Где можно сдать егэ по биологии. Тест по биологии (11 класс) на тему: Сдам ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по биологии – необязательный, его сдают по выбору выпускники, которые собираются поступать на медицинские специальности или учиться по профилям биология, психология, экология, почвоведение биоинженерия, биотехнологии в высших учебных заведениях. Планируется, что в 2018 году ЕГЭ по биологии пройдёт 18 июня.

Мы разобрались, какие ошибки выпускники допускают на экзамене по биологии чаще всего, и узнали у преподавателя, как их избежать.

Как справиться с распространёнными ошибками

Экзаменационная работа состоит из двух частей: первая включает 21 вопрос с кратким ответом, вторая – 7 заданий с развёрнутым ответом. Экзамен длится 3,5 часа: каждое задание первой части необходимо выполнять менее пяти минут, второй – до двадцати минут.

Митоз и мейоз. Эксперты «Федерального института педагогических измерений» отмечают, что выпускники слабо знают характеристики фаз митоза и мейоза, процессов метаболизма клетки. С заданием на определение последовательности процессов, происходящих в разные фазы митоза и мейоза, в 2017 году полностью справились только 11% экзаменуемых.

Запомнить некоторые темы поможет проведение аналогий, считает преподаватель биологии курсов ЕГЭ и ОГЭ в паре «TwoStu» Алексей, например: митохондрия – это энергетическая станция клетки, растительная вакуоль – амбар, ядро – орган самоуправления. Но есть темы, образные примеры к которым провести сложно – те же митоз и мейоз. Для начала необходимо запомнить: процесс митоза происходит в соматической клетке, половые клетки делятся мейозом. Далее рассматриваем различия процессов. Митоз происходит в одно деление, при котором образуются две клетки с тем же количеством хромосом, что и у материнской. Мейоз происходит в два деления, в результате которых образуются четыре половые клетки с набором хромосом в два раза меньшим нежели в материнской. Для процесса мейоза можно провести такую аналогию: два капитана набирают дворовые футбольные команды, сначала поровну распределяют ребят, а затем сами расходятся на разные половины поля.

Задания с изображением. В 2017 году выпускники плохо справились с заданием №23, где предлагалось по изображению внутреннего строения уха назвать его структуры и указать их функции. Только 3% экзаменуемых решили задание на максимальный балл.

Контрольная работа к уроку биологии "Генетика", 11 класс

Контрольная работа к уроку биологии "Генетика", 11 класс

I Вариант

  1. Организм с генотипом аа называется
  1. дигомозиготой
  2. гетерозиготой
  3. гомозиготой по доминантному признаку
  4. гомозиготой по рецессивному признаку
  1. У особи с генотипом АаBb в результате гаметогенеза может образоваться … типа гамет.
  1. При скрещивании организмов с генотипами АаBb Х АаBb проявится закон
  1. сцепленного наследования
  2. расщепления
  3. независимого наследования
  4. доминирования
  1. Гемофилия и дальтонизм наследуются как … признаки.
  1. доминантные, аутосомные
  2. доминантные, сцепленные с Х – хромосомой
  3. рецессивные, аутосомные
  4. рецессивные, сцепленные с Х – хромосомой
  1. Особь с генотипом ааВВ образует гаметы
  1. ааВВ
  1. Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50 % растений с желтыми и 50 % - с зелеными семенами (рецессивный признак)
  1. АА Х аа
  2. Аа Х Аа
  3. АА Х Аа
  4. Аа Х аа
  1. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается мальчик, если после оплодотворения в зиготе окажется хромосомный набор
  1. 22 аутосомы + Y
  2. 22 аутосомы + Х
  3. 44 аутосомы + XY
  4. 44 аутосомы + ХХ
  1. Количество возможных генотипов при следующем скрещивании – Аа Х Аа-
  1. Аллельными называются
  1. разные взаимодействующие гены
  2. сцепленные гены
  3. различные состояния одного и того же гена, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом
  4. повторяющиеся гены
  1. Человек с I группой крови и положительным резус – фактором имеет генотип
  1. I 0I0 Rh+ Rh +
  2. I 0I0 rh- rh-
  3. I AI0 Rh+ Rh +
  4. I AI0 rh- rh-

Часть 2.

  1. Выберите три верных ответа из шести предложенных

Законы Г. Менделя:

  1. сцепленного наследования
  2. единообразия гибридов первого поколения
  3. гомологических рядов
  4. расщепления признаков
  5. независимого наследования признаков
  6. биогенетический закон
  1. Установите соответствие между законами Г. Менделя и Т. Моргана и их характеристиками.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНЫ

А) закон сцепленного наследования 1) Г. Мендель

Б) закон расщепления 2) Т. Морган

В) закон единообразия гибридов

Г) использование плодовой мушки – дрозофилы

Д) абсолютность закона нарушает процесс кроссинговера

Е) использование растительных объектов

  1. Установите правильную последовательность этапов проведения моногибридного скрещивания.

Б) отбор чистых линий растений, дающих желтые и зеленые семена

В) скрещивание растений гороха первого поколения с желтыми семенами

Г) скрещивание разных сортов

Д) выведение чистых линий растений гороха с разной окраской семян

Е) формулирование правил наследования признаков

Часть 3.

Контрольная работа по теме «Генетика» 11 класс

II вариант

Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных.

  1. Согласно второму закону Менделя расщепление по генотипу происходит в соотношении
  1. 1: 1
  2. 1: 2: 1
  3. 3: 1
  4. 9: 3: 3: 1
  1. При скрещивании организма с генотипом Аа Х Аа доля гетерозигот составляет
  1. 25 %
  2. 50 %
  3. 75 %

3. Нормальный рост (А) у овса доминирует над гигантизмом (а), а раннеспелость (В) – над позднеспелостью (b). Выберите генотип дигетерозиготного растения.

1) ААВВ

2) АаВВ

3) АaВb

4) aaBb

4. Какие виды гамет образуются у организма с генотипом АаВb при независимом наследовании генов?

1) AB, ab

2) Aa, Bb

3) AB, Ab, aB, ab

4) AA, Bb, Aa, BB

5. При скрещивании гетерозиготных растений гороха с желтыми гладкими семенами и растений с зелеными (а) морщинистыми семенами (b) число фенотипов в потомстве будет равно

1) одному

2) двум

3) трем

4) четырем

6.Определите процентное соотношение особей по генотипу в F1 при скрещивании двух гетерозиготных особей.

1) 100 % Аа

2) 50 % Аа: 50 % аа

3) 25 % АА: 50 % Аа: 25 % аа

4) 25 % Аа: 50 % АА: 25 % аа

7. Укажите генотип особи, гомозиготной по двум парам доминантных генов.

1) АаВВ

2) ААВb

3) aaBB

4) AABB

8. Определите фенотип растения томата с генотипом АаВb, если пурпурный стебель доминирует над зеленым, а рассеченные листья – над цельными.

1) пурпурный стебель с цельными листьями

2) зеленый стебель с рассеченными листьями

3) пурпурный стебель с рассеченными листьями

4) зеленый стебель с цельными листьями

9. Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)

1) 100 % белые

2) 25 % белых особей и 75 % черных

3) 50 % белых особей и 50 % черных

4) 75 % белых особей и 25 % черных

10.Укажите генотип кареглазой женщины, отец которой был голубоглазым дальтоником

1) аа Хd Хd

2) аа ХDXd

3) Aa XdXd

4) Aa XDXd

Часть 2.

1. Выберите три верных ответа из шести.

В генетике используются следующие термины:

1) аллельные гены

2) гаструла

3) генотип

4) гистогенез

5) онтогенез

6) рецессивный признак

2. Установите соответствие между генетическим обозначением и генотипом.

ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ГЕНОТИП

ОБОЗНАЧЕНИЕ

А) АА 1) гетерозигота

Б) Вb 2) гомозигота

В) АаВb

Г) аа

Д) АаВbСс

Е) ААВВ

3. Установите правильную последовательность этапов проведения дигибридного скрещивания при независимом наследовании признаков.

А) математическая обработка данных

Б) отбор чистых линий растений, дающих желтые гладкие и зеленые морщинистые семена

В) скрещивание растений гороха первого поколения, дающего желтые гладкие семена

Г) скрещивание разных сортов

Д) выведение чистых линий растений гороха с разной окраской и формой семян

Е) формулирование правил наследования признаков при дигибридном скрещивании.

Часть 3.

Ответы.

I Вариант

Часть 1.

Часть 2.

1) 2, 4, 5

2) 2 1 1 2 2 1

3) Д Б Г В А Е

Часть 3.

Гены окраски шерсти кошек расположены в Х – хромосоме. Черная окраска определяется геном Х В, рыжая – геном Х b, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

Решение:

  1. Условие задачи:

Признак, фенотип

Ген, генотип

Черная окраска

Рыжая окраска

Черепаховая окраска

P: ♀ черная окраска

♂ рыжая окраска

F1:?

ХВ

ХВ Хb

ХВ Хb

Хb Y

2. Схема решения задачи:

Р: ♀ ХВ ХB Х ♂ Xb Y

черная рыжая

окраска окраска

G: ХВ Хb, Y

F1: ♀ ХВ Хb ; ♂ ХВ Y

черепаховая черная

окраска окраска

3. Ответ: 1. генотипы родителей: кошка - ХВ ХВ, кот – Хb Y

2. генотипы потомства ХВ Хb, Xb Y.

3. возможный пол котят: самка – черепаховая, самец – черный.

II Вариант

Часть 1.

Часть 2.

1) 1, 3, 6.

2) 2 1 1 2 1 2

3) Д Б Г В А Е

Часть 3.

У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак h) родились две дочери и два сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом.

Решение:

1. Условие задачи:

2. Схема решения задачи:

Р: ♀ ХH ХH Х ♂ Xh Y

здорова гемофилия

G: ХH Хh, Y

F1: ♀ ХH Хh ; ♂ ХH Y

здорова здоров

3. ответ:

1. генотипы родителей: мать: ♀ ХH ХH , отец: ♂ Xh Y.

2. генотипы потомства: девочки: ♀ ХH Хh , мальчики: ♂ ХH Y.

3. девочки и мальчики здоровы, но девочки являются носителями гена гемофилии.


М.: 2017. - 304 с.

Модульный курс «Я сдам ЕГЭ!» создан Федеральной комиссией разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и включает методическое пособие «Методика подготовки. Ключи и ответы» и учебное пособие «Практикум и диагностика». Учебное пособие предназначено для подготовки обучающихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации. Последовательность уроков предъявлена в логике экзаменационной работы по биологии на основе модульного принципа. Каждое занятие нацелено на конкретный результат и содержит отработку основных теоретических сведений и практических навыков для выполнения конкретного задания экзаменационной работы. В пособии представлены тематические модули, составленные в соответствии с предъявлением заданий в экзаменационной работе, содержится отдельный модуль с диагностическими работами в формате ЕГЭ.

Формат: pdf

Размер: 44,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Индивидуальный план подготовки 6
Тема 1. Биология как наука. Методы научного познания 10
1.1. Методы познания живой природы -
1.2. Биологические системы. Общие признаки биологических систем. Уровневая организация живой природы 13
Тема 2. Клетка как биологическая система 18
2.1. Современная клеточная теория. Неорганические и органические вещества клетки -
2.2. Строение клетки. Прокариоты и эукариоты 23
2.3. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез 30
2.4. Энергетический обмен в клетке и организме 34
2.5. Генетическая информация в клетке. Биосинтез белка. Репликация ДНК 38
2.6. Жизненный цикл клетки. Хромосомный набор клетки 44
2.7. Деление клетки. Митоз. Мейоз 47
Итоговое повторение по теме «Клетка как биологическая система» 51
Тема 3. Организм как биологическая система 57
3.1. Разнообразие организмов. Размножение организмов -
3.2. Образование половых клеток. Оплодотворение и онтогенез животных 62
3.3. Оплодотворение и циклы развития растений 66
3.4. Основные генетические понятия. Моногибридное скрещивание. Решение задач 69
3.5. Дигибридное скрещивание. Решение задач 72
3.6. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Решение задач 74
3.7. Генетика пола. Решение задач 77
3.8. Генетика человека. Решение задач 80
3.9. Формы изменчивости. Ненаследственная изменчивость 83
3.10. Формы изменчивости. Наследственная изменчивость 86
3.11. Селекция, её задачи и методы 90
3.12. Биотехнология, её направления 94
Итоговое повторение по теме «Организм как биологическая система» 97
Тема 4. Система и многообразие органического мира 102
4.1. Многообразие организмов. Основные систематические категории. Царство бактерий. Царство грибов. Лишайники -
4.2. Царство растений. Покрытосеменные растения 106
4.3. Основные отделы растений 113
4.4. Царство животных. Одноклеточные, черви, моллюски 118
4.5. Царство животных. Тип Членистоногие 123
4.6. Хордовые животные. Ланцетники. Рыбы 126
4.7. Классы Земноводные, Пресмыкающиеся 129
4.8. Класс Птицы 132
4.9. Класс Млекопитающие 134
Итоговое повторение по теме «Система и многообразие органического мира» 138
Тема 5. Организм человека и его здоровье 144
5.1. Ткани. Органы и системы органов. Эндокринная система -
5.2. Нервная система. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности 149
5.3. Опорно-двигательная система 154
5.4. Внутренняя среда организма человека. Кровь 158
5.5. Система кровообращения, лимфообращения 162
5.6. Дыхательная система 166
5.7. Пищеварительная система. Обмен веществ. Витамины 170
5.8. Кожа. Выделение. Размножение и развитие человека 175
5.9. Анализаторы. Органы чувств 179
5.10. Высшая нервная деятельность 184
5.11. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни 188
Итоговое повторение по теме «Организм человека и его здоровье» 191
Тема 6. Эволюция живой природы 197
6.1. Эволюционная теория Чарльза Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции -
6.2. Естественный отбор, его формы 201
6.3. Вид, его критерии. Популяция. Результаты эволюции: приспособленность и видообразование 205
6.4. Доказательства эволюции живой природы 210
6.5. Направления и пути эволюции 214
6.6. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Этапы развития органического мира на Земле 218
6.7. Антропогенез. Человеческие расы 223
Итоговое повторение по теме «Эволюция живой природы» 227
Тема 7. Экосистемы и присущие им закономерности 232
7.1. Среды обитания организмов. Экологические факторы. Биотические взаимоотношения -
7.2. Экосистема, её компоненты. Цепи и сети питания. Правила экологической пирамиды 237
7.3. Разнообразие экосистем. Агроэкосистемы. Саморазвитие и смена экосистем 241
7.4. Биосфера - глобальная экосистема. Живое вещество, его функции... 266
7.5. Биологический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере 249
7.6. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека 252
Итоговое повторение по теме «Экосистемы и присущие им закономерности» 255
Итоговый контроль по курсу «Биология» 260
Вариант 1 -
Вариант 2 268
Ответы 277

В ваших руках пособие «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Биология. Практикум и диагностика». Оно предназначено для подготовки к экзамену по биологии. Основная цель пособия - помочь вам в овладении основами биологических знаний, повторить изученный материал, проверить свои знания. Это ваша личная учебная книга, которая поможет освоить биологическое содержание, научиться выполнять задания разного типа, выявить пробелы в знаниях, быстро повторить материал перед экзаменом.