Язык фарси. Изучение персидского языка (фарси)

Персидский язык (фарси) входит в индоиранскую группу индоевропейской языковой семьи. Он широко употребляется в Иране, Афганистане, Таджикистане и Узбекистане. Большинство лингвистов считает его эволюцией среднеперсидского языка – официального и литературного языка империи Сасанидов. Фарси – плюрицентрический язык, и его грамматика похожа на грамматику многих современных европейских языков.

В ходе своего развития фарси прошел три периода: древнеперсидский язык (время правления династии Ахеменидов, 400-300 гг. до н.э.), среднеперсидский язык (эпоха Сасанидов) и современный персидский язык. Самая древняя из сохранившихся записей на фарси – это Бехистунская надпись царя Дария I из династии Ахеменидов (522-486 гг. до н.э.), хотя, вероятно, существуют и более старые тексты. От современного фарси древнеперсидский язык отличался развитым грамматическим строем: в нем было восемь падежей, три грамматических рода и три числа (единственное, двойственное и множественное).

Современный литературный фарси представлен тремя вариантами: это иранский персидский (собственно фарси), на котором говорят в Иране; афганский персидский (или дари), распространенный в Афганистане; и таджикский персидский (называемый также таджикским языком), который используется в Таджикистане и Узбекистане). Кроме этих трех литературных вариантов, в международном стандарте ISO 639-3 указаны и семь региональных диалектов: хазараги, аймакский, бухарский, джилиди, дехвари, дарвази и пахлавани.

В персидской морфологии превалируют суффиксы, хотя есть и небольшое количество приставок. Глаголы могут выражать время и вид, они согласуются с субъектом по лицу и числу. В фарси отсутствует грамматическая категория рода, а у местоимений не обозначается естественный род. Типичная структура повествовательного предложения — (S) (PP) (O) V. Это значит, что предложение может содержать факультативные субъекты, предложные обороты и объекты, за которыми обязательно следует глагол. В фарси активно используется словообразование с помощью аффиксов и основ, а также деривационная агглютинация.

В современном персидском языке довольно много арабских лексических единиц, которые часто отличаются по значению и употреблению от своих арабских оригиналов. Британский лингвист Джон Перри в своей статье «Ареалы и семантические поля арабского языка» утверждает, что общее количество арабских синонимов, употребляемых наравне со своими персидскими эквивалентами, составляет в современном фарси до 40%. В конце 19 и начале 20 века в фарси проникло некоторое количество заимствований из французского языка, а в настоящее время, как и в большинстве других языков мира, в нем появляется все больше лексики английского происхождения. А в таджикском варианте фарси существует широкий пласт заимствований из русского языка.

Использование случайных иноязычных синонимов как альтернативных выражений вместо исконно персидской лексики – обычная практика при повседневном общении. Например, вместо чисто персидского «сепасгозар-ам» («спасибо») часто можно услышать французское «мерси» (правда, с ударением на первом слоге) или персидско-арабский «гибрид» — «мотешакер-ам».

Сам фарси тоже оказал довольно сильное влияние на лексический состав других языков, особенно индоиранских (урду и, в меньшей степени, хинди) и тюркских (турецкого, татарского, туркменского, азербайджанского и узбекского). Немало персидских заимствований и в сербском языке, особенно в том его диалекте, на котором говорят в Боснии и Герцеговине. Заимствования из фарси есть даже в таких языках, как малайский или суахили.

И в иранском, и в афганском вариантах фарси применяется модифицированный арабский алфавит, с использованием дополнительных букв. До принятия ислама иранцы пользовались авестийским алфавитом, а затем – письмом пахлави. Гласные на письме обычно пропускаются, поэтому в фарси используется арабская система расстановки огласовок – харакат. Правда, применяется она преимущественно в учебных текстах и в некоторых словарях. Следует отметить, что в персидском алфавите есть несколько букв, которые употребляются исключительно для написания арабских заимствований, хотя произносятся они точно так же, как их персидские аналоги. В таджикском варианте фарси используется и русский алфавит.

Персидский язык, известный также как фарси, заслуживает того, чтобы на него обратили внимание все любители иностранных языков. И сейчас я расскажу, почему.

1. Красота

У иранцев есть поговорка «fārsi shirin ast» — «фарси сладок». Мелодичность, протяжность, теплые звуки – этот язык будто специально был создан для поэзии и песен. Вот один отзыв: «Когда я слушаю иранцев, возникает ощущение, словно мед течет по ушам, когда говорю, а точнее пытаюсь, во рту возникает уникальнейшее чувство сладости, щербета, винограда нежности, с которым не хочется расставаться».

2. Простота грамматики

Если вы — любитель исключений, зубодробительной грамматики, табличек неправильных форм, то, пожалуйста, не беритесь за фарси. Я как-то видела в интернете список грамматических правил персидского, уместившийся на две вордовские страницы. В фарси нет согласований по роду и числу, нет падежей, окончания глаголов во всех временах одинаковые. Вы сможете поддерживать элементарные разговоры вскоре после начала изучения.

3. Образность

А вот с лексикой будет посложнее. Все иранцы немного поэты, а их язык – отчасти поэзия. Судите сами, вот обыденные выражения повседневной речи: «моя мысль упала к тому, что…», «моя душа хочет тебе сказать, что…», «я пожертвую собой ради тебя», «душа моя», «твое место было пустым» (жаль, что тебя не было), «мое сердце хочет…», «пусть ваши руки не знают боли». Такие выражения встречаются в фарси на каждом шагу.

4. Ключ к другим языкам

По историческим причинам влияние фарси прослеживается в большом количестве языков: хинди, армянский, грузинском, турецком, азербайджанском… Не зная турецкого, я смогла понять отдельные слова в билете на самолет, а хинди так вообще понимаю почти через слово.

5. Персидская поэзия

Одной этой цели может быть достаточно. Омар Хайям, Хафиз, Саади, Руми – все они писали на персидском. Наши переводы их творений жертвуют либо смыслом ради формы, либо наоборот. В переводе нам никогда не услышать музыки их стихов, не понять их истинного величия. Выучив фарси, вы сможете понимать их, ведь язык с тех времен почти не изменился.

6. Кино

То, что иранское кино очень сильное, известно только узкому кругу любителей. Теперь знаете и вы. Иранцы снимают глубокие и трогательные фильмы. Маджид Маджиди, Джафар Панахи, Асгар Фархади (получивший уже два Оскара), Мохсен Махмальбаф, Аббас Киаростами – советую всем, даже не заинтересованным в фарси, посмотреть их фильмы. Ну а если вы понимаете фарси, то получите двойное наслаждение и сможете заглянуть в сердце персидской души.

7. Самобытная культура

Персидская культура – это необычная смесь древних зороастрийских и исламских традиций. В Иране все другое, даже есть собственный календарь. А знаете, какая книга считается здесь Библией, есть в каждом доме, и кладется на стол в праздники? Думаете, Коран? Нет, это сборник стихов Хафиза. Это очень ярко показывает оригинальность персидской культуры. Даже ислам здесь другой, в нем, например, разрешается изображать людей.

8. Путешествия

Иран – одно из самых недооцененных туристических мест на планете. Здесь безопасно и нет никаких террористов. Зато есть разнообразная природа (от снежных гор до жарких пустынь) и богатое историческое наследие древней Персии: Исфахан, Шираз, Перспеполис, пятитысячелетний Йезд…Но для спокойного путешествия вам понадобится минимальное знание фарси. Местные жители, как правило, английский не знают.

9. Иранцы

Не зная языка, вы не сможете поговорить с местными, и этим упустите очень многое. Иранцы очень дружелюбный и добрый народ, а гостеприимство у них возведено в настоящее искусство. Они будут стараться всячески вам помочь, устроят настоящий пир в вашу честь (иранская кухня – это очень вкусно) и могут предложить отдать вам любую вещь, которую вы похвалите в их доме (лучше быть вежливым и отказаться).

Даже если вы чуть-чуть говорите на фарси, иранцы расцветут и наговорят вам кучу комплиментов. Многие путешественники отмечают, что самое замечательное впечатление, несмотря на все красоты Ирана, у них осталось именно от местных жителей.

10. Возможность пообщаться с носителем языка

Может быть, у вас все же нет возможности или желания ехать в Иран. Не беда – вы сможете найти иранцев в России. Уже сейчас в Россию приезжает много иранцев, и будет еще больше, потому что визы для туристических групп только что отменили. А уж если вы подружитесь с ними тут, то приглашение в Иран вам обеспечено! И не надо их бояться. Конечно, везде есть плохие люди и нужно быть бдительным. Но среди иранцев очень много образованных и интересных, абсолютно современных людей, с которыми стоит пообщаться.

Что сказать в заключение? Бегом учить фарси! Шутка. Персидский, скорее всего, не понадобится вам для карьеры или других практических достижений. Но он без сомнения может стать вашим языком для души!

Персидский язык (فارْسِى (fārsi)) использовал множество различных письменностей, включая древнеперсидскую клинопись, пехлеви, арамейское письмо, а также авестийский, и . После мусульманского завоевания персидского государства Сасанидов в 642 г. арабский язык стал языком государственной власти, культуры и, в особенности, религии.

Современный персидский язык появился в течение IX в. Для письма на персидском языке используется разновидность арабского алфавита. Кроме того, персидский язык содержит множество слов арабского происхождения. Также существует два метода письма на персидском языке с использованием латинского алфавита.

В период монгольского и турецкого правления персидский язык функционировал в качестве языка государственной власти в Турции, Центральной Азии и Индии, где он использовался в течение многих веков, а после 1900 г. – в Кашмире.

Персидский язык входит в состав иранской ветви и насчитывает около 130 млн. носителей, преимущественно в Иране, Афганистане и Таджикистане. Значительное количество носителей персидского языка проживает также в других странах, включая Узбекистан, Бахрейн, Ирак, Турцию, Кувейт, Азербайджан, Израиль, Туркменистан, Оман, Йемен, ОАЭ и США.

В Афганистане персидский язык известен под названием дари (درى), или персидский дари, а в Таджикистане – как таджикский язык (Тоҷики / تاجيكى).

Персидский алфавит

Персидский язык, фарси или парси?

На английском языке и других языках государственный язык Ирана иногда называют «фарси». Это правильная транслитерация самоназвания языка, хотя многие специалисты, включая Международную организацию по стандартизации (ISO) и Академию персидского языка и литературы, предпочитают называть этот язык персидским. Некоторые носители персидского языка используют более древнее местное название: парси (پارسی).

Иран или Персия?

До 1935 г. современный Иран официально назывался Персией. Несмотря на это, персы называли свою страну Ираном со времен правления Сасанидов (226-651 гг.).

Персидский язык, или фарси — государственный язык Исламской Республики Иран. Он относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. На нем также говорят в Афганистане, Таджикистане и на Памире (правда, форма языка там более архаичная). Всего каких-то сто лет назад этот язык был гораздо более распространенным — от Среднего Востока до Индии. Общее число говорящих на фарси достаточно велико: 65 миллионов в Иране, около 7 миллионов в Таджикистане; плюс говорящие на дари (диалект фарси): 34 миллиона в Афганистане и около 2 миллионов в Пакистане.

Кроме персидского в иранскую группу языков входят многие современные живые языки: белуджский, гилянский, дари, курдский, мазендаранский, осетинский, пушту, таджикский, талышский, татский и др. К иранской группе относятся также мертвые языки: авестийский, аланский, бактрийский, древнеперсидский, мидийский, парфянский, сакский, скифский, согдийский, среднеперсидский (пехлеви), хорезмийский.

В истории персидского языка выделяют три периода: древний, средний, новый.

Древний период (VI—III века до н. э.) представлен древнеперсидским языком, который был распространен в юго-западной части Иранского плоскогорья (современная провинция Фарс). Древнеперсидский язык засвидетельствован клинообразными надписями династии Ахаменидов (VI—IV века до н. э.), выполненными на стенах и архитектурных деталях дворцов, усыпальницах царей, скалах и др. Священная книга зороастрийцев Авеста также написана на одном из диалектов древнеперсидского языка, который и назвали в честь священной книги — авестийский. А язык самой древней части Авесты (Гаты — гимны) по звуковому составу и грамматическим формам настолько близок к древнеиндийскому (ведийскому санскриту), что оба они могут рассматриваться как диалекты одного общего протоязыка ариев. И древнеперсидский, и авестийский языки обладают богатой флективной системой с наличием ярко выраженной грамматической категории рода (мужской, женский, средний), трех чисел (единственное, двойственное, множественное) и падежей (в древнеперсидском их семь, в авестийском — восемь).

Средний период (III век до н. э. — VII век н. э.) представлен среднеперсидским языком (пехлеви). Это письменный и литературный язык Ирана эпохи Сасанидов (224—651 годы н. э). В его основе лежит истахра — диалект столицы одной из южных провинций Ирана — Фарса (Персиды), родины Сасанидов. Период правления этой династии стал временем расцвета письменности на среднеперсидском языке. Позже, перестав быть языком живого общения, среднеперсидский еще много столетий сохранялся в качестве письменного языка, главным образом в среде зороастрийцев. До нас дошли две категории памятников на среднеперсидском языке: написанные пехлевийской графикой и созданные при помощи других типов письма. К памятникам первой категории относятся: надписи на различных сооружениях, надгробиях, скалах, на монетах, печатях, амулетах, сосудах, а также довольно обширная зороастрийская литература духовного и светского содержания. В основе письменности среднеперсидского языка лежал арамейский алфавит. Старейшим образцом книжного письма является христианский пехлевийский Псалтырь (перевод с сирийского). Рукопись датируется приблизительно VII веком н. э. Найден Псалтырь был в Булайике (севернее Турфана). До нас дошло довольно много образцов зороастрийской литературы, в основном религиозного содержания: Бундахишн (Мироздание), в котором излагаются воззрения зороастрийцев на создание мира, «Датастан и менойе храт» («Суждения высшего разума»), «Панднамак и Зардушт» («Книга наставлений Зороастра») и др. К памятникам, созданным при помощи других типов письма, относятся: манихейские тексты, написанные манихейским и согдийским шрифтом и тюркским руническим письмом. Манихейские тексты также религиозного содержания. Пехлеви по сравнению с древнеперсидским характеризуется упрощением морфологии, изменением синтаксиса, а также некоторыми фонетическими сдвигами. В нем преобладают черты аналитического строя. Вследствие распада флексии уже в очень ранний период своего развития он утрачивает грамматические категории рода и падежа, двойственного числа, значительно изменяются глагольные формы. В период господства Арабского халифата в Иране (VII—X века н. э.) государственным языком, а также языком литературы и письменности становится арабский.

Новый период (современный) начался приблизительно в VII—VIII веках н. э. и продолжается по настоящее время. К началу IX века в Средней Азии и Хорасане складывается литературный язык, называемый в различных литературных и исторических сочинениях языком дари, а также парси (или фарси), который стал общим языком для персов и таджиков. К этому периоду относятся создание первых памятников письменности на основе арабского алфавита.

Современные персидский и таджикский языки представляют собой дальнейшее видоизменение языка дари, то есть являются практически двумя ветвями первоначально единого языка дари. Иранцы, приняв ислам, стали распространять его дальше по территории современного Закавказья, Средней Азии, Афганистана и Индии. Это дало основание называть персидский язык вторым языком ислама. В значительной части этого региона классический персидский язык становится общим языком для индийцев, иранцев, таджиков и других народов, функционирует как язык литературы, науки, культуры и межнационального общения. Потому в языках этого региона наряду с арабскими заимствованиями также много персидских слов и выражений.

В X—XV веках на фарси была создана богатейшая литература, главным образом поэзия. Среди авторов — представители народов Ирана, Афганистана и Средней Азии: Рудаки (X век) в Бухаре, Фирдоуси (X—XI века) в Хорасане, Омар Хайям (XII век), Джами (XV век) в Герате, Саади (XIII век) и Хафиз (XIV век) в Ширазе, Низами (XIII век) на азербайджанской земле, Руми (XIII век) в Балхе (Хорасан). На фарси писали великий ученый Абу Али ибн Сина (Авиценна), видные историки иранского Средневековья Бэйхаки, Гардези, Рашид ад-Дин и др.

Завоевание Ирана арабами оказало значительное влияние на персидский язык: была заимствована арабская графика, словарный состав обогатился огромным количеством арабских слов. По мнению специалистов, более половины активного лексического состава современного персидского языка — слова арабского происхождения. Однако грамматический строй персидского языка проявил исключительную устойчивость по отношению к арабскому языку и не подвергся почти никаким изменениям.

ПЕРСИДСКИЙ ЯЗЫК (фарси), родной язык персов, официальный язык Исламской Республики Иран. Распространен по всей территории Ирана (население более 65 млн. человек, примерно половина – персы). Персидский, как и близкородственные ему таджикский и дари Афганистана, относится к юго-западной группе иранских языков. Современный персидский язык сформировался за последние 70–80 лет на основе живой персидской диалектной речи и классического персидского языка (язык классической персидско-таджикской литературы 9–15 вв.), на базе которого развились три близкородственных языка – персидский, таджикский и дари Афганистана (расхождения начались с 16–17 вв.). Таким образом, огромное литературное наследие на классическом персидском (Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади, Хафиз, Руми, Джами и др.) является общим для народов Таджикистана, Ирана и Афганистана.

Современный персидский язык отличается от классического персидского, причем на всех языковых уровнях – в фонетике, морфологии, синтаксисе, лексике. В основе устной формы литературного языка лежит тегеранский диалект. Известны также персидские диалекты Кермана, Исфахана, Новгана (Мешхед), Бирдженда, Систана, Себзевара и др. В целом диалекты персидского языка изучены мало. История персидского языка зафиксирована на протяжении более 2500 лет. В ней выделяются три основных периода: древний, представленный древнеперсидским языком (6–4 вв. до н.э.), средний (среднеперсидский язык, 3–4 вв. до н.э. – 8–9 вв. н.э.) и новый, представленный классическим персидским и современным персидским (с 8–9 вв. по настоящее время). Персидский язык в ходе своего исторического развития претерпел значительные изменения в фонетической, грамматической и лексической системах, пройдя путь от языка с развитой системой флективных форм (в др.-перс.) до аналитического языка. Имеется 6 гласных фонем – i, e, ä, å, o, u; два дифтонга – , . В системе консонантизма 22 фонемы. Существительные характеризуются категориями числа и определенности/неопределенности. Ударение в большинстве слов падает на последний слог. Категорий падежа и рода нет. Глагол характеризуется категориями лица, времени, залога, наклонения. Все глаголы спрягаются по единому типу спряжения и по структуре делятся на простые и сложные. Для связи слов в предложении используются изафетная конструкция, предлоги и послелог -ra. Изафетная конструкция – это особый способ выражения атрибутивной связи, при которой ее показатель (безударная изафетная частица; в персидском -e ) присоединяется к определяемому слову (а не к определению), напр.: šahr-e bozorg «большой город» (букв. «город-который большой»), äsb-e pedär «лошадь отца». Лексическое ядро составляют исконно иранские слова, много заимствований из арабского языка (до 50% всей лексики), турецкого, французского, английского и др. языков. Для персидской письменности используется арабская графика с добавлением четырех букв, которая быстро внедрилась после завоевания Ирана арабами в 7 в. Первые письменные памятники относятся к первой половине 9 в.