Взрыв в Арзамасе: описание, причины трагедии, число погибших, расследование катастрофы. Взрыв за пределами вагона

До сих пор люди гадают: что стало причиной страшной катастрофы, случайное стечение обстоятельств, или взрыв, унесший десятки жизней и уничтоживший часть города, был тщательно спланированным террористическим актом?

В мирное время как на войне

Тридцать лет назад, утром 4 июня 1988 года жители города Арзамас проснулись от страшного взрыва. Многие решили, что началась война. Ударная волна была такой силы, что повреждения получили дома в радиусе двух километров от эпицентра, некоторые здания оказались полностью уничтожены, превратившись в груды обломков. Взрыв разрушил более полутора сотен домов. Люди в панике выпрыгивали из окон. Поначалу никто не понимал, что произошло, пока оседала пыль от взрыва, а милиция, военные и врачи в экстренном порядке эвакуировали пострадавших, все боялись, что это только начало какой-то глобальной катастрофы, и готовились к новым страшным событиям.

Одни говорили, что это взрывается нефтеперерабатывающий завод. Память о Чернобыльской трагедии на том момент была тогда жива как никогда. Так как неподалеку находился ядерный секретный город Арзамас-16 (сейчас Саров) многие решили, что взорвалось что-то там, а облако пыли приняли за «гриб» от ядерного взрыва. Кто-то счел, что это американцы устроили бомбардировку ядерного объекта. К счастью, «войну» в тот день отменили.

Поезд, «взлетевший» на воздух

Вечером 4 июня, чтобы успокоить находившееся на грани паники население, по радио сообщили, что паниковать не стоит – произошел «взрыв взрывоопасных грузов», взяты пробы воздуха, опасных для жизни веществ в них не обнаружено.

Тогда подробности, конечно, не сообщали. В газетах также ограничились краткой информацией о происшествии. А на самом деле все обстояло так: неподалеку от городской железнодорожной станции Арзамас-1 взорвались три вагона с взрывчаткой для горных работ, которую везли с дзержинского завода им. Свердлова. Сдетонировали 30 тонн тротиловых шашек, 30 тонн аммонала и аммонита (промышленных взрывчатых веществ), около 60 тонн гексогена и октогена и другого опасного груза. На месте катастрофы образовались две гигантских воротки, радиус большей составлял около 76 метров – в ней спокойно мог поместиться девятиэтажный дом. Город оказался без газа, воды, электричества. Кабину электровоза оторвало и отбросило почти на две сотни метров – лишь по счастливой случайности машинист поезда и его напарник остались живы.

Трагедия, которую не забыть

Первое время после взрыва ни милиция, ни военные, ни органы не знали, находились ли в вагонах радиоактивные вещества – и лишь обнаружив сопроводительные документы (их унесло от места катастрофы на несколько сотен метров), все вздохнули спокойно. Второго Чернобыля можно было не бояться. Но последствия все равно были страшными.


В 80-е население Арзамаса составляло около 100 тысяч человек – взрыв затронул почти каждую семью, эвакуировать пришлось около четырех тысяч местных жителей. Почти тысяча семей остались без крова. Пострадали около 1500 человек, на месте взрыва работали все «скорые» Арзамаса, а раненых было столько, что их пришлось выкладывать во дворах больниц и госпиталей. Там же медики оказывали первую помощь и обрабатывали раны – даже коридоры больниц оказались переполнены. Тогда погиб 91 человек – но это только официальная информация, многие местные жители до сих пор уверены, что истинное количество жертв просто замолчали. По городу еще долго ходили страшные слухи – о сотнях погибших, о том, что все раненые скончались.


Случайность или диверсия?

Расследование было долгим, им занималась специально созванная правительственная комиссия, но установить причины арзамасского взрыва так и не удалось. Отрабатывались десятки версий, рассматривали варианты самопроизвольного взрыва взрывчатки (наиболее вероятный - в результате механического повреждения), террористического акта, тщательно спланированной диверсии, организованной иностранными спецслужбами. Имела место версия и неисправности проходившего под железнодорожными путями газопровода.

Многие местные жители до сих пор считают, что это была диверсия или теракт. Впоследствии даже заговорили о некой мистической версии, о том, что произошедшие было предопределено, но неизвестно кем, то ли определенными людьми, то ли неведомыми силами. Мол, через некоторое время после трагедии в прокуратуру неизвестный прислал настенный календарь с фотографией Олега Янковского и на нем якобы был выделен день 4 июня, а стрелки часов на руке актера стояли на четырех.


Но самое странное – ровно через год, 4 июня 1989 года , только гораздо более масштабная, произошла под Уфой, на 1710-м километре Транссибирской железнодорожной магистрали. Тогда в результате утечки газа из газопровода взорвались сразу два поезда, погибли более полутысячи человек. И, как и в случае с арзамасской катастрофой, установить точную причину взрыва не удалось.

Страшная и ужасная катастрофа произошла 4 июня 1988 года в Арзамасе…
Памятник погибшим при взрыве 4 июня 1988 года в Арзамасе.

31 мая 1988 года на заводе им. Свердлова в Дзержинске взрывчатыми веществами, предназначенными для производства горных работ, было загружено 10 товарных вагонов.
3 июня три из них головными вагонами грузового состава № 3115 направились на юг страны. В первом вагоне, цельнометаллическом, находилось 30 тонн тротила в шашках, упакованного в ящики из гофрокартона, и 286 кг кумулятивных детонаторов - в ящиках из ДВП. Во втором, аналогичном первому, перевозилось 27,28 тонны октогена и 30,4 тонны флегматизированного гексогена, упакованные в шестислойные бумажные мешки. Третий вагон был деревянным. В нем в бумажных патронах, запаянных целлофаном и упакованных в картонные ящики, находилось 5 тонн скального аммонита и 25 тонн аммонала.
Грузовой состав из 54 вагонов на скорости около 22 км в час подходил к 232-му км перегона Соловейка - Арзамас-1 Горьковской железной дороги, в 324 метрах от вокзала станции Арзамас-1…
В общей сложности в вагоны было загружено 117 тонн 966 кг взрывчатых веществ.


Принято считать, что взрыв произошел в 9 часов 32 минуты по московскому времени. Именно на такой отметке «остановлены» стрелки часов на циферблате, установленном на памятном мемориале в Арзамасе. Однако сотрудники КГБ, поминутно изучившие передвижения поезда и опросившие свидетелей считают, что рвануло в 9 часов 26 минут.
По рассказам очевидцев:
Сергей:
- Был на месте трагедии минут через 5-7. Видел все своими глазами, помогал грузить трупы, вернее то, что от них осталось…
На всю жизнь врезалось в память тело милиционера лежащего на перроне. У него абсолютно сгорели волосы. Черный, как манекен, он вылетел из ботинок…
Место сразу не узнал. Здание вокзала пострадало несильно, только крышу снесло. В округе в то время были только небольшие частные одноэтажные дома. В радиусе 100-150 метров их снесло под корень.
Окна вылетели в большем радиусе. В нашей квартире со стороны взрыва вылетели полностью. Повалены столбы с перепутанными проводами, выкорчеваны деревья.
На дороге, приблизительно в 50 метрах от железнодорожного полотна, стоял рейсовый автобус. У него снесло полностью весь верх. Основные жертвы из него… Грузили оттуда некоторые трупы просто по весу, потому что разобрать, где кто, было невозможно…


Из материалов проверки
На перегоне образовались две соединенные между собой воронки глубиной 3,5 и 4,5 метра, диаметром 26 и 76 метров.
Полные разрушения - радиус 150 м - 44 дома.
Сильные разрушения - радиус 300 м - 107 домов.
Средние разрушения - радиус 650 м - 120 домов.
Слабые разрушения - радиус 900 м - 130 домов.
Официальное количество погибших - 91 человек. Ранения различной степени тяжести получили около 800 человек.


Версии:
Одновременно с началом восстановительных работ сотрудники КГБ и эксперты приступили к расследованию. Рассматривалось восемь версий случившегося.
1-я. Внутри вагона
Термическое разложение взрывных веществ (ВВ) из-за их химической нестойкости, перемещение тонкого слоя ВВ между твердыми трущимися поверхностями, сильный механический удар по тонкому слою ВВ, искра от разряда статического электричества и прострел ВВ внутри вагона пулей, ударно-волновое действие от капсуля-детонатора или электродетонатора.
2-я. Вне вагона
Воспламенение и взрыв газо-воздушной смеси (в сотне метров под землей проходил газопровод, и многие свидетели заявляли, что перед взрывом чувствовали запах газа), горение буксы от искры из-за касания контактного провода о металлическую крышу.
Мы не будем подробно разбирать каждый из этих случаев, рассуждения специалистов занимают не один лист заключения. Скажем лишь, что было смоделировано неоднократное количество испытаний. На полигонах выставили точно такие же вагоны и в них стреляли из оружия. Взрывчатку пытались поджечь, кидали на нее грузы. Опрашивали свидетелей. Анализировали метод погрузки ВВ и состояние самих вагонов - тех оставшихся семи, что в тот день ушли из Дзержинского химпредприятия.


Некоторые очевидцы перед взрывом видели пламя и дым, выбивавшиеся из нижней части второго вагона поезда. Как выяснилось потом, груз в них перевозился с грубейшими нарушениями: грузчики укладывали мешки со взрывчаткой в 11 рядов, хотя по правилам их должно быть не более 7.
Чтобы забросить мешки на такую высоту, они в качестве подставки для ног использовали их же.
В одном из вагонов на полу было обнаружено 1,6 кг октогена, обрезки проволоки и гвозди. Мешки никак не закреплялись, и от толчков состава могли запросто упасть и рассыпаться.
Как установили чекисты, вагон с октогеном-гексогеном только на станции Горький-Сортировочный 19 раз (!!!) подвергался динамическому воздействию в виде толчков и остановок, кроме того, в нарушение всех требований безопасности перевозок подобных грузов, дважды спускался с горки. Сложно представить, сколько жертв и разрушений могло бы быть, сработай взрывчатка на этом крупнейшем железнодорожном узле.
Из всех перевозимых взрывчатых веществ именно октоген наиболее чувствителен к удару и трению, после чего загорается и детонирует.


Характер воронок от взрыва и его эпицентр указывали, что именно возгорание во втором вагоне инициировало взрыв.
Жаркая погода, термометр в то утро показывал 27 градусов выше нуля… Нагретый солнцем металлический вагон… Рассыпанный по полу октоген, попавший под металлической ролик двери… Пожар… Взрыв… Смерть…

Взрыв в Арзамасе прогремел в 1988 году, это была одна из крупнейших катастроф на советской железной дороге. При приближении к станции "Арзамас 1" взорвались сразу три вагона грузового состава, который следовал в из Дзержинска. В них находился гексоген, который требовался горным предприятиям. В результате катастрофы погиб 91 человек, число пострадавших составляет около полутора тысяч.

Подробности происшествия

Взрыв в Арзамасе прогремел 4 июня. В 09:32 утра железнодорожный состав ехал через переезд в город Арзамас. В трех вагонах этого поезда транспортировалось 120 тонн взрывчатки, которая предназначалась для горных предприятий на территории современного Казахстана.

Сам железнодорожный переезд расположен в северной части станции "Арзамас 1". Позже следователи и специалисты смогли установить, что в момент взрыва в вагонах поезда находилось 30 тонн тротиловых шашек, а также еще 87 тонн аммонала, аммонита, октогена, гексогена, помимо этого, заряды, используемые для нефтедобычи.

Взрыв в Арзамасе в 1988 году стал главной и шокирующей трагедией для всего общества.

Последствия взрыва

Уже после того как прогремел взрыв, на месте, где в тот момент находились грузовые вагоны, образовались сразу две воронки, которые были соединены между собой. Их глубина составляла от трех с половиной до четырех с половиной метров. При этом диаметр первой воронки был 26 метров, а второй - 76 метров.

Последствия взрыва в Арзамасе были катастрофическими. Он уничтожил 151 дом, без крова официально остались 823 семьи. Только по официальной информации, погиб 91 человек, еще полторы тысячи пострадали. Взрывной волной были разрушены 250 метров железнодорожного полотна, серьезные повреждения нанесены железнодорожному вокзалу, электроподстанции, линиям электропередач, газопроводу.

Среди социальных объектов в числе пострадавших оказались две больницы, целых 49 детских садов, 14 общеобразовательных школ и 69 магазинов. Всего в так называемой пораженной зоне оказались 160 объектов промышленного и хозяйственного значения.

Версии случившегося

Изначально главной версией взрыва в Арзамасе в 1988 году считались нарушения порядка погрузки и перевозки взрывчатых веществ. В то же время следствие тщательно расследовало версию а также диверсии, совершенной одной из спецслужб другой страны, чтобы создать в Советском Союзе нестабильную обстановку.

Считается, что истинные в Арзамасе неизвестны до сих пор. Многие исследователи и историки считают, что власти и спецслужбы не раскрывают всей правды о произошедшем.

Сейчас на месте взрыва поезда в Арзамасе установлен памятный мемориал, на котором высечены имена всех погибших в этой катастрофе. Каждый год 4 июня, в годовщину трагедии, на это место приходят местные жители, чтобы вспомнить о погибших.

Одним из последствий взрыва в Арзамасе 4 июня 1988 года стало строительство целых 11 микрорайонов на юге города для семей, пострадавших в этой трагедии.

Была ли это диверсия?

Правительственная комиссия, целью которой было установить истинные причины трагедии, работала на месте катастрофы несколько лет. В результате абсолютно точно установить причины произошедшего ей так и не удалось. В основном, из-за этого так популярна версия о том, что это была диверсия, целенаправленный акт, а не случайность или чья-то халатность.

Среди основных версий произошедшего также называют самопроизвольный взрыв взрывчатки, которая находилась в железнодорожных вагонах (в основном, октогена и кристаллического гексогена). Скорее всего, это могло произойти из-за механического повреждения либо неисправности газопровода, который проходил непосредственно под железнодорожными путями.

В 2003 году, спустя 15 лет после трагедии, (на тот момент им был Геннадий Ходырев) официально выразил твердую уверенность в том, что взрыв в Арзамасе 4 июня 1988 года произошел в результате диверсии. Но в действительности эта распространенная версия так и не нашла официального подтверждения и неопровержимых доказательств до сих пор.

При этом стоит признать, что версия преднамеренного подрыва железнодорожного состава была одной из самых популярных, особенно среди местных жителей. Считалось, что конечной целью было нанести как можно больший ущерб самому городу. Преимущественно эта версия была построена на том, что взорвался состав в непосредственной близости от самого города. Дополнительную пищу для размышлений дала и под Уфой, которая произошла день в день с трагедией в Арзамасе ровно через год.

Что случилось в Уфе?

Катастрофа под Уфой стала крупнейшей в истории советских и российских железных дорог. Она произошла 4 июня 1989 года в районе города Иглинска в Башкирской АССР, всего в 11 километрах от города Аши Челябинской области. Взрыв прогремел в момент, когда навстречу друг другу проходили два пассажирских поезда. Один следовал из Новосибирска в Адлер, а второй в обратном направлении. По официальной версии, взрыв произошел из-за облака легких углеводородов, которые образовались из-за аварии, произошедшей на трубопроводе "Сибирь - Урал - Поволжье". Он проходил в непосредственной близости от поездов.

В результате этой трагедии погибли 575 человек, по еще одной версии - 645. Из них 181 ребенок, около шестисот человек были ранены.

По официальной версии, катастрофа произошла из-за утечки газа. Предположительно, газопровод был поврежден ковшом экскаватора при его строительстве еще в 1985 году. Эксперты сумели установить, что утечка газа началась за 40 минут до самого взрыва.

По еще одной версии причиной аварии стало воздействие коррозии на внешнюю часть трубы. Это могло произойти из-за так называемых "блуждающих токов" от железной дороги. Примерно за три недели до взрыва в том месте образовался микросвищ, который из-за внезапного охлаждения превратился в трещину в месте расширения газа. Когда произошла встреча двух пассажирских поездов, возникла искра из-за торможения, ее хватило, чтобы началась детонация газа. По еще одному предположению, искра могла возникнуть из-под пантографа какого-то из локомотивов.

Факты о трагедии в Арзамасе

Трагедии в Арзамасе посвящено множество исследований, специалистам и историкам-любителям удалось собрать большое количество фактов об этой катастрофе. В частности установлено, что первый груз отправился 31 мая с который располагался в городе Дзержинске. Взрывчатые вещества были погружены в десять вагонов грузового состава.

Три вагона со взрывчаткой в результате стали головными в грузовом составе под номером 3115, который отправился 3 июня на юг страны.

Что конкретно было в каждом вагоне?

Сейчас уже удалось установить, какая именно взрывчатка была в каждом из вагонов.

Первый был цельнометаллическим, в нем находились 30 тонн тротила в шашках, которые были упакованы в ящики из гофрокартона, а также 286 килограммов кумулятивных детонаторов в ящиках из обычного ДВП.

Второй вагон тоже был цельнометаллическим. В нем находились 27 тонн октогена и более 30 тонн флегматизированного гексогена, которые были тщательно упакованы в шестислойные бумажные мешки.

Наконец, третий вагон был деревянным. В нем находились бумажные патроны, запаянные целлофаном и упакованные затем в картонные ящики. Также в вагоне были сложены пять тонн скального аммонита и 25 тонн аммонала.

Всего состав насчитывал 54 вагона. В момент катастрофы он двигался со скоростью 22 километра в час. Сам взрыв в Арзамасе-16 произошел ровно в 324 метрах от железнодорожной станции.

Воспоминания очевидцев

По официальным данным, взрыв произошел ровно в 09:32 по московскому времени. Именно в этот миг остановлены стрелки часов на циферблате, который установлен на памятном мемориале. Но сотрудники госбезопасности, которые проводили расследование и опрашивали свидетелей, считают, что в действительности взрыв прогремел на шесть минут раньше.

Очевидцы рассказывают, что само здание вокзала пострадало несильно, у него снесло крышу, а вот небольшие одноэтажные дома, которые были в округе в радиусе примерно 150 метров, просто снесло под корень. Много жертв было в рейсовом автобусе, который находился неподалеку от железнодорожного полотна. У него полностью сорвало верх.

По словам других очевидцев, поначалу многие подумали, что это Когда подбежали к окнам, то увидели большой черный гриб, который вырастал на небе. Кто-то решил, что это взорвалась нефтебаза.

Где произошел взрыв?

Рассматривая версии произошедшего, важно установить, где непосредственно произошел взрыв, внутри или снаружи вагона.

В пользу того, что эпицентр взрыва находился внутри вагона, говорит тот факт, что термическое разложение взрывчатых веществ произошло из-за химической нестойкости. Сильный механический удар по максимально тонкому слою взрывчатых веществ привел к искре, которая могла возникнуть даже от разряда статического электричества. В результате возник прострел вагона пулей, ударно-волновое действие началось от капсуля-детонатора или электродетонатора.

Взрыв за пределами вагона

По еще одной версии, взрыв мог произойти и вне вагона. К нему могло привести воспламенение или взрыв газо-воздушной смеси, которые могли произойти в сотне метров под землей, где проходил газопровод. Некоторые свидетели как раз утверждают, что чувствовали характерный запах газа.

Специалисты смоделировали большое количество ситуаций, которые могли привести к трагедии, провели большое количество испытаний. Точно такие же вагоны привозили на полигоны, в них даже стреляли из оружия, взрывчатые вещества пытались поджечь, кидали на них грузы. Было опрошено большое количество свидетелей и очевидцев взрыва. Проводился тщательный анализ метода погрузки и состояния, в котором находились сами вагоны. Была проведена масштабная работа, но узнать истину и сейчас не представляется возможным.

4 июня 1988 года. 9:32 утра . Железнодорожная станция Арзамас-1 в городе Арзамасе Нижегородской области. Железнодорожный состав въезжает на станцию, внутри 3-х вагонов находится 120 тонн взрывчатых веществ. Это все сухие цифры, так любят писать в газетах и сводках новостей. Но трагедия для небольшого города намного сильнее чем 2 предложения в Комсомолке.

Взрыв прогремел в 9:32 (по другим данным 9:25), образовалась огромная воронка, двигатель поезда взлетев в воздух и приземлился за 200 метров от места происшествия.

91 человек (17 детей) погибли на месте, 800 человек пострадало, 823 человека потеряли дома , и это уже другие цифры. Трудно представить себе, что такое потерять все за долю секунды, просто в какой-то момент «щелк» и ничего нет.


На месте образовалась 26-метровая воронка. Сейчас, по прошествии уже 27 лет это место выглядит абсолютно обычно и если не знать, что тут произошло так и проедешь не заметив.


Но находясь на месте взрыва, в поле, постоянно присутствует тишина, действительно очень тихо и тяжело там ходить. Где-то лежат надмогильные камни, где-то торчат металлические детали, рельсы, небольшие воронки.


3 июня три вагонами грузового состава № 3115 направились на юг страны из Дзержинска. В первом вагоне, цельнометаллическом, находилось 30 тонн тротила в шашках, упакованного в ящики из гофрокартона, и 286 кг кумулятивных детонаторов — в ящиках из ДВП. Во втором, аналогичном первому, перевозилось 27,28 тонны октогена и 30,4 тонны флегматизированного гексогена, упакованные в шестислойные бумажные мешки. Третий вагон был деревянным. В нем в бумажных патронах, запаянных целлофаном и упакованных в картонные ящики, находилось 5 тонн скального аммонита и 25 тонн аммонала.


Грузовой состав из 54 вагонов на скорости около 22 км в час подходил к 232-му км перегона Соловейка — Арзамас-1 Горьковской железной дороги, в 324 метрах от вокзала станции Арзамас-1.


Из материалов проверки КГБ:

Полные разрушения — радиус 150 м — 44 дома.

Сильные разрушения — радиус 300 м — 107 домов.

Средние разрушения — радиус 650 м — 120 домов.

Слабые разрушения — радиус 900 м — 130 домов.



Комментарии очевидцев говорят лучше любых фактов. Сергей: «Был на месте трагедии минут через 5-7. Видел все своими глазами, помогал грузить трупы, вернее то, что от них осталось

На всю жизнь врезалось в память тело милиционера лежащего на перроне. У него абсолютно сгорели волосы. Черный, как манекен, он вылетел из ботинок…

Место сразу не узнал. Здание вокзала пострадало несильно, только крышу снесло. В округе в то время были только небольшие частные одноэтажные дома. В радиусе 100-150 метров их снесло под корень.

Окна вылетели в большем радиусе. В нашей квартире со стороны взрыва вылетели полностью. Повалены столбы с перепутанными проводами, выкорчеваны деревья.

На дороге, приблизительно в 50 метрах от железнодорожного полотна, стоял рейсовый автобус. У него снесло полностью весь верх. Основные жертвы из него… Грузили оттуда некоторые трупы просто по весу, потому что разобрать, где кто, было невозможно…»


На месте взрыва установили часовню и памятник в который вставили часы замершие в момент аварии.


Всего было рассмотрено 8 версий случившегося, не буду расписывать все из них, только выдержки из некоторых.

Некоторые очевидцы перед взрывом видели пламя и дым, выбивавшиеся из нижней части второго вагона поезда. Как выяснилось потом, груз в них перевозился с грубейшими нарушениями: грузчики укладывали мешки со взрывчаткой в 11 рядов, хотя по правилам их должно быть не более 7.

Чтобы забросить мешки на такую высоту, они в качестве подставки для ног использовали их же.

В одном из вагонов на полу было обнаружено 1,6 кг октогена, обрезки проволоки и гвозди. Мешки никак не закреплялись, и от толчков состава могли запросто упасть и рассыпаться.

Как установили чекисты, вагон с октогеном-гексогеном только на станции Горький-Сортировочный 19 раз подвергался динамическому воздействию в виде толчков и остановок, кроме того, в нарушение всех требований безопасности перевозок подобных грузов, дважды спускался с горки. Сложно представить, сколько жертв и разрушений могло бы быть, сработай взрывчатка на этом крупнейшем железнодорожном узле.


Из всех перевозимых взрывчатых веществ именно октоген наиболее чувствителен к удару и трению, после чего загорается и детонирует.

Характер воронок от взрыва и его эпицентр указывали, что именно возгорание во втором вагоне инициировало взрыв.

Жаркая погода, термометр в то утро показывал 27 градусов выше нуля… Нагретый солнцем металлический вагон… Рассыпанный по полу октоген, попавший под металлической ролик двери… Пожар… Взрыв… Смерть…



Наталья: «Сначала подумала, что у кого-то взорвался газ. Выбежала на улицу и поняла, что случилось что-то страшное. Люди бежали к вокзалу. Недалеко от меня стояла грузовая машина, в кузове лежали распластанные тела двух мужчин. У одного из уха текла кровь. Оба черные, как будто в копоти. На земле лежала изуродованная женщина. Одежды на ней никакой, крови тоже не было. Кое-как погрузили ее в машину, носилок не было, положили на доски…»



Павел: «Когда раздался взрыв, я был дома с родителями. Треснуло оконное стекло. Подумали, что где-то взорвался газ. Все бросились к окнам. На небе вырастал черный гриб. „Нефтебаза взорвалась“ , — крикнул сосед с четвертого этажа. Родители запретили нам с братом выходить на улицу, караулили нас в квартире. Потом пришел сосед, который лежал в больнице, сказал, что на станции что-то взорвалось, и всех пациентов больницы отпустили домой…»



В 1988-м году был выпущен настенный плакат — календарь на 1988 год с фотографией Олега Янковского на котором галочкой было помечена дата 4 июня . Фотография Янковского была такая — сидит он свесив левую руку с часами, на которых время 9 часов 25 минут (сотрудники КГБ полагали что именно в это время случился взрыв) примерно так как фото часов было нечётким.


В интернете можно встретить комментарии: «Да все так и есть. И календарь -, изданный накануне 1988 года — сигнал атаки, способ известный, описанный неоднократно в литературе — через газету, средства массовой информации передавать условный сигнал, время, место. А на станции стоял спецэшелон, и рядом нефтебаза, это море огня, далее — завод на котором полно спецмашин химзащиты, далее город и 140 тысяч населения… и недалеко Арзамас 16 и ВНИИЭФ, самый центр СССР, немного промахнулись, не дошел фугас до нужной точки, но и так слишком. „Вечная память арзамасцам, погибшим в третьей мировой войне“. Это не шутка, увы, так напишут спустя многие годы.»



Но сути дела это уже не поменяет, был ли это случайный взрыв или теракт — людей уже не вернешь. Для сотен семей потерявших дома в последствии был построен «11 микрорайон» в Арзамасе.



Про то что в тот же день и в том же месте, где и произошел взрыв должны были проходить учения по ГО почти не упоминалось ни в одной из газет, поэтому власти и обошли стороной одну из основных причин этого взрыва. Не знаю только по чьей инициативе они проходили. О намечавшихся учениях было сообщено по местному радио где-то часов в 7-8 утра того же дня. В этот же день утром все руководители были собраны в горсовете в связи с намечавшимися учениями. Поэтому они так быстро прибыли к месту взрыва. В тот же день на ст. Арзамас-1 находился полк пожарных машин, которые в считанные минуты после взрыва оттуда убрали, об этом я узнал от одного из следователей местной прокуратуры. В дальнейшем про учения по гражданской обороне почти не сообщалось, по крайней мере в местных газетах, чтобы скрыть от населения еще одну и вероятно основную версию взрыва.


Во время спасательной операции пронеслась страшная весть, что вот-вот случится ещё один взрыв — в злополучном составе стоит цистерна со сжиженным газом, к которой пожар подобрался совсем близко. У спасателей не было тяжёлой техники. Они отцепили цистерну и толкали её голыми руками. Им удалось избежать новых жертв.


Лично я полностью уверен в том, что это была диверсия, теракт. События произошедшие ровно год спустя только укрепили мою уверенность в этом. Но это уже другая история.


« Истинная же причина взрыва — диверсия . Это подтвердили мне в беседе и Г. М. Ходырев и Соколов А.А. и М. Ф. Балакин и во время прошлогоднего приезда в Арзамас- Г. Г. Ведерников.

«Почему же преступление осталось нераскрытым?» — переспросил я каждого из собеседников. Все они показали на самый верх. Тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев не поддержал выводов следственной бригады и приложил руку к тому, чтобы в Арзамасе не узнали всей правды о том, что же в действительности произошло утром 4 июня 1988 г.»


Сейчас на месте где когда-то взрывной волной снесло все дома построены новые. Жизнь идет вперед, и только часовня напоминает о той катастрофе и бескрайне пустое поле.


4 июня 1988 года арзамасцу Саше Суконкину было всего два месяца. В одночасье он потерял отца и мать. Остались они вдвоем с сестренкой на попечении бабушки, работавшей почтальоном. Одна мысль не покидала пожилую женщину: «Только бы вырастить внуков, только бы поставить их на ноги…» Вырастила, как говорят, очень хороших людей, Саша учится в вузе, его сестра тоже самостоятельный человек, у нее уже своя семья, в которой растет маленький ребенок.
Радуется за них Мария Афанасьевна Шершакова. Теперь она на пенсии, а тогда, 20 лет назад, будучи заведующей отделом писем и жалоб городского комитета КПСС, оказалась в самом эпицентре людской боли и горя. Она соединяла бабушку с ее внуками. Она обнимала пятнадцатилетнюю девочку, которая все время твердила: «Позвоните, пожалуйста, в больницу, может, папа там…» И не решалась сказать ей, что папу надо искать в морге, уже было известно, что он, ехавший в машине с другими строителями в загородный детский лагерь, точно погиб. Мама девочки в это время лежала с сердечным приступом, пришлось вызывать из армии старшего брата, чтобы опознать отца… Она помогала воссоздаться семье Ямовых, потерявшей и взрослых, и детей…


Таких людей, как Мария Афанасьевна, в Арзамасе в трагический момент его истории оказалось немало. Одни были жителями города, как Иван Скляров, другие, как председатель облисполкома Александр Соколов, приехали сразу после взрыва. Государственную комиссию возглавлял Геннадий Ведерников, заместитель председателя Совета министров СССР. Он напрямую связывался с председателем правительства Николаем Рыжковым, оперативно решал все возникающие вопросы.
Тысячи арзамасцев тогда остались без крова , не было ни одежды, ни обуви, ни ложки с вилкой. И тем не менее в городе не было зафиксировано ни одного случая мародерства, хотя разрушенные магазины были, что называется, под рукой, да и строительные материалы, которые вскоре стали прибывать в Арзамас, лежали под открытым небом. На предприятиях области собирали вещи и деньги в помощь семьям погибших арзамасцев. Распределением их, а также государственной помощи занимался штаб, работавший практически круглосуточно.


Про Арзамасскую трагедию сняли несколько документальных фильмов, написано много книг, но атмосферу я смог прочувствовать только находясь на месте. Эта тишина которую прерывает гудок поезда, это огромное безкрайнее поле и повсюду летают вороны, десятки воронов, странно это…


Завтра 27-ая годовщина трагедии в Арзамасе, очень бы хотелось, чтобы такие катастрофы никогда не повторялись.

June 6th, 2015

Наверное я слышал про это в то время, но в силу небольшого возраста не запомнил. Сейчас прочитал в ленте у френда пост и ужаснулся масштабам этих техногенных катастроф.

Оригинал взят у pilip_pilipich в В начале июня 1988 и 1989 ...

4 июня 1988 года на станции Арзамас-1 Горьковской железной дороги, в 9.30 произошла крупная авария. В момент подхода грузового поезда к станции раздался взрыв. Он был такой силы, что во многих домах, расположенных в отдалении от станции более чем на 2 километра, вылетели стекла. Тепловоз перевернуло и отбросило в сторону. Частично пострадало здание вокзала. Сильные разрушения получили старые деревянные жилые дома, производственные строения. Во многих местах начались небольшие пожары. Вагоны сошли в кювет, рельсы покорежило...

3-4 июня 1989 года в 11 км от города Аша, Челябинской области в момент прохождения двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв газо-воздушной смеси, образовавшейся в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе Сибирь-Урал-Поволжье. Погибли 575 человек, ранены более 600.

Арзамасская трагедия.

4 июня 1988 года в 9 часов 32 минуты на станции "Арзамас-1" Горьковской железной дороги взорвались три вагона грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, с 118 тоннами промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. Погиб 91 человек, в том числе 17 детей, были ранены 840. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, железнодорожный вокзал и станционные постройки, близлежащие жилые дома. Правительственная комиссия причины взрыва не установила.

Тогда Арзамас пережил ужасную трагедию. В субботу 4 июня 1988 года в 9 часов 32 минуты мощный оглушительный взрыв раскатился по всей округе. Высоко в небо поднялся огромный столб дыма, образуя зловещую грибовидную форму. Это случилось на северо-западной окраине города, когда на подходе к станции Арзамас-1 взорвались три вагона грузового поезда № 3115, следовавшего в Арзамас-16 из Дзержинска с завода имени Свердлова. В вагонах находилось около 118 тонн промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий юга страны.
В результате взрыва чудовищной силы с лица земли было сметено 1530 жилых домов, повреждены инженерные коммуникации, объекты транспорта и коммунального хозяйства. Образовалась огромная воронка диаметром 52 метра и глубиной 26 метров (высота девятиэтажного дома), куда скатились искореженные вагоны со спецгрузом. Именно этот груз стал причиной катастрофы.

Взрывная волна подняла в воздух все в районе полукилометра от эпицентра. В считанные секунды с лица земли был стерт целый микрорайон Железнодорожников. По официальным данным местной администрации, погиб 91 человек, из них 14 детей. Но эти цифры относятся только к жителям Арзамаса, а у закрытого переезда в момент взрыва стояли автомобили и автобусы из Дивеева и других городов. От них практически ничего не осталось. Погибших здесь людей хоронили на родине, а потому в траурный арзамасский список они не попали.
Ддаже по самым приблизительным подсчетам в тот день пострадали 1500 - 2000 человек. Точно известно, что 43 арзамасца стали инвалидами 1-й и 2-й групп, а 20 получили третью. Также инвалидами стали пятеро детей. 49 несовершеннолетних арзамасцев потеряли в тот день родителей. Семеро из них остались круглыми сиротами.
С тех пор прошло 27 лет, однако и по сей день причины арзамасской трагедии до конца не расследованы. И несмотря на то, что расследованием занимались и правительственная комиссия, и МВД, и прокуратура, и КГБ, и сами железнодорожники, официальная версия катастрофы так и не была обнародована. Более того, до конца неизвестно даже, что именно находилось в вагонах. Предполагается, что это гексоген. В тоже время, ни одна из отрабатываемых КГБ и другими ведомствами версий подтверждения не нашла. Изначально сотрудники органов не исключали возможности диверсии. Рядом с местом происшествия находилась нефтебаза, и окажись на момент взрыва поезд ближе к ней, последствия вполне могли быть еще печальнее.

Существовало и предложение, что взрыв произошел из-за утечки газа из газопровода, проходящего под железнодорожными путями, от случайной искры, выбитой колесами поезда. Провели даже аналогичный эксперимент, но он полностью опроверг эту гипотезу. Списать взрыв на чью-то безалаберность тоже не получилось.
Постепенно жизнь входила в свое русло. К ноябрю 1988-го было построено 11 домов в новом одиннадцатом микрорайоне и 300 домов в частном секторе в микрорайоне Кирилловском. Почти 900 семей отметили новоселье. Сегодня над мемориальными досками с фамилиями погибших шелестят ветки молодых берез как символ того, что жизнь продолжается.

С тех пор прошло много лет, и давным-давно народ перестали будоражить различные версии происшедшего - так уж устроена людская память. Все подробности трагедии помнят только те, кто похоронил родных и близких, кто остался искалеченным. И еще те, кто вынес на своих плечах людскую боль и бессильный гнев. Именно они ежегодно в день трагедии собираются у памятника жертвам взрыва в Арзамасе и вспоминают, вспоминают, вспоминают...

Железнодорожная катасрофа под Уфой.

Катастрофа считается крупнейшей в истории СССР и России.
В поездах номер 211 Новосибирск-Адлер (20 вагонов) и номер 212 Адлер-Новосибирск (18 вагонов) находилось 1284 пассажира, из них 383 ребёнка и 86 человек поездных и локомотивных бригад.
Поезд из Новосибирска в ту ночь опаздывал по техническим причинам, а встречный состав незадолго до аварии остановился на промежуточной станции для экстренной высадки - у женщины прямо в вагоне начались роды.
Многие пассажиры, следовавшие в Адлер, уже предвкушали безмятежный отдых на море. Им навстречу ехали те, кто, наоборот, уже возвращался с отпуска. Взрыв большого объёма газа, распределённого в пространстве, имел характер объёмного взрыва. Мощность взрыва была оценена в 300 тонн тринитротолуола. По другим оценкам, мощность объёмного взрыва могла доходить до 10 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (12,5 килотонн). Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аша, расположенном более чем в 10 км от места происшествия. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га. Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва. По другой версии причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов» железной дороги. За 2-3 недели до взрыва образовался микро свищ, затем, в результате охлаждения трубы в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина. Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге. При встрече двух поездов, вероятно в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа. Но скорее всего причиной детонации газа явилась случайная искра из-под пантографа одного из локомотивов.

Взрыв уничтожил 38 вагонов и два электровоза. 11 вагонов ударной волной были сброшено с путей. В радиусе трех км вокруг эпицентра были повалены вековые деревья.

Аварийно-спасательными работами занималась Комиссия по чрезвычайным ситуациям Башкирской АССР (ныне - Республика Башкортостан). На месте работали бригады скорой помощи, санитарные дружины. Пострадавших эвакуировали с места аварии на машинах, автобусах, вертолетах.

В тот день над Уфой кружили вертолеты, информации никакой не было. Вертолеты садились на площади за Госцирком, которую уфимцы с тех пор так и называют - «вертолетной». Здесь сейчас полигон для начинающих автолюбителей.
Машины «скорой помощи» буквально наводнили город.

Тогда же в Уфу прилетели Михаил Горбачев с Николаем Рыжковым. В городе были организованы прямые телемосты между местными учреждениями здравоохранения, московскими клиниками и медицинскими центрами США.
Кстати сказать, что-то подобное произошло в мае 2009 года в Москве, когда взорвался подземный газопровод. Но, конечно, масштабы ущерба трудно сравнивать.
В одном из вагонов ехали юные хоккеисты челябинского «Трактора» 1973 года рождения, все они являлись кандидатами в юношескую сборную СССР. У той команды была настоящая психология победителей. Лишь в двух первых турнирах, когда им было по 11-12 лет, челябинцы не выигрывали золото. Затем пять лет забирали только главные призы - во всех соревнованиях. 10 челябинских хоккеистов вместе со школьными товарищами отправились в Краснодарский край на отдых, а заодно помочь в уборке урожая (на юг брали лучших). Но поезд не успел даже пройти границу Челябинской области.
Вот имена погибших: Сергей Генергард, Олег Девятов, Алексей Козловский, Андрей Кулаженков, Артем Масалов, Александр Михайлов, Станислав Петухов, Сергей Смыслов и Андрей Шевченко.
А наибольших успехов в спорте из того выпуска СДЮШОР «Трактор» добился Борис Тортунов - победитель Кубка Евролиги в составе магнитогорского «Металлурга». Необходимо отметить, что трагедия с молодыми челябинскими хоккеистами не забывается. Каждый год весной в ледовом Дворце «Трактор» проходят турниры юношеских команд, посвященные памяти погибших под Ашой.
В 1992 году на месте трагедии был сооружён восьмиметровый мемориал. Ежегодно на месте трагедии проходит траурный митинг...