Янтарный путь. Смотреть что такое "Янтарный путь" в других словарях

Янтарь известен человечеству с древнейших времен. «Солнечный камень»
находили в руинах античных полисов и гробницах египетских фараонов.

Янтарь с
древнейших времен имел огромное значение для территории нынешней
Калининградской области. Однако ценить этот «дар моря» местные жители научились
далеко не сразу. По свидетельствам археологов, чем дальше от месторождений
янтаря, тем больше «солнечного камня» встречается в захоронениях. Точно такая
же зависимость касается и стоимости янтаря – чем дальше от мест добычи, тем был
он дороже. Сами же пруссы обработкой главного богатства своей земли не
занимались, для них он был лишь объектом торговли – причем цена, которую
платили им за необработанные куски «солнечного камня» порой казалась им слишком
высокой, чем вызывала у них удивление.

Впервые использоваться янтарь стал в эпоху палеолита – около 450000-12000 гг.
до нашей эры. На первых стоянках первобытного человека в районе Пиренеев, а
также на территории современной Австрии, Румынии и Моравии находили куски
необработанного янтаря. На вопрос, как же попал «солнечный камень» в места,
достаточно отдаленные от Балтийского побережья, историки дают такой ответ:
считается, что древние охотники, которые уходили далеко на север, преследуя
мигрирующих животных, подбирали кусочки камня как диковинку. В эпоху Мезолита
(12000-4000 гг. до н.э.) появились древнейшие объемные произведения из янтаря в
Северной Европе, в основном это были антропоморфные и зооморфные предметы
религиозного культа. Шесть тысяч лет назад человечество вступило в эпоху
Неолита. Историки считают, что именно в это время янтарь стали обрабатывать в
регионе Балтийского моря. Самые часто встречающиеся изделия из «солнечного
камня» - цилиндрические, круглые или овальные бусины. К крупным находкам того
времени относят глиняные горшки с янтарем, которые использовались в качестве
ритуальных предметов. Причем янтаря было достаточно много – в одном кладе
насчитали 13 тысяч бусин общей массой 4 килограмма, в другом – 4 тысячи бусин,
которые весили 8 килограммов. Янтарные бусы в эту эпоху встречаются и в
захоронениях, но в меньших, чем в жертвенниках, количестве. Большая часть
янтарных изделий того времени выполняла функции боевых амулетов. Куски янтаря
часто встречаются и в египетских захоронениях периода ранних династий, а также
в Междуречье. Однако не весь янтарь в тех находках по составу соответствует
балтийскому. Египтяне окуривали гробницы янтароподобными местными смолами,
также и в Междуречье находили фигурки не только из балтийского солнечного камня,
но и из местных смол Ближнего Востока. Не отставала от востока и Европа –
янтарные изделия находили в Англии, ну а в Древнем Риме «солнечный
камень» был неоспоримым символом роскоши. Главным центром по импорту и
переработке янтаря в Римской империи был город Аквилея. Особой популярностью у
граждан Рима пользовались кольца, украшенные фигурками Венеры или Купидона, а
чуть позже- женскими головами со сложными прическами. Украшали римляне янтарем
обувь и одежду, из него делали флаконы для благовоний, сосуды для вина. А во
времена императора Нерона янтарем даже украсили амфитеатр для проведения
гладиаторских боев. Возрастание интереса к янтарю характерно для бронзового
века: теперь его оправляли в ожерелья, и, кроме того, улучшившаяся технология
позволяла сверлить более аккуратные отверстия в бусинах.

Более или менее организованная торговля янтарем возникла около 3 тысяч лет
назад. Основными торговыми путями были водные. «Янтарных путей» было немало, но
к основным можно отнести пять. Первый – смешанный водно-сухопутный - начинался
в устье Эльбы, караваны шли до реки Везер (Германия), в районе современного
Падерборна дорога поворачивала на запад и выходила к Рейну. Через Дуйсбург
караваны по Рейну следовали в Базель, а оттуда по суше – до реки Роны, через которую
попадали в Средиземное море. Второй брал начало в Гданьской бухте, шел по рекам
Висле и Варте, через Познань и Вроцлав. Потом по Судетской области и Брно по
реке Мораве, и далее по Дунаю до Вены, где янтарь грузили на сухопутный
транспорт и везли на побережье Адриатического моря. Третий путь шел по Висле,
Сану и Днестру и заканчивался у Черного моря, таким образом янтарь поступал на
рынки Египта, Греции и южной Италии. Четвертый путь – тоже смешанный
водно-сухопутный - шел из Балтики по Неману и притокам Днепра, и заканчивался у
Черного моря. Этот путь получил название «из варяг в греки». Пятый путь,
проложенный в конце III- начале IV века, проходил по Неве и через Днепр
связывал Балтийское море с римскими колониями и Византией.

В то время технология добычи янтаря была примитивной и сводилась к простому
собирательству самоцвета на берегу Балтийского моря. Янтарь по плотности равен
воде или даже меньше ее, поэтому во время штормов его часто выбрасывало на
берег. Как правило, добыча была невелика, однако даже новая история
зафиксировала несколько крупных «янтарных бурь». Так, в 1862 году вместе с
водорослями на берег выбросило около 2 тонн янтаря, а в 1914 – около 870 килограммов.

В безветренную погоду использовали другой древний способ – черпание янтаря со дна
моря, крупные самородки просто поднимали со дна моря сачком.

В VI веке возникает новое государство авар – Каганат, основанное на
подневольном труде и транзитной торговле. Это государство предприняло попытку
захватить янтарный промысел в свои руки и отправили в Пруссию небольшие
вооруженные группы. Захватив мазурские янтарные прииски, они попытались
замкнуть торговлю «солнечным камнем» на себя, их основным контрагентом в этом
стала Византия. Культура пруссов, разумеется, пыталась исправить это положение.
На рубеже VII-VIII веков в восточной части вислинской дельты, в устье реки
Ногат, возник торговый пункт со смешанным населением из пруссов и выходцев с
острова Готланд, под названием Трусо. Трусо успел прославиться в Балтийском
регионе своими торговыми связями – с Западом по морю, с Югом и Востоком – по
реке Висла. Прусский янтарь вызывал большой интерес по всей Евразии. К тому же
местные купцы участвовали в транзитной торговле изделий восточноевропейских
мастеров. Около 850 г. Трусо был разрушен викингами. Но из балтийской торговли
уничтожение Трусо пруссов не вывело. В начале IX века новым ее центром стало
поселение Кауп в юго-западной части Куршской косы. Он стал центром янтарной
торговли, причем, по свидетельствам историков того времени, размер ее достиг
впечатляющего размаха., в том числе Кауп имел довольно прочные торговые связи с
Русью. В начале XI века расцвету Каупа пришел конец, и тоже не без участия
скандинавов – датчан, которые поработили Замланд, однако их владычество не
продержалось долго. По-видимому, действия датчан были направлены не на захват
Самбии, а на уничтожение Каупа как торгового центра, конкурента молодого
Датского королевства.

Новая страница истории янтарных промыслов в Пруссии началась с захватом этих
земель Тевтонским орденом. Если до этого добыча и торговля янтарем фактически
никому не принадлежала и не была монополизирована (несмотря на то, что всплеск
янтарной торговли повлек за собой развитие имущественного неравенства в
прусских племенах), то рыцари Ордена сразу поняли, что имеют дело с уникальным
богатством. Орден тут же монополизировал добычу и торговлю янтарем, санкции за
нарушение этого закона были очень жестокими. Так, в историю вошел фогт Ансельм
фон Лозенберг, который издал указ о том, что каждого, кто будет уличен в незаконном
«обороте» янтаря, будут вешать на первом попавшемся дереве. Такая жестокость
надолго осталась в народной памяти в легенде. Верили, что призрак фон
Лозенберга скитается по побережью и кричит: «Во имя бога янтарь свободен!».

Другая прусская легенда говорит о том, что жестокость тевтонцев прогневала
прусского морского бога Аутримпо, и море перестало отдавать людям «солнечный
камень». Кроме суровых санкций за собирательство и торговлю янтарем, орден не
разрешал создавать цеха по его переработке, первая янтарная мастерская
появилась в Кенигсберге только в 1641 году, то есть уже после изгнания
Тевтонского ордена с этой территории. Но и тогда послаблений было немного:
каждый цеховой мастер и подмастерье давал клятву, что будет неотступно
соблюдать все указания курфюрста, будет приобретать янтарь только у курфюрста
или его арендаторов и обрабатывать только янтарь, купленный легально. Кроме
того, запрещалось перепродавать необработанный янтарь.

Тевтонский орден торговлю янтарем вел самостоятельно. Торговый дом ордена
заключал договоры на поставку различных товаров, но самым выгодным был сбыт
янтаря. Торговый дом покупал сырье и поделки из янтаря у маршала ордена и
перепродавал их значительно дороже в другие страны. Маршал, в свою очередь,
имел дело с подчиненным ему правителем крепости Лохштедт. «Янтарный наместник»,
как его называли, периодически доставлял солнечный камень в замок. Наибольшую
прибыль приносила продажа четок (в переводе с немецкого в оригинале
-»розовых венков», однако, это ошибка, Rosenkranz по-немецки значит
не «розовый венок», а «четки»), но торговали и
необработанным самоцветом. Большая его часть в бочонках вывозилась в
Любек и Брюгге и продавалась ремесленным цехам, делавшим четки. В среднем за
год кенигсбергские торговые агенты торгового дома доставляли сюда по 30 бочек
янтаря. Получали они за него примерно в 2,5 раза больше, чем дом платил
маршалу. Кстати, любопытный факт. Ощутимый удар по янтарной торговле
нанесла Реформация – на четки, весьма распространенные у католиков, шла львиная
доля добытого в Пруссии «солнечного камня». Выручив деньги за янтарь и другие
товары, торговые агенты покупали за границей холст, сукно, вина, рис, южные
плоды, пряности, бумагу, железо и везли это в Пруссию. Часть выручки шла на
содержание крепостей.

Янтарь известен человечеству с древнейших времен. «Солнечный камень»
находили в руинах античных полисов и гробницах египетских фараонов. Янтарь с
древнейших времен имел огромное значение для территории нынешней
Калининградской области. Однако ценить этот «дар моря» местные жители научились
далеко не сразу. По свидетельствам археологов, чем дальше от месторождений
янтаря, тем больше «солнечного камня» встречается в захоронениях. Точно такая
же зависимость касается и стоимости янтаря – чем дальше от мест добычи, тем был
он дороже. Сами же пруссы обработкой главного богатства своей земли не
занимались, для них он был лишь объектом торговли – причем цена, которую
платили им за необработанные куски «солнечного камня» порой казалась им слишком
высокой, чем вызывала у них удивление.

Впервые использоваться янтарь стал в эпоху палеолита – около 450000-12000 гг.
до нашей эры. На первых стоянках первобытного человека в районе Пиренеев, а
также на территории современной Австрии, Румынии и Моравии находили куски
необработанного янтаря. На вопрос, как же попал «солнечный камень» в места,
достаточно отдаленные от Балтийского побережья, историки дают такой ответ:
считается, что древние охотники, которые уходили далеко на север, преследуя
мигрирующих животных, подбирали кусочки камня как диковинку. В эпоху Мезолита
(12000-4000 гг. до н.э.) появились древнейшие объемные произведения из янтаря в
Северной Европе, в основном это были антропоморфные и зооморфные предметы
религиозного культа. Шесть тысяч лет назад человечество вступило в эпоху
Неолита. Историки считают, что именно в это время янтарь стали обрабатывать в
регионе Балтийского моря. Самые часто встречающиеся изделия из «солнечного
камня» - цилиндрические, круглые или овальные бусины. К крупным находкам того
времени относят глиняные горшки с янтарем, которые использовались в качестве
ритуальных предметов. Причем янтаря было достаточно много – в одном кладе
насчитали 13 тысяч бусин общей массой 4 килограмма, в другом – 4 тысячи бусин,
которые весили 8 килограммов. Янтарные бусы в эту эпоху встречаются и в
захоронениях, но в меньших, чем в жертвенниках, количестве. Большая часть
янтарных изделий того времени выполняла функции боевых амулетов. Куски янтаря
часто встречаются и в египетских захоронениях периода ранних династий, а также
в Междуречье. Однако не весь янтарь в тех находках по составу соответствует
балтийскому. Египтяне окуривали гробницы янтароподобными местными смолами,
также и в Междуречье находили фигурки не только из балтийского солнечного камня,
но и из местных смол Ближнего Востока. Не отставала от востока и Европа –
янтарные изделия находили в Англии, ну а в Древнем Риме «солнечный
камень» был неоспоримым символом роскоши. Главным центром по импорту и
переработке янтаря в Римской империи был город Аквилея. Особой популярностью у
граждан Рима пользовались кольца, украшенные фигурками Венеры или Купидона, а
чуть позже- женскими головами со сложными прическами. Украшали римляне янтарем
обувь и одежду, из него делали флаконы для благовоний, сосуды для вина. А во
времена императора Нерона янтарем даже украсили амфитеатр для проведения
гладиаторских боев. Возрастание интереса к янтарю характерно для бронзового
века: теперь его оправляли в ожерелья, и, кроме того, улучшившаяся технология
позволяла сверлить более аккуратные отверстия в бусинах.

Более или менее организованная торговля янтарем возникла около 3 тысяч лет
назад. Основными торговыми путями были водные. «Янтарных путей» было немало, но
к основным можно отнести пять. Первый – смешанный водно-сухопутный - начинался
в устье Эльбы, караваны шли до реки Везер (Германия), в районе современного
Падерборна дорога поворачивала на запад и выходила к Рейну. Через Дуйсбург
караваны по Рейну следовали в Базель, а оттуда по суше – до реки Роны, через которую
попадали в Средиземное море. Второй брал начало в Гданьской бухте, шел по рекам
Висле и Варте, через Познань и Вроцлав. Потом по Судетской области и Брно по
реке Мораве, и далее по Дунаю до Вены, где янтарь грузили на сухопутный
транспорт и везли на побережье Адриатического моря. Третий путь шел по Висле,
Сану и Днестру и заканчивался у Черного моря, таким образом янтарь поступал на
рынки Египта, Греции и южной Италии. Четвертый путь – тоже смешанный
водно-сухопутный - шел из Балтики по Неману и притокам Днепра, и заканчивался у
Черного моря. Этот путь получил название «из варяг в греки». Пятый путь,
проложенный в конце III- начале IV века, проходил по Неве и через Днепр
связывал Балтийское море с римскими колониями и Византией.

В то время технология добычи янтаря была примитивной и сводилась к простому
собирательству самоцвета на берегу Балтийского моря. Янтарь по плотности равен
воде или даже меньше ее, поэтому во время штормов его часто выбрасывало на
берег. Как правило, добыча была невелика, однако даже новая история
зафиксировала несколько крупных «янтарных бурь». Так, в 1862 году вместе с
водорослями на берег выбросило около 2 тонн янтаря, а в 1914 – около 870 килограммов.

В безветренную погоду использовали другой древний способ – черпание янтаря со дна
моря, крупные самородки просто поднимали со дна моря сачком.

В VI веке возникает новое государство авар – Каганат, основанное на
подневольном труде и транзитной торговле. Это государство предприняло попытку
захватить янтарный промысел в свои руки и отправили в Пруссию небольшие
вооруженные группы. Захватив мазурские янтарные прииски, они попытались
замкнуть торговлю «солнечным камнем» на себя, их основным контрагентом в этом
стала Византия. Культура пруссов, разумеется, пыталась исправить это положение.
На рубеже VII-VIII веков в восточной части вислинской дельты, в устье реки
Ногат, возник торговый пункт со смешанным населением из пруссов и выходцев с
острова Готланд, под названием Трусо. Трусо успел прославиться в Балтийском
регионе своими торговыми связями – с Западом по морю, с Югом и Востоком – по
реке Висла. Прусский янтарь вызывал большой интерес по всей Евразии. К тому же
местные купцы участвовали в транзитной торговле изделий восточноевропейских
мастеров. Около 850 г. Трусо был разрушен викингами. Но из балтийской торговли
уничтожение Трусо пруссов не вывело. В начале IX века новым ее центром стало
поселение Кауп в юго-западной части Куршской косы. Он стал центром янтарной
торговли, причем, по свидетельствам историков того времени, размер ее достиг
впечатляющего размаха., в том числе Кауп имел довольно прочные торговые связи с
Русью. В начале XI века расцвету Каупа пришел конец, и тоже не без участия
скандинавов – датчан, которые поработили Замланд, однако их владычество не
продержалось долго. По-видимому, действия датчан были направлены не на захват
Самбии, а на уничтожение Каупа как торгового центра, конкурента молодого
Датского королевства.

Новая страница истории янтарных промыслов в Пруссии началась с захватом этих
земель Тевтонским орденом. Если до этого добыча и торговля янтарем фактически
никому не принадлежала и не была монополизирована (несмотря на то, что всплеск
янтарной торговли повлек за собой развитие имущественного неравенства в
прусских племенах), то рыцари Ордена сразу поняли, что имеют дело с уникальным
богатством. Орден тут же монополизировал добычу и торговлю янтарем, санкции за
нарушение этого закона были очень жестокими. Так, в историю вошел фогт Ансельм
фон Лозенберг, который издал указ о том, что каждого, кто будет уличен в незаконном
«обороте» янтаря, будут вешать на первом попавшемся дереве. Такая жестокость
надолго осталась в народной памяти в легенде. Верили, что призрак фон
Лозенберга скитается по побережью и кричит: «Во имя бога янтарь свободен!».

Другая прусская легенда говорит о том, что жестокость тевтонцев прогневала
прусского морского бога Аутримпо, и море перестало отдавать людям «солнечный
камень». Кроме суровых санкций за собирательство и торговлю янтарем, орден не
разрешал создавать цеха по его переработке, первая янтарная мастерская
появилась в Кенигсберге только в 1641 году, то есть уже после изгнания
Тевтонского ордена с этой территории. Но и тогда послаблений было немного:
каждый цеховой мастер и подмастерье давал клятву, что будет неотступно
соблюдать все указания курфюрста, будет приобретать янтарь только у курфюрста
или его арендаторов и обрабатывать только янтарь, купленный легально. Кроме
того, запрещалось перепродавать необработанный янтарь.

Тевтонский орден торговлю янтарем вел самостоятельно. Торговый дом ордена
заключал договоры на поставку различных товаров, но самым выгодным был сбыт
янтаря. Торговый дом покупал сырье и поделки из янтаря у маршала ордена и
перепродавал их значительно дороже в другие страны. Маршал, в свою очередь,
имел дело с подчиненным ему правителем крепости Лохштедт. «Янтарный наместник»,
как его называли, периодически доставлял солнечный камень в замок. Наибольшую
прибыль приносила продажа четок (в переводе с немецкого в оригинале
-»розовых венков», однако, это ошибка, Rosenkranz по-немецки значит
не «розовый венок», а «четки»), но торговали и
необработанным самоцветом. Большая его часть в бочонках вывозилась в
Любек и Брюгге и продавалась ремесленным цехам, делавшим четки. В среднем за
год кенигсбергские торговые агенты торгового дома доставляли сюда по 30 бочек
янтаря. Получали они за него примерно в 2,5 раза больше, чем дом платил
маршалу. Кстати, любопытный факт. Ощутимый удар по янтарной торговле
нанесла Реформация – на четки, весьма распространенные у католиков, шла львиная
доля добытого в Пруссии «солнечного камня». Выручив деньги за янтарь и другие
товары, торговые агенты покупали за границей холст, сукно, вина, рис, южные
плоды, пряности, бумагу, железо и везли это в Пруссию. Часть выручки шла на
содержание крепостей.

Очередная годовщина совместной жизни, янтарная свадьба, празднуется спустя 34 года после заключения брака. Такое теплое название дата получила не случайно.

Прежде, чем стать благородным камнем, янтарь проходит долгий путь, изменяясь и трансформируясь из вязкой смолы.

Его превращение в ценность подобно отношениям, которые на протяжении жизни видоизменялись, чтобы приобрести благородство и прочность.

Приметы и традиции янтарной свадьбы

Эта годовщина не является круглой датой и отмечают...

Путь мага сложен и порой опасен. Наделен множеством испытаний, лишений многих физических «благ». И можно многое сказать в объяснение этих вещей, в защиту их необходимости, и в обязательность их на Пути Мага. Но все это есть лишь видимый поверхностный слой того, чем наполнены жизнь и путь развития.

Есть же более важные аспекты этого Пути, такие как Предназначение. Вот и здесь не будет сказано слов в защиту испытаний, а будет сказано о том, в чем смысл бытия магом. Зачем они вообще «нужны» и в...

В первой книге Кастанеды дон Хуан говорит, что человек отправляется за знанием так же, как отправляется на войну: он испытывает страх, он собран, бдителен и абсолютно уверен в себе. Потому отправляющихся за знанием можно с полным основанием называть воинами.

Правильно идти по этому пути означает: идти так, как подобает воину. В «Сказках о Силе» маг из индейского племени яки заявляет, что образ жизни воина «это тот клей, что скрепляет воедино все части» (IV-313) его знания.

Одна из...

Духовный прогресс основан на принятии как вопросе свободной воли и выбора, и поэтому все воспринимают только тот мир, который выбрали сами. Во Вселенной нет жертв, и все события разворачиваются согласно внутреннему выбору и решению. Во Вселенной нет ничего, что имело бы отношение к несправедливости.. В целости нет недостатка. Все завершенное, полное и целое. Полнота совершенна и абсолютна, нет незавершенности, которую нужно было бы восполнить.Мир эго похож на дом с зеркалами.

Единственный...

"Лишившись чувства собственной важности, мы становимся неуязвимыми."

Я уже отдан силе,
что правит моей судьбой.

Я ни за что не держусь,
поэтому мне нечего защищать.

У меня нет мыслей,
поэтому я увижу.

Я ничего не боюсь,
поэтому я буду помнить себя.

Отрешенный, с легкой душой,
я проскочу мимо Орла,
чтобы стать свободным.

I.КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ В ИКСТЛАН

1. Остановка мира
2. Стирание личной истории
3. Потеря собственной важности
4. Смерть- это советчик
5...

Всё состоит из единиц, любое число – это определённое количество единиц. Это самое первичное число, потому далеко не случайно, во всех системах записи чисел единицу отображали либо точкой, либо палочкой. Но палочка с точкой не являются формой, пока мы не поймём форму единицы, мы не постигнем её внутреннего содержания.

Загадку превращения единицы в форму разгадал Пифагор, он понял, что монада (один) превращается в форму декады (десять).

«Как число (качество) 1 является абстрактным и...

Как только человек привязывается к чему-то материальному, считает это для себя самым актуальным или очень важным, ровно настолько это становится для него труднодостижимым. Появление труднодостижимого говорит о том, что мы перестали ценить то, что уже имеем и не используем все имеющиеся ресурсы в полной мере.

Единственным разумным способом развития является желание увеличивать свою эффективность и стабильность в уже данных нам условиях, считая их достойными и заслуженными. Любая...

Когда в семье рождается ребенок, родители, родственники надеются, что жизнь у новорожденного сложится. Могут быть и вроде бы должны быть в его жизни препятствия и проблемы, но все равно его ждет успех в задуманных делах.

При этом никто не сомневается в благожелательности помыслов. Когда мы начинаем новое дело, проект мы тоже надеемся, что он будет успешным. И ничто не помешает достичь поставленных целей. Но, к сожалению, не всегда все цели достигаются, а иногда вообще не достигаются. А иногда...

Янтарный путь

Янтарный путь -- древний торговый путь, по которому в античности из Прибалтики в Средиземноморье доставлялся янтарь. Впервые о нём упоминает «отец истории» Геродот, хотя путь действовал за тысячелетия до его рождения: изделия из балтийского янтаря были найдены в гробнице Тутанхамона.

Тацит в «Германии» описывает обитающий на востоке Свебского моря народ эстиев, которые «обшаривают и море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом. Но вопросом о природе его и как он возникает, они, будучи варварами, не задавались и ничего об этом не знают; ведь он долгое время лежал вместе со всем, что выбрасывает море, пока ему не дала имени страсть к роскоши. У них самих он никак не используется; собирают они его в естественном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему изумлению, получают за него цену».

В раннем средневековье дорога начиналась в земле пруссов, у торгово-ремесленных центров Кауп и Трусо, затем шла на юг по течению Вислы, пересекала Дунай у Карнунта, проходила по территории нынешних Чехии, Словакии (через Девин), Австрии и Словении и оканчивалась, как правило, в Аквилее.

Индо-римский торговый путь

Индо-римская торговля первоначально осуществлялась сухопутными путями через Армению и Персию, что существенно ограничивало её объём. До римского завоевания Египта монополией на морскую торговлю обладали Птолемеи. Присоединение Августом Египта активизировало торговые и культурные контакты Древнего Рима с Индией.

В начале нашей эры римляне освоили морскую торговлю через порты Красного моря, прибегая к посредству аксумитов. При Августе между египетским и индийским берегами ежегодно курсировало 120 торговых судов.

Наиболее подробное описание индо-римской торговли содержится в документе, предположительно середины I-го века н. э. , известном как «Перипл Эритрейского моря». В нём упомянуты не только римские гавани Эритрейского моря (Арсиноя на месте современного Суэца, Береника и Миос-Гормос), но и целая обойма индийских портов. Лишь немногие из них удаётся идентифицировать по археологическим материалам (Барбарик -- вероятно, современный Карачи), от большей же части сохранились только имена-гапаксы.

Индийские археологи до сих пор находят в Южной Индии клады римских монет. Некоторые тамильские правители заменяли выгравированные на монетах профили римских императоров на свои собственные и пускали их в оборот. Даже после захвата Северной Африки арабами в Индии продолжали жить христиане и евреи, однако в связи с прекращением коммерческого мореходства по Красному морю индийцам пришлось переориентировать свою торговлю на восток.

Вы знаете, откуда берется янтарь? А ведь этой истории уже давно как перевалило за 50 миллионов лет.

Все началось в палеогеновый период, когда шкала термометра начала резкое восхождение в сторону тотальной жары. Потепление и увлажнение климата превратило планету в заполненный диковинными растениями ботанический сад. Климатические изменения повлияли на растения так, что они стали пропускать через кору смолы. Окисляясь кислородом, смола твердела и попадала в почву «янтарного леса».

Неумолимое движение плит земной коры привело к тому, что сегодня «плоды янтарных лесов» добываются в 11 точках планеты. Самые большие запасы солнечного камня сосредоточены в России, в Калининградской области: здесь, по оценкам экспертов, находится около 90% всего мирового запаса янтаря.

В экспедицию по главным янтарным местам нашей страны отправились участники Russian Amber - творческого объединения, вдохновленного янтарем и другими русскими природными богатствами.

Из чего же состоит современный «янтарный» путь?

(Всего 29 фото)

Мы отправляемся в поселок Янтарный Калининградской области, который до 1946 года назывался Пальмникен. Здесь в 1871 году богатый господин Беккер основал первое предприятие по промышленной добыче янтаря, открыв две шахты - «Анну» (1873) и «Генриетту» (1883). Обе шахты давно закрыты, и сегодня основная добыча янтаря в области разворачивается в Приморском карьере.

Приморский карьер был введен в эксплуатацию в 1976-м году на базе Калининградского Янтарного Комбината. Это единственное предприятие в мире, занимающееся добычей янтаря. Срок отработки карьера по проекту составляет 90 лет, а средняя глубина залегания янтарного пласта - 50 метров.

Самый эффективный способ добычи янтаря - открытый, с применением принципа гидромеханизации.

На фотографии - шагающий экскаватор ЭШ-10 (или «эшка», как его любовно называют старатели). С помощью ковша добывается янтароносная голубая глина. За один раз ковш почти 700-тонной машины зачерпывает около 20 тонн породы.

Из размытой голубой глины сачками вылавливают особо ценные крупные фракции. Оставшаяся жижа отправляется по трубопроводу на находящуюся при комбинате фабрику по переработке, где янтарь очищается от вмещающей породы, сортируется и передается в дальнейшую обработку.

В июле 2014 года на втором крупном месторождении комбината - Пальмникенском - было запущено новое оборудование, которое работает по похожему принципу. Главное отличие: установка собрана в одном месте, а не размазана по огромной территории, за счет чего экономится энергия региона.

Шахта «Анна» проработала до 1931 года. Говорят, именно здесь, в глубине шахты, находится потерянная Янтарная комната. Однако это место знаменито в связи с другим поводом - не в пример более печальным. 31 января 1945-го, 4 дня спустя после освобождения Освенцима, здесь были расстреляны от 3 до 9 тысяч евреев-узников из Лодзинского и Вильнюсского гетто и Венгрии. Сейчас на этом месте воздвигнут памятник жертвам холокоста на средства Калининградской еврейской общины.

Янтарь сначала сортируется по качеству, цвету и объему. В зависимости от этих параметров решается судьба породы: добытый камень делят на поделочный, прессовочный и лаковый.

Следующей по плану идет распиловка и резка.

Затем янтарь сверлят и шлифуют.

Янтарь может быть расплавлен в печи. В зависимости от выбранной температуры получается разный цвет янтаря. После того как янтарь приобретет нужный цвет и фактуру, идет процесс доводки янтаря до нужной формы и внешнего вида.

Последний этап - сборка готовых изделий.

На фабрике есть цех, где кропотливым ручным трудом создаются янтарные украшения с индивидуальной резкой.

Янтарь испокон веков влечет к себе талантливых художников, и нам удалось заглянуть в гости к одним из них - на мануфактуру «Емельянов и сыновья». Здесь создаются предметы роскоши, выставочные произведения для крупнейших международных выставок мебели.