X Y Z - теория поколений. Икс и игрек

Поколение X, поколение Y, поколение Z - эти фразы часто мелькают на HR-конференциях и в специальных статьях. Кто же эти господа? Почему их нужно знать в лицо? Чем их можно привлечь в свою компанию? По мнению экспертов рынка труда, теория поколений - не модное увлечение, а расширение возможностей привлечения и управления персоналом.

Скажи мне, когда ты родился...

Описать особенности и различия разных поколений в 1991 году решили два американских исследователя: Уильям Штраус и Нейл Хоув. Созданная ими теория была основана на том, что ценностные ориентиры разных поколений существенно различаются. Штраус и Хоув изучили эти различия, а также причины, породившие их (политическая и социальная обстановка, уровень технического развития, знаковые события своего времени). Это научное достижение вскоре нашло сферу практического применения: оказалось, что теорию поколений очень полезно использовать в бизнес-структурах, и теперь на нее ориентируются современные эйчары. «Глубинные ценности поколений являются важным ориентиром для специалистов в области управления персоналом», - утверждает Михаил Семкин, советник генерального директора, холдинг «Империя Кадров». Эту мысль продолжает Софья Павлова, менеджер по развитию бизнеса рекрутинговой компании «Бигл»: «Действительно, профессионалы разных поколений обладают своими особенностями. Работая в рекрутинговой компании, можно выявить много различий между поколениями». Но каковы же эти различия?

Бэби-бумеры. По словам Михаила Семкина, основные ценности поколения бэби-бумеров (родившихся в 1943-1963 гг.) - заинтересованность в личностном росте, коллективизм, командный дух. Личностный рост такие сотрудники понимают как растущее умение достигать результата вместе, командой. Сейчас почти все бэби-бумеры достигли пенсионного возраста. Несмотря на это, многие из них еще работают. Особенность большинства российских бэби-бумеров - завидное здоровье и выносливость.

X. «Поколению Х (с 1963 по 1983 гг.) присущи: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, неформальность взглядов, надежда на себя», - говорит Михаил Семкин. Это поколение сотрудников можно назвать «поколением одиночек», нацеленных на упорную работу и индивидуальный успех.

Об этих же особенностях «иксов» говорит и Софья Павлова: «Это люди, привыкшие строить свою карьеру постепенно, на протяжении всей жизни и двигаться в одном направлении. Известно много примеров, когда ”Х” работают по 30-40 лет на одном и том же заводе, предприятии или госучреждении, где они годами накапливают опыт, начав свой профессиональный путь с самых низких ступеней. Как правило - сразу после институтской скамьи, где они получили профильное образование».

Y. У поколения Y (с 1983 по 2003 гг.) - свое понимание успеха и целеустремленности. «”Игреки” зачастую не готовы начинать свой путь с самых низов и медленно расти вверх, годами ожидая продвижения по службе и увеличения вознаграждения», - утверждает Софья Павлова. Именно «ориентированность на немедленное вознаграждение» считает главным недостатком сотрудников «игреков» Михаил Семкин.

Впрочем, у молодых работников есть оправдание. «На долю ”Y” приходится невероятный поток информации и очень неустойчивая внешняя профессиональная среда, ”Y” не может позволить себе быть специалистом в определенной очень узкой области и работать в ней всю свою жизнь», - говорит Софья Павлова. По словам Михаила Семкина, поколение Y - главная надежда и опора современных компаний». Почему? «Этому поколению присущи беспрецедентный уровень технической грамотности, увеличение объемов работы, выполняемой на дому, стремление к новым знаниям», - продолжает эксперт.

Как утверждает Михаил Семкин, эти люди станут основной рабочей силой на рынке труда уже через десять лет. Впрочем, привлекательность «игреков» для современных работодателей объясняется не только высокой технической грамотностью. Согласно наблюдениям Софьи Павловой, не так часто сейчас можно встретить человека данного поколения, который работает по профессии - чаще они предпочитают работать в тех сферах, где высокий заработок возможен здесь и сейчас, и для него не требуются годы кропотливого труда». В настоящее время, когда компаниям требуется множество сотрудников сферы обслуживания и менеджеров среднего звена, поколение Y может чувствовать себя на рынке труда вполне уверенно.

Z. Поколение Z еще слишком мало для того, чтобы можно было сказать что-либо об их профессиональных особенностях. «Пока трудно сказать, какие именно ценности передаст своим последователям поколение Y, так как время ускоряется, и технологии меняются с большой скоростью», - соглашается Михаил Семкин. Тем не менее в одной из наших предыдущих статей высказаны интересные соображения на этот счет.

Сезон охоты

Зачем все это специалистам по работе с персоналом? Но если задать вопрос немного по-другому: «Зачем это нужно специалисту по человеческим ресурсам?», все встанет на свои места. «Изначально термин Human Resources говорит о том, что на первом месте стоит человек», - подчеркивает Софья Павлова. Фокус внимания в бизнесе смещается в сторону человеческого потенциала. Именно он, а не материальные активы, становится главным богатством компании.

Кроме того, кадровый рынок входит в период активной борьбы за каждого соискателя. Чтобы выиграть ее, нужно предлагать лучшие условия талантливым сотрудникам из каждого поколения. Нельзя мерить все поколения по одной мерке - слишком разные у них представления о «работе мечты». «Теория поколений очень важна для понимания движущих факторов и мотивации работников», - утверждает Михаил Семкин.

Что «иксу» хорошо, то «игреку»...

Что же такое «лучшие условия» в понимании сотрудников разных возрастов?

Бэби-бумеры. Это поколение, как замечает Михаил Семкин, является наиболее стабильным по своим запросам и сильно ориентировано на устойчивость. Если создать бэби-бумерам стабильные условия, «зарядить» их на достижение результата можно и с помощью нематериальной мотивации.

X. «Основная мотивация для ”X” - это быть неотъемлемой частью корпоративной культуры, уверенность в завтрашнем дне и четкая организационная структура», - утверждает Софья Павлова. По мнению Михаила Семкина, одним из работающих мотиваторов для представителей данного поколения является возможность учиться в течение всей жизни. Что касается материальной мотивации, то, как говорит Софья Павлова, X предпочитают фиксированные оклады. Слишком большая переменная часть зарплаты их нервирует.

Y. «Игреков» иногда называют также «сетевым поколением». Неудивительно, что их легче всего завербовать через Всемирную паутину, в особенности - через социальные сети. «Основная мотивация для ”Y” - финансовое вознаграждение, отсутствие бюрократии, технологичность (например, оснащение офисов высокотехничным оборудованием)», - говорит Софья Павлова. С этим полностью согласен Михаил Семкин: «Если в компании не внедряются новые технологии, нет деятельности по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, это может отпугнуть перспективных сотрудников поколения Y».

Кроме того, «игреков» привлекают компании, в которых мало ограничений и запретов. Поколение Y ценит непринужденную атмосферу и свободный стиль общения, не любит придерживаться дресс-кода и ходить по струнке. Еще один действенный прием мотивации для поколения, выросшего на компьютерных играх - «маскировка» рабочей рутины эстетикой игры.

Пренебрегать не стоит

Можно, конечно, отмахнуться от теории поколений как от очередной выдумки теоретиков. Но компании, которые отмахиваются от большинства трендов, считая их причудами, тормозят свое развитие (как, впрочем, и те, кто принимает их бездумно и без тщательной проработки). «Специальный подход к представителям разных поколений, безусловно, необходим, - утверждает Софья Павлова. - Как говорится, ”на каждый товар свой купец”, и там, где необходим ”X”, ”Y” его не заменит. Идеально, когда происходит симбиоз: ”X” берут шефство над ”Y”, при этом прислушиваясь к молодому поколению и перенимая от них новое».

Чем может обернуться пренебрежение различиями поколений? «Негативные последствия могут быть всегда, чаще всего это связано с тем, что компания получает ”не своего” кандидата, - продолжает эксперт. - В гонке за быстрым результатом консультанты могут ”подгонять” человека под позицию, что влечет за собой скорое разочарование и новоиспеченного работника, и компании, и самого же консультанта, которому необходимо будет подбирать замену».

«Принимая во внимание различия между поколениями, психологический портрет кандидата и глубокое знание компании-заказчика, консультант затратит больше времени на поиск, - продолжает Софья Павлова. - Но в результате помимо финансового вознаграждения получит также результат в виде благодарных ему людей».

Также теория поколений помогает не только подбирать персонал для компании, но и консультировать самих сотрудников и соискателей. Вот как это видит Софья Павлова: «Рынок диктует свое, и в настоящее время ”Y” легче найти работу своей мечты, так как они гораздо более адаптируемы, ”X” же может понадобиться на это больше времени. Здесь основная задача рекрутера - обозначить кандидату его важность и индивидуальность, чтобы в случае отказа человек понимал, что дело может быть и не в нем, а в совокупности факторов и текущих условиях рынка. Ведь благодаря профессионализму рекрутера, кандидат может обратить свое внимание на другие направления, где, возможно, до этого он себя не видел».

Помимо этого, по словам эксперта, если условия диктует кандидат, то рекрутеру полезно разбираться в особенностях поколений и факторах мотивации каждого, чтобы легче ”продавать” им компанию и вакансию.

Кроме того, применение теории поколений помогает выстроить корпоративную культуру компании. Последняя наиболее эффективна тогда, когда опирается на ценности работников того поколения, представителей которого в компании большинство. При этом, разумеется, не стоит игнорировать интересы остальных сотрудников.

Андрей Павлюченко

Как происходит процесс появления на свет мужчин и женщин? За это отвечают Х и У хромосомы. А начинается всё тогда, когда 400 млн. сперматозоидов устремляются на поиск яйцеклетки. Это не такое уж и сложное задание, как может показаться на первый взгляд. В человеческом организме яйцеклетку можно сравнить с огромной звездой, к которой со всех сторон несутся маленькие звёздные истребители-сперматозоиды.

Теперь поговорим о хромосомах. Они содержат в себе всю информацию, необходимую для сотворения человека. Всего нужно 46 хромосом. Их можно сравнить с 46 толстенными томами энциклопедии. При этом 23 хромосомы каждый человек получает от матери, а остальные 23 от отца. Но только 2 отвечают за пол, и одна должна быть Х-хромосомой.

Если вы получите комплект из 2-х Х-хромосом, то всю жизнь будете пользоваться женской уборной. А вот если комплект будет состоять из Х и У, то в этом случае вы обречены до конца своих дней ходить в мужской туалет. При этом надо знать, что за пол всю ответственность несёт мужчина, так как У-хромосома содержится лишь в сперматозоиде, а в яйцеклетке она отсутствует. Так что появление на свет мальчиков или девочек полностью завязано на мужском генетическом материале.

Примечательным фактом является то, что для воссоздания мужского пола вовсе не нужна хромосома У. Нужен лишь начальный толчок, чтобы запустилась программа развития мужского организма. А обеспечивает его специальный ген определения пола.

Х и У хромосомы не равноправные. Первая берёт на себя основную работу. А вторая лишь защищает связанные с ней гены. Их насчитывается всего 100, в то время как Х-хромосома несёт в себе 1500 генов.

От каждой Х-хромосомы для формирования мужского пола нужен один ген. А для формирования женского пола необходимо два гена. Это как рецепт пирога с одним стаканом муки. Если же взять два стакана, то всё кардинально изменится.

Однако следует знать, что женский эмбрион, имея две Х-хромосомы, одну из них игнорирует. Такое поведение называется инактивацией. Это делается для того, чтобы с 2-х копий Х-хромосом не образовалось вдвое больше генов, чем того требуется. Данное явление обозначается как дозовая компенсация генов. Инактивированная Х-хромосома будет неактивной во всех последующих клетках, образующихся в результате деления.

Отсюда видно, что клетки женского эмбриона образуют довольно сложную мозаику, собранную из неактивных и активных отцовских и материнских Х-хромосом. Что касается зародыша мужского пола, то в нём никакой инактивации Х-хромосомы не происходит. Отсюда получается, что женщины генетически сложнее мужчин. Это довольно громкое и смелое заявление, но факт есть факт.

А вот что касается генов Х-хромосомы, которых насчитывается 1500, то многие из них связаны с мозговой деятельностью и определяют человеческое мышление. Все мы знаем, что последовательность хромосом генома человека была определена в 2005 году. Было также установлено, что высокий процент генов Х-хромосомы обеспечивает генерацию белка, который участвует в формировании мозгового вещества.

Некоторые из генов задействуются в формировании мозговой мыслительной деятельности. Это вербальные навыки, социальное поведение, интеллектуальные способности. Поэтому в наши дни учёные считают Х-хромосому одной из основных точек познания.

Говоря «икс» мы обычно подразумеваем нечто таинственное, неизвестное или даже засекреченное. Герой оперетты «Принцесса цирка», скрывающий лицо под маской, носит прозвание Мистер Икс, американский фантастический телесериал о секретных расследованиях, связанных с аномальными явлениями, известный у нас как «Секретные материалы», в оригинале называется «X-files», и даже когда нужно обозначить какую-то абстрактную персону, часто используется наименование «икс», а если таковых две – то «икс» и «игрек». Скажем, именно так незабвенный профессор Громов из повести А.Велтистова «Приключения Электроника» обозначает «персонажей», в процессе беседы с которыми испытуемый должен угадать, кто из них живой человек, а кто – робот…

В литературу и разговорную речь такая традиция пришла из математики, точнее, из алгебры. Именно в алгебраических уравнениях принято обозначать неизвестные тремя последними буквами латинского алфавита – x, y и z. Кто же заложил эту традицию?

Сама по себе идея обозначить неизвестное число буквой была известна ещё в античном мире. Впервые это сделал в III в. н.э. александрийский математик Диофант. Строго говоря, в ту эпоху греки вообще не знали цифр как таковых – т.е. у них не было отдельных знаков для обозначения чисел, помещая над буквой черту (к слову, так же обстояло дело и в более поздние времена в допетровской Руси). Буква альфа с чертой обозначала «1», бета – «2» и т.д., с иоты начинались десятки, с буквы ро – сотни, и замыкала «колонну» буква сампи, соответствующая числу 900, это была 27-я буква греческого алфавита. Но была ещё и 28-я буква – сигма концевая, которой числа «не досталось»! Вот её-то Диофант и стал использовать для обозначения неизвестных.

Применяли буквенные обозначения неизвестных числе и европейские математики XV–XVIвв. Обозначения эти происходят от слова «вещь» в итальянском варианте (cosa) или латинском (res) или от латинского слова «latus» (сторона).

Определённую систему внёс в такие обозначения французский математик Ф.Виет. Его идея состояла в том, чтобы обозначать буквами (причём исключительно заглавными) не только неизвестные, но и произвольные параметры в уравнениях. При этом для неизвестных он использовал гласные, а для произвольных – согласные.

Привычная же нам система математических символов связана с именем французского математика и философа XVII в. Р.Декарта. Именно он предложил обозначать известные и постоянные величины первыми буквами латинского алфавита – a, b, c, d, а неизвестные и переменные – последними: x, y, z. Логика понятна: известное противопоставляется неизвестному, первые буквы – последним. Но некоторые историки усматривают здесь и ещё один источник (правда, эта гипотеза разделяется не всеми).

Возможно, обозначение неизвестного числа буквой икс связано с традициями арабской математики. Арабы обозначали неизвестное словом «нечто», по-арабски – «шей», а для обозначения на письме использовали букву, произносившуюся как «ш». Их достижения были усвоены европейцами через Испанию, долгое время находившуюся под мавританским владычеством. Но для арабского «шэй» испанцы использовали латинскую букву x, которая в то время читалась у них как «ш». Возможно, эта традиция как-то повлияла на Декарта в этом плане, но о стопроцентной уверенности говорить нельзя.

Каждое поколение - это целая эпоха от «доешь все до последнего кусочка» до «почему опять интернет не работает» или «зачем мне звонить, если можно написать СМС». Между этими словами 40 лет и 2 поколения.

Вот поколения, которые сейчас выделяют:

  • Поколение бэби-бумеров (1943 – 1963)
  • Поколение Х «Икс» (1963 – 1983)
  • Поколение Y «Игрек» (1983 – 2003)
  • Поколение Z «Зет» (c 2003)

Положили начало всему американские исследователи Нил Хоув и Уильям Штраус, которые в 1991 году представили миру так называемую теорию поколений в своей книге «Поколения» (Generations).

Психологи утверждают, что формирование ценностей у человека происходит до 10–12 лет. Логично, что в этот период наибольшее влияние на будущую личность оказывает школа с программой обучения и списком литературы, друзья, общество, уровень его технологичности и, конечно, родители, которые закладывают нормы поведения и мировосприятия через свой пример.

Поэтому можно говорить, что у представителей каждого поколения свои ценности и спои паттерны поведения, сформировавшиеся с детства.

Почему иксы и игреки кардинально отличаются

Чтобы понять разницу паттернов мышлений поколений иксов и игреков (в модели чистых паттернов мышления), нужно проанализировать их детство и подростковые годы.

Икс (Х) - это человек, который пережил момент, когда пол ушел из-под ног (развал Советского Союза), и гарантированная система материального благополучия исчезла. При таком опыте главной жизненной задачей становится задача материального состояния. Надо состояться! Заработать капитал, заработать собственные основания уверенности в жизни. Поэтому иксы - это поколение работоголиков.

Сколько бы денег ни было - их мало. Это дефицит, который нужно восполнять. И в этом смысле зарабатывание состояния является ключевой ценностью иксового поколения. Показательный пример - встреча одноклассников. Первый вопрос - «Ну ты как? Квартира, машина есть?». Это всегда отчеты о том, насколько состоялись, причем в конкретном измеримом денежном эквиваленте.

А на каких ценностях выросли игреки (Y), не пережившие материальную катастрофу?

Игрек не переживал катастрофу материального обрушения. Поэтому, с точки зрения игрека, деньги всегда есть. Соответственно, зарабатывать их не надо. То, что деньги есть, это нормально. Мы с вами, живя в городах, не заботимся о наличии воды. Потому что она всегда есть, и это нормально. А в некоторых странах, например в Африке, вода - ограниченный ресурс.

У иксов, выросших во дворах, было постоянное общение с постоянной компанией. Ключевое здесь - постоянная компания. Что дает общение с постоянной компанией? Два момента: самооценку - я понимаю кто я, меня ценят другие, и мне этого достаточно, и умение дружить - я знаю, что я не один и в любой момент построю любые отношения.

У икса материальный дефицит денег, но избыток естественной среды отношений - поэтому он мог спокойно работать, пренебрегать отношениями, жертвовать домашними, строить разные семьи.

А у игреков не было постоянного общения. Что помнят они с детства? Максимум - руку, которая перетаскивает его с одного развивающего центра в другой (няни, мамы, водители), иногда в машине дают бутерброд между центрами.

У игреков другое отношение к друзьям. Друг - это не тот, чье имя надо знать. Друг - это тот, с кем 5 минут было интересно. В мышлении этого поколения нет паттернов длинных, устойчивых отношений, за редким исключением. С одной стороны, он расслаблен по поводу материального благополучия, с другой - он один, у него нет уверенности, что в любой момент ему могут прийти на помощь. Игрек изначально одинок.

Цифровых технологий у иксов в детстве их не было, поэтому у них отношение с ними внешнее, как к инструментам. Игреки, и тем более зетты (Z), выросли в этой среде, в которой цифровые технологии - это естественная ее часть.

В итоге, что получается:

  • Формула иксов - нет материального благополучия в детстве и опыта цифровых технологий, но есть опыт дружбы и общения. В связи с этим базовые ценности - выживание, развитие, надежда на себя. Главная задача - повышение материальной устойчивости и признание офлайн, потому что я там живу
  • Формула игреков - материальное благополучие и жизнь в цифровых технологиях, но при этом одиночество. Ценности - самореализация, быстрый результат, удовольствие. Главная жизненная задача - получение признания онлайн.

Иксы зарабатывают деньги, а игреки лайки, потому что лайки для них являются такой же валютой признания, как рубли для иксов с вами - валютой материальной капитализации.

Иксы на основе денег становятся признанными, игреки на основе признания могут зарабатывать.

«Игреки» — поколение, которое идет за мечтой, вместо престижной и высокооплачиваемой профессии выбирает занятие, приносящее удовольствие. Стабильность и карьера мало беспокоит миллениалов (Y) — они предпочитают горизонтальное передвижение по карьерной лестнице. Однако им крайне важно получать мгновенное вознаграждение.

Игреки не рассуждают категориями будущего, они просто не берутся предсказывать, что произойдет с ними за каких-то 10 лет. Это можно объяснить: у их предшественников ничего не менялось десятилетиями, в то время как во времена взросления миллениалов значимые события происходили чуть ли не каждый год.

Как бизнесу мотивировать разные поколения

Итак, два паттерна конфликтуют между собой с точки зрения мотивации в бизнесе: иксам важна материальная капитализация, игрекам - символическая капитализация, создание своего имени.

Если хотите вовлечь игрека в бизнес, вы должны мотивировать не заработками - это им неинтересно, а значимым сильным, масштабным проектом, который позволит им увеличить капитал собственного имени.

Как найти общий язык?

Что могут дать иксы: умение ставить цели и взаимодействовать, найти общий язык с кем угодно и сделать его своим другом надолго.

Что могут дать игреки: умение находиться здесь и сейчас, быстро завязывать деловые контакты и знакомства, поддерживать ничем не обязывающие отношения.

На данный момент поколение иксов – это та старая гвардия, которая занимает высшие руководящие посты, это подавляющее большинство собственники бизнесов, старейшие работники на предприятиях.

Игреки – это потенциальные молодые руководители, которые сейчас сидят на должностях замов и руководителей отделов, владельцы он-лайн бизнесов, стартаперы.

Если хочешь, чтобы тебе доверяли иксы (Х), то нужно «быть» и уметь ставить конкретные цели, они очень четко видят в поднаготную.

Хочешь, чтобы тебе доверяли игреки (Y),то в первую очередь сформируй свое позиционирование, свой лайф-стайл, тот образ, которым ты себя презентуешь.

В Институт Современного НЛП приходят представители обоих поколений. И с этой разницей в ценностях поколений мы работаем. Одних учим «быть» и ставить долгосрочные цели. Вторых – наслаждаться моментом и эффективно формировать свое позиционирование в этой жизни, так чтобы любой человек мог сразу понять «кто вы» перед ним.

Именно поэтому возник проект новой игры, переговорного скоростного баттла, который помогает учиться за короткое время презентовать себя, договариваться с любым человеком и налаживать с ним отношения, одновременно быстро прорабатывать запросы участников и встраивать необходимые навыки как для жизни так и для коммуникации. Работать будем и с эмоциями, с фокусами языка, позиционированием (профайлингом), переговорными техниками, телесными зажимами. В общем, выявляем то, что вам нужно, и сразу встраиваем навык здесь и сейчас.

Более подробно о правилах и начале игр будет объявлено позднее. Следите за анонсами. Будем рады видеть всех.

В статье есть цитаты из тезисов выступления Аркадия Цукера, поэтому указываю его здесь

Действия в составе команды учат подростков сразу множеству полезных навыков – вниманию, собранности, ответственности. Ведь от действий одного человека зависит результат и хорошее настроение целой группы. А возможность понаблюдать за поведением и реакциями детей в момент игры даст много полезной психологической информации о них классному руководителю.

Юрий Гурин,
игротехник, школа № 590, г. Санкт-Петербург

Икс и игрек

Игра на развитие умения действовать в команде

Описание и характеристики игры

Это коллективная стратегическая игра, успех в которой возможен только в случае подчинения интересов отдельных игроков интересам команды. Попытки «тянуть одеяло на себя» неизбежно приведут к проигрышу.

По-видимому, игра разработана в Западной Европе. Петербургские педагоги познакомились с ней несколько лет назад, на семинаре, который проводили коллеги из Бельгии. Описание игры составлено с учетом опыта ее использования в лицее № 590 г. Санкт-Петербурга.

Основные цели игры: развитие навыков работы в команде, умения находить оптимальную стратегию коллективных действий.

Возраст участников – с 11-ти лет.

Инвентарь : ручки, листы бумаги.

Приблизительное количество участников : от 8 до 30-ти.

Приблизительное время игры : 40 минут.

Система подсчета баллов

По специальной системе (она приведена на доске или на специальном плакате, причем до начала игры эти записи должны быть закрыты), можно будет посчитать, сколько баллов заработает каждая группа. Эта система довольно хитрая. Дело в том, что количество баллов, которые получат группы в команде, зависит от получившейся в туре комбинации слов «Икс» и «Игрек». Всего таких комбинаций 5.

Ситуация 1– 4 «Х»

Все группы получают по «–1» баллу.

Ситуация 2 – 3 «Х» и 1 «Y»

Группы «Х» получают по «+1» баллу, группа «Y» получает «–3» балла.

Ситуация 3 – 2 «Х» и 2 «Y»

Группы «Y» получают по «–2» балла, группы «Х» – по «+2» балла.

Ситуация 4 – 4 «Y»

Все группы получают «+1» балл.

Ситуация 5 – 1 «Х» и 3 «Y»

Группа «Х» получает «+3» балла, группы «Y» – по «–1» баллу.

Между раундами запланирован небольшой перерыв, во время которого будут объявлены текущие результаты игры, а «фирмам» будет разрешено провести «общее собрание».

Задача каждой «фирмы» – набрать как можно больше баллов. Баллы «фирмы» складываются из баллов, которые заработают «отделы» этой «фирмы».

Ход игры

1-й этап. Формирование команд и объяснение правил игры

Участников игры (удобно проводить игру с целым классом) нужно поделить на две команды, которые будут считаться «фирмами». Можно придумать командам – «фирмам» оригинальные названия. Каждую «фирму», в свою очередь, нужно разбить на 4 группы – «отделы». Таким образом, класс делится на 8 примерно равных по количеству игроков групп. В каждой группе должен быть свой капитан.

Желательно разместить участников игры так, чтобы у каждой группы было свое «рабочее место» (можно, например, посадить ребят за одну парту или на стулья, которые поставлены в круг).

Ведущий должен объяснить участникам, что игра состоит из 8 туров, которые разбиты на два раунда. В первом раунде – 5 туров, во втором – 3.

В каждом туре группы получат время для того, чтобы подумать и выбрать одно слово из двух – «Икс» или «Игрек». Это слово капитан группы должен будет написать на листе бумаги. Каждая группа делает свой выбор самостоятельно, совещаться с другими «отделами» своей «фирмы» нельзя. За нарушение этого правила присуждаются штрафные баллы.

2-й этап. Первый раунд

Итак, группы занимают свои места, и игра начинается. Ведущий объявляет первый тур и дает группам 30 секунд на обсуждение. Представители групп совещаются, принимают решение, и капитаны записывают свои слова («Икс» или «Игрек») на листах. Ведущий и его ассистенты подходят к группам и фиксируют результаты тура. Затем ведущий озвучивает комбинации, которые получились у команд. Например: «В первой команде – ситуация 2 – три «Икса» и один «Игрек», а во второй – ситуация 3 – два «Икса» и два «Игрека».

Сразу вслед за этим начинается второй тур. Затем так же проходят третий, четвертый и пятый туры игры. Перерывов между турами нет, переговоры между группами запрещены.

3-й этап. Перерыв

После 5-го тура ведущий объявляет текущие результаты – количество баллов, набранных группами, и суммарные результаты команд. Команды могут провести общие собрания, проанализировать итоги первого раунда и разработать тактику игры во втором раунде.

Ведущий должен следить за тем, чтобы обсуждение проходило только между группами. Времени на обсуждение дается немного – 1,5–2 минуты.

4-й этап. Второй раунд

Во втором раунде проходят 6-й, 7-й и 8-й туры игры. Время на размышление сокращается до 20 секунд.

5-й этап. Подведение итогов игры

После завершения 8-го тура ведущий объявляет итоговые результаты – количество баллов у каждой группы и суммарные баллы команд, делая акцент именно на командных достижениях. Можно кратко проанализировать тактику команд в течение игры, указать на ошибки отдельных групп.

Нетрудно заметить, что максимальные результаты команды получают в ситуации 4. Но далеко не всегда группы действуют разумно, согласованно и дисциплинированно и поэтому приходят к правильному решению не сразу или так и не находят его. Иногда некоторые группы начинают стремиться к личным достижениям, отчасти желая выделиться, отчасти считая, что таким образом они помогают своей команде. Бывает, что группа не желает работать на команду по личным мотивам, например, из-за неприязненных отношений между игроками или, наоборот, подражая своим приятелям из других групп.

Поэтому роль ведущего в этой игре очень важна. В ходе всей игры он должен действовать гибко и осмотрительно. Не стоит подсказывать ребятам правильный вариант, тем более в начальной стадии игры, ведь в этом случае сразу пропадет интрига, и игра станет неинтересной. Иногда нужно даже специально «напустить тумана», например, отметить после первых туров «успех» отдельных групп, которые будут лидировать в личном (в нашем случае – групповом) зачете.

В основе игры лежит приведенная выше система подсчета баллов, она хорошо сбалансирована, и менять ее не рекомендуется. А вот с количеством и продолжительностью туров, раундов и перерывов можно обращаться не так трепетно. Все эти характеристики можно, а иногда и нужно изменять. При этом следует учитывать время, отведенное на игру, уровень участников игры и даже текущие игровые результаты. Можно, например, провести три раунда по 3 тура в каждом или добавить к двум раундам, описанным выше, третий, состоящий из 2 туров (всего в этом случае получится 10 туров).

Действия ведущего должны определяться особенностями участников игры (следует учитывать возраст и уровень развития ребят), а также текущей игровой ситуацией.

После завершения игры можно предложить ребятам обсудить итоги и выработать правила успешной работы в команде – что нужно и чего нельзя делать. Ученики нашего лицея, например, пришли к следующим выводам.

Для успеха общего дела нужно:

Учитывать интересы других;

Стараться понимать других;

Согласовывать свои действия с другими;

Решать вопросы сообща.

Для успеха общего дела нельзя:

Делать во вред другим;

Действовать не подумав;

Подставлять других;

Обманывать;

Идти на поводу;

Быть равнодушным.