Я пережил свои желанья размер. «Я пережил свои желанья» А

Слова Александра Пушкина

Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец -
Живу печальный, одинокой,
И жду: придет ли мой конец?
Так, поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один - на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист!..

1821


Исполняет Валерий Агафонов

Мелодия М. Шишкина

Музыку к словам стихотворения написал скорее всего Михаил Шишкин. Было их два брата: один- Николай Шишкин, написавший музыку к старинному романсу "Ночь светла", но и его брат, Михаил, тоже писал музыку, правда, в основном это были переработки для цыганских хоров. В частности, он делал аранжировки романсов для знаменитого цыганского хора Мелентия Соколова(см. историю романса "Соколовская гитара")


В 1820 году Пушкин был выслан из Санкт-Петербурга в Кишинев за вольнодумство, однако очень болезненно переживал свое вынужденное путешествие. Поэтому друзья поэта, чтобы как-то его развлечь, предложили ему по пути к новому месту службы побывать в Киеве и Крыму. За несколько месяцев путешествия Пушкин успел пережить ряд бурных, но кратковременных романов, которые лишь на мгновения возвращали его к жизни. Именно в этот период было написано стихотворение " Я пережил свои желанья", в котором поэт признается, что больше ничего не ждет от этой жизни, которая оказалась лишенной романтизма.

От 22-летнего молодого человека было странно слышать слова о том, что он "пережил свои желанья" и "разлюбил свои мечты". Однако это действительно так, потому что Пушкин, рассчитывающий на блестящую карьеру при царском дворе, вдруг оказался выброшен на задворки Российской империи.


Поет Александр Пирогов. Но музыка композитора Н.Метнера, а не Шишкина! Классический романс!

На музыку этого композитора романс и сейчас звучит в исполнении оперных и камерных певцов. В частности, так поет Дмитрий Хворостовский.

В это непростое для себя время автор, окруженный новыми знакомыми и старыми друзьями, особенно остро чувствует свое одиночество.

Это означало не только крах амбициозных надежд молодого поэта, но и серьезные финансовые проблемы, т.к. Пушкин любит жить на широкую ногу, посещать игорные дома и устраивать кутежи, от чего ему теперь придется отказаться.

В таком депрессивном состоянии Пушкин будет пребывать несколько лет.Себя же автор ощущает, как "запоздалый лист", который трепещет на ветру, но не может найти защиты на холодном зимнем ветру.


Поет Варя Панина

Я пережилъ свои желанья - Шишкина

Слова Александра Пушкина

Я пережилъ свои желанья,
Я разлюбилъ свои мечты;

Плоды сердечной пустоты.

Подъ бурями судьбы жестокой
Увялъ цвѣтущій мой вѣнецъ -
Живу печальный, одинокій,
И жду: придетъ ли мой конецъ?

Такъ, позднимъ хладомъ пораженныйъ,
Какъ бури слышенъ зимній свистъ,
Одинъ на вѣткѣ обнаженной
Трепещетъ запоздалый листъ.

Я пережилъ свои желанья,
Я разлюбилъ свои мечты;
Остались мнѣ одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.

Из репертуара Вари Паниной (1872-1911)

Стихотворение «Я пережил свои желанья» написано в 1821 году, когда Пушкин был в южной ссылке. Это тяжёлый период в жизни 22-летнего поэта. Он разочарован, сломлен жизненными обстоятельствами, не верит в лучшее. Яркая жизнь и блестящее будущее сменились одиноким существованием и неизвестностью. У Пушкина и в ссылке остались друзья, например, генерал Раевский и его семья, но поэт разлучён с лицейскими друзьями, лишён привычного круга общения.

Литературное направление, жанр

В период южной ссылки Пушкин создавал преимущественно романтические стихотворения. Свой собственный образ юного изгнанника он ассоциировал с образом романтического героя, который должен быть печален и одинок, страдать, разочаровываться. Жанр этих рассуждений о превратностях судьбы и одиночестве – элегия.

Тема, основная мысль и композиция

Тема элегии – разочарование в жизни и ожидание скорой гибели, одиночество. Основную мысль можно выразить в вопросе: а стоит ли сопротивляться бурям судьбы, если одиночество и смерть неизбежны? Вместо ответа Пушкин рисует романтическую картину: последний лист, оставшийся на ветке. Его гибель от холодов обязательно скоро наступит, но ведь он продержался дольше всех. Смерть листа неизбежна, но он всё ещё живёт, хоть жизнь его трудна, печальна и одинока.

Стихотворение состоит из трёх строф. В них – целая история внутренней жизни и трагедии лирического героя. Первая строфа указывает на нынешнее состояние героя. Он страдает и внутренне опустошён, потому что у него нет желаний, закончились мечты.

Вторая строфа намекает на причины такого состояния и описывает последствия. Жизненные невзгоды привели к преждевременному увяданию лирического героя. Всё его одинокое существование – это только ожидание скорой смерти.

Вся третья строфа – сравнение жизни героя с листом на дереве. Он – последний, продержался долго, но и ему суждено погибнуть. Несмотря на гнетущую тоску, стихотворение не лишено надежды. Потеряв последний лист, дерево не умрёт. Жизнь продолжится с наступлением весны.

Риторический вопрос в конце второй строфы тоже оставляет шанс: «Придёт ли мой конец?» Конец, конечно, придёт, но его можно отсрочить.

Размер и рифмовка

Элегия написана четырёхстопным ямбом. Пиррихии в первых двух строчках и в последней замедляют речь и способствуют углублённому созерцанию образов. Рифмовка стихотворения перекрёстная, чередуются женские и мужские рифмы. Рифмы точные и банальные. Пушкин соединяет характерные для романтического мировосприятия слова: желанья – страданья, мечты – пустоты, жестокой - одинокой, венец – конец.

Тропы и образы

Композиционно стихотворение строится на сравнении. Лирический герой сравнивает свою жизнь, описанную в первых двух строфах, с состоянием последнего листа на обнажённом дереве.

Пушкин использует метафоры, связанные с внутренним миром: плоды сердечной пустоты, бури жестокой судьбы, увял цветущий мой венец .

Первая строфа, повествующая о былых невзгодах, лишена эпитетов, очень динамична. Во второй строфе противопоставлены эпитеты, относящиеся к жизненным обстоятельствам и к состоянию лирического героя: судьба жестокая печальный, одинокий . Эпитеты третьей строфы описывают суровую природу: поздний хлад, зимний свист, ветка обнажённая , запоздалый лист.

Для создания высокого стиля Пушкин использует торжественные слова, старославянизмы трепещет , обнажённый, венец, хлад .

На мысль об осени в жизни поэта (а он совсем молод, почти юн) намекает метафора «увял цветущий мой венец ». Венец для Пушкина – это не только бьющая ключом энергия молодости, но и самое важное для поэта – его муза, его стихи. Творчество увяло из-за сердечной пустоты, в свою очередь вызванной чередой обстоятельств. Так на голой ветке вместо буйства зелени остался один лист, потому что пришла осень.

Пушкин использует одно и то же слово «буря» и для описания житейских невзгод во второй строфе, и для создания образа природного волнения. Это ещё усиливает сходство между лирическим героем и листом. Первый раз слово употреблено как метафора, второй раз – в прямом смысле.

Образ последнего листа – это символ стойкости и внутренней силы, позволяющей выжить там, где другие умирают.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

Слова Александра Пушкина

Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец -
Живу печальный, одинокой,
И жду: придет ли мой конец?
Так, поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один - на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист!..

1821


Исполняет Валерий Агафонов

Мелодия М. Шишкина

Музыку к словам стихотворения написал скорее всего Михаил Шишкин. Было их два брата: один- Николай Шишкин, написавший музыку к старинному романсу "Ночь светла", но и его брат, Михаил, тоже писал музыку, правда, в основном это были переработки для цыганских хоров. В частности, он делал аранжировки романсов для знаменитого цыганского хора Мелентия Соколова(см. историю романса "Соколовская гитара")


В 1820 году Пушкин был выслан из Санкт-Петербурга в Кишинев за вольнодумство, однако очень болезненно переживал свое вынужденное путешествие. Поэтому друзья поэта, чтобы как-то его развлечь, предложили ему по пути к новому месту службы побывать в Киеве и Крыму. За несколько месяцев путешествия Пушкин успел пережить ряд бурных, но кратковременных романов, которые лишь на мгновения возвращали его к жизни. Именно в этот период было написано стихотворение " Я пережил свои желанья", в котором поэт признается, что больше ничего не ждет от этой жизни, которая оказалась лишенной романтизма.

От 22-летнего молодого человека было странно слышать слова о том, что он "пережил свои желанья" и "разлюбил свои мечты". Однако это действительно так, потому что Пушкин, рассчитывающий на блестящую карьеру при царском дворе, вдруг оказался выброшен на задворки Российской империи.

Поет Александр Пирогов. Но музыка композитора Н.Метнера, а не Шишкина! Классический романс!

На музыку этого композитора романс и сейчас звучит в исполнении оперных и камерных певцов. В частности, так поет Дмитрий Хворостовский.

В это непростое для себя время автор, окруженный новыми знакомыми и старыми друзьями, особенно остро чувствует свое одиночество.

Это означало не только крах амбициозных надежд молодого поэта, но и серьезные финансовые проблемы, т.к. Пушкин любит жить на широкую ногу, посещать игорные дома и устраивать кутежи, от чего ему теперь придется отказаться.

В таком депрессивном состоянии Пушкин будет пребывать несколько лет.Себя же автор ощущает, как "запоздалый лист", который трепещет на ветру, но не может найти защиты на холодном зимнем ветру.

Поет Варя Панина

Я пережилъ свои желанья - Шишкина

Слова Александра Пушкина

Я пережилъ свои желанья,
Я разлюбилъ свои мечты;

Плоды сердечной пустоты.

Подъ бурями судьбы жестокой
Увялъ цвѣтущій мой вѣнецъ -
Живу печальный, одинокій,
И жду: придетъ ли мой конецъ?

Такъ, позднимъ хладомъ пораженныйъ,
Какъ бури слышенъ зимній свистъ,
Одинъ на вѣткѣ обнаженной
Трепещетъ запоздалый листъ.

Я пережилъ свои желанья,
Я разлюбилъ свои мечты;
Остались мнѣ одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.

Из репертуара Вари Паниной (1872-1911)

«Я пережил свои желанья» Пушкин

Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Я пережил свои желанья » написано в 1821 году, когда Пушкин был в южной ссылке. Это тяжёлый период в жизни 22-летнего поэта. Он разочарован, сломлен жизненными обстоятельствами, не верит в лучшее. Яркая жизнь и блестящее будущее сменились одиноким существованием и неизвестностью. У Пушкина и в ссылке остались друзья, например, генерал Раевский и его семья, но поэт разлучён с лицейскими друзьями, лишён привычного круга общения.

Литературное направление, жанр

В период южной ссылки Пушкин создавал преимущественно романтические стихотворения. Свой собственный образ юного изгнанника он ассоциировал с образом романтического героя, который должен быть печален и одинок, страдать, разочаровываться. Жанр этих рассуждений о превратностях судьбы и одиночестве - элегия.

Тема, основная мысль и композиция

Тема элегии - разочарование в жизни и ожидание скорой гибели, одиночество. Основную мысль можно выразить в вопросе: а стоит ли сопротивляться бурям судьбы, если одиночество и смерть неизбежны? Вместо ответа Пушкин рисует романтическую картину: последний лист, оставшийся на ветке. Его гибель от холодов обязательно скоро наступит, но ведь он продержался дольше всех. Смерть листа неизбежна, но он всё ещё живёт, хоть жизнь его трудна, печальна и одинока.

Стихотворение состоит из трёх строф. В них - целая история внутренней жизни и трагедии лирического героя. Первая строфа указывает на нынешнее состояние героя. Он страдает и внутренне опустошён, потому что у него нет желаний, закончились мечты.

Вторая строфа намекает на причины такого состояния и описывает последствия. Жизненные невзгоды привели к преждевременному увяданию лирического героя. Всё его одинокое существование - это только ожидание скорой смерти.

Вся третья строфа - сравнение жизни героя с листом на дереве. Он - последний, продержался долго, но и ему суждено погибнуть. Несмотря на гнетущую тоску, стихотворение не лишено надежды. Потеряв последний лист, дерево не умрёт. Жизнь продолжится с наступлением весны.

Риторический вопрос в конце второй строфы тоже оставляет шанс: «Придёт ли мой конец?» Конец, конечно, придёт, но его можно отсрочить.

Размер и рифмовка

Элегия написана четырёхстопным ямбом. Пиррихии в первых двух строчках и в последней замедляют речь и способствуют углублённому созерцанию образов. Рифмовка стихотворения перекрёстная, чередуются женские и мужские рифмы. Рифмы точные и банальные. Пушкин соединяет характерные для романтического мировосприятия слова: желанья - страданья, мечты - пустоты, жестокой - одинокой, венец - конец.

Тропы и образы

Композиционно стихотворение строится на сравнении. Лирический герой сравнивает свою жизнь, описанную в первых двух строфах, с состоянием последнего листа на обнажённом дереве.

Пушкин использует метафоры, связанные с внутренним миром: плоды сердечной пустоты, бури жестокой судьбы, увял цветущий мой венец .

Первая строфа, повествующая о былых невзгодах, лишена эпитетов, очень динамична. Во второй строфе противопоставлены эпитеты, относящиеся к жизненным обстоятельствам и к состоянию лирического героя: судьба жестокая - печальный, одинокий . Эпитеты третьей строфы описывают суровую природу: поздний хлад, зимний свист, ветка обнажённая , запоздалый лист.

Для создания высокого стиля Пушкин использует торжественные слова, старославянизмы трепещет , обнажённый, венец, хлад .

На мысль об осени в жизни поэта (а он совсем молод, почти юн) намекает метафора «увял цветущий мой венец ». Венец для Пушкина - это не только бьющая ключом энергия молодости, но и самое важное для поэта - его муза, его стихи. Творчество увяло из-за сердечной пустоты, в свою очередь вызванной чередой обстоятельств. Так на голой ветке вместо буйства зелени остался один лист, потому что пришла осень.

Пушкин использует одно и то же слово «буря» и для описания житейских невзгод во второй строфе, и для создания образа природного волнения. Это ещё усиливает сходство между лирическим героем и листом. Первый раз слово употреблено как метафора, второй раз - в прямом смысле.

Образ последнего листа - это символ стойкости и внутренней силы, позволяющей выжить там, где другие умирают.