Я умею обуваться если только захочу. План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Научу обуваться и братца_Знакомство с обувью

Марина Ильюшина
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Обувь» в средней группе

Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим .

Средняя группа

Тема : «Обувь » .

Образовательные области : речевое развитие , познавательное развитие

Цель : Развитие компонентов устной речи

Задачи :

1. Образовательные :

Продолжать знакомить детей с разновидностями обуви ; учить вычленять признаки : цвет, материал из которого изготовлена обувь , определять принадлежность к сезону.

Учить детей правильно отвечать на вопросы; образовывать однокоренные слова, обогащать словарный запас (валенная, кожаная, резиновая, удобная; подошва, голенище, пара обуви , зимняя обувь , осенняя (весенняя) обувь ).

Учить составлять небольшой рассказ о предмете по образцу.

2. Развивающие :

Развивать связную речь , познавательный интерес , мыслительную активность.

3. Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к обуви .

Подготовительная работа.

При одевании и раздевании повседневной жизни) рассматривать обувь .

Дидактическая игра «Опиши предмет» .

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» .

Заучивание стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца » .

Материал : детская обувь – валенки , бурки, унты, сапоги кожаные, сапоги резиновые, сапоги суконные. Игрушки – куклы Танюшка и Петрушка.

Ход занятия

1 часть. Организационный этап.

Дети рассаживаются полукругом. Перед ними стол, на столе два стульчика, на них сидят две куклы.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам пришла кукла Танюшка. Но она пришла не одна, а со своим младшим братиком. Его зовут Петей, Петрушей.

Таня и Петя собираются в магазин обуви . Они еще маленькие и много не знают, поэтому просят помощи у нас.

В : Куклы не знают, что такое обувь . Что такое обувь ? (Сапоги, валенки, бурки и т. д.) .

Обувь – это предмет , который мы одеваем и носим на ногах.

2 часть. Основная часть.

В : Куклы не могут разгадать загадку, а вы постарайтесь ее отгадать :

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой :

Утром – в садик, днем – домой.

Правильно, это валенки.

В : Какого цвета бывают валенки? (Белые, серые, чёрные)

В : Если мы говорим «валенки» , то сколько их? (Два валенка - это одна пара валенок) .

В : А как сказать про один? (Валенок.)

В : Вы, знаете, из чего они сделаны? (Из шерсти.)

В : Валенки валяют из шерсти на специальном станке, поэтому и дали название «валенки» , валенки от слова валяют, а обувь такую называют «валенной» . Валенки – валенные – валяют. В этих словах встречается одинаковая часть слова : валь. Послушаем и проговорим – валенки –валенные – валяют.

В : Что мы можем сказать про валенки, они какие? (Теплые, мягкие, удобные, легкие) .

В : Сколько у нас валенок? (Два) .

В : Два – это пара. Валенки носят только парой, да и другую обувь носят тоже только парой. Почему? (Две ноги) .

В : Когда мы носим валенки? (Зимой) .

В : Значит это какая обувь ? (Зимняя обувь ) .

В : Зима- – зимняя – зимнюю. В этих словах встречается одинаковая часть слова : зим. Проговорим и послушаем – зима – зимняя – зимнюю.

В : Какую еще зимнюю обувь вы можете назвать ? (Бурки, унты) .

В : Из чего сшиты бурки? (Из шкуры оленя) .

В : Что мы можем сказать про бурки, они какие? (теплые, удобные, красивые, мягкие) .

В : Из чего изготовлены унты? (Из кожи, из меха) .

В : Что мы можем сказать про унты, они какие? (Зимние, теплые) .

В : Унты теплые, зимние, но не мягкие, твердые.

Воспитатель. Помогите Танюше и Петруше отгадать загадку :

Сшили их из черной кожи,

В них теперь ходить мы можем.

И по слякотной дороге

Не промокнут наши ноги.

В : Найдите на полочке отгадку на мою загадку. Молодцы! Почему вы думаете, что это сапоги? (Сшили их из черной кожи, и по слякотной дороге не промокнут ноги) .

В : Давайте их рассмотрим. У сапога есть что? (Подсказывает носок.)

В : А еще? (Подсказывает пятку.)

В : Кто знает, как называется эта часть сапога? (Подошва.)

В : А эту часть сапога называют голенище. Необычное слово – голенище, от слова голень на ноге).

В : Послушайте, как оно звучит голенище. Сережа, потрогай сапоги, какие они : мягкие или твердые? (Твердые) .

В : Еще какое слово можно подобрать? (не мягкие, грубые) .

В : Как ты думаешь, из чего они сделаны? (Из кожи.)

В : Сделаны из кожи, мы говорим они какие? (Кожаные) .

В : Послушайте кожа – кожаные. В этих словах встречается одинаковая часть слова : кож. Проговорим кожа – кожаные. А что у них внутри? (Мех.)

В : Значит они еще какие? (Меховые) .

В : Послушайте себя мех – меховые. В этих словах одинаковая часть слова-мех. Проговорим мех – меховые. Если они меховые, теплые – когда мы их носим? Какие они? (Зимой. Зимние) .

В : Правильно, это зимние кожаные сапоги. У них есть подошва, носок, пятка, голенище. Про сапоги можно сказать : они какие (теплые и удобные) .

В : Мы говорим два сапога? (Одна пара) .

Физминутка.

В : А сейчас мы отдохнем. Встали, повторяем слова и делаем движения.

Нарядили ножки в новые сапожки (наклон к правой ноге,

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке (наклон к левой ноге,

Вы шагайте – топайте, по лужам не шлепайте (маршируют, грозят одной ноге,

В грязь не заходите, сапожки не рвите (маршируют, грозят другой ноге) .

В : Помогите Танюшке и Петруше отгадать следующую загадку :

В ясный день сидим мы дома.

Если дождик - мы не тужим,

Бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять.

В : Про какие сапоги загадка? (Резиновые)

В : Правильно, про резиновые сапоги. Как вы догадались? (Если дождик мы не тужим, бойко шлепаем по лужам) .

В : Савелий, поставь на полочку эти сапоги. Какие они? (Резиновые.)

В : Из чего они сделаны? (Из резины) .

В : Послушаем резина - резиновые. В этих словах встречается одинаковая часть слова : резин. Проговорим резина - резиновые.

В : Когда мы обуваем резиновые сапоги ? (Когда идет дождь, на улице лужи и грязь.)

В : В резиновых сапогах могут промокнуть ноги? (Нет) .

В : Значит они какие?). Непромокаемые.

В : Какое интересное новое слово получилось, проговорим и послушаем непромокаемые. Что бывает еще непромокаемым? (зонт, плащ) .

В : Подумайте, а почему в дождливую погоду надевают резиновые сапоги, а не кожаные? (Кожаные промокнут, а резиновые нет.)

В : Правильно, молодцы! Поясняю – резиновые сапоги носят в дождливую, слякотную погоду, когда на улице идет дождь и много луж. В какое время года чаще бывает такая погода? (Осенью и весной.)

В : А обувь , которую носят весной или осенью называют демисезонной (осенней или весенней)

В : Дети, посмотрите на сапоги. Скажите, чем они похожи, что у них одинаковое? (Есть подошва, носок, пятка, голенище; их одевают на ноги.)

В : А теперь посмотрите на них и найдите, чем различаются сапоги? (Одни – кожаные, другие – резиновые; одни – зимние, другие – осенние или весенние; одни – черные, другие – синие.)

В : Молодцы, ребята, наши гости Танюшка и Петрушка теперь не будут путать сапоги : для каждой погоды будут надевать нужную обувь .

В : Сейчас мы пойдём в магазин обуви . Надо будет для Танюши и Петруши приобрести обувь . Для этого надо правильно описать обувь . Танюша и Петруша послушают.

Я буду первой покупательницей. Я хочу купить сапоги синего цвета, с высоким голенищем. Очень удобные, практичные, непромокаемые, т. к. сделаны из резины. Подойдут такие сапоги для дождливой погоды, и для прогулки в лес.

В : Какие сапоги я выбрала? (Резиновые сапоги) .

В : Кто хотел бы рассказать и приобрести обувь для Тани и Пети ? Рассказываем. Что это? Какие они? Для чего нужны? В какое время года будут носить.

3. Заключительная часть.

В : Молодцы, теперь Таня и Петя знают, какая бывает обувь и когда ее можно одевать. И смогут купить нужную обувь . А сейчас нам Маргарита расскажет стихотворение Е. Благининой «Научу обуваться и братца » .

Маргарита.

Я умею обуваться , если только захочу.

Я и маленького братца обуваться научу .

Вот они, сапожки :

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем галошки :

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Вот как хорошо.

Воспитатель. Спасибо говорят вам Таня и Петя, мы теперь не перепутаем обувь , будем правильно обувать .

Тема: «Научу обуваться и братца»

Знакомство с одеждой (обувь)

Программное содержание

Продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода; учить вычленять признаки: цвет, материал, из которого изготовлена вещь.

Формирование словаря – обогатить словарь детей словами и словосочетаниями: валяная, кожаная, резиновая, межсезонная, пара обуви, летняя обувь, зимняя обувь. Учить использовать в речи существительные, обозначающие названия частей предметов, прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов.

Учить детей отвечать на вопросы, составлять небольшой рассказ о предмете по образцу.

Воспитывать бережное отношение к обуви, ухаживать за ней самостоятельно.

Индивидуальная работа.

Предварительная работа

В повседневной работе обращать внимание детей на обувь, рассматривать ее, ухаживать за ней. Проведение дидактических игр: «Опиши предмет», «Оденем куклу на прогулку» и др. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца». Приготовить натуральную обувь: валенки, сапоги кожаные и резиновые, ботинки, туфли и др., полку для обуви, игрушки: Таня и Петя – куклы

Ход занятия

Дети сидят полукругом, перед ними стол, на столе сидят две куклы.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам снова пришла Оля. Она привела с собой младшего братика. Его зовут Коля – Коленька. Они, ребята, еще маленькие и многого не знают, поэтому и пришли у вас поучиться.

Я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в садик, днем – домой.

Правильно – валенки.

Катя, найди на полке валенки, поставь на стол.

– Какого они цвета? – Черные.

– Ребята если мы говорим «валенки», то сколько их? – Два.

– А как сказать про один? – Валенок.

– Вы знаете, из чего они сделаны? – Из шерсти. Дети, валенки валяют из шерсти на специальных станках. Их поэтому и называют «валенки», а обувь такую называют «валяной». Дети слова покоряют хором и индивидуально.

– Подумайте и ответьте: можно ли ходить в одном валенке? – Нет. А почему? – Другая нога замерзнет. Правильно, валенки носят только парой, да и другую обувь носят тоже только парой.

Воспитатель обобщает. Валенки валяют на станке. Они теплые, потому что они сделаны из шерсти. Они легкие и удобные, ноги не мерзнут в самые сильные морозы. Мы носим их зимой – это зимняя обувь. Вова, расскажи про валенки, как я. Ребенок, повторяет рассказ, может добавить и свои наблюдения. - Оля и Коля теперь вы знаете, когда носят валенки.

Воспитатель. Послушайте другую загадку.

Сшили их из черной кожи,

В них теперь ходить мы можем.

И на слякотной дороге

Не промокнут наши ноги.

– Наташа, найди отгадку на полочке, поставь соответствующую обувь на стол. Молодец!

Это сапоги, давайте мы их рассмотрим. Показывает детали и называет носок, пятка, подошва, голенище. Дети повторяют слова. – Какого цвета сапоги? Галя, потрогай сапоги, какие они? Из чего они сделаны? Сапоги кожаные, сделаны из кожи, мягкие, теплые. Внутри у них мех – они меховые.

– Если они теплые, меховые, когда мы их носим? – Зимой. Это зимняя обувь.

Оля, расскажи про сапоги. Ребенок рассказывает, воспитатель помогает.

– Скоро зима, мы их будем носить.

Воспитатель продолжает. Слушайте другую загадку.

Отгадайте загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома.

Если дождик – мы не тужим,

Бойко шлепаем по лужам.

Стает солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять.

Ребенок находит на полке резиновые сапоги, и дети их рассматривают.

– Из чего сделаны сапоги? – Из резины – это резиновые сапоги.

– Когда мы их обуваем? – Когда на улице дождь, сыро, резина не промокает.

– А может можно кожаные сапоги обуть? – Нет, они промокнут.

– Когда часто бывает такая погода? – Осенью, весной. Правильно. Осенью идут дожди, холодно. А весной – тает снег, кругом лужи. Такое время года называют межсезонье. А обувь, которую носят в это время – межсезонной. Слова дети повторяют.

Воспитатель предлагает сравнить, чем похожи сапоги и чем они отличаются. Дети называют признаки сходства и различия.

Воспитатель. Оля и Коля теперь не перепутают, когда какие сапоги надо обувать.

Оля загадывает загадку.

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью. (Туфли)

Дети находят туфли и рассматривают их по той же схеме. Затем ребенок рассказывает: называет обувь, описывает ее, и говорит, для чего она нужна.

Танюша. Это туфли. Они красные, блестящие. У них есть подошва, носок, пятка, ремешок и пряжка. Туфли носят летом – это летняя обувь.

Воспитатель. Очень хорошо рассказала! А теперь поиграем.

Оля сядет на этот стул, у нее картинка – зима.

Коля сядет на другой стул – у него картинка – лето.

Дети приносят зимнюю обувь Оле, а летнюю Коле.

– А какая обувь осталась? – Межсезонная. Правильно выполнили задание, молодцы!

– Поиграем еще. Повторяем слова, и делаем движения. Дети выходят на середину комнаты.

Нарядили ножки

В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки,

Прямо по дорожке.

Вы шагайте-топойте,

По лужам не шлепайте

В грязь не ходите,

Сапожки не рвите.

Воспитатель. Продолжим играть. Игра называется: «Предложи». Оля с Коля собираются летом к бабушке поехать. Но не знают, какую обувь с собой взять. Я предложу Оле взять с собой красные туфельки. У них красивый ремешок и пряжка. В них Оля будет ходить в гости, кино. А теперь вы предлагайте Оле и Коле. Д ети выполняют задание. Воспитатель помогает построить фразу, подсказывает нужное слово. – Молодцы!

Теперь Оля и Коля знают, что брать в гости к бабушке: туфли для кино и прогулок. Резиновые сапожки тоже понадобятся – вдруг дождь пойдет. Катя и Андрей расскажут стихи Е. Благининой «Научу обуваться и братца».

Катя.

Я умею обуваться, если только захочу,

Я и маленького братца обуваться научу.

Вот они, сапожки:

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Андрей.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Вот как хорошо!

Воспитатель. Спасибо вам, мы теперь не перепутаем обувь, будем правильно обуваться.


Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.