Выставка «Олимпия» Эдуарда Мане из собрания Музея д'Орсэ (Париж). Выставка «“Олимпия” Эдуарда Мане из собрания Музея д’Орсэ Под действием пара пастель размягчалась, и художник распределял её по холсту кистью

Это второй случай в истории, когда данная картина покидает стены музея д"Орсе. И первый, когда она приезжает в Россию. У ценителей прекрасного появилась уникальная возможность, не выезжая за пределы страны, своими глазами увидеть едва ли не самый знаменитый шедевр одного из основателей импрессионизма.
На выставке представлены 4 художественных произведения, каждое из которых знаменует определённый этап в развитии её главной темы - образа прекрасной женщины, любовь к чувственной красоте которой, согласно воззрениям древних (Платон), является началом восхождения к вершинам духовного прозрения, путём, пролегающим от земной любви к любви небесной.
Центральное место занимает картина Эдуарда Мане "Олимпия". При своём первом появлении на парижской выставке она вызвала скандал и полное неприятие критики и публики. Полотно называли то вульгарным, то грязным, то неблагородным - эти эпитеты касались как манеры исполнения, так и выбранной Мане темы. В результате устроители вынуждены были повесить картину под потолком, в самом дальнем углу выставки, дабы оградить её от плевков негодующих зрителей. На самом деле намерение художника состояло в очередной попытке взглянуть на современность через диалог с классической традицией. Мане решил переосмыслить образную и пластическую "формулу" "Венеры Урбинской" Тициана, воссоединив её с тем, что могла предложить на эту тему его эпоха, то есть написать современную Венеру.


Неизвестно, кому пришло в голову переименовать Венеру в Олимпию, но название прижилось. Оно, с точки зрения критиков, усугубляло её неприличие, ибо так звали одну из героинь романа Александра Дюма-сына "Дама с камелиями". Более известным стало имя центрального персонажа романа - Маргариты Готье ("дамы полусвета" как называли парижских гетер). Олимпия - антагонистка главной героини, блестящая, холодная, расчетливая, не верящая в любовь и неспособная никому ее дать. В Париже XIX века это имя какое-то время было нарицательным для всех дам ее профессии. Значит, «Олимпия» - это «Венера-куртизанка».

Фрагент. Олимпия. Эдуард Мане. 1863.


Героиня возлежит на шелковистой поверхности виртуозно написанных белых тканей; переливчатая вибрация оттенков рождает эффект сияния, напоминающий перламутровое свечение внутри морской раковины, образ которой также связан с темой богини любви. Но у Олимпии нет самосознания богини, которой принадлежит весь мир. Скорее, она подобна срезанному цветку - украшающей ее волосы орхидее, расцветшей ненадолго, чтобы вскоре отцвести. Привычная отрешенность в ее взгляде смиряет внутреннее напряжение, превращая его в равнодушие. Браслет, серьги, бархотка с драгоценным камнем, призваны, как и в полотне Тициана, подчеркнуть в наготе момент полураздетости, и, стало быть, интимности, а домашние туфельки - одна одетая, другая соскользнувшая с ноги и открывшая кончики пальцев, - пробуждают слабый, как бы мимоходом, укол чувственности и дух будуара.
Эмиль Золя отозвался об этой картине так: "Вам нужна была женщина, - вы выбрали Олимпию, первую попавшуюся; вам были нужны яркие светлые пятна, и вы поместили букет; вам были нужны чёрные пятна, и вы поставили в углу негритянку и кошку".
Полотно, вызвавшее столько нареканий и оскорблений, которые, между прочим, глубоко ранили Мане, теперь предстаёт перед российским зрителем XXI века. Кроме того, его окружают три произведения из из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина - картины «Королева (Жена короля)» Поля Гогена (1895), полотна «Дама за туалетом» Джулио Пиппи, прозванного Романо, (нач. 1520-х) и скульптуры Афродита Книдская Праксителя (копия римского времени с оригинала ок. 350 до н.э.). И вы имеете возможность сравнить восприятие прекрасного в разных временных отрезках и убедиться, что такие вечные и неизменные ценности, как красота и любовь, сохраняют своё значение через века.


Афродита Книдская. Пракситель. Копия римского времени с оригинала ок. 350 г. до н.э.


Афинский скульптор IV века до н.э. был первым европейским художником, изобразившим женское тело полностью обнажённым. В его произведениях отразился совершившийся в греческом искусстве второй половины IV века до н.э. переход от преобладания героического и волевого мужского идеала, господствовавшего в высокой классике V века - у Поликлета, Мирона Фидия, сообщавших даже женским божествам (Гере, Артемиде, особенно Афине) черты титанизма и мужественности, - к женскому, наделенному чертами интимности, лиризма, мечтательности. Пракситель прославился своими изображениями богини любви и красоты Афродиты, особенно той, что была выполнена им по заказу жителей острова Книд около 340-330 года до н.э. и для которой ему позировала легендарная красавица, гетера (в переводе «подруга», представительница свободной любви) Фрина. Скульптор изобразил богиню полностью обнажённой, свободно стоящей во весь рост и прикрывающей лоно правой рукой, возле гидрии (сосуда для воды), на которую она положила свои одежды, словно готовясь к купанию. Статуя была выполнена из мрамора, наделённого свойством, присущим именно греческому мрамору - способностью вбирать в себя свет и создавать, благодаря исключительно нежной обработке, впечатление лёгкой ауры, веющей над поверхностью и смягчающей контуры объёмов, словно бы растворяя их в окружающем воздухе.
Римский историк Плиний сообщает на основе дошедших преданий, что статуя "сделалась безмерно знаменита. Царь Никомед, желаю купить у книдян статую Афродиты, предлагал освободить их от всех долгов, которые были огромны. Но книдяне отвергли его предложение, предпочтя удержать статую".

Дама за туалетом, или Форнарина. Джулио Пиппи. Нач. 1520-х.


Картина «Дама за туалетом, или Форнарина» относится к началу 1520-х годов и принадлежит кисти Джулио Пиппи, по прозвищу Романо (Римлянин) (1499-1546), учеником Рафаэля, связанным с поколением мастеров - наследников великих гениев Возрождения. Работа Джулио Романо обнаруживает близость к произведению Рафаэля «Портрет молодой женщины, или Форнарина» (1518-1519; Рим, Галерея Боргезе). Как можно заметить, Романо близко следует образцу, однако он значительно смелее открывает фигуру своей героини, сделав ее почти полностью обозримой. Художник специально акцентирует ее наготу с помощью прозрачной вуали, которая не столько скрывает женские прелести дамы, сколько призывает напрячь зрение, чтобы их разглядеть. Но истинный посыл в обоих случаях, и у Рафаэля, и у Романо - попытка через светский жанр, родившийся на почве реальности, обратиться к поэтической органике мифа через мотив женской наготы.
Необычайная достоверность образа заставила искать в реальной жизни портретное сходство с изображённой женщиной, которую поочерёдно называли именами прекрасных итальянок - Лукреции Борджиа, Беатриче д"Эсте и, наконец, Форнарины. Любая из них тем самым становилась равной богине, что вполне соответствовало ренессансному представлению о человеке, великому диалогу с прошлым и его развитию в будущем.


Королева (Жена короля). Поль Гоген. 1895.


Картина основателя символизма в европейской живописи Поля Гогена "Te Arii Vahine. Королева (Жена короля)" (1895), была написана художником во время пребывания на Таити. Гоген был восхищён "Олимпией" Мане. Он сделал копию картины, а её фотографию взял с собой в Океанию, куда он отправился в поисках новых идей и новой жизни вдали от европейской цивилизации. Свою героиню «королевского рода» художник нашел среди жителей островов Океании, в мире древних идолов и незнакомых богов, в атмосфере, овеянной духами предков, среди простых людей и их незамысловатых занятий: рыбная ловля, сбор плодов, молитва, беседа, отдых составляют приметы их бытия. В местных жителях художник обнаруживает систему пропорций греческих ваятелей. Местная красавица представлена им отдыхающей на зеленом склоне; она непринужденно повторяет позу и силуэт лежащей Венеры (и Олимпии, репродукцию которой Гоген взял с собой в свое экзотическое путешествие), свободной, однако, от всех атрибутов европейской цивилизации: не гетера, не мать семейства, а сама природа, воплощение человеческого естества, лишь подчеркнутая в этом своем значении организующей волей художника. В картине царит чувство радости и ощущение грядущего счастья.
В начале XX столетия эту картину именовали "Женщина под деревом манго", но сам Гоген назвал её "Королева", - возможно, так он титуловал свою "таитянскую Венеру" за ту магическую женственность, которая сразила его в "Олимпии".

Музей приглашает вас погрузится в атмосферу красоты и любви, зайти в затемнённый зал, где яркими пятнами света выделяются 4 прекрасных произведения, отражающих видение красоты в разное время и глазами разных художников. И вновь убедится, что есть неизменное, прекрасное и вечное - то, что мы проносим через века, передавая из поколения в поколение.

При написании статьи использовался буклет ГМИИ им. А.С. Пушкина. "Олимпия" Эдуарда Мане из собрания Музея д"Орсэ (Париж)"

Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00, касса (вход) с 11:00 до 19:00;
чт, пт с 11:00 до 21:00, касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день понедельник.
Цена билета: В рабочие дни
с 11:00 до 13:00: 300 р., льготный 150 р.,
с 13:00 до 17:00: 400 р., льготный 200 р.
с 17:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.
По пятницам, во время проведения мероприятий "Пятницы в Пушкинском":
с 17:00 до закрытия музея: 700 р., льготный 350 р.
В выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 400 р., льготный 200 р.
с 13:00 до закрытия музея: 500 р., льготный 250 р.
Бесплатные категории - бесплатно.

Посетители могут приобрести в кассе или онлайн входные билеты в Главное здание музея и доплатить на кассе за посещение выставки Кранахов.
Доплата к входным билетам (в том числе, комплексным) составляет:
в рабочие дни
с 13:00 до 17:00: 100 р., льготный 50 р.
с 17:00 до закрытия музея: 200 р., льготный 100 р.
в выходные дни:
с 11:00 до 13:00: 100 р., льготный 50 р.
с 13:00 до закрытия музея: 200 р., льготный 100 р.
Билет, приобретенный онлайн, дает право прохода на выставку без очереди через через служебный подъезд №5.

В ГМИИ им. Пушкина прибыла долгожданная гостья - знаменитая картина “Олимпия ” Эдуарда Мане из собрания Музея д"Орсэ в Париже. Специально для нее в столичном музее освободили целый зал.

Компанию “Олимпии ” на выставке составят три работы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина: картины "Королева (Жена короля)" Поля Гогена (1895), полотна "Дама за туалетом" Джулио Пиппи, прозванного Романо, (нач. 1520-х) и скульптуры Афродита Книдская Праксителя (копия римского времени с оригинала ок. 350 до н.э.).

"Исключительность момента нам трудно осознать, это произошло, и величайшее произведение Мане оказалось в наших стенах" , - передает ТАСС слова, сказанные на вернисаже директором Пушкинского музея Мариной Лошак.

Олимпия ” - едва ли не самый знаменитый шедевр одного из основателей импрессионизма, написанный им в 1863 году. Первый публичный показ “Олимпии ” , которую Мане создавал, вдохновившись образом Венеры Урбинской Тициана, на Парижском салоне в 1865 году сопровождался грандиозным скандалом. Ее даже хотели продать за рубеж, чему воспрепятствовали собравшие необходимую сумму друзья художника. Лишь благодаря этому она осталась во Франции и еще долго путешествовала по музейным собраниям, пока не нашла свой “дом ” в Музее д`Орсэ.

В Москве “Олимпию ” можно увидеть до 17 июля. После полотно отправится в Санкт-Петербург и будет представлено в Эрмитаже.

/ Понедельник, 18 апреля 2016 года /

темы: Культура

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина с 19 апреля по 17 июля будет выставляться картина Эдуарда Мане “Олимпия ” , которая до этого лишь однажды покидала стены родного Музея д"Орсэ в Париже, сообщает пресс-служба музея.
"Едва ли не самый знаменитый шедевр одного из основателей импрессионизма, написанный им в 1863 году, предстанет на выставке в окружении трех работ из собрания ГМИИ имени Пушкина: картины "Королева (Жена короля)" Поля Гогена, полотна "Дама за туалетом" Джулио Пиппи и скульптуры Афродита Книдская Праксителя", - говорится на сайте ГМИИ.
Полотно “Олимпия ” , на котором изображены лежащая обнаженная женщина и темнокожая служанка с букетом цветов, является переосмыслением Венеры Урбинской Тициана в духе современной для Мане эпохи. Как отмечает “Интерфакс ” , директор музея Марина Лошак назвала картину "величайшим произведением", а президент ГМИИ, бывший директор музея Ирина Антонова сравнила это событие с приездом в СССР “Джоконды ” Леонардо да Винчи и Сикстинской мадонны Рафаэля.



В Москве полотно можно будет увидеть до 17 июля, затем картину представят в Эрмитаже.

Полотно “Олимпия ” одного из основоположников импрессионизма Эдуарда Мане из собрания Музея д`Орсэ, всего лишь во второй раз покинувшее Францию с момента своего создания в 1863 году, представлено на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.“Олимпия ” в ГМИИ

. . . . .

По ее словам, это произошло благодаря давним дружеским отношениям российского и французского музеев и инициативе президента ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирины Антоновой, которая выступила куратором экспозиции.

Та, в свою очередь, сравнила по значимости гастроли “Олимпии ” в Пушкинском музее с состоявшимися уже много лет назад показами “Джоконды ” Леонардо да Винчи и Сикстинской Мадонны Рафаэля.

Специально для “Олимпии ” , которая писалась Мане как современная Венера, в музее освободили зал и дополнили полотно произведениями из собрания ГМИИ, которые наилучшим образом помогают понять замысел художника, а также раскрывают тему женской красоты и любви в разные эпохи. Это картины "Королева (Жена короля)" Поля Гогена (1895 г.) и (начало 1520-х годов) Джулио Романо, а также скульптура Праксителя Афродита Книдская (копия римского времени с оригинала около 350 г. до н. э.).

Эта картина проложила рубеж

Олимпия ” - удивительное по своими художественным качествам и своей новизне для того времени произведение, которое продолжает действовать на наше воображение и сегодня. Эта картина проложила рубеж между предыдущим развитием живописи и искусством нового времени. Своей “Олимпией ” Мане доказал, что можно относиться самым критическим образом к своему времени и открывать какие-то его стороны, о которых никто никогда и не думал", - рассказала Антонова.

Публичный показ “Олимпии ” , которую Мане писал, вдохновившись образом Венеры Урбинской Тициана, на Парижском салоне в 1865 году сопровождал грандиозный скандал, и поначалу судьба картины складывалась не очень благополучно. . . . . . Таким образом она осталась во Франции и начала свое путешествие по музейным собраниям, пока не осела в Музее д`Орсэ.

"О связи межу картинами было известно с момента создания “Олимпии ” , но это две совершенно разные Венеры, поскольку в “Олимпии ” модель известна и узнаваема, и в данном случае она играет роль куртизанки, что символизирует наступление новой эпохи в живописи" , - сказал президент Музее д`Орсэ Ги Кожеваль.

Французское искусство нового времени в музеях России

В 2013 году Венеры Тициана и Мане встретились на выставке "Мане. Возвращение в Италию" в венецианском Дворце дожей, а показ “Олимпии ” в России оказался возможен потому, что, по словам Кожеваля, в собраниях ГМИИ и Эрмитажа находятся великолепные образцы французской живописи.

"Я убежден, что это два великих музея мира, где очень хорошо представлено французское искусство, по коллекциям которых можно проследить зарождение и расцвет французского искусства нового времени" , - резюмировал он.

Основоположниками этих коллекций были дореволюционные коллекционеры и меценаты Сергей Щукин и Иван Морозов. После революции собрания были национализированы, помещены в Государственный музей нового западного искусства, а после его расформирования распределены между ГМИИ и Эрмитажем. Вскоре, осенью этого года, значительную часть собрания Сергея Щукина с произведениями Анри Матисса и Пабло Пикассо представят в парижском Foundation Louis Vuitton, а уже сегодня Лошак, Антонова и Кожеваль обсудят будущие совместные проекты.

Показ “Олимпии ” в Москве продолжится до 17 июля, а после полотно представят в Эрмитаже.


В Музее изобразительных искусств имени Пушкина готовят грандиозный сюрприз для ценителей живописи. В Москву впервые привезли легендарную “Олимпию ” Эдуарда Мане. Увидеть ее можно будет с 19 апреля в главном здании музея на Волхонке.


Одну из самых знаменитых в мире картин - “Олимпию ” Эдуарда Мане - можно увидеть в Москве с 19 апреля. Полотно выставлено в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. . . . . .

"Любой музей мира хотел бы увидеть в своих стенах “Олимпию ” Мане - это абсолютно сакральное произведение" , - заявила на открытии выставки директор музея Марина Лошак, слова которой приводит сайт Министерства культуры России.

Церемонию открытия также посетили министр культуры Владимир Мединский и замминистра иностранных дел Алексей Мешков.

Картина Мане предстала на выставке в окружении трех работ из собрания ГМИИ им. А.С. . . . . . Это полотна "Королева (Жена короля)" Поля Гогена и "Дама за туалетом, или Форнарина" Джулио Романо, а также скульптура Праксителя Афродита Книдская .

Выставка в Москве продлится до 17 июля, затем “Олимпию ” представят в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.


Москва. Картина “Олимпия ” Эдуарда Мане из собрания Музея Д‘Орсэ будет выставлена в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина с 19 апреля по 17 июля, сообщили “Интерфаксу ” в ГМИИ.

"Картина “Олимпия ” Мане из собрания Музея Д‘Орсэ выставлена в ГМИИ им. Пушкина и пробудет здесь до 17 июля, после чего переедет в Эрмитаж" , - рассказали в музее в понедельник.

"Приезд “Олимпии ” - такое же важное событие, как много лет назад выставка “Джоконды ” и Сикстинской мадонны , - отметила И. Антонова.


МОСКВА, 18 апр — РИА Новости. Министр культуры РФ Владимир Мединский открыл выставку "Олимпия" Эдуарда Мане из собрания Музея д"Орсэ (Париж), на которой впервые в столице будет экспонироваться знаменитое полотно одного из основателей импрессионизма, торжественное открытие прошло в понедельник в Государственном музее изобразительных искусств им. (ГМИИ) А.С. Пушкина.

"Любой музей мира хотел бы увидеть в своих стенах "Олимпию" Мане — это абсолютно сакральное произведение. Оно всего лишь второй раз покидает стены Парижского музея д"Орсэ", — рассказала директор ГМИИ Марина Лошак.

Лошак отметила, что присутствие "Олимпии" в ГМИИ доказывает, что несмотря на все происходящее на мировой арене, на культурном фронте "мосты расширяются".

Выставка Рафаэля Санти пройдет в ГМИИ имени Пушкина в сентябре Это первая масштабная выставка Рафаэля в России. Будут представлены картины и рисунки из музеев Италии - Галереи Уффици и Палатинской галереи. Эксперты сравнивают готовящуюся экспозицию с такими выставками, как "Караваджо" и "Тициан".

"У Эдуарда Мане был дядя Эдмонд, который водил племянника в музеи, так сформировался гений, я призываю всех ходить в музеи, желательно с детьми. Россия — единственная страна в мире, где дети до 16 лет проходят в музеи бесплатно", — сказал на торжественном открытии Мединский.

Министр пообещал послу Франции в РФ Жану-Морису Риперу, что "мы тоже привезем что-нибудь хорошее во Францию в ближайшее время". Рипер в свою очередь поблагодарил за возможность представить российской публике "Олимпию".

"Наверное, я сейчас буду выступать не от имени министерства иностранных дел, а от благодарной публики, для нас всех это большой праздник — увидеть "Олимпию" в Москве, это свидетельства давних российско-французских связей", — отметил замминистра иностранных дел Алексей Мешков.

"Олимпия" была написана Мане в 1863 году. На Парижском салоне 1865 года критики разгромили ее за "аморальность". К картине даже была представлена стража, чтобы оградить ее от физических посягательств.

Картина предстанет на выставке в окружении трех работ из собрания ГМИИ имени Пушкина - полотен "Королева (Жена короля)" кисти Поля Гогена (1895), "Дама за туалетом, или Форнарина" (нач. 1520-х) ученика Рафаэля Джулио Романо и скульптуры Праксителя "Афродита Книдская" (копия римского времени с оригинала ок. 350 г. до н.э.).

Отправной точкой создания "Олимпии" стало желание Мане переосмыслить шедевр Тициана "Венера Урбинская" в духе своей эпохи, написать современную Венеру.

Картина "Дама за туалетом, или Форнарина" относится к началу 1520-х годов и хронологически предшествует "Венере Урбинской" Тициана. Полотно основателя символизма в европейской живописи Поля Гогена "Королева (Жена короля)" было написано художником во время пребывания на Таити. Местная красавица, отдыхающая на зеленом склоне, повторяет позу и силуэт лежащей Венеры (и Олимпии).

- Почему видеть «Олимпию» Мане счастье?

Я считаю, что огромное счастье заключается в общении с самыми великими произведениями искусства. Обязательно нужно прикасаться к прекрасным вещам, нужно иметь перед глазами эталон, высоту. Иначе человек очень быстро опускается на четвереньки. «Олимпия» Мане - это великая картина и великая живопись. Глядя на великое, лучше понимаешь, что происходит вокруг тебя.

- Почему из Парижа привезли всего одну работу?

Этот проект - выставка одного художественного произведения. Мы показываем вещи, которые убеждают, что в музей можно прийти ради одной-единственной картины. Раньше привозили Мону Лизу, Боттичелли, портрет Риминальди работы Тициана (я считаю, самый гениальный портрет в мировой истории искусств. Не верилось, что его возможно получить, но, оказалось, возможно). Но если раньше мы показывали только один шедевр - то теперь - окружаем его «подсказками».

- Как нужно смотреть выставку?

Небольшое количество работ подразумевает: надо смотреть долго, надо входить в образ. Есть такой термин - «музейная усталость». Наверняка, знакомое ощущение - ты просто походил по выставке минут сорок, ничего не делал, но безумно устал. Это естественно, ведь вещи - вещают на человека.


- Какие произведения вы выбрали для подсказки?

Их всего три. Первая - «Афродита» Праксителя, афинского скульптора 4 века до н.э. Пракситель был первым европейским художником, изобразившим женское тело полностью обнаженным. Вторая - это «Дама за туалетом или Форнарина» Джулио Романо, ученика Рафаэля. Третья - картина Поля Гогена «Королева (Жена короля)», написанная во время пребывания на Таити. Все три работы представляют ступеньки. Две - это ступеньки «до» «Олимпии», а последняя - гогеновская - ступенька «после», ведь Гоген восхищался «Олимпией» Мане.

- Могли ли вместо трех произведений, окружающих «Олимпию», быть другие работы?

Конечно, мы хотели показать «Данаю» Тициана из Эрмитажа. Нам обещали ее предоставить, но за неделю до выставки отказали, чем чуть не разрушили замысел. Кроме того, у меня была мысль представить после Гогена еще и «Неизвестную» Крамского. Но я подумала, что Третьяковка, защищая честь своей дамы, не даст повесить картину рядом.

- Что мы видим на картине «Олимпия»?

Нагловатую девчонку, представительницу неуважаемой профессии. При всей очевидности ситуации - в Олимпии - огромное чувство собственного достоинства. Она не униженная или оскорбленная, а независимая персона. Она смотрит на нас, делая не совсем пристойный жест. Я рассматриваю этот жест как пощечину. Она отсылает прочь непрошеного кавалера.

Фотопортрет Ирины Антоновой / Предоставлен пресс-службой ГМИИ им. Пушкина

- На что стоит обратить внимание?

Королеву играет ее окружение. Поэтому окружение здесь - наиболее важно. Ощетинившийся кот - это рыцарь, он ощетинился на того, кто стоит напротив хозяйки. Обратите внимание, что чернокожая служанка не отдает букет, а держит у себя, зная, что девушка его, скорее всего, выбросит.

А еще - обратите внимание на необыкновенный разлив живописи. Я просто шалею, когда смотрю, как написаны эти белые ткани, этот цветочек в ее волосах. Кстати, когда «Олимпию» критиковали - писали, что у нее желтый живот. Я посмотрела, но никакого желтого живота не увидела.

Очень важно почувствовать иронию картины. Перед нами Венера - вот только какая? И тут клубок начинает разматываться. Перед нами вновь вечные возлюбленные. Кто их любит - бог или противный дядька, который не понравился Олимпии - это уже другое дело.

Выставка живопись

В Пушкинский музей привезли хрестоматийный шедевр раннего импрессионизма — "Олимпию" Эдуарда Мане. С картиной на время расстался парижский музей Орсе — с тех пор как картина оказалась там, она выезжала за пределы французской столицы всего раз. Рассказывает ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.


Жаль, что мы уже не сможем увидеть "Олимпию" глазами современников Мане. На осеннем Салоне 1865 года картину пришлось вешать повыше и снабжать охраной, настолько возмутительными французским буржуа показались и героиня, и сама живопись. Тогда насилие над искусством было делом не то чтобы редким. На Салоне 1853 года императрица Евгения, супруга Наполеона III, за плохое поведение и излишнюю откровенность отстегала хлыстом "Купальщиц" Гюстава Курбе. Публика рангом пониже пыталась тыкать в "Олимпию" зонтиками и тростями. Всем было ясно, что с картины смотрит проститутка, а не богиня: в памяти еще свежа "Дама с камелиями" Александра Дюма-сына, где Олимпией зовут героиню, которая живет "ни с кем и со всеми". И как смотрит: расслабленно, без малейшего смущения, не пряча лицо, как куртизанка на картине первого учителя Мане Тома Кутюра "Гораций и Лидия". В искусстве того времени сексуальность драпируется в складки, мифологические сюжеты и ложную скромность. Мане демонстрирует ее как есть — без драматичных заимствований у классиков, зато с прислужницей-негритянкой и черной кошкой с выгнутой спиной, вызывавшей издевательский хохот у зрителей. Эмилю Золя, написавшему о Мане несколько статей, пришлось учитывать уж слишком острый сюжет и называть Олимпию всего лишь "первой попавшейся девочкой", которую каждый может встретить на улице. Главное, считал Золя,— это пятна цвета, то есть как видит художник, а остальное не так важно.

Но с тем, как видел Мане, у зрителей тоже проблемы. Он, возможно, первый художник новейшего времени, которого сравнивали с лубочными картинками задолго до того, как русские футуристы взяли народные принты за образец. Но Мане был далек от рыночного искусства, он копировал Тициана, Веласкеса и Гойю. Прямая предшественница "Олимпии" — "Венера Урбинская" Тициана, а демонстративная плоскость красок основана на раннем Гойе — даже не на "Обнаженной Махе", а на многофигурных народных праздниках конца 1780-х. Не то чтобы куртизанка Мане слишком яркая, но цвета здесь самостоятельны, а не комплементарны, и в бирюзово-зеленую штору на заднем плане взгляд погружается с той же легкостью, что и в кожу Олимпии. За эту смелость в эмансипации цвета Мане называли недоучкой и маляром, и в Салоны он попадал редко — вместо официальных художественных смотрин эпохи Июльской монархии художнику приходилось строить для полотен отдельные бараки или устраивать выставки в своей мастерской. После смерти Мане "Олимпию" спасли для Франции друзья художника, и в первую очередь Клод Моне, объявивший сбор средств на покупку и передачу картины в Люксембургский музей, откуда она отправилась сначала в Лувр, а потом уже во французскую Третьяковку — Орсе.

Теперь "Олимпия" вызывает негодование другого рода: у людей образованных и политкорректных — как памятник французского колониализма. До революционного смысла картины нам уже не добраться, и Пушкинский помещает ее в маленький музейчик великих моделей. Французская куртизанка окружена гипсовой Афродитой Праксителя, "Форнариной" Джулио Романо и "Женой короля" Поля Гогена. Благодаря включению Гогена вырисовывается глобальный сюжет о том, как художники Европы в конце XIX века наконец-то поняли, что помимо средиземноморской красоты есть и другие типы. Подобно Золя Пушкинский пытается обойти тему профессиональной принадлежности "Олимпии", подсказывая зрителю в настенном тексте, что картина на самом деле "о любви". Конечно, если долго смотреть на любую картину, можно отыскать в ней что-то про любовь, но "Олимпия" совсем не о том — она о повседневности, об изгнанных ханжами за порог приличного общества девушках, о том, что вечно пережевывать одни и те же античные байки, пусть и возвышенные, вредно для извилин и нервов. Обо всех, кто не боится показать то, что происходит, так, как показывать нужно здесь и сейчас.