Являются ли синонимами понятия личность индивид человек. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Что такое социализация личности

1. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность.

2. Структура личности (З.Фрейд, К.П.Платонов, А.В.Петровский). Биологическое и социальное в структуре личности.

3. Самосознание, «Я - концепция», образ «Я».

4. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности.

5. Характеристики личности (психологическая защита личности, жизненный план, компенсаторные механизмы, внутриличностный конфликт)

6. Мотивационно - потребностная сфера личности. Направленность.

7. Личностные диспозиции: потребности, цели, установки. Ценностные ориентации личности.

8. Сознательная и бессознательная мотивация.

9. Процесс развития личности.

10. Основные теории развития личности.

Когда хотят охарактеризовать человека, то часто говорят о нем то как о личности, то как об индивиде, то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются.

Проблема о соотношении биологического и социального является одной из наиболее сложных в современной психологии.

Биологическое - то, что дано человеку от природы (анатомическое строение тела, особенности ВНД, темперамент, задатки). Социальное - то, что характеризует личность; это прижизненное образование (мировоззрение, вкусы, характер и т.д.).

В психологии существуют теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов, биологического и социального - «эндопсихическую» и «экзопсихическую» организацию.

Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Она включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления, воображения, способность к волевому усилию и т.д.

Экзопсихика определяется отношением человека к внешней среде и включает систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, идеалы, склонности, мировоззрение, преобладающие чувства, знания и т.д.

Эндопсихика имеет природную основу, экзопсихика определяется социальным фактором.

Как относиться к этой теории двух факторов? Человек рождается как биологическое существо. При этом индивид рождается биологически, тем более социально незрелым; созревание и развитие его организма с самого начала протекает в социальных условиях. Развитие индивида начинается не на пустом месте; он не tabula raza, человек рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые являются предпосылкой дальнейшего развития индивида («Ни один садовник не может вырастить яблоко на дубе» - В.Г.Белинский). Биологическая детерминанта действует на протяжении всей жизни индивида (т.к. развитие происходит в течение всей жизни), но в разные периоды ее роль различна. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным (мозговая патология Þ индивидуальные биологические обусловленные природные черты Þ личностными чертами становятся в обществе).

Природные органические черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Природное и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.

3. Самосознание, «Я - концепция», образ «Я».

Интерес человека к своему «Я» был издавна предметом особого внимания. Взаимодействуя и общаясь с другими людьми, человек ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для себя самого, как «Я», противостоящее «другим» и неразрывно с ними связанное.

Самосознанием называется совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный образ «Я».

Образ «Я» включает 3 компонента:

1) познавательный (когнитивный) - знание себя;

2) эмоциональный (оценка своих качеств);

3) поведенческий (практическое отношение к себе).

Образ «Я» - динамическое образование и включает множество сменяющих друг друга в зависимости от ситуации «Я»-образов: ~ реальное «Я» ~ идеальное «Я» ~ фантастическое «Я» и т.д.

«Я-концепция» - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с оценкой. «Я-концепция» выполняет 3 основные функции :

1) Способствует достижению внутренней согласованности личности. Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, идеи, чувства, которые противоречат его собственным представлениям, идеям, чувствам, приводят к дегармонизации личности. Если новый опыт не вписывается в существующие представления, «Я-концепция» отвергает его, срабатывает как защитный экран («Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»).

2) Определяет интерпретацию приобретенного опыта. Проходя через фильтр «Я-концепции », информация осмысливается и получает значение, которое соответствует представлениям человека о себе.

3) Определяет ожидания человека о себе, т.е. то, что должно произойти («Я хороший студент, следовательно, сдам экзамен по психологии»). «Я-концепция» ориентирует поведение.

Самосознание постоянно сравнивает реальное поведение с «Я-концепцией» (рассогласованность между ними приводит к страданиям).

«Я-концепция» может быть позитивной или негативной. Позитивная «Я-концепция» означает позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности.

Негативная «Я-концепция» предполагает негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение собственной неполноценности; человек не может достичь согласования между «Я-концепцией» и поведением.

Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными, хотя могут быть субъективными. Даже объективные показатели (рост, возраст) могут иметь для разных людей разное значение, обусловленное структурой их «Я-концепции» (например, 40 лет - пора расцвета или старения?)

Слишком жесткая структура «Я-концепции» - это не сила характера, а источник мучительных ее рассогласований. Слишком слабая ведет к бесхарактерности, непригодности для длительных и напряженных усилий по достижению цели.

Образ «Я» - одна из самых важных для жизни социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном образе «Я», отрицательное отношение к себе всегда переживается болезненно.

4. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности .

Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Индивид оценивает себя двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с реальными результатами своей деятельности;

2) путем сравнения себя с другими людьми.

Самооценка всегда носит субъективный характер. Она не является постоянной, изменяясь в зависимости от обстоятельств.

Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде (Школьник считает себя хорошим учеником, но убеждается позже, что хорошая успеваемость счастья в жизни не приносит Þ самооценка падает).

Самооценка может быть адекватной, завышенной (в этом случае для человека характерны высокомерие, подозрительность, агрессия); заниженной (неуверенность, безразличие, самообвинение, тревожность).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Уровень притязаний личности устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур сложными заданиями так, чтобы сохранить самооценку на должной высоте.

Обычно при неудачах уровень притязаний и самооценка снижается. Однако может быть так, что, несмотря на неудачи, этого не происходит и человек не прилагает никаких усилий, чтобы добиться успеха, поднять свои возможности до уровня притязаний.

Причины этого:

1) некоторые способности ребенка, достаточные для успеха в какой-либо области, но не достаточные для больших достижений;

2) переоценка, долгий опыт незаслуженной похвалы, сознание своей исключительности;

3) очень сильная потребность в самоутверждении.

Возникает чувство обиды и уверенность в несправедливости окружающих, враждебное и подозрительное отношение ко всем, агрессивность. Данное состояние называется аффект неадекватности .

Аффект неадекватности возникает ради сохранения собственного отношения к себе ценой нарушения адекватных отношений с окружающей действительностью. Выполняет защитную функцию: удовлетворяет потребность в высокой самооценке, однако является серьезным препятствием в формировании личности.

Профилактика аффекта неадекватности:

1) формирование адекватной самооценки;

2) формирование глубоких и устойчивых интересов.

Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Определенный компонент образа «Я» - самоуважение - характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует.

Самоуважение = успех/притязания

Для сохранения самоуважения нужно:

Добиться успеха (это трудно) или

Снизить уровень притязаний.

Вопрос № 24 . Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект.

Личность – базовое понятие в психологии, изучается всеми общественными науками, и общего определения нет.

Б.Г. Ананьев выделил 4 уровня организации человека: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность (Ленинградская школа).

Индивид – представитель биологического вида, имеет определенные врожденные особенности (строение тела – возможность прямохождения, структура мозга – развитие интеллекта, строение руки – возможность использования орудий и т.д.), то есть индивид – это принадлежность конкретного человека к человеческому роду.

Субъект деятельности – носитель сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Появляясь как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов.

Личность – включаясь в систему общественных взаимоотношений и процессов, человек приобретает особое социальное качество – становится личностью.

Индивидуальность – неповторимость и своеобразие конкретного человека, выраженные в особенностях развития нижних уровней (индивид, субъект, личность).

Таким образом, личность – это наиболее значимый уровень организации человека, то есть особенность его развития как социального существа.

Существуют расхождения во взглядах на организацию человека в Ленинградской и Московской школах. Общее то, что понятие личность включает в себя качество человека, проявляющееся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.

Московская школа (Выготский, Леонтьев) – отсутствует уровень «субъект», а «индивидуальность» - узкое понятие, включающее небольшую группу качеств и входящее в понятие «личность».

Системно-деятельностный подход – в этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные предпосылки развития личности».

Социокультурная среда воздействует на человека с помощью «знаков» (нормы, ценности, роли, орудия, церемонии) и определенное поведение (быт определяет сознание). Движущей силой развития личности выступает совместная деятельность и общение (приобщение личности к культуре).

Взаимоотношения между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью – продуктом общественно-исторического опыта, индивидуальностью – преобразующей мир, выражено в формуле: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Индивид испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает возможность этого в социально значимой деятельности: этим определяется развития человека как личности.

У ребенка это происходит при помощи взрослого.

Развитие личности управляется системой мотивов, а деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений с наиболее референтной группой является определяющим фактором развития.

Личность - это субъект познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя (Леонтьев).

Личность и индивид. В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека (строение тела и мозга, создающее возможности и задатки человека, то что дано человеку от природы), то есть назвать человека индивидом - это сказать, что он потенциально человек со всеми только ему присущими врожденными чертами.

Личность - это качество индивида (единство личности и индивида), но они не тождественны. Личность - это особое качество, приобретаемое индивидом в обществе, в совокупности общественных отношений, то есть это социальное качество индивида. Может ли индивид не быть личностью - да может - это ребенок. Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, выступают в форме субъект-субъектных связей (общение) и субъект-объектных (общественная деятельность). Индивид постепенно включается в общественные связи, также присваивая себе при этом опыт человечества сначала с позиции взрослого (воспитание - процесс приобщения к миру человеческой культуры), а потом самостоятельно (самовоспитание).

Личность и индивидуальность . Личность каждого индивида наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность - это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характере, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности (определить). Личность и индивидуальность также образуют единство, но не тождество, так как индивидуальные особенности могут быть и не представлены в формах деятельности и общении, существенно важных для группы, в которую включен индивид. Если черты индивидуальности не представлены в межличностных отношениях (например, привычки), то они оказываются не существенными для оценки личности и не получают условий для развития. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступают до этого времени как характеристика его личности, пока он не был включен в спортивную команду. То есть индивидуальные особенности не заявляют о себе (не приобретают личностный смысл) и не развиваются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений человека.

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек как субъект и продукт трудовой дея­тельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.

«...Сущность человека, - писал К. Маркс,- не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Психология изучает в человеке его психику и ее развитие, его индивидуально-психологические особенности, роли, которые он выполняет в социальной жизни, деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении, прежде всего в трудовой деятельности.

Индивид (от лат. individu-um - неделимое):

1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (см. Генотип; Фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.).

2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность. Признак целостности указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида. Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности. Активность индивида, обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

Индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений И.

Рассматривая проблему личности, Леонтьев приходит к выводу об общественно-исторической сущности личности, о том, что личность формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то, достигший определенного возраста. «Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» По Леонтьеву, личность порождается деятельностью. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Таким образом, согласно Леонтьеву, личностью не рождаются, личностью становятся. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

То есть, в основании личности, по Леонтьеву, лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития. Но так как деятельность в теории Леонтьева «есть процесс, побуждаемый и направляемый мотивом», то за соподчинением деятельностей лежит соподчинение мотивов. Именно благодаря иерархии мотивов, по Леонтьеву, происходит формирование личности.

Л.И. Божович выделяет два основных критерия сформировавшейся личности.

1. Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т.е. заданы в обществе, воспитаны в человеке.

2. Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно его заставило поступить определенным образом, тем не менее подействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке так же имеется ввиду опосредованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности

То есть главный путь воспитания личности – это воспитание его мотивов. Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается сформированной требованиям общества. «Личность тем значительнее, - пишет Рубинштейн, - чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».

Деятельность ребенка с возрастом все более и более выступает как реализующая его связи с человеком через вещи, а связи с вещами через человека. Вещи открываются ребенку в их функциональном значении. «Предметная деятельность приобретает орудийную структуру, а общение становится речевым, опосредованным языком». Сначала отношения к миру вещей и к миру людей для ребенка слиты между собой. Постепенно происходит их раздвоение, что выражается в чередовании 2-х фаз: фазы преимущественного развития предметной деятельности и фазы развития взаимоотношений с людьми, внутри каждой фазы существуют мотивы, которые так же чередуются со сменой фаз, что приводит к их иерархии.

Движение индивидуального сознания состоит в соотнесении мотивов друг с другом. «Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов – становление личности».

Человек, индивид и личность - ключевые понятия психологии, которые не менее важны и в обществознании , так как человек - это основной элемент общества. Какова же разница в этих трех терминах?

Человек.

Человек - термин биологического характера. Это звено в развитии живых существ на нашей планете. Homo sapiens в том виде, в котором они существуют сейчас, существовали и десятки тысяч лет назад. Биологическая, физиологическая, анатомическая структуры за это время существенно не изменились. Но каждому очевидна разница между студентом современного университета и охотником древней Месопотамии. В чем же эта разница?

Индивид.

Индивид в переводе с латыни (individuum) означает «неделимый». Это - конкретный представитель человечества, человеческая особь, у которой есть характерные только ей психологические и биологические особенности. Более расширенное понятие - индивидуальность , то есть сочетание этих биологических и психологических качеств, которое отличает данного конкретного индивида от остальных.

Таким образом, индивид - это конкретный человек со своими особенностями, данными ему от рождения, индивидуальность - уже больше психологический термин, чем биологический - набор навыков (характера, умения, знаний), приобретенных в процессе жизнедеятельности.

Личность.

Личность - самое сложное понятие. Это социальный образ человека . Именно общество формирует из индивида личность. Это то, что отличает человека от животного. Индивид, выращенный отдельно от остальных, например, на необитаемом острове, станет индивидуальностью. Но не станет личностью, потому что здесь ключевой фактор - общение и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы стать личностью, человек проходит путь социализации , и ее формирование происходит в течение всей жизни.

Основные элементы социализации :

  • общение;
  • воспитание;
  • образование;
  • средства массовой информации;
  • система социального контроля.

В процессе социализации (формирования личности) у человека вырабатываются физические навыки и умения, психологические особенности , моральные факторы, научные знания, политические мировоззрения, религиозные ценности и т.д. Социолог Леонтьев охарактеризовал личность как совокупность социальных отношений, которые реализуются в различных видах деятельности. Попросту говоря, личность - это член общества , и в этом определении - все, что может под этим подразумеваться.

Различие понятий человека, индивида и личности.

Различие понятий человека, индивида и личности для того. Кто не очень знаком с социологией и психологией легко объяснить простым примером из жизни.

Допустим, вы начали играть в компьютерную RPG - игру на подобие Fallout или Skyrim. Вначале вы выбираете расу - эльф, гном или человек. Это и есть понятие человека, то есть биологическое различие от остальных видов существ. С самого начала ваш персонаж обладает определенными навыками и умениями (сила, выносливость, интеллект и т.д.). В этом виде, на самом старте игры, перед нами индивид, отличающийся от остальных (во многих играх эти начальные параметры вы задаете сами) особенностями, данными от рождения. В игровом процессе ваш персонаж развивается, приобретает новые черты характера, знания, способности, и к концу игры мы имеем героя с определенной харизмой и кармой, набором навыков, совсем не похожего на того, кого мы получили вначале. Вот это и есть уже личность.

Таких сравнений можно привести множество (даже с «World of Tanks»), но суть в том, чтобы понять, что человеком рождаются, а личностью становятся в процессе общения и взаимодействия с другими членами общества.

Страница 20 из 32


Индивид, индивидуальность, личность

Индивид - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отдельный человек – в отличие от коллектива, группы, общества в целом. Термином «индивид» обычно обозначается единичный представитель той или иной общности (рабочий, фермер, бизнесмен), причем специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание понятия «индивид» не входят. «Индивид» - это человек как единичный представитель какого-то целого – биологического рода, социальной общности, группы.

Человеческий индивид характеризуется следующими особенностями.

1. Внешний человеческий облик. Наибольшее значение здесь имеют: строение тела, его органов и связанных с ними жизненных сил и потребностей; прямохождение (передние конечности свободны и используются для манипулирования предметами, средствами труда и т.п.); особое строение гортани, способной к членораздельной речи; отсутствие на большей части тела значительного волосяного покрова, что значительно повышает осязательную чувствительность и вместе с тем создает большую уязвимость к колебанию температуры; высокоразвитая центральная нервная система и мозг.

2. Способность к мышлению.

3. Способность к труду.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. Каждый человек обладает не только всеобщими (разум, воля, чувства, способность к труду), и индивидуальными (личностными) социальными качествами и свойствами, которыми этот человек отличается от других людей. К индивидуальным качествам нужно отнести следующие: 1. Самостоятельность индивидуального существования: способность быть самим собой, действовать исходя из своих собственных побуждений, сохраняя тождество (согласие) с самим собой, быть самостоятельным в рамках своего целого (рода, семьи, коллектива, общества);
2. Целостность или неделимость; это значит, что качества и свойства данной личности неотделимы от нее и не существуют как нечто независимое от данного индивида; каждый человек обладает наличным сознанием упорядоченности и внутренней целостности своего субъективного мира, в системе которого он рассматривает все свои переживания (ощущения, представления, чувства, вожделения и склонности и т.д.), отводя каждому из них свое место в этой системе;
3. Неповторимость и своеобразие индивидуального существования: каждый человек неповторим, уникален в своих всеобщих сущностных проявлениях, а именно - в умственных способностях, чувствах, в своем характере, общении, труде, не говоря уже о внешнем облике и поведении.

Если в понятии «индивид» отражаются все (не только социальные, но и биологические - антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личности фиксирует социальные качества человека, свойственные ему как отдельному индивиду.

Личность - устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Личность - средоточие, своего рода центр переплетения различных социальных отношений человека, данного конкретного индивида. Она - социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования и проявления этой сущности. Единство социального и индивидуального, сущности и существования как конкретно-историческое единство противоположностей - важнейшая сущностная характеристика всякой личности.

В первоначальном значении слово "личность" обозначало маску, роль, исполняемую актером в древнегреческом театре. Древнегреческие философы не мыслили личность вне общины, вне полиса. Вместе с тем личность - это вполне конкретный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре. Термин "личность" обозначает, во-первых, человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; во-вторых, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Человек является интегральной целостностью биогенных, психогенных и социокультурных элементов. Личность в психологическом значении этого слова представляет единство темперамента, дарований, склонностей, характера. Социальный компонент личности связан с влиянием культуры и структуры общностей, куда он включен.

В понятии "личность" фиксируется проявление в отдельном человеке общественных отношений. То есть, в личности появляются социальные черты человека. Основные параметры личности непосредственно обусловлены внешней социальной средой. Принадлежность человека к тому или иному обществу, классу, социальной группе обозначается в его правах, обязанностях, действиях и жестко задается личности извне системой общественных отношений, элементом которой она является. Существуют понятия «социализация», «уровень социализации», которые фиксируют степень приобретенных каждым человеком духовных, социальных ценностей.

В понятии «индивидуальность» биологическое и социальное в каждом человеке находятся в уникальном, специфическом сочетании. Индивидуальность есть то, что отличает одного конкретного человека от других. Она может быть представлена по-разному: ярко выражена за счет специфических физиолого-анатомических особенностей или за счет развитости таких социальных черт, как глубина мировоззрения, сила воли и т.д. Однако в большинстве случаев именно социальная составляющая в человеке задает его индивидуальность. Не случайно существует мнение, что это понятие возникает в эпоху Возрождения, когда многогранная одаренность и самобытность каждого из тогдашних мастеров ценились особенно высоко.

Индивидуальность в виде социальных качеств по-разному проявляется в зависимости от возраста. В детстве ребенок, подражая окружающим, хочет быть, с одной стороны, как все, но, с другой стороны, лучше всех, отсюда стремление выделиться в группе себе подобных. На стадии юности имеет место стремление быть не таким, как все. Формируется свой язык, вкусы, мода, возможно «бунтарство». Взрослый человек проявляет свою индивидуальность через общество, через набор общественно значимых ролей, которые ему приходится выполнять. При этом роль должна не играться, а приниматься всерьез в форме свободного и заинтересованного его исполнения. Поэтому личность, становясь убежденным и свободным исполнителем общественных ролей, добровольно возлагает на себя определенные обязательства. Как говорил И. Кант, необходимо «дать себе закон».

Однако на каждой из выделенных стадий индивидуальной эволюции возможно присутствие инфантилизма - нежелание проявлять себя, работать над собой, расти, остановка в своем развитии. Поэтому быть личностью, индивидуальностью трудно, надо постоянно проявлять усилия по созданию себя. Последовательность понятий индивид – личность - индивидуальность отражает естественную закономерность развития человека, его различные уровни взаимосвязи с обществом.

Человеческий индивид становится индивидуальностью лишь на социальном уровне развития, став личностью. Существует мнение, что в филогенетическом аспекте это произошло с человеком в эпоху неолитической революции, когда он стал общественно-историческим существом. В онтогенетическом смысле возможны ситуации, когда человек может и не стать личностью, не усвоив социального опыта. Науке известны многочисленные случаи, когда дети, выросшие в изоляции от людей, несмотря на все меры по их воспитанию, не обнаружили наличия черт человеческой личности. В целом разнообразие индивидуальностей является одним из показателей развитости общества, условием его дальнейшего прогресса.

В какой-то степени поиски в направлении изучения соотношения биологического и социального проясняют попытки очертить структуру человека, в которой биологическое и социальное присутствует в качестве элементов структуры.

Так, существует вариант психологической структуры человеческой личности, состоящей из трех компонентов: 1) темперамента, в большей степени определяемого биологическим в человеке, 2) знаниево-практического уровня и 3) характера, имеющего социальную обусловленность. Если первые два уровня дают ответ на вопрос, как индивид что-либо будет делать, то знание характера позволяет ответить на вопрос: что он будет делать в той или иной ситуации?

Похожая, но более дробная структура личности предложена К.К. Платоновым, имеющая четыре иерархически расположенные уровня.

Первая подструктура объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Все эти свойства несравненно больше зависят от физиологической структуры человека, чем от социальных условий, и поэтому эта подструктура полностью предопределена биологией человека.

Вторая подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций. Влияние биологического здесь ещё имеется, но большинство свойств уже зависит от социальных условий (мышление, память и др.). Эта подструктура, взаимодействуя с остальными, формируется путем упражнения. Коротко её можно назвать подструктурой форм отражения.

Третья подструктура личности включает навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием социального. Навыки и умения есть способы выражения личности в деятельности. Именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в её индивидуальном развитии и именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества. Кратко она может быть названа подструктурой опыта.

Наконец, высшая, четвертая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Элементы личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она социально обусловлена. Коротко её можно назвать подструктурой мировоззрения личности, поскольку мировоззрение является наиважнейшей и определяющей составляющей направленности личности.

Предложенная психологическая структура личности является универсальной, поскольку применима к каждому человеку, она является также динамической потому, что изменяется у каждой конкретной личности с раннего детства до самой смерти. Она меняется также исторически в силу того, что каждая историческая эпоха формирует свою совокупность условий существования человека - материальных, социальных, определяя существование того или иного типа личности.



Индекс материала
Курс: Философия об обществе, человеке и ценностях
Дидактический план
Учение об обществе
Общество как система
Социальная структура общества
Общество и государство
Общество и культура
Специфика человеческой деятельности
Культура и ее типы
Культура и цивилизация

Психология. Полный курс Ритерман Татьяна Петровна

Индивид, личность, субъект и индивидуальность

В психологии выделяются несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т. д.

Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (например, рост, телесная конституция или цвет глаз), но и психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).

Индивид (от лат. individuum – неделимое) – 1) единичное природное существо человек, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности, социальное существо, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности.

Важнейшей характеристикой индивида является его способность преодолевать заложенную биологическую ограниченность и при этом осознанно управлять собственной поведенческой активностью, контролируя все важнейшие психологические процессы.

К наиболее общим, позволяющим называть человека индивидом характеристикам относятся целостность его психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром и активность.

Понятие «индивид» может употребляться в содержательной связке с понятием «личность».

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что они представляют собой два способа бытия человека, два его различных определения. Становление личности есть процесс социализации человека, освоения им родовой, общественной сущности. Становление личности связано также с принятием индивидом выработанных в обществе социальных ролей и функций, норм и правил поведения социума и т. п.

По мнению А. Н. Леонтьева, личность не является генотипически обусловленным целостным образованием, поскольку «…создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности».

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (темперамент, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Становление индивидуальности происходит в процессе индивидуализации объекта , под которой понимается самоопределение и обособление личности, оформление ее «выделенности», уникальности и неповторимости. Личность, ставшая индивидуальностью, – это своеобразный, неповторимый, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Понятие «субъект » имеет несколько толкований.

Субъект (от лат. subjectum – подлежащее) – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности (С. Ю. Головин).

«Субъект – это организм (человеческий или другой), который является участником (добровольным или нет) эксперимента. В качестве взаимозаменяемого синонима термину «другие» может применяться понятие «наблюдатель» (использовалось и иногда все еще используется для обозначения субъекта в эксперименте интроспекции или в психофизическом исследовании)» (под ред. А. Ребера).

Вообще понятие «субъект» может применяться для обозначения участника любого исследования. Использование же других терминов ограничено определенным форматом.

Из книги Акцентуированные личности автора Леонгард Карл

ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И КАК АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Индивид и личность. А. Н. Леонтьев В психологии понятие индивида употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

54. Индивид. Социализация Индивид – это также понятие о человеке в биологическом аспекте. Но это понятие подразумевает биологическую основу развития личностных и индивидуальных качеств. Ведь сознание, речь, характер, способности не передаются, как генетическая

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

1. Личность и индивидуальность Индивидуальность – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 1. Личность и индивидуальность Индивидуальность – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Человек как индивидуальность и как акцентуированная личность Люди различаются между собой не только акцентуированными чертами. Даже не обнаруживая черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же несходны между собой. Имеются в виду те особенности,

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Социально-политическая психология автора Дилигенский Герман Германович

Глава III. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО–ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В предыдущих главах книги рассмотрены два блока процессов - познавательные и мотивационные, - образующие в своем постоянном взаимодействии непосредственное содержание социально–политической

Из книги LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости автора Данилин Александр Геннадиевич

ЛИЧНОСТЬ И «ИНДИВИД» Что же все-таки происходит с нами?Мы спасены виртуальностью или умираем вместе с ее пришествием?Как описать психологию «нового» человека виртуальных времен?Вот материал из статьи «Череп для дьявола», опубликованный в одной из самых популярных

автора Войтина Юлия Михайловна

9. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г.

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

Раздел 4 Личность как субъект общения Разработка психологических проблем общения невозможна без обращения к личности и ее внутреннему миру. Общение – это процесс, в который вовлекается личность во всей своей целостности – множестве свойств и качеств. Внутренний мир

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

11. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность» и их соотношение Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия «человек», «личность», «индивидуальность». При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Индивид, личность, субъект и индивидуальность В психологии выделяются несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т. д.Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Индивид, личность, субъект, индивидуальность Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от друга морфологическими особенностями и психологическими свойствами.Индивид (от лат. individuum – неделимое) – это единичное природное

Из книги автора

20. Индивид в группе Ценность экзистенциальной неповторимости и креативности каждого человеческого существа раскрывается в полной мере тогда, когда происходит столкновение с другими; особенно рельефно это проявляется на границе между индивидом и его окружением. Когда