Юлианский и Григорианский календари: отличие друг от друга. История возникновения

Граждане советской страны, отправившись спать 31 января 1918 года, проснулись 14 февраля. Вступил в силу "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря". Большевистская Россия перешла на так называемый новый, или гражданский, стиль исчисления времени, который совпадал с церковным григорианским календарем, которым пользовались в Европе. Эти перемены не коснулись нашей Церкви: она продолжала отмечать свои праздники по старому, юлианскому календарю.

Календарный раскол между западными и восточными христианами (верующие стали праздновать главные праздники в разное время) произошел в XVI веке, когда Папа Римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Одержимым идеей мировой революции и интернационализма большевикам, конечно, не было дела до Папы Римского и его календаря. Как сказано в декрете, переход на западный, григорианский стиль был сделан "в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени"...". На одном из первых заседаний молодого советского правительства в начале 1918 года рассматривали два проекта реформы времени. Первый предполагал постепенный переход к григорианскому календарю, каждый год отбрасывая по 24 часа. На это потребовалось бы 13 лет. Второй предусматривал сделать это одним махом. Именно он понравился вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину, превзошедшему нынешнего идеолога мультикультуризма Ангелу Меркель в глобалистских проектах.

Компетентно

Историк религии Алексей Юдин - о том, как христианские церкви празднуют Рождество:

Во-первых, сразу внесем ясность: говорить, что кто-то празднует 25 декабря, а кто-то 7 января - некорректно. Все отмечают Рождество 25-го, но по разным календарям. В ближайшие сто лет, с моей точки зрения, никакого объединения празднования Рождества ждать не приходится.

Старый юлианский календарь, принятый при Юлии Цезаре, отставал от астрономического времени. Реформа папы Григория XIII, которую с самого начала назвали папистской, была крайне негативно воспринята в Европе, особенно в протестантских странах, где уже прочно утвердилась реформация. Протестанты были против прежде всего потому, что "это задумано в Риме". А этот город в XVI веке уже не был центром христианской Европы.

Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря (1925 год). Фото: Wikipedia.org

Реформу календаря при желании, конечно, можно назвать расколом, имея в виду, что христианский мир уже раскололся не только по принципу "восток-запад", но и внутри запада.

Поэтому григорианский календарь был воспринят как римский, папистский, а значит, непригодный. Постепенно, правда, протестантские страны его приняли, но процесс перехода занял века. Так обстояли дела на западе. Восток на реформу папы Григория XIII не обратил внимания.

Советская республика перешла на новый стиль, но это, к сожалению, было связано с революционными событиями в России, ни о каком папе Григории XIII большевики, естественно, не думали, просто считали новый стиль наиболее адекватным своему мировоззрению. А у Русской православной церкви появилась дополнительная травма.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором приняли решение об исправлении юлианского календаря.

Представители Русской православной церкви, понятно, не смогли выехать за рубеж. Но патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "новоюлианский" календарь. Впрочем, это вызвало протесты среди верующих, и постановление быстро отменили.

Вы видите, что было несколько этапов поиска совпадения на календарной почве. Но к окончательному результату это не привело. Пока в серьезной церковной дискуссии этот вопрос вообще отсутствует.

Опасается ли Церковь очередного раскола? Безусловно, какие-то ультраконсервативные группы внутри Церкви будут говорить: "Предали священное время". Любая Церковь - очень консервативный институт, особенно что касается обихода и богослужебных практик. А они упираются в календарь. И церковно-административный ресурс в таких вопросах неэффективен.

Каждое Рождество Христово всплывает тема перехода на григорианский календарь. Но это политика, выгодная медийная подача, пиар, что хотите. Сама Церковь в этом не участвует и неохотно эти вопросы комментирует.

Почему Русская православная церковь пользуется юлианским календарем?

Отец Владимир (Вигилянский), настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ:

Православные церкви можно условно разделить на три категории: те, что служат все церковные праздники по новому (григорианскому) календарю, те, что служат только по старому (юлианскому) календарю, и те, которые смешивают стили: к примеру, в Греции Пасха отмечается по старому календарю, а все остальные праздники - по-новому. Наши церкви (Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская и афонские монастыри) никогда не меняли церковный календарь и не смешивали его с григорианским, чтобы не было никакой путаницы в праздниках. У нас единая календарная система, которая привязана к Пасхе. Если перейти на празднование, скажем, Рождества по григорианскому календарю, то "съедаются" две недели (помните, как в 1918 году после 31 января настало 14 февраля), каждый день которых несет для православного человека особую смысловую значимость.

Церковь живет по своему порядку, и в нем многие значимые вещи могут и не совпадать со светскими приоритетами. К примеру, в церковной жизни есть четкая система поступательности времени, которая привязана к Евангелию. Каждый день читаются отрывки из этой книги, в чем есть логика, связанная с евангельской историей и земной жизнью Иисуса Христа. Это все закладывает определенный духовный ритм жизни православного человека. И те, кто пользуется этим календарем, не хочет и не будет его нарушать.

У верующего человека весьма аскетическая жизнь. Мир может меняться, мы видим, как на наших глазах у сограждан появляется масса возможностей, к примеру, для отдыха во время светских новогодних каникул. Но Церковь, как пел один наш рок-исполнитель, "не будет прогибаться под изменчивый мир". Ставить в зависимость от горнолыжного курорта нашу церковную жизнь мы не будем.

Большевики ввели новый календарь "в целях одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени". Фото: Издательский проект Владимира Лисина "Дни 1917-го 100 лет тому назад"

Люди очень давно задумывались о потребности в летоисчислении. Стоит вспомнить, тот самый календарь Майя, который несколько лет назад наделал много шума во всем мире. Но почти все мировые государства сейчас живут по календарю, который называется григорианский. Впрочем, во многих фильмах или книгах можно увидеть или услышать упоминания о юлианском календаре. В чем же разница между этими двумя календарями?

Свое название этот календарь получил благодаря самому известному римскому императору Гаю Юлию Цезарю . Разработкой календаря занимался, конечно, не сам император, но делалось это по его указу целой группой ученых-астрономов. Днем рождения этого способа летоисчисления является 1 января 45 года до нашей эры. Слово календарь также родилось в Древнем Риме. В переводе с латыни оно означает – долговая книжка. Дело в том, что тогда проценты по долгам платились в календы (так назывались первые дни каждого месяца).

Кроме названия всего календаря, Юлий Цезарь также дал имя одному из месяцев – июль, хотя изначально этот месяц назывался – квинтилис. Другие римские императоры тоже давали месяцам свои имена. Но кроме июля, в наши дни употребляется только август – месяц, который был переименован в честь Октавиана Августа.

Юлианский календарь полностью перестал быть государственным в 1928 году, когда Египет перешел на григорианский. Эта страна стала последней из перешедших на григорианский календарь. Первыми же перешли Италия, Испания и Речь Посполитая в 1528 году. Россия совершила переход в 1918 году.

В наши дни юлианский календарь используется только в некоторых православных церквях. В таких, как: Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Русская, Польская и Украинская. Также по юлианскому календарю отмечают праздники Российская и Украинская грекокатолические церкви и древневосточные церкви в Египте и Эфиопии.

Этот календарь был введен папой римским Григорием XIII . В честь него и получил свое название календарь. Необходимость замены юлианского календаря заключалась, в первую очередь, в замешательстве по поводу празднования Пасхи. По юлианскому календарю празднование этого дня выпадало на разные дни недели, но христианство настаивало на том, что Пасха всегда должна праздноваться в воскресенье. Однако хоть григорианский календарь и упорядочил празднование Пасхи, с его появлением сбились остальные церковные праздники. Поэтому некоторые православные церкви до сих пор живут по юлианскому календарю. Наглядным примером служит то, что католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные 7 января.

Переход на новый календарь не все люди восприняли спокойно. Во многих странах вспыхивали бунты. А в Русской Православной Церкви новый календарь действовал всего 24 дня. Швеция, например, и вовсе жила по своему собственному календарю из-за всех этих переходов.

Общие черты в обоих календарях

  1. Деление . Как в юлианском, так и в григорианском календаре год делится на 12 месяцев и 365 дней, и по 7 дней в неделе.
  2. Месяцы . В григорианском календаре все 12 месяцев называются также как и в юлианском. У них такая же последовательность и такое же количество дней. Есть простой способ, как запомнить в каком месяце и сколько дней. Необходимо сжать собственные руки в кулаки. Костяшка на мизинце левой руки будет считаться январем, а последующая за ней впадина – февралем. Таким образом, все костяшки будут символизировать месяцы, в которых 31 день, а все впадины – месяцы, в которых 30 дней. Конечно, исключение составляет февраль, в котором 28 или 29 дней (зависит от того високосный сейчас год или нет). Впадина после безымянного пальца правой руки и костяшка правого мизинца не учитываются, так как месяцев всего 12. Такой метод подходит для определения количества дней и в юлианском и в григорианском календарях.
  3. Церковные праздники . Все праздники, которые отмечаются по юлианскому календарю, отмечаются и по григорианскому. Однако празднование происходит в другие дни и числа. Например, Рождество.
  4. Место изобретения . Как и юлианский, григорианский календарь был изобретен в Риме, однако в 1582 году Рим был частью Италии, а в 45 году до нашей эры – центром Римской империи.

Отличия григорианского календаря от юлианского

  1. Возраст . Так как некоторые Церкви живут по юлианскому календарю, то можно с уверенностью утверждать, что он существует. А значит он старше григорианского на примерно 1626 лет.
  2. Использование . Григорианский календарь считается государственным почти во всех странах мира. Юлианский календарь же можно назвать церковным календарем.
  3. Високосный год . В Юлианском календаре каждый четвертый год является високосным. В григорианском же високосный год тот, номер которого кратен 400 и 4, но тот который не кратен 100. То есть 2016 год по григорианскому календарю високосный, а 1900 – нет.
  4. Разница дат . Изначально григорианский календарь, можно сказать, спешил на 10 дней по сравнению с юлианским. То есть по юлианскому календарю 5 октября 1582 года — считалось 15 октября 1582 года по григорианскому календарю. Однако сейчас разница между календарями составляет уже 13 дней. В связи с этим отличием в странах бывшей Российской империи появилось такое выражение, как по старому стилю. Например, праздник, именуемый Старый Новый Год, является просто Новым Годом, но по юлианскому календарю.

Разные народы, религиозные культы, ученые-астрономы пытались сделать счет неумолимо текущего времени как наиболее точным, так и простым для любого человека. За отправную точку бралось движение Солнца, Луны, Земли, расположение звезд. Разработанных и применяемых до сих пор календарей – десятки. Для христианского мира значимых, используемых веками календарей было всего два – юлианский и григорианский. Последний и сейчас является основой летоисчисления, считающийся наиболее точным, не подверженным накоплению ошибок. Переход на григорианский календарь в России произошел в 1918 году. С чем это было связано, расскажет эта статья.

От Цезаря до наших дней

Именно по имени этой многогранной личности был назван юлианский календарь. Датой его появления считается 1 января 45 года. до н. э. на основании указа императора. Забавно, что точка отсчета мало имеет общего с астрономией – это день вступления консулов Рима в должность. Этот календарь, тем не менее, родился не на пустом месте:

  • Основой для него послужил календарь древнего Египта, существовавший уже столетия, в котором было ровно 365 дней, смены времен года.
  • Вторым источником для составления юлианского календаря послужил существовавший римский, где было деление на месяцы.

Получился довольно сбалансированный, продуманный способ наглядного течения времени. В нем гармонично сочетались простота применения, четкие периоды с астрономической соотнесенностью между Солнцем, Луной и звездами, известными давно и влияющими на движение Земли.

Появлением григорианского календаря, полностью привязанного к солнечному или тропическому году, благодарное человечество обязано папе римскому Григорию XIII, указавшему перейти на новое время 4 октября 1582 года всем католическим странам. Надо сказать, что даже в Европе этот процесс шел ни шатко, ни валко. Так, Пруссия перешла на него в 1610 году, Дания, Норвегия, Исландия – в 1700 году, Великобритания со всеми заокеанскими колониями - лишь в 1752 году.

Когда в России перешли на григорианский календарь

Жаждущие всего нового после того, как все разрушили, пламенные большевики с удовольствием дали команду переходить на новый прогрессивный календарь. Переход на него в России произошел 31 января (14 февраля) 1918 года. Основания для этого события у советского правительства были вполне революционные:

  • Практически все страны Европы уже давно перешли на этот способ летоисчисления, и только реакционное царское правительство зажимало инициативу весьма склонных к астрономии, прочим точным наукам крестьян и рабочих.
  • Против такого насильственного вмешательства, нарушающего последовательность библейских событий, была Русская православная церковь. А разве могут «продавцы дурмана для народа» быть умнее вооруженного самыми передовыми идеями пролетариата.

Притом, что различия между двумя календарями назвать принципиально разными нельзя. По большому счету, григорианский календарь – это модифицированная версия юлианского. Изменения, в основном, направлены на устранение, меньшее накопление временных ошибок. Но в результате даты давно произошедших исторических событий, рождения известных личностей имеют двойное, сбивающее с толку исчисление.

Например, Октябрьская революция в России случилась 25 октября 1917 года – по юлианскому календарю или по, так называемому, старому стилю, что является историческим фактом или 7 ноября того же года по-новому – григорианскому. Такое чувство, что большевики проводили Октябрьский мятеж дважды – второй раз «на бис».

РПЦ, которую большевики так и не смогли ни расстрелами священнослужителей, ни организованным грабежом художественных ценностей заставить признать новый календарь, не отступила от библейских канонов, подсчитывая ход времени, наступление церковных праздников по юлианскому календарю.

Поэтому переход на григорианский календарь в России – это не столько научное, организационное событие, сколько политическое, затронувшее в свое время судьбы многих людей, а его отголоски слышны и поныне. Впрочем, на фоне веселой игры в «переведи время на час вперед / назад», все еще окончательно не закончившейся, судя по инициативам самых активных депутатов, это уже просто историческое событие.

Значение ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ в Православной энциклопедии Древо

ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Григорианский календарь - это наиболее распространенный в настоящее время календарь. Он был предложен Алоизиусом Лилиусом, врачом из Неаполя, и принят папой Григорием XIII в соответствии с рекомендациями Тридентского собора (1545 - 1563 гг.), чтобы исправить ошибки старого юлианского календаря. Он был введен папой Григорием XIII папской буллой от 24 февраля 1582 г. Эта булла называется "Inter Gravissimas" по ее первым словам.

В григорианском календаре длина тропического года аппроксимирована числом 365 97/400 суток = 365.2425 суток. Таким образом, тропический год сдвинется относительно григорианского календаря на один день через 3300 лет.

Приближение 365 97/400 достигается введением 97 високосных лет на каждые 400 лет.

В григорианском календаре на каждые 400 лет приходится 97 високосных лет:

Каждый год, номер которого кратен 4 - високосный.

Однако, каждый год кратный 100 - не високосный.

Однако, каждый год кратный 400 все же високосный.

Таким образом, 1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 - не високосные годы. Однако 1600, 2000 и 2400 - високосные годы.

Пасхалия

Принцип определения даты Пасхи в Григорианском календаре в целом сохраняет принцип Александрийской пасхалии (воскресенье после первого полнолуния после равноденствия), но равноденствием считается, естественно, 21 марта по новому стилю, что (на сегодняшний день) на 13 дней раньше, чем по юлианскому счислению (и почти совпадает с астрономическим - например, в 2005 г. оно было 20 марта н. ст.) Подробнее см. статью Пасхалия.

Когда страна X перешла от юлианского к григорианскому календарю?

Папская булла от февраля 1582 года постановила, что 10 дней должны быть исключены из октября 1582 г., таким образом за 4 октября следует 15 октября и далее необходимо использовать новый календарь.

Это было соблюдено в Италии, Польше, Португалии и Испании. Вскоре последовали и другие католические страны. Однако протестантские страны не спешили осуществить переход, а страны с греческой православной церковью не перешли на новый календарь до начала 1900-х годов.

В следующем списке представлены даты перехода в некоторых странах. Очень странно, но во многих случаях существуют разногласия относительного точной даты. В некоторых случаях разные источники дают сильно различающиеся даты. Этот список не включает всех разных мнений о том, когда произошел переход.

Албания: декабрь 1912

Австрия: Даты различаются в разных областях

Смотрите также разделы Чехословакия и Венгрия

Бельгия: Смотрите раздел Нидерланды

Канада: В различных областях переход произошел в разное время.

материковая Новая Шотландия:

Остальные части Канады: григорианский календарь со времени первых европейский поселений

Китай: григорианский календарь заменил китайский календарь в 1912, однако григорианский календарь не использовался по всей стране до коммунистической революции 1949 г.

Египет: 1875 г.

Финляндия: В то время часть Швеции. (Однако позднее Финляндия стала частью России, в которой еще использовался юлианский календарь. Григорианский календарь оставался официальным в Финляндии, но в некоторых случаях использовался и юлианский календарь.)

Страсбург: февраль 1682

Германия: Даты различаются в разных государствах:

Католические государства - различные даты в 1583-1585

(Много местных вариантов)

Греция: за 9 марта 1924 следовало 23 марта 1924 (согласно некоторым источникам, в 1916 и 1920)

Ирландия: смотри Великобритания

Япония: григорианский календарь был введен 1 января 1873 и дополнял традиционный японский календарь

Латвия: во время немецкой оккупации с 1915 по 1918

Литва: 1915

Нидерланды (включая Бельгию):

Лимбург и южные провинции (в настоящее время Бельгия):

Гронинген:

снова перешел на юлианский летом 1594

Норвегия: в то время часть Дании

Румыния: за 31 марта 1919 следовало 14 апреля 1919 (части страны с греческой православной церковью, возможно, перешли позднее)

Россия: за 31 января 1918 следовало 14 февраля 1918 (в восточных частях страны переход, возможно, не произошел до 1920)

Шотландия: Относительно перехода Шотландии много неясного. Различные источники расходятся во мнениях, некоторые считают что переход произошел вместе со всей Великобританией, другие - что раньше.

Швейцария:

Католические кантоны: 1583, 1584 или 1597

Протестантские кантоны: за 31 декабря 1700 следовало 12 января 1701 (Много местных вариантов)

США: Различные области перешли в разное время.

Вдоль восточного побережья: с Великобританией в 1752.

Долина Миссисипи: с Францией в 1582.

Техас, Флорида, Калифорния, Невада, Аризона, Нью Мексико: с Испанией в 1582.

Вашингтон, Орегон: с Великобританией в 1752.

Аляска: в октябре 1867, когда Аляска стала частью США.

Уэльс: см. Великобритания

Югославия: 1919

В Швеции переход происходил очень любопытно. Швеция решила постепенно перейти от юлианского к григорианскому календарю, не вводя високосных годов с 1700 по 1740-й гг. Таким образом 11 лишних дней должны были быть исключены, и 1 марта 1740 переход на григорианский календарь должен был быть завершен. (Однако в этот промежуток календарь в Швеции не совпадал бы ни с одним календарем!)

Таким образом, 1700 год (который в юлианском календаре был високосным) в Швеции не был високосным. Однако, по ошибке 1704 и 1708 стали високосными годами. Это привело к потере синхронизации как с юлианским, так и с григорианским календарями, и было решено вернуться к юлианскому календарю. Для этого в 1712 году был добавлен лишний день, и этот год стал двойным високосным годом! Таким образом, в 1712 году в Швеции в феврале было 30 дней.

Позднее, в 1753 г., Швеция перешла на григорианский календарь, пропустив 11 дней, как и другие страны.

Источники

http://alebedev.narod.ru/lib/lib60_4.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    только ед. , устойчивое сочетание Современный календарь, иначе: новый стиль, в основе которого лежит система исчисления, введенная в 1582 г. …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    новый стиль, см. в ст. …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    календарь, новый стиль, система летосчисления, введённая в 1582 при папе римском Григории XIII (отсюда название). См. Календарь …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    (лат. gregorianus) новый стиль (см. календарь …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    [ новый стиль (см. календарь …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    новый стиль, см. в ст. …
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КАЛЕНДАРЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ар"я, м. 1) Система, способ времяисчисления, основанные на периодичности явлений природы (времен года, фаз Луны). Солнечный календарь. Юлианский календарь. Григорианский …
  • КАЛЕНДАРЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от лат. calendarium, букв. - долговая книжка; в Др. Риме должники платили проценты в день календ), система счисления больших промежутков …
  • КАЛЕНДАРЬ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть во сне, что Вы держите в руках календарь, означает, что Вы будете очень аккуратны и методичны в своих привычках …
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    Традиционный японский календарь, как и календарь многих других народов Восточной Азии, является лунно-солнечным. Считается, что он был введен в Японии …
  • КАЛЕНДАРЬ
    ТЕНЕВОЙ - см ТЕНЕВОЙ КАЛЕНДАРЬ …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре экономических терминов:
    ПЛАТЕЖНЫЙ - см ПЛАТЕЖНЫЙ КАЛЕНДАРЬ …
  • КАЛЕНДАРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Январь Февраль Март 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 …
  • КАЛЕНДАРЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    справочное издание, содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями (напр., "Годовой …
  • КАЛЕНДАРЬ БИБЛИОГР. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (библиогр.) — роспись дням известного года, с обозначением времени подвижных праздников, указанием, каким числам месяца соответствуют дни недель того года, …
  • КАЛЕНДАРЬ
    [латинское calendarium, от calendae календы (первый день месяца)] 1) система счисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене дня и …
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедическом словарике:
    аря, м. 1. Способ счисления дней в году. а Юлианский календарь ("старый стиль", введен в 46аг.адоан.аэ. при Юлии Цезаре). Григорианский …
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, м. 1. Способ счисления дней в году. Солнечный к. (в к-ром согласуются движение Солнца и смены лунных фаз). …
  • КАЛЕНДАРЬ
    КАЛЕНД́АРЬ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ, см. Республиканский календарь …
  • КАЛЕНДАРЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЛЕНД́АРЬ, справочное издание, содержит последоват. перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием др. сведений и иллюстрациями (напр., …
  • КАЛЕНДАРЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЛЕНД́АРЬ (от лат. Calendarium - долговая книга), система счёта длительных промежутков времени, осн. на периодичности видимых движений небесных тел. Потребность …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИГОРИ́АНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ (новый стиль), система летосчисления - солнечный календарь, введённый папой Римским Григорием XIII (отсюда назв.) в 1582; является дальнейшим …
  • КАЛЕНДАРЬ
    календа"рь, календари", календаря", календаре"й, календарю", календаря"м, календа"рь, календари", календарём, календаря"ми, календаре", …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    григориа"нский, григориа"нская, григориа"нское, григориа"нские, григориа"нского, григориа"нской, григориа"нского, григориа"нских, григориа"нскому, григориа"нской, григориа"нскому, григориа"нским, григориа"нский, григориа"нскую, григориа"нское, григориа"нские, григориа"нского, григориа"нскую, григориа"нское, григориа"нских, …
  • КАЛЕНДАРЬ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. calendarium calendae календы (первый день месяца)) 1) система счисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времен года …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре иностранных выражений:
    [лат. calendarium 1. систеяа счисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времен года (солнечный к.), смене фаз луны (лунный …
  • КАЛЕНДАРЬ
    см. …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    месяцеслов, альманах, …
  • КАЛЕНДАРЬ в словаре Синонимов русского языка:
    адрес-календарь, ежедневник, календарик, книга, менологий, месяцеслов, расписание, святцы, …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • КАЛЕНДАРЬ
    м. 1) Справочное печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащей последовательный перечень дней года с указанием различных других сведений …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. Связанный с папой Григорием XIII (о системе летосчисления, введенной в 1582 г. вместо юлианского календаря и установленной в Российском …
  • КАЛЕНДАРЬ
    календ`арь, …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
  • КАЛЕНДАРЬ
    календарь, …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    григорианский (григорианский …
  • КАЛЕНДАРЬ в Орфографическом словаре:
    календ`арь, …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Орфографическом словаре:
    григори`анский (григори`анский …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    способ счисления дней в году Солнечный к. (в к-ром согласуются движение Солнца и смены лунных фаз). Юлианский к. (старого стиля). …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре Даля:
    муж. (календы, у римлян, первый день месяца) роспись всех дней в году, с показанием и других, к сему относящ., сведений; …

Русская Православная Церковь использует в литургической жизни юлианский календарь (так называемый старый стиль), разработанный группой александрийских астрономов во главе с известным учёным Созигеном и введённый Юлием Цезарем в 45 году до н. э.

После введения в России 24 января 1918 года григорианского календаря Всероссийский Поместный Собор принял решение, что «в течение 1918 года Церковь в своем обиходе будет руководствоваться старым стилем» .

15 марта 1918 года на заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме было принято следующее решение: «Ввиду важности вопроса о реформе календаря и невозможности, с церковно-канонической точки зрения, скорого самостоятельного решения его русскою Церковию, без предварительного сношения по сему вопросу с представителями всех автокефальных Церквей, оставить в Русской православной церкви Юлианский календарь во всей его полноте». В 1948 году на Московском совещании Православных церквей было установлено, что Пасха, как и все переходящие церковные праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие - по календарю, принятому в поместной церкви. По григорианскому календарю Пасху празднует только Финляндская православная церковь.

В настоящее время юлианский календарь используют лишь некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская. Также его придерживаются некоторые монастыри и приходы в странах Европы и США, монастыри Афона и ряд монофизистких церквей. Однако все принявшие григорианский календарь православные церкви, кроме Финляндской, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.

Для вычисления дат переходящих церковных праздников используется исчисление по дате Пасхи, определяемой по лунному календарю.

Точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет в нём накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество Христово, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. По этой причине в 1582 году в католических странах юлианский календарь постановлением папы Григория XIII был заменён на более точный. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно.

Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за отличающихся правил определения високосных годов: в XIV веке она составляла 8 дней, в XX и XXI веках - 13, а в XXII веке разрыв будет равен уже 14 дням. В связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество Христово не 7 января по гражданскому (григорианскому) календарю, как в XX–XXI веках, но уже 8 января, а, к примеру, с 9001 года - уже 1 марта (по новому стилю), хотя в их литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю).

По вышеназванной причине не следует смешивать пересчёт реальных исторических дат юлианского календаря на григорианский календарный стиль с пересчётом на новый стиль дат юлианского церковного месяцеслова, в котором все дни празднований фиксированы как юлианские (то есть без учёта того, какой григорианской дате соответствовал конкретный праздничный или памятный день). Поэтому для определения даты, например, Рождества Богородицы по новому стилю в XXI веке необходимо к 8 (Рождество Богородицы празднуется по юлианскому календарю 8 сентября) прибавлять 13, а в XXII веке уже 14 дней. Перевод же на новый стиль гражданских дат ведётся с учётом века конкретной даты. Так, к примеру, события Полтавской битвы произошли 27 июня 1709 года, что по новому (григорианскому) стилю соответствует 8 июля (разница между юлианским и григорианским стилями в XVIII веке составляла 11 дней), а, допустим, дата Бородинского сражения - 26 августа 1812 года, и по новому стилю это 7 сентября, поскольку разница между юлианским и григорианским стилями в XIX веке равна уже 12 дням. Поэтому гражданские исторические события всегда будут отмечаться по григорианскому календарю в то время года, в которое они произошли по календарю юлианскому (Полтавская битва - в июне, Бородинское сражение - в августе, день рождения М. В. Ломоносова - в ноябре и т. д.), а даты церковных праздников смещаются вперёд по причине их жёсткой привязки к юлианскому календарю, довольно интенсивно (в историческом масштабе) накапливающему ошибки исчисления (через несколько тысячелетий Рождество Христово будет уже не зимним, а летним праздником).

Для быстрого и удобного перевода дат между различными календарями целесообразно пользоваться