Взаимовлияние науки и искусства презентация. Наука и искусство

Наука и искусство


  • Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всём протяжении его существовоания.
  • Немецкий поэт ХIХ в. И.В.Гёте писал, что культуре в равной мере нужны наука и искусство.
  • Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством.
  • И учёный, и художник воссоздают мир во имя главной цели – постижения истины, красоты и добра .

  • Людей науки и искусства объединяют мысль и

творчество как историческая память человека .

С. Боим. Ладога – дорога жизни

  • Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания , второе - отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе .

  • Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей .
  • Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определённой области творчества .

  • Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга.
  • Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом – «технэ» .
  • Понятия «философ» и «поэт» , «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.

  • И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии .
  • Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным».
  • Художников и поэтов Китая потомки называли

«мудрецами древности» .


  • В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других видов

человеческой деятельности.




Знание научное и знание художественное

  • Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452-1519) - основоположника художественной культуры Высокого Возрождения - вот уже пять столетий восхищает человечество.
  • Этот итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) был ещё и писателем, учёным, изобретателем и анатомом.

  • Его гениальные догадки как учёного, инженера,

конструктора намного опередили современную ему эпоху . Он научно обосновал принципы воздушной перспективы, высказал научные предположения об особенностях зрения человека.

  • Живопись он рассматривал как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления

разумного начала в природе.


  • На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и

художественное творчество.


  • Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, божественную пропорцию человеческого тела.
  • Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени.
  • В ХХв. На основе этого рисунка была составлена шкала пропорций , которая повлияла на образные решения современной архитектуры.

  • Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга:

«Настойчивое упорство» , «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде».


  • Портреты кисти Леонардо да Винчи - это образы свободных духом, добродетельных

и талантливых людей. Самый знаменитый портрет - «Джоконда», или «Мона Лиза».

Портрет произвел ошеломляющее впечатление на

современников художника.

Один из них писал: «Изображение

это давало понять всякому,

кто хотел постичь, насколько

искусство способно

подрожать природе…»


  • В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния .
  • Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба , тающей в холодной дымке.
  • Взгляд Моны Лизы исполнен мудрости и спокойствия. Сам Леонардо называл глаза распахнутыми окнами, открывающими душе все красоты мира .
  • Картина Леонардо да Винчи, как и музыка Моцарта - загадка мира и внутренней жизни человека, неизмеримое богатство его души.

  • Любое научное знание воспринимается всеми одинаково.
  • Например, закон Архимеда, теорема Пифагора, законы всемирного тяготения существуют как данность.
  • В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех и иных представлениях.
  • Например, открытие Магелланом Америки стало веским основанием для опровержения представлений человечества о том, что Земля плоская.

  • В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого.
  • Раскопки археологов открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий

мастеров древности.

  • Главной темой искусства во все времена был человек .
  • Но его изображение в дошедших до нас художественных произведениях разных эпох различно. И нас не смущают схематичность или нарушение пропорций в изображениях прошлого.



Домашнее задание

1. Какие открытия изменили представления человечества о

строении Вселенной, о форме Земли? Приведите примеры научных открытий, изобретений, изменивших жизнь человека.

2. Что рассказывают о человеке рельефы, выполненные в

разные эпохи? Изменился ли взгляд на человека? Почему произведения мастеров Египта, Древней Греции, средневековой Европы, мастеров эпохи Ренессанса интересны современному человеку?

3. Вспомните народные песни, которые раскрывают многообразие жизненных ситуаций.

Какие образцы народного творчества значимы для современных слушателей и исполнителей?

4. В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца,

скульптора основывается на науке, а в какой на искусстве? Приведите конкретные примеры.

1 слайд

2 слайд

Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельно- сти является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, - прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

3 слайд

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности: - разделение и кооперацию научного труда; - научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; - методы научно-исследовательской работы; - понятийный и категориальный аппарат; - систему научной информации; - всю сумму накопленных ранее научных знаний.

4 слайд

Искуcство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) - один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

5 слайд

Культуре в равной мере нужны и наука и искусство. Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, она должна быть тесно связана с искусством.

6 слайд

Художник Ма Линь, образец живописи эпохи Сун, около 1250 г. Венера Виллендорфская, ок. 23 тыс. лет до н. э., Центральная Европа.

7 слайд

Людей науки и искусства объединяет мысль и творчество как историческая память человека

8 слайд

Однако, наука и искусство решают разные задачи Наука изучает объективные законы мироздания Искусство изучает отношение человека к миру, к людям, к самому себе

9 слайд

Функции науки: 1. познавательная; 2. практически-деятельностная; 3. культурная; 4. культурно-мировоззренческая; 5. социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).

10 слайд

Функции искусства: 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность) 2. Компенсаторная функция (искусство как утешение). 3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). 4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира). 5. Коммуникативная функция (искусство как общение). 6. Информационная функция (искусство как сообщение). 7. Воспитательная функция (искусство как катарсис). Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. 8. Внушающая функция (искусство как суггестия). Искусство - внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. 9. Специфическая функция - эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). 10. Специфическая функция - гедонистическая (искусство как наслаждение).

11 слайд

… Ещё в Древней Греции учёные задумывались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии, каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества

Cлайд 1

Cлайд 2

Проверочная работа 1. Что такое художественный образ? 2. Что такое стиль? 3. Перечислите язык основных видов искусства: Графика – Живопись – Скульптура – Литература – Музыка – Танец – 4. Как вы понимаете выражения: «стиль - это эпоха» и «стиль - это человек»?

Cлайд 3

Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. Для того чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством. И ученый, и художник воссоздают мир во имя главной цели - постижения истины, красоты и добра

Cлайд 4

Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе - отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.

Cлайд 5

Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа, Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, Звезды небес изучает Урания, неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния славит героев.

Cлайд 6

Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом - «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.

Cлайд 7

Cлайд 8

Леонардо да Винчи (1452-1519) - основоположника художественной культуры Высокого Возрождения Этот итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) был еще и писателем, ученым и инжене-ром, изобретателем и анатомом. Его гениальные догадки как ученого, инженера, конструктора намного опередили современную ему эпоху. Он научно обосновал принципы воздушной перспективы, высказал научные предположения об особенностях зрения человека.

Cлайд 9

Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени

Cлайд 10

Прочитайте басню Леонардо да Винчи. Как можно трактовать ее мораль? Басня. Случилось так, что комочек снега очутился на верхушке скалы,.. и стал он размышлять: - Вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием... служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые... были солнцем растоплены... Я же хочу спастись от гнева солнца и найти место, соответствующее моей значимости. И вот ринулся он вниз и стал спускаться, катясь с высоких откосов поверх другого снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина... и был он последним, которого в то лето растопило солнце. Сказано для тех, кто смиренен: те и вознесены будут.

Слайд 2

Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельно- сти является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, - прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Слайд 3

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности: - разделение и кооперацию научного труда; - научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; - методы научно-исследовательской работы; - понятийный и категориальный аппарат; - систему научной информации; - всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Слайд 4

Искуcство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражениявнутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.Искусство (наряду с наукой) - один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Слайд 5

Культуре в равной мере нужны и наука и искусство.Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, она должна быть тесно связана с искусством.

Слайд 6

Художник Ма Линь, образец живописи эпохи Сун, около 1250 г. Венера Виллендорфская, ок. 23 тыс. лет до н. э., Центральная Европа.

Слайд 7

Людей науки и искусства объединяет мысль и творчество как историческая память человека

Слайд 8

Однако, наука и искусство решают разные задачи

Наука изучает объективные законы мироздания Искусство изучает отношение человека к миру, к людям, к самому себе

Слайд 9

Функции науки: 1. познавательная; 2. практически-деятельностная; 3. культурная; 4. культурно-мировоззренческая; 5. социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).

Слайд 10

Функции искусства:1. Преобразующая функция (искусство как деятельность)2. Компенсаторная функция (искусство как утешение).3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). 4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира). 5. Коммуникативная функция (искусство как общение). 6. Информационная функция (искусство как сообщение). 7. Воспитательная функция (искусство как катарсис). Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. 8. Внушающая функция (искусство как суггестия). Искусство - внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. 9. Специфическая функция - эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). 10. Специфическая функция - гедонистическая (искусство как наслаждение).

Слайд 11

Ещё в Древней Греции учёные задумывались о роли искусства в жизни людей.Согласно греческой мифологии, каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества

Слайд 12

Саркофаг муз. II в.

  • Слайд 13

    Клио прошлых времен дела вещает потомству,Мельпомена трагический вопль исторгает печали,Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,Сладкую песню поёт с тростниковою флейтойЭвтерпа, Терпсихоракифарой влечёт, бурей чувства владея,С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,Песни времён героических в книге хранит Каллиопа,Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,Жестами всё выражая, Полигимния славит героев.Авсоний

    Слайд 14

    Науки, искусства и ремёсла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом – «технэ»Только в эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному.

    Слайд 15

    Веленью божию, о муза, будь послушна,Обиды не страшась, не требуя венца,Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца…А. С. Пушкин

    О. Роден. Поэт и муза

    Слайд 16

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды