Юмористическая и любовная лирика маяковского. Любовная лирика Маяковского

Передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека строителя социалистического общества. Основные темы лирики Маяковского советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над Данный текст предназначен только для частного использования 2005 капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого и т. д. Слитые воедино, они воссоздают величественный облик советского человека, горячо любящего свою родину, преданного идеям революции и народу. Очень дорога открытость, гражданственность поэта, его стремление показать “естество и плоть” коммунизма, каждого зажечь желанием “думать, дерзать, хотеть, сметь”.

Во имя революции создает необычайный ораторский строй стиха, который поднимал, звал, требовал идти вперед. Лирический герой Маяковского борец за всеобщее . И на какое бы важнейшее событие современности не откликнулся , он всегда оставался глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа.

Герои Маяковского обычные, но в то же время удивительные люди (” о Кузнецкстрое”). Во время строительства города мужественные люди живут под открытым небом, мерзнут, голодают, впереди у них большие трудности, но губы упрямо шепчут в лад: …через четыре года здесь будет город-сад!. Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей.

Лучшие из них “Товарищу Нетте пароходу и человеку”/1926г./ и “Стихи о советском паспорте”. Первое воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга.

Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного . Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает человека. Это он я узнаю его В блюдечках-очках спасательных кругов. Здравствуй, Нетте! Затем следует воспоминание о Нетте, который был другом Маяковского.

Эти будничные воспоминания сменяются в центральной части стихотворения описанием героического поступка простого советского человека “след героя светел и кровав”. Рамки стихотворения расширяются: начатое с описания дружеской встречи, оно поднимается до мыслей о Родине, о борьбе за коммунизм. Такие как Нетте не умирают память о них народ воплощает …

в пароходы, в строчки, и в другие долгие дела. Гимном советской Родине звучит и другое лирическое стихотворение Маяковского “Стихи о советском паспорте”/1929 г./. Стихотворение начинается с незначительного события с описания проверки паспортов в железнодорожном вагоне в момент прибытия поезда на границу. И поэт замечает многое: и учтивость чиновника, который “не переставая кланяться”, “с почтеньем” берет паспорта американца и англичанина; и его пренебрежение при виде польского паспорта. И вдруг, как будто ожогом рот скривило господину.

Это господин чиновник берет мою краснокожую паспортину. Мирное течение нарушено. “Жандармская каста” готова кинуться на поэта, но в его руках “молоткастый, серпастый, советский паспорт”, за ним страна социализма.

Маяковский горд за свою могучую Родину: “Читайте, завидуйте, я гражданин Советского Союза!” Много стихов посвятил Маяковский и поэзии /”Юбилейное”, “Сергею Есенину”, “Во весь голос” и др./ Он пишет “о месте поэта в рабочем строю”, о значении поэзии для народа, для его борьбы за коммунизм. Поэт подчеркивает ответственность поэта перед советским обществом, поэтому его лирика отличается высокой идейностью и народностью.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » ЛИРИКА МАЯКОВСКОГО. . Литературные сочинения!

Лирика Владимира Маяковского

Любовь это жизнь, это главное. От нее

разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее.

Любовь это сердце всего. Если оно прекратит

работу, все остальное отмирает, делается

мнимым, ненужным. Но если сердце работает,

оно не может не проявляться в этом во всем”.

Маяковский и любовная лирика. Считалось, что эти два понятия несовместимы; ведь при изучении поэзии Маяковского обычно обращают внимание на ее гражданские и философские аспекты. Это вполне закономерно и определяется желанием представить автора как главного поэта революции. Но в последние годы стало появляться все больше и больше материалов, заставляющих по-новому взглянуть на жизнь и творчество Маяковского.

О месте любовной лирики в его творчестве свидетельствуют такие поэмы, как “Облако в штанах”, “Флейта-позвоночник”, “Человек”, “Люблю”, “Про это”. Именно любовная лирика может играть важнейшую роль в осмыслении всего созданного Маяковским. Однако сразу возникает вопрос, как отнестись к многочисленным стихотворным строкам и высказываниям такого рода: “...поэт не тот, кто ходит кучерявым барашком и блеет на лирические любовные темы” (М. В. В. Соч. в 2-х т. М., 1988. Т. II, с. 725.); “меланхолическая нудь” (“О поэтах”), или: “Бросьте! Забудьте! Плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст, и на прочие мерехлюндии из арсеналов искусств...” (“Приказ №2 Армии Искусств”). Думается, что в этих и подобных строках речь идет не об отрицании любви и любовной лирики, - это выступление против устаревших форм в искусстве и неискренних, поверхностных отношений, обыденности и пошлости. Такое отрицание любви направлено на утверждение любви истинной; вся поэзия Маяковского устремлена к искренним отношениям. Именно поэтому для нее совершенно естественными являются размышления:

Эта тема придет, прикажет:

“Истина”.

Эта тема придет, велит:

“Красота”...

из поэмы “Про это”

Даже если, от крови качающихся, как Бахус,

пьяный бой идет

слова любви и тогда не ветхи…

“Флейта-позвоночник”

И все-таки возникает вопрос: чем была для Маяковского любовная лирика? “Меланхолической нудью”, или зеркалом душевных переживаний?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо найти связь между поэтическим и личным. Разобраться, какие обстоятельства, переживания подтолкнули поэта к написанию того или иного произведения.

В жизни Маяковского было немало женщин, были и серьезные любовные увлечения, и быстротечные романы, и просто флирт. Но лишь три связи оказались достаточно долгими и глубокими, чтобы оставить след в его поэзии. Речь идет о Лиле Брик - героине почти всей лирики поэта; Татьяне Яковлевой, которой посвящены два превосходных стихотворения, и Марии Денисовой, ставшей одним из прототипов Марии “Облака в штанах”.

Итак, Лилия Юрьевна Брик. Ее отношения с Маяковским начались с посвящения ей поэмы, на которую его вдохновила другая, а закончились тем, что он назвал ее имя в посмертной записке.

Отношения Владимира Маяковского и Лили Брик были очень непростыми, многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта; в целом же, показательным для этих отношений может быть стихотворение “Лиличка!”. Оно написано в 1916 году, но свет впервые увидело с заглавием-посвящением “Лиличке” только в 1934 году.

Сколько любви и нежности к этой женщине таят в себе строки:

Кроме моря любви твоей, мне нету моря,

а у этой любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем.

Интересно знакомство Маяковского и Лили Брик. Ведь раньше он узнал родную сестру Лили - Эльзу, которая впоследствии переехала во Францию и стала знаменитой писательницей Эльзой Триоле, женой писателя-коммуниста Луи Арагона. Это она ввела Маяковского в семью Бриков. Знакомство с Лилей Брик состоялось в 1915 году, летом, на даче в подмосковной Малаховке. Маяковский, увидев Лилю, мгновенно переключился с тогда еще незамужней Эльзы на ее уже замужнюю сестру.

Трудно отказаться от мысли, что и сам Брик способствовал сближению Лили и Маяковского - ведь на почве ревности у супругов не возникло ни единой ссоры. Да и вообще они практически не ссорились.

Маяковский оказался поначалу находкой для обоих. “Интеллектуальный” брак Бриков приобрел некую завершенность. Появился как бы “человек-ребенок”, который мог расти и развиваться на их глазах.

Эстетически Маяковский интересовал обоих супругов, но философски - только Осипа. Они стали “наседками” Маяковского, и в этом смысле их можно считать его родителями. Но роль обоих в большей степени олицетворял Осип Максимович. Лилия Юрьевна, пожалуй, не вполне справилась бы с ролью матери-наставницы, если бы “собственный ребенок” не влюбился в нее.

Лилия Юрьевна, несомненно, восхищалась Маяковским как поэтом огромного дарования, как незаурядной личностью, как человеком с широкой душой. Притом на ее восхищение Маяковским накладывалось восхищение поэтом Осипа Максимовича.

Юноши мечтают о поклонницах и путешествиях, - Маяковский немало ездил по миру, и поклонницы у него были не только на родине. Юноши грезят любовью без границ, до обожания, до умопомрачения. Маяковский мог так любить. Но юноши еще верят, что и они могут внушать такую любовь. А вот этого в жизни Владимира Владимировича, пожалуй, не было. Этим он был обделен в юношеском и зрелом возрасте.

А какая боль и горечь неразделенной любви в строках поэта: “Значит опять темно и понуро Сердце возьму, слезами окапав, нести, как собака, которая в конуру несет перерезанную поездом лапу”.

После появления поэмы “Про это” Маяковского стали обвинять в “субъективистском погружении в мир индивидуальных чувств и переживаний”.

Поэма “Про это” не могла не получить самую отрицательную оценку на страницах пролеткультовских изданий. Пролеткультовские теоретики видели в лирике лишь “пережиток буржуазного индивидуалистического искусства”. Они утверждали, что их интересует не отдельная личность, а “черты, общие миллионам”. Лирика, для большинства критиков того времени, была лишь передачей настроения, “предварительной, низшей ступенью организации сил коллектива”. В этих абстрактных эстетических построениях не было место живой, конкретной личности. Человек во всем многообразии его связей и отношений растворялся в отвлеченном понятии коллектива, существовал только как часть производственного механизма.

Подтверждение такого отношения к личности можно найти в многочисленных статьях и публикациях того времени.

Одной из наиболее показательных может являться работа А. Б. Залкинда “Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата”, опубликованная в 1924 году в журнале “Революция и молодежь”: “...коллективизм, организация, активизм, диалектический материализм - вот четыре основных мощных столба, подпирающие собою строящееся сейчас здание пролетарской этики, - вот четыре критерия, руководствуясь которыми всегда можно уяснить, целесообразен ли с точки зрения интересов революционного пролетариата тот или иной поступок. Все, что способствует развитию революционных, коллективистских чувств и действий трудящихся - все это нравственно, этично с точки зрения интересов развивающейся пролетарской революции, все это надо приветствовать, культивировать всеми способами.

Наоборот, все, что способствует индивидуалистическому обособлению трудящихся, все, что вносит беспорядок в хозяйственную организацию пролетариата, все, что развивает классовую трусость, растерянность, тупость, все, что плодит у трудящихся суеверие и невежество, - все это безнравственно, преступно, такое поведение должно беспощадно пролетариатом преследоваться”.

Одним из наиболее убежденных защитников идеи механизированного человека был в те времена поэт А. Гостев. Он предлагал делить рабочих на типы в зависимости от характера и труда, настаивая на технизации языка, отделении его от человека. В газете “Пролетарская культура (1919 год № 9 – 10, стр. 45) он писал: “Мы идем к невиданной объективности, демонстрации вещей, механизированных толп и потрясающей открытой грандиозности, не знающей ничего интимного и лирического”.

Пролеткультовский подход к лирике в значительной степени восприняла группа “На посту”. Для Лелевича, Родова, Вардина, Волина и других “напостовцев” Маяковский был лишь “буржуазным попутчиком”, и его обращение к лирике рассматривалось как свидетельство к чуждому пролетариату крылу литературы.

Заговорили о том, что Маяковский исписался, начал “перепевать самого себя”. Маяковского обвиняли в его грехе “Индивидуализма и психологизма”, в мелочном копании в личных переживаниях.

Пролеткультцы не говорят ни про “я”, ни про личность.

“Я” для пролеткультца все равно что неприличность.

Из поэмы “Пятый Интернационал”

Полемика вокруг поэмы “Про это” очень показательна для литературной борьбы того времени.

И пусть многие видели в поэме Маяковского измену собственным принципам, возвращение к традиционному стиху, сам поэт считал, что он продолжает борьбу с пошлостью, которая проходит через поэзию Пушкина и Лермонтова. Он считал, что подлинная поэзия должна обязательно опираться на реальные чувства, на собственные переживания поэта.

Нами лирика в штыки неоднократно атакована,

ищем речи точной и нагой.

Но поэзия пресволочнейшая штуковина:

существует и не в зуб ногой.

За восемь лет до написания поэмы “Про это”, в 1915 году, Маяковским были созданы еще два произведения, которые объединяла общая тема - тема любви. Это поэмы “Облако в штанах” и “Флейта-позвоночник”. Причем, “Флейта-позвоночник” явилась своего рода продолжением “Облака в штанах”. Указание на связь с “Облаком” содержится в самом тексте “Флейты”: “Вот я богохулил. Орал, что бога нет, а бог такую из пекловых глубин, что перед ней гора заволнуется и дрогнет, вывел и велел: люби!”.

Изучая подробно биографию В. В. Маяковского, становится ясно, что за вымышленными, как это может показаться на первый взгляд, героями, стоят вполне реальные люди.

Бог доволен.

Под небом в круче, измученный человек одичал и вымер.

Бог потирает ладони ручек.

Думает бог: погоди, Владимир!

Несомненно, что главный герой поэмы, от лица которого ведется повествование, и есть сам Маяковский.

Это ему, ему же, чтоб не догадался, кто ты,

выдумалось дать тебе настоящего мужа

и на рояль положить человечьи ноты.

Та, к которой обращены эти строки, возлюбленная поэта - Лиля Брик. Маяковский и не скрывает ее имени; а в роли “настоящего мужа” выступает Осип Максимович Брик: “...А там, где тундрой мир вылинял, где с северным ветром ведет река торги, на цепь нацарапаю имя Лилино и цепь исцелую во мраке каторги”.

Лилия Юрьевна, с первого дня знакомства с Маяковским, стала для него “единственной героиней в жизни и творчестве. “Облако в штанах” носило печатное посвящение ей, хотя вдохновительницей этой поэмы была не она, а другие женщины.

Начиная с “Облака”, он печатно посвятил Лиле Юрьевне все свои поэмы. Когда в 1928 году вышел первый том его собрания сочинений, посвящение гласило: Л. Ю. Б. - тем самым он посвятил ей все им написанное и до, и после знакомства.

И во “Флейте-позвоночнике” и в других стихотворениях 1915 - 1916 годов, Маяковский восторженно воспевает свою любовь, “имя которой звучит радостнее всех!”. Он “поет” ее “накрашенную, рыжую”, готовый положить “Сахарой горящую щеку” под ее ногами в пустыне; он дарит ей корону, “а в короне слова мои радугой судорог” (Б. Янгфельдт. “Любовь - это сердце всего”. М., “Книга”, 1991.).

Крикнул ему: “Хорошо!

Твоя останется.

Тряпок нашей ей, робкие крылья в шелках зажирели б.

Смотри, не уплыла б.

Камнем на шее навесь жене жемчуга ожерелий!

“Флейта-позвоночник”

В Москве в марте 1922 года была впервые издана еще одна поэма Маяковского - “Люблю”.

Поэма “Люблю” писалась во время пребывания Лилии Юрьевны Брик в Риге, которая отправилась туда по двум причинам: во-первых, повидаться с матерью, а во-вторых, разыскать заграничного издателя, который напечатал бы книги Маяковского в Латвии для экспорта в Россию, так как в эти годы Маяковский испытывал большие трудности в своих отношениях с Госиздатом.

Поэма “Люблю” была готова как раз к возвращению Лили Брик домой, в феврале 1922 года. Она отражает отношения между Маяковским и Брик этой поры, подобно тому как “Флейта-позвоночник” и другие стихотворения дают представление об их связи в военные годы.

Вообще “Люблю” - самая светлая поэма В. В. Маяковского, полная любви и жизнерадостности. В ней нет места мрачным настроениям. Этим она, пожалуй, сильно отличается от всех других произведений поэта.

А я ликую.

Нет его ига!

Этот период в отношениях между Маяковским и Лилей Брик был счастливым вопреки тому, что у обоих в это время были другие любовные приключения: у Лили Юрьевны в Риге была связь с Альтером, а Маяковский увлекался сестрами Гинзбург в Москве.

Бенгт Янгфельдт в своей книге “Любовь - это сердце всего” приводит переписку Брик и Маяковского с 1915 по 1930 год.

В. В. Маяковский - Л. Ю. Брик (первая половина января 1922 года. Москва - Рига):

“Дорогой Мой Милый Мой Любимый Мой Лилятик!

Я люблю темя. Жду тебя, целую тебя. Тоскую без тебя ужасно-ужасно.

Письмо напишу тебе отдельно. Люблю.

Твой Твой Твой”.

Л. Ю. Б. - В. В. М. (конец декабря 1921 года. Рига – Москва):

“Волоски, Ценик, Ценятка, зверик, скучаю по тебе немыслимо!

С Новым годом, Солнышко!

Ты мой маленький громадик!

Мине тебе хочется! А тибе?

Если стыдно писать в распечатанном конверте - пиши по почте: очень аккуратно доходит.

Целую переносик и родные лапики, и шарик, все равно, стрижетый или мохнатенький, и вообще все целую, твоя Лиля”.

1924 год был переломным в отношениях между Маяковским и Лилей Брик. Намек на это можно найти в стихотворении “Юбилейное”, которое было написано к 125-летию со дня рождения Пушкина, 6 июня 1924 года.

Я теперь свободен от любви и от плакатов.

Шкурой ревности медведь лежит когтист.

Сохранилась записка от Л. Брик к Маяковскому, в которой она заявляет, что не испытывает больше прежних чувств к нему, прибавляя: “Мне кажется, что и ты любишь меня много меньше и очень мучиться не будешь”. Одна из причин этой перемены в их отношении очевидна. В письме от 23 февраля 1924 года Лиля Юрьевна Брик спрашивает: “Что с А. М.?” Александр Максимович Краснощеков, бывший председатель и министр иностранных дел Дальневосточной республики, в 1921 году вернулся в Москву и в 1922 году стал председателем Промбанка. Лиля Юрьевна познакомилась с ним летом того же года. Между ней и Краснощековым начался роман, о котором знал Маяковский. В сентябре 1923 года Краснощеков был арестован по необоснованным обвинениям и заключен в тюрьму.

Осенью 1924 года Маяковский уехал в Париж. После одной недели во французской столице Маяковский пишет Л. Ю. Б.: “писать я не могу, а кто ты и что ты я все же совсем не знаю. Утешать ведь все же себя нечем ты родная и любимая, но все же ты в Москве и ты или чужая или не моя”. На это Лиля Брик ответила: “Что делать. Не могу бросить А. М. пока он в тюрьме. Стыдно! Так стыдно, как никогда в жизни”. Маяковский: “Ты пишешь про стыдно. Неужели это все, что связывает тебя с ним, и единственное, что мешает быть со мной. Не верю!... Делай, как хочешь, ничто, никогда и никак моей любви к тебе не изменит”. Л. Брик была не права, полагая в своей записочке, что он любит ее “много меньше” - ничто не могло подорвать его любви к ней, и он “мучился” (Б. Янгфельдт “Любовь - это сердце всего”. М., “Книга”, 1991).

После возвращения Маяковского из Америки (1925), характер отношений между ним и Л. Ю. Брик коренным образом изменился. Теперь из связывала глубокая дружба; новые, эмоционально менее напряженные отношения.

В начале октября 1928 года Маяковский поехал в Париж, где остался до первых дней декабря. Помимо чисто литературных дел, цель поездки была в этот раз особой. 20 октября он покинул Париж и поехал в Ниццу, где отдыхала его американская подруга Элли Джонс с дочкой.

Это было первое свидание Маяковского с Элли Джонс с 1925 года и первая встреча вообще с ребенком, отцом которого очевидно был он.

Встреча в Ницце была, судя по письмам Элли Джонс к Маяковскому, не очень удачной: уже 25-го октября он вернулся в Париж.

Вечером того же дня Маяковский познакомился с Татьяной Алексеевной Яковлевой, молодой русской, приехавшей к своему дяде в Париж в 1925 году.

Их встреча не была случайной. 24 декабря, за день до знакомства, Татьяна Яковлева написала своей матери в Пензу: “...пригласили специально в один дом, чтобы познакомить”.

С первого же дня знакомства Маяковского и Татьяны Яковлевой возник новый “пожар сердца”, и засветилась “лирики лента” новой любви. Это сразу увидели и поняли те, кто был близок Маяковскому и кто был прямым свидетелем этого события.

Эльза Триоле в своих воспоминаниях пишет: “В то время Маяковскому нужна была любовь”. Якобсон помнит слова поэта о том, что “только большая, хорошая любовь может еще спасти меня”. И теперь, впервые с 1915 года, он встретил женщину, которая была ему “ростом вровень”.

Из воспоминания художника В. И. Шухаева и его жены В. Ф. Шухаевой: “Маяковский сразу влюбился в Татьяну”. И дальше: “...когда Маяковский бывал в Париже, мы всегда видели их вместе. Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица - высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого влюбленного. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом”. О том, что они внешне составляли хорошую пару, говорили и другие.

“Маяковского восхищала ее память на стихи, ее “абсолютный” слух, и то, что она не парижанка, а русская, парижской чеканки... элегантная и воспитанная, способная постоять за себя!” (Ал. Михайлов. ЖЗЛ “Маяковский”. М.: 1988).

Только через три недели после встречи с Т. Яковлевой Маяковский написал Л. Ю. Брик письмо. 12 ноября он на ее вопрос: “Отчего не пишешь? Мне это интересно!”, отвечает неопределенно и уклончиво: “Моя жизнь какая-то странная, без событий, но с многочисленными подробностями это для письма не материал, а только можно рассказывать, перебирая чемоданы...”. Эти “многочисленные подробности” относились, конечно, к новой любви поэта.

За ноябрь Маяковский написал два стихотворения, посвященных Т. А. Яковлевой: “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” и “Письмо Татьяне Яковлевой”. Это были первые любовные послания (с 1915 года), посвященные не Лиле Юрьевне Брик.

Опять в работу пущен сердца выстывший мотор.

Стихотворения Т. А. Яковлевой были на самом деле первой светлой любовной лирикой после поэмы “Люблю”.

В первом посвященном Т. Яковлевой стихотворении, Маяковский обращается к ней по-простому, даже с характерной ему небрежностью:

Я эту красавицу взял и сказал: правильно сказал или неправильно?

Я, товарищ, - из России, знаменит в своей стране я,

я видал девиц красивей, я видал девиц стройнее...

Но оказалось, что Маяковский сказал неправильно. Оказалось, что Татьяна Яковлева вовсе не “товарищ”.

Парижская любовь Маяковского, красивая, статная Яковлева, слыла в Париже “дамой полусвета”, вела соответствующий этому “статусу” образ жизни и не лишала своих чар многих именитых мужчин, среди которых был даже великий Шаляпин.

Рассказывая о встрече с красавицей в Париже, Маяковский подчеркивает свое отрицательное отношение ко всякого рода случайным связям, ничего общего не имеющим с настоящей любовью: “Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств. Я ж навек любовью ранен” (из стихотворения “Письмо к товарищу Кострову...”). Маяковский не допускает отождествления любви с чувственной страстью, какой бы сильной и волнующей она не была.

В “Письме к товарищу Кострову...” Маяковский сумел передать состояние любовного и творческого возбуждения. У поэта обострилось восприятие окружающего мира. Его привлекают и “земные огни”, и “небесные светила”. Душу переполняет “сонм видений и идей”, “ураган, огонь, вода подступают в ропоте”. И из всего этого рождается поэзия.

Совершенно иного плана второе, посвященное Татьяне Яковлевой стихотворение. Оба эти стихотворения (и “Письмо товарищу Кострову...”, и “Письмо Татьяне Яковлевой”) о любви, но, сравнивая их, понимаешь, насколько они различны, хотя и написаны приблизительно в один период.

Если первое носит более глобальный, даже где-то, философский характер, то второе - более личное. В “Письме Татьяне Яковлевой” Маяковский весь как будто нараспашку, открыт. Здесь уживаются рядом сила страсти и ее бессилие, ревность и достоинство.

Ты не думай, щурясь просто из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй,

И это оскорбление на общий счет нанижем.

Я все равно тебя когда-нибудь возму

Одну или вдвоем с Парижем.

Яковлевой не нравилось, что он читал стихи в русском обществе Парижа: их отношения получили широкую огласку. И в то же время ей были лестны внимание и ухаживание знаменитого поэта.

В течение пяти недель они встречались каждый день. “Сорок дней осенью двадцать восьмого были радостны и до предела насыщены, но уже весной двадцать девятого, Маяковский очень ясно осознает, что он - не единственный. Он, конечно, знал об этом и раньше, но, как всегда, каждый день заново, надеялся на подавляющее, уничтожающее, захватывающее действие своего обаяния. Как всегда ошибся” (Юрий Карабчиевский. “Воскресение Маяковского”, М., Изд. “Советский писатель”, 1990 г.). Из письма Татьяны Яковлевой к матери: “У меня сейчас масса драм.

Если бы я даже захотела быть с Маяковским, то что стало бы с Ильей, и кроме него есть еще двое. Заколдованный круг”. Но кроме этого, существует еще один “заколдованный круг”, где главное действующее лицо - Лилия Юрьевна Брик.

“Все стихи (до моих) были посвящены только ей. Я очень мучаюсь всей сложностью этого вопроса”, - жалуется Татьяна Яковлева матери.

Все женщины Маяковского не просто знали о существовании Лили Брик - они обязаны были выслушивать восхищенные рассказы о ней.

Привязанность Маяковского к Лиле Юрьевне была настолько сильна, что мешала ему в общении с другими женщинами, даже после того, как в 1925 году изменился характер их отношений.

Н. А. Брюханенко, с которой у Маяковского тоже была связь, вспоминает его слова: “Я люблю только Лилию. Ко всем остальным я могу относиться только хорошо или очень хорошо, но любить я уж могу на втором месте”. Есть женщины, которые заколдовывают мужчин навечно. От них невозможно освободиться. Такой женщиной в жизни Маяковского была Лиля Брик.

“Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь”. Эти строки Маяковского, написанные в дневнике в 1923 году, обращены к Лилии Юрьевне Брик.

Но, несмотря на это, “властительница” не на шутку встревожена. Такого серьезного увлечения, как Татьяна Яковлева, в его жизни, пожалуй, не было.

Она осведомлена обо всех подробностях (Эльза Юрьевна обо всем ее информирует). В письмах к ней Маяковский об этом - ни единого слова.

Из Парижа он возвращается тоже какой-то иной, более независимый и отчужденный, с новыми мыслями и заботами.

Письма в Париж, эти публично прочитанные стихи, посвященные не ей - все раздражает Лилию Юрьевну. Она во всем видит, чуть ли не измену, хотя между ними давно уже все кончено. Напрасно Маяковский пытается усыпить ее бдительность. “И в Ниццу, и в Москву еду, конечно, в располагающем и приятном одиночестве”, - пишет ей Маяковский из Парижа. Затем, он опять возвращается, но только до осени. Пишет письма, получает письма, шлет телеграммы...

“Уже второй должно быть ты легла, // А может быть и у тебя такое. // Я не спешу и молниями телеграмм // мне не зачем тебя будить и беспокоить” (из “Неоконченного” 1928 – 30 гг.). “По тебе регулярно тоскую, а в последние дни даже не регулярно, а чаще”, - так пишет Маяковский Т. А. Яковлевой в эти дни.

К сожалению, из переписки Яковлевой и Маяковского сохранились только письма, написанные Владимиром Владимировичем. Их Татьяна Алексеевна хранила до конца своих дней. Ее же письма к Маяковскому, как и всех других женщин к нему, уничтожила Лилия Юрьевна, к которой, по завещанию поэта, перешел весь его архив.

Осенью Маяковский хлопочет о поездке в Париж, очевидно для того, чтобы вернуться обратно с Яковлевой.

Но его мечтам не суждено было сбыться.

Последняя телеграмма Яковлевой отправлена 3 августа, а последнее письмо - 5 октября, уже после запрета на выезд. Она еще немного сомневается, еще ожидает его приезда, а уже до нее доходят слухи, что он собирается жениться на Веронике Полонской, с которой у него, действительно, в этот период была связь. Так что, его неприезд в Париж Яковлева воспринимает как добровольный.

А уже в январе Маяковский узнает о замужестве Татьяны Яковлевой и очень переживает.

Наконец, пришло время рассказать еще об одной женщине в жизни Маяковского. И пусть она, в отличие от Л. Ю. Брик и Т. А. Яковлевой, не вдохновила Маяковского на лирические строки, но эта женщина была последней, кто видел Маяковского живым. Это именно ей поэт делал предложение за минуту до рокового выстрела.

С Вероникой Витольдовной Полонской Маяковского познакомил О. М. Брик. Это произошло в мае 1929 года, после возвращения Маяковского из-за границы.

Полонская, дочь известного актера немого кино, молодая актриса МХАТа, жена артиста того же театра Михаила Яншина, была необыкновенно хороша собой. К тому времени она снялась в хроникальном фильме “Стеклянный глаз”, где было несколько игровых эпизодов. Сценарий фильма написали В. Л. Жемчужный и Л. Ю. Брик. Тогда-то, в конце 1928 года, во время съемок фильма, Полонская и познакомилась с Бриками. А в мае Осип Максимович знакомит ее с Маяковским.

Маяковский, и это не секрет, любил красивых женщин. И хоть сердце его в это время было не свободно, им прочно овладела Татьяна Яковлева, но его тянуло к Полонской, и он стал часто встречаться с нею.

Реферат

на тему: «Лирика Маяковского»


Выполнил: Гордиевский Андрей


Решив написать о Маяковском и его лирике, я расскажу, что такое лирика. Лирика - это содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах, который охватывает множество стихотворных жанров, например.: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека - строителя социалистического общества. Основные темы лирики Маяковского - советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого и т.д.

Слитые воедино, они воссоздают величественный облик советского человека, горячо любящего свою родину, преданного идеям революции и народу. Очень дорога открытость, гражданственность поэта, его стремление показать "естество и плоть" коммунизма, каждого зажечь желанием "думать, дерзать, хотеть, сметь". Во имя революции Маяковский создает необычайный ораторский строй стиха, который поднимал, звал, требовал идти вперед.

Лирический герой Маяковского - борец за всеобщее счастье. И на какое бы важнейшее событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа. Герои Маяковского - обычные, но в то же время удивительные люди ("Рассказ о Кузнецкстрое"). Во время строительства города мужественные люди живут под открытым небом, мерзнут, голодают, впереди у них большие трудности, но губы упрямо шепчут в лад:

Через четыре года

здесь будет

город-сад!


Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них - "Товарищу Нетте - пароходу и человеку"(1926г.) и "Стихи о советском паспорте". Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.


Это он - я узнаю его

В блюдечках-очках спасательных кругов.

Здравствуй, Нетте!


Затем следует воспоминание о Нетте, который был другом Маяковского. Эти будничные воспоминания сменяются в центральной части стихотворения описанием героического поступка простого советского человека - "след героя светел и кровав". Рамки стихотворения расширяются: начатое с описания дружеской встречи, оно поднимается до мыслей о Родине, о борьбе за коммунизм. Такие как Нетте не умирают - память о них народ воплощает...в пароходы, в строчки, и в другие долгие дела. Гимном советской Родине звучит и другое лирическое стихотворение Маяковского - "Стихи о советском паспорте"(1929 г). Стихотворение начинается с незначительного события - с описания проверки паспортов в железнодорожном вагоне в момент прибытия поезда на границу. И поэт замечает многое: и учтивость чиновника, который "не переставая кланяться", "с почтеньем" берет паспорта американца и англичанина; и его пренебрежение при виде польского паспорта

Итак, лирика не мыслится Маяковским вне поэзии, вне стиха. Настоящего стиха, настоящей поэзии нет вне лирики. В лирике, в лирическом начале - подлинная суть поэзии. А лирческое начало - это для Маяковского действенное начало, лирическая - наиболее активный по отношению к читателю род художественного творчества. Предельную активность подлинной лирики Маяковского и называет «тенденцией», или «агитацией».

Поэзия, ничего не утверждающая, не возбуждающая, а лишь констатирующая и регистрирующая впечатления и эмоции (вспомним: «Все входящие срифмуют впечатления и печатают в журнале в исходящем»), для Маяковского не поэзия, потому что она не лирика. В этом суть приведенного выше полемического тезиса. Этот тезис отрицание, а, напротив, предельное утверждение лирического начала, как начала, формирующего стих. Требуя от поэзии «тенденции», Маяковский, по существу, требует от нее силы лирического утверждения своего идеала, высокой поэтической действенности, иначе говоря, высокой степени нормативности. Разумеется, нормативность (соотнесения с «нормой», с должным, высоким, прекрасным присуща не только лирике, но вообще искусству. Однако в лирике, в поэзии, в стихе она, как правило, выражена обнаженнее, непосредственнее, чем в эпосе, в повествовании, в прозе. Полушутливой ссылкой на Лермонтова Маяковский подчеркивает, что его стихи отличаются от стихов классиков не тем, что в них есть «тенденция» т.е. активное утверждения «идеала», некоей высокой нормы человеческого мировосприятия и поведения (это есть и у поэтов прошлого), а тем, какова эта «тенденция», тем, что идеал, норма, представление о прекрасном для него неразрывно связаны с идеей коммунизма, воспринимаемой не только в социально- этическом плане, но и в эстетическом:

Я меряю по коммуне стихов сорта,

в коммуну душа потому влюблена,

что коммуна, по-моему, огромная высота.

Что коммуна, по-моему, глубочайшая глубина.


Поэтому «тенденция» в том понимании, которое вкладывает Маяковский в это слово, есть не нечто чужеродное понятию «лирика» и. следовательно, требующее от лирического поэта какого-то насилия над своей « музой», а, напротив, существеннейший эстетический признак лирики.

У Маяковского есть три типа лирики: лирика на тему революция, патриотическая лирика и лирика на тему труда. На пике острейших социально-политических перемен, связанных с революционными событиями, поэт выдвигает тему революции на передний план. Так у Маяковского рождается революционная лирика. Поэт стремится быть нужным своему народу и большевистской партии, которая, в его понимании, воплощает и отстаивает народные интересы.

В.Маяковский в своей безоговорочной вере в революцию был предельно искренен. Им двигали не вероподданические стремления быстрее присягнуть новой власти, а глубокая гражданская убежденность в святости революционных идей. Стихотворение «Революция» написано по горячим следам февральских революционных событий и имеет подзаголовок «Поэтохроника». Как видим, Маяковский стремится быть оригинальным даже в жанровом определении произведения. Бесспорно, имеются многочисленные истирико-документальные хроники, скрупулезно описывающие события 1917 года, повествующие о них существующим языком цифр и дат. Маяковский же ставит иную задачу. Лишь художественная (а в особенномти-поэтическая0 хроника может наполнить повествование жизненной силой. Маяковский показывает, как растет и ширится народное движение («Шире и шире крыл оружие»). В тексте произведения часто встречаются лозунги и призывы, призванные усилить динамику развития сюжета. Победа революции также связана в авторском сознании с окончанием международных войн:


И мы никогда, никогда!

никому, никому не позволим!

землю нашу ядрами рвать,

воздух наш раздирать остриями отточенных копий


Многочисленные повторы призваны подчеркнуть эту важнейшую мысль в стихотворении. Последняя же строфа произведения полемично направлена в адрес тех, кто считал социалистические идеи ересью и отказывался верить в их быстрое воплощение. Подобные же мотивы слышны в стихотворении «Наш марш», походный ритм которого символизирует триумфальное шествие победителей. Сделав пропаганду коммунистических идей одной из основных задач своего творчества, Маяковский не мог, не мог писать о руководителе большевиков. В.И.Ленину посвящены стихи «Владимир Ильич!», «Ленин с нами!», «Разговор с товарищем Лениным» и ряд других произведений. Автор пытался больше осветить не биографию вождя, а ленинское дело. Центральным произведением, посвященными руководителю государства рабочих и крестьян, является поэма «Владимир Ильич Ленин». Через все произведение проходит мысль о том, что рождение Ленина в России является исторической закономерностью. В заключение поэмы Маяковский описывает горе утраты, которое испытал советский народ в 1924 году, когда Ленина не стало. В творчестве Маяковского революция отождествляется с прекрасной и долгожданной весной, с новой эрой в истории человечества. Право занять достойное место в ряду классиков связанно не с политическими убеждениями Маяковского, а с его художественным мастерством, способным создать литературные произведения, обладающие необыкновенной эстетической выразительностью.

Посвящать лучшие строки родной земле - глубокая традиция как русской классической поэзии, таки литературы в целом со времен ее древнейшей истории. Особенно актуальны размышления о судьбе родины, прославлении ее величия и переломные моменты, когда определяется выбор дальнейшего пути развития державы на долгие годы. Патриотическая лирика Маяковского многогранна. Большинство стихотворений патриотической направленности славят новую советскую страну. Есть и стихотворения о родине малой:


Только нога ступила в Кавказ,

я вспомнил, что я- грузин.


Маяковский, как известно, родился в грузинском селении Багдади и вырос на Кавказе. В стихотворении «Владикавказ-Тифлис» лирический герой путешествует по родным местам, свободно перемещаясь в пространстве и во времени. Для создания национального колорита Маяковский использует вкрапления грузинских фраз. Он жаждет прогрессивных перемен в жизни родной стороны; размаха строительства; развития промышленности:


Во всю трудовую прыть, для стройки не жаль ломаний!

Если даже

Казбек помешает - срыть!

Все равно не видать в тумане.


В отдельных исследованиях о поэте отмечается, что Маяковский ощущал себя гражданином Вселенной и не был так трогательно привязан к родному русскому пейзажу, как например, С.Есенин. В доказательство этому приводится стихотворение о «России», где есть строка: « Я не твой, снеговая уродина.». Маяковский придавал колоссальное значение в рифме, и сам факт того, что в стихотворении в названии «Родина» есть рифма «уродина - родина», наводит на определенные выводы. Однако эти столь очевидные выводы окажутся все-таки чересчур поспешными, ибо стихотворение это шуточное, фантастическое и искать в нем отголоски патриотической линии было бы не верным. Здесь по-иному расставлены акценты. Лирический герой - теплолюбивая, южная птица:


Вот иду я,

Заморский страус,

В перьях строф, размеров и рифм.


Антивоенные мотивы - еще одна важная грань в патриотической лирики Маяковского, возникшая в связи началом Первой мировой войны. В стихотворении «Война объявлена» уже само известие о начале войны уподобляется струе крови. Первая и последняя строфы произведения образуют благодаря повторам кольцевую композицию. Обратный ряд стихотворения разделен на две части. К первой можно отнести образы, энергично и позитивно откликнувшиеся на начало войны. Маяковский подчеркивает бравурные плакатные лозунги, гиперболизированный людской подъем когда даже бронзовые генералы готовы ринутся на фронт. Ко второй части относятся явления противоположного порядка: «небо, изодранное о штыков жала», «красный снег», падающий «сочными клочьями человеческого мяса».

Стихотворение «Великолепные нелепости» развенчивает убеждения тех, кто сморит на войну бравурно-парадными взглядами. Кровавый карнавал боевых действий изображен в театрально-мистических мотивах, но ужасные подобности не становятся от этого привлекательнее. Их не завуалируют метафорические красивости («небо мерить выбежавшей»). Ужасающе натуралистично показаны действительные события: смерть, кровь. «желтолистая на клумбах из убитых гангрена». Война представляется страшной, недетской сказкой.

Патриотическая направленность Маяковского устремлена в будущее. В стихотворении «Красная зависть» поэт обращается к детям. Ради них, ради будущих масштабных экономических свершений старшее поколение идет на жертвы и лишения.

Но что можно сказать про трудовую лирику Маяковского? Начнем с того, что в противоречивую эпоху 20 века коренным образом менялись общественные взгляды на социальные проблемы, на устройство государственной жизни, на стиль отношений между людьми. Поменялся стиль собственности на средства производства. В корне должно было изменится отношение каждого человека к своей работе и к труду людей. Маяковский был сторонником радикальных изменений в общественной жизни. Считая себя «мобилизованным и призванным» на борьбу с косностью, отсталостью и всем тем, что мешало стране вырваться на передовые рубежи технического прогресса, кардинально повысить уровень жизни, поэт целый пласт своего творчества посветил пропаганде программы социально-экономических реформ, целью которых, в конечном счете, должно было стать создание коммунистического государства, где вообще не будет экономических трудностей и проблем, а основным принципом распределения материальных благ станет девиз: « От каждого по способностям - каждому по потребностям».

Тема труда - одна из важнейших в творчестве Маяковского. Поэта занимает вопрос соотношения затрат на честный труд и величины вознаграждения за него. В стихотворении «Теплое слово кое-каким пророкам» автор пишет о том, что одни зарабатывают в поте лица деньги кропотливым трудом, а другие могут, сыграв в азартные игры, обогатится быстрее и легче.


Слава тому, кто первый нашел,

как без труда и хитрости,

чистоплотно и хорошо

карманы ближнему вывернуть и вытрясти, -

иронично заявляет поэт.


Маяковский часто сравнивает социалистическое отношение к труду. Где труд приравнен к боевому подвигу, и работу в мире капитала. Работа во имя светлого будущего идет в тяжелейших условиях, но вопреки холоду и голоду люди выигрывают схватку с тайгой. Для дела главное не технологии и новейшие материалы, а люди, их сильные характеры, их убежденная решимость преобразовывать земной лик.

Маяковского отличало стремление быть на переднем крае важнейших исторических событий. В стихотворении «Марш ударных бригад» сильно публицистическое начало (много восклицательных предложений, лозунгов, призывов, агитации). Ударное трудовое решение, по мысли автора, должно ширится, разрастаться, набирать скорость:


От ударных бригад к ударным цехам,

от цехов к ударным заводам.


Этот рефрен важен в стихотворении как в содержательном, так и в композиционном плане. Поэт призывает трудящихся опереться на технические достижения, на электрификацию, но главный козырь - энтузиазм. Работа без прогулов и праздников. В стихотворении все время звучит мотив состязания двух формаций - революционеров и буржуев, коммунистов и капиталистов. Поэт живет стремлением догнать, перегнать, показать и доказать преимущества коллективного ведения хозяйства. Мотив борьбы подчеркивает мятежная лексика военных действий: баррикады, рабочие взводы. В стихотворении важна диалектика тьмы и света (тьма символизирует мрачное прошлое, свет - радостное будущее; он связан с образами индустриального мира (лампы, фабричное сияние радужное). Но главный мотив - мотив движения: в стихотворении много глаголов повелительного наклонения. Стихотворение в большей степени обращено к рабочему классу, который, согласно марксистко-ленинскому учению, является движущей силой исторического прогресса, но Маяковский не забывает и о крестьянстве:


Трактор туда, где корпела соха, хлеб

штурмуй колхозным походом.


Поэт стремится к максимальной четкости и лаконичности. Маяковский учил по-хозяйски относится к родной земле. Однако трудиться - не значит выслуживаться, продвигаться по карьерной лестнице. Маяковский подчеркнуто разводит эти два момента. Герои стихотворения «Который из них!» - два товарища, которые вместе служили, пополам делили все жизненные невзгоды. Один пошел не легкий трудовой путь, не встретив особых наград и признаний. Другой пробился в начальство, не без усилий заняв теплое местечко. Через какое-то время судьба привела первого в кабинет ко второму с просьбой о помощи. Колоритно описывает поэт эту встречу:


У второго взгляд -

хоть на лыжах скользи.

Сидит собакой дворовой.


Озверевший от собственных «успехов» по части любезничая и умения пролезть на нужное кресло, «браток» просит бывшего друга не входить к нему без доклада. Им давно забыты идеалы молодости и узы дружбы. Ощущая себя хозяином положения, он наслаждается возможностью порисовать в собственных глазах. Маяковский призывает очистить от таких людей государственные учреждения, иначе народ может утратить веру в своих руководителей. Нелегко повысить производительность труда, имея хорошо налаженный быт «море техники на подхвате». В тех же тяжелых условиях, в каких возводились героические стройки века, становление новой экономики и индустрии шло еще сложнее и требовало от людей неимоверных усилий, полной самоотдачи. В стихотворении «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» поэт называет труд незаменимым фронтом, на котором завоевываются дни в борьбе за лучшую жизнь. Он сравнивает «словопадов струи» и этот каждодневный труд, и читатель понимает, что никакой даже самый гениальный стих не в силах выразить всей глубины того бескорыстного подвига, который совершил наш народ в тяжелые послереволюционные годы. Рубленный ритмичный стих удачно передает накал ударной работы.

Подлинным гимном человеческого величия подвига является «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Это произведение о мужественных и гордых строителях новой жизни, альтруистах, похожих на горьковского Данко из рассказа «Старуха Изергиль».

Маяковскому удалось передать через изменение пейзажа рождения новой эпохи, светлой и радостной, как весенняя картина цветущего фруктового сада. В начале стихотворения изображаются беспросветный дождь и сумрак, воплотившиеся в ярком определении-неологизме «свинцовоночие». Поэт не романтизирует путь к трудовым свершениям. Скорее наоборот, он подчеркивает мучительную жизнь рабочих на строительстве, каждый миг которой наполнен необходимостью преодоления тех или иных невзгод. Люди голодают, годами сидят в грязи и холоде. Они живут мечтой лишь о том, что «через четыре года здесь будет город - сад». И ради этого «города - сада», крылатой мечты миллионов, ради лучшей доли для своих детей рабочие готовы посветить все эти четыре года своей уникальной, бесценной и неповторимой жизни строительству металлургического гиганта. Во имя поэтизации этой мечты Маяковский не жалеет изобразительно - выразительных средств языка, прежде всего гипербол и метафор («Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь», «…Аж за Байкал отброшенная попятится тайга»).

В финале стихотворения, чтобы еще раз подчеркнуть свою уверенность в том, что светлая мечта рабочих обязательно осуществится, Маяковский еще раз восклицает:


Я знаю - город будет,

я знаю - саду цвесть,

когда такие люди в стране

в советской есть!


Поэт прямо заявляет, что его уверенность основывается прежде всего на так называемом человеческом факторе. Именно высокие моральные качества строителей новой жизни позволят вопреки тяжелейшем условиям притворить в жизнь масштабные планы. Упомянутый в названии стихотворения Хренов - реальное лицо, знакомый Маяковского И.П.Хренов, участник строительства Кузнецкого металлургического комбината. Он и рассказал поэту об этом исторически важном событии.

Читая строки Маяковского, нельзя не восхищаться мужеством и доблестью строителей коммунизма, однако вот эта самая опора на человеческий фактор без учёта реальных экономических условий, так страстно воспеваемая поэтом, сыграла во многом и отрицательную роль. То самое поколение, во имя которого отцы и деды провели свою жизнь в многочасовом, порой непосильном и бескорыстном труде, провозгласило иные ценности и подходы. Если у читателя середины 20 века подобные стихи рождали лишь гордость за свою великую родину и её трудолюбивых граждан, то современные жители страны более скептически смотрят на подобные истории. Им непонятен беспредельный фанатизм голодных рабочих, которые отдали свои силы во имя идеи, хотя и осуществившиеся, но торжествовавшей недолго.

Традиции Маяковского в воплощении темы труда были подхвачены поэтами - шестидесятниками в годы, когда кровопролитной победы в Великой Отечественной войне, в условиях небывалого общественного подъема Советский Союз воплотил в жизнь гигантские хозяйственные проекты, так называемые «стройки века». Евтушенко, Вознесенский, Рождественский стремились запечатлеть этот трудовой подвиг. Что во многом им удалось. Хочется верить, что вопреки существующей в современном мире тенденции покидать свою страну во имя сытой и комфортной жизни на чужбине. Современное поколение воспримет заветы Маяковского и посвятит свой труд родной земле.

В заключение могу сказать, что для Маяковского было важно отделять главное от второстепенного. Соотнося лирику Маяковского с творчеством его предшественников, следует иметь в виду поэтическую перекличку и полемику, намеренное обращение к традиционным образам и возникновение общности, объективно обусловленной близостью творческих задач, решаемых, однако, в разные исторические эпохи. Значительность лирического стихотворения определяется не темой, а человеческим и общественным качеством выраженной в нем эмоции. Не случайно в написанном в 1927 году стихотворении «Размышления о Молчанове Иване и о поэзии» Маяковский одинаково отрицательно расценивает стихи Молчанова и на любовную, и на политическую тему. Он высмеивает молчановское стихотворение « У обрыва» отнюдь не за то, что это любовная лирика, а за то, что эта лирика мелкая, не утверждающая (как должное, прекрасное, т.е. как «идеал», «норму») полное, большое чувство, а регистрирующая чувства, независимо от их этического и социального качества:

…Плох ваш роман,

И стих неказист,

Вот так любил бы

любой гимназист.


Поэт не вправе быть безразличным и безличным. Поэт - это личность, облеченная высоким общественным доверием и обязанная это доверие оправдать.


Используемая литература:

маяковский лирический творчество

(В.О.Перцова, В.Ф.Земскова)

Творчество В.В. Маяковского

(К.Г. Петросов)

В. В. Маяковский. Литературная критика.

(Е.В.Иванова)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сочинение

В.В. Маяковский - русский поэт начала XX века. До сих пор среди поэтов, связанных с «серебряным веком», он остается самой неоднозначной фигурой. Сам Владимир Маяковский в своей авто­биографии писал: «Я - поэт. Этим и интересен». Родился

В.В. Маяковский в селе Багдади близ Кутаиси, в Грузии. В отроче­ские годы поэта после смерти отца (1906) семья переезжает в Моск­ву. В столице будущий поэт знакомится с членами социал- демократических кружков, увлекается марксизмом, вступает в 1908 году в члены РСДРП. За активную подпольную революционную работу В. Маяковского трижды арестовывают и сажают в тюрьму. Находясь в одиночной камере Бутырской тюрьмы после третьего ареста, он начинает писать стихи и решает оставить партийную ра­боту, для того чтобы «делать социалистическое искусство». Первые поэтические опыты не удовлетворяют самого поэта, и он решает по­святить себя живописи, поступив в 1911 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там В. Маяковский знакомится с Д. Бурлюком, потом с В. Хлебниковым, А. Крученых и вместе с ними становится активным участником нового литературного направле­ния - футуризма. В. Маяковский пишет манифест - литератур­ную программу футуристов - «Пощечина общественному вкусу» (1912). Первые поэтические произведения В. Маяковского свиде­тельствуют о незаурядном таланте поэта. В.В. Маяковский занят поисками новых художественных средств: ритмика стиха, образ­ность, обновляется лексический словарь, изменяется графическая структура стиха - поэт пишет произведения «лесенкой», чтобы пе­редать мельчайшие оттенки поэтической речи. Например, в стихо­творении «А вы могли бы?» (1913) реальная действительность со­прикасается с лирическим бытием поэта:
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
(«А вы могли бы»)

В этом стихотворении Маяковский утверждает, что поэзии дано право преображать будничную действительность:
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана.

В произведении образ города изображается живописно и музы­кально. Образы первого ряда образуют поэтический натюрморт: краски, карта, блюдо студня, чешуя жестяной рыбы. Звуковой ряд образуют флейта, ноктюрн. Под студнем поэт понимает застывшее, неживое искусство, сквозь которое проступает образ бурного океана деятельности. В зрительных образах (чешуя жестяной рыбы напо­минает ему губы, призывающие будущее) угадывается связь с му­зыкальной мелодией, поэтому закономерна метафора, используе­мая в финале стихотворения: водосточные трубы превращаются во флейту. Настоящий художник слова может даже на таком стран­ном инструменте сыграть истинный ноктюрн. По-своему понял данное стихотворение А.П. Платонов: «Всякий человек желает уви­деть настоящий океан, желает, чтобы его звали любимые уста… и прочее, необходимо, чтобы это происходило в действительности». Поэт заменяет отсутствие этого в реальности своим воображением. Стихотворение «А вы могли бы?» передает трагизм положения творца в мире непонимания, душевное одиночество. В бездуховной атмосфере поэт лишен главных радостей жизни: чувства океана, безграничной свободы и любви. Уже в ранних произведениях пред­революционного периода («Нате!» (1913), «Вам!» (1915)) лирический герой одинок, находится в атмосфере обывательской пошлости. По­эт чувствует свою обособленность, называя себя «грубым гунном». В стихотворении «Нате!» сатирически изображается мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковин вещей». Используя сарказм, поэт пишет о пристрастии мещан к вещам, о потребитель­ском отношении к духовным ценностям:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

Выходят также такие сатирические произведения В. Маяковско­го: «Гимн здоровью» (1915), «Гимн критику» (1915), «Гимн взятке» (1915), «Гимн обеду» (1915), где поэт не воспевает жизнь, а наобо­рот, бичует равнодушное отношение к жизни, оторванность от ок­ружающего мира, низменность поступков и интересов, безнравст­венность, бездуховность, обывательщину. В самих названиях данных стихотворений заложено комическое несоответствие: гимн - торжественная песнь, посвящать которую в честь взятки или обеда смешно. Используя традиционный сатирический прием - злую иронию - поэт привлекает внимание читателя, высмеивая низменность человеческой натуры. Например, в стихотворении «Гимн обеду» выводится иронический образ обжоры-обывателя:
Ты так не хуже! Наоборот,
Если б рот один, без глаз, без затылка,
Сразу могла б поместиться в рот
Целая фаршированная тыква.

В данном произведении дана натуралистическая картина пре­вращения человека в животное. В. Маяковский постоянно экспери­ментирует в области стиха. Такое отношение к традиционному сти­хосложению не является самоцелью (как у некоторых футуристов), наоборот, поэт стремится сделать стих выразительным, а поэтиче­ский текст более понятным читателю. Например, стихотворение «Послушайте!» (1914) - лирическая миниатюра, центральным ху­дожественным образом которой является образ звезды как символа мечты, надежды:
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Обращение - основной риторический прием, используемый В.В. Маяковским в стихотворениях. Поэту необходим слушатель, читатель.

В 1914 году вместе с футуристами (Д. Бурлюком и В. Каменским) поэт совершает поездку по стране, ведет агитационную работу, пи­шет поэму «Облако в штанах» (1915). Постепенно границы футуриз­ма становятся тесны для В.В. Маяковского. Он начинает сотрудни­чать в журнале «Новый сатирикон», знакомится с А. Ахматовой, О. Мандельштамом, М. Горьким, которые отметили его талант.

Февральскую, а затем Октябрьскую революцию В. Маяковский принял восторженно. Поэт слышит «музыку революции», стремится в настоящем увидеть приближение будущего.

Теме революции посвящены две поэмы В. Маяковского: «Хоро­шо» (1927), «Владимир Ильич Ленин» (1924). Центральным худо­жественным образом в данных произведениях становится образ времени, которое поэт стремится приблизить. Поэмы пронизаны романтическим пафосом:
А моя
страна -
подросток, -
твори,
выдумывай,
пробуй!
(«Хорошо»)

После революции В.В. Маяковский продолжает писать сатири­ческие произведения, в которых высмеивает бюрократизм, взяточ­ничество, подхалимство - вновь появившиеся пороки человеческо­го общества, обостряется конфликт поэта со временем. В стихотворениях «Подлиза», «Прозаседавшиеся», ведущим сатириче­ским приемом становится гротеск - происходит смешение реаль­ного и фантастического. Например, в стихотворении «Прозаседав­шиеся» дан образ раздвоившегося человека:Взъяренный,
На заседание
Врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
Сидят людей половины.

Происходит утрата нравственных, духовных ценностей, раз­двоение личности. В стихотворении «Подлиза» дан образ подхали­ма-обывателя, который ради карьеры забывает о чувстве собствен­ного достоинства, о человеческом облике:
Этот сорт народа -
тих
и бесформен,
словно студень…

В стихотворении используются гиперболы, которые делают образ гротескным, раскрывая сущность человеческой натуры: «А язык?! На метров тридцать догонять начальство вылез…». Итоговые сати­рические произведения - комедии «Клоп» (1928-1929) и «Баня» (1929-1930).

В поэтических произведениях послереволюционной эпохи появля­ются и трагические образы. Например, в стихотворении «Хорошее от­ношение к лошадям» (1918) раскрываются пороки современного обще­ства. Данное произведение сюжетно: люди, увидев упавшую лошадь, продолжают заниматься своими делами, исчезло сострадание. Толь­ко лирический герой испытал «какую-то общую звериную тоску»:
Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
Чего вы думаете, что вы их плоше?…

Фраза из стихотворения: «…все мы немножко лошади», стала крылатой. Очевиден гуманистический пафос стихотворения, На­строение трагического одиночества создают различные поэтические приемы, например звукопись, когда точно подобранное сочетание звуков передает голоса улицы: «сгрудились, смех зазвенел и зазвя­кал», - стук лошадиных копыт:
Били копыта.
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.

Нетрадиционное сочетание слов используется поэтом для пере­дачи конфликта: «улица опрокинулась», «смеялся Кузнецкий», «улица скользила». Особая рифмовка произведения также способ­ствует нагнетанию тягостной атмосферы одиночества лошади в толпе зевак:
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны, пришедшие Кузнецким клешить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь!

Используемая метафора «льдом обута» передает восприятие ло­шади: скользит улица, а не лошадь. Инверсия «штаны пришедшие Кузнецким клешить» раскрывает место и время действия стихотво­рения: торговые ряды Кузнецкого моста.

Финал стихотворения Символичен: лошадь вспоминает детство - самую безоблачную пору; время, когда каждый с надеждой смотрит в будущее:
И всей ей казалось -
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.

В.В. Маяковский повышенное внимание уделял слову, в его про­изведениях встречаем множество авторских неологизмов. В стихо­творении «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Мая­ковским летом на даче» (1920): «златолобо», «ясь», «трезвонится», «вспоем». Поэт играет со словами и рифмами, используя омонимы: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье/», синонимы: солнце, златолобо, светило. Поэтический прием олицетворения несет огромную смысловую на­грузку в стихотворении «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1926), когда воспоминания о человеке Теодоре Нетто адресуются пароходу, названному в его честь. Стихотворение начинается с не­обычной метафоры и сравнения: «порт, горящий, как расплавлен­ное лето». Используемые в начале стихотворения аллитерации создают атмосферу фантастического, призрачного:
Я недаром вздрогнул.
Не загробный вздор…

Напряженность при описании парохода сменяется ироничной интонацией при воспоминаниях о дипломатическом курьере Тео­доре Нетто, который «пивал чаи» в «дип-купе», спорил о поэзии, ох­ранял важные документы. После воспоминаний о Нетте дан лун­ный пейзаж, который переводит их в философский план: теперь это уже не размышления о конкретном лице, а мысли о человеческом подвиге и бессмертии вообще. Из противопоставления образов па­рохода - Нетто и человека - Нетто рождается мысль: если чело­век смог найти в жизни что-то важное, подняться до уровня подви­га, значит, он победил время. Появляется образ МЫ, который объединяет не только поэта и Теодора Нетто, но и читателя:
Мы живем,
зажатые
железной клятвой

Мы идем
сквозь револьверный лай…

В статье «Как делать стихи» В.В. Маяковский объясняет читате­лю, как «делаются», создаются, конструируются стихотворения. Для этого поэтом используется тоническая система стихосложения: рит­мичность речи создается через использование одинакового количест­ва ударений в строке. В стихотворениях, посвященных назначению поэзии («Юбилейное» (1924), «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926), «Сергею Есенину» (1926), «Разговор с товарищем Лениным» (1929)) В.В. Маяковский обозначает место «поэта в рабочем строю». Непросто складываются взаимоотношения В. Маяковского с А.С. Пушкиным: футуристический лозунг («сбросить Пушкина с ко­рабля современности») многие восприняли буквально. В основе ком­позиции стихотворения «Юбилейное» - беседа лирического героя с А.С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план:
Александр Сергеевич,
разрешите представиться.
Маяковский.

В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты ус­ловно разделены на тех, кто «в жизни был мастак» и «балалаечников». Ключевой фразой стихотворения являются слова: «Я люблю вас, но живого, а не мумию», в которой выражено истинное отношение поэта к А.С. Пушкину. Чтобы создать настоящее художественное произве­дение, необходимо переработать «тысяч тонн словесной руды».

Конфликт поэта со временем продолжает нарастать. Стремле­ние приблизить будущее вступает все в большее обострение с ре­альным ходом жизни. Даже любовь теперь уже не спасает поэта. Например, в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928) тема любви не может получить счастливого разрешения. Лириче­ский герой связывает свои надежды с грядущим. Личное и соци­альное переплетаются:
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.

Интимный разговор о чувстве, связывающем только влюбленных, переходит в разговор о счастье «ста миллионов». В этом основная черта всей поэзии В.В. Маяковского - предпочтение лирическому самовыражению, утверждение собственной позиции, своего пред­ставления о мире, месте человека в нем, о человеческом счастье. По­этому его стихи ориентированы на разговорную (ораторскую) речь.

Разочарование в любви, разрыв с современностью - все это при­вело к тяжелейшему кризису, который разрешился 14 апреля 1930 года выстрелом в сердце.