Янычары кто они. Кто такие янычары? Вооружённые силы Османской империи

В 14 веке Османская империя, как никогда, нуждалась в мощной, сильной, хорошо обученной армии. Турецкие воины, большей частью плохо обученные и неважно организованные, не могли завоевать Византию. Немоловажным фактом остается и то, что турецкая армия была конной. Срочно требовалась пехота, которая могла выступать живым щитом и опорой турецким воинам. Так возникла идея вырастить воинов из христианских парней и мальчиков, которыми платили дань покоренные христианские народы.

Мальчики 12−14 лет воспитывались в мусульманских семьях во всех мусульманских традициях. Самые способные и усердные отбирались для службы при дворце, остальные становились янычарами. Само слово «янычар» означает «новое войско». А сам процесс набора воинов получил название «devshirmeh», то есть «человеческий налог», когда община должна была заплатить налог живым товаром.

Янычар готовили прежде всего как лучников, но с появлением огнестрельного оружия, они доказали, что прекрасно овладели и им. Эти воины быстро завоевали славу бесстрашных и жестоких, став лучшими не только на поле брани, но и в охране султана. Именно они стали основой турецкой армии, и со временем служить в рядах янычар стремились и сами турки.

Янычары были рабами султана, они не вправе были заниматься ремеслом или хозяйством, не имели семей, им воспрещалось даже иметь отношения с женщинами. Все свое время они оттачивали военное мастерство и жили в казармах, строго соблюдая религиозные обычаи. За дезертирство или трусость янычар приговаривался к смерти. Новые войска делились на орты — группы, каждая из которых была сплоченным коллективом. При отсутствии женщин у воинов оставалась одна радость — еда. Приготовление пищи было подобно божественному ритуалу, она готовилась в котле, священном для орты. Его можно было сравнить со статусом флага европейских воинов. За приготовление пищи отвечала целая команда, с четко расписанными обязанностями.

Янычары участвовали во многих битвах, одной из которых была осада Константинополя в 1453 году.

Но навыки хороших воинов сыграли с янычарами злую шутку. Они уверовали в свою исключительность и начали требовать большего жалования, угрожая восстанием. В конечном счете они добились того, что доминировали в правительстве и даже могли менять султанов. Получая все новые посты и хорошие деньги, янычары постепенно стали утрачивать мастерство воинов, превращаясь в обыкновенных взяточников.

В 1826 году Махмуд Второй сумел сформировать армию без янычар, именно она и выступила против янычар, которые не хотели сдаваться. В конце концов, была применена артиллерия и янычары были вынуждены сдаться. Так закончилась история янычар. Некогда жестоких и страшных воинов, которые к концу своего существования снискали славу воров и разбойников.


Мансуры
Флот
Авиация


Яныча́ры (тур. yeniçeri (еничери) - новый воин) - регулярная пехота Османской империи в -1826 годах . Янычары вместе с сипахами (тяжёлой конницей) и акынджи (лёгкой иррегулярной конницей) составляли основу войска в Османской империи . Были частью полков капыкулу (личной гвардии султана, состоявшей из профессиональных воинов, официально считавшихся султанскими рабами). Янычарские полки выполняли в османском государстве также полицейские , охранные, пожарные и, при необходимости, карательные функции.

История

По мере экспансии Османской империи возникла необходимость в реорганизации её войска, создании дисциплинированных регулярных пехотных частей как главной ударной его силы. Янычарская пехота была создана султаном Мурадом I в 1365 году . Комплектовалось новое войско из юношей-христиан 8-16 лет от роду. Таким образом, основную часть янычар составляли этнические албанцы , армяне , боснийцы , болгары , греки , грузины , сербы , впоследствии воспитуемые в строгих исламских традициях. Детей, набранных в Румелии , отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.

В янычары изначально набирали исключительно христианских детей по разнарядке; иудеи были освобождены от девширме . Позднее перешедшие в ислам бошняки и албанцы -мусульмане тоже добились от султана права посылать детей в янычары: военная служба в рядах капыкулу позволяла многим добиться высокого положения в обществе. От девширме также освобождались жители Стамбула , владеющие турецким языком , физически и умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени.

Янычары официально считались рабами султана и постоянно жили в монастырях -казармах . Жениться и обзаводиться собственным хозяйством им до 1566 года было запрещено. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них делали успешную гражданскую карьеру. В 1683 году в янычары начинают брать и детей мусульман .

Функции

  • завоевательные походы;
  • гарнизонная служба;
  • охрана султана ;
  • городская полиция.

Структура

Основной боевой единицей корпуса янычар был полк (оджак «ocak») численностью около 1000 солдат. В период расцвета число полков (орта «orta») доходило до 196. Полки различались по происхождению и выполняемым функциям. Верховным главнокомандующим считался султан, но тактическое руководство осуществлял ага . Его помощниками были высшие офицеры корпуса - секбанбаши и кул кяхьясы . Янычары были тесно связаны с дервишским орденом бекташей , адепты которого играли роль своего рода полковых священников . Орден также оказал значительное влияние на формирование иерархии янычарского корпуса. В целом отмечают некоторое сходство между янычарами и европейскими духовно-рыцарскими орденами.

Учебными подразделениями корпуса, а также янычарским гарнизоном Стамбула командовал Истанбул агасы . Главным священнослужителем был оджак имамы . Главным казначеем был бейтюльмалджи . За подготовку янычар отвечал талимханеджибаши . Старшими офицерами, отвечавшими за набор мальчиков в корпус на определённой территории империи и их подготовку, были Румели агасы (он отвечал за проведение девширме в Европе), Анадолу агасы (Азия), Гелиболу агасы (Галлиполи). Позже появилась должность кулоглу башчавушу , отвечавшего за обучение и подготовку принятых в корпус янычарских сыновей.

Оджак состоял из 3 частей:

  • Джемаат (обычные воины) - 101 орта (в первую орта солдатом был записан султан)
  • Бёлюк (личная гвардия султана) - 61 орта
  • Секбан - 34 орта

В рамках полка-орта существовали следующие чины: сакабаши («начальник водного снабжения»), баш каракуллукчу (букв. - «старший помощник повара»; младший офицер), ашчи уста («старший повар»), имам , байрактар (знаменосец), векильхарч (квартирмейстер), одабаши («начальник казармы») и, наконец, чорбаджи (букв. - «суповар»; соотв. полковнику). Простые солдаты также имели свои собственные чины в зависимости от проявленных качеств и срока службы. Самый высокий чин отурака освобождал от участия в кампаниях и давал право заниматься торговлей .

Тактика

Во время сражения ведущая роль в наступлении отводилась коннице. В её задачу входил прорыв вражеской линии. При этих обстоятельствах янычары, выстрелив из ружей, строились клином и шли в атаку, используя мечи и иное оружие. На первых порах существования корпуса противник, особенно если он не располагал многочисленной дисциплинированной пехотой, как правило, не выдерживал подобной атаки. Янычары не стреляли залпами, отдавая предпочтение прицельной стрельбе. Среди янычар были особые ударные подразделения, называвшиеся серденгетчи (букв. - «рискующие головой») численностью ок. 100 добровольцев. Во время осады Вены осаждённые отмечали, что эти отряды были разбиты на более мелкие подразделения численностью по 5 янычар. В состав такого отряда входили меченосец, воин с гранатами , лучник и 2 воина с ружьями . Во время боя янычары часто использовали табор (заграждение из больших повозок). Во время осады Вены великолепно проявили себя янычарские инженеры.

Униформа и вооружение

Отличительной особенностью янычар были усы и бритая борода , что было нехарактерно для традиционного мусульманского населения. От остальных военнослужащих их отличал белый войлочный колпак (бёрк , или юскюф ) с висящим сзади куском материи, напоминающим по форме рукав султанского халата или парадную шапку запорожского казака . Одежда янычар была скроена из шерсти . Униформа старших офицеров была оторочена мехом . Статус владельца подчёркивали ремни и кушаки .

Изначально янычары были искусными лучниками , а затем вооружились огнестрельным оружием. Сначала некоторые янычары носили полный доспех , однако со временем отказались от него. Доспех продолжали носить лишь воины из серденгетчи . На первых порах самым распространённым оружием янычар были луки и короткие копья. Позже, с переходом на огнестрельное оружие, лук не утратил популярности и остался престижным церемониальным оружием . Популярностью среди янычар пользовались и арбалеты. Янычары также были вооружены мечами (которые в начале существования корпуса были редкостью), саблями , кинжалами , ятаганами . Популярностью пользовались различные булавы , боевые топоры и разные виды древкового оружия (глефы , бердыши , алебарды , гвизармы), а также пистолеты (с XVII в.). Роль своеобразного полкового знамени выполнял большой суповой котел (казан-и шериф ).

Христианские янычары

См. также

  • «Записки янычара » Константина из Островицы

Напишите отзыв о статье "Янычары"

Примечания

Литература

  • Введенский Г. Э. «Янычары». - Санкт-Петербург, Издательство «Атлант», 2003. - 176 с.
  • Водовозов В. В. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Николле Д. «Янычары» - М., «АСТ», 2004 г. ISBN 5-17-025193-9
  • Чухлиб Т. «Казаки и янычары». - Киев, «Изд. дом Киево-Могилянская академия», 2010. - 446 с.

Ссылки

  • - в Либерее «Нового Геродота»

Отрывок, характеризующий Янычары

Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.
– Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку.
– Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство!
– Всё совсем благополучно?
– Слава Богу, слава Богу!
Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил.
– А я то, не знал… Николушка… друг мой!
– Вот он… наш то… Друг мой, Коля… Переменился! Нет свечей! Чаю!
– Да меня то поцелуй!
– Душенька… а меня то.
Соня, Наташа, Петя, Анна Михайловна, Вера, старый граф, обнимали его; и люди и горничные, наполнив комнаты, приговаривали и ахали.
Петя повис на его ногах. – А меня то! – кричал он. Наташа, после того, как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и держась за полу его венгерки, прыгала как коза всё на одном месте и пронзительно визжала.
Со всех сторон были блестящие слезами радости, любящие глаза, со всех сторон были губы, искавшие поцелуя.
Соня красная, как кумач, тоже держалась за его руку и вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Соне минуло уже 16 лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления. Она смотрела на него, не спуская глаз, улыбаясь и задерживая дыхание. Он благодарно взглянул на нее; но всё еще ждал и искал кого то. Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери.
Но это была она в новом, незнакомом еще ему, сшитом без него платье. Все оставили его, и он побежал к ней. Когда они сошлись, она упала на его грудь рыдая. Она не могла поднять лица и только прижимала его к холодным снуркам его венгерки. Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза.
– Василий Денисов, друг вашего сына, – сказал он, рекомендуясь графу, вопросительно смотревшему на него.
– Милости прошу. Знаю, знаю, – сказал граф, целуя и обнимая Денисова. – Николушка писал… Наташа, Вера, вот он Денисов.
Те же счастливые, восторженные лица обратились на мохнатую фигуру Денисова и окружили его.
– Голубчик, Денисов! – визгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и взяв руку Наташи, поцеловал ее.
Денисова отвели в приготовленную для него комнату, а Ростовы все собрались в диванную около Николушки.
Старая графиня, не выпуская его руки, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом; остальные, столпившись вокруг них, ловили каждое его движенье, слово, взгляд, и не спускали с него восторженно влюбленных глаз. Брат и сестры спорили и перехватывали места друг у друга поближе к нему, и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку.
Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали; но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он всё ждал чего то еще, и еще, и еще.
На другое утро приезжие спали с дороги до 10 го часа.
В предшествующей комнате валялись сабли, сумки, ташки, раскрытые чемоданы, грязные сапоги. Вычищенные две пары со шпорами были только что поставлены у стенки. Слуги приносили умывальники, горячую воду для бритья и вычищенные платья. Пахло табаком и мужчинами.
– Гей, Г"ишка, т"убку! – крикнул хриплый голос Васьки Денисова. – Ростов, вставай!
Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки.
– А что поздно? – Поздно, 10 й час, – отвечал Наташин голос, и в соседней комнате послышалось шуршанье крахмаленных платьев, шопот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица. Это была Наташа с Соней и Петей, которые пришли наведаться, не встал ли.
– Николенька, вставай! – опять послышался голос Наташи у двери.
– Сейчас!
В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь.
– Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех.
– Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи.
– Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову.
Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом.
– Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома.
– Нет, послушай, – сказала она, – ты теперь совсем мужчина? Я ужасно рада, что ты мой брат. – Она тронула его усы. – Мне хочется знать, какие вы мужчины? Такие ли, как мы? Нет?
– Отчего Соня убежала? – спрашивал Ростов.
– Да. Это еще целая история! Как ты будешь говорить с Соней? Ты или вы?
– Как случится, – сказал Ростов.
– Говори ей вы, пожалуйста, я тебе после скажу.
– Да что же?
– Ну я теперь скажу. Ты знаешь, что Соня мой друг, такой друг, что я руку сожгу для нее. Вот посмотри. – Она засучила свой кисейный рукав и показала на своей длинной, худой и нежной ручке под плечом, гораздо выше локтя (в том месте, которое закрыто бывает и бальными платьями) красную метину.
– Это я сожгла, чтобы доказать ей любовь. Просто линейку разожгла на огне, да и прижала.
Сидя в своей прежней классной комнате, на диване с подушечками на ручках, и глядя в эти отчаянно оживленные глаза Наташи, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир, который не имел ни для кого никакого смысла, кроме как для него, но который доставлял ему одни из лучших наслаждений в жизни; и сожжение руки линейкой, для показания любви, показалось ему не бесполезно: он понимал и не удивлялся этому.
– Так что же? только? – спросил он.
– Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас.
– Ну так что же?
– Да, так она любит меня и тебя. – Наташа вдруг покраснела, – ну ты помнишь, перед отъездом… Так она говорит, что ты это всё забудь… Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен. Ведь правда, что это отлично, благородно! – Да, да? очень благородно? да? – спрашивала Наташа так серьезно и взволнованно, что видно было, что то, что она говорила теперь, она прежде говорила со слезами.
Ростов задумался.
– Я ни в чем не беру назад своего слова, – сказал он. – И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия?
– Нет, нет, – закричала Наташа. – Мы про это уже с нею говорили. Мы знали, что ты это скажешь. Но это нельзя, потому что, понимаешь, ежели ты так говоришь – считаешь себя связанным словом, то выходит, что она как будто нарочно это сказала. Выходит, что ты всё таки насильно на ней женишься, и выходит совсем не то.
Ростов видел, что всё это было хорошо придумано ими. Соня и вчера поразила его своей красотой. Нынче, увидав ее мельком, она ему показалась еще лучше. Она была прелестная 16 тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту). Отчего же ему было не любить ее теперь, и не жениться даже, думал Ростов, но теперь столько еще других радостей и занятий! «Да, они это прекрасно придумали», подумал он, «надо оставаться свободным».
– Ну и прекрасно, – сказал он, – после поговорим. Ах как я тебе рад! – прибавил он.
– Ну, а что же ты, Борису не изменила? – спросил брат.
– Вот глупости! – смеясь крикнула Наташа. – Ни об нем и ни о ком я не думаю и знать не хочу.
– Вот как! Так ты что же?
– Я? – переспросила Наташа, и счастливая улыбка осветила ее лицо. – Ты видел Duport"a?
– Нет.
– Знаменитого Дюпора, танцовщика не видал? Ну так ты не поймешь. Я вот что такое. – Наташа взяла, округлив руки, свою юбку, как танцуют, отбежала несколько шагов, перевернулась, сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов.

В заметках историков, описывающих Оттоманскую империю, довольно часто упоминается «армия в армии» - специальные войска, подчинявшиеся непосредственно султану. Кто такие янычары, как образовался такой вид войск, можно узнать из этой статьи.

Экскурс в историю

Янычары известны с середины 14 века, когда властью султана Мурада I были организованы подразделения турецкой элитной пехоты. Значение слова «янычары» - "новое войско" (в переводе с турецкого). Сначала их ряды формировались из пленных христианских подростков и юношей. Несмотря на строгое, а иногда и фанатичное турецкое воспитание, будущим воинам оставляли христианские имена. Янычаров растили отдельно от других детей, прививая боевые навыки и фанатичную верность султану. В 16 веке янычарами могли становиться и юноши турецкого происхождения. Из претендентов отбирались самые сильные, выносливые и ловкие подростки от 8 до 12 лет.

Избранные жили в казармах, их обучение проходило в особо жестких условиях. Бойцы делились на роты, ели из общего котла и назывались друзьями ордена дервишей. Им запрещалось вступать в браки, их семьей была родная рота (орта), символом которой считался котел.

О том, кто такие янычары, лучше всего сказал известный историк 19 века Т.Н. Грановский. В его работах упоминается, что турецкий султан обладал самой эффективной пехотой в мире, но состав ее был довольно странным: «Янычары выигрывали все великие битвы, при Варне, при Косове…» Именно благодаря их отваге и доблести был взят Константинополь. Таким образом, турецкий правитель завоевывал новые территории и укреплял свое могущество благодаря воинам, имевшим христианское происхождение.

Лучшие из лучших

Янычары наделялись рядом привилегий. Начиная с 16 века они имели право заводить семью, заниматься различными ремеслами и торговлей в невоенное время. Особо отличившиеся воины награждались лично султаном. В числе даров были драгоценности, оружие и щедрое жалованье. Командиры янычарских рот в течение многих лет занимали высшие военные и гражданские должности турецкой империи. Гарнизоны-оджаки янычаров располагались не только в Стамбуле, но и во всех крупных городах турецкого государства. К середине 16 века янычары перестают принимать в свои ряды чужаков. Их звание передается по наследству. А янычарская гвардия становится замкнутой общественно-политической кастой. Эта внутренняя, достаточно независимая сила участвовала в политических интригах, возводила и низвергала султанов и играла огромную роль во внутренней политике страны.

Форма янычаров

О том, кто такие янычары и каково их место среди других видов турецких войск, свидетельствуют высокие шапки, украшенные спереди большой медной бляхой - кече. По бокам такой шапки пришивались деревянные палочки, которые придавали ей устойчивое положение. Позади этого головного убора свисал длинный суконный шлык, доходивший до пояса бойца. Длинный шлык символизировал рукав главного дервиша, под благословением которого находились янычары. Цвет шапки соответствовал цвету кафтана (жупана), который носил воин.

Верхняя одежда янычара состояла из длинного теплого плаща, называвшегося керея. Поначалу установленного цвета кереи не было, но к началу 18 века плащ янычара в большинстве случаев имел красный цвет. Под керею надевался суконный кафтан, обычно белый, с длинными широкими рукавами. По бокам жупан имел длинные разрезы, позволявшие янычару свободно передвигаться в бою. А внизу этот предмет одежды был расшит шнурами, которые были такого же цвета, как и керея. Кафтан украшала перевязь для сабли и широкий кожаный пояс.

Под цвет кереи были и шаровары - длинные и широкие. Обычно они покрывали верхнюю часть сапога до половины.

Военные оркестры

Хоругви имели и свои собственные оркестры, и свою музыку. Такие оркестры назывались янычарскими капеллами. Главным отличием такой капеллы был барабан - в два раза больше, чем в оркестрах других пехотных полков. В капелле участвовало шесть и более музыкантов, иначе называемых сурмачами. Современники описывают янычарскую музыку как «варварскую» и «ужасную».

Конец янычаров

Белорусские янычары прекратили свое существования после поражения Станислава Радзивилла. После ряда военных неудач он отступил за границу. А его личная армия была распущена, также был демобилизован и янычарский отряд.

Более трагическая участь ждала их турецких собратьев. В Оттоманской империи все знали, кто такие янычары. В отличие от Речи Посполитой эти воины не принадлежали к личной гвардии султана, а существовали как закрытая военная каста, вплоть до 1826 года. Тогда турецким султаном Махмудом II был издан приказ об уничтожении янычаров. Так как в открытом бою шансы победить опытных воинов были ничтожны, султан пошел на хитрость. Более 30 тыс. человек заманили в ловушку на Ипподром и расстреляли из пушек картечью. Так закончилась эра янычаров, и ушло в прошлое их военное искусство.

Янычары - регулярная турецкая пехота XIV-XIX веков. Первые подразделения янычар были созданы султаном Мурадом I в 1365 году. В них насильно забирали христианских мальчиков 5-12 лет, которых впоследствии воспитывали в исламских традициях. Все они проходили длительное обучение и сражались исключительно в пешем строю.

Это было элитное войско, солдаты которого отличались бесстрашием и жестокостью. Их главным оружием был изогнутый ятаган, совмещающий достоинства и меча, и сабли. Чтобы воевать с конницей, солдаты имели копья. Было у них оружие и для дальнего боя - сначала луки, а позже пришедшие им на смену ружья.


Ятаган — оружие янычар

Закалённые в боях воины стерегли султанский дворец, следили за порядком в городах. В гарнизоне любой турецкой крепости всегда присутствовал хотя бы десяток янычар, отвечавших за ключи от её ворот.


Янычары веками были главной военной силой Османской империи. Однако со временем они превратились в недисциплинированную и варварскую силу. Тому был причиной общий упадок Османской империи. После бунта янычар в 1826 году султан Махмуд II приказал расформировать янычарский корпус, а несогласных с его волей уничтожить.

5 984

В XIII веке оттесненные монгольскими завоевателями тюркские кочевые племена поступили на службу к сельджукскому султану, получив от него небольшое феодальное владение на границе с Византией и создав свой эмират. После распада султаната в XIV веке правителем эмирата стал Осман I, давший свое имя новому государству, прославившемуся завоеваниями с участием особых отрядов регулярной пехоты – янычар.

Ени чери – новое войско

Новое Османское государство за несколько лет завоевало владения Византии в Малой Азии. Захватив Дарданеллы, турки приступили к покорению Балканского полуострова.

Османская армия представляла собой сброд различных кочевых племен, вышедших из глубин Азии и уверовавших в могущество Магомета. Осада византийских крепостей требовала больших сил дисциплинированной пехоты. Но ни один свободный турок-кочевник, привыкший воевать конным, не желал драться пешим.

После безуспешных попыток создать пехотные соединения из мусульманских наемников султан Орхан организовал в 1330 году отряд пехотинцев из тысячи пленных христиан, принявших ислам. Стремясь сделать такие отряды ударной силой в войнах против гяуров («неверных»), султан постарался придать им религиозный характер, связав с дервишским орденом Бекташи, аналогично европейскому образцу военно-монашеского ордена. Согласно легенде, глава ордена Хаджи Бекташи на церемонии инаугурации отряда оторвал от своего белого одеяния рукав, возложил его на голову одного из воинов, назвал того «ени чери» («новым воином») и дал свое благословение. Так у янычар появился головной убор в виде шапки с прикрепленным сзади свисающим куском ткани.

Янычарская пехота стала основной силой османской армии. При султане Мураде I (1359-1389 годы) окончательно сложился способ ее комплектования. Отныне корпуса рекрутировались из захваченных во время походов на Балканы детей христианской веры, проходивших специальную военную подготовку. Набор детей в янычары превратился в одну из повинностей христианского населения империи – девширме (налог кровью). Особые чиновники отбирали на специальных «смотринах» в каждой христианской общине пятую часть всех мальчиков в возрасте от семи до четырнадцати лет (так называемая доля султана) для службы в янычарском корпусе.

Сыны султана

Всех отобранных мальчиков подвергали обрезанию и обращали в ислам. На первом этапе их посылали для воспитания в семьи турецких крестьян и ремесленников в Малую Азию. Там они осваивали турецкий язык, мусульманские обычаи и приучались к разным видам тяжелого физического труда. Через несколько лет их зачисляли в подготовительный отряд янычарского корпуса. Эта стадия обучения продолжалась семь лет и состояла из физической подготовки и тренировок во владении многими видами оружия. К 20 годам юноши становились настоящими «воинами ислама».

По достижении 21 года их отвозили в казармы янычар. Новобранцы выстраивались на площади, и дервиши, их будущие духовные наставники, принимали у них клятву на преданность исламу. После этого бывшие рабы становились рекрутами элитного войска султана. Муштра была суровой и безжалостной, боевая учеба происходила под барабанную дробь. Под влиянием свидетельств очевидцев в Европе родился миф о непобедимости турецкого войска.

Янычары называли себя «рукой и крылом Османской династии». Султаны заботились о них, лично вникая в их обучение и быт, и часто использовали в дворцовых конфликтах и при подавлении мятежей.

Янычары не брили бороду, им запрещалось жениться и заниматься хозяйством. Величайшей святыней у них почитался медный котел. У каждой сотни был собственный котел, стоявший посреди бивака либо во дворе казармы. Перед котлом новобранцы приносили клятву верности султану и здесь же секли провинившихся. Сотня, которая теряла свой котел на войне, считалась обесчещенной. Янычары полагали, что лучше смерть, чем такой позор.

Прием пищи каждый раз превращался в сложный ритуал. В мирное время торжественная процессия сопровождала котел с пищей от кухни до казармы. Затем воины рассаживались вокруг котла. Здесь же они проводили свободное время по вечерам. Европейцам такой ритуал не был понятен, но для янычар в нем заключался глубокий смысл. Котел был гарантией того, что они будут накормлены. Ворота Мясного базара в столице украшала гордая и выразительная надпись: «Здесь султан кормит янычар».

Чернь, ставшая элитой

В период расцвета Османская империя простиралась от Гибралтара до Каспийского моря и от Трансильвании до Персидского залива. Ее столицей стал Истанбул (Константинополь), взятый турками в 1453 году. Янычары, чья общая численность достигала почти 200 тысяч, осаждали крепости и разбивали направленные против них отряды крестоносцев, завоевывая славу непобедимых воинов. Их атаки сопровождались музыкой, которую исполнял оркестр на медных трубах, барабанах и литаврах, наводя панический ужас на врагов. Янычарская капелла стала прообразом военных духовых оркестров многих армий.

В XVI веке началась военная деградация янычарского войска. Из хорошо обученного, дисциплинированного и сплоченного соединения оно превратилось в привилегированную касту преторианцев, не обладавших боевым духом и воинскими качествами прежних дней. Причиной этого стал отход от изначальных принципов его комплектования. В янычарское войско стали принимать детей знатных турок, которые не были подготовлены к тяготам службы. Было отменено безбрачие. Женатым янычарам позволили жить в своих домах, а затем и неженатые отказались оставаться в казармах и подчиняться строгой дисциплине. В итоге корпус превратился в наследственный институт. Во время военных походов янычары нередко отказывались сражаться, предпочитая заниматься грабежами и вымогательствами.

Охота на львов

К концу XVIII века турецкие войска начали терпеть многочисленные поражения. Хорошо обученная русская армия громила их на суше и на море. Янычарская пехота не хотела ни учиться военной тактике, ни осваивать новое вооружение. Послы Бонапарта, заигрывая с турецким султаном Селимом III, подарили ему пушки на колесах, а Михаил Кутузов, бывший после ранения послом России в Турции, сообщал императрице о слабости янычар.

Понимая, что надо реформировать армию, султан пригласил французских военных советников и в одном из кварталов Истанбула тайно стал готовить новые войска − «низам-и джедид». В это время Бонапарт начал походы в Европу, а затем двинулся на Россию. Турция спокойно реформировала свою армию.

14 июня 1826 года янычарам было ультимативно объявлено, «что впредь не видать им баранины, пока не изучат строевых порядков по примеру армий европейских гяуров».

– Мы не гяуры, и мы не станем позориться! – ответили янычары и вытащили свои котлы из казармы. На площади появились пляшущие дервиши-бекташи, отрывая рукава от своих лохмотьев на головные повязки янычарам. В ожидании еды те «рассеялись по улицам, грабя и нападая на всех людей, кто им попадался навстречу». Бравурно и дико играли оркестры.

Султан Махмуд II приказал вывести из казарм новые хорошо обученные войска с пушками. Тысячи янычар были расстреляны картечью на площади. Многие попрятались в подвалах, на чердаках и даже в колодцах, но их всюду находили и убивали. Целую неделю подряд палачи султана работали без отдыха: рубили головы, вешали, удушали шнурками, рассекали янычар на множество кусков. Очевидец писал: «Несколько дней на арбах и телегах вывозили мертвые тела янычар, которые были брошены в воды Босфора. Они плавали по волнам Мраморного моря, а поверхность вод так была покрыта ими, что трупы даже препятствовали плаванию кораблей…»