Взрыв в Арзамасе: описание, причины трагедии, число погибших, расследование катастрофы. Где произошел взрыв? Яма размером с девятиэтажный дом

До сих пор люди гадают: что стало причиной страшной катастрофы, случайное стечение обстоятельств, или взрыв, унесший десятки жизней и уничтоживший часть города, был тщательно спланированным террористическим актом?

В мирное время как на войне

Тридцать лет назад, утром 4 июня 1988 года жители города Арзамас проснулись от страшного взрыва. Многие решили, что началась война. Ударная волна была такой силы, что повреждения получили дома в радиусе двух километров от эпицентра, некоторые здания оказались полностью уничтожены, превратившись в груды обломков. Взрыв разрушил более полутора сотен домов. Люди в панике выпрыгивали из окон. Поначалу никто не понимал, что произошло, пока оседала пыль от взрыва, а милиция, военные и врачи в экстренном порядке эвакуировали пострадавших, все боялись, что это только начало какой-то глобальной катастрофы, и готовились к новым страшным событиям.

Одни говорили, что это взрывается нефтеперерабатывающий завод. Память о Чернобыльской трагедии на том момент была тогда жива как никогда. Так как неподалеку находился ядерный секретный город Арзамас-16 (сейчас Саров) многие решили, что взорвалось что-то там, а облако пыли приняли за «гриб» от ядерного взрыва. Кто-то счел, что это американцы устроили бомбардировку ядерного объекта. К счастью, «войну» в тот день отменили.

Поезд, «взлетевший» на воздух

Вечером 4 июня, чтобы успокоить находившееся на грани паники население, по радио сообщили, что паниковать не стоит – произошел «взрыв взрывоопасных грузов», взяты пробы воздуха, опасных для жизни веществ в них не обнаружено.

Тогда подробности, конечно, не сообщали. В газетах также ограничились краткой информацией о происшествии. А на самом деле все обстояло так: неподалеку от городской железнодорожной станции Арзамас-1 взорвались три вагона с взрывчаткой для горных работ, которую везли с дзержинского завода им. Свердлова. Сдетонировали 30 тонн тротиловых шашек, 30 тонн аммонала и аммонита (промышленных взрывчатых веществ), около 60 тонн гексогена и октогена и другого опасного груза. На месте катастрофы образовались две гигантских воротки, радиус большей составлял около 76 метров – в ней спокойно мог поместиться девятиэтажный дом. Город оказался без газа, воды, электричества. Кабину электровоза оторвало и отбросило почти на две сотни метров – лишь по счастливой случайности машинист поезда и его напарник остались живы.

Трагедия, которую не забыть

Первое время после взрыва ни милиция, ни военные, ни органы не знали, находились ли в вагонах радиоактивные вещества – и лишь обнаружив сопроводительные документы (их унесло от места катастрофы на несколько сотен метров), все вздохнули спокойно. Второго Чернобыля можно было не бояться. Но последствия все равно были страшными.


В 80-е население Арзамаса составляло около 100 тысяч человек – взрыв затронул почти каждую семью, эвакуировать пришлось около четырех тысяч местных жителей. Почти тысяча семей остались без крова. Пострадали около 1500 человек, на месте взрыва работали все «скорые» Арзамаса, а раненых было столько, что их пришлось выкладывать во дворах больниц и госпиталей. Там же медики оказывали первую помощь и обрабатывали раны – даже коридоры больниц оказались переполнены. Тогда погиб 91 человек – но это только официальная информация, многие местные жители до сих пор уверены, что истинное количество жертв просто замолчали. По городу еще долго ходили страшные слухи – о сотнях погибших, о том, что все раненые скончались.


Случайность или диверсия?

Расследование было долгим, им занималась специально созванная правительственная комиссия, но установить причины арзамасского взрыва так и не удалось. Отрабатывались десятки версий, рассматривали варианты самопроизвольного взрыва взрывчатки (наиболее вероятный - в результате механического повреждения), террористического акта, тщательно спланированной диверсии, организованной иностранными спецслужбами. Имела место версия и неисправности проходившего под железнодорожными путями газопровода.

Многие местные жители до сих пор считают, что это была диверсия или теракт. Впоследствии даже заговорили о некой мистической версии, о том, что произошедшие было предопределено, но неизвестно кем, то ли определенными людьми, то ли неведомыми силами. Мол, через некоторое время после трагедии в прокуратуру неизвестный прислал настенный календарь с фотографией Олега Янковского и на нем якобы был выделен день 4 июня, а стрелки часов на руке актера стояли на четырех.


Но самое странное – ровно через год, 4 июня 1989 года , только гораздо более масштабная, произошла под Уфой, на 1710-м километре Транссибирской железнодорожной магистрали. Тогда в результате утечки газа из газопровода взорвались сразу два поезда, погибли более полутысячи человек. И, как и в случае с арзамасской катастрофой, установить точную причину взрыва не удалось.

4 июня 1988 года. 9:32 утра . Железнодорожная станция Арзамас-1 в городе Арзамасе Нижегородской области. Железнодорожный состав въезжает на станцию, внутри 3-х вагонов находится 120 тонн взрывчатых веществ. Это все сухие цифры, так любят писать в газетах и сводках новостей. Но трагедия для небольшого города намного сильнее чем 2 предложения в Комсомолке.

Взрыв прогремел в 9:32 (по другим данным 9:25), образовалась огромная воронка, двигатель поезда взлетев в воздух и приземлился за 200 метров от места происшествия.

91 человек (17 детей) погибли на месте, 800 человек пострадало, 823 человека потеряли дома , и это уже другие цифры. Трудно представить себе, что такое потерять все за долю секунды, просто в какой-то момент «щелк» и ничего нет.


На месте образовалась 26-метровая воронка. Сейчас, по прошествии уже 27 лет это место выглядит абсолютно обычно и если не знать, что тут произошло так и проедешь не заметив.


Но находясь на месте взрыва, в поле, постоянно присутствует тишина, действительно очень тихо и тяжело там ходить. Где-то лежат надмогильные камни, где-то торчат металлические детали, рельсы, небольшие воронки.


3 июня три вагонами грузового состава № 3115 направились на юг страны из Дзержинска. В первом вагоне, цельнометаллическом, находилось 30 тонн тротила в шашках, упакованного в ящики из гофрокартона, и 286 кг кумулятивных детонаторов — в ящиках из ДВП. Во втором, аналогичном первому, перевозилось 27,28 тонны октогена и 30,4 тонны флегматизированного гексогена, упакованные в шестислойные бумажные мешки. Третий вагон был деревянным. В нем в бумажных патронах, запаянных целлофаном и упакованных в картонные ящики, находилось 5 тонн скального аммонита и 25 тонн аммонала.


Грузовой состав из 54 вагонов на скорости около 22 км в час подходил к 232-му км перегона Соловейка — Арзамас-1 Горьковской железной дороги, в 324 метрах от вокзала станции Арзамас-1.


Из материалов проверки КГБ:

Полные разрушения — радиус 150 м — 44 дома.

Сильные разрушения — радиус 300 м — 107 домов.

Средние разрушения — радиус 650 м — 120 домов.

Слабые разрушения — радиус 900 м — 130 домов.



Комментарии очевидцев говорят лучше любых фактов. Сергей: «Был на месте трагедии минут через 5-7. Видел все своими глазами, помогал грузить трупы, вернее то, что от них осталось

На всю жизнь врезалось в память тело милиционера лежащего на перроне. У него абсолютно сгорели волосы. Черный, как манекен, он вылетел из ботинок…

Место сразу не узнал. Здание вокзала пострадало несильно, только крышу снесло. В округе в то время были только небольшие частные одноэтажные дома. В радиусе 100-150 метров их снесло под корень.

Окна вылетели в большем радиусе. В нашей квартире со стороны взрыва вылетели полностью. Повалены столбы с перепутанными проводами, выкорчеваны деревья.

На дороге, приблизительно в 50 метрах от железнодорожного полотна, стоял рейсовый автобус. У него снесло полностью весь верх. Основные жертвы из него… Грузили оттуда некоторые трупы просто по весу, потому что разобрать, где кто, было невозможно…»


На месте взрыва установили часовню и памятник в который вставили часы замершие в момент аварии.


Всего было рассмотрено 8 версий случившегося, не буду расписывать все из них, только выдержки из некоторых.

Некоторые очевидцы перед взрывом видели пламя и дым, выбивавшиеся из нижней части второго вагона поезда. Как выяснилось потом, груз в них перевозился с грубейшими нарушениями: грузчики укладывали мешки со взрывчаткой в 11 рядов, хотя по правилам их должно быть не более 7.

Чтобы забросить мешки на такую высоту, они в качестве подставки для ног использовали их же.

В одном из вагонов на полу было обнаружено 1,6 кг октогена, обрезки проволоки и гвозди. Мешки никак не закреплялись, и от толчков состава могли запросто упасть и рассыпаться.

Как установили чекисты, вагон с октогеном-гексогеном только на станции Горький-Сортировочный 19 раз подвергался динамическому воздействию в виде толчков и остановок, кроме того, в нарушение всех требований безопасности перевозок подобных грузов, дважды спускался с горки. Сложно представить, сколько жертв и разрушений могло бы быть, сработай взрывчатка на этом крупнейшем железнодорожном узле.


Из всех перевозимых взрывчатых веществ именно октоген наиболее чувствителен к удару и трению, после чего загорается и детонирует.

Характер воронок от взрыва и его эпицентр указывали, что именно возгорание во втором вагоне инициировало взрыв.

Жаркая погода, термометр в то утро показывал 27 градусов выше нуля… Нагретый солнцем металлический вагон… Рассыпанный по полу октоген, попавший под металлической ролик двери… Пожар… Взрыв… Смерть…



Наталья: «Сначала подумала, что у кого-то взорвался газ. Выбежала на улицу и поняла, что случилось что-то страшное. Люди бежали к вокзалу. Недалеко от меня стояла грузовая машина, в кузове лежали распластанные тела двух мужчин. У одного из уха текла кровь. Оба черные, как будто в копоти. На земле лежала изуродованная женщина. Одежды на ней никакой, крови тоже не было. Кое-как погрузили ее в машину, носилок не было, положили на доски…»



Павел: «Когда раздался взрыв, я был дома с родителями. Треснуло оконное стекло. Подумали, что где-то взорвался газ. Все бросились к окнам. На небе вырастал черный гриб. „Нефтебаза взорвалась“ , — крикнул сосед с четвертого этажа. Родители запретили нам с братом выходить на улицу, караулили нас в квартире. Потом пришел сосед, который лежал в больнице, сказал, что на станции что-то взорвалось, и всех пациентов больницы отпустили домой…»



В 1988-м году был выпущен настенный плакат — календарь на 1988 год с фотографией Олега Янковского на котором галочкой было помечена дата 4 июня . Фотография Янковского была такая — сидит он свесив левую руку с часами, на которых время 9 часов 25 минут (сотрудники КГБ полагали что именно в это время случился взрыв) примерно так как фото часов было нечётким.


В интернете можно встретить комментарии: «Да все так и есть. И календарь -, изданный накануне 1988 года — сигнал атаки, способ известный, описанный неоднократно в литературе — через газету, средства массовой информации передавать условный сигнал, время, место. А на станции стоял спецэшелон, и рядом нефтебаза, это море огня, далее — завод на котором полно спецмашин химзащиты, далее город и 140 тысяч населения… и недалеко Арзамас 16 и ВНИИЭФ, самый центр СССР, немного промахнулись, не дошел фугас до нужной точки, но и так слишком. „Вечная память арзамасцам, погибшим в третьей мировой войне“. Это не шутка, увы, так напишут спустя многие годы.»



Но сути дела это уже не поменяет, был ли это случайный взрыв или теракт — людей уже не вернешь. Для сотен семей потерявших дома в последствии был построен «11 микрорайон» в Арзамасе.



Про то что в тот же день и в том же месте, где и произошел взрыв должны были проходить учения по ГО почти не упоминалось ни в одной из газет, поэтому власти и обошли стороной одну из основных причин этого взрыва. Не знаю только по чьей инициативе они проходили. О намечавшихся учениях было сообщено по местному радио где-то часов в 7-8 утра того же дня. В этот же день утром все руководители были собраны в горсовете в связи с намечавшимися учениями. Поэтому они так быстро прибыли к месту взрыва. В тот же день на ст. Арзамас-1 находился полк пожарных машин, которые в считанные минуты после взрыва оттуда убрали, об этом я узнал от одного из следователей местной прокуратуры. В дальнейшем про учения по гражданской обороне почти не сообщалось, по крайней мере в местных газетах, чтобы скрыть от населения еще одну и вероятно основную версию взрыва.


Во время спасательной операции пронеслась страшная весть, что вот-вот случится ещё один взрыв — в злополучном составе стоит цистерна со сжиженным газом, к которой пожар подобрался совсем близко. У спасателей не было тяжёлой техники. Они отцепили цистерну и толкали её голыми руками. Им удалось избежать новых жертв.


Лично я полностью уверен в том, что это была диверсия, теракт. События произошедшие ровно год спустя только укрепили мою уверенность в этом. Но это уже другая история.


« Истинная же причина взрыва — диверсия . Это подтвердили мне в беседе и Г. М. Ходырев и Соколов А.А. и М. Ф. Балакин и во время прошлогоднего приезда в Арзамас- Г. Г. Ведерников.

«Почему же преступление осталось нераскрытым?» — переспросил я каждого из собеседников. Все они показали на самый верх. Тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев не поддержал выводов следственной бригады и приложил руку к тому, чтобы в Арзамасе не узнали всей правды о том, что же в действительности произошло утром 4 июня 1988 г.»


Сейчас на месте где когда-то взрывной волной снесло все дома построены новые. Жизнь идет вперед, и только часовня напоминает о той катастрофе и бескрайне пустое поле.


4 июня 1988 года арзамасцу Саше Суконкину было всего два месяца. В одночасье он потерял отца и мать. Остались они вдвоем с сестренкой на попечении бабушки, работавшей почтальоном. Одна мысль не покидала пожилую женщину: «Только бы вырастить внуков, только бы поставить их на ноги…» Вырастила, как говорят, очень хороших людей, Саша учится в вузе, его сестра тоже самостоятельный человек, у нее уже своя семья, в которой растет маленький ребенок.
Радуется за них Мария Афанасьевна Шершакова. Теперь она на пенсии, а тогда, 20 лет назад, будучи заведующей отделом писем и жалоб городского комитета КПСС, оказалась в самом эпицентре людской боли и горя. Она соединяла бабушку с ее внуками. Она обнимала пятнадцатилетнюю девочку, которая все время твердила: «Позвоните, пожалуйста, в больницу, может, папа там…» И не решалась сказать ей, что папу надо искать в морге, уже было известно, что он, ехавший в машине с другими строителями в загородный детский лагерь, точно погиб. Мама девочки в это время лежала с сердечным приступом, пришлось вызывать из армии старшего брата, чтобы опознать отца… Она помогала воссоздаться семье Ямовых, потерявшей и взрослых, и детей…


Таких людей, как Мария Афанасьевна, в Арзамасе в трагический момент его истории оказалось немало. Одни были жителями города, как Иван Скляров, другие, как председатель облисполкома Александр Соколов, приехали сразу после взрыва. Государственную комиссию возглавлял Геннадий Ведерников, заместитель председателя Совета министров СССР. Он напрямую связывался с председателем правительства Николаем Рыжковым, оперативно решал все возникающие вопросы.
Тысячи арзамасцев тогда остались без крова , не было ни одежды, ни обуви, ни ложки с вилкой. И тем не менее в городе не было зафиксировано ни одного случая мародерства, хотя разрушенные магазины были, что называется, под рукой, да и строительные материалы, которые вскоре стали прибывать в Арзамас, лежали под открытым небом. На предприятиях области собирали вещи и деньги в помощь семьям погибших арзамасцев. Распределением их, а также государственной помощи занимался штаб, работавший практически круглосуточно.


Про Арзамасскую трагедию сняли несколько документальных фильмов, написано много книг, но атмосферу я смог прочувствовать только находясь на месте. Эта тишина которую прерывает гудок поезда, это огромное безкрайнее поле и повсюду летают вороны, десятки воронов, странно это…


Завтра 27-ая годовщина трагедии в Арзамасе, очень бы хотелось, чтобы такие катастрофы никогда не повторялись.

Сегодня мы поговорим про железнодорожную катастрофу которая случилась в 1988 г. в Арзамасе.

Прошло почти 30 лет с момента самых крупных железнодорожных катастроф СССР. Они случились в один день — 4 июня, но с разницей в год. Такая роковая случайность (а, точнее, безалаберность людей и несовершенство жд системы, по некоторым версиям — теракты) стали причиной гибели не менее 700 человек только по официальным данным.

К самым крупным катастрофам конца 80-х гг относят взрыв на Чернобыльской АЭС, гибель теплохода «Нахимов», железнодорожные трагедии. 88-й год вообще был одним из самых «черных» в истории СССР — землетрясение в Армении (тогда погибло до 125 тысяч человек), ряд железнодорожных катастроф, несчастных случаев, стихийных бедствий. Однако и 1989-й год был не намного счастливее.

Несмотря на то, то прошло много времени, катастрофы до сих пор вспоминают, на местах трагических событий проходят митинги, по ТВ в день памяти показывают фильмы о крушениях поездов. Мы расскажем о трагедии в Арзамасе, затем о катастрофе под Уфой.

Арзамасская железнодорожная катастрофа

«Арзамасская железнодорожная катастрофа - взрыв при подходе к станции Арзамас-1 Горьковской железной дороги трех вагонов грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, перевозивших гексоген для горных предприятий Казахстана, на железнодорожном переезде 4 июня 1988 года».

4 июня 1988 года — субботний день, многие люди, подходившие к платформе — дачники, грибники… Время — 9.32.

Взрыв произошел, когда поезд подходил к густо населенной жилой зоне при жд переходе. Арзамас — город в Нижегородской области, население около 100 тысяч человек. Взрыв в прямом смысле прогремел на весь город, гибель 91 человек и более 500 человек пострадавших стали для небольшого города всеобщей трагедией. К слову, когда взрывной волной были разрушены дома, магазины, выбиты стекла в торговых точках — не было зафиксировано ни одного случая мародерство.

Поезд вез взрывчатку для горных предприятий, понятно, что когда возник очаг возгорания — детонировал весь поезд, наибольший удар пришелся по трем вагонам, которым находились рядом с эпицентром взрыва, остальные вагоны были искорежены, разбросаны по территории.

«4 июня 1988 года в 09:32 железнодорожный состав, в котором находились 3 вагона со 120 тоннами взрывчатки, предназначенной для горных и других предприятий, следовал через железнодорожный переезд в г. Арзамас, находясь в северной горловине станции Арзамас I. В этот момент (9:32) произошёл взрыв. Среди сдетонировавшей взрывчатки были:

30 тонн тротиловых шашек,

заряды для нефтедобычи,

25 тонн аммонала,

5 тонн аммонита,

30 тонн гексогена,

27 тонн октогена и др.

На перегоне образовались две соединенные между собой воронки глубиной 3,5 и 4,5 метра, диаметром 26 и 76 метров. Взрывом был уничтожен 151 дом, 823 семьи остались без крова. По официальным данным погиб 91 человек, пострадали 1500 человек. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, повреждён железнодорожный вокзал, разрушены электроподстанция, линии электропередач, повреждён газопровод. Пострадали 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов.

В пораженной зоне оказалось 160 промышленно-хозяйственных объектов. Основной версией причины взрыва сочли нарушение правил погрузки и перевозки взрывчатых веществ, хотя в качестве одной из версий рассматривался и террористический акт, и диверсия со стороны спецслужб других стран с целью нагнетания нестабильности в СССР.

В Арзамасе на месте взрыва построены часовня и Мемориал, на котором высечены имена погибших. Ежегодно 4 июня в городе проходят траурные мероприятия, посвящённые памяти погибших при взрыве. Для пострадавших жителей на юге города был построен 11 микрорайон».

На железнодорожном переезде в момент трагедии стояли машины, все они были искорежены взрывной волной либо разорваны на куски так, что даже невозможно было установить точное количество жертв.

Рядом находящийся общественный транспорт также превратился в искореженные груды металла… в автобусах выбило стекла, сорвало крышу, трупы лежали с живыми. Люди, находящиеся рядом с окнами в автобусах, домах либо погибали от взрывных осколков либо навсегда оставались инвалидами, у кого-то ампутировали руки, ноги, лицо осталось в шрамах. Одна секунда перевернула жизнь арзамасовцев.

Более того — состав еще притормозил перед переездом и тогда произошел взрыв, но если бы взрыв произошел чуть позже — последствия были бы более устрашающими: ведь рядом находилась крупная нефтебаза, с цистернами нефти и сжиженного газа.

Очевидцы видели (несколько десятков человек) буквально перед взрывом дымок из двери одного вагона — как обозначали это те кто понимали суть — горит бикфордов шнур. Пять свидетелей обозначали «дымок» как бикфордов шнур… То есть это означало что поезд подорвали — это был теракт. Однако позже следователи установили, что с расстояния 200-300 метров невозможно точно понять, что свидетели видели горящий бикфордов шнур.

Версий механических причин случившегося была масса, как и политических причин… Основная версия, которой придерживались следователи — несчастный случай.

«В течение нескольких месяцев после взрыва на месте трагедии работала правительственная комиссия. Точно установить причины взрыва так и не удалось. Назывались несколько версий происшествия, среди которых самопроизвольный взрыв перевозимой взрывчатки (кристаллического гексогена или октогена) в результате механического повреждения, неисправность газопровода проходящего под железнодорожными путями, террористический акт и диверсия со стороны спецслужб других стран.

В 2003 году губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев публично высказывал твердую уверенность, что взрыв произошел в результате диверсии, однако данная версия не нашла достоверного подтверждения».

Еще версии (механические): искра от колес поезда, пролетев несколько метров, попала в дверь вагона, а там вспыхнула взрывчатка… гексоген и в других вагонах часто просто валялся на полу, вывалившись из разорванных мешков. Еще одно предположение: гексоген, которым было усыпано дно вагона, просочился в щели и стал сыпаться на колеса, из-за трения возникло нагревание и пошел дым (и это и был тот самый дым, который видели очевидцы), позже вспыхнули вагоны и произошел взрыв.

Политические версии включали диверсии, устранение главнокомандующих авиационной сферы (крупное совещание планировалось провести рядом со станцией, но в последний момент его перенесли в другое место), тактика Запада по подрыву репутации руководства СССР в глазах жителей страны (и ведь неспроста все это происходит перед распадом СС в 91-м), винили М.Горбачева в том, что он «засланец» Запада и с его подачи и действия либо бездействия и происходили многие страшные трагедии, целью которых были дестабилизация политической и общественной жизни в стране и крах репутации прежнего руководства в глазах простых граждан.

Но как бы там ни было — неясно почему вагоны со взрывчаткой не были разделены от остального состава пустыми вагонами или с гражданскими грузами, почему гексаген в поездах часто валялся на полу в рассыпанном виде, почему никто не среагировал на жалобы о сильном запахе газа возле места взрыва на жд переезде еще до трагедии.. То есть помимо всех политических козней — были не соблюдены элементарные правила безопасности….

Страшная и ужасная катастрофа произошла 4 июня 1988 года в Арзамасе…
Памятник погибшим при взрыве 4 июня 1988 года в Арзамасе.

31 мая 1988 года на заводе им. Свердлова в Дзержинске взрывчатыми веществами, предназначенными для производства горных работ, было загружено 10 товарных вагонов.
3 июня три из них головными вагонами грузового состава № 3115 направились на юг страны. В первом вагоне, цельнометаллическом, находилось 30 тонн тротила в шашках, упакованного в ящики из гофрокартона, и 286 кг кумулятивных детонаторов - в ящиках из ДВП. Во втором, аналогичном первому, перевозилось 27,28 тонны октогена и 30,4 тонны флегматизированного гексогена, упакованные в шестислойные бумажные мешки. Третий вагон был деревянным. В нем в бумажных патронах, запаянных целлофаном и упакованных в картонные ящики, находилось 5 тонн скального аммонита и 25 тонн аммонала.
Грузовой состав из 54 вагонов на скорости около 22 км в час подходил к 232-му км перегона Соловейка - Арзамас-1 Горьковской железной дороги, в 324 метрах от вокзала станции Арзамас-1…
В общей сложности в вагоны было загружено 117 тонн 966 кг взрывчатых веществ.


Принято считать, что взрыв произошел в 9 часов 32 минуты по московскому времени. Именно на такой отметке «остановлены» стрелки часов на циферблате, установленном на памятном мемориале в Арзамасе. Однако сотрудники КГБ, поминутно изучившие передвижения поезда и опросившие свидетелей считают, что рвануло в 9 часов 26 минут.
По рассказам очевидцев:
Сергей:
- Был на месте трагедии минут через 5-7. Видел все своими глазами, помогал грузить трупы, вернее то, что от них осталось…
На всю жизнь врезалось в память тело милиционера лежащего на перроне. У него абсолютно сгорели волосы. Черный, как манекен, он вылетел из ботинок…
Место сразу не узнал. Здание вокзала пострадало несильно, только крышу снесло. В округе в то время были только небольшие частные одноэтажные дома. В радиусе 100-150 метров их снесло под корень.
Окна вылетели в большем радиусе. В нашей квартире со стороны взрыва вылетели полностью. Повалены столбы с перепутанными проводами, выкорчеваны деревья.
На дороге, приблизительно в 50 метрах от железнодорожного полотна, стоял рейсовый автобус. У него снесло полностью весь верх. Основные жертвы из него… Грузили оттуда некоторые трупы просто по весу, потому что разобрать, где кто, было невозможно…


Из материалов проверки
На перегоне образовались две соединенные между собой воронки глубиной 3,5 и 4,5 метра, диаметром 26 и 76 метров.
Полные разрушения - радиус 150 м - 44 дома.
Сильные разрушения - радиус 300 м - 107 домов.
Средние разрушения - радиус 650 м - 120 домов.
Слабые разрушения - радиус 900 м - 130 домов.
Официальное количество погибших - 91 человек. Ранения различной степени тяжести получили около 800 человек.


Версии:
Одновременно с началом восстановительных работ сотрудники КГБ и эксперты приступили к расследованию. Рассматривалось восемь версий случившегося.
1-я. Внутри вагона
Термическое разложение взрывных веществ (ВВ) из-за их химической нестойкости, перемещение тонкого слоя ВВ между твердыми трущимися поверхностями, сильный механический удар по тонкому слою ВВ, искра от разряда статического электричества и прострел ВВ внутри вагона пулей, ударно-волновое действие от капсуля-детонатора или электродетонатора.
2-я. Вне вагона
Воспламенение и взрыв газо-воздушной смеси (в сотне метров под землей проходил газопровод, и многие свидетели заявляли, что перед взрывом чувствовали запах газа), горение буксы от искры из-за касания контактного провода о металлическую крышу.
Мы не будем подробно разбирать каждый из этих случаев, рассуждения специалистов занимают не один лист заключения. Скажем лишь, что было смоделировано неоднократное количество испытаний. На полигонах выставили точно такие же вагоны и в них стреляли из оружия. Взрывчатку пытались поджечь, кидали на нее грузы. Опрашивали свидетелей. Анализировали метод погрузки ВВ и состояние самих вагонов - тех оставшихся семи, что в тот день ушли из Дзержинского химпредприятия.


Некоторые очевидцы перед взрывом видели пламя и дым, выбивавшиеся из нижней части второго вагона поезда. Как выяснилось потом, груз в них перевозился с грубейшими нарушениями: грузчики укладывали мешки со взрывчаткой в 11 рядов, хотя по правилам их должно быть не более 7.
Чтобы забросить мешки на такую высоту, они в качестве подставки для ног использовали их же.
В одном из вагонов на полу было обнаружено 1,6 кг октогена, обрезки проволоки и гвозди. Мешки никак не закреплялись, и от толчков состава могли запросто упасть и рассыпаться.
Как установили чекисты, вагон с октогеном-гексогеном только на станции Горький-Сортировочный 19 раз (!!!) подвергался динамическому воздействию в виде толчков и остановок, кроме того, в нарушение всех требований безопасности перевозок подобных грузов, дважды спускался с горки. Сложно представить, сколько жертв и разрушений могло бы быть, сработай взрывчатка на этом крупнейшем железнодорожном узле.
Из всех перевозимых взрывчатых веществ именно октоген наиболее чувствителен к удару и трению, после чего загорается и детонирует.


Характер воронок от взрыва и его эпицентр указывали, что именно возгорание во втором вагоне инициировало взрыв.
Жаркая погода, термометр в то утро показывал 27 градусов выше нуля… Нагретый солнцем металлический вагон… Рассыпанный по полу октоген, попавший под металлической ролик двери… Пожар… Взрыв… Смерть…