Я вернусь через 1000 лет продолжение.

Исай Давыдов

Я вернусь через 1000 лет

Часть 1. Расшифрованный Нур-Нур

1. Коэмы с неведомой планеты

Хочу, чтобы ты сразу понял, кого слушаешь сейчас и с кем, возможно, тебе придётся иметь дело в будущем, - так начинает Нур-Нур первую свою коэму. - Поэтому сначала - о моей родине. Ты должен знать, почему здесь оказался я и могут оказаться другие, такие же, как я.

…Он показывает мне свою страну, и я плавно лечу в прозрачном шаре над её городами, лесами, полями, озёрами, извилистыми реками, по линейке прочерченными каналами, изящно изогнутыми дорогами. Города здесь в основном двух типов: выросшие из древних крепостей и охватившие их концентрическими кругами жилых кварталов, которые живописно впитали в себя все неправильности земли, или современные, новые, расположенные чёткими прямоугольниками и ромбами, подмявшие под изначальную заданность все вольности отведённых им участков. Просторная, широко, вольготно размахнувшаяся по планете страна, равномерно насыщенная городами и живописными посёлочками, заводами и искусственными водохранилищами возле плотин, космодромами и первозданными заповедниками, охваченная морями, пропоротая в разных направлениях горными кряжами, кажется спокойной, мирной, вполне благополучной. Нигде на её просторах не стреляют, не видно изготовившихся к бою армий или толп протестующих людей.

Понравилось? - спрашивает Нур-Нур. - Хороша моя земля?.. Хотя бы на первый взгляд… Я долго думал, что она лучше всех на свете. Про это мы с детства слушали песни и пели их сами. С этим я вырос. Этим гордился. Хотя какие-то сомнения возникали. Стоило поглубже копнуть историю - и возникали сомнения. Но они тревожили душу, и я гнал их прочь. Всё же что-то оставалось от них, врезалось в память, копилось одно к одному. Вот хоть такое…

Богато одетый большеглазый и темнокожий человек возлежит на роскошном диване. Возле него столик с яствами. А возле столика сидит босиком на полу скромно одетый белокожий и рыжий воин - в кольчуге, но без оружия. Они вполне мирно беседуют. А потом этот же рыжий, но уже с мечом, ведёт необозримое темнокожее войско на крепость, которую защищают белокожие и рыжеватые воины. Такие же, как предводитель темнокожего войска. И крепость падает, и захватчики терзают её, жгут, грабят, насилуют…

Это один из героев нашей истории, - объясняет Нур-Нур. - Он предаёт города своего народа чужеземным захватчикам. Он отлично знает, где слабое место наших крепостей. А детям в школе рассказывают, что он всеми силами собирал единое государство из раздробленных владений и готовил будущее свержение сегодняшнего чужеземного владычества. Однако при жизни своей он практически укреплял его… Или вот ещё один подобный властитель…

Воины волокут красивую юную девушку, пинают ногами её старого седого отца, вталкивают её в повозку, привозят в роскошный дворец, ведут в спальные покои властителя. А потом под окнами этих же покоев, на глазах толпы, отрубают отцу девушки руки, ноги, голову. Полуодетый властитель спокойно смотрит на казнь из высокого окна богатого терема. Девушка бьётся в истерике на растерзанной постели.

Это всего лишь один из бесчисленных эпизодов той страшной эпохи, - слышу я голос Нур-Нура. - Отцов и мужей красивых женщин травили ядом, отдавали на растерзание диким зверям, замуровывали живьём в крепостные стены. Невозможно показать все те ужасы, которые тогда подряд творились в столице моей страны. Позже погибали и сами красавицы, вырванные из своих семей. Яд был для них наиболее лёгким способом ухода из жизни. Их место во дворце занимали другие. Правителю позарез надо было собрать у себя всех известных красавиц… А в наших школах всё это выдавалось за борьбу с крамолой вассалов, которые якобы хотели разорвать страну на части.

Впрочем, изредка вассалы не выдерживали и поднимались против тирании. Целыми городами. Расправа была в таких случаях столь жестокой, что я не решаюсь показать тебе картины изуверских казней своих же граждан. Эти казни невозможно смотреть. Покажу лишь то, как расправлялся этот наш правитель с жёнами и детьми бунтовщиков. Расправлялся с женщинами и малолетками, которые сидели по домам и ни в каких восстаниях не участвовали.

…Я вижу, как воины с мечами и кинжалами на обрывистом берегу реки срывают с женщин одежды, связывают им назад руки с ногами, привязывают к талии младенцев и в таком виде, изогнутых колесом, сбрасывают с обрыва в воду. А по реке кружатся лодки, и другие воины баграми бьют по головам и топят тех, кому удалось выплыть.

Представляю, какой дикий нечеловеческий визг стоял тогда над рекой. Воспроизвести его Нур-Нуру, видимо, не удалось.

Ничего более жуткого, чем эта сцена, видеть мне в жизни не доводилось.

Десять новеньких виселиц стоят в ряд на каменном возвышении. Десять молодых мужчин интеллигентного вида стоят возле виселиц. И примерно полсотни одинаково одетых воинов с кинжалами окружают это возвышение на земле. Толпы вокруг нет. Поодаль виднеются крепостные стены. Что-то вроде плаца внутри крепости. Последние минуты перед казнью. Кто-то громко читает какой-то текст. Потом другой голос заунывно тянет молитву. И вот уже приговорённые болтаются на перекладинах. Вдоль ряда виселиц медленно проходит высокий лысый человек с тяжёлым взглядом, в прямоугольном мундире, наглухо застёгнутом на все пуговицы.

Этот наш государь, - комментирует голос Нур-Нура, - тоже боролся с крамолой - вешал цвет нации или десятилетиями мурыжил его на каторге, в рудниках. Казнили и отправляли на каторгу тех, кто хотел сделать власть выборной, а не наследственной, кто хотел ввести справедливые законы и поставить их выше человека. На виселицах - наши первые республиканцы. Век спустя они стали гордостью нации. Но, увы, ненадолго. И нам, малолеткам, снова представляли властителя-палача как борца за ясность и чистоту народного духа, как просветителя и успокоителя державы. Историческая наука наша всегда была, к сожалению, угодливой служанкой власти, сегодняшней политикой, обращённой в прошлое. И это шло веками. За всю долгую жизнь нашей страны её историю переписывали не раз - по указанию каждого нового правителя, который этим интересовался и хоть что-то в этом понимал. Впрочем, были и такие, которые не понимали в истории ничего и не способны были извлечь из неё для себя никаких уроков. Судьба не дала нам ни одного чистого от крови, по-настоящему дальновидного, справедливого и при этом ещё просвещённого руководителя. Ни один не обладал всеми этими качествами сразу! Не зря же один наш поэт ещё за век до моего рождения написал: «Для жизни быстротечной // Судьбою нам дана // Извечно и навечно // Несчастная страна». Как при этом выжил мой народ, я и сам не пойму. Но всё-таки он построил города, связал их дорогами, создал кошмарное оружие, способное уничтожить всю планету, и даже вышел в космос. Только зачем?.. Поначалу мы и сами этого не знали…


В ожидании звездных катастроф

Четвертое (официальное, пиратские не считаем!) издание первой книги романа, впервые выходящее вместе с долгожданным продолжением, автор серьезно доработал.

Помимо не особенно удачной переделки поминальника в тедр писатель подкорректировал одно из сюжетообразующих допущений. Оказывается, целью колонизации Риты была не только безвозмездная помощь младшим братьям по разуму в спрямлении их исторического развития. Еще была цель создания плацдарма для возможной эвакуации человечества в случае гибели Земли. С одной стороны, пострадала «чистота эксперимента», когда над героями книги довлел единственный выбор: между мирным либо насильственным решением проблемы агрессивных аборигенов. Теперь на чашу весов оказались брошены перспективы выживания человечества. Сторонами конфликта интересов стали не колония землян и целая планета, а две цивилизации. Выбор сложнее и больше ответственность. Как, обладая подавляющим техническим превосходством, не стать поработителями, как построить новый дом для земного человечества и не разрушить мир иноземлян?

Идея угрозы звездных катастроф возникла у И. Давыдова после 2 лет работы над биографией Клавдии Александровны Бархатовой - известного уральского астронома.

К широко популяризированным НАСА и Голливудом угрозам случайного, в среднем 1 раз в 65 миллионов лет, падения на Землю астероида и неизбежного, через 5 млрд. лет, превращения Солнца в красный гигант следует прибавить:

1. Столкновение нашей галактики Млечный Путь с галактикой Туманность Андромеды. Опасность для Солнечной системы - не прямое столкновение с какой-нибудь звездой, а, скорее, выброс Солнца в неблагоприятную область пространства вблизи пульсаров, черных дыр и т.д.

2. Закономерное, за счет движения Солнца по орбите вокруг ядра Галактики, вхождение Солнечной системы в рукав Персея, изобилующий фиолетовыми гигантами. Жесткое ультрафиолетовое излучение этих активных звезд убьет все живое на Земле.

3. Вхождение, по той же причине, Солнечной системы в пылевую туманность, которое ожидается по галактическим меркам прямо завтра, через 50000 лет. Пыль закроет солнечный свет, и Земля подвергнется оледенению.

Любая цивилизация, которой удалось выйти на межзвездные просторы, неизбежно начинает искать планеты, пригодные для переселения в случае угрозы для родной солнечной системы.

Благоприятные для жизни планеты, скорее всего, уже будут заселены возникшими там в ходе эволюции разумными существами. Природные условия, пригодные для землян, породят человекоподобных разумных существ. А планеты, заполненные разумными кристаллами или покрытые разумными океанами, будут непригодны для проживания людей.

Не говорят ли следы палеоконтактов о том, что чужаки уже присматривались к нашей планете как к своему новому дому? Не являются НЛО квартирьерами инопланетян? Землянам неизбежно придется проситься на ПМЖ к инопланетянам или принять у себя чужаков. В любом случае придется вступить в контакт и искать взаимопонимания с иными цивилизациями. По нынешним временам звучит старомодно, но отлично работает на авторский замысел, вполне стыкуется с имеющимся сюжетом и идеально вписывается в атмосферу фантастики 60-х!

Посол Золотого Века

Первое издание «Я вернусь через 1000 лет» вышло в 1969 году в Средне-уральском книжном издательстве тиражом 15000, второе в 1974, там же, но уже в количестве 100000 экземпляров. Выпустить еще один запланированный тираж весьма успешной книги издательству не разрешили - до провинциального Свердловска с запозданием докатилась волна партийных гонений на фантастику. Кроме того, автор дополнительно пострадал из-за …арабо-израильской войны. В связи с политической злобой дня Госкомиздат порекомендовал поменьше издавать писателей с неправильной национальностью. Как шутил писатель-сатирик Игорь Тарабукин : «Этому бы роману да другого автора»

Во второй половине 90-х о культовой книге 70-х вспомнил «Книжный клуб » и предложил автору написать продолжение и даже выделил щедрый аванс. Давид Исаакович выдвинул встречное предложение - пусть лучше аванс будет гонораром за переиздание первого тома. Так появилось третье издание. Полученного гонорара писателю хватило на год, в течение которого он получил возможность работать над долгожданным продолжением своего opus magnum.

«Книжный клуб» был урегулирован невидимой рукой рынка закошмарен городскими чиновниками и прекратил свое существование. Готовая вторая часть легла в стол.

Тут случилась почти криминальная история. В 2011 году некий издатель (Издательский дом «Тардис») предложил автору издать обе части в серии «Фантастический раритет». Издание предполагалось микротирожом 250 экземпляров без денежного гонорара, за 20 авторских экземпляров. За полтора года писатель доработал и «состыковал» обе части романа. ТАРДИС , как и подобает транспортному средству Доктора Кто, растворился вместе с рукописью во мраке времен. Какие-то экземпляры продавались с уличных лотков, но авторских писатель не получил. Издательства формально не существует, реальный тираж неизвестен, международного стандартного номера книге не присвоено.

Но благодаря этой истории, появившейся в «Областной газете », о книге вспомнили организаторы «Аэлиты ».

И. Давыдов отвечает на вопросы читателей

И. Давыдов раздает автографы

О любви, стихах и песнях

Итак, что же за книга перед нами? Космическая робинзонада, как считает редактор четвертого издания Борис Долинго? Сложносочинённая утопия и производственный роман как я тут пытаюсь доказать? Повесть о дружбе и недружбе? А может, роман возмужания? Политический триллер каменного века?

Забудьте! Это все в романе есть, но это не главное. «Я вернусь через 1000 лет» - книга о любви! О любви и разлуке, об утратах и надеждах. Мало кому из фантастов удавалось так хорошо написать об этом чувстве. «Ночной радости » (В. Шефнер) в фантастике сколько угодно, а настоящая любовь - редкость.

В книге есть оригинальные стихи. И они не укладываются в жестокий диагноз, поставленный поэзии фантастов путешественником по воображаемым мирам А. Приваловым (АБС, ПНС): «Стихи были либо знакомые, либо скверные ». Стихи у И. Давыдова отличные.



Я лечу -

Только ночь в глаза.

Я лечу -

И вернуться нельзя.

Улетаю -

И тает след.

И лететь ещё

Сотни лет.

Да это не просто стихи. Это песня, музыка, вальс!

Я пройду

Через тысячи

Я вернусь

Через тысячу

Я не брал

Ожиданья

Обет.

Я вернусь,

А тебя

Уже нет.

Не думай, что весело нам,

Не думай, что очень легко

По дальним и чуждым мирам

Бродить от тебя далеко.

Но раз это надо Земле, -

В космической скроемся мгле.


А закольцовывающий книгу пролог/эпилог - стихотворение в прозе.

Я шагаю по тучам, и надо мною плывут лёгкие, совсем уже белые облака, до которых не дотянуться - слишком высоко они.

Я молод. У меня крепкие руки и сильные ноги, и мускулы - как камни.

По существу, я ещё мальчишка, но у меня седые волосы, и я видел столько, что этого хватило бы, наверное, на три полные жизни.

Я видел свою прекрасную родину, невообразимо далёкую, совершенно недостижимую теперь. В наш век не всем выпадает такое великое счастье. Уже многие тысячи, сотни тысяч людей рождаются, живут и умирают, так и не побывав на своей родине. А я, как сейчас, вижу улицы громадного родного города и свою школу на окраине, и поросшие лесом Уральские горы за ней.

Туда для нас нет возврата. Никто ещё не возвращался отсюда туда.

Я видел бесконечность. Настоящую бесконечность, а не тесный обжитой мирок Солнечной системы. Не всем дано видеть это. Даже в наше космическое время.

И я узнал другую жизнь, полную опасностей и горя, неведомых на моей родине.

Мы сами выбрали себе такую жизнь. Нам не на что жаловаться.


Воспоминания Сандро Тарасова записаны в коэме - коробочке эмоциональной памяти. Вся книга, как коэма - поэма! - лирический текст.

До чего обманчивы девичьи «люблю!». И даже «очень люблю!». И даже «совершенно не могу без тебя!».

До чего легко они сменяются таким же горячим «не люблю!», «оказывается, не люблю!», «люблю, но не тебя...». До чего легко! …


«Я вернусь через 1000 лет» берет за душу не только ностальгирующих «семидесятников», но и читателей нынешнего века. Проникновенно и точно отзываются о книге участники форума LiveLib .

ggregk : «Это, в первую очередь, книга о людях, их характерах, радостях, печалях, победах и поражениях, ошибках и озарениях. Это книга о судьбах людей; и уже только во вторую очередь эта книга о подготовке к путешествию в другой мир, самом путешествии и осваивании этого другого, нового мира, как это виделось в середине 60-х годов XX века... Глубина проработки эмоциональных ходов сюжета - достойна самых высоких похвал. С чувствами и эмоциями читателя автор работает очень тесно, и по мере прочтения ощущаешь, что горе героев романа - действительно горе, а радость - действительно радость...»

murpfy : «С первых страниц и до конца видно, что эта книга очень личная… Книга заставляет что-то в груди болезненно сжиматься, и вспоминаешь себя, и свое прошлое, свои мечты, иллюзии, ошибки и потери. Больше всего там именно последних: окончательных и неизбежных.»


Да и я, как 40 лет назад, перелистывая почти наизусть знакомые страницы, забываю о напечатанных словах, и вижу, эдейтически ярко, как в детстве, поляну с кучей ящиков и рюкзаков, женскую фигурку и дикаря Ра, целящегося в неё из лука с опушки леса. И сейчас, я вновь, затаив дыхание, надеюсь, что неизбежная стрела, все же пролетит мимо цели.


________________________________________ ________________________________________ ____________________

Так стоит ли читать?
Если вы прочли первую часть еще в далекие 60-70-е... вы уже скачали и читаете продолжение и без моих подсказок.
Если вы любитель советской и зарубежной фантастики 2-й половины 20-го века - читать обязательно!
Если вы читетель серьезной беллетристики, и при этом не сноб - попробуйте.
Если вы любитель киберпанка аниме-сериалов, вампирских комиксов и ММОРПГ... вам может не понравиться. В сети уже есть раздраженные жалобы школьников на то что книга пресная и затянутая.
Проблема здесь не в том, что книга плоха или читатель глуп (этот не так!). Проблема в темпе восприятия. Для современной массовой литературы характерны схематичные персонажи, черно-белая мораль, подростковый мелодраматизм, фрагментарный сюжет, упрощенный взгляд на все жизненные проблемы. Это маскируется компенсируется высокой концентрацией событий, ускоренным развитием сюжета, демонстративным, экспрессивным поведеним персонажей, обязательной экстериоризацией - визуализацией потока сознания в виде бурного действия - "экшена". Книга И. Давыдова написана неторопливо, сдержанно, без игры в поддавки, "по взрослому". Без обид, друзья, приходите, когда созреете для классики:)
Есть в книге изъяны с точки зрения "боллитры"? В продолжении (2-3 тома) иногда прорывается назидательность, публицистичность, обсуждение современных (для автора и читателя проблем), которые плохо вписываются в мир 23 века. Но можно взглянуть на это иначе. Книга - документ эпохи. Первая часть хранит "дух шестидесятых годов, свет и смех давно ушедших надежд ", продолжение - хаос и брожение девяностых.
Стоит ли покупать первую часть, если у вас уже есть одно из первых изданий? Безусловно. В новой редакции восстановлено несколько глав "Ленты первой" и вторая песня Розиты Гальдос, упущенные в предыдущих изданиях.

Использованы фото

Фантастический роман "Я вернусь через 1000 лет" Исая Давыдова, яркий пример советской фантастики, хотя именно к советской фантастике можно отнести только первую книгу этой трилогии, но именно она понравилась мне больше чем две последующие части. Закрыв последнею страницу этой замечательной книги, я решила ознакомиться с перечнем всех произведений автора Исая Давыдова, и каково же было мое удивление когда выяснилось, что есть продолжение романа в количестве двух книг, которые были изданы через сорок лет после выпуска первой. Теперь когда все три книги прочитаны, расскажу вам о своих впечатлениях.

*** Первая книга "Я вернусь через 1000 лет" - написана в период с 1965г по 1968г.

Человечество достигло больших успехов в развитии. Технологический прогресс дает шанс человеку заглянуть в далекие уголки галактики, уже не одну сотню лет космические пилигримы отправляются в путешествия к далеким звездам, около которых могут быть планеты населенные разумной жизнью, в большинстве случаев эти путешествия были безуспешными, но кто ищет, тот в конце концов находит желаемое, и им улыбнулась удача. Среди бесконечного количества планет наконец-то найдена одна обитаемая планета с атмосферой идеально подходящей для существования человека. Рита очень похожа на Землю, к огромной радости человечества на ней обнаружена разумная жизнь, люди обитающее на планете практически не отличаются внешне от нас с вами, но они уступают человеку в развитии, находясь по-человечески меркам в каменном веке. Человечество решает изучить планету и помочь аборигенам развиваться быстрей, но при этом не колонизировать планету, это решение дается нелегко, ведь время полета до Риты занимает около ста лет, да и по этическим соображениям вмешиваться в развитие молодой цивилизации чтоб ей не навредить - это долгий и кропотливый процесс...

Александр Тарасов - семнадцатилетний подающий надежды школьник-изобретатель, он является одним из кандидатов которым дается возможность полететь на Риту. Он без сомнения один из лучших представителей науки и непременно должен полететь строить новый мир. Два года подготовки и 800 молодых людей готовы к вылету, они направляются на встречу приключениям осознавая, что никогда больше не увидят Землю и родных, и именно это делает их героями в глазах всего человечества...

*** Вторая и третья книги "Я вернусь через 1000 лет" - написаны период с 1997г по 2008г.

Продолжение космической робинзонады, где главный герой Александр Тарасов вынужден помогать коренным жителям сделать скачек в развитии. Это непростая задача, ведь благими намерениями вымощена дорога в ад, не всегда результаты добрых деяний могут помочь, на своем опыте человечество уже это испытало и именно этот опыт спасает Сандро от многих ошибок.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ__

Понравился стиль изложения в котором написано данное произведение, ничего лишнего: диалоги поставлены грамотно, описания событий излагаются последовательно. Много пояснений и рассуждений, где проводится параллель между прошлым и настоящим - примеры из истории четко дают понять почему герой делает те или иные выводы, да и вообще, такие моменты дают пищу для размышлений и во многом я согласна с автором.

Понравилось виденье автором будущего, он видел мир будущего где коммунистический строй изменил мир до неузнаваемости в положительную сторону, но изобразил его не таким каким мы можем помнить его из истории. Казалось, это то будущее о котором можно только мечтать: мануальная система ушла в прошлое; границ между государствами больше не существует; дружба народов высветлена в самом позитивном ключе; люди работают на благо общества и нет разделения на классы, вся работа направлена на развитие; правительства как такового нет, все решает совет и стать его частью дается возможность каждому. На самом деле политического подтекста очень мало и это порадовало, писатель взял самое лучшее, что мог дать человечеству коммунизм и изобразил как на самом деле могло бы быть если бы люди думали больше о продуктивности своей работы, а не личной выгоде, ему удалось хорошо показать, как человека может мотивировать стремление к знаниям и реализации себя как личности. Социальным условиям в которых жили люди уделено ровно столько, чтоб иметь представление чем руководствуются герои когда поступают так или иначе, никаких намеков на пропаганду коммунизма нет, просто качественное описание утопии - какой видит ее автор.

Фантастики в книге тоже предостаточно, автор предсказал изобретение многих вещей, первая книга содержит много интересных описаний благоустройства домов, каких на то время еще не было: машины с автопилотом; радиофоны (сотовые телефоны); коробочки памяти (флешки) и много других атрибутов современности, которые имеют необычные названия, но принцип работы такой же.

Возможно вы заметили, что описание сюжета книги смахивает на сюжет картины "Пассажиры" , который вышел недавно на экраны, ну так вот, Давыдов писал о своем межзвездном путешествии в 1968 году и описал его намного грамотнее чем создатели этой картины. Люди так же летели сто лет в новой обитель, но на корабле существовала система вахты и без контроля полет не оставался. Читать было интересно и такое развитие событий выглядело правдоподобно.

Романтическая линия явно выступает на первый план, но не мешает героям осуществить задуманное. Первая книга в этом смысле вообще показалась идеальной, отчетливо видно, что люди будущего несмотря на свои амбиции не лишены человеческих чувств и страстей. Во второй и третьей книге, автор немного переборщил с любовью, возможно через сорок лет мировоззрение его изменилось.

Первая часть повествования изобилует сменой действий: вот мы видим Землю ее красоту и богатство, а вот мы уже в космосе преодолеваем вместе с героями межзвездное пространство, долетев до Риты удивляемся ее красоте - она так похожа на Землю, но есть в ней своя убивающая красота.

Концовка первой части была неожиданной, но мне казалось добавить и нечего, реалии жизни на другой планете описаны правдоподобно: что можно было ждать от аборигенов, если они считают землян захватчиками?! Понравилось и то как писатель дает возможность провести параллель жизни туземцев с нашим прошлым, виден тонкий намек на то, что в древности и человечеству когда-то давно помогала высокоразвитая цивилизация.

Вообще вторая и третья книга очень отличается от своей предшественницы. Непонятно что же двигало автором когда он решил написать продолжение. Если первую часть я прочитала за две ночи, продолжение растянула на две недели, бесконечная беготня Сандро между племенами и ожидаемые действия и события почему-то заставляли меня заснуть.

Эта замечательная книга придется по душе любителям старой доброй советской фантастики, первую часть думаю многие оценят по достоинству, а что касаемо продолжения - это уже дело вкуса, там уже есть намеки на современное виденье писателя и многие моменты с первой частью не сходятся.

После прочтения осталась очень довольна, думаю еще не раз прочту эту замечательную книгу!

Мама мне советовала прочитать эту книгу ещё когда я училась в школе, но у нас её не было, т. к. потерялась когда давали кому-то читать или может во время переезда. А в библиотеке я её не нашла (в принципе на тот момент и не очень старалась:)) Но сейчас, может время просто пришло, не знаю, руки дошли и я прочитала эту замечательную книгу! Я сама от себя не ожидала, и даже мама не думала, что я буду под таким впечатлением, конечно то как описывается идея коммунизма в произведении и отношение людей к родине, своему делу, к людям возможно нам, нынешней молодежи, до конца не понять. Но даже это завораживает. И благодаря тому что в произведении описан коммунизм, как общественный строй во всем мире, оно становиться, для современного читателя, ещё более фантастичным. В нем все в меру и дружба и подлость, и любовь и трагедии жизни, самопожертвование, сильный дух Человека и непростой выбор, формирование личности молодых людей...! Когда прочитала последние строки, поняла, что ещё читала бы и читала, но увы...

Советую прочитать всем, читатель взрослого возраста, выросший в Советском Союзе думаю должен остаться доволен, возможно охватит ностальгия, ну а нынешней молодежи это произведение вдвойне полезно прочесть, ведь там описывается совершенно иное отношение к жизни, а может кто и своих героев (кумиров) обретет. Ведь молодежь описанная в произведении куда более достойна быть кумирами, чем современные навязанные Голливудом герои боевиков.

Хочу выразить огромную благодарность автору и все что остается, это ждать того что все же продолжение этой замечательной книги Исая Давыдова найдет своего издателя и мы сможем узнать продолжение этой жестоко романтичной, но все же очень Романтичной!, фантастической истории...

P.S.: От мамы 10 баллов по пяти бальной шкале. И если у кого-нибудь вдруг возникнет желание продать книгу или есть информация где её можно приобрести, так же какая-либо информация о продолжении произведения, буду очень признательна! Вот личная почта [email protected]

Оценка: нет

Хорошая книга. В то время на Урале выходило много хороших фантастических и приключенческих книг. «Я вернусь через 1000 лет» - одна из них. Романтическая повесть о юных прогрессорах. Прочел с удовольствием. Книга до сих пор стоит на полке любимой старой фантастики. В то время было немало лирических историй из цикла «И на Марсе будут яблоки цвести....», пели такую песню, подросткам нравилось. И появлялась добротная фантастика сродни «И зеленые холмы Земли». Жаль, что поэзия, лиричность фантастики безвозвратно ушли, теперь пришли другие герои: мордоворот спецназовец, бабник и драчун, спасающий всех и вся от все, в том числе от самого себя, а в памяти ничего не остается.

Оценка: 8

Мы обречены были встретиться – роман с высоким (за 8) рейтингом, к тому же переизданный уважаемым мной издательством «Престиж бук» и я, скромный читатель фантастики в течение вот уже 43 лет. И лучше бы я эту встречу пропустил. Зачем, ну вот зачем автор 4 года (1965-1969) ваял этот опус?

В чем же основной конфликт романа? Можно ли в 24 веке, при полном коммунизме, пасовать перед подлецом? Таки можно, и даже нужно, ведь это будет вежливым и деликатным поведением, уверяет нас автор. Можно ли ходить налево? Ну, если беременная жена не узнает, это ей не повредит. Ах, вот оно: можно ли ранить дикого туземца, который убивает твою жену?

Добро бы книга была просто наивной и по-щенячьи восторженной – мало ли таких книг советских времен, которые мы до сих пор бережно храним в сердце. От этой явственно потягивает толерантностью. Гадкий душок…

Оценка: 3

Прочитал с большим интересом.Имея оба издания первой книги,я к стыду своему так и не удосужился их прочесть.И только сейчас, когда издательсво «Тардис» опубуликовало первую книгу вместе со второй, я прочитал первую. Это фантастика в судьбах героев-непосредственных, не идеальных-но живых, поставленных в сложные ситуации, из которых они выходят иногда с потерями..Всё принимаю, кроме двух вещей. Первая. Совет колонистов на планете Рита принимает решение:«Землянин, убивший аборигена, изгоняется из земной колонии на 7 лет» НЕЗАВИСИМО ОТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. Иначе говоря, абориген может насиловать или убивать твою жену и детей или друга, а ты-заступившийся за них и при этом убивший насильника-будешь изгнан.Странное решение.И когда герой говорит, что это решение трудно изменить,то не понятно-почему трудно? Как приняли, так и отменить можно или изменить с учетом того, при каких обстоятельствах был убит абориген, были ли иные возможности и так далее

Второе,что мне не приемлемо, это то, что герои принимают решение исходя из свих внутренних убеждений и чувств, а не исходя из потребностей малочисленной земной общины

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Так в конце Сандро Тарасов,опытный кибернетик -электронщик уходит в добровольное изгнание после убийства аборигеном его беременной супруги. Он ведь нужнее в колонии, где руководил лабораторией, чем в изгнании...Но нет-уходит

В целом-читаешь не отрываясь.Если и вторая книга такая же-рабочая неделя погибла!