Я такой же как ты хулиган. Сергей Есенин — Хулиган: Стих

Дождик мокрыми метлами чистит
Ивняковый помет по лугам.
Плюйся, ветер, охапками листьев,-
Я такой же, как ты, хулиган.

Я люблю, когда синие чащи,
Как с тяжелой походкой волы,
Животами, листвой хрипящими,
По коленкам марают стволы.

Вот оно, мое стадо рыжое!
Кто ж воспеть его лучше мог?
Вижу, вижу, как сумерки лижут
Следы человечьих ног.

Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.

Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берез!
Словно хочет кого придушить
Руками крестов погост!

Бродит черпая жуть по холмам,
Злобу вора струит в наш сад,
Только сам я разбойник и хам
И по крови степной конокрад.

Кто видал, как в ночи кипит
Кипяченых черемух рать?
Мне бы в ночь в голубой степи
Где-нибудь с кистенем стоять.

Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен.
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.

Но не бойся, безумный ветр,
Плюй спокойно листвой по лугам.
Не сорвет меня кличка «поэт».
Я и в песнях, как ты, хулиган.
________________
Советуем также прочитать:

Анализ стихотворения «Хулиган» Есенина

Стихотворение «Хулиган» Сергея Александровича Есенина впервые было напечатано в журнале «Знамя».

Стихотворение датируется 1919 годом. Поэту исполнилось 26 лет, он уже год живет в Москве и активно продвигает новое литературное движение – имажинизм, в котором вся власть отдана образу. Между тем, семейная жизнь поэта не ладится, он все больше времени проводит с приятелем А. Мариенгофом. Вместе с несколькими начинающими поэтами они открывают книжную «Лавку имажинистов», кафе «Стойло Пегаса» — довольно доходные поначалу. В жанровом отношении – философская лирика, рифмовка перекрестная, 9 строф. Рифмы открытые, закрытые, женские, мужские, часто неточные. Лирический герой – сам С. Есенин. Образы в стихах смелые, вызывающие, местами натуралистичные. Интонация горькая и циничная. Рисуется безрадостная, но вполне узнаваемая осенняя картинка: хмурый дождик чистит «ивняковый помет» (видимо, имеется в виду низинное болотце на брошенном лугу, часто зарастающее как раз ивами). Даже ветер здесь шпана, хулиган, сплевывающий на землю «охапки листьев». Мир без прикрас, возвышенной поэтизации. «Деревянная Русь», крестьянская, прорастает в каждом явлении природы. Чаща оборачивается неповоротливым волом, с животом, полным опавших листьев. Вот он понуро плетется, «марая стволы» (видимо, березок). Как добрый хозяин, с удовлетворением рассматривает герой свое «рыжее стадо». Даже сумерки, собаки, берут след «человечьих ног». Дважды он называет себя певцом Руси. «Звериных стихов»: то есть, неприрученных, не для салонов и кабинетов. Развернутая метафора: кормление грусти душистыми травами. Вновь повелительное наклонение и крестьянская по духу метафора: взбрезжи. Поэт будто толкает под руку полночь, замешкавшуюся с дойкой берез. Следом грубое предположение захмелевшего от воли человека: погост хочет придушить. А герой и сам не прочь помериться силой. Даже вор, крадущийся в ночи, его не пугает, напротив. «Я разбойник и хам»: город и ремесло поэта не изнежили его. В его крови – кипенье черемухи и дурман степных просторов. «С кистенем стоять»: врукопашную с таким молодцем не схватишься. Россыпь инверсий: увял куст, кипит рать. Предпоследнее четверостишие – отчаянная ирония. Удаль променял герой на поэзию, нерастраченную силу вложил в песни. «Каторга чувств»: приходится выворачивать наизнанку душу. «Жернова поэм»: перемалывая душевное сокровище, дорогие воспоминания, впечатления и моменты. «Но не бойся»: сердцем еще не измельчал, будет на пару с ветром еще куражиться, плакать и петь. Архаичная форма слова «ветр». Восклицания, вопросы, междометие и лексические повторы.

С. Есенин часто выступал с чтением своих стихов перед различной публикой. «Хулиган» в его исполнении пользовался неизменным успехом.

Стихотворение Сергея Есенина «Хулиган» было написано в 1919 году. Оно стало одним из центральных произведений поэта. «Хулиган» стих о том, каким себя видел и ощущал С.А. Есенин. В памяти людей поэт навсегда остался бесшабашным «гулякой» и хулиганом. Поэт вел такую жизнь, потому что в душе его гнездилась смертельная тоска по уходящей в прошлое деревенской Руси, по чувству единения и неразрывной связи с каждой родной травинкой и веточкой. Эту печаль можно было заглушить лишь в шумных кабаках.

Есенин обладал широкой, открытой душой и безмерно любил свою «деревенскую Русь». Здесь он предстает стремительным и неукротимым как сама стихия. Сравнивая себя с хулиганом - ветром, он размышляет о том, кем бы мог стать, если бы не был поэтом. Слова в этом стихотворении трогают тайные струны души, и кружат в вихре эмоций поэта.

Скачать бесплатно текст произведения можно на этом сайте, также есть возможность читать стихотворение в режиме онлайн.

Дождик мокрыми метлами чистит
Ивняковый помет по лугам.
Плюйся, ветер, охапками листьев,-
Я такой же, как ты, хулиган.

Я люблю, когда синие чащи,
Как с тяжелой походкой волы,
Животами, листвой хрипящими,
По коленкам марают стволы.

Вот оно, мое стадо рыжое!
Кто ж воспеть его лучше мог?
Вижу, вижу, как сумерки лижут
Следы человечьих ног.

Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.

Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берез!
Словно хочет кого придушить
Руками крестов погост!

Бродит черпая жуть по холмам,
Злобу вора струит в наш сад,
Только сам я разбойник и хам
И по крови степной конокрад.

Кто видал, как в ночи кипит
Кипяченых черемух рать?
Мне бы в ночь в голубой степи
Где-нибудь с кистенем стоять.

Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен.
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.

Но не бойся, безумный ветр,
Плюй спокойно листвой по лугам.
Не сорвет меня кличка «поэт».
Я и в песнях, как ты, хулиган.

Сергей Александрович Есенин - личность во всем литературном мире максимально неоднозначная, потому и обсуждение его приключений всегда на слуху - так было при его жизни, так было после его смерти, и так происходит до сих пор. Так что же такого особенного происходило в жизни величайшего поэта Серебряного Века, чем он так радикально отличался от своих современников и почему его имя напрямую ассоциируется со словом "хулиган"? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, важно понять, как жил поэт, каким было его детство, чем он интересовался и увлекался и какие люди окружали поэта в разные периоды его жизни.

Биография Сергея Александровича Есенина

Знаменитый хулиган сегодня славится по всему миру. Его произведения переводятся на множество иностранных языков, его стихи изучают в самых младших классах школы, а слава о нем разносится и по сегодняшний день. Так как же поэт пришел к такому говорящему званию - "хулиган"?

Есенин. Начало

Поклонникам поэта, неравнодушным людям, да и просто всем, кто хотя бы раз открывал учебник по литературе в свои школьные годы, известно достоверно, что поэт родился в простом селе Константиново третьего октября 1895 года. Его семья совершенно не отличалась от семей его соседей, только вот воспитывала маленького Сережу его бабушка. Родная мама поэта в поисках лучшей жизни отправилась на заработки в крупный город и оставила детей на попечение взрослого и мудрого поколения. Как позже заявлял сам поэт, именно бабушка была знатоком стихов и песен, благодаря чему и пробудила у Сергея любовь к творчеству.

В 1912 году юный Сергей понимает, что жизнь в деревне не представляет совершенно никаких перспектив - уже тогда его разум здраво расценивал ситуацию в селе - позже поэт не раз заявлял о проблемах русской глубинки, хоть и всем сердцем воспевал ее в своих произведениях. Поэт отправляется в столицу, где начинает успешную работу корректора в типографии - именно здесь он получил уникальную возможность читать любые книги, получать новые знания и менять свою точку зрения на окружающую действительность. В это же время в жизни поэта появился литературный кружок, который и задал направление для творческого развития будущего гениального поэта, хулигана и гуляки.

Как часто бывает с творческими людьми, рутина и обыденность быстро надоедают, и уже в 1914 году поэт радикально меняет свою жизнь - в этом году он решает отдавать все свои силы и время только написанию собственных стихотворных шедевров.

Уже следующий, 1915 год, принес поэту популярность в поэтическом кругу. Поэт переезжает в Петроград, принимает участие в самых популярных в то время творческих мероприятиях, сталкивается в ожесточенных баталиях с конкурентами по цеху и знакомится с уже прославленными авторами, которые становятся Сергею Александровичу учителями и наставниками в его нелегком творческом пути. Сергея принимают в свой довольно узкий круг "новокрестьянские поэты", а во время службы в армии поэт производит настоящий шок в покоях императрицы, нагло и дерзко декламируя ей свои произведения.

Есенин. Женщины

Как и любой мужчина, справедливо оценивающий свою привлекательность, Есенин имел огромную популярность у женщин. Ни одна вечеринка или встреча не оставляла поэта без спутницы - внимание на него обращали с удивительной частотой. Да и сам поэт не отказывался проявить внимание - иногда даже слишком дерзкое для его времени, но именно это все сильнее привлекало слабый пол к поэту.

Уже в 1917 году поэт встретил свою первую большую любовь, с которой поддерживал теплые и дружеские отношения до самых последних дней. Именно в этом году он знакомится, а потом и женится на Зинаиде Райх, и именно Зинаида рожает Сергею Александровичу двоих детей.

Политическая обстановка в стране менялась, и это прямым образом повлияло на поэтические круги - самое активное движение теперь происходило не в Петрограде, а в Москве, которую всем сердцем полюбил Сергей. Именно сюда он возвращается после стремительного расставания с женой, и именно здесь он начинает по-настоящему хулиганить, о чем все чаще пишет в своих стихах.

Самооценку Сергея Есенина подкрепила одна из самых знаменитых его возлюбленных - заморская танцовщица Айседора Дункан, которая открыла поэту дорогу в неизведанный, такой незнакомый простому сельскому парню мир заграницы - с танцовщицей поэт объехал мир и даже в далекой Америке умудрился удивить всех своими выходками - возможно, именно поэтому его брак с Дункан так быстро распался.

Есенин. Хулиган

О нестандартных, иногда незаконных и переходящих все границы и рамки выходках Сергея Александровича при его жизни слагались легенды. Поэт действительно любил "покутить" от души, благодаря чему не редко ввязывался в драки. Поэта никогда не волновало мнение со стороны - он знал, что сам распоряжается своей судьбой, но так же и понимал, что катится глубоко вниз - поделать ничего он не могу.

Драки в кабаках, многочисленные проблемы с органами правопорядка - все это было в жизни Есенина в избытке. Поэт и сам любил позиционировать себя как хулигана, а хулиганских стихотворений написал в избытке. Более того, поэт был знаменитым матершинником, и даже сейчас сохранились его произведения, где Есенин мог ударить крепким словцом.

Хулиган умел любить и понимать мир. Он видел его в особом свете и всей душой любил жизнь, хоть и губил ее всеми доступными способами. Возможно, именно это стало причиной того, что в 1925 году поэта нашли повешенным в гостинице Англетер - этот вопрос до сих пор остается загадкой, а ответа на него не могут дать даже профессиональные биографы. Очевидно, что характер поэта был буйным, он никогда не принимал неприятную ему позицию, и, возможно, за свой хулиганский нрав и поплатился собственной жизнью.

Известно, что уже перед самой смертью у поэта были серьезные разногласия с его покровителями из ЧК, ведь Сергей Александрович хулиганил даже при самых высокопоставленных личностях - ничего его не волновало, и, возможно, это его сгубило.

Эксперты опровергают версию самоубийства поэта сразу по нескольким очевидным причинам:

Планировалось издание собрания сочинений поэта - это большая честь для всех его современников

На теле знаменитого хулигана были обнаружены множественные синяки и ссадины

Перед самой смертью в гостинице Англетер у поэта были посетители

Хулиган. Стихотворение


Дождик мокрыми метлами чистит
Ивняковый помет по лугам.
Плюйся, ветер, охапками листьев,-
Я такой же, как ты, хулиган.

Я люблю, когда синие чащи,
Как с тяжелой походкой волы,
Животами, листвой хрипящими,
По коленкам марают стволы.

Вот оно, мое стадо рыжое!
Кто ж воспеть его лучше мог?
Вижу, вижу, как сумерки лижут
Следы человечьих ног.

Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.

Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берез!
Словно хочет кого придушить
Руками крестов погост!

Бродит черпая жуть по холмам,
Злобу вора струит в наш сад,
Только сам я разбойник и хам
И по крови степной конокрад.

Кто видал, как в ночи кипит
Кипяченых черемух рать?
Мне бы в ночь в голубой степи
Где-нибудь с кистенем стоять.

Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен.
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.

Но не бойся, безумный ветр,
Плюй спокойно листвой по лугам.
Не сорвет меня кличка «поэт».
Я и в песнях, как ты, хулиган.
1919

Хулиганская тема в произведениях Сергея Александровича Есенина отображена в максимально полном объеме - именно он позиционировал себя как озорного гуляку и свободного волей человека. Вот и данное стихотворение не стало исключением - здесь автор сравнивает себя с ветром, показывая всю свою свободу духа.

Удивительно, но поэту удалось в одном произведении воспроизвести сразу два аспекта своей жизни - две свои самые большие любви - любовь к родной природе, родному краю и любовь к свободе. Здесь поэт как будто чувствует всем своим нутром, что природа сама по себе свободна - ее не ограничивают никакие рамки, в отличие от него, который за свои хулиганские выходки получает немалую дозу осуждения.

Есенин думает о жизни окружающей природы и мечтает хотя бы на короткий период времени полностью с ней слиться. В стихотворении автор рассказывает, что бремя поэта его тяготит, что не нужны ему эти странствия, скитания, издательства и постоянные проблемы - он просто хулиган, которому так хочется вдохнуть свежего воздуха, пробежаться по лугам и отвлечься от вечной ежедневной суеты.

Есенин. Итог

Вся жизнь скандального поэта была собрана из побегов из крайности в крайность - то он счастливый семьянин и отец, то устраивает драку в баре и убегает от представителей органов правопорядка. То он читает стихи самой императрице и находится под покровительством высших чинов, то вынужден прятаться в психиатрической лечебнице и оказывается совершенно один. Вся жизнь поэта - это бесконечный поиск, в итоге которого становится очевидно, что хулиган это не просто склад характера и образ жизни, но нечто, обязательно сочетающееся с непревзойденной гениальностью.

Со светлой головой жить трудно - всегда найдется тот, кому светлые мысли покажутся неправильными - и вот тогда в силу вступает протест, подкрепленный максимализмом. Наверное, и жизнь Сергея Александровича Есенина представляла собой бесконечный бунт, о чем он не стеснялся заявлять в своих хулиганских стихотворениях.

Сергей Есенин, известный своим буйным нравом, вызывающе относился к другим поэтам - если ему не нравились чьи-то стихи, он мог прямо сообщить об этом в лицо автору. Так, однажды крепко досталось самому Пастернаку, в котором Есенин отказывался видеть хоть какой-то литературный талант.

Фактрум предлагает рассмотреть поближе один из эпизодов - драку с Борисом Пастернаком.

Есенин не всегда был хулиганом. Наивный молодой человек, только-только приехавший из Рязанской губернии, не был ни алкоголиком, ни драчуном, ни хулиганом. Юноша писал стихи и родном крае и воспевал его природу, что было довольно стандартной для того времени картиной.

Но время шло, и оно не было для поэта лёгким. Тема природы в его творчестве быстро ушла на второй план: публика рукоплескала стихотворению «Хулиган», и Есенин решил поддержать сложившийся имидж. Для этого пришлось забыть образ крестьянского поэта: Сергей сменил косоворотку на щегольской костюм, а на концертах свистел, как Соловей-разбойник, и матерился со сцены. Именно в этот период потери ориентиров Есенин начал прикладываться к бутылке - сначала по чуть-чуть, больше притворяясь пьяным ради поддержания имиджа «московского озорного гуляки», но затем всё сильнее и чаще.

Это привело к тому, что со временем Есенин обнаружил себя в алкогольной яме. Он пил по-чёрному, беспробудно, спуская все деньги и опускаясь на самое дно. И не мог бросить, потому что именно в этот тёмный период его жизни были созданы его лучшие стихи. Алкоголь сделал Есенина развязным и нетерпимым, драки стали обычным делом. Пьяные выходки становились всё отвратительнее, потому что выпивший поэт терял контроль над собой и мог, например, ни с того ни с сего ударить собутыльника пивной кружкой по голове.

Это сказывалось и на отношениях с окружающими. Пастернак в своих воспоминаниях упоминал, что они с Есениным «то дружески сближались, то вдруг ненавидели друг друга». Поэт-хулиган был импульсивен, а стихи Пастернака терпеть не мог. Близкий друг Есенина, писатель Валентин Катаев припоминает слова: «Ну подумай, какой он, к чёрту, поэт? Не понимаю, что ты в нём находишь?»

Для автора «Да! Теперь решено…» недовольство чужим творчеством уже было достаточным поводом для драки. Она просто обязана была произойти - и произошла в редакции журнала «Красная новь». Свидетелем драки стал как раз Валентин Катаев. По его словам, пьяный Есенин схватил Пастернака за грудки одной рукой, а другой пытался ударить его в ухо, в то время как сам Пастернак в пиджаке с оторванными пуговицами неумело пытался ткнуть Есенина кулаком в скулу, что ему никак не удавалось. Испуганная секретарша не знала, куда ей бежать, а редактор «Красной нови» Вронский делал вид, что ничего не замечает, хотя на его глазах эмоционально выясняли отношения два знаменитых поэта страны.

В своих воспоминаниях Катаев говорит, что не знает, с чего именно началась потасовка, но мы можем сделать вывод, что сам по себе повод не столь важен, ведь истинной причиной, по которой один великий поэт набросился с кулаками на другого, стал алкоголь. Он служил «топливом» для творческого куража Сергея Есенина, сделал его неуравновешенным хулиганом и в конце концов свёл его в могилу, но именно алкоголь вдохновил поэта на создание бессмертных стихов.