Ямб — Юнциклопедия. Разное Теория стихосложения

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ - способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (в случае полиметрии). В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (напр., "ямб"), стихотворный размер (напр., "4-стопный ямб") и разновидность стихотворного размера (напр., "4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями"). МЕТР в стихе - упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является "константой"), а слабые на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является "доминантой"). Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом. СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные). ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.). ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный. ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.). АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.). АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Хорей

Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы хорея: ! -), а в строке (стихе) в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия )

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

! - ! - ! - !

! - ! - ! - ! -

! - ! - ! - !

! - ! - ! - ! –

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя...

! - ! - ! - ! - ! -

! - ! - ! - ! - ! -

! - ! - ! - ! - ! -

! - ! - ! - ! - ! –

Хорей - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.

Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы ямба: - !), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.

Опять стою я над Невой,

И снова, как в былые годы,

Смотрю и я, как бы живой,

На эти дремлющие воды

- ! - ! - ! - !

- ! - ! - ! - ! -

- ! - ! - ! - !

- ! - ! - ! - ! -

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим - и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

- ! - ! - ! - ! - ! -

- ! - ! - ! - ! - !

- ! - ! - ! - ! - ! -

- ! - ! - ! - ! - ! -

Ямб - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А.С.Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Ямб (др. греч, предположительно от названия музыкального инструмента):

1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехмерная, короткий слог + долгий слог (U-); в силлабо-тоническом стихосложении (например, русском) - безударный слог + ударный слог;

2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров.

Ямб - наиболее распространенный метр русской поэзии, необычайно разнообразен и многолик.

Возможны очень короткие (одно-двухстопные) размеры ямба, так и сверхдлинные размеры.

Н-р, двустопный ямб :

«Играй, Адель,

Не знай печали;

Хариты, Лель

Тебя венчали...»

А. Пушкин

Но наиболее часто встречаются четыре основных размера, занимающие среднюю часть «спектра» - от трехстопного до шестистопного ямба.

Трехстопный ямб сравнительно короток и достаточно прост по звучанию. Его быстрый темп хорошо подходит для шуточный, юмористических, сатирических и даже афористических стихотворений . Прекраснейший пример – сатирическая «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (А. К. Толстой) :
«Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед:
Земля у нас богата,
Порядку только нет. »
В этих коротких строках умещается немного слов. Предельная простота речи, её лаконичность, простота и ясность рифм.

Четырехстопный ямб – средний по длине размер, необычайно разнообразный и богатый. Это любимый и прославленный ямбический размер.
Четырехстопным ямбом написано невероятное количество стихов. Это и «Онегин», и «Полтава», и «Медный Всадник», и «Мцыри». Самые невероятные сочетания дает этот размер – от комического до героического и трагического; от широчайшей эпики, до проникновенного лиризма.

Это самый богатый ритмически размер. Брюсов, вообще очень любивший в хорошем смысле «поверить алгеброй гармонию», подсчитал количество возможных ритмических вариаций четырехстопного ямба. Их оказалось около 100000. Как они получаются? За счёт ипостас, то есть замены ямбических стоп пиррихиями, спондеями и хореями. Большое значение имеют и окончания строк – они могут завершатся ударным слогом (мужские) , безударным (женские) , двумя безударными (дактилические) , тремя и более безударными (гипердактилические) . В сумме всех этих сочетаний и получается поражающая воображение цифра 100000… Понятно, что при таком богатстве ритмики четырехстопный ямб применим для стихотворения или поэмы любой темы, для осуществления любого замысла.

Четырехстопный ямб:

Двадцатый век. Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла...

Пятистопный ямб , согласно тому же Брюсову, почти так же богат. В русской поэзии он очень част и встречается в самых разнообразных формах. В русской поэзии такой размер часто использовали с цезурой (ритмической паузой) после второй стопы:

«Росится путь, // стучит копытом звонким
О камни конь, // будя в лесу глухом… »

(М. Кузмин)
Эта цезура (обозначена как //) была унаследована от французского силлабического десятисложника, на основе которого и возник пятистопный ямб русской поэзии. В ХХ веке эта особенность была практически утрачена.
Пятистопным ямбом обычно пишется русский сонет .

Пятистопный ямб:

Волчица ты! Тебя я презираю!

К Птибурдукову ты уходишь от меня!

(Ильф и Петров, "Золотой телёнок")

Шестистопный ямб – последний из распространенных ямбических размеров. Это уже длинный размер, поэтому он, как правило, используется с цезурой, делящей его на два полустишия, сводящихся к трехстопному ямбу. Этим объясняется меньшее ритмическое разнообразие этого размера по сравнению с двумя предыдущими. Цезура в шестистопном ямбе также заимствована из французского стихосложения – а именно, из силлабического двенадцатисложника. Цезуры в шестистопном ямбе могут быть мужскими (с окончанием на ударный слог):
«Пью горечь тубероз, // небес осенних горечь
И в них твоих измен // горящую струю.
Пью горечь вечеров, // ночей и людных сборищ,
Рыдающей строфы // сырую горечь пью» (Пастернак) ,
но могут быть и женские:
«Уединенный остров, // чуть заметный в море,
Я неуклонно выбрал, // - золотой приют… » (Брюсов)

Это все были равностопные размеры, где в каждой строке одинаковое количество стоп. Но в русской поэзии широко распространены и разностопные ямбы, в которых длинные строки закономерно чередуются с короткими. Прекрасные примеры сочетания четырехстопного ямба с двухстопным есть у Пастернака:
«Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука. »

Существует также характерный размер русской поэзии – вольный ямб, где длинные строчки незакономерно чередуются с короткими. Это размер русских басен:
«На ель ворона взобралась,
Позавтракать совсем уж собралась» (Крылов)

ХОРЕЙ - стопа, состоящая из двух слогов, при первом ударном слоге, как, напр., «буря». Сравнительно с ямбом хорей беднее в отношении ипостасирования (ипостаса - замена одной стопы другой), и ритмы его поэтому не так богаты, как ямбические (Валерий Брюсов «Наука о стихе»). В связи с некоторой ограниченностью ипостас весьма существенное значение для ритмизации хорея приобретают малые цесуры (межсловесные перерывы).

Как ипостасы в хорее наблюдаются: 1) пиррихий, 2) спондей и 3) ямб («Наука о стихе» Брюсова). Примером ипостасы пиррихием, несомненно самой распространенной, может явиться следующий Тютчевский стих:

«Вечер мглистый и ненастный» (ипостаса пиррихием в стопе - «и не»).

Весьма интересны замены хорея спондеем и ямбом, которые обычно служат для того, чтобы выдвинуть тематическую сторону ипостасируемой стопы. Особенно резко бросается это в глаза при замене хорея ямбом, который представляет стопу обратную хорею, почему эта ипостаса и встречается редко. См. приводимый Брюсовым пример: «Пролетарии всех стран, соединитесь» (Минский) (ямбической ипостасой выделено слово «всех»).

Пример спондаической ипостасы хорея встречаем мы в следующем

стихе Тютчева: «Он всю душу мне потряс».

Благодаря ипостасе, здесь оказывается выделенным тематически важное слово «всю».

Двустопный хорей : /_ /_

Тихой ночью
свет в окошке.
Мне не спится -
снег искрится...
- Спи со мною,-
шепчет кошка...

Трёхстопный хорей : /_/_/_

Сердце бьётся лихо,
снег кружится вихрем.
Ветры не пускают -
страхи в пот бросают.

Четырёхстопный хорей : /_/_/_/_

В даль летят галопом кони!
Мчатся дикие аллюром.
Их намёт правосторонний
Вмиг растаял в утре хмуром.

Пятистопный хорей : /_/_/_/_/_

Где ты спал сегодня Южный ветер?
Крылья где, твои, ласкали травы?
Ветер ничего мне не ответил -
Лишь погладил волосы лукаво...

Шестистопный хорей : /_/_/_/_/_/_

Бережно слова перебирая, в шёпот,
Словно струями журчащими играя,
Как и прежде, шестистопным метром,
Легкокрылые поэты сочиняют...

Семистопный хорей : /_/_/_/_/_/_/_

Нет покоя совести, в её звенящей Правде...
Временем не вылечишь зарубок жизни грешной...
Рукописи не горят - не смыть нам дел кровавых -
Всем Спаситель нужен из Миров не здешних...

Когда в XVIII веке еще только формировались основы силлабо-тонической метрики, между Тредиаковским и Ломоносовым возникла дискуссия о том, какие метры возможны в русском стихосложении, и какие наиболее приемлемы. Тредиаковский считал, что русские стихи, прежде всего, следует писать хореем, что этот метр лучше всего подходит для русского языка. Ломоносов не возражал против хорея как такового, но отстаивал достоинства ямба. Тредиаковский же считал ямб в русской поэзии неприменимым.

С той поры прошло достаточно времени, чтобы смело говорить о применимости обоих метров. Но вот какая деталь – ямб гораздо чаще используется, чем хорей. Им написано большинство русских стихотворений в XIX веке, да и ныне – этот метр лидирует. Понятно, что Тредиаковский был неправ. Но до какой степени? Если углубиться в этот вопрос, нам предстоит много неожиданного.

На самом деле, хорей, наряду с пэоном III и акцентным стихом, имеет древнейшую историю в русской поэзии. Многие былины написаны именно хореем. Он же встречается и в древнерусских духовных стихах. Больше того, народная поэзия, уже после становления русской книжной поэзии, продолжала отдавать предпочтение хорею. Что же такое хорей?

Это двусложник, основная стопа которого начинается с ударного слога, а завершается безударным. Это метр, сильные места которого приходятся на нечетные слоги, начиная с первого. Как и в ямбе, помимо собственно хореических стоп, в составе стиха могут быть (и должны быть) другие двусложные стопы – пиррихий, спондей, ямб.

Размеры хорея очень разнообразны. Вот трехстопный хорей :
«Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой» (Лермонтов, вольный перевод Гёте)

Или так:
«Зацвела на воле
В поле бирюза.
Да не смотрят в душу
Милые глаза» (Бунин)

Стихотворение Бунина, откуда взят этот отрывок, называется «Песня». Хорей очень подходит для песенного жанра , и им написано множество русских песен, в том числе и общеизвестная: «Ой, цветёт калина / В поле у ручья». Кстати, тоже трехстопный хорей.

Четырехстопный хорей – размер русской частушки . Сколько этих частушек сочинено, про то один Бог ведает, а нам не сосчитать. Но, кроме частушек, этим размером написаны многие хрестоматийные стихотворения:
«Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна» (Пушкин)

Четырехстопный и пятистопный хорей широко распространены в русской поэзии, встречаясь чаще всего в народных стихах, реже – в стихах литературных, книжных . Эти размеры непросты из-за того, что очень часто использовались в народной поэзии и потому очень сильно тяготеют к ее темам и ритмам. Здесь удивительно владение хореем Пушкина, который мог с одинаковым успехом дать и его «книжную», как в «Бесах», так и его народную, как в «Сказке о царе Салтане» вариацию, без единой фальши.

В шестистопном хорее (как и в шестистопном ямбе) обычна цезура в середине стиха:
«У бурмистра Власа // бабушка Ненила» (Некрасов).

Впрочем, встречается и нецезурированный шестистопный хорей – в народных песнях:
«Сладку водочку, да наливочку…»

Есть еще семистопный хорей . Он получил большое распространение в эпоху Серебряного века , причем известны две его разновидности – с цезурой после четвертой стопы, и бесцезурный. Пример бесцезурного семистопника – у Брюсова («Конь Блед»):
«Улица была как буря. Толпы проходили,
Словно их преследовал неотвратимый рок,
Мчались омнибУсы, кэбы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.»

Наконец, опять по аналогии с ямбом, существуют неравностопные виды хорея , а также вольный хорей . Последний часто использовался Маяковским в его полиметрических композициях:
«Подступай к глазам, разлуки жижа,
Сердце мне сентиментальностью расквась!
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли – Москва»
Или:
«Разворачивался и входил товарищ «Теодор
Нетте».

Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.

Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.

Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.

В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров : хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.

Хорей , или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги . Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С. Пушкин)

| – | – | – | –
| – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея . (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. "Лишнее" ритмическое ударение называется пиррихием).

Ямб (от названия древнегреч. музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги .

Стопа ямба схематически выглядит так: – |

Мой дядя самых честных правил.
Когда не в шутку занемог…
(А.С. Пушкин)

– | – | – | – | –
– | – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба .

Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» - Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:

Я к вам пришёл навеки поселиться.
Пожар, пожар пригнал меня сюда.
(И. Ильф, Е. Петров)

– | – | – | – | – | –
– | – | – | – | – |
Это пример 5-стопного ямба .

Комедия "Горе от ума" написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:

Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
(А.С. Грибоедов)

– |
– | – | – | – | – |
– | – | – | – | –
– | – | – | – | – | – |
– | – | – | – |

Это пример разностопного ямба . В каждой из строк от одной до шести стоп.

Дактиль (от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги.
Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит…
(Н.А. Некрасов)

| – – | – – | – – | –
| – – | – – | – – |
Это пример 4-стопного дактиля .

Амфибрахий (от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги .
Стопа амфибрахия выглядит так: – | –

К отцу, весь издрогнув, малютка приник.
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский)

– | – – | – – | – – |
– | – – | – – | – – |

Это пример 4-стопного амфибрахия .

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах…
(М.Ю. Лермонтов)

– | – – | – – | –
– | – – | – – |
Это пример 3-стопного амфибрахия .

Анапест (от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги .

Стопа анапеста выглядит так: – – |

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал…
(Н.А. Некрасов)

– – | – – | – – | –
– – | – – | – – |
Это пример 3-стопного анапеста .

Для начала проведем небольшой экскурс в историю русской поэзии.

Реформа русского стихосложения

Процесс формирования размера стихотворений (один из которых ямб четырехстопный) в русской литературе происходил долго и неоднородно. В начале XVIII века рифма была громоздкой, тяжеловесной и воспринималась очень трудно. Но уже через несколько десятилетий поэзия была подвергнута масштабной реформации, которую связывают, прежде всего, с фамилиями Тредиаковского и Ломоносова. Последний обобщил все знания о стихосложении, признав равноправие всех размеров, выделенных Тредиаковским, но сам отдал предпочтение ямбу. Надо сказать, не он один. Ямб прочно обосновался в творчестве многих великих русских поэтов, таких как Державин, Жуковский, Пушкин и Лермонтов.

Самым распространенным размером стал четырехстопный ямб. Стопа - это группа слогов в стихотворении, которые объединены общей ритмикой, иначе говоря, ударением. Цифра четыре в названии говорит о том, что ударение необходимо ставить на каждый четный (второй по счету) слог. Из этих нехитрых изысканий и складывается сам ямб. Рассмотрим наглядные примеры.

Как определить ямб?

Не так трудно определить четырехстопный ямб, примеры его существуют в очень большом количестве. Если продемонстрировать данный размер в виде случайных слогов и для большей наглядности выделить большими буквами те слоги, на которые будет падать ударение, получится что-то вроде:

таДА таДА таДА пуБУМ

Ты МОЙ люБИмый, СВЕтлый ЛУЧ,

С тоБОЙ не СТРАШны СОНмы ТУЧ!

Те слоги, которые идут за ударными, принято называть «клаузулой». А ударения в каждой строке - иктами. При чтении вслух некоторые ударения могут пропускаться, чтобы сделать строку более мелодичной, летящей, невесомой. Подобный прием именуется «пиррихий». Но чтобы понять ямб четырехстопный ли перед вами, необходимо переписать одну строчку стихотворения и выделить для себя все ударения, а затем посчитать, сколько в произведении ударных слогов. Важно не забывать, что ударение должно падать именно на четный слог!

Каким бывает ямб?

Не стоит думать, что существует только ямб четырехстопный. Количество стоп зависит только от автора стихотворного произведения. Поэтому можно встретить даже его одностопную модификацию, например:

Если строки нечетные - перед вами двухстопный ямб, если четные - трехстопный.

каРА, каРА

таРА, тиРА, ваРА

Таких примеров можно предложить бесконечное множество. Разновидность ямба зависит только от поэта. Но ямб четырехстопный, бесспорно, самый популярный из всех. Повышенное внимание возникло из-за простоты, невесомости этого стихотворного ритма. Ним несложно и приятно писать, а читать - еще легче. Активно пользуются ямбом и по сей день. Научившись определять его единожды, вы, возможно, сможете и сами слагать хорошие стихи. Была бы рифма, а с мелодикой можно разобраться. От всей души желаем вам удачи в любых начинаниях!