Я отрок зажигаю свечи год. Анализ стихотворения А.А

«Вхожу я в темные храмы…»

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

Стихотворение пронизано таинственной, волшебной, загадочной атмосферой. Она создается с помощью цветовой гаммы («темные», «красные»), деталей храма (лампады, колонны). Эту атмосферу подчеркивает также эмоциональное состояние лирического героя, переданное через глаголы «жду», «дрожу». Герой почти неподвижен, но это неподвижность напряженного ожидания, ожидания Прекрасной Дамы. Героиня стихотворения лишена внешних черт, человеческого облика, который привыкли видеть мы. Автор не дает ее описания, так как ее образ существует лишь в его воображении, в его мечтах. Он такой, каким хочет его видеть герой: чистый и светлый, не поддающийся описанию обычными словами. Это образ неземной, и поэтому не может быть описан человеческим изобретением – словами. Автор подчеркивает «бесплотность» героини («Только образ, лишь сон о ней», «Мне не слышны ни вздохи, ни речи»), но сама обстановка храма, глубокие цвета, величественные имена («Прекрасная Дама», «Величавая Вечная Жена», «Святая», «Милая»), яркие, благозвучные эпитеты и эмоциональное состояние героя – все это создает образ возвышенный, божественный и неземной.

В создании образа Прекрасной Дамы участвуют и музыка стиха (стихотворение строится на ассонансах), и ритмика (дольник хорошо передает взволнованность героя, придавая стихотворению напевность, мелодичность).

Героиня прекрасна в своей недовоплощенности, поэтому столь значимы в стихотворении мотивы, создающие ощущение непроясненности, невидимости, - мотивы сна и тени.

Это наиболее характерный для стихотворения ассонанс.

Блок исполняет трехдольник (свободный тонический размер), подчеркивающий напевность, «песенность» романтической лирики между ударениями 1-2 слога.

В. Жирмунский считал, что именно с Блока «начинается решительное освобождение русского стиха от принципов счета слогов по стопам…» «В этом смысле все новейшие русские поэты учились у Блока» (речь идет о поэтах начала ХХ века).

В рифмующихся гласных и равномерном чередовании женской и мужской перекрестной точной рифмы также наблюдается удивительная гармония. Даже согласные в рифмующихся словах одинаковы: 2-4-д; 9-11-…зам; 13-15-г; 12-14-т.

Эмоциональная сила «Стихов» усилена их скрытой диалогической формой. Он обращается к ней на «Ты». В местоимении 2 лица, написанном с большой буквы, сочетание благоговения и любовной интимности.

Сначала Она имеет лирические эпитеты: невозмутимая, тихая, ясная, Певучая, Далекая, светлая… потом – закатная Таинственная Дева и наконец (февраль 1902) открывается ее подлинное лицо: Она – Владычица вселенной.

Только один раз в книге она названа Прекрасной Дамой («Вхожу я в темные храмы»).

«Я, отрок, зажигаю свечи…»

Имеющий невесту есть жених; а друг жениха,

стоящий и внимающий ему, радостью

От Иоанна III , 29

Я, отрок, зажигаю свечи,

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье

У белой церкви над рекой,

Передзакатное селенье

И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,

Любуюсь тайной красотой,

И за церковную ограду

Бросаю былые цветы.

Падет туманная завеса.

Жених сойдет из алтаря.

И от вершин зубчатых леса

Забрежжит брачная заря.

Атмосфера стихотворения вновь создается с помощью деталей храма: свечи, кадильный огонь, вечернее моленье, белая церковь, церковная ограда, алтарь. Господствующий в стихотворении белый цвет – символ святости – связан с образом невесты. Герой – отрок (одно из значений в словаре Даля – рыцарь), полностью посвятивший себя ожиданию, которое воспринимается им как служение идеалу, преклонение перед ним. Героиня лишь неясный образ, она невидима и неслышима («Она без мысли и без речи // На том смеется берегу»). Образ другого берега – свидетельство неземной сущности Прекрасной Дамы, ее небесного происхождения, ее особенности и святости, чистоты и невинности, отрешенности от мрака, зла этого мира, «посюстороннего» мира.

Мотив сумрака и тумана («сумрак мутно-голубой», «туманная завеса»), как и мотив сна в рассмотренном выше стихотворении, создает ощущение непроясненности, недосказанности. Однако в финале выражена вера поэта в возможность воссоединения небесного и земного.

Лирический сюжет большинства стихов раннего блоковского цикла – ожидание встречи лирического героя и Прекрасной Дамы. Образ героя наделен психологической глубиной, ему приданы черты послушника, отрока, рыцаря – земного человека, трепещущего в ожидании явления возлюбленной. В Прекрасной Даме, наоборот, подчеркивается ее бесплотность, «непостижимость». Она вся принадлежит идеальному, неземному миру. Лирический сюжет становится поэтическим воплощением идеи Владимира Соловьева о двоемирии, о необходимости синтеза земного и небесного через любовь к женщине.

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Владимир Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду – и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

7. «Я, отрок, зажигаю свечи…»

Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий
. и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха.
. . От Иоанна, III, 29

Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.
7 июля 1902

Как обычно у Блока, эпиграф – это не выжимки смысла стихотворения, а ссылка на объясняющую, на предваряющую стихотворение сцену. Здесь – на начало третьей главы Евангелия от Иоана.

«Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
Ему должно расти, а мне умаляться».

Вот из комментария Беркли:
«Друг жениха, шошбен, занимал особое место в иудейской церемонии бракосочетания: он выступал как связующее звено между женихом и невестой; он устраивал свадьбу, разносил приглашения, руководил ходом брачного пира. Он приводил невесту и жениха, и, кроме того, на нем лежала особая задача: он должен был охранять комнату невесты и не впускать туда никого другого кроме жениха. Он открывал дверь лишь услышав в темноте голос жениха. Узнав жениха, он впускал его в комнату невесты, а сам уходил радостный, потому что его задача была выполнена и влюбленные были вместе. Он не завидовал жениху и его счастью с невестой: он знал, что должен был помочь им соединиться и, выполнив свою задачу, он с удовольствием и радостью покидал свое место на сцене.»

Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.

Л.Д. Из воспоминаний:
«…Со зла я флиртовала… в Боблове с двоюродными братьями Смирновыми, тоже гимназистами, которые все поочередно влюблялись в меня и в мою сестру.»

Раньше Блок писал, Блоку снилось, Блок видел «преступный сон о божьем гневе», видел «неопалимую купину», то есть это к нему обращался голос из несгораяющего тернового куста… А теперь он, не переставая думает о самоубийстве, оправдываясь перед собой, что «смерть нужна… для перехода или как условие».
Теперь он лишь – отрок, лишь «Друг жениха, шошбен…»
«… и, выполнив свою задачу, он с удовольствием и радостью покидал свое место на сцене.»

Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.

Вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

Ал. Блок: «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.

Вот их краткая сводка:

I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.

V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».

VI. С.-Петербург. Осень - 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

Данное стихотворение относится к ТРЕТЬЕЙ сцене ПЯТОГО раздела. Всего сцен в нем – пять:

Сцена первая. Разномирье.
Сцена вторая. Иное новоселье
Сцена третья. Чужая свадьба
Сцена четвертая. Без лица и названья.
Сцена пятая. Двух голосов перекличка

Чужая свадьба:

7. «Я, отрок, зажигаю свечи…» (

«Я, отрок, зажигаю свечи…» Александр Блок

Имеющий непесту есть жених; а
друг жениха, стоящий и внимаю-
щий ему, радосгью радуется,
слыша голос жениха.
От Иоанна, III, 29

Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.

Анализ стихотворения Блока «Я, отрок, зажигаю свечи…»

Встреча семнадцатилетнего Александра Блока с шестнадцатилетней Любовью Менделеевой, произошедшая в 1898 году, навсегда изменила жизнь обоих. Молодой поэт влюбился практически с первого взгляда, дочь знаменитого химика сперва не хотела иметь с ним ничего общего, считая «позером с повадками фата». Затем она уступила, но роман оказался краткосрочным. Чувства Блока к Менделеевой в полной мере отразились в цикле «Стихи о Прекрасной Даме», в который входит стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи…», написанное в июле 1902 года. В это время поэт увлекался мистицизмом, философией Соловьева, вследствие чего сильно идеализировал образ любимой девушки. Рациональная и трезво мыслящая Менделеева идей своего поклонника не разделяла, то отдаляясь от него, то становясь ближе. Тем не менее, полный мучений роман в 1903 году привел к бракосочетанию.

В стихотворении «Я, отрок, зажигаю свечи…» отражено преданное поклонение лирического героя Ее образу — чистому, прекрасному, женственному, вечному. Важное место здесь отведено белому (цветы, церковь). По воспоминаниям Сергея Соловьева, Любви Менделеевой, обладательнице «древнерусской» и «тициановской» красоты, особенно шел белый цвет в одежде, хотя хороша она была также и в ярко-красном. Есть и еще один момент. Белый цвет олицетворяет чистоту, непорочность, веру.

Любовь, как и в других стихотворениях Блока, предстает символом. Поэтому нематериален Ее образ в стихотворении, поэтому лирическому герою никогда с ней не встретится:
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.

Присутствуют в стихотворении «Я, отрок, зажигаю свечи…» и христианские мотивы. Особого внимания заслуживает эпиграф, предпосланный Блоком. Взят он из Евангелия от Иоанна (III, 29) и воспроизводит слова Иоанна Крестителя, ближайшего предшественника Иисуса Христа, процитированные Иоанном Богословом. По мнению православных христиан, в этой фразе заключает зерно повествования, разворачивающегося в Апокалипсисе, книге, настроения и образы которой не раз появляются в творчестве Блока. Поэт воспринимает труд Иоанна Богослова как рассказ о тяжелом пути, что проходит мир, дабы освободиться от скверны, а не как историю о конце света.

«Я, отрок, зажигаю свечи…» можно весьма условно считать своеобразным пророчеством Блока. В последнем четверостишии он говорит о браке, до которого на момент написания стихотворения оставалось немногим больше года.

Имеющий невесту есть жених;

а друг жениха, стоящий и

внимающий ему, радостью

От Иоанна, III, 29

Я, отрок, зажигаю свечи,

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье

У Белой церкви над рекой,

Передзакатное селенье

И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,

Любуюсь тайной красоты,

И за церковную ограду

Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.

Жених сойдет из алтаря.

И от вершин зубчатых леса

Забрежжит брачная заря.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-02-06

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Преобладающее настроение, его изменение

Цветовая гамма стихотворения:

1 строфа. Красный цвет огня кадильного и свечей на темном фоне внутреннего церковного убранства. Голубой фон реки. Ее образ на том берегу в белом платье.

2 строфа. Белая церковь на фоне вечернего заката в сумраке мутно-голубого цвета.

3 строфа. Ее облик в ярких светлых тонах, белая церковь, церковная ограда, белые цветы.

4 строфа. Рассвет на фоне туманной завесы с отблеском алого.

Основные образы

Поэтическая мысль от строфы к строфе движется с помощью лирического сюжета, передающего внутреннее состояние лирического героя (моление, преклонение, любование), который предстает перед нами в облике преданного, коленопреклоненного, покорного юного обожателя Ее образа.

Упоминание свечей, кадильного огня, церковной ограды, алтаря, а также господство белого цвета (белая церковь, белые цветы) свидетельствуют о святости образа героини, подчеркивают Ее непорочность, чистоту. К тому же белый цвет в христианской символике олицетворяет Веру.

В «Воспоминаниях об Александре Блоке» Сергея Соловьева читаем: «Молчаливость, скромность, простота, изящество Любови Дмитриевны Менделеевой всех очаровали… Ее тициановская и древнерусская красота еще выигрывала от умения изящно одеваться, более всего шло к ней белое, но хороша она была также в белом, и в ярко красном…»

Теперь можно с уверенностью сказать, что символика белого цвета не случайна: он находится под впечатлением от романтического переживания – увлечение А. Блока Л. Д. Менделеевой, и к тому же олицетворяет Веру в Вечное, Чистое, Прекрасное, Женственное как появление возвышенного.

Огонь и свечи ассоциируются с красным цветом, который символизирует любовь. Но для А. Блока любовь – тайна, нечто совершенное, неземное. Мы не встречали у А. Блока стихов, в которых он бы писал о любви как о реальности. Любовь – всегда лишь образ, символ, то есть чувство любви, доступное душе, никогда не воплощается в реальное лицо. Вот поэтому Ее образ в стихотворении нематериален: «Она без мысли и без речи // на том смеется берегу». Они не могут встретиться – их разделяет река. Она для героя символ бесплотного средоточения Веры, Надежды, Любви.

Он – смиренный отрок, зажигающий свечи, готовый на все ради Нее, дабы запечатлеть Ее неземной Лик. Только благодаря Ее образу, он может постичь тайны красоты и брачных уз.

Звукопись

Доминируют гласные «а», «о», «е», что свидетельствуют о контрасте темного и светлого фонов: «а» - светлый, широкий, «е» - теплый, узкий, «о» - темный, бесконечный. Эти звуки придают красоту, плавность, мелодичность звучания стихотворения.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

Стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи» состоит из четырех строф, где строки четко рифмуются перекрестной рифмой.

Стихотворение А. Блока «Я, отрок, зажигаю свечи» было написано летом 1902 года, когда поэт увлекался мистицизмом и философией. Данное произведение входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Чувства, испытываемые в Любови Менделеевой, Блок выразил в этом стихотворении.

Композиция такова: стихотворение четко разделено на четыре одинаковые строфы. В первой строфе поэт показывает нам лирического героя, который зажигает свечи, и женский образ, смеющийся на противоположном берегу реки. Во втором четверостишье Блок рисует вечерний пейзаж: предзакатное небо, белая церковь, мутно-голубая река. В третьей строфе герой любуется Ее ярким образом, на фоне которого природа блекнет, поклоняется ей, бросая белые цветы за ограду.

В четвертом же четверостишье настает рассвет на фоне туманной завесы.

В «Я, отрок, зажигаю свечи» читателю представлен образ лирического героя, его внутренне состояние: он поклоняется светлому женственному образу. Этот женский образ недосягаем для героя, однако на протяжении всего стихотворения он не перестает любоваться и восхищаться ним.

В произведении преобладает мотив сна, который передается через неяркие размытые образы. Это создает таинственное мистическое ощущение.

В произведении большую роль играет цветопись. Символика белого цвета в стихотворении не случайна. Эпитеты цвета («белая церковь», «сумрак мутно-голубой», «белые цветы») олицетворяют непорочность и чистоту женского образа, перед которым преклоняется герой. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

В христианской символике белый цвет означает веру в силы Бога.

Главная героиня – недосягаемый, нематериальный образ. Любовь лирического героя к ней – всего лишь символ, который не воплощен в реальность, он доступен лишь душе и чувствам. Она принадлежит неземному, идеальному миру, поэтому лирический герой не встретит Ее никогда.

В стихотворении поэт использовал ассонанс. Звуки «о», а», «е» придают стихотворению особое распевное и мелодичное звучание. Они передают мягкость, женственность и красоту главной героине.