Выразительность и ее основные условия. Средства выразительности в стихотворении

Выразительность речи

Выразительность речи – это качество, способное поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, влиять не только на разум, но и на чувства, воображение. Выразительная речь усиливает эффективность воздействия выступления на адресата.

Существуют разные подходы к описанию этого качества. Ученые считают, что выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней. Способствует созданию выразительности прежде всего фонетическая сторона речи: дикция (четкое произношение звуков), голос (сила, темп, тембр), интонация (высота, паузы).

Традиционная лингвистическая основа выразительности – наличие в языке изобразительно-выразительных средств лексического уровня (тропов) и синтаксического уровня (стилистических фигур).

Тропы – это слова и обороты речи, употребляемые в переносном значении, называющие один предмет (явление, процесс, свойство) для обозначения другого.

Основные виды тропов: эпитет , сравнение , метафора , метонимия , синекдоха , гипербола , литота , олицетворение , аллегория , перифраза .

Эпитет (от греч. epitheton - приложение). Художественное, образное определение, вид тропа. Весёлый ветер, мёртвая тишина, седая старина, чёрная тоска. При расширительном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но исуществительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол. Мороз-воевода, бродяга-ветер, старик-океан; гордо реет Буревестник (Горький); Петроград жил в эти январские ночи напряжённо, взволнованно, злобно, бешено (А.Н. Толстой). Постоянный эпитет. Эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое. Море синее, поле чистое, солнце красное, тучи чёрные, добрый молодец, зелена трава, красна девица.

Сравнение. Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Сравнение выражается: а) творительным падежом. Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горбатов);

б) формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля (Сурков); в) оборотами со сравнительными союзами. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Тютчев). Белей, нем горы снеговые, идут на запад облака (Лермонтов). Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная (Чехов); г) лексически (при помощи слов подобный, похожий и т.д.). Её любовь к сыну была подобна безумию (Горький). Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы (Серафимович).

Метафора (греч. metaphora - перенос). Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. «Дворянское гнездо» (прямое значение слова гнездо - «жилище птицы», переносное - «человеческое сообщество»), крыло самолёта (ср.: крыло птицы), золотая осень (ср.: золотая цепь). В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создаёт компактность и образность употребления слов. Метафора - один из наиболее распространённых тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. Нос корабля, ножка стола, заря жизни, льётся речь, стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги.

Метонимия (греч. metonymia - переименование). Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними; разновидность тропа. Связь может быть: а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан. Не то на серебре - на золоте едал (Грибоедов); б) между содержимым и содержащим. Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый (Крылов); в) между действием и орудием этого действия. Перо его местию дышит (А.К. Толстой); г) между автором и его произведением. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (Пушкин); д) между местом и людьми, находящимися на этом месте. Но тих был наш бивак открытый (Лермонтов).

Синекдоха (греч. synekdoche - соподразумевание). Один из тропов, вид метонимии (см. этот термин в алфавитном порядке), состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. Синекдоха – выразительное средство типизации. Наиболее употребительны следующие виды синекдохи:

а) часть явления называется в значении целого:

А в двери -

бушлаты,

шинели,

Тулупы...

(Маяковский);

б) целое в значении части:

- Ах, ты вон как! Драться каской? Ну не подлый ли народ! (Твардовский);

в) единственное число в значении общего и даже всеобщего:

Там стонет человек от рабства и цепей...

(Лермонтов);

г) замена числа множеством:

Мильоны нас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. (Блок);

д) замена видового понятия родовым:

«Ну что ж, Садись, светило!» (Маяковский).

Гипербола. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчёркивает, что он прославляет, а что - высмеивает. В художественной речи гипербола часто переплетается с другими средствами - метафорами, олицетворениями, сравнениями и др. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский).

Литота (греч. litotes - простота, малость, умеренность). Троп, противоположный гиперболе (см.). Литота - это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Литота есть в народных сказках: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Некрасов).

Олицетворение (греч. prosopopoieia, от prosopon - лицо + poieo - делаю). Троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку, - дар речи, способность мыслить и чувствовать. Олицетворение - один из древнейших тропов, своим возникновением обязанный анималистическому мировоззрению и всевозможным религиозным верованиям; занимает большое место в мифологии, в фольклоре: олицетворяются явления природы, быта; фантастические и зоологические персонажи былин, сказок, легенд. В современный период чаще всего встречается в языке художественной литературы: больше - в поэзии, в меньшей степени - в прозе. О нём ты воешь, ветр ночной, о нём так сетуешь безумно?(Тютчев). К ней прилегла в опочивальне её сиделка - тишина (Блок). Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами... (Пушкин).



Аллегория (греч. allegoria - иносказание). Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т. д.

Парафраз и парафраза . То же, что и перифраз и перифраза (от грен. paraphrasis - описательный оборот, описание). 1. Выражение, являюшееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора). 2. Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Царь зверей (вместо «лев»). Туманный Альбион (вместо «Англия»). Ср. у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон), певец Литвы (Мицкевич), творец Макбета (Шекспир).

Тропы выполняют следующие функции: придают речи привлекательность, эмоциональность, наглядность, позволяют лучше понять внутреннее состояние человека, способствуют оригинальному отражению действительности.

Фигуры речи – особые формы синтаксических конструкций, усиливающие воздействие речи на адресата.

Выделяют следующие виды стилистических фигур: анафора , эпифора , инверсия , параллелизм , антитеза , оксюморон , градация , парцелляция . В практике ораторского искусства выработаны также особые фигуры, которые используются для диалогизации монологической речи, привлечения внимания слушателя: риторический вопрос , риторическое обращение , вопросно-ответный ход .

Анафора (греч. anaphora - вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка): Повторение одних и тех же сочетаний звуков: Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища.

(Пушкин). Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов: ... Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов). Повторение одних и тех же слов: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин). Повторение одних и тех же синтаксических конструкций: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных; Я предаюсь моим мечтам.

(Пушкин). Анафора широко используется при построении периода, члены которого (предложения, входящие в состав повышения или понижения) начинаются одними и теми же служебными словами. Например: Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, - мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я (Гоголь).

Эпифора (греч. epiphora из epi - после + phoros - несущий). Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник ? (Гоголь).

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (Блок)

Инверсия (лат. inversio - перестановка, переворачивание). Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Инверсия относится к числу стилистических фигур. Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства (Коптяева) (инверсия главных членов предложения). Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние (Неверов) (инверсия согласованных определений). Сначала очень была огорчена (Пушкин) (инверсия обстоятельства меры и степени). Инверсия связана не только с изменением положения соотносительных членов предложения между ними, но и с местом слова в предложении. В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало (если только это место не является для него обычным) или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое. Помогла им чистейшая случайность (инверсировано подлежащее). Не надеюсь я на его аккуратность (инверсировано сказуемое). За Родину сражались герои-партизаны (инверсировано дополнение). Рассказ он написал замечательный (инверсировано определение). С радостью было воспринято это сообщение (инверсировано обстоятельство образа действия).

Инверсия широко используется в языке художественной литературы как выразительное стилистическое средство. Сравните инверсию подлежащего, сказуемого, дополнения, определения и обстоятельства в приводимых ниже предложениях. Гораздо интереснее оказались морские коньки (Катаев). Сметливость его и тонкость чутья меня поразили (Пушкин). Досадно было, боя ждали (Лермонтов). Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя (Гладков). Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково (Аксаков). Да, мы дружны были очень (Л. Толстой). Тут сгорел мой приятель со стыда (Тургенев).

Параллелизм (от греч. parallelos - рядом идущий). Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы (Брюсов). Когда идёшь по снежным гребням ты, Когда по грудь ты входишь в облака, - Умей глядеть на землю с высоты! Не смей глядеть на землю свысока! (Островой)

Параллелизм отрицательный. Параллелизм, построенный на отрицательном сравнении. Не стая воронов слеталась На груды тлеющих костей, За Волгой, ночью, вкруг огней Удалых шайка собиралась. (Пушкин)

Антитеза (греч. antithesis - противоположение). Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). Антитеза часто строится на антонимах. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица).

Градация (лат. gradatio - постепенное усиление). Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. Я победил его, разгромил, уничтожил.

Оксюморон (греч. oxymoron - остроумно-глупое). Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество. Оксюморон всегда содержит элемент неожиданности. Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, сладкая скорбь, грустная радость. На оксюмороне нередко строится заголовок произведения: Л.Толстой «Живой труп», Ю.Бондарев «Горячий снег».

Парцелляция (восходит к франц. parceile от лат. particuia - частица). Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский). У Елены беда тут стряслась. Большая (Панфёров). Флеров - всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (Горький). Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился (Н. Ильина). Парцелляция широко используется в современной художественной литературе как средство изобразительности, особый стилистический приём, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. От присоединения парцелляция отличается тем, что парцеллируемые части всегда находятся вне основного предложения, тогда как присоединительные конструкции могут быть как в рамках основного предложения, так и за его пределами (в последнем случае парцелляция и присоединение фактически совпадают).

Риторический вопрос. То же, что вопросительно-риторическое предложение (употребляется как стилистическая фигура). Предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа. На кого не действует новизна? (Чехов).

Риторическое обращение. Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи. Мечты, мечты! Где ваша сладость?(Пушкин).

Необходимо учитывать, что упомянутые тропы и стилистические фигуры, помогающие сделать речь выразительной, образной, эмоциональной, хороши только в том случае, если уместны в конкретной ситуации, умело использованы, позволяют достичь поставленных целей коммуникации, повышают эффективность общения.

Многосоюзие (полисиндетон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. Например: Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Эллипсис (от греч. elleipsis – опущение, недостаток) – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске (в речи или тексте) какого-либо подразумеваемого члена предложения (языковой единицы) и придающая речи динамизм, живость. Например: Дан приказ ему на запад, Ей – в другую сторону ; Тане – 5, а Вале – 3; Моя мать – врач.

Понятие выразительности речи

Выразительность речи придают различные единицы языка всех его уровней.

Звуковая выразительность в речи заключается в ее гармоничном благозвучии, в использовании ритма, рифмы. Также выразительность придают аллитерация и ассонанс.

Определение 2

Аллитерация заключается в повторении одинаковых или сходных между собой согласных звуков.

Определение 3

Ассонанс – это повторение гласных звуков.

Основным источником выразительности речи служат лексика и фразеология, которые придают речи особую экспрессивную окраску.

Экспрессивность в речи означает выразительность .

Для придания экспрессивности к обычному значению слова добавляют особые стилистические оценки, которые усиливают его выразительность. Например, для придания экспрессивности слову хороший, употребляются более выразительные прилагательные, такие как прекрасный, восхитительный и другие. В данном случае лексическое значение слова дополнительно осложняется экспрессией. Одно нейтральное слово может иметь несколько экспрессивных синонимов, которые различаются степенью экспрессивного напряжения.

Экспрессивная окраска наслаивается на эмоционально-оценочное значение слова. При этом у одних слов преобладает экспрессия, а у других наоборот эмоциональная окраска.

Способы придания речи выразительности

Экспрессивная лексика классифицируется на следующие группы:

  • слова, которые выражают положительную оценку понятий;
  • слова, которые выражают отрицательную оценку понятий.

К первой группе относятся возвышенные, шутливые, ласкательные слова, а ко второй слова иронические, бранные, неодобрительные.

Мы используем в своей речи слова, подчиняясь условиям общения, стараясь воздействовать на собеседника, при этом учитываем его общественное положение, характер отношений и содержание беседы. Все это подсказывает нам, какие слова требуется употребить в речи: возвышенные, сниженные, торжественные, шутливые. Соответственно наша речь приобретает определенную стилистическую окраску. Иногда, бывает возможно соединение в речи стилистически неоднородных и контрастных языковых средств по эмоционально-экспрессивной окраске.

Для создания контраста используются антонимы . Они служат базой стилистической фигуры, которая построена на противопоставлении слов с противоположным значением. Например, фраза «…Познай, где свет, - поймешь, где тьма…».

Определение 4

Противопоставление антонимов называется антитезой .

В антитезе могут сопоставляться понятия, которые вне общего контекста антонимами не являются. Например, строки из известного стихотворения: «…Не будем пить из одного стакана, ни воду мы, ни сладкое вино…»

Сочетания антонимов формируют стилистическую фигуру - оксюморон , которая заключается в приписывании понятию несовместимого с данным понятием признака, одновременно в сочетании противоположных по смыслу понятий. Яркими примерами оксюморона являются выражения: «живой труп» или «спеши медленно». Оксюморон дает возможность минимальными языковыми средствами охарактеризовать сложность и внутреннюю противоречивость какого-либо предмета или явления.

Большой выразительностью обладают слова-паронимы . Они придают речи юмор, сатиру, оттенки иронии. Например, выражение: «больше красивости, чем красоты».

Лексические повторы также усиливают выразительность нашей речи. Они помогают выделить в тексте важные понятия, дают возможность глубже вникнуть в содержание, придают речи особую эмоционально-экспрессивную окраску.

Источником выразительности речи служат фразеологические сочетания . Они характеризуются образностью, эмоциональностью и экспрессивностью. Фразеологизмы позволяют не просто назвать предмет или явление, а выразить определенное к нему отношение. Примером может служить фраза: «Бедность - не порок, но большое свинство». Фразеологизмы могут вступать в синонимические отношения между собой.

Еще один катализатор выразительности речи – тропы .

Основные тропы

Определение 5

Троп - это перенос наименования, использование отдельных слов и их сочетаний для названия иного предмета в определенной речевой ситуации.

К тропам относятся:

  • метафора,
  • метонимия,
  • синекдоха,
  • олицетворение,
  • сравнение,
  • аллегория,
  • эпитет,
  • гипербола,
  • литота,
  • антономасия,
  • перифраза.

Метафора - это употребление слова в переносном значении, при сравнении предметов.

Разновидность метафоры - метафорический эпитет , представляющий собой художественное определение для подчеркивания существенного свойства или качества предмета, явления. Например: «…Как жадно мир души ночной внимает повести любимой...»

Очень похоже на метафору – сравнение. Сравнение - это сопоставление явлений, для пояснения одного из них с помощью другого.

Часто, для придания речи выразительности человеческие свойства переносятся на животных, предметы или явления неодушевленной природы. Такой прием называется олицетворением . Например: дождь идет, березы плачут.

Метонимия - это перенос значения слова по смежности или сопредельности. Например, выражения: съел две тарелки, весь город спал.

Синекдоха - разновидность метонимии. Синекдоха - это замена единственным числом множественного, употребление названия части вместо целого, а частного вместо общего.

Выразительная речь невозможна без использования гиперболы. Гипербола - образное преувеличение значения чего-либо. Примеры гиперболы: «…И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел…»

Понятием обратным гиперболе является литота. Литота - это образное преуменьшение значения какого-либо явления.

Перифраз употребляют вместо какого-либо словосочетания или слова. Например: автор «Отцы и дети» или «царь зверей». В первом случае используется логический перифраз, а во втором образный.

К тропам относится ирония. Ирония - это специальное употребление слов, словосочетаний или предложений и кусков текста в противоположном смысле относительно буквального. Понять ироническую окраску текста можно за счет знания ситуации, культурных традиций, а также за счет интонационных или других способов подчеркивания рассказчиком противоположного смысла высказывания.

Аллегория представляет собой выражение отвлеченных понятий в конкретных образах. Например, лиса – это хитрость, а змея – коварство.

Еще один троп, придающий яркость нашей речи – антономазия . Когда имена собственные употребляются в значении нарицательного слова.

коммуникативное качество речи. По мнению Б. Н. Головина, «если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной». В. характеризует эффективность коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью различных речевых средств. Это качество речи характеризует ее с точки зрения соотношения речь-сознание (см. качества речи). В. как коммуникативное качество речи - прежде всего критерий оценки эффективности речи (текста) в целом. В то же время понятие В. служит критерием оценки речевого мастерства, искусности автора речи (в рамках общего положительного эффекта). С этих позиций чаще всего оценивается эстетическая сторона высказывания и качество его произнесения (исполнения). Обе эти грани подразумевают также и средства, которые способствуют созданию выразительного эффекта. Различные грани В. взаимосвязаны и в высказывании, которое продуцирует (и произносит в том числе) автор речи, и в восприятии этого высказывания реципиентом, что предполагает «импрессию» (положительное впечатление от текста). На первое место по значимости в создании выразительного эффекта выходит индивидуальность автора речи (при условии, что ему есть что выражать). На этом базируется и один из самых распространенных советов ораторам: «пропустить информацию через себя», т. е. выработать субъективно-оценочное отношение к предмету речи. Субъективно-оценочное отношение может иметь в своей основе как рациональную, так и эмоциональную оценку. В зависимости от этого выделяется два вида В. - информационная (предметно-логическая, логико-понятийная) и эмоциональная (чувственного выражения и воздействия). Оба эти вида имеют подвиды: открытую (экспрессивную) и скрытую (импрессивную) формы выражения. Понятие В. распространяется на тексты всех функциональных стилей. Соотношение видов и подвидов В. по основным стилям различно. Например, В. научной речи базируется на открытой логичности и точности словоупотребления, что в то же время не исключает воздействия на эмоциональную сферу сознания слушателя или читателя в целях усиления убедительности речи. В газетно-публицистической речи используются как информационные средства В. (вынесение существа официального сообщения в заголовок), так и эмоциональные (метафоры, сравнения, эпитеты и т. д.), как скрытые (размещение материала на газетной полосе, отбор фактов, их компоновка и т. д.), так и открытые (экспрессивные заголовки) (А.Н. Васильева). Средствами В. могут являться все средства языка и речи (если они соответствуют коммуникативным целям автора речи). Но чаще всего как средства В. используются экспрессивные средства, поскольку экспрессивность основывается на выражении субъективно-оценочного отношения к предмету речи. Лит.: Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988; Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М, 1990. М. Р. Савова

Выразительность речи – это живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, то есть, по определению Б. Н. Головина, «такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя». В разных ситуациях общения используются различные типы речевой выразительности: информационная (предметно-логическая, логико-понятийная) – «интеллектуальная экспрессивность» (Васильева 1990:80) – подбор фактов, умелое использование понятий, доказательств и т.д. – и чувственно-воздействующая , которая создаётся интонационными, звуковыми, лексическими средствами, тропами, фразеологическими, графическими средствами, фигурами речи – стилистическими, речемыслительными, риторическими.

1.Средства информационной (предметно-логической, логико-понятийной) выразительности («интеллектуальной экспрессивности») : подбора фактов, точность словоупотребления, умелое использование понятий, логичность, доказательность, ясность, доходчивость изложения.

2. Графические средства выразительности : абзацное членение (красная строка), знаки препинания, нумерация, шрифтовые, цветовые выделения, подчёркивание и т.д.

3. Выразительность речи, воздействующую на чувства адресата, создают интонационные средства (мелодический (ритмический) контур речи, интенсивность движения тона, степень громкости, паузы, логические ударения), выражающие эмоциональное состояние говорящего, усиливающие смысловое и экспрессивное отношение к предмету речи, значение звучащей речи в целом.

4. Средствами звуковой выразительности являются: 1) аллитерация – повторение согласных (Гр ом гр емит, гр охочет ). 2) ассонанс – повторение гласных (Ск у чно нам сл у шать осенн юю вь ю г у ... (А. Некрасов)), 3) фигуры выделения : а) фонетическая анафора – повтор начальных звуков (С лавься! С ияй, с олнечная наша коммуна! (В. Маяковский)), б)фонетическая эпифора –повтор конечных звуков: Я вольный ветер, я вечно ве ю , Волну ю волн ы , ласка ю ив ы ... В ветвях вздыха ю , вздохнув, неме ю , Леле ю трав ы , леле ю нив ы (К.Бальмонт).

5. Активно используются в речи (особенно художественной, публицистической) лексические средства выразительности : 1) синонимы: а) семантические (исполин, гигант, титан ), б) стилистические (пришёл, прибыл, притащился ), в) стилевые (глаза, очи ), г) семантико-стилистические (блуждать, бродить, шататься, шляться ); 2) историзмы и архаизмы ; 3)специальные художественно-изобразительные средства – тропы –обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении на основе сопоставления с другим, близким в каком-то отношении, понятием в целях достижения большей художественной выразительности. Система тропов основывается на связи (сходстве или противоположности) понятий в качественном отношении (метафора, олицетворение, метонимия, ирония, синекдоха) или количественном(гипербола, мейозис, литота). 1) Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: а) по форме (головка лука, кольцо садов), б) по качеству (шёлковые ресницы, тонкий слух, чёрные мысли), в) по расположению (Наш вагон в хвосте поезда), г) перенос значения с одного предмета на другой по схожести выполняемой функции – функциональный перенос (дворники автомобиля, ручка с золотым пером ). 2) Разновидностью метафоры является олицетворение – отнесение признака или действия живого существа (лица) к предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям (Ветер злится ; Море смеялось и плакало ). Метафора является источником многозначности слов. 3) Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними: а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан (Хрусталь уже на столе); б) между содержимым и содержащим (Ну, съешь тарелочку ещё!); в) между действием и его результатом, местом или предметом (За диктант она получила «пять». Утреннюю почту уже принесли); г) между действием и орудием этого действия (Труба звала в поход); д) между социальным событием, мероприятием и его участниками (Съезд постановил...); е) между автором и его произведением (Всего Чехова перечитал); ж) между местом и людьми, находящимися на этом месте(Аудитория шумела. Весь дом высыпал на улицу), з) между эмоциональным состоянием и его причиной (Радость моя ещё в школе). 4) Разновидностью метонимии является синекдоха - перенос значения с целого на часть и наоборот (Ноги моей здесь не будет! Слива у нас уже отцвела). 5) Эпитет – художественное, образное определение, которое возникает в сочетании с определяемым словом (зеркальная гладь воды, ядовитый взгляд). Часть эпитетов в русской речи являются постоянными, переходящими из одного высказывания, произведения в другое (солнце красное, тучи чёрные ). 6) Ирония – «троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Отколе, умная , бредёшь ты, голова? (Крылов) (в обращении к ослу)» (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. 1976: 137) (Он в шестьдесят ещё шустрый мальчик ). 7) Гипербола –преувеличение размера, силы, значения, усиление признака, свойства до таких размеров, которые обычно не свойственны предмету, явлению (Сто раз уже тебе говорил. Редкая птица долетит до середины Днепра). 8) Мейозис – «троп, заключающийся в преуменьшении интенсивности свойств (признаков) предмета, явления, процесса: оставляет желать лучшего (о плохом), это вам влетит в копеечку, ...не первой молодости, ... детинушка пустил в ход кулачки » (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 138), неплохой (хороший), недурно (хорошо); Немалых (больших) денег стоит всё это). 9) Разновидностью мейозиса является литота – образное выражение, содержащее преуменьшение, ослабление свойства, качества, явления до немыслимых в реальности размеров (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок; В двух шагах живу от школы). В одной и той же единице языка может совмещаться несколько видов тропов: «весенний ливень бурных слёз» (метафора + литота).

6. Фигуры речи(стилистические фигуры) – обороты речи (грамматические (синтаксические) средства), которые представляют собой словесные конструкции, образуемые соединением слов, словосочетаний, предложений, строф и оформляющие ход мыслей говорящего в особой форме, способствующей большей выразительности речи, эмоционально-стилистическому звучанию речи. Используются фигуры речемыслительные, риторические и синтаксические. 1. Употребление речемыслительных (семантических) фигур , выражающих близкие или сходные понятия (сравнения, аллегории, символа, перифразы, эвфемизма, аллюзии) или противоположные(градация, антитеза, оксюморон, каламбур), определяется ходом мысли говорящего, пишущего. 1.1. Сравнение – открытое развёрнутое сопоставление одного факта действительности с другим (обозначаемого и обозначающего) по одному или нескольким названным или неназванным признакам, несущее дополнительную информацию и помогающее наиболее полному раскрытию мысли автора, созданию нового взгляда на старое, известное. Части сравнения связываются с помощью а) сравнительных союзов (как, точно, словно, будто, чем и др.): Безнравственность, как радиация, постоянно убивает общество (А. Тулеев); б)специализированных слов (похожий, подобный, напоминающий и т. п.): Прошла девочка-цыганка, похожая на веник (Ю. Олеша); в) формы творительного падежа обозначающего слова: Дым вился кольцами над ним ; г) форм степеней сравнения прилагательных и наречий: Кто на свете всех милее, всех румяней и белее? (А.Пушкин). 1.2. Аллегория - выражение отвлечённого понятия или идеи при помощи конкретного образа, концептуально связанного с данным понятием и помещённого в определённый сюжет, ситуацию, чтобы показать сложное через простое (образы животных в сказках, в баснях, где они являются носителями определённых качеств, понятий: лиса – хитрости, осёл – глупости и упрямства, змея – коварства и мудрости и т. д.). 1.3. Символ – «многозначный предметный образ, объединяющий собой разные планы воспроизводимой действительности на основе их существенной общности, родственности» (А. Квятковский. Поэтический словарь). Символ связан с духовными ценностями, создаётся на основе других метафор, сравнения, эпитетов и наполняется содержанием не в словосочетании, а в тексте (описание сада Плюшкина как символа потерянного рая ).1.4. Перифраза (перифраз, парафраз, парафраза) – «выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова (Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора)) (Розенталь Д.Э., Теленкова М. А., 1976: 271); замена однословного наименования лица, предмета, явления описанием его существенных признаков, указанием характерных черт (царь зверей (вместо «лев» ), творец Макбета (Шекспир ). Перифраза, будучи многогранной, подвижной, эмоциональной, является средством, противоположным аллегории, для которой характерны определённость значения, жёсткость, логичность. 1.5. Особой разновидностью перифразы является эвфемизм , который предполагает уклонение от прямого наименования в силу запрета или сложившихся традиций (Она сильно поправилась (пополнела), заинтересованные лица, из достоверных источников ).1.6. Аллюзия – отсылка к какому-либо мифологическому, культурному, историческому, литературному факту без прямого указания на источник, своего рода скрытое цитирование, в основе которого культурно-исторический опыт говорящего и адресата (слава Герострата ).1.7. Градация (нарастание) «фигура, состоящая из двух или более значимых единиц, размещённых по возрастающей интенсивности (Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю ) (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 369). 1.8. Антитеза - фигура речи, заключающаяся в резком противопоставлении сравниваемых понятий, мыслей, образов, построенная на антонимии и синтаксическом параллелизме, служащая для усиления выразительности речи (Ученье свет , а неученье тьма ; Умный научит , дурак наскучит ); лежит в основе многих пословиц, поговорок, афоризмов. 1.9. Оксюморон (оксиморон) – соединение слов, обозначающих два противоречащих друг другу, взаимоисключающих понятия, но дополняющих друг друга, с целью отражения сложности и противоречивости явления, кажущегося, на первый взгляд, простым, однозначным, вскрытия его диалектической сущности, в результате чего происходит смысловое усложнение и обновление впечатления (…Мучительно счастлив (А. Пушкин); Ей весело грустить (А. Ахматова); Неповторимость повторится (Н. Матвеева)). 1.10. Каламбур – фигура, построенная на несовместимости понятий, обозначенных тождественно звучащими словами, или на «намеренном соединении в одном контексте двух значений одного и того же слова» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 107): А кругом как захохочут. Верно, говорит народ. Раз трамвай везти не хочет, тут уж ясно, не везёт (Б.Заходер). Строится каламбур на разрыве связи между словами: на столкновении омонимов, паронимов, разных значений многозначного слова.

2. Риторические фигуры (фигуры выражения эмоций) –это синтаксические конструкции, усиливающие не только выразительность, но и логический смысл речи. К ним относят: обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое ответствование, умолчание и т. д. 2.1. Риторическое обращение заключается в том, что высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, отсутствующему лицу (Ветер, ветер , ты могуч, ты гоняешь стаи туч... (А. Пушкин); Мечты, мечты ! Где ваша сладость? (А. Пушкин)). 2.2. Риторический вопрос – фигура речи, содержащая утверждение или отрицание в вопросительном по форме высказывании, на которое не предполагается (не ожидается) прямого ответа (На кого не действует красота? ). 2.3. Риторическое восклицание – выражение попутно возникающего эмоционального состояния автора с помощью интонации, активно воздействующей на адресата даже без особых лексических, синтаксических средств и придающей живость, непринуждённость высказыванию, например, при повествовании (Сегодня(Боже мой, я совсем забыл купить кисти!) собираюсь пойти на пленэр) .2.4. Риторическое ответствование – стилистическая фигура, состоящая в том, что автор задаёт себе вопросы и сам же отвечает на них (Итак, что мы будем делать? Решим вот эту простенькую задачку? Нет, сначала мы поедим, отдохнём, а потом - за работу ).2.5. Умолчание –умышленно не завершённое высказывание, пропуск чего-то значимого и неоднозначного (многозначительный пропуск), с помощью которого несказанное приобретает большую значимость, чем если бы это было высказано открыто (Вот сдам экзамены и...; Скоро поедем к морю и... ). 2.6. Особой разновидностью умолчания является апосиопеза – недоговаривание конца фразы, произносимое с особой интонацией предупреждения или угрозы (Вот я тебе...Только попробуй... ).

3.Синтаксические фигуры речи «образуются путём особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте, [в них] главную роль играет синтаксическая форма, хотя характер стилистического эффекта в значительной мере зависит от лексического (смыслового) наполнения. По количественному составу синтаксических конструкций различают «фигуры убавления» (умолчание, эллипсис, асиндетон (бессоюзие)) и «фигуры добавления» (повтор, подхват, пролепса, полисиндетон (многосоюзие))» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 369). К синтаксическим фигурам речи относят и инверсию, параллелизм, хиазм, анафору, эпифору, парцелляцию и др.

3.1. Эллипсис – «стилистическая фигура, состоящая в том, что один из компонентов высказывания в речи не упоминается, «опускается» с целью придания тексту большей выразительности, динамичности, с помощью эллипсиса передаётся быстрая смена событий, действий, общая динамика сцены, напряжённое психологическое состояние персонажа» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 404): Татьяна – в лес, медведь - за нею (А. Пушкин); Я за книжку, та – бежать...(К. Чуковский).

3.2. Асиндетон (бессоюзие) – бессоюзная связь однородных членов предложения или предикативных частей сложного предложения: Лес рубят –щепки летят (пословица). Север в облачные спины Тычет розовым багром, Тонконогие рябины Вышли к берегу рядком. Шевеля зубцами сосен, Зябнет утренняя рань... Говорят, гнилая осень! Это – правда, время – дрянь…. Рыбы высохшая связка, Сети, скрученные в жгут, Отыгравшая закваска Тихо льётся на Сургут…(С. Сметанин).

3.3. Повтор (повторение, удвоение) – «полное или частичное повторение корня, основы или целого слова, описательных форм, фразеологических единиц… как особый стилистический приём, например, для подчёркивания каких-либо деталей в описании, создании экспрессивной окраски: Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повёз его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых по прекрасной, чистой, помытой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов... (Л.Толстой)» (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А., 1976: 289); еле-еле, крепко-накрепко, рука об руку (А.Некрасов).

3.4. Подхват (анадиплозис) – повтор части текста (сегмента – слова или группы слов: предложения, стихотворной строки) в начале следующей части текста (сегмента):… Придёт оно, большое, как глоток, – Глоток воды во время зноя летнего(Р. Рождественский).

3.5. Инверсия – перестановка слов – компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок, позволяющая акцентировать внимание на этом компоненте, «приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 94): Но тих был наш бивак открытый...(М. Лермонтов); И крепко-крепко наши спали России в роковую ночь....

3.6. Параллелизм – «фигура речи, заключающаяся в тождественности синтаксического строения двух или более смежных отрезков текста: В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай...(А. Некрасов)» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 369).

3.7.Хиазм – перемена позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста («перекрещивание»): Поэзия грамматики и грамматика поэзии(Р. Якобсон) (См.: Русский язык. Энциклопедия, 1979: 369).

3.8.Анафора (единоначатие) – «фигура речи, состоящая в повторении начальных частей(слова, словосочетания, предложения) двух или более самостоятельных отрезков речи» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 369). Помимо фонетической анафоры (о которой говорилось ранее), используется а) анафора морфемная (...Черно глазый, черно бровый...); б) лексическая анафора (Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза (С. Есенин), Да будет ход твой и тих, и мудр, Дверь, открываемая вовнутрь. Да будет ясно в тебя входящим Друзьям и добрым, и настоящим, Что ждут их искренне и давно... (С. Сметанин)); в) синтаксическая анафора (Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь своим мечтам (А. Пушкин)) (См.: Розенталь Д.Э., Теленкова М.А., 1976: 24-25). В речи возможно и совмещение различных типов анафоры.

3.9. Эпифора – повторение конечных частей двух или более отрезков речи(стиха, строфы, предложения) (...Исправно платят все налоги Сто богатейших горожан.…Они ведут себя достойно – Сто богатейших горожан... (С. Сметанин)). В тексте возможно сочетание анафоры и эпифоры –одинаковых начальных и конечных элементов смежных отрезков текста – симплока (Этот день живёт во мне как первый день моей студенческой весны, этот день не забудется никогда как первый день нашей любви).

3.10. Парцелляция – расчленение, дробление высказывания, подача информации частями, что свидетельствует о большой взволнованности (Он тоже пошёл. За ней. Потому что не мыслил себя без неё).

Выразительность устных или письменных произведений разных стилей речи создаётся разными средствами. Выразительность разговорной речи достигается с помощью интонационных, грамматических средств, фигур выражения эмоций (риторических фигур). Выразительность научной речи достигается, в первую очередь, путём подбора фактов, точности словоупотребления, логичности, доказательности, ясности и доходчивости изложения (М. Н. Кожина называет такую выразительность интеллектуальной экспрессивностью. См.: Кожина 1983: 172). В создании выразительности письменной официально-деловой речи участвуют графические средства: абзацное членение, знаки препинания (красная строка, тире, нумерация и т.д.). Выразительность устной официальной речи достигается с помощью лексических, синтаксических, интонационных и других средств. Для достижения выразительности публицистической речи используются разнообразные средства выразительности: отбор фактов, их компоновка, ракурс подачи, размещение материала, смена типа речи(описание, повествование, рассуждение) и её формы (прямая, косвенная, несобственно-прямая), лексические, синтаксические, графические средства. Выразительность художественной речи связана с образностью, поскольку художественная речь воздействует не только на разум, но и в большой степени на чувства, эмоции адресата (читателя, слушателя), создаётся разнообразными средствами (фонетическими, лексическими, фразеологическими, грамматическими), зависит от рода и вида художественного произведения, литературного направления, авторского стиля, манеры. Наивысшим достоинством речевого произведения является не внешняя выразительность, яркость, а выразительность скрытая. Настоящий мастер избегает в своей речи, с одной стороны, неоригинальных средств (поэтических штампов), с другой – искусственности, вычурности этих средств.

Практические задания:

Упражнение 1. Назовите средства фонетической выразительности, используемые в данных предложениях, укажите их стилистическую функцию.

    Я вольный ветер, я вечно вею, волную волны, ласкаю ивы… 2. От ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови, уведи меня в стан погибающих за великое дело любви. 3. Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток. 4. Между тучами и морем гордо реет Буревестник... (М. Горький). 5. У меня не жена, а Весна-Красна: взор лукавый, румяные щёки. Тает снег, тает лёд, где проходит она – приближаются летние сроки. Из-под ножки её в синь синички летят, из перчатки порхают голубки. Тонкоклювые пеночки строятся в ряд песне в лад, что поют её губки (С. Сметанин).

Упражнение 2. Прочитайте текст, попытавшись точно передать описанные автором изменения в состоянии природы, окружающей среды.

Звёзды сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошёлся сильный ветер. Лес ожил, зашумел. Свистящим шёпотом перекликнулись между собой сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженный ветвей (Б. Полевой).

Упражнение 3. Определите виды тропов, выделенных в следующих высказываниях (метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, перифраз, сравнение). Какова их функция в речи?

1.Ах,увял головы моей куст, засосал меня песенный плен, обречён я на каторге чувств вертеть жернова поэм (С.Есенин). 2. Не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не пропадёт трава. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова(С. Есенин). 3. И скоро ночь, по прошлому скорбя, опять раскинет звёзды как попало, закат осыплет облако малиной, дыханье ветра станет погрубей, и жалкий лист на ветке тополиной нахохлится, как старый воробей (С. Сметанин). 4. В смертельном обмороке бледная река чуть шевелит засохшими устами (Н. Заболоцкий). 5. И веет влажная прохлада вокруг неё, и каждый куст обрызган пылью водопада, смеётся тысячами уст (Н. Заболоцкий). 6. Согласно брякнули мундштуки, шумно скрипнули сёдла, и, колыхаясь в ночи, как огромная в омуте рыба, густая вереница людей поплыла туда, где из-за древних сихотэ-алиньских отрогов – такой же древний и молодой – вздымался рассвет (А. Фадеев). 7. На их горячие мольбы, на их сыновние просьбы, на их слёзы он [царь] ответил казацкими нагайками и солдатскими пулями (Из речи на митинге). 8. Защита считает себя не вправе прибегнуть к такого рода приёму, потому что настоящее дело похоже на палку, которая имеет два конца (Из речи адвоката).

Упражнение 4. Какие средства выразительности используются в данном тексте, какова их стилистическая функция?

Образование

Средства выразительности в стихотворении. Что такое средства выразительности речи?

14 марта 2016

Тема нашей статьи - средства выразительности в стихотворении. Что это такое, мы расскажем ниже. В качестве примера анализа и для закрепления материала читателю предлагается обратить внимание на стихотворение Ф. Тютчева «Листья» и прекрасные поэтические строки Пушкина «Зимнее утро».

Что такое средства выразительности?

Средство выразительности речи - это комплекс звуковых (фонетических), синтаксических, лексических или фразеологических элементов, используемых для достижения лучшего эффекта от высказанного, привлечения внимания, подчеркивания некоторых аспектов в речи.

Выделяют:

  • Звуковые (фонетические) средства. Сюда относится использование определенных звуков, что периодически повторяются, придавая особое звучание. Такие способы часто использовали поэты-символисты. Например, всем известное стихотворение Константина Бальмонта «Камыши» завораживает шипящими звуками, что создают эффект шума камышей.
  • Синтаксические. Это особенности построения предложений. Например, у В. Маяковского - краткие, хлесткие фразы, что сразу же заостряют внимание на теме.
  • Фразеологические. Сюда относится применение автором фразеологических оборотов или так называемых крылатых выражений - афоризмов.
  • Лексические и семантические: связанные со словом и его значением.
  • Тропы. Наиболее часто присущи они именно художественной речи. Это метафоры и метонимии, гиперболы.

Видео по теме


Средства выразительности в стихотворении

Прежде чем перейти к стихотворению и изучению его средств выразительности, стоит обратить внимание на стиль данного жанра. Как мы уже говорили выше, средства выразительности для каждого жанра используются свои. Наиболее часто данные способы подчеркивания авторского замысла встречаются в художественном стиле. Поэзия - это однозначно художественный жанр (за некоторыми очень редкими исключениями), поэтому средства выразительности в стихотворении применяются для того, чтобы читатель мог воспринять больше информации, лучше понять автора. Писателям-прозаикам форма и стиль позволяют не быть стесненными в размерах их произведений, тогда как поэтам сложнее вместить в сравнительно недолгие строки свои чувства и мысли, видение и понимание.


Наиболее часто применяемые приемы выразительности в поэзии

Средства художественной выразительности в стихотворении достаточно разнообразны. Они не являются достоянием конкретного автора, так как создавались и совершенствовались десятилетиями. Но вот на конкретных примерах и по излюбленным средствам иногда узнать автора становится очень легко. Поэзия Сергея Есенина, к примеру, всегда наполнена красивыми эпитетами и удивительными метафорами. Если знающему его стиль человеку зачитать неизвестное стихотворение, скорее всего, автора он назовет без заминки.

Средства выразительности в стихотворении:

  • Аллегория. Суть ее в выражении объекта или черты характера через определенный образ. Например, волк в сказках и баснях - всегда аллегорический символ жестокости, свирепости, своеволия.
  • Гипербола и литота. Проще говоря, художественное преувеличение и преуменьшение.
  • Антитеза. Способ выразительности, который достигается при помощи сопоставления или размещения рядом двух и больше контрастных понятий. У А. С. Пушкина, например, о буре говорится: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя».
  • Анафора. Это одинаковое начало нескольких строк, как в гениальном стихотворении Константина Симонова «Жди меня».
  • Аллитерация. Употребление согласных звуков конкретного звукового ряда, как в «Камышах» Бальмонта, шипящие звуки, чередующиеся друг с другом, создают мистическое присутствие шума растений ночью.
  • Метафора. Переносное значение слова, обоснованное на одном или нескольких признаках. «Изба-старуха» у Есенина, например. Хлипкая избушка сравнивается со старухой в силу преклонного возраста обеих.
  • Метонимия. Одно слово вместо другого, или часть вместо целого.
  • Олицетворение. Прием, когда неживому предмету приписываются свойства живого.
  • Сравнение и эпитет. Первое - когда один предмет сравнивают с другим для лучшего эффекта передачи информации. Второй многим известен по урокам литературы и являет собой художественное определение.


Средства выразительности в стихотворении «Листья» Тютчева

Чтобы лучше закрепить тему, мы рассмотрим конкретные стихотворения и на их примере постараемся разобраться, что являют собой приемы выразительности.

Эта поэтическая попытка писателя понять смысл жизни, оплакать ее скоротечность - настоящий шедевр пейзажной лирики. Она - это как бы монолог листьев, что грустят о своей судьбе и так незаметно пролетевшем лете.

Здесь множество средств выразительности. Это и олицетворение (листья говорят, размышляют, автор представляет их читателю живыми существами), и антитеза (листья противопоставляют себя хвое), и сравнение («иголками ежа» они называют иголки сосен). Здесь же мы можем увидеть и приемы аллитерации (звуки «ж», «ч», «ш»).

Игра с временными формами глаголов помогает автору достигнуть эффекта динамики, движения. Благодаря этому приему читатель практически ощущает быстротечность времени и движения листьев. Ну и как любое стихотворение, «Листья» не обошлось без использования эпитетов. Их здесь очень много, они красочные и живые.

Обратите внимание на размер стихотворения. Всего в четырех небольших строках поэт использует множество средств выразительности и поднимает несколько философских вопросов. Всегда будьте внимательны при чтении поэзии, и будете приятно удивлены тем, как много всего говорит нам автор.

Стихотворение «Зимнее утро»

Средства выразительности стихотворения «Зимнее утро» радуют своим разнообразием. Это произведение - образец лучшей пейзажной лирики.

Приемы, которые А.С. Пушкин использует для достижения особого настроения - это в первую очередь антитеза. Противопоставление мрачного вчера и прекрасного сегодня выделяет обе картины природы - холодной снежной бури и прекрасного утра - в отдельные полотна. Читатель будто видит и шум вьюги, и ослепительный снег.

Особые положительные эпитеты «прелестный», «великолепный», «чудесный» подчеркивают настроение автора и передают его нам. Присутствует в поэзии также олицетворение. Вьюга здесь «злится», а мгла по хмурому небу «носилась».


В заключение

Средство выразительности речи не просто украшают и дополняют речь, они делают ее живой, художественной. Они - будто яркие краски, которыми художник оживляет свою картину. Их цель - подчеркнуть и обратить внимание, усилить впечатление, возможно, даже удивить. Поэтому, читая поэзию, не спешите, вдумайтесь, что хочет донести автор. Пропуская скрытые между строк мысли великих художников слова, вы много теряете.