Высокоактивный социопат шерлок цитаты. Социопатия и психопатия — как их отличить

Умение разбираться в людях актуально всегда, но особенно в эпоху социальных сетей. Благодаря им круг общения миллениала значительно расширился - теперь он может включать не только друзей и близких, но и всех, кто его когда-либо видел. В этой статье описан портрет героя нашего времени, достигающего в умении «разбираться в людях» определённых высот ценой отсутствия других личностных качеств, менее популярных и востребованных в мире, опосредованном социальными сетями.

Ещё один феномен поп-культуры, вознесшийся во многом благодаря появлению социальных сетей, - сериалы. Тут, конечно, можно спорить о первопричине и ни в коем случае не забывать о мощном скачке качества, бегстве голливудской драматургии из плоского мира блокбастеров на телевидение. Но как бы то ни было, этот скачок очень удачно совпал с появлением мегапопулярных социальных сервисов. Материала лучше для исследования одного из главных типажей нового века и придумать сложно. Нас интересует не положительный герой и не отрицательный, нас интересует персонаж, которого, в отличие от остальных сериальных героев, совсем нетрудно встретить в реальной жизни.

Обычно социопатов называют просто психопатами, однако это не одно и то же. Психопаты - психически больные люди, у которых есть клинический диагноз «асоциальное расстройство личности». Социопаты же - адаптированные, здоровые люди, обладатели высокого интеллекта в сочетании с неспособностью к сопереживанию и низким уровнем тревожности. Вероятность встретить их достаточно велика в среде, связанной с бизнесом, или в других сферах, приветствующих импульсивность и макиавеллизм.

В глазах друзей и коллег социопаты нередко окружены иллюзорным ореолом ярких способностей. Вследствие умения на лету схватывать эмоции собеседника, не резонируя в ответ на них, социопаты легко добиваются любви окружающих, доминируя над ними. Эту способность нередко принимают за харизму.

Шерлок Холмс

«Шерлок»

Образ Шерлока Холмса - «высокоорганизованный социопат» - вполне оправдывает это определение, которым он сам демонстративно себя окрестил. Портрет героя, созданный в сериале, отличается от книжного прототипа - в соответствии с социальными отличиями нашего времени от XIX века, в котором жил герой Конан Дойля. Отзывчивый романтик, каким предстает герой на страницах книги, вряд ли преуспел бы в XXI веке так, как это делает его социопатический прообраз на канале BBC.

Самовлюблённого сыщика нельзя назвать ярким представителем социопатии - он не склонен к садизму и оказывается способным на любовь, - однако его отличает бесчувственность и расчётливость, характерная для мягких форм данного социально-психологического явления. Шерлок не только ловко проводит расследования, но и управляет чувствами близких окружающих, используя самых доверчивых для достижения своих целей. Ослабленное чувство страха у социопатов приводит к тому, что они совершают необычные, часто жестокие поступки, ранят тех, кто оказывается в зависимости от них, втягивают в интриги, понятные только им самим, - Шерлок оправдывает это поведение покоряющей фразой «Ты мне нужна/нужен». Действительно, ореол интересного, активного человека, с которым не соскучишься, хладнокровного и ловкого в своём деле, придает социопатам шарм, притягивающий эмоционально зависимых людей, нуждающихся в лидере, а также других социопатов, ищущих сильные эмоциональные стимулы.

Трагедия социопатов заключается в том, что они играют чувствами других для того, чтобы найти эмоциональный стимул, которого им не хватает, но рано или поздно встречают другого ловкого манипулятора, который ведёт с ними такую же игру. Тот, кто оказывается менее хладнокровным, проигрывает. Так Шерлок встречает Ирен Адлер - социопата, чью загадочность он не может разгадать - и испытывает непривычное, некомфортное, мешающее работе чувство влюблённости.

Ганнибал Лектер

«Ганнибал»

Ярким примером социопатии является доктор Ганнибал Лектер. Можно сказать, что, в отличие от всех сериальных социопатов, находящихся на грани между нормой и патологией, он одной ногой эту грань переступил. Если Шерлок - шизоидный социопат со склонностью к впечатляюще сложным логическим построениям и демонстративному противопоставлению себя обществу - приносит моральный вред только близким, то Ганнибал относится к паранойяльному типу социопатии, с тенденцией к возникновению сверхценных идей, которые могут нести опасность далеко за рамки круга друзей. Сверхценные идеи составляют основу системы бреда и обуславливают скрупулезность и последовательность в выполнении логически связанных с ней ритуалов - убийств. Ганнибал руководствуется идеей о том, что люди с недостатком определённых личностных качеств должны умереть, причём определённым ритуальным образом, и быть съеденными. Ганнибал убивает тех, кто кажется ему грубым, невоспитанным, нарушающим правила приличия: например, он решил избавиться от скрипача, который сфальшивил на концерте, потому что тот оскорбил его музыкальный слух.

Джо Кэрролл

«Последователи»

Стоит отметить, что в сериалах образы серийных убийц романтизируются, что облегчает зрительское сопереживание судьбе героя. Сравнительно более реалистичным предстает образ Джо Кэрролла из сериала «Последователи» - романтичного писателя и преподавателя литературы, поклонника творчества Эдгара По, испытывающего влечение к красоте умирающего. Эстетика смерти становится для преподавателя такой захватывающей идеей, что в приступе вдохновения он особо ритуализированным методом убивает всех своих студенток. В сериале преступник предстает реалистично непривлекательным, странным, навязчивым и пугающим - таким, каким любой маньяк является по сути, в отрыве от внушаемой харизмы. В противовес Кэрроллу выступает детектив Райан Харди - по ловкости ума похожий на бывшего преподавателя, но, в отличие от него, чувствующий границу между человеческим и бесчеловечным.

Как и в сериалах, в реальной жизни поведение социопатов является причиной возникновения у других чувства обманутости, брошенности, ощущения, что тебя обхитрили или подставили. Современное общество, живущее в быстром ритме, требует умения быстро переключаться с одного эмоционального состояния на другое - именно в этом преуспевают социопаты, не обременённые глубокими эмоциональными переживаниями. Интересно, что социопаты всегда безошибочно выбирают жертву для своих манипуляций, видя тех, у кого есть «история страданий» (history of victimization). Прекрасно улавливая эмоции в воздухе, они буквально считывают её по позе, выражению лица, контакту глаз и другим невербальным сигналам собеседника. Им легко понять, кто отзывчив и внушаем, а кто не поддастся их влиянию. Отличие социопата от так называемого эмпата (человека, способного к сопереживанию) состоит в том, что, прочитав эмоциональное состояние собеседника, он эмоционально не откликается на него, сохраняя хладнокровие в любой ситуации.

Беда социопатов состоит в том, что круг ситуаций, в которых они испытывают сильные чувства, резко ограничен - это экстремальные ситуации, в которых эмоциональное состояние социопата равноценно состоянию эмпата после известия о приближении этой ситуации. Так как потребность в эмоциональной встряске у социопатов высока, они устраивают себе - а заодно и другим - приключения, рискуя, как правило, хорошим настроением (например, устраивая ссору или беспричинную истерику в семье), а иногда и психическим здоровьем и жизнью окружающих.

Лорн Малво

Примером социопатии, граничащей с асоциальным личностным расстройством, является Лорн Малво - «интеллектуальное зло» из сериала «Фарго», снятого по мотивам одноимённого полнометражного фильма братьев Коэн. За десять серий «Фарго» герои совершают более 20 убийств, причём большая часть из них на совести Лорна. Он профессиональный киллер, но, познакомившись с образцовым провинциальным неудачником Лестером, решает ему помочь и безвозмездно убивает сначала его обидчика, а затем шефа полиции у него в доме. Лорн хладнокровно устраняет тех, кто, по его мнению, «не имеет права на жизнь», и обучает философии личного правосудия своего менее самоуверенного друга. Обликом и рассуждениями Лорн напоминает героя романа Достоевского, адаптированного для современных реалий - умного, жесткого, презирающего людей и глумящегося над ними. Он издевается над человеческими слабостями: стравливает между собой двух конкурирующих братьев; провоцирует уборщика-подростка отомстить начальнице за оскорбление самым непристойным образом№ объясняет полицейскому, которого отвлекает от работы ребёнок, звонящий по рации, что у того иное предназначение в жизни, чем вершение правосудия (если бы полицейский показал, что он думает иначе, он был бы мёртв).

Интересно отметить исследования особенностей воспитания детей с нейрофизиологической предрасположенностью к социопатии (низкий уровень тревожности). По всей видимости, в случае если в семье растёт ребёнок-социопат, особенно приветствуется воспитание с опорой на поощрение, а не наказание: например, такого ребёнка необходимо не наказывать за то, что он грубит за столом, а награждать, если он, послушав наставление, стал более вежливым. В воспитании эмоционально неуравновешенного ребёнка с пониженной чувствительностью к страху необходимо не усиливать страхи и чувство вины, а апеллировать к чувству собственного достоинства как к моральному принципу, заменяющему страх и вину (на которых основано воспитание в большинстве семей). Грамотное воспитание приводит к формированию сильной, смелой личности. Социопаты тоже смелые - но их моральные принципы ни к чему не привязаны, они никогда не знают, «что такое хорошо, а что такое плохо», - и поэтому поступают так, как было бы выгоднее лично для них.

Важную роль в формировании у ребенка эмпатии и социальных установок играет опыт вознаграждающей привязанности к другим, а также пример социализированного взрослого, вызывающего восхищение. Дети, которых воспитывают социопаты, при любых генетических факторах становятся социопатами - они чаще оказываются свидетелями чужих страданий, причиняемых их родителями кому-либо (или друг другу), вследствие чего у таких детей формируется защитная эмоциональная отстранённость.

Джоффри Баратеон

«Игра престолов»

Возможно, именно такими были условия воспитания принца Джоффри Баратеона - одного из самых беспощадных героев «Игры престолов». Притесняемый отцом и избалованный матерью, Джоффри нарушает морально-этические устои даже своего, почти средневекового мира, в культуре которого шкала ценностей заточена под удовлетворение инстинктов и потребности во власти. В Вестеросе политическое убийство близкого родственника или сексуальная связь с ним является условной нормой. Учитывая современный расклад нравственных норм и клинических диагнозов, в реальности почти каждый герой «Игры престолов» попадает в область патологии или морального уродства. Вследствие сомнительных обстоятельств своего появления на свет (Джоффри - незаконнорождённый ребёнок от инцестуальной связи) принц лишён здоровых отношений с окружающими: король Роберт Баратеон - формальный отец - жесток и чужд любви к незаконнорождённому отпрыску, мать Серсея всецело поглощена отношениями с братом-любовником и почти не уделяет внимания сыну. Единственный, с кем Джоффри связывает что-то похожее на здоровые родственные отношения, - его дядя Тирион, однако того не любят в семье Ланнистеров из-за физического недостатка. С детства окружённый жестокостью, Джоффри вырастает садистом, лишённым ума своей матери и воли отца. Однако диагноз «антисоциальное расстройство личности» возможен только во взрослом возрасте - у 14-летнего принца можно диагностировать расстройство поведения, которое является предвестником антисоциального расстройства личности.

Менее очевидная психопатия присуща матери принца Серсее, которая, в отличие от Джоффри, отлично справлялась с манипулированием окружающими, однако испытывала трудности регуляции и контроля собственной эмоциональной жизни. Отношения Серсеи с окружающими наполняют сложные, неконтролируемые эмоции, а её любовная связь с братом является одним из антисоциальных проявлений пограничного личностного расстройства.

Николас Броуди

«Родина»

Социопатические черты могут сформироваться не только вследствие воспитания, но и под влиянием любого длительного опыта подавления чувства вины, страха и наблюдения насилия. В сериале «Родина» главного героя, сержанта Броуди, вернувшегося домой после восьмилетнего плена в «Аль-Каиде», с трудом можно узнать - он подавлен, импульсивен, холоден к жене и детям. После долгого пребывания в условиях, когда его пытали, физически и морально ломая привычный образ мира, заставляя убивать тех, с кем он раньше работал, герой оказался завербован «Аль-Каидой» и работает против своего правительства. Прежние моральные ценности ему безразличны, как и эмоциональные привязанности - так военный опыт, обучающий хладнокровию, превращает самых неустойчивых и уязвимых в преступников.

В драме о вирусной вспышке не теряющего актуальности вампиризма «Штамм» способность любить оказывается причиной распространения на «многострадальном Американском континенте» смертельного вируса, превращающего его носителей в архетипическую смесь зомби и вампира. «Любовь - наше благословение и причина нашей погибели» - звучит за кадром вкрадчивый древний голос, пока семилетняя девочка, ставшая вампиром, убивает доверчивого отца, а молодой преступник перевозит гроб с древним чудовищем ради того, чтобы спасти от бедности мать. Вампиризм можно назвать метафорой социопатии - с той лишь разницей, что бессмертного вампира неспособность к сопереживанию делает сильнее в борьбе с людьми, а смертного социопата обрекает на сложности в выстраивании межличностных отношений. Вследствие этого даже самым успешным из них приходится нелегко.

Для аскетичного Раста характерно избегание общества с его ценностями - в его квартире почти нет мебели, а отсутствие друзей он объясняет фразой «Я не душа компании». Отношения - критическая область на светлой стороне жизни Раста (жизни до наркотиков и алкоголя), что показано в сцене его первой встречи с женой напарника Мэгги. Когда она спрашивает его про семью, зритель впервые узнает, что Раст Коул потерял дочь, пристрастился к наркотикам, развёлся с женой. Считая себя чёрствым и бесчувственным, он утверждает, что не может поддерживать связь с кем-то больше двух-трёх лет. «Плохие люди нужны миру для того, чтобы удерживать других плохих людей», - самокритично высказывается Раст. Однако от зрителя не ускользает то, что перед первым визитом в дом напарника Раст напивается, что говорит о том, какой напряжённой, а следовательно, значимой, представлялась для него презентация в семейном круге Мартина. Во время одного из последних разговоров с Мэгги, когда та резко бросает, что Растин «наверняка не был хорошим семьянином», снова попадая в больное место, тот в гневе уходит.

Нестандартный облик детектива дополняет синестезия - способность воспринимать происходящее во вкусовой модальности. Устремив взгляд на городской горизонт, Растин говорит: «У меня тут неприятный привкус во рту… Я как будто чувствую душевную атмосферу», чем окончательно повергает напарника в состояние экзистенциального ужаса.

Социопатические черты в личности Раста можно назвать приобретёнными - он бесстрашен, хладнокровен, зависит от острых ощущений (крадёт на работе кокаин) и чуждается бремени человеческих страстей, однако это обусловлено переживанием семейной трагедии и опытом работы в сферах, где любое проявление чувств равносильно слабости. Описание детства добавляет картине мрачные тона - мать оставила семью, когда Расту было два года, а отец, увлекавшийся охотой и не вызывавший у мальчика тёплых чувств, видимо, не испытывал их и сам. Однако природная эмоциональная отстранённость и повышенный порог чувствительности не спасают Раста от чувств к Мэгги, которая, легко угадав слабости детектива, не преминула их использовать. Предшествующее поведение детектива, когда он пытался способствовать воссоединению напарника с его женой, оказалось подтверждением его моральных устоев, оказавшихся на время сломленными манипуляциями отчаянной Мэгги.

Пять лет назад на экранах появился совершенно невероятный сериал о таком Шерлоке Холмсе, каким никто никогда не видел его прежде. Герой Бенедикта Камбербэтча, ставший мировым секс-символом, не выпускает из рук смартфон и применяет самые современные методы раскрытия преступлений.

Поклонники в ожидании нового сезона скоро увидят спецэпизод «Безобразная невеста», в котором действие телешоу перенесётся в викторианскую эпоху. А пока что Титр предлагает вам насладиться самыми яркими фразами Шерлока.

«Андерсен, не говори вслух, ты понижаешь IQ всей улицы!»

«Между нами говоря, почему люди не думают? Вас это не бесит? Почему им просто не подумать?»

«Посмотрите на это, миссис Хадсон. Тишина, спокойствие, умиротворение... Разве это не отвратительно?»

«Салли зашла к тебе мило побеседовать, а потом случайно задержалась... и драила полы у тебя всю ночь, судя по состоянию ее коленей».

«Я не психопат, а высокоактивный социопат, выучи термины!»

«Хочешь спрятать дерево - спрячь его в лесу».

«Стоп, стоп, стоп! Он никак не может быть отцом – посмотри на отвороты его джинсов!»

«С домом все в порядке, миссис Хадсон, если не считать мертвого серийного убийцу на втором этаже - хорошие новости для Лондона, плохие новости для вашего коврика».

«Хватит. Я в шоке. Видите, на мне одеяло».

«Потому что ты идиот. Нет-нет, не нужно так смотреть, почти все кругом идиоты».

«Позор вам, Ватсон. Миссис Хадсон бросит Бейкер стрит? Скорее Англия падет!»

«Порой обман столь дерзок, что ты не видишь его, даже если все совершенно очевидно».

«Что же происходит в вашем маленьком смешном мозгу?»

«Я не могу открываться и закрываться, как кран!»

«Отсутствие мыслей неизменно. Приятно быть не мной: вечная расслабуха».

«У любителей дурацких шапок чаще всего непростые отношения с людьми».

«О, может быть я и на стороне ангелов, но даже на секунду не подумай, что я один из них».

«Вы видите, но не наблюдаете».

«Не ем, пока работаю - сытость отупляет».

«Ты чуть не извинился минуту назад - не порть впечатление».

«Хорошей лжи нужны подробности».

«Слабость гения - нужда в аудитории».

«Мы встречались дважды, в общей сложности пять минут. Я вытащил пистолет, он пытался взорвать меня. Я ощутил, что между нами есть что-то особенное».

«У тебя армейский браунинг М-1 в кармане или ты просто рад меня видеть?»

«Твой лучший друг - социопат, который расследует преступления в альтернативу наркотикам. Это я о себе, кстати, привет».

«Букингемский дворец. Я борюсь с побуждением украсть пепельницу».

Обычных людей не бывает. © Doctor Who

Хомяк внезапно вчера посмотрел 3 серии Шерлока Холмса от ВВС. Кукол , это ты, твои авики сделали свое дело! Хотя говорю тебе огромнейшее спасибо, этот сериал меня не разочаровал! Все три серии сразу же посмотрела, очень понравилось. Все-таки кое-что у Моффыча получается) Некоторые моменты, конечно, не слишком, но общая картина - ыыы))
Сюжет.
Три разные истории, в которых один злодей. Особенно мне понравилась третья серия. Эта игра на время очень заинтересовала меня, чувствовалось напряжение, когда Шерлок все-таки разгадывал загадку, и человек все же оставался жив, я вздыхала с облегчением. Вообще, интересный сюжет, но только вот в первой серии меня разочаровало то, что говорил таксист. Я уже думала, там будет сложный диалог, много чувств, а там было это... Я как-то рассчитывала на большее.
Еще очень нравится присутствие юмора в сериале. Над некоторыми шутками смеялась в голос, остроумно)
И вообще идея перенести Шерлока в наше время мне очень понравилась. Странно, но смотрится очень органично, привлекает внимание.
Герои
Неожиданно, но мне нравится Ватсон, чисто как человек, получился он настоящим. Нравится больше Шерлока. Хотя Шерлок персонаж неоднозначный, его гениальный ум, тяга к загадкам, конечно же, восхищают, да еще как, но вот как он иногда просто забывает о людях (например о Джоне в первой серии) напрягает. Кстати, вот не знаю чего, но слеша для меня здесь нет. Может, потому что я совершенно не могу представить их как пару)
Кстати, Мориарти мне до жути напомнил Мастера, по характеру. Такой же интриган, псих, но умный псих, который любит держать все под контролем. Но Мастер лучше, нямням
Актеры
Беня (ну не могу я запомнить его имя и фамилию!) ух, он играет на все сто. Вот я смотрю на него, и верю, такой живой, в нем прямо-таки видна любовь к расследованиям. Очень понравился мне этот актер, и вот внешность у него очень интересная, притягивающая и отталкивающая одновременно. И Фриман мне нравится, у меня такое чувство, что этот человек мне много раз встречался на улице, смотрю на него и тоже верю.
Оформление
Музыка это вообще, я заслушивалась! И заставка очень красивая, и виды Лондона Единственное, что меня подбешивало, это слова/значки/цифры на экране. Я еще понимаю, когда Шерлок заходил в телефон, печатал смс-ки или читал, тут же по-другому не покажешь. Но вот когда он просто видел их в книге, или думал - слегка бесило.

Но вот в целом, мне понравилось, хотелось бы посмотреть дальше) Когда там будет второй сезон, мм?)) И может ли кто-нибудь дать ссыль на сообщество по ШХ от ВВС, чтобы ознакомиться с фандомом?)

«Я высокоактивный социопат! Пора уже выучить термины», - сообщает обаятельный Бенедикт Камбербэтч-Холмс Мартину Фримену-Ватсону в известной экранизации. И он не один такой. Благородный маньяк Декстер и циничный гений доктор Хаус, «менталист» Патрик Джейн и детектив Сага Норен из «Моста» - симпатичные, но специфичные. Они социопаты. И это не плохо - убеждает читателя некая М. Томас. Ей 30 лет, она дипломированный юрист и у нее диссоциальное расстройство личности (то есть социопатия). В своей книге «Исповедь социопата» она рассказывает, что таких людей в мире больше, чем может показаться. Многие из них богаты, знамениты и занимают высокие посты. «Исповедь социопата» выйдет в начале августа в издательстве «Азбука». «Лента.ру» публикует отрывок из книги.

Если бы моя жизнь была телевизионным шоу, начать его следовало бы так. Теплый летний день где-то на юге Штатов. На поверхности бассейна сверкающая в лучах солнца рябь. С тихим шорохом открывается раздвижная дверь дома. На крыльцо выходит молодая женщина во вьетнамках и черном спортивном купальнике. Темные волосы распущены по мускулистым плечам профессиональной пловчихи. Кожа покрыта темно-золотистым загаром - героиня шоу летом подрабатывает спасателем на местном муниципальном пляже. Женщину нельзя назвать ни красивой, ни безобразной; в ней нет ничего выдающегося, бросающегося в глаза. Выглядит она как обычная спортсменка; в ее движениях сквозит мальчишеская неуклюжесть. Похоже, женщина совершенно равнодушна к своему телу, ее не волнует, красиво оно или безобразно. Быть полуголой она давно привыкла, как большинство спортсменов.

Сегодня она ждет ученика на урок плавания. Она небрежно бросает на пляжный стул полотенце, стряхивает с ног вьетнамки, словно они никогда больше ей не понадобятся, и только после этого замечает, что в бассейне что-то движется.

Это что-то очень маленькое, и женщина понимает, чтó это, только подойдя к краю бассейна. В воде отчаянно барахтается детеныш опоссума едва ли недели от роду. Крошечные розовые лапки бьют по воде. Зверек изо всех сил старается держать над поверхностью микроскопический розовый носик. Должно быть, бедняжка упал в бассейн ночью. Опоссум еще слишком мал и не может выпрыгнуть на край бассейна. Тельце детеныша дрожит от усталости. Глазки подернуты пеленой неимоверного утомления. Еще немного, и зверек сдастся и пойдет ко дну.
Быстрым движением женщина снова надевает вьетнамки и на мгновение задумывается. Потом решительно берет сачок и направляется к бассейну. Камера крупным планом показывает, как сачок опускается вниз и накрывает маленького опоссума, придавив ему задние лапки. Быстрым, почти неуловимым движением женщина тянет зверька под воду. Над водой остается только его голова. Животное неистово бьется, издавая жалобные, плачущие звуки. Новая опасность придает ему сил, оно вырывается из-под сачка, выныривает на поверхность, успевает глотнуть живительного воздуха, но сачок снова неумолимо тянет его ко дну. Однако круг сачка погружен в воду не полностью, и зверек вырывается из западни.

Женщина вздыхает и поднимает сачок. На долю секунды детеныш опоссума чувствует облегчение, но затем снова принимается отчаянно молотить по воде крошечными лапками. Женщина бросает сачок на землю, берет со стула полотенце и идет в дом. Берет телефонную трубку, звонит ученику и отменяет занятие, сославшись на неполадки с бассейном. Достав из ящика стола ключи, выходит из дома и бежит к мощной машине, которую водит с 16 лет. Восьмицилиндровый двигатель, чихнув, с ревом оживает. Женщина включает заднюю передачу и, не очень заботясь о стоящих рядом автомобилях, уезжает, - ей неожиданно выпал выходной день, надо провести его с толком.

Кадр: сериал «Настоящий детектив»

В сумерках женщина возвращается, подходит к бассейну и видит на дне маленькую темную тень. Взяв в руки тот же сачок, она ловко поддевает мертвое тельце и перебрасывает его через забор, на участок соседа. Бросив в бассейн таблетку антисептика, уходит в дом. Камера показывает невозмутимую гладь воды в бассейне. Ряби больше нет. Затемнение.

Я - социопат. В результате хитросплетения особенностей генетики и воспитания я страдаю «диссоциальным расстройством личности» (в просторечии «социопатией»), которое в Руководстве по диагностике и статистике психиатрических расстройств описывается как «устойчивое поведение, характеризующееся пренебрежением к правам других людей и нарушением этих прав». Ключевые симптомы, позволяющие установить диагноз, - неспособность к раскаянию и соблюдению социальных норм в совокупности со склонностью к обману. Я сама предпочитаю определять социопатию как сумму черт, сформировавших мою личность, но не определяющую меня целиком. Я свободна от запутанных и иррациональных эмоций, умею строить стратегические планы, умна, уверена в себе и очаровательна. При этом я стараюсь заметить, когда другие люди испытывают эмоции или сконфужены, и отреагировать так, как принято в обществе.

Термины психопатия и социопатия имеют одинаковое клиническое происхождение и часто употребляются как синонимы, хотя некоторые специалисты различают их на основании генетических факторов, отношения к агрессии и других проявлений. Я предпочитаю называть себя социопатом, так как корень «психо» вызывает негативные ассоциации. Я действительно страдаю определенным психическим расстройством, но я отнюдь не сумасшедшая.

Генетические факторы я могу проследить до биологического деда, который был, как рассказывают, исключительно холодным и черствым человеком. Его покрытое шрамами лицо красноречиво свидетельствовало об импульсивности, склонности к риску и насилию. Ученый, конструктор ракет, он всю жизнь воображал себя ковбоем. Все унаследованные им сбережения он вбухал в ранчо, которое довел до полного развала, а затем продал, чтобы уплатить налоги. Он не хотел жениться на бабушке, но она забеременела; он был вынужден вступить в брак, но сбежал через несколько месяцев после рождения отца. Дед добровольно отказался от родительских прав и никогда в жизни не встречался с родным сыном. Я ничего не знаю о родителях деда, но мне думается, что яблоко от яблоньки недалеко падает.

Кадр: фильм «Сияние»

Воспитание способствовало развитию патологических черт и у меня, хотя не совсем так, как показывают в документальных фильмах о социопатах. В детстве со мной очень хорошо обращались. Я не стала убийцей или уголовницей. Я ни разу не сидела в тюрьме, предпочитая камере увитую плющом беседку. Я дипломированный юрист и преподаватель права, типичный молодой ученый, регулярно печатающий статьи в специальных журналах. Я жертвую на благотворительность десять процентов доходов и бесплатно преподаю в воскресной школе. У меня прекрасные отношения с родственниками и друзьями, я очень люблю их, а они меня.

Вы не узнали себя в этом описании? Может быть, вы тоже социопат? Недавние исследования показали: социопаты составляют от 1 до 4 процентов населения. Получается, что таков каждый 25-й из нас. Оказывается, социопатов больше, чем людей, страдающих анорексией или аутизмом. Вы не серийный убийца? Никогда не сидели в тюрьме? Не обольщайтесь - то же самое касается подавляющего большинства из нас. Возможно, вы удивитесь, узнав: то, что вы не преступник, отнюдь не избавляет вас от диагноза «диссоциальное расстройство личности». Лишь 20 процентов из сидящих в тюрьмах мужчин и женщин - социопаты, хотя, вероятно, именно мы ответственны за половину серьезных преступлений. Кроме того, социопаты в большинстве своем не сидят в тюрьмах. Огромное (и молчаливое) большинство их живет на свободе, тихо и незаметно; они работают, женятся, выходят замуж, рожают детей и добиваются значительных успехов в обществе, которое считает их чудовищами.

Так кто же такие социопаты? Имя нам легион, и мы очень разнообразны. По крайней мере, один похож на меня. Может, другой - на вас?

У вас множество друзей, в вас влюбляются, вами восхищаются? Это ничего не значит. Напротив, несмотря на дурную репутацию, мы, социопаты, отличаемся неотразимым, хотя и поверхностным обаянием. В нашем мире, населенном главным образом угрюмыми, заурядными ничтожествами, кусающими друг друга как крысы и суетливо рвущимися к кормушкам, мы очень выгодно выделяемся, и люди стремятся к нам, как мотыльки на огонь свечи.

Если бы нам довелось встретиться, я бы вам понравилась. Я совершенно в этом уверена, так как знакома с достаточным количеством людей, подпадающих под мои чары. Моя улыбка - словно у звезды телешоу: я улыбаюсь, демонстрируя (большая редкость!) сияющие зубы, и притягиваю, а не отталкиваю внимание. Я та девушка, которую вы с радостью привели бы на свадьбу своей бывшей жены. Радость, приятное возбуждение от великолепного сопровождения - жена вашего босса была бы в восторге от столь милого создания. Ваши родители были бы очень рады, увидев в своем доме такую умную и успешную девушку, как я.

Вы очень высокого мнения о самом себе? Я, например, высоко себя ценю. Эго социопатов - это давно известно - всегда в теле, как женщины на полотнах Рубенса. Я просто излучаю уверенность в себе, и ее уровень не соответствует моему состоянию и общественному положению. Я не отличаюсь высоким ростом, но у меня широкие плечи и квадратный подбородок. Друзья часто отмечают мою твердость и самоуверенность. Однако я одинаково хорошо чувствую себя и в летнем платье, и в ковбойских сапогах.

Кадр: сериал «Доктор Хаус»

Возможно, самый заметный признак моей уверенности в себе - способность выдерживать чужой взгляд. Некоторые считают, что у меня «взгляд хищника»; думается, он свойственен большинству социопатов. Умение не отводить глаза многим представляется признаком враждебности. Например, посетителям зоопарка не советуют смотреть в глаза гориллам, так как для них такой взгляд - сигнал к атаке. Видимо, так же думает и большинство людей, ибо в противном случае состязание взглядов не было бы столь вызывающе трудным. Мы, социопаты, не таковы. Нас нисколько не смущает чужой взгляд. То, что мы не склонны вежливо отводить глаза в сторону, воспринимается как признак самоуверенности, агрессии, соблазна или хищничества. Некоторых эта наша способность выводит из равновесия; но часто она же воспринимается и как признак страстной влюбленности.

Не приходилось ли вам убеждаться, что ваше очарование и уверенность в себе заставляют людей делать для вас то, чего они никогда не сделали бы для другого, менее уверенного в себе человека? Некоторые называют это манипулированием, я же считаю, что обладаю умением распорядиться тем, что дал мне Бог. Само слово манипуляция кажется мне отвратительным. Люди употребляют его, чтобы избежать ответственности за свой собственный выбор. Если человек не жалеет о своем решении, не означает ли это, что никто им не манипулировал?

Множество людей считают, что манипуляция - та область, где черты социопата выглядят наиболее отталкивающими, но я не понимаю почему. Это не манипуляция, а всего лишь равноценный обмен. Люди всегда чего-нибудь хотят - доставить вам удовольствие, быть нужными и востребованными, считаться хорошими, и манипуляция - быстрый, пусть и грязный, способ дать им то, чего они хотят. Можно, конечно, считать, что их соблазняют. Один мой друг-социопат приводит следующий пример. Допустим, кто-то хочет продать машину за пять тысяч долларов, а другой хочет купить такую же машину за десять тысяч. Мне известно, что эти два человека незнакомы. Я покупаю машину за пять тысяч, продаю ее за десять и навариваю пять штук баксов. На Уолл-стрит и в других подобных местах это называется покупкой и продажей ценных бумаг, этим занимаются изо дня в день, и никто не считает это предосудительным. Все получили что хотели, и все будут счастливы, если не узнают больше того, что необходимо. Я воспользовалась чужой неосведомленностью, к удовольствию продавца и покупателя и к своей выгоде.

В самом деле, я считаю, что люди, имеющие дело с социопатами, часто получают больше, чем при общении с «нормальными» людьми. Социопаты - та смазка, благодаря которой вращаются шестеренки мира. Мы исполняем мечты или хотя бы делаем вид, что исполняем. Иногда только мы во всем мире проявляем величайшее внимание к нуждам и потребностям других, при этом умело маскируя истинные причины своего внимания. Мы внимательно присматриваемся к намеченной жертве и стараемся стать воплощением того, в чем она нуждается, - хорошим работником, боссом или любовницей. Отнюдь не всегда наша маска скрывает злые умыслы или темные намерения. Наша жертва, как правило, превосходно себя чувствует в процессе обмена, и обычно все проходит гладко и заканчивается к обоюдному удовлетворению. Конечно, любой наш поступок имеет свою цену: мы никогда ничего не делаем бесплатно, мы всегда хотим что-то получить взамен - деньги, власть или просто удовольствие от чужого восхищения, но это не значит, что наши партнеры не получают ничего. Возможно, вам покажется, что это слишком дорого, но если вы заключаете сделку с дьяволом, значит, ни один ангел не предложил вам более выгодных условий.

Как у вас с моралью? Не находите ли вы, что значительно проще судить себя и других по стандарту «выживают самые приспособленные»? Люди порой упрекают нас, что мы не умеем сожалеть и раскаиваться, и полагают, что это плохо. Почему-то считается, будто способность испытывать чувство вины - неотъемлемый признак хорошего человека. Но мне думается, что в мире не существует универсальной и тем более «объективной» морали. Богословы и философы тысячи лет ломали копья в спорах, но так и не пришли к однозначному выводу, что это такое и каковы признаки и мера высокой нравственности. С моей точки зрения, трудно поверить в нечто столь эластичное и изменчивое, к тому же оправдывающее такие ужасы, как убийства по зову чести, «справедливые» войны и смертная казнь. Подобно большинству людей, я религиозна, и именно вера нравственно направляет мою жизнь, придает мне уверенности, помогает избегать тюрьмы и оставаться незаметной в толпе. Но суть морали всегда от меня ускользала и ускользает до сих пор.

У меня прагматичный взгляд. Я подчиняюсь требованиям морали, когда мне выгодно, а в иных случаях поступаю так, как нужно мне, не затрудняясь поиском самооправданий.
(…)
Приходилось ли вам, к ужасу окружающих, молниеносно принимать важные решения? Социопаты славятся спонтанностью поведения. Я, например, просто не знаю покоя; мне трудно надолго сосредоточиться на чем-то одном, я редко удерживаюсь на одной работе больше нескольких лет. Социопатам как воздух нужны внешние стимулы, без них мы начинаем скучать и поступаем необдуманно. Темная сторона нашей импульсивности состоит в том, что мы фиксируем внимание на чем-то одном, отвлекаясь от всего остального, и теряем способность прислушиваться к доводам разума. Но если большинство, поддаваясь моменту, теряет голову, я делаю то же с холодным сердцем.

Кадр: сериал «Декстер»

Я никогда никого не убивала, хотя часто хотелось, но тут я едва ли отличаюсь от остальных. Мне редко хотелось убить кого-то из близких; чаще такое желание возникало в отношении случайных людей, почему-либо вызвавших раздражение. Однажды, когда я была в Вашингтоне на конференции правоведов, рабочий в метро попытался пристыдить меня за то, что я попыталась войти на закрытый эскалатор. Он спросил меня по-английски с сильным иностранным акцентом: «Вы что, не видите желтый барьер?»

Я: Желтый барьер?

ОН: Да! Я только что поставил барьер, и, значит, проход на эскалатор закрыт!

Я смотрю на него без какого-либо выражения.

ОН: Это нарушение! Разве вы не знаете, что входить на закрытый эскалатор нельзя? Вы же нарушаете закон!

Я остаюсь бесстрастной.

ОН: (явно озадаченный отсутствием реакции с моей стороны): Ну хорошо, в следующий раз не нарушайте, ладно?

Нет, не ладно! Совершив нечто ужасное, люди часто потом объясняют, что «сорвались». Мне очень хорошо знакомо это ощущение. В тот раз я стояла, дожидаясь, когда волна ярости захлестнет часть мозга, ответственную за решения. Когда момент настал, я преисполнилась ледяного спокойствия и целеустремленности. Прищурив глаза и сжав зубы, я пошла за рабочим. В крови бушевал адреналин. Во рту пересохло, появился металлический привкус. Усилием воли я заставила себя внимательно следить за всем, что происходит вокруг, стараясь предугадать, как поведет себя толпа. До этого я не бывала в Вашингтоне и редко ездила в метро. Час пик еще не наступил. Я рассчитывала, что он в одиночку зайдет в какой-нибудь пустынный проход или незапертое помещение и там я застану его одного. Я была полностью сосредоточена на том, что сделаю потом. В воображении мои пальцы смыкались на его горле и жизнь постепенно покидала его. Вот проявление высшей справедливости, казалось мне.

Теперь и подумать об этом странно. Я вешу 60 килограммов, а в нем было не меньше 75. Как у всех музыкантов, у меня сильные руки, но настолько ли, чтобы задушить крупного мужчину? Легко ли лишить человека жизни? Когда однажды дошло до дела, я не смогла даже утопить детеныша опоссума. Я находилась под властью иллюзии собственной силы, но в конце концов ничего не произошло - рабочего я потеряла в толпе. Ярость улеглась так же быстро, как и возникла.

Я часто спрашиваю себя, что бы случилось, если бы я не упустила его из виду. Я уверена, что не смогла бы его убить, но почти наверняка знаю, что напала бы. Стал бы он сопротивляться? Получила бы я травму? Вмешалась бы в дело полиция? Смогла бы я что-нибудь сказать или сделать, чтобы выпутаться из неприятного положения? Я часто задумываюсь об этом и многих других подобных случаях и понимаю, что в один прекрасный день могу влипнуть в очень некрасивую историю. Как реагировать? Смогу ли я симулировать раскаяние? Или меня тотчас разоблачат?

Перевод с английского А. Анваера

Михаил Баев

Шерлок Холмс: «Я не психопат, а высокоактивный социопат…»
Изображение с сайта Basement Rejects

Термины психопат и социопат часто употребляют, не различая. У них действительно есть много общего: пренебрежение к правам окружающих, социальным нормам и закону, неспособность чувствовать раскаяние и вину, склонность к эмоциональным вспышкам и поведению, связанному с насилием. Пятое издание руководства по диагностике психических расстройств (DSM-5), вышедшее в 2013 году, помещает их в раздел антисоциальных расстройств личности.

Тем не менее, различие есть, и от него зависит выбор тактики отношений с этими группами людей.

Считается, что психопатия имеет врожденную генетическую природу, а социопатия - результат воздействия окружения в период формирования личности. При психопатии участок мозга, отвечающий за эмоции и контроль импульсивного поведения, не полностью развит, что негативно влияет на способность чувствовать эмоции и проявления . Социопатию связывают с физической и эмоциональной травматизацией в детском возрасте, социопаты остаются способными ощущать эмпатию в определенных обстоятельствах.

Социопатов определяют как людей, отступающих в своем поведении от принятых социальных норм. Социопатия связана не только с детскими травмами, но и со средой, в которой развивался человек. У подростка, воспитанного в криминальной субкультуре, поведение, причиняющее другим страдания, не вызывает какой-либо реакции отторжения, но он способен чувствовать вину и, например, в насильственных действиях не переходит определенную грань. Сохраняется способность ощущать эмоции как собственные, так и окружающих, и способность принимать другие нормы поведения, например, покинуть криминальную среду и вернуться в общество.

Социопаты склонны к нервозности, легко раздражаются. Психика неустойчива, частые эмоциональные вспышки. Они, что называется, легко входят в раж. Уровень образования обычно низок, как и социальный уровень. Часто меняют работу. Хотя они не склонны придерживаться общественных правил, но могут формировать привязанность к отдельным людям или группам людей («я не являюсь членом вашего общества, я член банды»). Поступки импульсивные. Их преступления, включая убийства, больше спонтанные, чем запланированные.