Высшее что может достичь человек. Примеры целей в жизни человека

Определение человеком жизненных целей является одним из главных условий достижения успеха. Причем важно не только ставить цели, но и часто думать о том что вы способны их достигнуть и что вы достигнете их.

Не стоит думать о препятствиях на пути к цели и воображать зловещий мрак. Сконцентрируйтесь на том, что достижение каждой поставленной цели может кардинально улучшить вашу жизнь. Чем больше вы будете думать о том, как ваши цели изменят жизнь к лучшему, тем сильнее будет желание их реализовать. В вас проснется естественное желание конкретных действий.

Если цель вдохновляет вас, значит вы в любом случае начнете действовать в направлении ее достижения. Не имеет значения, сколько времени у вас на ее реализацию, ведь вам нравится сам путь и то, что вы чувствуете все большее удовлетворение собой. Подобное состояние побуждает действовать активно, поэтому уровень вашей производительности будет только расти.


Если вы испытываете трудности с выбором жизненных целей, можете воспользоваться примерами целей других людей из списка 100 жизненных целей человека.

Читайте также статью гештальт-терапевта Сергея Смирнова: " " (прим.ред.)

100 жизненных целей

Личные цели:

  1. Найти свое дело жизни;
  2. Стать признанным экспертом в своем деле;
  3. Бросить пить и курить;
  4. Завести множество друзей и знакомых по всему миру;
  5. Научиться свободно говорить на 3 языках, кроме родного;
  6. Стать вегетарианцем;
  7. Найти 1000 последователей своего дела/блога;
  8. Просыпаться каждый день в 5 утра;
  9. Читать по книге в неделю;
  10. Объездить весь мир.

Семейные цели:

  1. Завести семью;
  2. Сделать счастливым супругу/супруга;
  3. Родить детей;
  4. Воспитать детей достойными членами общества;
  5. Дать образование детям;
  6. Сыграть свадьбу детей;
  7. Отпраздновать собственную серебряную свадьбу;
  8. Понянчить внуков;
  9. Отпраздновать золотую свадьбу;
  10. Собираться на праздники всей семьей.

Финансовые цели:

  1. Жить без долгов и кредитов;
  2. Организовать пассивные источники дохода;
  3. Получать ежемесячно совокупный стабильный высокий доход;
  4. Каждый год увеличивать накопления в 1,5-2 раза;
  5. Собственная недвижимость на берегу моря;
  6. Построить дом мечты;
  7. Дача в лесу;
  8. Автомобиль у каждого члена семьи;
  9. Оставить солидное наследство своим детям;
  10. Регулярно помогать нуждающимся.

Спортивные цели:

  1. Обрести спортивную форму;
  2. Пробежать марафон;
  3. Сесть на шпагат;
  4. Заняться дайвингом;
  5. Научиться серфингу;
  6. Прыгнуть с парашютом;
  7. Постигнуть боевое искусство;
  8. Научиться верховой езде;
  9. Научиться играть в гольф;
  10. Заняться йогой.

Духовные цели:

  1. Познать искусство медитации;
  2. Прочитать 100 лучших книг мировой литературы;
  3. Прочитать 100 книг по личному развитию;
  4. Регулярно заниматься благотворительностью и волонтерством;
  5. Достигнуть душевной гармонии и мудрости;
  6. Укрепить свою волю;
  7. Научиться радоваться каждому дню;
  8. Каждый день испытывать и выражать благодарность;
  9. Научиться достигать поставленные цели;
  10. Заняться благотворительностью;

Творческие цели:

  1. Научиться играть на гитаре;
  2. Научиться рисовать;
  3. Написать книгу;
  4. Каждый день делать записи в блоге;
  5. Оформить интерьер квартиры по своему вкусу;
  6. Сделать своими руками полезную вещь;
  7. Сделать свой сайт;
  8. Научиться публичному ораторству и не испытывать страха сцены;
  9. Научиться танцу и танцевать на вечеринках;
  10. Научиться вкусно готовить.

Путешествия цели:

  1. Объездить города Италии;
  2. Отдохнуть в Испании;
  3. Отправиться в Коста-Рику;
  4. Побывать в Антарктиде;
  5. Провести месяц в тайге;
  6. Прожить 3 месяца в Америке;
  7. Отправиться в автомобильное путешествие по Европе;
  8. Уехать на зимовку в Таиланд;
  9. Отправиться в йога-тур в Индию;
  10. Отправиться в кругосветное путешествие на круизном лайнере;

Приключения цели:

  1. Поиграть в казино в Лас-Вегасе;
  2. Полетать на воздушном шаре;
  3. Прокатиться на вертолете;
  4. Исследовать океан на подводной лодке;
  5. Отправиться в поход на байдарках;
  6. Провести месяц в палаточном лагере дикарем;
  7. Поплавать с дельфинами;
  8. Посетить средневековые замки по всему миру;
  9. Съесть грибов у шаманов в Мексике;
  10. Отправиться на неделю на фестиваль транс музыки в лесу;

Другие цели:

  1. Отправить своих родителей на отдых за границу;
  2. Познакомиться лично с известным человеком, которым восхищаешься;
  3. Проживать каждый день, как последний;
  4. Организовать позитивный флешмоб в центре Москвы;
  5. Получить второе или третье высшее образование;
  6. Простить обиду всем;
  7. Побывать на святой земле;
  8. Знакомиться с новыми людьми каждую неделю;
  9. Провести месяц без интернета;
  10. Обрести космическое сознание.
  11. Найти наставника;
  12. Изменить к лучшему чужую жизнь;
  13. Увидеть северное сияние;
  14. Вырастить дерево;
  15. Подняться на вершину горы;
  16. Преодолеть свой главный страх;
  17. Завести новые полезные привычки;
  18. Покататься на американских горках;
  19. Принять участие на костюмированном маскараде в другой стране;
  20. Стать наставником для кого-то.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сначала человечество нехотя признало, что способности человека к чему-либо содержатся в его генетическом коде, затем согласилось, что и свойства характера также заложены там с самого рождения. Исходя из этого, нам придется согласиться, что и наилучшая для каждого человека профессия также указана в генетическом коде человека, поскольку в решающей степени определяется именно сочетанием наилучших способностей с благоприятными для нее свойствами характера.

Можно лишь удивляться, что при современном развитии науки для подавляющего большинства людей нахождение наилучшей для себя профессии все еще остается проблемой. Впрочем, у существования этой проблемы есть свое достоверное объяснение, которое гласит, что в огромном мире социальных систем все происходящее определяется интересами социальных групп и сообществ. Если говорить о современной России, то ни одна социальная группа в явной форме свой интерес к решению этой проблемы не выражает, а дети представителей всех групп в поисках своего места в жизни играют с «судьбой в рулетку», ставя на что попало. Кто-то из них выигрывает, а большинство нет. Но при современном уровне развития знаний практически любой человек, если вовремя за это дело возьмутся его родители, а потом и он сам, может найти для себя свою наилучшую профессию или хотя бы очень подходящую и добиться делового успеха . Но, если указанную проблему каждый человек в состоянии однажды для себя решить, то за ней открывается другая, еще более сложная, но менее явная. Попробуем ее показать.

Как найти ответ на вопрос: чего может достичь человек, если будет трудиться по правильно выбранной для себя наилучшей профессии? Пожалуй, самый простой ответ: все зависит от того, как много он будет в жизни трудиться, насколько ему повезет, тем самым все перевалив на роль всевозможных случайных факторов в нашей жизни. Конечно, случайные факторы могут оказать серьезное влияние на что угодно, в том числе и на нашу жизнь, но имеют ли они решающее значение для человека, вовремя нашедшего свою профессию? Вряд ли, наверняка есть еще и вполне систематические влияния, факторы и явления.

Рассмотрим простой пример двух выдающихся атлетов (борцов, штангистов или боксеров), которые стали чемпионами мира или даже олимпийскими чемпионами. Конечно, это выдающиеся, талантливые спортсмены, которые занимаются своим делом, что успешно и доказали в тяжелой борьбе с соперниками. Но один из них тяжеловес, а второй выступает в легчайшем весе. Теперь представим, что будет, если они проведут соревнование между собой за звание абсолютного чемпиона? Скорее всего, победит тяжеловес. Поэтому когда-то были введены весовые категории в некоторых видах спорта, чтобы разделить спортсменов в соответствии с их природными данными и возможностями.

Пример приведен из спорта, а в большинстве профессий никто людей по каким-либо их природным данным не разделяет.

Никому не придет в голову разделить юристов или финансистов по весу и росту и даже по модному в некоторых странах коэффициенту интеллекта IQ. Все конкурируют на равных. Однако природа недаром заложила в каждого человека свой набор свойств, а не только способности и характер. По аналогии можно сказать, что среди талантливых людей любой профессии встречаются и тяжеловесы, и легковесы, не говоря уже о средневесах, и у них от природы разные возможности для будущего успеха в профессии. Причем в той самой профессии, которая для каждого из них была определена по природным факторам, как наилучшая. Выходит, что если какая-то профессия является для данного человека наилучшей, то это вовсе не означает, что он обязательно станет лучшим среди других людей, которым данная профессия также подходит лучше всего.

Потенциал профессионального развития

Для достижения успеха нужно много трудиться. Но главное ли это? Сколько бы ни трудился легковес в рассмотренном выше примере, победить талантливого тяжеловеса ему не дано. Хотя именно трудолюбие может оказаться тем фактором, который и выдвинет вперед к успеху одного из талантливых спортсменов в рамках определенной весовой категории.

Приходится признать, что если для успеха в профессии необходимо соответствующее сочетание способностей и свойств характера, то для выдающегося успеха понадобятся уже особые сочетания человеческих свойств и влияющих факторов.

Рассмотрим, как это выглядит на практике. Среди множества различных факторов наибольшее значение имеют следующие четыре, показанные на рис. 1.3. Эти факторы в решающей степени формируют потенциал профессионального развития.

Рис. 1.3.

Характер человека проявляется своими свойствами в семи основных радикалах уже в самом раннем детстве и всю жизнь влияет на всю его деятельность и образ жизни. Характер является либо фактором, благоприятствующим успешности, либо ограничивающим успешность при занятии конкретной деятельностью. Но это всегда проявляется индивидуально для каждого человека с учетом его природных способностей. Хотя психологические профили двух разных людей, построенные с учетом расположения в их характерах основных семи радикалов, могут хорошо подходить для занятий определенной профессией, но между собой существенно различаться, а расположение радикалов в характере у обоих, по степени их влияния, окажется одинаковым. Следование двух и более основных радикалов может быть в профиле в одинаковом порядке, например, на первом месте у двух людей находится истероидный радикал, на втором - гипертимный и на третьем - эмотивный радикал, но степень их выраженности в характерах может существенно отличаться. Рассмотрим рис. 1.4 и 1.5. На них показаны примеры психологических профилей двух людей, хорошо подходящих к профессии артиста.


Рис. 1.4.

Истероидный радикал у первого человека выражен относительно слабее, чем у второго, зато у него более сильно выражен гипертимный радикал. Именно доминирование этих двух радикалов в характере позволяет в решающей степени, при наличии соответствующих способностей, успешно заниматься артистической профессией. Но можно полагать, что в силу различного сочетания степени выраженности двух определяющих радикалов, в разных видах искусства и разных амплуа эти люди будут добиваться не одинакового успеха, хотя для них артистическая профессия является хорошо подходящей.


Рис. 1.5.

Отмеченное выше обстоятельство справедливо не только для артистов, но и для представителей любых других профессий. Различное сочетание доминирующих основных радикалов и разная степень их выраженности в характере будут либо способствовать развитию успеха, либо мешать его достижению.

Выявить профессиональную ориентацию человека или профиль его способностей к определенным типам профессий сложно, особенно когда у него произошла коррекция представлений о способностях к видам профессий, что нередко происходит под влиянием семьи, знакомых, обучения, выполняемой работы и других обстоятельств. Тогда в сознании формируется иное представление о своих способностях, чем те, что были отпущены природой. При этом широко практикуемое применение различных тестов выявления способностей к профессиям или профориентации, например, построенных на попарном сравнении профессий различных типов, дает искаженную или скорректированную против реальности картину, которая подтверждает неверное представление об имеющихся способностях к типам профессий. Вместе с тем, выявление имеющихся способностей реально и перспективно, но необходимы более «изящные», «нелобовые» методики, чем те, что исследователи обычно применяют.

В плане реализации потенциала профессионального развития человека нас в первую очередь интересует его способность к восприятию возникающих задач, организации их выполнения и эффективному достижению результатов, т. е. проявление делового темперамента. Установить, от чего зависит деловой темперамент человека, не просто. То ли от свойств характера, то ли от состояния здоровья, то ли от его внутренней энергии, то ли от всего этого вместе и чего-то еще. Но для нас особенно важно, что это одна из особенностей человека, которой он может быть одарен в той или иной мере и для практической реализации которой необходим внутренний запас энергии.

Энергетический потенциал - важнейшая составляющая для любого делового успеха. Внутренний запас энергии у людей может существенно различаться. Каждый человек получает от природы нечто похожее на аккумулятор энергии. Одним природа дает аккумулятор большой емкости и хорошо его заряжает, другим - меньшей емкости, а кому-то и совсем маленький и плохо заряженный. Но не менее важно и то, что будет происходить с этим аккумулятором дальше. Одни люди пользуются своей энергией и не заботятся о ее своевременном пополнении. Однажды обнаруживается, что энергия у таких людей раньше вроде была, но теперь ее на дело не хватает. Зато другие энергию расходуют осмотрительно и регулярно ее пополняют. Им всегда хватает энергии на важнейшие дела. Таким образом, можно сказать, что энергетический потенциал человека, являющийся фактически его запасом энергии, имеет две составляющие - природную, т.е. то, что было дано человеку, и сознательно поддерживаемую т.е. то, что он сам накапливает и собирает из разных источников.

Следует отметить, что запасом своей энергии человек может управлять, повышая свой энергетический уровень, но мало кто умеет эффективно этим пользоваться. Это требует усилий и времени, регулярной работы над собой. Иногда нужный результат появляется не быстро. Однако в практике автора были случаи, когда специалисты всего за 3-6 месяцев не только восстанавливали свой нарушенный энергетический потенциал, но и существенно его поднимали.

  • Москвин В.А. Профессиональное развитие личности на пути к деловому успеху. Практические рекомендации. - М.: РИОР, 2011. - 136 с.
  • Некоторые аспекты, связанные с потенциалом профессиональногоразвития, рассмотрены также в главе 3.
  • Пономаренко В.В. Технологии скрытого управления людьми. - М.:ACT; Олимп, 2008. - 506 с.

Как много слов.

Все плывет, колышется, и покоится в неподвижности. Нет ни времени, ни вечности. Нет ни пространства, ни пустоты. Нет ни утверждения, ни отрицания. Есть Ты и Я как вариант Тебя, и Ты как вариант Меня. И ни Тебя, ни Меня нет, и Мы - есть. Получается сплошной хаос. И в то же время нет ни хаоса, ни порядка. Нет ничего, нет никого. И все есть, и есть всё. Все понятия и утверждения, слова-вербализмы тонут...

Поэты могут так использовать слова, что высекают искру понимания.

И это хорошо. Значит, не все потеряно. Значит, есть пророки. Значит, мы живем.

Правда, это не отменяет правды многосмысленности каждого высказывания. Каким бы оно однозначным не было. В принципе, именно эту многозначность, полисемантику и называют индусы майей, иллюзией. В то же время само понятие майи - многозначно. Нет иллюзии без истины.

Впрочем, и понятие истины исходит от слова «есть», «существование». Мы с тобой просто разные стороны этого «есть». Возможно, не очень-то и разные стороны. Возможно, и сторон нет. И каждая сторона - это сто ворон, разлетающихся в испуге от слова «истина»...

Испуганы ли мы? Не потому ли вынуждены общаться? И что такое грусть? И что такое печаль? И зачем эти глупые вопросы? И зачем эти важные вопросы? И зачем мы? И зачем вопрошать? И зачем отвечать? И почему вопрос есть обратная сторона ответа? И нет вопросов. И нет ответов. И никогда не было ни одного вопроса. И никогда не было ни одного ответа.

И мы безответные... И мы безвопросные... И мы... Мы ли?

Наша реальность - большая сказка.

Каким бы глубоким ни было переживание, оно всегда будет игрой. Со всеми атрибутами серьезности и игривости. С другой стороны, подлинная реальность более полно познается через некоторое погружение в субъективность, до определенной степени объективную субъективность. Это относится ко всяким религиозным и мистическим переживаниям. Нужно уметь смотреть на них как на истинный опыт и в то же время видеть в них не более чем инструмент развития. И если надо, то и вовсе о них забыть, какими бы они великолепными и истинными не были. Всякий опыт есть не более чем метафора. На самом деле все, буквально все зависит от познающего субъекта. Это страшно. Весь мир зависит, включая Бога. Самая глубокая Истина зависит. И именно поэтому мы страшимся этого и уходим от прямого познания. Хватаемся за метафоры. Боимся потонуть в безобъектности. Боимся потонуть в бессубъектности. Боимся языка своего и радуемся его величию. Величию человека. Величию реальности.

Слово - наш инструмент на века. Бог - наш инструмент на века. Трудно быть Богом. Потому что приходится быть человеком. Иной раз это потруднее, чем быть Богом. Понятия цели, средства, инструментария - тоже неоднозначны. В определенной точке мышления (есть ли оно?) все сливается в точку. И любое слово становится истиной. И любое слово мерцает ложью. И ложь преобразуется в ложе для Истины. Надеюсь, не прокрустово:).

Радуйся словам своим, ибо они не только твои.

Текст

(1) Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(2) Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8) Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9) Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (Ю)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания - это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это - удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

(ЗО)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

Сочинение

Мысль, мыслить, мышление… Мы довольно часто слышим эти однокоренные слова и употребляем их в своей речи, не особенно задумываясь над их смыслом. Если обратиться к учебнику психологии, то можно прочитать, что мышление – это особая ступень в процессе отражения сознанием объективной деятельности. А академик Бим-Бад, размышляя о том, как научиться мыслить, дает более доступное определение этого удивительного творческого процесса. По его мнению, мышление – это серьезная работа. Только проверяя и перепроверяя различные гипотезы, выстраивая и удерживая в памяти длинные цепочки рассуждений, можно научиться мыслить – такова позиция автора.

Как не согласиться с академиком? Тем более, что он ссылается на Пушкина и Сократа – «сильных мира сего». Любопытный случай из жизни Сократа напомнил мне другой, связанный с Архимедом. Дело в том, что Архимед так увлекся своей работой, до такой степени, что даже не заметил, как город заняли враги. Когда перед ним встал грозный воин с мечом, сицилиец отмахнулся от него, как от надоедливой мухи, и, не поднимая голову от чертежа, пробурчал: «Не мешай! Я вычисляю!» Вот что значит « удерживать внимание»!

Как научить человека мыслить? Над этим вопросом размышлял французский философ Мишель Монтен. В одном из своих трудов он знакомит с методом обучения Платона, который сначала заставлял говорить учеников, затем уже говорил сам. Таким образом философ активизировал мыслительную деятельность подопечных. В дальнейших своих размышлениях Монтен подчеркивает, что задача наставника – заставлять ученика «как бы просеивать через сито» все, что ему преподносят. Только тогда он перестанет напоминать осла, нагруженного торбами бесполезных знаний.

Умело включает нас в мыслительный процесс Мария Степановна. Она никогда «не вдалбливает нам», учитывая, что лучшего запоминается то, что открыл для себя сам. Благодаря Марии Степановне, мы неплохо анализируем тексты художественных произведений, аргументированно излагаем свою позицию. Выражаясь словами Пушкина, учимся « удерживать внимание долгих дум…»

На нашем пути может встречаться множетсво разных личностей, обладающих глубокими знаниями, способностью говорить и мыслить, способностью рассуждать и полемизировать, отрицать и возводить в культ - но очень трудно определить, кто из этих людей является по-настоящему мудрым.

В чем заключается мудрость? Над этим вопросом предлагает нам задуматься Б.М. Бим-Бад.
Анализируя проблему, автор приводит в пример ситуацию со своим знакомым-директором школы, который кичился тем, что в его учебном заведении дети без подготовки пишут сочинения на сложные, философские темы. Пишут без погружения в тему, без подробного её изучения, без аргументов – просто высказывают свое мнение. Профессор делает акцент на том, что подобное высказывание мыслей нельзя назвать мудростью – в таком мнении отсутствует интеллектуальная честность, отсутствует доля сомнения, отсутствует опора на сторонние мнения, а также аллюзии к творчеству известных мыслителей. Автор обращает наше внимание на то, что мудрость это не пустое высказывание мнения, это не знания, пусть даже и глубокие, в понятии «мудрость» нет места самонадеянности и самоуверенности.

Б.М. Бим-Бад считает, что мудрость заключается прежде всего в осторожности суждений, в умении при обосновании своего мнения опираться на знания, принимая к сведению множество факторов.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что мудрым можно назвать человека, который способен осознать свои ошибки, способен сомневаться в том, что он говорит. Мудрость воплощает в себе и знания, и умение высказывать своё мнение – но знания должны быть разносторонними, глубокими, связанными друг с другом цепью логики, а мнение должно опираться на опыт других людей, на множество факторов, на собственную интуицию и «отвращение к самообману».

Всем нам известны слова Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Это высказывание смело можно причислить к жизненным кредо всех мудрых людей, каким, конечно же, являлся и сам Сократ. В хрониках жизни этого философа написано о том, что он, несмотря на большое количество знаний, на собственное мнение, которое оставило отпечаток в истории, всю свою жизнь потратил на поиск истины. И даже в произведении Э. Радзинского «Беседы с Сократом» автор подчеркивает, что древнегреческий философ был подлинным мудрецом, т.к. он никогда не считал своё мнение истиной, т.к. он всегда подвергал сомнению собственные высказывания и знания.

Мудрым можно назвать и героя романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Платон Каратаев был воплощением народной мудрости: с помощью него Пьер смог обрести новый взгляд на привычные ему вещи, уверенность, внутреннюю свободу, смог приобщиться к народному началу. Мудрость Платона Каратаева воплощена в его мягких, спокойных, размеренных движениях, не сходящей с лица улыбке, ласку и простоту в словах – и это в период войны. Герой буквально разговаривает пословицами, тем самым делая аллюзию к опыту своего народа, в его мировоззрении присутствует христианское милосердие, сострадание и любовь к людям, а также идея жизни по совести и справедливости. Платон Каратаев мудр потому, что не привязан к обыденным вещам и мыслям – он любит все и всех, готов принимать мысли и чувства любого человека и проецировать их на себя. Однако в итоге, исходя из опыта Пьера, все, кто когда-либо встречался с этим народным мудрецом, перенимали именно его философию жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что мудрость нельзя наработать постоянным чтением - знания не делают человека мудрым, мудрость нельзя изобразить, бездумно высказывая собственное мнение – наличие мыслей не является показателем мудрости. Мудрым человек становится тогда, когда он способен критически относиться ко всему, что он говорит и что делает, а также постоянно чему-то учиться.