"Я обсуждаю с ребенком школу, но не унижаю учителей". Кодекс адекватного родителя

Отношение с ребенком

1. Учеба — это самостоятельное дело моего ребенка.

Отношение с учителем

1. Я не вмешиваюсь в учебный процесс.

(Я даю возможность учителю работать по той программе и тем учебникам, по каким он считает нужным.)

2. Я готова выслушать учителя, если возникли проблемы и он считает, что я должна об этом знать. Если надо, я готова решать проблему вместе с учителем.

3. Мой ребенок имеет право не учиться, учитель имеет право реагировать на это так, как считает нужным.

(Не сделаны уроки и учитель считает, что за это нужно ставить «два». Нет проблем. Я не буду бегать и выпрашивать оценки.)

4. Я обсуждаю с ребенком школу, но не унижаю учителей, не роняю их авторитет в глазах ребенка.

Я готова соблюдать все вышеперечисленное, но взамен я хочу от школы:

1. Безопасности.

Ребенка не отравят в столовой, ему на набьют морду и не «отожмут» телефон. Буллинга, троллинга и прочей дедовщины в школе быть не должно.

Если произошло ЧП, то моему ребенку мгновенно будет вызвана «Скорая помощь».

Я адекватная и не буду давать ребенку в школу бриллиантовое колье, 145-ый айфон и несколько тыщ долларов в кошельке, чтоб потом истерить, что их украли.

Я адекватная и понимаю, что ребенок может поскользнуться и упасть на лестнице, и я не буду подавать в суд на учителя физкультуры, если ребенок ударит руку о мяч.

Источник фото: e2sport.com

2. Возможности получить знания, если ребенок этого хочет.

Тут я не готова спорить, что должна или не должна делать школа, если ребенок НЕ хочет учиться.

Но если ребенок ХОЧЕТ, то школа ОБЯЗАНА предоставить ему возможность.

В идеале, на любом уровне.

Да, я хочу, чтоб мой ребенок (если хочет) сидел в уголочке, заваленный по уши олимпиадными задачами по любимому предмету, а не плевал в потолок, потому что на уроке ему смертельно скучно.

3. Учителей, как людей с высшим педагогическим образованием.

Понятно, да? Их учили, они в курсе психологии подростков, они владеют методиками. Они умеют объяснять.

4. Учителей, которые в рамках программы в совершенстве владеют предметом, который преподают.

5. Учителей, которые оценивает только знания по конкретному предмету.

Это избыточный пункт, если выполняется п.3, но очень насущный. Оценка на физике ставится за знание физики. Не за «хамишь учителю, на бал ниже», не за длину юбки и помаду, но и не за посещение театра, субботника, поход на хоккей и прочие радости.


Источник фото: pixabay.com

Разрешение конфликтов

1. Я буду на стороне ребенка в любой конфликтной ситуации. Я буду защищать его, его ребенок прав, и буду поддерживать, если он не прав. Но я не позволю никому ущемлять, оскорблять и унижать своего ребенка.

2. Если я считаю, что учитель не справляется со своими обязанностями, я имею право об этом говорить. И я имею права требовать замены.

3. Я не обязана подчиняться инициативам минобра, если это не прописано в Кодексе об образовании.

В Кодексе нет ни обязательной школьной формы, ни концертов, на которые обязаны ходить выпускники, ни подписки, не к ночи будет помянута. Все, что делается за мои деньги может быть сделано только с моего добровольного согласия.

А какие пункты вы можете добавить к Кодексу?

Всем привет, меня зовут Татьяна. Живу в сельской местности в 140 км от столицы г. Ижевска Удмуртской Республики в с. Дебесы. Село у нас не большое, но красивое, есть чем гордиться, окружает красивая природа, в летний период бывает много туристов, посмотреть на урочище Байгурезь, и перекаты реки Чепцы, Сибирский тракт.

По профессии я педагог, работаю более 10 лет в детском саду, заместителем заведующей по воспитательно-методической работе. Работа моя мне очень нравится, я люблю детей, а вместе с ними и их родителей. Моя задача, заместителя заведующей по ВМР, как можно интереснее и полезнее организовать деятельность детского сада.

Работа с родителями – одна из приоритетных направлений ДОУ. Формирование сотрудничества детей, родителей, педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.

Инновационная направленность данного проекта – это планирование по разделам, а разделы распределены по образовательным областям по ФГОС ДО, что дает равномерно распределить мероприятия по охвату всех образовательных областей, и широкий ассортимент мероприятий для участия каждой семьи.

Положительной стороной подобных разделов планирования и форм мероприятий является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации, выбрать нужное на данный момент мероприятие для участия семьи, группы. Появляется прозрачность контроля работы в группах по взаимодействию с семьями.

Таким образом, предложенный педагогический проект «ШАР» способствует повышению педагогической и правовой компетентности родителей и педагогов. Проект "ШАР" по организации работы с родителями в детском саду существует с 2008 года. Опыт работы был представлен на Республиканский конкурс и награжден Дипломом Победитель Республиканского виртуального конкурса инновационных проектов «Образование без границ-2008», в 2013 году проект представлен на Всероссийский дистанционный конкурс «Моя педагогическая инициатива» где стал обладателем Диплома Лауреата в номинации «Методическая работа в ДОУ», а в 2017 году на Всероссийском конкурсе общеобразовательных организаций на лучшую работу с родителями проект был награжден Дипломом за третье место.

Цель проекта «ШАР»:

Актуализация интегрированных форм детско-родительской деятельности в образовательном пространстве ДОУ, направленной на создание благоприятного психоэмоционального климата в детском учреждении и в семьях.

Задачи:

В отношении педагогов:

Изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с ее членами с целью согласования образовательных и воспитательных взаимодействий на ребенка;

Разработать план действий (составление календарного плана на учебный год) педагогического проекта «ШАР» через интегрированные формы детско-родительской деятельности по основным направлениям развития детей.

В отношении родителей :

Вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию через поиск, и внедрение наиболее эффективных форм работы;

Создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия;

Помочь в обеспечении родителей специальной литературой и дидактическими материалами для занятий с детьми дома.

В отношении детей:

Создать совместные с семьей благоприятные условия для формирования интегративных качеств у детей на протяжении дошкольного возраста.

Важные принципы педагогической практики:

Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Рассматривать членов семьи как важнейших участников образовательного процесса.

Проявлять гибкость и чуткость, предоставлять всевозможные услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Уважать различные культурные ценности семей, обеспечивать доступность официальных общественных услуг, а также координировать эти услуги.

Почему так важно поддержать этот проект?

Все бы хорошо, но есть семьи - семьи "группы риска", которых очень тяжело привлечь в совместную деятельность. Возникла идея по организации площадки "ЛЕГО+ПАПА+Я" именно для таких семей. Но для организации данной площадки нужны средства для преобретения комплектов ЛЕГО-конструкторов. Очень хотим, неравнодушных к подрастающему поколению людей, откликнуться, дать детям с семьи "группы риска" обрести счастье. Вложенные пользователями средства будут потрачены на приобретение комплекта перворобот Lego We Do.

Евгения Пастернак. Фото: Facebook

Я давно хотела написать такую штуку, назовем ее условно – кодекс адекватного родителя.

Очень много статей последнее время о том, как родители мешают жить учителям, и только ленивый не говорит о том, что в школе работают идиоты. На самом деле дураков хватает и среди родителей, и среди учителей. Но адекватных людей, в целом, больше. И нам нужно как-то договариваться, а не поливать друг друга, и не валить друг на друга все свои беды.

Ниже я перечислила, на мой взгляд, простые правила. Если мы (школа и родители) будем их соблюдать, то дети наши будут счастливы и спокойны.

Это черновик, первое чтение, так сказать, так что обсуждение приветствуется.

Кодекс адекватного родителя

Отношения с ребенком

1. Учеба – это самостоятельное дело моего ребенка.

Отношения с учителем

1. Я не вмешиваюсь в учебный процесс.

(Я даю возможность учителю работать по той программе и тем учебникам, по каким он считает нужным.)

2. Я готова выслушать учителя, если возникли проблемы и он считает, что я должна об этом знать. Если надо, я готова решать проблему вместе с учителем.

3. Мой ребенок имеет право не учиться, учитель имеет право реагировать на это так, как считает нужным.

(Не сделаны уроки и учитель считает, что за это нужно ставить «два». Нет проблем. Я не буду бегать и выпрашивать оценки.)

4. Я обсуждаю с ребенком школу, но не унижаю учителей, не роняю их авторитет в глазах ребенка.

Я готова соблюдать все вышеперечисленное, но взамен я хочу от школы:

1. Безопасности.

Ребенка не отравят в столовой, ему не набьют морду и не «отожмут» телефон. Буллинга, троллинга и прочей дедовщины в школе быть не должно.

Если произошло ЧП, то моему ребенку мгновенно будет вызвана скорая помощь.

Я адекватная и не буду давать ребенку в школу бриллиантовое колье, 145-й айфон и несколько тыщ долларов в кошельке, чтоб потом истерить, что их украли.

Я адекватная и понимаю, что ребенок может поскользнуться и упасть на лестнице, и я не буду подавать в суд на учителя физкультуры, если ребенок ударит руку о мяч.

2. Возможности получить знания, если ребенок этого хочет.

Тут я не готова спорить, что должна или не должна делать школа, если ребенок НЕ хочет учиться.

Но если ребенок ХОЧЕТ, то школа ОБЯЗАНА предоставить ему возможность.

В идеале, на любом уровне.

Да, я хочу, чтоб мой ребенок (если хочет) сидел в уголочке, заваленный по уши олимпиадными задачами по любимому предмету, а не плевал в потолок, потому что на уроке ему смертельно скучно.

3. Учителей, как людей с высшим педагогическим образованием.

Понятно, да? Их учили, они в курсе психологии подростков, они владеют методиками. Они умеют объяснять.

4. Учителей, которые в рамках программы в совершенстве владеют предметом, который преподают.

5. Учителей, которые оценивают только знания по конкретному предмету.

Это избыточный пункт, если выполняется п. 3, но очень насущный. Оценка на физике ставится за знание физики. Не за «хамишь учителю, на балл ниже», не за длину юбки и помаду, но и не за посещение театра, субботника, поход на хоккей и прочие радости.

Разрешение конфликтов

1. Я буду на стороне ребенка в любой конфликтной ситуации. Я буду защищать его, если ребенок прав, и буду поддерживать, если он не прав. Но я не позволю никому ущемлять, оскорблять и унижать своего ребенка.

2. Если я считаю, что учитель не справляется со своими обязанностями, я имею право об этом говорить. И я имею право требовать замены.

3. Я не обязана подчиняться инициативам минобра, если это не прописано в Кодексе об образовании. (Автор текста – жительница Белоруссии, в данном случае речь о реалиях образовательной системы этой страны. – Прим. ред.)

(В Кодексе нет ни обязательной школьной формы, ни концертов, на которые обязаны ходить выпускники, ни подписки, не к ночи будет помянута. Все, что делается за мои деньги, может быть сделано только с моего добровольного согласия.)

«Только после родов я узнала, за кого вышла замуж» – с этой фразы начинается большинство грустных историй о разводах, разбитых сердцах и брошенных детях. Как выбрать мужчину один раз и на всю жизнь? Можно ли распознать потенциал хорошего отца еще на первых свиданиях? Каким должен быть современный хороший отец? Обо всем этом и многом другом мы решили спрашивать не женщин, а мужчин. Тех, кого по нашему мнению можно назвать суперпапами.

Ложечка за папу!

Наш сегодняшний герой – Николай Дмитриев. О том, что он суперпапа, мы узнали из инстаграма его жены, популярного блогера Виктории Дмитриевой. Она активно и с удовольствием рассказывает своим подписчикам, что они с мужем – команда, и что смена подгузника –совсем не подвиг, за который мужчине надо поставить памятник посреди комнаты, а нечто нормальное и само собой разумеющееся. Именно читая блог Вики с примерами из их с Николаем семейной жизни, мы и задумали этот спецпроект.

Во время личной встречи с Николаем мы услышали мужскую точку зрения, которая не только не противоречила рассказам его жены, но и заставила пару раз прослезиться. Большой и сильный мужчина, который любит своих детей и так проникновенно рассказывает о своем отцовстве – это очень трогательно.

СУПЕРПАПА с младшим сыном

Николай Дмитриев

  • Возраст – 33 года.

Сыновья:

Дима – 5 лет, Лева – 4 года, Тихон – 10 месяцев

Сфера деятельности: инвестиционный консалтинг и образовательные проекты (Дирекция НТП, Фонд Сколково, ФРИИ, Vita Ventures, Школа Адекватных Родителей)

  • Самое ужасное воспоминание … когда старший сын упал с дивана головой вниз
  • Больше всего боюсь … потерять детей. Иногда по ночам «ловлю» их во сне
  • Самое большое чувство нежности … когда сын говорит «папа» и обнимает, целует
  • Труднее всего … поддерживать установленные границы и наказывать при несоблюдении правил
  • Легче всего оказалось … финансирование детей. Тема с огромными деньгами на детей перегрета и не является таковой, дети почти не требуют расходов или это оказалось легче, чем я ожидал
  • Любимое совместное занятие с детьми … путешествия. Дети радуются всему — и ты вслед за ними начинаешь замечать многое, на что сам бы не обратил внимания.

Уравнение любви: ВИКА + КОЛЯ = ДИМА + ЛЕВА + ТИХОН

Свое собственное детство я помню с момента, когда мы с моей мамой шли за ручку через парк в детский сад. Она меня спросила: «Кем ты хочешь стать?». Я ответил, что хочу стать Главным. Главным в чем именно, я не мог ответить. Но точно помню, что в период детсадовского возраста, «стать главным» я видел своей основной целью на будущее.

В садике в моей группе был забияка, лидер-здоровяк, который всех обижал – в том числе и меня. Я тогда решил обратиться к своему папе, спросил, как защищаться. Папа начал меня учить, показывал полезные приемы. В этот момент я испытал очень важное чувство – что у меня есть тыл. Получил какой-то защитный механизм на всю жизнь, который сейчас автоматически срабатывает, когда дело касается моих детей. Я сразу вступаюсь и никому не даю обижать малышей. Мы стараемся воспитывать детей самостоятельными, но при этом я считаю очень важно, чтобы у них тоже с детства было чувство этого тыла, защиты, на которую они могут рассчитывать в своей семье.

При этом сам я был довольно буйным ребенком. Помню, как кричал на весь парк, со слезами, рыданиями. Летом в деревне если было шумно, шутили, что это, наверное, Николая в баню ведут. Эти истерики я устраивал для манипуляций, они не всегда помогали добиться желаемого, но иначе справиться с ситуацией у меня тогда не получалось. Сейчас я узнаю себя в старшем сыне – он тоже так реагирует на некоторые моменты, и я его понимаю лучше всех членов семьи, мы с ним как будто из одного теста в этом смысле.

В школьные годы я стал гораздо сознательнее. Возможно, потому, что у меня родился младший брат. С тех пор я стал считаться образцово-показательным ребенком. Учился в основном на пятерки, поступил в хороший ВУЗ, даже не в один.

Николай Дмитриев: Для мужчины поменять памперс — это не подвиг, это просто НОРМАЛЬНО. Как может быть иначе? Это же твой сын!

Николай Дмитриев: Для мужчины поменять сыну памперс — это не подвиг, это просто НОРМАЛЬНО. Как может быть иначе? Это же твой сын!

ОТРОЧЕСТВО, ЮНОСТЬ

В юности, наверное, мало кто задумывается о том, чтобы жениться и родить детей. У меня не было конкретных целей в отношениях, но относился я к ним ответственно. Изначально моими критериями выбора девушек были понятия «красивая», «эффектная», «яркая». Это не приводило к хорошим результатам, потому что «быть с красивой девушкой» — неверная цель. В какой-то момент мне надоело распыляться, и я для себя как для мужчины сформулировал несколько важных моментов.

Во-первых, я понял, что ищу все-таки серьезных отношений, то есть мне нужен человек, с которым захочется развивать отношения, быть вместе надолго. Во-вторых, я задумался о том, что в отношениях мы дарим человеку свое время, силы, душу и деньги. Если мы любим, то вкладываемся в отношения так, как, если задуматься, не вкладываемся больше ни во что. А значит, будущая жена будет моей главной инвестицией, и при этом моей партнершей долгие годы. Я решил подойти к выбору основательно и разработал свой тест для поиска подходящей девушки. У меня был отдельный файлик с вопросами, которые я задавал себе при знакомстве. Например, хочу ли я просыпаться с этой девушкой. Не могу объяснить, из чего складывается это ощущение, но оно понятно любому мужчине. Просто сразу – с этой да, а с этой нет. На этом вопросе много кандидаток отсеялось. Вторым хорошим фильтром оказался вопрос, хочу ли я, чтобы эта девушка была матерью моих детей. Были девушки, которые подходили по всем остальным пунктам, а на этот вопрос я однозначно отвечал себе – нет. Опять же, поясню для читательниц — мужчина не анализирует составляющие, не думает «а вот если…» «а вдруг», «может быть, при каких-то обстоятельствах». Просто точно знает ответ с первых моментов общения.

Еще один важный вопрос был в том, общие ли у нас с девушкой ценности. На него было сложно быстро получить ответ, потому что надо достаточно долго прообщаться с человеком, чтобы понять, какое у него мировоззрение. В идеале ценности должны совпадать. И я для себя пришел к выводу, что людям из одной страны, региона, города легче прожить вместе долго. Многие вещи закладываются в детстве, формируются окружением. Не то, что кто-то лучше или хуже. Просто легче ужиться, если вы оба считаете нормой одни и те же вещи, а не доказываете что-то друг другу без конца. Один мой знакомый москвич женился на испанке. В период знакомства их притягивал друг к другу интерес, взаимно восхищала их разность. Через 10 лет их начали напрягать друг в друге именно те вещи, которые изначально притягивали.

Эмоциональный показатель при знакомствах тоже, конечно, был, но я выбирал человека, чтобы вместе жить долго, и на одних эмоциях такой ответственный выбор сделать невозможно. Тут полезно быть прагматичным в начале, чтобы потом не сломать свою жизнь, жизнь женщины и детей.

All you need is LOVE

ВИКТОРИЯ КАК ЛИЧНАЯ ПОБЕДА

С Викой мы познакомились на сайте знакомств. Мне понравилась ее анкета, и я предложил встретиться. Вика написала, что я слишком быстрый, на что я спросил – зачем тянуть? Мы увидим друг друга и за 5 минут поймем, может что-то получиться или нет. И если нет, сэкономим кучу времени. Вика согласилась, что это логично. В тот же вечер мы встретились в кафе. Вика потом призналась, что у нее сразу промелькнула мысль, что я мог бы стать хорошим мужем. Я же для себя положительно ответил на главный вопрос – Вика могла бы стать матерью моих детей. Вообще быстро понял, что по всем критериям она мне подходит.

Потом у нас были свидания, отношения постепенно развивались. Для меня отношения как лесенка, по которой поднимаешься ступенька за ступенькой. И откатить назад, спуститься на несколько ступеней вниз или перейти с середины на другую лестницу — немыслимо. Выбор только у подножья, дальше сам путь. Если я делаю шаг, я за него отвечаю. Именно поэтому у нас с Викой даже был конфликт. Она спрашивала – когда ты меня уже будешь представлять в качестве своей девушки. Многие бросаются словами, сегодня одна любимая девушка, завтра другая в том же статусе. А для меня это было ответственное решение. Когда я в итоге так сказал, следующий шаг – это уже был ЗАГС.

На нашей лестнице были осечки – конечно, из-за Вики. (смеется). Мы даже расставались на несколько месяцев по ее инициативе. Но в итоге она образумилась и приняла правильные решения. (смеется)

Я считаю, я как мужчина должен отвечать в семье за какие-то принципиальные вещи. С женой нужно советоваться, но принимать решение самому – потому что и ответственность должна быть на мужчине. При этом за многие моменты в семье отвечает Вика. Детьми мы занимаемся совместно.

Еще в период ухаживаний я говорил Вике, что если у нас будут дети, я хочу, чтобы мы все делали вместе. У меня есть пара знакомых, которые живут в концепции «мужчина зарабатывает деньги, а женщина занимается детьми». Нам их очень жаль, потому что когда ребенком занимается только женщина – это неправильно. У ребенка должны быть мать и отец. А если ребенок 90% времени с матерью, то отца как будто и нет. Более того, считается, что мужчина устает, а женщина дома отдыхает. Так вот дети – это как три работы. Я много времени провожу с детьми и знаю, о чем говорю, в отличие от мужчин, которые даже не пробовали.

Я занимаюсь венчурными инвестициями как инвестиционный директор. Если кратко, то мы помогаем бизнесменам выводить новый продукт на рынок, находить финансирование для расширения, когда банки отказывают. Мы помогаем таким компаниям ускорить рост через фонды.

Когда Вика забеременела, мы жили в центре Москвы. Детей решили растить загородом, на свежем воздухе, в своем доме. И переехали. Конечно, на работу добираться по пробкам стало очень неудобно.

Позиция у меня на работе была высокая, и мне удалось сформировать свой график так, чтобы ездить не в час пик, экономить время. При этом и работал я не меньше 8 часов в день, и дома занимался всеми важными семейными вопросами. Мне кажется, многие мужчины могли бы найти такой баланс, это вопрос желания – проводить больше времени с семьей или напротив, сбегать из дома под любым предлогом.

Николай Дмитриев: У нас с Викой четверо детей. Первый — это наши отношения. Этот ребенок тоже растет, развивается, и ему важно уделять время!

СУПЕРПАПА

Рождение ребенка до того, как я стал отцом, было для меня чем-то светлым за гранью моего познания. Было ощущение, что дети выводят на какой-то новый более высокий уровень развития. Я понимал, что когда они родятся, вся моя жизнь изменится, и ждал этого с благоговейным трепетом.

Первый ребенок у нас был запланированным, мы как отличники готовились – пили витамины, ходили по врачам, в школы родительства, изучали как надо высчитывать количество молока. Вика провела целое маркетинговое исследование по роддомам и собрала с собой на роды столько вещей, словно мы переезжали.

У нас были совместные роды с семейной палатой. Присутствовать на родах было моим личным решением, и я не понимал, как может быть иначе. Ведь жене после родов будет тяжело и нужна будет помощь, начиная от эмоциональной поддержки и до базовой безопасности – например, позвать врача. Ну и вообще, пропустить роды твоего ребенка – это как не поехать на свою свадьбу. Это ведь одно из самых важных событий в жизни.

Некоторые знакомые мужчины говорили, что у меня может быть шок от вида крови, и я вообще потом не захочу жену. Я на всякий случай посмотрел на ютюбе пару видео, понял, что меня особо ничего не шокирует. В плане секса совместные роды не отвращают, а напротив дают такое чувство эмоционального сближения,что отношения после этого выходят на более глубокий уровень. Наши совместные роды – яркие и крутые моменты нашей семейной жизни, я их вспоминаю с умилением.

Курсы подготовки к родительству, которые мы посещали с Викой, меня только вели в заблуждение. Нам рисовали интегралы по расчету количества грудного молока – и я, будучи кандидатом наук, не мог понять, зачем это все вообще нужно. А потом родился Дима и начался треш. Первые полгода он только орал, почти совсем не спал, и это был настоящий вызов. Мне казалось, что так ведут себя все дети, и когда я приезжал на работу после бессонных ночей, и видел там других молодых отцов, я лично жал руку каждому просто за то, что они доехали до работы. Я нанял двух фул-тайм нянь, потому что мы с Викой в какой-то момент почувствовали,что все, это край, мы просто умрем от недосыпа, если что-то с этим не сделаем. Сейчас мы справляемся с тремя детьми без нянь, но тогда это была просто жизненная необходимость. Только к третьему ребенку мы поняли, что все дети разные, и некоторые спят довольно крепко и орут не 24 часа в сутки. Вот наш третий сын – это подарочный вариант.