Юрий горохов.

, Ивановская область

Дата смерти Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Часть Должность

командир эскадрильи

Сражения/войны Награды и премии

Биография

К сентябрю 1943 года капитан Юрий Горохов командовал эскадрильей 162-го истребительного авиаполка 309-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии Западного фронта. К тому времени он совершил 307 боевых вылетов, принял участие в 57 воздушных боях, сбив 16 самолётов противника лично и 10 - в группе. За эти заслуги он был представлен к званию Героя Советского Союза .

В честь Горохова названы улицы в Заволжске и Кинешме .

Напишите отзыв о статье "Горохов, Юрий Иванович"

Примечания

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М .: Воениздат , 1987. - Т. 1 /Абаев - Любичев/. - 911 с. - 100 000 экз. - ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
  • Подвиг. 3-е издание, испр. и доп. Ярославль, 1980.
  • М. Ю. Быков. Все Асы Сталина 1936-1953 гг.. - Научно-популярное издание. - М .: ООО «Яуза-пресс», 2014. - С. 288. - 1392 с. - (Элитная энциклопедия ВВС). - 1500 экз. - ISBN 978-5-9955-0712-3 .

Отрывок, характеризующий Горохов, Юрий Иванович

– Вот эти люди, – сказал Болконский со вздохом, который он не мог подавить, в то время как они выходили из дворца, – вот эти то люди решают судьбы народов.
На другой день войска выступили в поход, и Борис не успел до самого Аустерлицкого сражения побывать ни у Болконского, ни у Долгорукова и остался еще на время в Измайловском полку.

На заре 16 числа эскадрон Денисова, в котором служил Николай Ростов, и который был в отряде князя Багратиона, двинулся с ночлега в дело, как говорили, и, пройдя около версты позади других колонн, был остановлен на большой дороге. Ростов видел, как мимо его прошли вперед казаки, 1 й и 2 й эскадрон гусар, пехотные батальоны с артиллерией и проехали генералы Багратион и Долгоруков с адъютантами. Весь страх, который он, как и прежде, испытывал перед делом; вся внутренняя борьба, посредством которой он преодолевал этот страх; все его мечтания о том, как он по гусарски отличится в этом деле, – пропали даром. Эскадрон их был оставлен в резерве, и Николай Ростов скучно и тоскливо провел этот день. В 9 м часу утра он услыхал пальбу впереди себя, крики ура, видел привозимых назад раненых (их было немного) и, наконец, видел, как в середине сотни казаков провели целый отряд французских кавалеристов. Очевидно, дело было кончено, и дело было, очевидно небольшое, но счастливое. Проходившие назад солдаты и офицеры рассказывали о блестящей победе, о занятии города Вишау и взятии в плен целого французского эскадрона. День был ясный, солнечный, после сильного ночного заморозка, и веселый блеск осеннего дня совпадал с известием о победе, которое передавали не только рассказы участвовавших в нем, но и радостное выражение лиц солдат, офицеров, генералов и адъютантов, ехавших туда и оттуда мимо Ростова. Тем больнее щемило сердце Николая, напрасно перестрадавшего весь страх, предшествующий сражению, и пробывшего этот веселый день в бездействии.
– Ростов, иди сюда, выпьем с горя! – крикнул Денисов, усевшись на краю дороги перед фляжкой и закуской.
Офицеры собрались кружком, закусывая и разговаривая, около погребца Денисова.
– Вот еще одного ведут! – сказал один из офицеров, указывая на французского пленного драгуна, которого вели пешком два казака.
Один из них вел в поводу взятую у пленного рослую и красивую французскую лошадь.
– Продай лошадь! – крикнул Денисов казаку.
– Изволь, ваше благородие…
Офицеры встали и окружили казаков и пленного француза. Французский драгун был молодой малый, альзасец, говоривший по французски с немецким акцентом. Он задыхался от волнения, лицо его было красно, и, услыхав французский язык, он быстро заговорил с офицерами, обращаясь то к тому, то к другому. Он говорил, что его бы не взяли; что он не виноват в том, что его взяли, а виноват le caporal, который послал его захватить попоны, что он ему говорил, что уже русские там. И ко всякому слову он прибавлял: mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval [Но не обижайте мою лошадку,] и ласкал свою лошадь. Видно было, что он не понимал хорошенько, где он находится. Он то извинялся, что его взяли, то, предполагая перед собою свое начальство, выказывал свою солдатскую исправность и заботливость о службе. Он донес с собой в наш арьергард во всей свежести атмосферу французского войска, которое так чуждо было для нас.
Казаки отдали лошадь за два червонца, и Ростов, теперь, получив деньги, самый богатый из офицеров, купил ее.
– Mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval, – добродушно сказал альзасец Ростову, когда лошадь передана была гусару.
Ростов, улыбаясь, успокоил драгуна и дал ему денег.
– Алё! Алё! – сказал казак, трогая за руку пленного, чтобы он шел дальше.
– Государь! Государь! – вдруг послышалось между гусарами.
Всё побежало, заторопилось, и Ростов увидал сзади по дороге несколько подъезжающих всадников с белыми султанами на шляпах. В одну минуту все были на местах и ждали. Ростов не помнил и не чувствовал, как он добежал до своего места и сел на лошадь. Мгновенно прошло его сожаление о неучастии в деле, его будничное расположение духа в кругу приглядевшихся лиц, мгновенно исчезла всякая мысль о себе: он весь поглощен был чувством счастия, происходящего от близости государя. Он чувствовал себя одною этою близостью вознагражденным за потерю нынешнего дня. Он был счастлив, как любовник, дождавшийся ожидаемого свидания. Не смея оглядываться во фронте и не оглядываясь, он чувствовал восторженным чутьем его приближение. И он чувствовал это не по одному звуку копыт лошадей приближавшейся кавалькады, но он чувствовал это потому, что, по мере приближения, всё светлее, радостнее и значительнее и праздничнее делалось вокруг него. Всё ближе и ближе подвигалось это солнце для Ростова, распространяя вокруг себя лучи кроткого и величественного света, и вот он уже чувствует себя захваченным этими лучами, он слышит его голос – этот ласковый, спокойный, величественный и вместе с тем столь простой голос. Как и должно было быть по чувству Ростова, наступила мертвая тишина, и в этой тишине раздались звуки голоса государя.

У-Ф-Х Ц-Ч Ш-Щ Э-Ю-Я

Родился 1 августа 1921 года в деревне Федосцино (ныне Заволжский район Ивановской области). С 1933 года жил городе Кинешме (Ивановская область), где окончил 7 классов. С 1937 года работал токарем на заводе им. Калинина, одновременно учился в городском аэроклубе. С ноября 1938 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Чкаловское военное авиационное училище лётчиков. Служил в Забайкалье (в Чите), где и встретил начало Великой Отечественной войны.

С 13 июля 1941 года лейтенант Ю. И. Горохов в действующей армии. Боевую деятельность начал в составе 13-го ИАП, летал на И-16. 20 сентября 1941 года тяжело ранен в голову. После лечения, с 14 февраля 1942 года воевал в должности командира звена 431-го ИАП, где летал на ЛаГГ-3. С мая 1942 года - штурман эскадрильи 431-го САП, летал на ЛаГГ-3 и Як-1. С 22 февраля 1943 года - командир эскадрильи в 162-м ИАП, летал на Як-1 и Як-7. 28 июня 1943 года получил истребитель "Александр Пушкин", построенные на средства писателя-пушкиниста И. А. Новикова.

К сентябрю 1943 года командир эскадрильи 162-го истребительного авиационного полка (309-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт) капитан Ю. И. Горохов совершил 307 боевых вылетов, провёл 57 воздушных боёв, сбил лично 12 и в составе группы 2 самолёта противника (в наградном листе говорится о 16 личных победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны.

1 января 1944 года пропал без вести (не вернулся с боевого задания). К тому времени совершил 350 боевых вылетов, провёл 70 воздушных боёв, в которых сбил лично 17 и в составе группы 8 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Похоронен в братской могиле у деревни Красная Горка (Краснинский район Смоленской области). Имя Героя носят улицы в городах Заволжск и Кинешма. В музее школы (где учился), и в музее завода (где работал), экспонируются материалы о его боевом пути.

Награждён орденами: Ленина (04.02.1944), Красного Знамени (05.11.1942, 27.08.1943, 20.10.1943), Александра Невского (21.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (27.01.1943); медалями.


* * *
Список известных воздушных побед Ю. И. Горохова:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
15.08.1941 1 Хш-126 (в гр. 1/3) Ельня И-16
07.03.1942 1 Ме-109 (в паре) Кондрово ЛаГГ-3
04.08.1942 1 Ю-88 Раково
12.11.1942 1 Ю-88 юго-восточнее Зубцово Як-1
13.07.1943 1 ФВ-190 восточнее Дебри Як-1, Як-7.
17.07.1943 1 ФВ-190 юго-западнее Хвастовичи
11.08.1943 1 ФВ-190 Дуброво
12.08.1943 1 ФВ-190 Верхняя Песочня
1 Ю-87
1 ФВ-190 аэродром Лубенка
1 ФВ-190 район Верхняя Песочня
14.08.1943 1 ФВ-190 "врезался в падающий Ю-87"
1 ФВ-190 Верхняя Песочня
02.09.1943 1 ФВ-190 Ляды - Болтутино
04.09.1943 1 Ю-87 Старое Щербино - Новое Щербино
05.09.1943 1 Ю-87 западнее Ельня
12.10.1943 1 Ю-87 (в гр. 1/8) севернее Горки
4 Ю-87 (в гр. 4/8) район Баево
15.10.1943 1 Ю-88 (в гр. 1/6)
17.10.1943 1 Ю-88 озеро Афанасьевское
1 Ю-87 западнее озеро Афанасьевское
04.12.1943 1 ФВ-190 Новая Тухиня

Всего сбитых самолётов - 17 + 8; боевых вылетов - 350; воздушных боёв - 70.

Родился 1 Августа 1921 года в деревне Федосцино, ныне Заволжского района Ивановской области, в семье крестьянина. Образование неполное среднее. С 1937 года работал токарем на заводе в городе Кинешма, одновременно учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков.

С Июля 1941 года Лейтенант Ю. И. Горохов в действующей армии. По Сентябрь 1941 года служил в 13-м ИАП; с Февраля 1942 года по Февраль 1943 года - в 431-м ИАП; по Январь 1944 года - в 162-м ИАП.

К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 162-го истребительного авиационного полка (309-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт) Капитан Ю. И. Горохов совершил 307 боевых вылетов, провёл 57 воздушных боёв, сбил лично 16 и в группе с товарищами 10 самолётов противника. Летал на именном истребителе "Александр Пушкин".

1 Января 1944 года погиб в воздушном бою. К тому времени совершил около 400 боевых вылетов. Проведя более 70 воздушных боёв, сбил 23 вражеских самолёта лично и 10 в составе группы.

4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Похоронен в братской могиле у деревни Красная Горка Краснинского района Смоленской области. В городе Кинешма Ивановской области в школе и на заводе, где он работал, созданы стенды о жизни Героя. Его имя носят улицы в городах Заволжск и Кинешма.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

* * *

Лаконичная запись в заключительной части наградного листа гласит: "Произвёл 307 боевых вылетов, провёл 57 воздушных боёв, лично сбил 16 вражеских самолётов".

За этими цифрами стоят 2 года фронтовой жизни лётчика - истребителя, множество часов, проведённых в воздухе лицом к лицу с сильным и коварным врагом. Эти цифры говорят об изумительных делах, короткой, но яркой жизни замечательного паренька из села Федосцино.

В авиационное училище Юрий поступил 17-летним юношей, а в начале войны, только что закончив это училище, получил офицерское звание и первый боевой самолёт.

Каждому пилоту было известно, что фашисты имеют большое численное превосходство в воздухе, на советский фронт они бросили свои лучшие силы. Это не смущало молодого лётчика Горохова. В первом же воздушном бою он встретился с 2-мя хвалёными фашистскими "Хейнкелями-111" и сбил один из них.

Первая победа окрылила, вселила уверенность в собственные силы, в надёжность и маневренность своего истребителя. Горохов стал бесстрашно бросаться в лобовую атаку, врывался в самую гущу врагов и за короткий срок лично сбил ещё 3 "Хейнкеля-111" и 2 "Юнкерса-88".

20 Сентября 1941 года Юрий Горохов сопровождал группу бомбардировщиков на бомбёжку крупного железнодорожного узла. В завязавшемся воздушном бою он сбил 2 "Мессера", а когда задание по бомбёжке было выполнено и самолёты ложились на обратный курс, вражеский зенитный снаряд попал ему в кабину. Осколками Горохову пробило горову, поранило во многих местах лицо. Кроль залила глаза, забрызгала приборный щит. А до своего аэродрома более 100 километров.

"Только бы дотянуть, только бы не свалиться на занятой противником территории", - думал истекающий кровью пилот, стараясь удержать штурвал в слабеющих руках.

До своего аэродрома Горохов дотянул, самолёт посадил нормально, но из кабины не вышел. Когда товарищи подошли к самолёту, пилот полулежал, уткнувшись лбом в приборы. В сознание он пришёл только через несколько часов в госпитале, уже далеко от линии фронта. Раны были серьёзные, заживали медленно. Но крепкое было сердце и упорный характер у молодого Лейтенанта. Он одолел болезнь и вернулся на фронт. Снова бурная и трудная фронтовая жизнь лётчика - истребителя.

Скоро Горохов становится командиром звена, затем штурманом эскадрильи, наконец, командиром эскадрильи. Он уже сам водит в бой подчинённых, учит их побеждать сильного противника, показывая пример мужества и бесстрашия, отваги и дерзости, находчивости и быстроты действий.

Однажды он был ведущим в паре по охране своего корректировщика. В воздухе встретились с группой "Юнкерсов", шедших под прикрытием 4 Ме-109. Не раздумывая, Горохов подал команду ведомому и ринулся в середину вражеского строя. Задымил и пошёл к земле один "Юнкерс", затем второй. Фашисты начали поспешно освобождаться от бомбового груза, тогда как прикрывающие их "Мессеры" не могли приблизиться к советским истребителям, опасаясь поразить своих. Разгрузившиеся бомбардировщики повернули обратно, за ними ушли и истребители прикрытия, а советские пилоты продолжали выполнять свою боевую задачу.

Дерзкие действия истребителей неизменно приводили к успеху. За короткий период эскадрилья Горохова провела 78 воздушных боев и сбила 24 неприятельских самолёта, а сама за это время потеряла только 2 машины.

* * *

5 Марта 1943 года. Обычный день в далёком от фронта старинном русском городке Каменск - Уральском. Городской узел связи работал, как всегда, по распорядку. Но в 0 часов 40 минут этот ритм был нарушен. "Высшая правительственная", - начала приём телеграммы из Москвы телеграфистка.

И дальше следовало: "Каменск - Уральский Челябинской области писателю товарищу Новикову Ивану Алексеевичу Примите мой привёт и благодарность Красной Армии Иван Алексеевич за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. И. В. Сталин".

Когда началась война, писателю И. А. Новикову шёл 65-й год. "Чем помочь фронту?" - такая мысль постоянно возникала у него. И вот однажды он предложил провести "Пушкинскую декаду", посвященную 106-й годовщине со дня гибели А. С. Пушкина. В Феврале 1943 года каждый вечер И. А. Новиков выступает в заводских и сельских клубах, в Доме культуры. Он читает произведения поэта, отрывки из готовящейся им книги "Пушкин на юге", рассказывает о его жизни и творчестве. В "декадных" афишах и на входных билетах сообщалось, что весь сбор от выступления пойдёт на строительство самолёта "Александр Пушкин".

Декада всколыхнула жителей небольшого городка. С любовью к великому поэту, желанием быть участниками строительства боевой машины шли люди после трудового дня на встречи с родным Пушкиным.

За короткий срок было собрано более 100 000 рублей, которые поступили в фонд обороны страны. В письме на имя Верховного Главнокомандующего писатель - патриот просил присвоить самолёту имя Пушкина.

Летом 1943 года, в боях на Спас - Деменском направлении, особо отличился командир эскадрильи 162-го истребительного авиационного полка Капитан Ю. И. Горохов.

28 Июня 1943 года на фронтовой аэродром прямо с завода прибыли новенькие истребители Як-7. На борту одного из них была надпись: "Александр Пушкин". Принимая именной самолёт, Капитан Горохов заверил боевых товарищей, что отдаст все силы, а если понадобится, и жизнь в борьбе против немецко - фашистских захватчиков.

Участвуя в прикрытии наземных войск, Капитан Горохов вместе с другими лётчиками полка не раз срывал попытки вражеских бомбардировщиков нанести удары по нашим частям. 12 Августа над Спас - Деменском Ю. И. Горохов уничтожил на "Александре Пушкине" 4 вражеских бомбардировщика! Через несколько дней отважному лётчику был вручён второй орден Красного Знамени.

Ещё не раз участвовал в смертельных схватках с врагом командир эскадрильи, ещё не один фашистский самолёт был уничтожен мужественным офицером. В Октябре 1943 года его наградили третьим орденом Красного Знамени.

16 и 19 Сентября 1943 года командующий 1-й Воздушной армией Генерал М. М. Громов и командующий Западным фронтом Генерал В. Д. Соколовский подписали представление на присвоение Капитану Юрию Ивановичу Горохову звания Героя Советского Союза.

4 Февраля 1944 года за умелые боевые действия, за мужество и отвагу, проявленные в борьбе с фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР Капитану Ю. И. Горохову было присвоено звание Героя Советского Союза. Но лётчик не успел получить орден Ленина и медаль "Золотая Звезда". 1 Января 1944 года в воздушном бою над Смоленщиной он погиб.

В письме командования 162-го истребительного авиационного полка родителям отважного лётчика отмечается, что о подвигах Юрия знал весь фронт, что он являлся гордостью части... Есть в письме и такие слова: "Его фамилию знали как друзья, так и враги. При его появлении немецкие стервятники обращались в бегство, а друзья приходили в восхищение".

За 2,5 года войны Ю. И. Горохов совершил более 400 боевых вылетов, сбил лично 23 вражеских самолёта и 10 - в групповых боях. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 22 личных и 16 групповых побед. ]

Прах Героя захоронен на кладбище в деревне Красное Смоленской области. В музее школы, где он учился, и в музее завода, где работал, экспонируются материалы о мужественном воздушном бойце.

* * *

Список всех известных побед Капитана Ю. И. Горохова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 07.03.1942 г. 1 Ме-109 (в паре - 1 / 2) Кондрово И-16, ЛаГГ-3,

Як-1 и Як-7.

2 13.07.1943 г. 1 FW-190 вост. Дебри
3 17.07.1943 г. 1 FW-190 юго - зап. Хвастовичи
4 11.08.1943 г. 1 FW-190 Дуброво
5 12.08.1943 г. 1 FW-190 Верхняя Песочня
6 1 Ju-87 Верхняя Песочня
7 1 FW-190 аэр. Лубенка
8 14.08.1943 г. 1 FW-190 "врезался в падающий Ю-87"
9 1 FW-190 Верхняя Песочня
10 02.09.1943 г. 1 FW-190 Ляды - Болтутино
11 04.09.1943 г. 1 Ju-87 Старое Щербино - Новое Щербино
12 05.09.1943 г. 1 Ju-87 зап. Ельня
13 12.10.1943 г. 1 Ju-87 (в группе - 1 / 8) сев. Горки
14 1 Ju-87 (в группе - 4 / 8) р-н Баево
15 15.10.1943 г. 1 Ju-88 (в группе - 1 / 6) р-н Баево
16 17.10.1943 г. 1 Ju-88 оз. Афанасьевское
17 1 Ju-87 зап. оз. Афанасьевское
18 04.12.1943 г. 1 FW-190 Новая Тухиня

Всего сбитых самолётов - 22 + 16 [ 14 + 7 ]; боевых вылетов - 350; воздушных боёв - 70.


01.08.1921 - 01.01.1944
Герой Советского Союза
Даты указов


Г орохов Юрий Иванович - командир эскадрильи 162-го истребительного авиационного полка 309-й истребительной авиационной дивизии 1-й Воздушной армии Западного фронта, капитан.

Родился 1 (14) августа 1921 года в деревне Федосцино, ныне Заволжского района Ивановской области, в семье крестьянина. Русский. С 1933 года жил городе Кинешме, здесь окончил школу-семилетку. С 1937 года работал токарем на заводе им. Калинина, одновременно учился в кинешемском аэроклубе им. С. Леваневского.

В Красной Армии с ноября 1938 года. В 1939 году окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков. Службу проходил в Забайкалье, в городе Чите. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны.

На фронте с июля 1941 года. Боевой путь начал в составе 13-го истребительного авиационного полка на истребители И-16. Сражался на Западном фронте. К сентябрю 1941 года провел 15 воздушных боев и бил 5 самолетов противника. 20 сентября был тяжело ранен в голову, но привел самолет на свой аэродром.

В феврале 1942 года вернулся на фронт. Воевал на истребителях Як-1, затем Як-7. В августе 1942 стал командиром эскадрильи. В 1943 году капитан Горохов получил именной истребитель «Александр Пушкин», построенные на средства, сданные в Фонд обороны писателем Иваном Алексеевичем Новиковым.

К сентябрю 1943 года командир эскадрильи 162-го истребительного авиационного полка (309-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт) капитан Ю.И. Горохов совершил 307 боевых вылетов, провёл 57 воздушных боёв, сбил лично 16 и в группе с товарищами 10 самолётов противника. Был представлен к присвоению звания Герой советского Союза.

Отважный летчик погиб в воздушном бою 1 января 1944 года в небе Смоленщины. К тому времени капитан Ю.И. Горохов совершил около 400 боевых вылетов, провел более 70 воздушных боёв, сбил 23 вражеских самолёта лично и 10 в составе группы.

Похоронен в братской могиле у деревни Красная Горка Краснинского района Смоленской области.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, капитану Горохову Юрию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.

В городе Кинешма Ивановской области в школе и на заводе, где он работал, были созданы стенды о жизни Героя. Его имя носят улицы в городах Заволжск и Кинешма (установлена мемориальная доска). Имя летчика увековечено на мемориальной доске выпускникам кинешемского аэроклуба. Увековечен на Аллее Героев в городе Кинешма. В июне 2014 года в на родине в деревне Федосцино открыта мемориальная доска.