Куда девается вода из моря рассуждение. Рассказы для детей — Лев Николаевич Толстой

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Педагогические задачи : создать условия для ознакомления с научным и художественным стилями текстов; способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст- описание и текст - рассуждение), находить их специфические особенности, видеть изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать творческой активности, воспитанию любви к чтению.

Планируемые результаты

Предметные : научатся называть характерные особенности текста – описания и текста рассуждения, их отличительные признаки; читать выразительно; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Метапредметные :

познавательные : сопоставляют и сравнивают тексты разных типов; составляют модели текстов и сравнивают их между собой; выделяют в тексте-описании и тексте –рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;

регулятивные : оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей; читают в соответствии с целью чтения;

коммуникативные :распределяют роли в группе, договариваются между собой; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнения товарищей

Личностные : рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, таблица «Круговорот воды в природе», карточки.

ХОД УРОКА

I .Организационный момент.

Гости – учителя нашей школы, они пришли посмотреть, как вы учитесь, что знаете, как отвечаете. Давайте постараемся и хорошо поработаем .

Я предлагаю вам урок, но необычный!

Сегодня тексты почитаем, порассуждаем, поиграем!

Скорей садитесь на места,

Ведь начинать уже пора.

II . Проверка домашнего задания(5 мин)

А начнем мы с домашнего задания. Как вы понимаете строки:

«Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –

Вот что значит настоящий верный друг»

Как вы понимаете эти слова?

А какое отношение они имеют к домашнему заданию?

А люди способны на такой поступок?

III . Мотивация

1) - Но не только животные способны удивлять нас и радовать, природа тоже может и удивлять, и восхищать. И завораживать своей красотой, необычностью.

- «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце»

Вот сейчас вы посмотрите и скажите, мне потом, что вы чувствовали

(Видео с музыкой)

2) - Вам понравилось! Наблюдали ли вы это явление природы! Отчего оно возникает?

3) – Как называются эти капельки? (росою)

А что такое роса?

С.И. Ожегов с «Словаре русского языка» дает такое определение:

Роса маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады.

IV . Актуализация знаний

Вы слыхали о воде? Мы привыкли, что вода -

Говорят она везде! Наша спутница всегда !

И даже на уроке литературного чтения мы будем говорить о состояниях воды. Ведь вода – настоящая волшебница. Давайте нарисуем портрет этой волшебницы загадками и вспомним, в каких состояниях бывает вода.

Прозрачен, как стекло, Кто всю ночь по крыше бьет

А не вставишь в окно. (Лед) Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Седой дедушка у ворот Убаюкивает? (Дождь)

Всем глаза заволок. (Туман)

Сегодня мы совершим увлекательную прогулку и подробнее поговорим о состояниях воды.

V . Изучение нового материала

1)Первичное чтение учителем

Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее, вы скажите мне в конце урока.

Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ на стр.162 прочитайте? (Какая бывает роса на траве)

2) Работа после чтения

А) – Что было непонятно? Какие слова?

Алмазы – прозрачные драгоценные камни.

Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким и густым ворсом.

Б) Повторное чтение учащимися

Прочитайте текст еще раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек.

Какое настроение создает рассказ?

Определите тип текста? (текст-описание)

Учитель на доске вывешивает таблицу:

Подумайте, с какой целью Толстой написал его? (Поделился с нами радостью. Восхищением от увиденного, привлечь наше внимание к красоте окружающего мира.

Как мы должны относится к природе, к цветочкам, деревцам?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Росинка приглашает вас отдохнуть.

Физминутка

Звучит аудиозапись шума воды.

Учитель : - Как прекрасны звуки шума воды.

Представь, что ты идешь к роднику. (наклоняемся, приседаем, моем руки, набираем воду в ладони, моем лицо [все показываем движениями]

Вода прекрасна. Зачерпнули водичку и утолили жажду.

Подошли к речке, прыгнули в речку, поплыли, нырнули, вынырнули, вышли из воды, сели.

    Продолжение изучения темы

Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.

Говорило Море Туче,

Той, что ливень пролила:

-Эй, ты Туча! Что ж ты лучше

Места выбрать не могла?

Отвечала Морю Туча:

- Я у всех морей в долгу!

И сегодня выпал случай –

Расплатилась, чем могу!

А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, после чтения ещё одного рассказа Л. Н. Толстого.

    Чтение рассказа «Куда девается вода из моря?

2) Словарная работа.

Ключ - бьющий из земли источник

3)Работа над содержанием текста

В середине текста Толстой задает вопросы. Зачитайте их.

Назовите тип текста: описание или рассуждение? (Вид текста – рассуждение)

Да, это рассуждение. Этот вид текста используется тогда, когда тебя интересуют вопросы «почему?», «зачем», «отчего?», когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.

Как называется явление, о котором пишет Л.Н.Толстой (Круговорот воды в природе)

3) Повторное чтение и обсуждение (Жужжащее чтение)

Как вода попадает в моря?

Куда течет вода из родников?

Когда образовались моря? (С тех пор, как мир сотворен )

Почему туча у всех морей в долгу?(Туча в долгу потому – что вода из моря испаряется и образуются тучи)

Чем расплатилась туча с морем? (Дождем )

Какому типу текста относится это произведение? (Это текст-рассуждения)

Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)

На доску вывешивается таблица:

Составление синквейна

    Существительное – роса

    2 прилагательных – утренняя, алмазная

    3 глагола – блестит, сверкает, перекатывается, переливается

Предложение из 4 слов – Роса блестит крупными алмазами

А сейчас вы поработаем с текстом, мы будем составлять из предложений текст.

VI . Домашнее задание.

Придумайте свой рассказ описание или рассуждение, запишите его. Стр.162-163, читать.

VII . Итог урока.

Подведём итог урока.

С какими рассказами вы познакомились на этом уроке?

О каких явлениях природы вы узнали?

Какие виды текстов вы вспомнили, узнали?

Что особенно вам запомнилось на этом уроке?

А сейчас послушайте стихотворение, которое нам прочитает Алена

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед.

Расстает- и снова в поход!

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша вода

VIII . Рефлексия.

У каждого в конверте на парте лежат три капельки. Одна из них улыбающаяся, другая расстроенная, а третья не выражает никаких эмоций. Покажите мне ту капельку, которая отражает ваше настроение после этого урока

Обведите все правильные ответы.

а) сравнение,

б) олицетворение,

в) эпитет.

2. В каких состояниях бывает вода?

а) жидкое,

б) твердое,

в) газированное (газообразное).

3. О каком главном явлении природы вы узнали из рассказов Л.Н.Толстого.

а) радуга,

б) круговорот воды,

в) ливень.

Я знаю, какие причины дождя бывают! Это круговорот воды в природе, нам в школе рассказывали, вода из рек и морей испаряется, поднимается паром вверх, в небо, а в небе холодно, там пар становится водой и идёт дождь, снова в моря и реки попадает. А потом опять в небо! Всё вроде бы … А! Ещё причины дождя такие – если дождя не будет, то всё живое на земле засохнет и погибнет, вот поэтому дождь и идёт!

ЗНАКОМСТВО УЧАЩИХСЯ С ТЕМОЙ УРОКА.

1) Чтение темы с доски.

(Тема: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на трове, « Куда девается вода из моря?» Сопоставление художественного и научно –познавательного текста.)

2) Знакомство с главным вопросом урока.

Каковы задачи урока?

(Формирование навыка чтения, Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого. Учиться различать художественный текст от научно-познавательного.

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС УРКА: Умею ли я различать художественный текст от научно –познавательного?

    УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ.

1) Упражнение на развитие поля зрения.

Смотрим на зелёную точку, которая находится в середине квадрата. Находим все числа по порядку. Кто соберёт числа поднимите руку.

2) Упражнения для глаз.

Поморгайте. Зажмурьте сильно глаза, затем широко их распахните.

3) Упражнения на артикуляцию «Часики», «Вкусное варенье»

4) Упражнение на развитие внимания к слову и его частям. Задача прочитать без ошибок.

РАЗГЛЯДИШЬ СКОЛЬЗКО

ПРОСКОЛЬЗНЁТ СКОЛЬЗИТЬ

ПОДНИМАЕТС УСКОЛЬЗАТЬ

ПРОСКОЛЬЗНЁТ

ПРОСКОЛЬЗНУТЬ

ВГЛЯДЫВАТЬСЯ

5) Развитие чёткого произношения. Работа со скороговоркой.

ТОЛЬКО ТОТ, ТОВАРИЩИ,
ТОВАРИЩ…

В каких значениях употреблено слово товарищ?

Как называется произведение Л.Н.Толстого в котором рассказывается о привязанности животных друг к другу? («Лев и собачка»)

4. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1) Составление плана текста «Лев и собачка»

Расставьте пункты плана по порядку.

1. Плата за смотрение.

2. Встреча льва и собачки.

3. Дружба зверей.

4. Просьба хозяина собачки.

5. Смерть собачки.

6. Смерть льва.

3) Зачитайте отрывок, соответствующий 3 пункту плана. Оцените чтение.

Критерии оценки чтения:

    Упоминание названия текста

    Безошибочность чтения

    Беглость чтения (чтение целыми словами с соблюдением авторских пауз)

    Выразительность чтения (Изменение окраски голоса и расстановка логического ударения)

Критерии оценки пересказа:

    Упоминание о названии произведения.

    Соблюдение последовательности повествования.

    Полнота текста.

    Отсутствие речевых ошибок при пересказе.

К какому виду текста относится произведение «Лев и собачка»

(повествование)

    ФИЗМИНУТКА.

    РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

Л. Н. Толстой. «Какой бывает роса на траве».

1) Прогнозирование.

Прочитайте название текста. О чём будет текст?

По названию, определите, к какому типу текста относится данное произведение? (Описание)

2) Знакомство с текстом.

Прочитайте текст самостоятельно.

Подтвердилось ли ваше предположение?

3) Проверка внимания при чтении.

Карточка №1

Подчеркните изменения в тексте.

Когда поздним вечером летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве, на листьях видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтыми, и красными, и зелёными. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что капли росы собрались в треугольник листа травы и блестят на солнце.

4 ) Проверка выполнения задания карточки №1.

Сопоставление текста–оригинала и текста на карточке №1. Взаимопроверка.

5) Выразительное чтение текста учителем.

Прочитайте строчку, которая особенно передаёт авторское отношение.

Почему этот рассказ можно назвать описанием?

Какая картина создалась в вашем воображении?

С чем ещё можно сравнить росу? (Искры, каменья, слёзы, жемчуг, хрусталики, разноцветные стекляшки, слезинки)

Л. Н. Толстой. «Куда девается вода из моря?»

1) Чтение текста.

2) Словарная работа.

Ключ - бьющий из земли источник.

3) Анализ текста.

Куда девается вода из моря?

Как это явление называется в природе?

Как вы считаете, это текст рассуждение или описание? Почему?

(Если в тексте ставится вопрос и даётся на него ответ – это текст рассуждение)

Есть ли слова эмоционально окрашенные?

Чем отличается второй текст от первого?

    Не употребляет слова в переносном значении.

    Излагаются достоверные факты.)

4) Сообщение о характерных признаках стилей текстов.

Художественный стиль текста:

    Используется в художественных произведениях.

    Его задача – изобразить предмет или событие, передать читателю мысли, чувства автора.

    Высказывание обычно бывает образным, наглядно представляемым, эмоциональным.

    Для художественного стиля характерны сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения т.д.

Научно-познавательный текст – текст, который передаёт научные сведения в доступной для широкого круга читателей форме.

Какой из текстов Л. Н. Толстого, прочитанных сегодня, можно отнести к научно-познавательному?

8. ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

Какой главный вопрос урока?

К какому типу текста относится текст Л. Н. Толстого: «Отчего деревья трещат от мороза?» Ответ запишите на листочке. Х – художественный, Н – научно-познавательный

(Чтение учителем текста Л. Н. Толстого: «Отчего деревья трещат от мороза?»)

В каком учебнике мы читаем научно-познавательные тексты? (Окружающий мир)

    ИТОГ УРОКА.

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

    Головина Галина Эдуардовна , учитель начальных классов

Разделы: Преподавание в начальной школе

Цель урока : ознакомить с новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить различать типы текстов, дать представление о научном и художественном стиле текста.

Задачи : Расширить знания об отличиях разных типов текстов, развивать умение видеть изобразительные средства языка, развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению.

Оборудование : учебники, словари, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания : чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого " Лев и собачка"

3. Речевая разминка.

Прочитайте пословицу:

Никакое искусство не достигнет природы.

По слогам

С ускорением

С вопросительной интонацией

С утвердительной интонацией

Объясните смысл, как вы её понимаете.

4. Введение в тему. Новая тема.

Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью.(Демонстрация слайдов с изображением природы)

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться:

Посмотрите на последний слайд. Что на нём изображено?(Капля воды или роса)

Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает? (Выслушиваются ответы детей)

Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (Дети читают текст)

"Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями."

А теперь послушайте, как о росе написал Л. Н. Толстой (Рассказ читает учитель)

К какому типу текстов относятся эти произведения, докажите.(Это тексты- описания, к ним можно поставить вопросы: какой, какая, какое)

Учитель на доске вывешивает таблицу: " Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: какой, какая, какое, какие."

Какой из этих текстов больше понравился и почему? (Больше понравился текст Толстого. Когда читаешь рассказ, представляешь яркое солнечное утро.)

Словарная работа.

Прежде чем вы сами прочитаете этот текст, давайте, объясним слова

Алмазы - прозрачные драгоценные камни;

Бархат - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Дети повторно читают текст по "цепочке".

С чем сравнивает листок? (Листок, как бархат, чашечка.)

Какие изобразительные средства использует автор? (Сравнения, метафоры)

Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.

Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

Какие названия вы бы могли дать этим текстам- описаниям, к каким стилям они относятся? (После обсуждения дети приходят к выводу, что текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.)

5. Физкультминутка.

6. Продолжение изучения темы .

Чтение рассказа Л. Н. Толстого " Куда девается вода из моря" (Дети читают самостоятельно)

О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)

К какому типу. текста относится это произведение? (Это текст-рассуждение)

Вспомните признаки текста-рассуждения.

На доску вывешивается таблица: "Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: почему это так".

К какому стилю вы отнесли бы этот текст? (Дети приводят доказательства, что это научный стиль)

Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)

На доску вывешивается таблица: "Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: кто, что, где, когда, как"

7. Обобщение.

С текстами, каких типов мы работали на уроке? (Текст-описание и текст-рассуждение)

Что нового узнали на уроке? (Узнали, что тексты могут быть разных стилей, например, научными, художественными)

8. Самостоятельная работа .

В сегодняшних текстах мы читали о росе, о воде. Я предлагаю вам сейчас превратиться в авторов. Придумайте свой текст-повествование, в котором главным героем будет вода.

Дети устно составляют рассказы, обсуждают их, приводят доказательства, что у них получились тексты- повествования.

9. Домашнее задание.

Подготовить чтение рассказов Л. Н. Толстого.

Литература.

1. Родная речь. 3 класс. Л. Ф. Климанова.

2. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. С. В. Кутявина.

3. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов. Л. С. Саломатина.

4. Словарь русского языка. С.И. Ожегов.

(Басня)

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось - и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Пожарные собаки

(Быль)

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее - не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить

Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты еще мала, ты только пальцы наколешь»; а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать. Я стала шить, но не могла делать ровных стежков; один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» - я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.

Когда я легла спать, мне все мерещились стежки: я все думала о том, как бы мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь. А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.

Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела - муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Куда девается вода из моря?

(Рассуждение)

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет с моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

Косточка

(Быль)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Какая бывает роса на траве

(Описание)

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Курица и ласточка

(Басня)

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:
«То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят».

Лисица и виноград

(Басня)

Лисица увидала - висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.
Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены еще».

Осязание и зрение

(Рассуждение)

Заплети указательный палец с средним и заплетенными пальцами потрогивай маленький шарик так, чтобы он катался промеж обоих пальцев, а сам закрой глаза. Тебе покажется, что два шарика. Открой глаза, - увидишь, что один шарик. Пальцы обманули, а глаза поправили.

Погляди (всего лучше сбоку) на хорошее чистое зеркало: тебе покажется, что это окно или дверь и что там сзади что-то есть. Ощупай пальцем, - увидишь, что это зеркало. Глаза обманули, а пальцы поправили.

Литература

Тема урока: Л. Толстой «Куда девается вода из моря»

Цель урока: Знакомство с новыми рассказами Л. Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов.

    Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста.

    Развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности.

    Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства.

Методы преподавания: информационно- сообщающий:; объяснительный; инструктивный.

Методы учения: словесный, исполнительский, репродуктивный, частично-поисковый

Ход урока

1. Организационный момент (1-3 мин.).

Вхождение в урок, дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети

повторяют за ним.

Из глубокого колодца (руки «О»)

Солнце медленно встает (руки поднимают над головой)

Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз)

Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

Новый день оно начнет (руки вниз широко)

С наступлением нового дня!

Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.

Сели девочки, сели мальчики.

2. Проверка домашнего задания (5 мин.).

А начнём урок с проверки домашнего задания. Сегодня вы работаете в группах. Задание каждой группе на парте. Карточка.

1. Прочитайте по ролям эпизод знакомства Карлсона с Малышом? (указать опрашиваемого ученика).

2. Ответить на вопросы: - Кто из персонажей вам симпатичнее Карлсон или Малыш? Почему?

    Речевая разминка. Прочитайте пословицу:

Никакое искусство не достигнет природы.

    Введение в тему. Новая тема (15-20 мин.).

Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью.

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Что объединяет все изображения?

(Капля воды или роса)

    Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает?

(Выслушиваются ответы детей)

    Прочитайте, как об этом явлении написал С. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (Дети читают текст из словаря)

    Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

    Роса - маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)

Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ?

«Какая бывает роса на траве». Постановка проблемы (работа в парах). -Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст?

    Первичное чтение учителем по презентации.

    Что вы представляли себе, когда читали этот текст?

(яркое солнечное утро.)

    С какой целью Толстой написал этот текст?

    Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру.

    Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?

(как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)

    Повторное чтение текста по «цепочке». Словарная работа.

С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами) Алмазы (словарь) - прозрачные драгоценные камни.

Ас чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат (словарь Ожегова) - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким

гладким и густым ворсом.

Какие еще сравнения вы нашли в тексте? -Определите тип этого текста.

(описание) Учитель на доске вывешивает таблицу:

« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»

(Алмазы блестят, переливаются разными цветами; Листок внутри мохнат и пушист, как бархат)

Какие изобразительные средства использует автор?

(Сравнения)

Физкультминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг - скок, прыг - скок.

Стоп. Сели,

Травушку поели.

Травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко,

Прыгай на носках легко.

    Самостоятельное чтение рассказа Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря?»

А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, прочитав ещё один рассказ Л. Н. Толстого.

Росинка отправляет нас на с. 156. Как называется рассказ?

Прочитайте рассказ самостоятельно.

    Работа над содержанием текста.

В середине текста Л.Н.Толстой задаёт вопросы. Зачитайте их.

(Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?)

О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.) Ю.Повторное чтение со «стопами»

Как вода попадает в моря?

Когда образовались моря?

Почему туча у всех морей в долгу?

(с поверхности морей вода поднимается в виде тумана, а из тумана

делаются тучи)

Чем расплатилась туча с морем?

(из туч вода падает на землю, с земли стекает в болота и ручьи, из ручьев течет в реки, из рек в моря)

К какому типу, текста относится это произведение?

(Это текст-рассуждение)

Вспомните признаки текста-рассуждения.

«Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?».

К какому стилю вы отнесли бы этот текст?

Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)

На доску вывешивается таблица:

«Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»

П.Обобщение (3-5 мин.).

Составление синквейна

    Существительное - роса

    2 прилагательных - утренняя, алмазная

    3 глагола - блестит, сверкает, перекатывается, переливается

Предложение из 4 слов - Роса блестит крупными алмазами

12.Рефлексия. Приклейте свою капельку росы под тем солнышком, которое соответствовало вашему настроению на уроке.

Домашнее задание (1-2 мин.). Стр. 156-157

КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ

(Описание)

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Тема: Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

Цель урока:

познакомить с новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить различать типы текстов, дать представление о научном и художественном стиле текста.

развивать умение сравнивать, анализировать, выделять существенные признаки;

учить видеть красоту природы; воспитывать чувство эстетического восприятия окружающего мира;

Ход урока

1.Организационный момент.

Я предлагаю вам урок, но необычный!

Сегодня тексты почитаем, порассуждаем, поиграем!

2. Проверка домашнего задания : чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого " Лев и собачка"со своей концовкой рассказа

3. Введение в тему.

Ребята, вы были когда-нибудь летом в нашем лесу (в окрестностях Просянки) или на лугу рано утром? Что вы там видели? Ну и как, это было круто?.

Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться:

Все подходят к экрану

Посмотрите на последний слайд. Что на нём изображено?(Капля воды или роса)

4. Постановка проблемы.

– Как образуется роса?

Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? Достаточно ли у нас знаний для ответа на этот вопрос? А куда же мы можем обратиться? (к словарю)

Вот как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (чтение текста)

"Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями."

А откуда еще мы можем получить информацию? (книга, глаза, человек)

Источником информации могут быть и наши наблюдения

Сформулируйте познавательную цель нашего урока, употребив слова: познакомиться, узнать, наблюдать.

Сообщение темы урока

Да, на уроке мы познакомимся с рассказами Л.Н.Толстого "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

А теперь послушайте, как о росе написал Л. Н. Толстой (чтение рассказа по слайдам учителем)

Присаживайтесь за парты

К какому типу текстов относятся эти произведения, докажите.(Это тексты- описания, к ним можно поставить вопросы: какой, какая, какое)

Учитель на доске вывешивает таблицу: " Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: какой, какая, какое, какие."

Какой из этих текстов больше понравился и почему? (Больше понравился текст Толстого. Когда читаешь рассказ, представляешь яркое солнечное утро.)

Словарная работа.

Прежде чем вы сами прочитаете этот текст, давайте, объясним слова

Алмазы - прозрачные драгоценные камни;

А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Где мы можем найти объяснение? (в словаре)

Дети повторно читают текст по "цепочке".

Постановка проблемы.

Микровывод

Скорее всего он написал этот рассказ для того, чтобы мы с вами заинтересовались, а -ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?

С чем сравнивает листок? (Листок, как бархат, чашечка.)

Какие изобразительные средства использует автор? (Сравнения)

Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.

(Дети приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)

Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

Какие названия вы бы могли дать этим текстам- описаниям, к каким стилям они относятся?

Вывод, что текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.)

5. Физкультминутка.

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко.

6. Продолжение изучения темы.

Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.

Говорило Море Туче,

Той, что ливень пролила:

Эй, ты Туча! Что ж ты лучше

Места выбрать не могла?

Отвечала Морю Туча:

Я у всех морей в долгу!

И сегодня выпал случай –

Расплатилась, чем могу!

А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, прочитав ещё один рассказ Л. Н. Толстого.

Чтение рассказа Л. Н. Толстого " Куда девается вода из моря" (Дети читают самостоятельно)

О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)

К какому типу. текста относится это произведение? (Это текст-рассуждение)

Вспомните признаки текста-рассуждения.

На доску вывешивается таблица: "Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: почему это так".

К какому стилю вы отнесли бы этот текст? - это научный стиль)

7. Обобщение.

С текстами, каких типов мы работали на уроке? (Текст-описание и текст-рассуждение)

Что нового узнали на уроке? (Узнали, что тексты могут быть разных стилей, например, научными, художественными)

8. Самостоятельная работа в группах

В сегодняшних текстах мы читали о росе, о воде. Я предлагаю вам сейчас превратиться в авторов. Придумайте свой текст-повествование, в котором главным героем будет: 1 группа –вода; 2 группа –роса.

Дети устно составляют рассказы, обсуждают их, приводят доказательства, что у них получились тексты- повествования. (1 человек рассказывает)

Учитель приводит свои примеры текста

9. Домашнее задание.

1 уровень: вберите интересные для себя рассказы Л. Н. Толстого.

2 уровень: вберите интересные для себя рассказы Л. Н. Толстого, подготовьте сообщение о семье Л.Толстого

10. Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Где вы можете применить полученные на уроке знания

11.Оценивание.

Кто думает, что он сегодня хорошо работал?

А кому еще нужно поработать над своей речью и больше читать?

Кто хорошо работал в группе?

Заведу огород, насажу огурцов, воровать не дам, караул буду крепкий держать. Найму караульщиков, посажу на огурцы, а сам так-то пойду сторонкой да крикну: "Эй вы, караульте крепче!" Мужик так задумался, что и забыл совсем, что он на чужом огороде, и закричал во всю глотку. Караульщики услыхали, выскочили, избили мужика.

БАБА И КУРИЦА

Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь, Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить".

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

ДЕЛЕЖ НАСЛЕДСТВА

У одного отца было два сына. Он сказал им: "Умру - разделите всё пополам". Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: "Как вам отец велел делиться?" Они сказали: "Он велел делить все пополам". Сосед сказал: "Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину". Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

КУДА ДЕВАЕТСЯ ВОДА ИЗ МОРЯ?

(Рассуждение)

Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле...

ЛЕВ, МЕДВЕДЬ И ЛИ 1000 СИЦА

Лев и медведь добыли мяса и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лиса увидала промеж них мясо, подхватила его и убежала.

КАК МАЛЬЧИК РАССКАЗЫВАЛ О ТОМ, КАК ОН ДЕДУШКЕ НАШЕЛ ПЧЕЛИНЫХ МАТОК

(Рассказ)

Мой дедушка летом жил на пчельнике. Когда я прихаживал к нему, он давал мне меду.

Один раз я пришел на пчельник и стал ходить промеж ульев. Я не боялся пчел, потому что дед научил меня тихо ходить по осеку [Место, где ставят пчел. (Примеч. Л. Н. Толстого.)].

И пчелы привыкли ко мне и не кусали. В одном улье я услыхал, что-то квохчет. Я пришел к деду в избушку и рассказал ему.

Он пошел со мною, сам послушал и сказал: "Из этого улья уже вылетел один рой, первак, с старой маткой; а теперь молодые матки вывелись. Это они кричат. Они завтра с другим роем вылетать будут". Я спросил у дедушки, какие такие бывают матки? Он сказал: "А матка все равно, что царь в народе; без нее нельзя быть пчелам".

Я спрашивал: "А из себя они какие?"

Он сказал: "Приходи завтра; бог даст, отроится, - я тебе покажу и меду дам".

Когда я на другой день пришел к дедушке, у него в сенях висели две закрытые роевни с пчелами.