибири.
Существует несколько видов травы: болотный, гренландский, дальневосточный, стелющийся, подбел, крупнолистный.

Заготовка рододендрона


Правильно заготавливать только молодые побеги, срезая их от начинания листков. Срезанное сырье формируют в пучок, и цепляют в помещение, с постоянным доступом воздуха.

Собирать необходимо тогда, когда растение цветет. Сухое снадобье отдает бальзамическим, дурманящим ароматом. Напоминает камфару с горьким вкусом.

Состав багульника


Содержит дубильное вещество, арбутин, эфирное масло, смолу, фитонцид, камедь, флавоноид. Масло багульника уникальное вещество, оно лечебное, придает цветку специфического аромата. Фитонцид подавляет размножение микробов, бактерий, повышает биологическую активность. За счет этого куст не болеет, а наоборот защищен от вредоносных болезней.

Камедь - углевод, которая способна снять раздражение желудка, используется в фармакологии (для изготовления препаратов). Флавоноид положительно влияет на деятельность нашего организма, особенно на вырабатывание ферментов.


Арбутин широко применяют в лечебных целях, косметологии. Выступает как антисептик, снимает воспалительный процесс.

Полезные свойства багульника


Благодаря эфирному маслу траву используют как противокашлевое, отхаркивающее, обволакивающее, бактерицидное, успокаивающее средство. Благоприятно влияет на слизистую оболочку органов дыхания, повышает секрецию бронхов.

Применяется в виде отваров, настоев. Эффективен при лечении кашля, туберкулеза, пневмонии, коклюша. Багульник соединяют с иными целебными травками, которые лечат гастрит, лихорадку, цистит, малярию.

Готовят мазь из багуна, которая заживляет раны, экзему. Применяют ванны, примочки, капли из одурманенной травы. В медицине используется как болеутоляющее средство, избавляет от нарушений работы печени.

Применение багуна


Лекарственное средство расширяет сосуды, выводит лишнюю мочу из организма. Помогает при бронхиальной астме, гипертонии. Травяную мазь применяют от ожога, ушиба, при обморожении и повреждении кожного покрова.

Настоем лечат бронхит, сердечную систему, энтероколит, головную боль. При больном ощущении в суставах, неврите, миозите используют компресс, натирания из болотника.
Выделяющийся сок багульника уничтожает микробы, останавливает распространение вируса. Способен остановить дифтерию, палочку коклюша, вибриона.

Масло снимает воспаление, повышает кровообращение, сопротивляемость организма, устраняет спазм, судорогу. Известен в использовании и в других странах СНГ. Например, в Японии применяют при чесотке, укусе насекомых, дизентерии, оспе, женских заболеваниях половых органов, блефарите.

В Болгарии травяным снадобьем лечат холецистит. Германия и Франция используют при стенокардии, кашле, ревматизме. А вот Кома при помощи багульника излечивает людей от алкогольной зависимости.

В медицинских целях помогает болотник при артрите, астме, опухоли. Настой готовится следующим образом: берется кипяток, в него бросают сухое сырье или свежее и медленно проваривают. Потом процеживают и пьют по 2 ст. л. на протяжении дня.

Отвар: растение помещают в сосуд с кипяченой водой, варят 10 минут. После ждут охлаждения жидкости и отцеживают. Принимают трижды в день после еды.

Еще применяют траву для опрыскивания помещения от комаров, клопов, мух. Листьевым порошком посыпают одежду, чтобы сберечь ее от моли. Также востребовано в мыловарении, парфюмерии.

Был случай, когда багульник применяли вместо хмеля для приготовления пива. Но от такого напитка болела сильно голова, появлялось головокружение, колик, бред. После этого его стали запрещать для приготовления этого алкогольного напитка.


Болотник полезен и для животных. Например, коровам его дают при вздутии, поросенку при эпидермисе, а лошадям при коликах.

Багульниковый мед нельзя кушать людям, его исключительно используют пчелы для развития количества семей.

Болотник в народе


Как мы уже знаем, багун смягчает кашель, выводит мокроту, лечит животных, устраняет от вредных насекомых. Благодаря своим качествам снижает артериальное давление, уничтожает стафилококк и вирусы.
  1. От кашля готовят настой и пьют его по 1 ч. л. до 5 раз в день.
  2. Масло используют при рините, энтероколите.
  3. Травяной настой лечит ревматизм, бронхиальную астму, если употреблять его по половине стакана 5 раз на день.
  4. Угревая сыпь, фурункулы, лишаи проходят с применением отвара. Его можно прикладывать наружно в виде примочки или же пить по 0,5 стакана после трапезы.

Рецепты с применением багульника

  • Для наружного применения: травку заливают кипятком, потом процеживают. Используют при экземе, артрозе.
  • Измельченную траву заливают кипятком и оставляют на 8 часов. Потом фильтруют отвар и пьют как мочегонное, успокаивающее средство, также оно помогает при простуде, одышке, подагре, кашле (по 0,5 стакана 3 раза на день).
  • Настой багуна: измельченную сухую траву помещают в кипяченую воду, дают постоять в духовке больше 10 часов. Эффективно при лечении гриппа, подагры, экземы, рините. Принимать по 4 раза на день.
  • Настойка на спирту: понадобится водка или спирт, снадобье все перемешать и дать постоять сутки. Применять в виде растираний от радикулита, артрита, ревматизме.
  • При бронхите: готовят сбор из душицы, березовых почек, крапивы, багульника. Все заливают кипятком, кипятят 10 минут, отцеживают. Принимают по 0,75 стакана трижды на день.
  • При заболевании дыхательных органов нужно смешать рододендрон с мать-и-мачехой. Приготовленный отвар выпивают по 1 ст. л. каждые 2 часа.
  • Дизентерия проходит при помощи травяного сбора. Корень алтея, болотник, настаивают в горячей воде 1 час. Употребляют по одной столовой ложке через каждый час.
  • При кашле употребляют целебный сбор из алтея, мать-и-мачехи, багуна. Смесь кипятят, настаивают полчаса. И только потом принимают по 0,5 стакана до 6 раз на день.
  • Полиартрит: смешайте листья брусники, можжевельника, подорожника, багульника, ромашки, череды. Залейте кипяченой водой, процедите и принимайте в теплом виде перед едой.
  • Ожирение: хвощ смешайте с пустырником, корой крушины, болотником. Проварите смесь на маленьком огне, и подождите, пока остынет напиток. Пейте после каждого приема пищи.
  • Бронхиальная астма: вам понадобится ромашка, эфедра, почки березы, багун. Залейте 0, 5 л. воды, оставьте на 5 часов. Принимать в теплом виде.
  • Эфирное масло используют при повреждении кожи. Им смазывают поврежденное место. Готовится оно так: в оливковое масло бросают снадобье, отстаивают 12 часов и процеживают.
  • От насморка: в масло помещают сухой сбор, оставляют смесь на 21 день в темном месте. Потом спустя это время фильтруют и капают в нос по пару капель. В течение недели насморк пройдет.
  • Боль в суставе: в сосуд помещают снадобье, жир (свиной, гусиный). Томят в духовке при 100 градусах. Траву вынимают из тары, а оставшийся жир помещают в стеклянную посуду. Используют для втирания на больной сустав.
  • Чесотка: чемерицу необходимо смешать с болотником, смальцем и продержать на водяной бане около 7 часов. Потом остудить и наносить на поврежденное место (два раза на день).

Противопоказания рододендрона


Помните, что растение ядовитое, поэтому необходимо использовать и хранить багульник осторожно. Лечение начать после посещения доктора и в строго назначенном порядке. Придерживайтесь точных доз, не нарушайте правила приема.

Обусловлено использование болотника его качествами такими как: отхаркивающим, обезболивающим, бактерицидным, противовоспалительным действием.

Нежелательно принимать в таких случаях:

  • беременность;
  • лактация;
  • индивидуальная непереносимость;
  • детям до 14 лет;
  • гепатит;
  • раздражение желудка;
  • угнетение нервной системы;
  • гломерулонефрит.
Если вы заметили один из перечисленных симптомов, немедленно прекратите курс лечения и обратитесь к врачу. Помните, что растение сильно влияет на нервную систему. Передозировка может вызвать паралич мозговой, дыхательной или сердечной системы. Будьте осторожны в применении препарата, чтобы не навредить себе.

Узнайте больше о лечебных свойствах багульника болотного из этого видео:

Молчаливый мальчик Коста постоянно зевает на уроках. Учительница Евгения Ивановна сердится на него и думает, что Коста показывает неуважение к ней.

Однажды мальчик в класс принес три веточки и поставил в воду. Дети смеялись над Костой. Кто-то из детей хотел даже подмести ими пол. И вдруг веник покрылся листочками и сиреневыми маленькими цветками. Все удивились и разглядывали загадочное растение. Спросили у Косты: «Что за растение?» Мальчик неохотно ответил: «Багульник». С этого времени ученики и учительница стали лучше относиться к Косте.

Женечке, так звали Евгению Ивановну за глаза потому, что она была худенькая и маленькая с конским хвостиком, решила последить за мальчиком.

Коста после последнего урока быстро бежал гулять с сеттером Артюшей, у которого был хозяин инвалид и он не мог гулять с питомцем.

Дальше Коста бежал три квартала к двухэтажному дому, где на балконе жил боксер Атилла с больной лапой. Его хозяева уехали, а собаку оставили. Мальчик кормил боксера, а потом они вместе гуляли. Атилла был очень благодарен Косте.

Потом Коста спешил в соседний дом, где жил больной, прикованный к постели мальчик. У него была черная такса Лапоть. Родители хотели отдать собаку потому, что не успевали с ней гулять. Коста жалел мальчика и приходил гулять с таксой.

К вечеру Коста торопился к морю, где сидел худая большая собака, которая, не отрывая взгляда, смотрела вдаль моря. Она уже долго ждала своего погибшего хозяина. Мальчик гладил ее, кормил и уговаривал пойти с ним домой. Но лохматая собака отказывалась и продолжала преданно ждать хозяина.

Затем Косте нужно было успеть прибежать домой и отчистить одежду до прихода родителей с работы. Еще сделать уроки.

Так Евгения Ивановна узнала тайну Косты и поняла, почему мальчик зевает и засыпает на уроках. Она прониклась уважением и гордостью за своего ученика.

На следующий день на уроке мальчик уснул, дети стали смеяться над ним. Учительница пресекла смех и рассказа, что Коста спит на уроках потому, что гуляет и кормит собак, которые попали в беду. Когда прозвенел звонок с урока Женечка тихонько разбудила Косту, и он побежал к своим подопечным.

Рассказ учит, что мы должны помогать братьям нашим меньшим и не проходить мимо брошенных животных.

Картинка или рисунок Багульник

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Булгаков Кабала святош

    Сюжет происходит в Париже, во времена Людовика четырнадцатого в театре Пале-Рояль. Актёр театра Мольер, в спешке и волнении придумывает хвалебные слова посетившему спектакль королю

  • Краткое содержание Великие путешественники Зощенко

    Рассказ Зощенко Великие путешественники написан о приключении детей. Написан в легкой, юмористической форме, что позволяет детям быстро и с интересом читать такие рассказы. Речь идет о мальчиках

  • Краткое содержание Алый Коваль

    Прибывшему на границу озорному и неопытному бойцу Кошкину было в первый же день сделано замечание - он должен был следить за ответами, которые предназначались командиру, за своей четкой и разборчивой речью

  • Краткое содержание Чинк Сетон-Томпсон

    Чинк был маленьким, глупым щенком. Пол своей неопытности он часто попадал в различные переделки, пока немного не повзрослел, и не набрался ума.

  • Краткое содержание сказки Храбрый портняжка Гримм

    Портной намазал вареньем хлеб, собираясь перекусить после работы. Мухи, привлечённые запахом, уселись на кусок. Увидел это портной, и одним ударом убил семь мух. Так ему это понравилось, что он тут же сшил себе пояс, на котором было написано

Яковлев Юрий

Багульник

Юрий Яковлевич Яковлев

БАГУЛЬНИК

ШКОЛЬНЫЕ КОРИДОРЫ

Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть - другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой - разгонял сон - и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал.

Почему ты зеваешь?! - раздраженно спрашивала Женечка.

Она была уверена, что он зевает от скуки. Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. Зевал же потому, что всегда хотел спать.

Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. И все посмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. Он отнял и снова поставил в воду.

Он каждый день менял воду.

И Женечка посмеивалась.

Но однажды веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почекузелков прорезались листья, светло-зеленые, ложечкой. А за окном еще поблескивали кристаллики уходящего последнего снега.

Все толпились у окна. Разглядывали. Старались уловить тонкий сладковатый аромат. И шумно дышали. И спрашивали, что за растение, почему оно цветет.

Багульник! - буркнул он и пошел прочь.

Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них, молчальников, на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник. Подумали, что он волшебник.

И Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.

Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. Маленькая, худая, слегка косящая, волосы - конским хвостиком, воротник - хомутиком, каблуки с подковками. На улице ее никто не принял бы за учительницу. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Остановись, лошадка! Не слышит, бежит... И долго еще не затихает стук подковок...

Женечка обратила внимание, что каждый раз, когда раздавался звонок с последнего урока, Коста вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса. С грохотом скатывался с лестницы, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью. Куда он мчался?

Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. Очесы длинной шелковистой шерсти колыхались языками пламени. Но через некоторое время его встречали с другой собакой - под короткой шерстью тигрового окраса перекатывались мускулы бойца. А позднее он вел на поводке черную головешку на маленьких кривых ногах. Головешка не вся обуглилась - над глазами и на груди теплились коричневые подпалины.

Чего только не говорили про Косту ребята!

У него ирландский сеттер, - утверждали они. - Он охотится на уток.

Ерунда! У него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка! - говорили другие.

Третьи смеялись:

Не можете отличить таксы от боксера!

Были еще такие, которые спорили со всеми:

Он держит трех собак!

На самом деле у него не было ни одной собаки.

А сеттер? А боксер? А такса?

Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем, играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой.

Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось.

Когда родители возвращались с работы, они заставали сына за столом: он поскрипывал перышком или бормотал под нос глаголы. Так он сидел запоздно. При чем здесь сеттеры, боксеры, таксы?

Коста же появлялся дома за пятнадцать минут до прихода родителей и едва успевал отчистить штаны от собачьей шерсти.

Впрочем, кроме трех собак, была еще и четвертая. Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. Из-под длинной свалявшейся шерсти проступали худые, острые лопатки, большие впалые глаза смотрели печально, тяжелые львиные лапы - ударом такой лапы можно сбить любую собаку - ступали медленно, устало.

С этой собакой Косту никто не видел.

Звонок с последнего урока - сигнальная ракета. Она звала Косту в его загадочную жизнь, о которой никто не имел представления.

И как зорко ни следила за ним Женечка, стоило ей на мгновение отвести глаза, как Коста исчезал, выскальзывал из рук, улетучивался.

Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку. Она вылетела из класса, застучала подковками по лестничным ступеням и увидела его в тот момент, когда он несся к выходу. Она выскользнула в дверь и устремилась за ним на улицу. Прячась за спины прохожих, она бежала, стараясь не стучать подковками, а конский хвост развивался на ветру.

Она превратилась в следопыта.

Коста добежал до своего дома - он жил в зеленом облупившемся доме, исчез в подъезде и минут через пять появился снова. За это время он успел бросить портфель, не раздеваясь проглотить холодный обед, набить карманы хлебом и остатками обеда.

Женечка поджидала его за выступом зеленого дома. Он пронесся мимо нее. Она поспешила за ним. И прохожим не приходило в голову, что бегущая, слегка косящая девушка не Женечка, а Евгения Ивановна.

Коcта нырнул в кривой переулок и скрылся в парадном. Он по звонил в дверь. И сразу послышалось какое-то странное подвывание и царапанье сильной когтистой лапы. Потом завывание перешло в нетерпеливый лай, а царапанье в барабанную дробь.

Тише, Артюша, подожди! - крикнул Коста.

Дверь отворилась, и огненно-рыжий пес бросился на Коету, положил передние лапы на плечи мальчику и стал лизать длинным розовым языком нос, глаза, подбородок.

Артюша, перестань!

Куда там! На лестнице послышался лай и грохот, и оба - мальчик и собака - с неимоверной скоростью устремились вниз. Они чуть не сбили с ног Женечку, которая едва успела прижаться к перилам. Ни тот, ни другой не обратили на нее внимания. Артюша кружился по двору. Припадал на передние лапы, а задние подбрасывал, как козленок, словно хотел сбить пламя. При этом лаял, подскакивал и все норовил лизнуть Коету в шоку или в нос. Так они бегали, догоняя друг друга. А потом нехотя шли домой.

Их встречал худой человек с костылем. Собака терлась о его единственную ногу. Длинные мягкие уши сеттера напоминали уши зимней шапки, только не было завязочек.

Вот, погуляли. До завтра" - сказал Коста.

Спасибо. До завтра.

Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно погасили костер.

Теперь пришлось бежать три квартала. До двухэтажного дома с балконом, который находился в глубине двора. На балконе стоял пес боксер. Скуластый, с коротким, обрубленным хвостом, он стоял на задних лапах, а передние положил на перила.

Яковлев Юрий

Багульник

Юрий Яковлевич Яковлев

БАГУЛЬНИК

ШКОЛЬНЫЕ КОРИДОРЫ

Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть - другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой - разгонял сон - и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал.

Почему ты зеваешь?! - раздраженно спрашивала Женечка.

Она была уверена, что он зевает от скуки. Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. Зевал же потому, что всегда хотел спать.

Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. И все посмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. Он отнял и снова поставил в воду.

Он каждый день менял воду.

И Женечка посмеивалась.

Но однажды веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почекузелков прорезались листья, светло-зеленые, ложечкой. А за окном еще поблескивали кристаллики уходящего последнего снега.

Все толпились у окна. Разглядывали. Старались уловить тонкий сладковатый аромат. И шумно дышали. И спрашивали, что за растение, почему оно цветет.

Багульник! - буркнул он и пошел прочь.

Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них, молчальников, на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник. Подумали, что он волшебник.

И Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.

Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. Маленькая, худая, слегка косящая, волосы - конским хвостиком, воротник - хомутиком, каблуки с подковками. На улице ее никто не принял бы за учительницу. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Остановись, лошадка! Не слышит, бежит... И долго еще не затихает стук подковок...

Женечка обратила внимание, что каждый раз, когда раздавался звонок с последнего урока, Коста вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса. С грохотом скатывался с лестницы, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью. Куда он мчался?

Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. Очесы длинной шелковистой шерсти колыхались языками пламени. Но через некоторое время его встречали с другой собакой - под короткой шерстью тигрового окраса перекатывались мускулы бойца. А позднее он вел на поводке черную головешку на маленьких кривых ногах. Головешка не вся обуглилась - над глазами и на груди теплились коричневые подпалины.

Чего только не говорили про Косту ребята!

У него ирландский сеттер, - утверждали они. - Он охотится на уток.

Ерунда! У него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка! - говорили другие.

Третьи смеялись:

Не можете отличить таксы от боксера!

Были еще такие, которые спорили со всеми:

Он держит трех собак!

На самом деле у него не было ни одной собаки.

А сеттер? А боксер? А такса?

Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем, играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой.

Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось.

Когда родители возвращались с работы, они заставали сына за столом: он поскрипывал перышком или бормотал под нос глаголы. Так он сидел запоздно. При чем здесь сеттеры, боксеры, таксы?

Коста же появлялся дома за пятнадцать минут до прихода родителей и едва успевал отчистить штаны от собачьей шерсти.

Впрочем, кроме трех собак, была еще и четвертая. Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. Из-под длинной свалявшейся шерсти проступали худые, острые лопатки, большие впалые глаза смотрели печально, тяжелые львиные лапы - ударом такой лапы можно сбить любую собаку - ступали медленно, устало.

С этой собакой Косту никто не видел.

Звонок с последнего урока - сигнальная ракета. Она звала Косту в его загадочную жизнь, о которой никто не имел представления.

И как зорко ни следила за ним Женечка, стоило ей на мгновение отвести глаза, как Коста исчезал, выскальзывал из рук, улетучивался.