Высказывания о гурджиеве. Георгий гурджиев цитаты

1. Люби то, что позволяет жить осознанно.
2. Самое большее, чего человек может достичь, это способность действовать.
3. Чем хуже условия жизни, тем выше производительность труда, потому что приходится помнить о своей работе.
4. Помни себя всегда и везде.
5. Помни, что ты пришел сюда, осознав необходимость борьбы с самим собой - только с собой. Поэтому благодари каждого, кто дает тебе эту возможность.
6. Здесь мы можем только направлять и создавать условия, но не помогать.
7. Знайте, что этот дом может быть полезен лишь для тех, кто осознал свое ничтожество и верит в возможность изменить себя.
8. Если Вы уже знаете, что это плохо, и делаете это, Вы совершаете грех, который трудно исправить.
9. Главное средство на пути к счастью - способность учитывать внешние проявления всегда, внутренние - никогда.
10. Не относись эмоционально к искусству.
11. Тот по-настоящему хороший человек, кто любит своих родителей.
12. Суди о других по себе и ты вряд ли ошибешься.
13. Помогай только тому, кто не ленится.
14. Уважай каждую религию.
15. Я люблю того, кто любит труд.
16. Мы можем только стремиться стать христианами.
17. Не суди о человеке по рассказам других.
18. Учитывай то, что люди думают о тебе, а не то, что говорят.
19. Позаимствуй понимание на Востоке, а знания на Западе, и ищи.
20. Только тот, кто может заботиться о том, что принадлежит другим, может иметь свое.
21. Только в сознательном страдании есть смысл.
22. Лучше уж временно быть эгоистом, чем никогда не быть справедливым.
23. Попытайтесь полюбить сначала животных, они более чувствительны.
24. Когда вы учите других, Вы учитесь сами.
25. Помните, что вы работаете не ради самой работы, она только средство для достижения цели.
26. Только тот может быть справедливым, кто может поставить себя на место других.
27. Если вам не дано от природы критически мыслить, Ваше пребывание здесь бесполезно.
28. Тот, кто поборол болезнь под названием "завтра", тот добьется желаемого.
29. Блажен тот, у кого есть душа, блажен тот, у кого ее нет, но горе и печаль тому, у кого она в зачаточном состоянии.
30. Отдыхают не от количества, а от качества сна.
31. Поспи немного, но без сожаления.
32. Энергия, использованная на активную внутреннюю работу, возвращается снова, а та, что истрачена на пассивную работу, потеряна навсегда.
33. Лучшим средством, возбуждающим желание работать над собой, является осознание того, что Вы можете умереть в любой момент. Но сначала Вы должны научиться помнить об этом всегда.
34. Осознанная любовь вызывает то же самое в ответ. Эмоциональная любовь вызывает совсем противоположное чувство. А физическая любовь зависит от типа и полярности.
35. Сознательная вера - это свобода. Эмоциональная вера - рабство. Механическая вера - глупость.
36. Смелая надежда - это сила. Надежда со страхом - слабость.
37. Человек, используя имеющийся опыт, продляет себе жизнь.
38. Здесь находятся не русские, не англичане, не иудеи, не христиане, а только те, кто преследует одну цель - быть способным на то, чтобы быть.

«…Когда я нахожусь в связи с внешним миром, я живу. Когда я живу только внутри себя, это не жизнь; но каждый живет именно таким образом. Наблюдая за собой, я связываю себя с внешним миром…»

Если существо по разумности выше тебя, следует всегда поклоняться перед ним и стараться во всем подражать ему; если же оно ниже тебя, надо быть с ним справедливым, потому что и ты когда-то занимал такое же место по градации разумности.

Для одних религия - это закон, гид, направление. Для других - это жандарм.

Душа - это роскошь. Никто ещё не родился с полностью развитой душой.

В действительности, человек не может помочь другому, не может поддержать его, потому что он даже не может помочь себе.

В течение жизни одного человека личность создаётся исключительно из того, что он слышит, и того, что он читает.

За все время нашей работы ни один человек не работал по-человечески. А для Института существенно, чтобы вы работали именно так. Каждый должен работать за себя, потому что другие ничего за него не сделают. Если вы, скажем, способны набить папиросу как человек, то вы уже знаете, как соткать ковер. Человеку дан весь необходимый аппарат для того, чтобы он мог делать все. И каждый может сделать все то, что могут сделать другие. Если может один, могут и все. Гений, талант - все это чепуха. Секрет прост делать вещи как человек. Тот, кто может думать и делать вещи как человек, может сделать любую вещь не хуже, чем другой человек, который делает ее всю свою жизнь, но не по-человечески. То, чему один выучился в десять лет, другой узнает в два-три года и затем делает это лучше, чем тот, кто истратил на работу всю свою жизнь. Я встречал людей, которые до учения всю жизнь работали не так, как люди; но когда они научились, они легко стали выполнять самую трудную, самую тонкую, а также самую грубую работу, которой никогда раньше не знали. Секрет невелик и очень прост: нужно научиться работать как человек. А это значит: когда человек делает какую-то вещь, он одновременно думает о том, что он делает, исследует вопрос о том, как нужно делать эту работу, во время работы забывает обо всем - о бабушке, о дедушке, о еде.

«Первый отказ человеку, лишенному совести или благодарности, уничтожит результаты даже тысячи добрых дел, прежде сделанных ему тобой».

"Любите всякое дыхание".

Знание и понимание – это разные вещи. Нужно стремиться к пониманию, только оно ведет к Господу.
Понимание, проявляется как результат всего личного опыта, переосмысленного самим человеком. Знание является всего лишь механическим запоминанием слов в определенной последовательности.

metelica-online.ru

Сайт - Платки Оренбургские пуховые Паутинки пуховые Палантины пуховые Косынки Ручная работа! Шедевры народного творчества. Высылаем почтой! Пересылка почтой с предоплатой или наложенным платежом с оплатой по факту получения.

  • Оформление заказа с оплатой на почте при получении (Наложенный платеж)
  • О пуховом платке. История.
  • Фотографии изделий
  • Песня Л.Зыкиной
  • Заблуждения о платках
  • Уход за изделиями
  • Искусство вязания
  • Год Козы
  • Ручная работа

Чтобы научиться понимать явления природы, соответствующие или противоречащие ее законам, человек должен сперва сознательно усвоить и осмыслить огромный объем информации, касающейся объективной истины и реальных событий, которые происходили на земном шаре в прошлом, и затем пропустить их через себя, соединить со своим жизненным опытом.

Стараясь наблюдать за собой, мы учимся концентрировать в себе то, что может быть даже очень полезным в обычной жизни.

Прежде всего, вы должны думать о самом себе, вы должны стараться изо всех сил возвысить себя. Вы должны быть эгоистом. Эгоизм - это первый этап на пути к альтруизму, христианству.

Сейчас вы чувствуете желание делать слишком большие для вас вещи: это ненормальное желание. Вы никогда не сможете сделать их, и такое желание удерживает вас от того, чтобы делать небольшие вещи, которые вы могли бы делать. Уничтожьте это желание, забудьте о больших вещах. Поставьте своей целью уничтожение какой-нибудь мелкой привычки.

Если человек обладает здравым смыслом и логикой, любое действие может изменить его мнение и "волю".

«Только тот человек достоин быть последователем какой-либо религии, кто, хотя и помнит зло, причиненное ему кем-либо, не будет проявлять по отношению к нему никакого зла».

«Такова природа человека, что за первый твой подарок - он падает ниц перед тобой;

за второй - целует твою руку;

за третий - подлизывается;

за четвертый - лишь кивает головой один раз;

за пятый - становится слишком фамильярным;

за шестой - оскорбляет тебя;

а за седьмой - судится с тобой за то, что ты дал недостаточно».

Они верят всему, что говорят другие, а не только тому, что они могли бы сами познать собственным здравым рассуждением...

Вообще всякое новое понимание в этих странных существах окристаллизовывается только, если о ком-нибудь или о чем-нибудь говорит так-то Иван Иванович; а если об этом же самом, то же самое скажет еще и Петр Петрович, – то они уже окончательно убеждаются, что это именно так, и никак не может быть иначе.

Удовлетворение является результатом упорного достижения поставленной себе цели с чистой совестью.

Эти сектанты, именовавшие себя «Самоукротители», возникли на почве исковерканного понимания буддийской религии, которая, как я тебе уже сказал, была ими истолко­вана как «страдание-в-уединении».
Вот для того, чтобы без всякой помехи со стороны других себе подобных производить над собою упомянутое пресловутое «страдание», эти существа, у которых мы ночевали, и забрались так далеко от своих.

Существует два вида страдания: сознательное и несознательное. Только глупец страдает несознательно.

Для космоса не существует времени. Страдание может быть произвольным: можно страдать за вчерашний день и можно за завтрашний. Или можно просто страдать потому, что плохо себя чувствуешь.

Если мы освобождаемся от одного влияния, мы становимся рабами другого.

«…Когда я нахожусь в связи с внешним миром, я живу. Когда я живу только внутри себя, это не жизнь; но каждый живет именно таким образом. Наблюдая за собой, я связываю себя с внешним миром…»

Если существо по разумности выше тебя, следует всегда поклоняться перед ним и стараться во всем подражать ему; если же оно ниже тебя, надо быть с ним справедливым, потому что и ты когда-то занимал такое же место по градации разумности.

Для одних религия - это закон, гид, направление. Для других - это жандарм.

Душа - это роскошь. Никто ещё не родился с полностью развитой душой.

В действительности, человек не может помочь другому, не может поддержать его, потому что он даже не может помочь себе.

В течение жизни одного человека личность создаётся исключительно из того, что он слышит, и того, что он читает.

За все время нашей работы ни один человек не работал по-человечески. А для Института существенно, чтобы вы работали именно так. Каждый должен работать за себя, потому что другие ничего за него не сделают. Если вы, скажем, способны набить папиросу как человек, то вы уже знаете, как соткать ковер. Человеку дан весь необходимый аппарат для того, чтобы он мог делать все. И каждый может сделать все то, что могут сделать другие. Если может один, могут и все. Гений, талант - все это чепуха. Секрет прост делать вещи как человек. Тот, кто может думать и делать вещи как человек, может сделать любую вещь не хуже, чем другой человек, который делает ее всю свою жизнь, но не по-человечески. То, чему один выучился в десять лет, другой узнает в два-три года и затем делает это лучше, чем тот, кто истратил на работу всю свою жизнь. Я встречал людей, которые до учения всю жизнь работали не так, как люди; но когда они научились, они легко стали выполнять самую трудную, самую тонкую, а также самую грубую работу, которой никогда раньше не знали. Секрет невелик и очень прост: нужно научиться работать как человек. А это значит: когда человек делает какую-то вещь, он одновременно думает о том, что он делает, исследует вопрос о том, как нужно делать эту работу, во время работы забывает обо всем - о бабушке, о дедушке, о еде.

«Первый отказ человеку, лишенному совести или благодарности, уничтожит результаты даже тысячи добрых дел, прежде сделанных ему тобой».

"Любите всякое дыхание".

Знание и понимание – это разные вещи. Нужно стремиться к пониманию, только оно ведет к Господу.
Понимание, проявляется как результат всего личного опыта, переосмысленного самим человеком. Знание является всего лишь механическим запоминанием слов в определенной последовательности.

Чтобы научиться понимать явления природы, соответствующие или противоречащие ее законам, человек должен сперва сознательно усвоить и осмыслить огромный объем информации, касающейся объективной истины и реальных событий, которые происходили на земном шаре в прошлом, и затем пропустить их через себя, соединить со своим жизненным опытом.

Стараясь наблюдать за собой, мы учимся концентрировать в себе то, что может быть даже очень полезным в обычной жизни.

Прежде всего, вы должны думать о самом себе, вы должны стараться изо всех сил возвысить себя. Вы должны быть эгоистом. Эгоизм - это первый этап на пути к альтруизму, христианству.

Сейчас вы чувствуете желание делать слишком большие для вас вещи: это ненормальное желание. Вы никогда не сможете сделать их, и такое желание удерживает вас от того, чтобы делать небольшие вещи, которые вы могли бы делать. Уничтожьте это желание, забудьте о больших вещах. Поставьте своей целью уничтожение какой-нибудь мелкой привычки.

Если человек обладает здравым смыслом и логикой, любое действие может изменить его мнение и "волю".

«Только тот человек достоин быть последователем какой-либо религии, кто, хотя и помнит зло, причиненное ему кем-либо, не будет проявлять по отношению к нему никакого зла».

«Такова природа человека, что за первый твой подарок - он падает ниц перед тобой;

за второй — целует твою руку;

за третий - подлизывается;

за четвертый — лишь кивает головой один раз;

за пятый — становится слишком фамильярным;

за шестой - оскорбляет тебя;

а за седьмой - судится с тобой за то, что ты дал недостаточно».

Они верят всему, что говорят другие, а не только тому, что они могли бы сами познать собственным здравым рассуждением...

Вообще всякое новое понимание в этих странных существах окристаллизовывается только, если о ком-нибудь или о чем-нибудь говорит так-то Иван Иванович; а если об этом же самом, то же самое скажет еще и Петр Петрович, – то они уже окончательно убеждаются, что это именно так, и никак не может быть иначе.

Удовлетворение является результатом упорного достижения поставленной себе цели с чистой совестью.

Эти сектанты, именовавшие себя «Самоукротители», возникли на почве исковерканного понимания буддийской религии, которая, как я тебе уже сказал, была ими истолко­вана как «страдание-в-уединении».
Вот для того, чтобы без всякой помехи со стороны других себе подобных производить над собою упомянутое пресловутое «страдание», эти существа, у которых мы ночевали, и забрались так далеко от своих.

Существует два вида страдания: сознательное и несознательное. Только глупец страдает несознательно.

Для космоса не существует времени. Страдание может быть произвольным: можно страдать за вчерашний день и можно за завтрашний. Или можно просто страдать потому, что плохо себя чувствуешь.

Если мы освобождаемся от одного влияния, мы становимся рабами другого.

Точный год рождения неизвестен - мыслитель скрывал его намеренно. Делал он это по причине, известной каждому мистику - с помощью астрологии по дате можно узнать многое из того, что человек хотел бы утаить. По одной из версий, он появился на свет 14 января 1866 года, по другим – того же числа, но в 1874 или в 1877 году.

Гурджиев был и остаётся одной из самых загадочных фигур XX века. Его сравнивают то с , то с Григорием Распутиным, то с пророчицей теософии Еленой Блаватской; приписывают тайную власть над вождями политических диктатур; окружают его имя самыми неожиданными легендами, в которых возникают Гитлер, Сталин и Берия.

В силу противоречивости личности Гурджиева, у него множество последователей и не меньшее количество противников, однако невозможно не признать масштаб его всесторонне развитого интеллекта: философ разговаривал на 18 языках, владел своим телом как профессиональный акробат, обладал даром гипноза и исцелял людей тогда, когда доктора были бессильны. Умнейшие, образованные люди, слушая Гурджиева, с первой встречи проникались к нему необъяснимым доверием. С музыкантами он говорил о законах октавы и политональных наложениях, с художниками - об объективном искусстве и импрессионизме, с докторами - о восточной медицине и психиатрии, с деловыми людьми - о коммерции. он представал человеком более осведомлённым, чем его собеседник. Таким знали его и ученики и малознакомые случайные люди.

Его отцом был грек Иван Иванович Гурджиев, мать - армянка из рода Тавризовых-Багратуни. Георгий рано начал путешествовать по странам Азии и Африки. Он побывал в Египте, Турции, Афганистане, Туркестане, Ближнем Востоке, посетил Мекку… Во время путешествий изучал различные духовные традиции, суфизм, буддизм, восточное христианство, собирал отрывки древних знаний, иногда прибегая к археологическим раскопкам. Эти путешествия часто принимали форму экспедиций, которые Гурджиев организовывал с другими членами, созданного им общества "Искатели истины" .

В 1912 году он появился в Москве, где сумел собрать вокруг себя небольшую группу учеников, а три года спустя встретился с философом и журналистом, известным автором ряда работ по мистицизму Петром Успенским . Вместе они создали группу в Санкт-Петербурге. Успенский и его круг столичных интеллектуалов заинтересовались исследованиями и идеями Гурджиева. Кроме того, Успенский, имевший многолетний опыт взаимодействия с эзотерическими школами, осмыслил эти новые идеи восточных учений и адаптировал их к европейскому менталитету. Это сотрудничество привело к формированию своеобразных концепций и практик и получило название "Учение Гурджиева" или "Четвёртый путь" .

В 1921 году Гурджиев перебрался в Берлин, где жил под именем греческого подданного Георгиадиса. Его деятельностью быстро заинтересовался Имперский комиссариат по охране общественного порядка Германии. После конфликта с властями, он попытался вслед за Успенским перебраться в Великобританию, однако власти не разрешили ему въезд в страну. В 1922 году Гурджиев купил на собранные Успенским средства замок в поместье Приэре, около Фонтенбло (пригород Парижа). Там он основал "Институт", в котором преподавались уже не сложные идеи и принципы "Четвёртого пути", а куда более урезанный, упрощённый вариант – "Путь хитреца" или "Айда-йога". Тогда же Гурджиев прославился как хореограф публичных танцевально-балетных представлений с особой музыкой, сценариями и костюмами. Выступления эти несли в себе необычайную грацию и очарование, представляя собой симбиоз ритуальных танцев дервишей, тантрических элементов и изобретённой самим учителем системы. В этот период совместно с композитором Томасом де Гартманом им было создано более сотни музыкальных композиций, в том числе и музыка для "Священных Движений" . Есть даже предположение, что именно эти танцы были взяты за основу Айседорой Дункан , достигшей невероятной популярности, благодаря разработанным дионисийским пляскам. Ту же гипотезу высказывают в отношении мистериальных балетов Рудольфа Штайнера .

В 1924 году Гурджиев окончательно "разошёлся" с Успенским и вскоре после этого попал в автомобильную аварию, в которой чуть не лишился жизни. С этого времени поместье Приерэ стало более закрытым, хотя многие его ученики оставались там и продолжали его регулярно посещать. Окончательно оно закрылось в 1932 году. Гурджиев оставался жить в Париже, изредка посещая США, где ему организовывали встречи с учениками. После окончания войны он собрал в Париже учеников различных групп, образовавшихся на основе его учения. В свой последний год он дал им указания о публикации последних двух книг: "Всё и вся" (или "Рассказы Вельзевула своему внуку" ) и "Встречи с замечательными людьми". Всего им было написано более десятка сочинений.

В истории Гурджиев остался как психолог, философ, учёный, путешественник, хореограф учитель и мистик, основоположник учения о "Четвёртом пути" внутренней реализации человека. 29 октября 1949 года он умер в госпитале в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. В день смерти он несколько часов безмятежно беседовал со своими учениками, сказав напоследок: "В хорошей же неразберихе я вас оставляю!".

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку мудрых цитат из произведений философа.

Человек – это многосложное существо (1922)

"Душа - это роскошь. Никто ещё не родился с полностью развитой душой".

"Для космоса не существует времени. Страдание может быть произвольным: можно страдать за вчерашний день и можно за завтрашний. Или можно просто страдать потому, что плохо себя чувствуешь".

"Существует два вида страдания: сознательное и несознательное. Только глупец страдает несознательно".

"Если мы освобождаемся от одного влияния, мы становимся рабами другого".

"Для одних религия - это закон, гид, направление. Для других - это жандарм".

"Прежде всего, вы должны думать о самом себе, вы должны стараться изо всех сил возвысить себя. Вы должны быть эгоистом. Эгоизм - это первый этап на пути к альтруизму, христианству".

"В действительности, человек не может помочь другому, не может поддержать его, потому что он даже не может помочь себе".

"В течение жизни одного человека личность создаётся исключительно из того, что он слышит, и того, что он читает".

"Стараясь наблюдать за собой, мы учимся концентрировать в себе то, что может быть даже очень полезным в обычной жизни".

Взгляды из реального мира (1924-1930)

"…Когда я нахожусь в связи с внешним миром, я живу. Когда я живу только внутри себя, это не жизнь; но каждый живет именно таким образом. Наблюдая за собой, я связываю себя с внешним миром…"

"Если человек обладает здравым смыслом и логикой, любое действие может изменить его мнение и "волю".

"Мы всегда используем больше энергии, чем это необходимо; мы напрягаем ненужные для работы мускулы; мы позволяем мыслям вертеться; мы реагируем с чрезмерной силой чувств. Расслабьте мускулы, пользуйтесь только теми. которые необходимы; сдерживайте мысли и не выражайте чувства, когда не хотите этого. Пусть вас не затрагивают внешние воздействия, ибо они сами по себе безвредны; это мы позволяем себе чувствовать себя оскорбленными".

Рассказы Вельзевула своему внуку (1950)

"Если существо по разумности выше тебя, следует всегда поклоняться перед ним и стараться во всем подражать ему; если же оно ниже тебя, надо быть с ним справедливым, потому что и ты когда-то занимал такое же место по градации разумности".

"Всякая причина порождает соответствующий ей результат".

"Любите всякое дыхание".