Выхожу один я на дорогу история создания. Анализ стихотворения М.Ю

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Во многих стихотворениях Лермонтова: «Утес», «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» – звучат мотивы грусти и одиночества. Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Перед отъездом поэта в Пятигорск В.Ф. Одоевский подарил ему записную книжку с пожеланием исписать ее всю. После смерти Лермонтова эта книжка была обнаружена, среди других стихов там было и «Выхожу один я на дорогу». Произведение было написано в 1841 году, за несколько дней до гибели поэта.

Жанр стихотворения – лирический монолог, исповедь лирического героя, с элементами медитации. Мы можем отнести его к пейзажной и философско-медитативной лирике.

Тон лирического героя с самого начала поражает своей возвышенностью, даже какой-то торжественностью. Взору нашему открывается ночной пейзаж, простой и одновременно – величественный.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

И уже эта возвышенная интонация намекает на глубинный смысл данного пейзажа. Дорога здесь – это еще и жизненный путь героя, тот путь, который предопределен свыше, и на котором каждый из нас одинок. Каждому предназначена своя судьба, и лишь сам человек может исполнить то, что ему суждено. И уже в первом четверостишии возникает пока еще едва заметный настораживающий, тревожный мотив неизвестности, неопределенности: герой видит свой «путь» «сквозь туман», жизненная дорога его трудна («кремнистый путь»).

Затем этот мотив в стихотворении нарастает, начинает звучать четче и определеннее: в природе царят тишина и умиротворение, в душе же лирического героя – хаос, смутная, неясная тоска. Ему «больно» и «трудно», но в чувствах и мыслях его – все та же неопределенность, «туман», герой не может понять причины своего состояния:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Он связывает свои чувства с сожалениями о прошлом («Жалею ли о чем?») и тревожным предчувствием будущего («Жду ль чего?»). Жизнь лирического героя как бы фокусирует эту живую связь времен в виде его чувств. Разум же героя расторгает эту временную связь:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Лирический герой хочет уйти от реальности в мир «свободы и покоя». Он хотел бы «забыться и заснуть». Здесь представляется очень важным мотив забвения, проходящий через все творчество Лермонтова.

Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья
Я не забыл…

На свои старые, давно прошедшие чувства Печорин реагирует с той же силой, как и на чувства свежие, настоящие.

Поэтому так важен здесь мотив забвения, душевного отдыха, покоя. Однако в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» этот мотив не сливается с мотивом смерти. Сон здесь не вызывает у нас ассоциаций со смертью, он не является «холодным сном могилы». Напротив, жизнь в нем кажется более сильной, могучей и радостной, чем в реальном бытии героя:

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Этот образ вечно зеленеющего могучего дуба здесь особенно знаменателен. Дуб – это символ крепости жизни, ее вечности и незыблемости. Все в этом сне говорит о жизни, а не о смерти: и «сладкий голос», поющий о любви, и тихое дыханье героя, и его чуткий слух. Здесь герой полон сил, энергии, вдохновенья, в душе его больше нет трагического разлада чувств. В начале стихотворения он стремится «уйти от жизни», в финале – «жизнь догоняет его» и он доверяется ей.

Композиционно стихотворение делится на две части. Первая часть – это пейзаж, вторая часть – описание чувств лирического героя. Эти части противопоставлены. Однако финал стихотворения соответствует его началу – там вновь возникает гармоничная, умиротворенная картина природы и резкость контраста смягчается. Концовка, таким образом, здесь замыкает круг.

Стихотворение написано пятистопным хореем, с чередованием мужской и женской рифмы, катренами. Рифмовка – перекрестная. Все это придает плавность и музыкальность стиху. Красота и благодать, царящие в природе, в первой части подчеркнуты эпитетами и метафорой («ночь тиха», «спит земля в сиянье голубом»), «высокой» лексикой («пустыня внемлет богу»). Одновременно другой эпитет уже здесь задает мотив душевной дисгармонии героя – «кремнистый путь» напоминает о трудностях жизненного пути. Во второй части чувства героя подчеркнуты эпитетом («холодным сном могилы»), риторическими вопросами («Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?»), инверсией («Уж не жду от жизни ничего я»), анафорой («Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!», «Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»), восклицательными предложениями («Я ищу свободы и покоя!»). Напевности стихотворения способствуют аллитерации («Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть») и ассонансы («Но не тем холодным сном могилы»). Мелодичность, ритм стихотворения определяется и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины («Ночь тиха // Пустыня внемлет богу»). Стихотворение было положено на музыку и стало известным романсом.

Таким образом, желаемое забвение лирический герой находит в мире природы. И эта черта является характерной для многих произведений поэта.

Анализ стихотворения " выхожу один я на дорогу" Михаила Юрьевича Лермонтова.

Стихотворение "Выхожу один я на дорогу" Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в 1841 году (последний год жизни писателя). Оно относится к философской лирике. В этом стихотворении автор раскрывает тему "свободы и воли". Об этом говорят строки: "я ищу свободы и покоя!"

Стихотворение состоит из пяти строф. Открывается оно картиной природы:" "Выхожу один я на дорогу;
сквозь туман кремнистый путь блестит";

Следует отметить, что лирический герой находится наедине с природой. Герой задается вопросом:

"От чего же мне так больно и так трудно?" и тут же находит ответ: " Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!"

Поэтическая мысль развивается от строфы к строфе. Лирический герой устал от жизни, он стремится на время "заснуть". Окунуться в мир полный любви и гармонии с природой. Стихотворение наполнено яркими средствами выразительности: Олицетворениями ("звезда с звездою говорит" "спит земля" "дремали жизни силы") , эпитетом ("холодный сон") , метафорой ("сон могилы"). Большим количеством олицетворений автор хочет показать, что у природы живая душа, и человек может напрямую с ней общаться.

Произведение написано хореем. Рифма в стихотворении перекрестная (женская и мужская).

Во многих стихотворениях Лермонтова — «Утес», «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать...» — звучат мотивы грусти и одиночества. Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу».

Перед отъездом поэта в Пятигорск В. Ф. Одоевский подарил ему записную книжку с пожеланием исписать ее всю. После смерти Лермонтова эта книжка была обнаружена, среди других стихотворений там было и «Выхожу один я на дорогу».

Тон поэта с самого начала поражает своей возвышенностью, даже какой-то торжественностью. Взору нашему открывается ночной пейзаж, простой — и одновременно величественный.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

Эта возвышенная интонация поэта намекает на глубинный смысл данного пейзажа. Дорога здесь — это еще и жизненный путь героя, тот путь, который предопределен свыше и на котором каждый из нас одинок. Каждому предназначена своя судьба, и лишь сам человек может исполнить то, что ему суждено. И уже в первом четверостишии возникает пока еще едва заметный настораживающий, тревожный мотив неизвестности, неопределенности: герой видит свой «путь» «сквозь туман», жизненная дорога его трудна («кремнистый путь»).

Затем этот мотив в стихотворении нарастает, начинает звучать четче и определеннее: в природе царят тишина и умиротворение, в душе же лирического героя — хаос, смутная, неясная тоска. Ему «больно» и «трудно», но в чувствах и мыслях его — все та же неопределенность, «туман», герой не может понять причины своего состояния:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Он связывает свои чувства с сожалениями о прошлом («Жалею ли о чем?») и тревожным предчувствием будущего («Жду ль чего?»). Жизнь лирического героя как бы фокусирует эту живую связь времен в виде его чувств. Разум же героя расторгает эту временную связь:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Лирический герой хочет уйти от реальности в мир «свободы и покоя». Он хотел бы «забыться и заснуть». Здесь представляется очень важным мотив забвения, проходящий через все творчество Лермонтова. Как замечает Д. П. Овсянико-Куликовский, подобно Печорину, который «ничего не забывает и вечно находится под гнетом своего прошлого», поэт тоже „все помнит", и все пережитое так болезненно отзывается в его душе, что он не видит иного успокоения, как только в смерти».

Однако в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» этот мотив не сливается с мотивом смерти. Сон здесь не вызывает у нас ассоциаций со смертью, он не является «холодным сном могилы». Напротив, жизнь в нем кажется более сильной, могучей и радостной, чем в реальном бытии героя:

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

Этот образ вечно зеленеющего могучего дуба здесь особенно знаменателен. Дуб — это символ крепости жизни, ее вечности и незыблемости. Все в этом сне говорит о жизни, а не о смерти: и «сладкий голос», поющий о любви, и тихое дыханье героя, и его чуткий слух. Здесь герой полон сил, энергии, вдохновенья, в душе его больше нет трагического разлада чувств. Б начале стихотворения он стремится «уйти от жизни», в финале «жизнь догоняет его», и он доверяется ей.

Композиционно стихотворение, написанное пятистопным хореем, делится на две части. Первая часть — это пейзаж, вторая часть — описание чувств лирического героя. Эти части противопоставлены. Однако финал стихотворения соответствует его началу — там вновь возникает гармоничная, умиротворенная картина природы, и резкость контраста смягчается. Концовка, таким образом, здесь замыкает круг.

Красота и благодать, царящие в природе, в первой части подчеркнуты эпитетами и метафорой («ночь тиха», «спит земля в сиянье голубом»), «высокой» лексикой («пустыня внемлет богу»). Одновременно другой эпитет уже здесь задает мотив душевной дисгармонии героя — «кремнистый путь» напоминает о трудностях жизненного пути. Во второй части чувства героя подчеркнуты эпитетом («холодным сном могилы»), риторическими вопросами («Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?»), инверсией («Уж не жду от жизни ничего я»), анафорой («Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!», «Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»), восклицательными предложениями («Я ищу свободы и покоя!»).

Напевности стихотворения способствуют аллитерации («Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел») и ассонансы («Но не тем холодным сном могилы»). Мелодичность, ритм стихотворения определяется и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины («Ночь тиха. // Пустыня внемлет богу»). Стихотворение было положено на музыку и стало известным романсом.

Таким образом, желаемое забвение лирический герой находит в мире природы. И это черта, характерная для многих произведений поэта. Лермонтов «обращался к природе так же, как и к живому началу, ища в ней ответа на тревожные вопросы своего духа или сочувствия себе в минуты острого ощущения и сердечной тоски».

Это стихотворение, написанное в форме монолога, раскрывает чувства поэта, переполняющие его, во время прогулки. Описывая окружающую природу, автор говорит о покоряющей ее красоте и совершенстве. Она пробуждает в нем образ чего-то незыблемого, не терпящего суеты. Но сам он, находящийся среди всего этого великолепия, чувствует себя здесь лишним и мысли его окрашены грустью и печалью.

Поэт начинает искать причину в себе, задает вопросы и сам же честно на них отвечает. Это рассказ глубоко чувствующего, одинокого человека, который уже ничего не ждет от жизни, и хочет, как эта величественная природа, стать свободным и наблюдать за всем со стороны.

Лермонтов верил в предопределенность судьбы, и, как многие пишут, бессознательно искал смерти. Может это и так. Но в результате всего происходившего с ним, он написал и одарил потомков замечательными образцами поэтической лирики, до сих пор трогающей читателей своей проникновенностью.

Написанное незадолго до гибели, стихотворение точно передает тогдашнее душевное состояние поэта. К тридцати шести годам он понял всю тщетность предпринимаемых им усилий. Ему казалось, что время великих побед прошло, он родился слишком поздно и не нужен своему времени. Так случилось, что это произведение стало как - бы его завещанием, написанным в стихах. Михаил Юрьевич похоронен у себя на родине в селе Тарханы, и как он и писал в последних строках, рядом с его могилой стоит огромный, старый дуб.

Лермонтов - Выхожу один я на дорогу анализ стихотворения

Это стихотворение можно отнести к зрелому творчеству М.Ю. Лермонтова, оно было написано за несколько месяцев до дуэли. Его современники вспоминали, что он словно предчувствовал смерть, находился в подавленном и задумчивом состоянии.

Однако именно в этом произведении не звучит уныние или отчаянье, оно проникнуто светлой грустью и размышлениями.

Стихотворение начинается с того, что поэт оказывается один на один с мирозданьем: перед ним простирается «кремнистый путь», над ним ночной тихий небосвод, усыпанный звездами. Мир словно замер, и лирический герой заворожен открывшейся перед ним картиной. Эпитеты очень выразительны: "кремнистый путь", "сияньи голубом".

Ночной пейзаж, описанный в стихотворении, проникнут спокойствием и умиротворением. Тем острее читатель воспринимает душевное состояние поэта, которого мучают вопросы о своей жизни, прошлом и будущем. Лермонтов ведет разговор с собой или с самим Богом, незримо присутствующим в «пустыне», через которую лежит его путь.

Контраст - один из любимых приемов поэта, который помогает ему ярче показать проблему своего творения.

Он очень одинок, и окружающие его пейзаж только подчеркивает это. Выводы, к которым поэт приходит, задавая себе вопросы, не радуют его. Поскольку он считает, что вряд ли сможет стать счастливым и поэтому не ждет «от жизни ничего». Эмоциональность достигается за счет того, что стихотворение написано от первого лица, и кроме того содержит обилие риторических вопросов, восклицаний.

У него осталось одно желание:

Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но это не тот покой и сон, дарящие забвенье, которые несет с собой смерть.

«Я б желал навеки так заснуть», - с этих строк начинается тема памяти. Для Лермонтова важно, чтобы о нем помнили его потомки, которые смогли бы оценить его творчество. Именно поэтому в стихотворении появляется образ зеленого дуба, как символ памятника поэту и его творчеству.

Для меня это одно из лучших философских произведений Лермонтова, когда в небольшом объеме скрыт очень большой смысл и заданы серьезные вопросы, которые задает себе практически каждый человек. Ритмический рисунок стихотворения создан с помощью пятистопного хорея с пиррихием, а также с чередованием женской и мужской рифм.

Анализ стиха Лермонтова Выхожу один я на дорогу

Лермонтов – человек, который является очень принципиальным. Этот человек всегда считал, что умереть нужно достойно и красиво. Для него это было – умереть на полу брани. Именно последние годы его жизни связаны с тем, что он постоянно пытался переосмыслить все, чем жил и чему радовался и что ненавидел. Его состояние последних лет было таково – он не хотел спорить со своей судьбой. В какой-то мере, как думают критики нашего времени, он предчувствовал свою смерть. Может, поэтому он не хотел думать о том, что судьбу возможно изменить. Он был настроен весьма пессимистически.

Буквально з несколько месяцев до самой дуэли, которая явилась роковым предвестником смерти Лермонтова, сам поэт написал стихотворение под названием «Выхожу один я на дорогу…». Это произведение, в отличии от многих других, написанных в то время, оказалось не таким пессимистичным. Оно показывает насколько все же автор произведение – одинок. Его душа просто взывает к кому-то, кто смог бы понять его, сделать счастливее, и не таким одиноким. Но существует ли такой человек, будь то женщина или мужчина? Лермонтов таких почти не встречал на протяжении всей своей жизни. В стихотворении поэт описывает все красоты природы, и не просто природы – а ночной природы. Ведь ночь – она полна затаенной грусти и красоты. Не каждый сможет увидеть в ночи – что-нибудь красивое и таинственное. Но, если сможет – он просто увидел счастье своими глазами.

В произведении Лермонтова описывается не только красивая природа, но еще и скрыт свой определенный смысл. Писатель имел в виду,что даже яркие звезды, которые кажутся такими гордыми и неприступными, и то – общаются и дружат между собой в небе. А писатель – человек, который наделен всеми способностями и талантами – не может найти что-то, что станет его смыслом жизни. Людям дано больше, чем другим существам, но иногда именно люди терпят больше боли и одиночества, как будто в компенсацию за свои способности и возможности. Лермонтов хорошо подчеркивает, что его способность – радоваться жизни просто так - без причины, просто уже почти не существует. Ведь многие обстоятельства способствовали этому. Индивидуальность – вот чем особенно веет в произведениях Лермонтова.

Все стихотворение поэта как бы построено на контрасте – контрасте природы и самого его. Ведь как они разны - небо, природа и ночь – и человек, который находясь среди миллионов людей, все же одинок. Лермонтов – на самом деле человек, который не так уж и пессимистичен, но именно такое состояние в последние дни его жизни свидетельствуют о том, что он все же предчувствовал свое скорое завершение жизни.

Н.Г.Шакирова, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей с.Месягутово

«Выхожу один я на дорогу…» Если б знал он, как во все века Будет волновать людей и трогать, Обжигать сердца его строка. Рыцарь чести, юный светоч разума, Если б знал, что до грядущих дней Родина как сына мудроглазого Сбережет его в груди своей. В. Туркин.

С исключительной проницательностью, верно поняв

творчество Лермонтова, великий критик В.Г. Белинский заявлял, что наступит время, когда имя Михаила Юрьевича станет «народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах». Он же назвал стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» шедевром русской лирики.

Лермонтовская поэзия, выставляя на всеобщее обозрение внутреннюю жизнь человека его эпохи, тем самым проясняла источники его страданий. Она указывала на современную общественную действительность, уродующую человеческую личность. Михаил Юрьевич Лермонтов внес в лирику глубокий и сложный психологический анализ внутренних переживаний. Этот анализ и заключил в себе то богатство раскрытия внутреннего мира человека, которое прославило великую русскую литературу. "Выхожу один я на дорогу..."- лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Оно написано за несколько месяцев до роковой дуэли, которая произошла весной 1841 года. Лермонтов написал стихотворение, которое, вопреки многим другим произведениям этого периода, наполнено не отчаянием, а светлой грустью и сожалением о том, что какие-то очень важные и знаковые события не оставили в душе поэта следа. Как и в юношестве, Лермонтов по-прежнему испытывает острое чувство одиночества, он изображает себя в этом произведении странником, который бредет по ночной дороге, пытаясь найти ответы на мучившие его вопросы.

В стихотворении переплетены черты, традиционные для лирики Лермонтова, и в то же время появляются мотивы, ознаменовавшие новый этап в творчестве поэта.

Если говорить о традициях, то мы видим привычные мотивы одиночества, тоски поэта, жажды найти собеседника, обрести «родственную душу». К числу новаторских мотивов отнесём примирённость стиха, устремлённость к положительным идеалам. Таким образом, можно сказать, что стихотворение соединяет все мотивы лермонтовской поэзии.

Жанр произведения - лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. В основе стихотворения- контраст

В первой же строчке - уже знакомый нам мотив одиночества:

Выхожу один я на дорогу…

«Я», «один». Однако слово « выхожу» нарушает привычный образ одинокого узника (Ср.: «Пленный рыцарь»). Лирический герой находится в открытом, распахнутом мире. Перед ним- дорога, над ним -небо. Человек погружён в открытую и свободную стихию природы. Мир природы наделён чертами, необычными для романтической поэзии. Здесь нет привычного погружения героя в мир разобщённости. Здесь мир характеризуется единением: путь перед героем освещён и залит лунным светом, соединяющим небо и дорогу.

Сквозь туман кремнистый путь блестит

Туман тоже связующее звено: он заполняет пространство между землёй и небом. «Кремнистый путь»- указание на кавказский пейзаж.

Пространство перед лирическим героем расширяется: перед стоящим на дороге путником– пустыня

Ночь тиха, пустыня внемлет Богу

Значение слова «пустыня» имеет в стихотворении два значения:

    Пространство, противопоставленное городу(Лермонтов считал город средоточием зла и порока, значит, его герою лучше держаться от него подальше);

    Открытое, большое распахнутое пространство.

Значит «пустыня»- возможность избежать пороков общества и выйти на простор.

Герой один в огромном мире, и мир этот «говорит» и «внемлет»

И звезда с звездою говорит.

Изумительны метафоры, олицетворения, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит» ; «пустыня внемлет Богу»). Поэт рисует сказочную красоту южной ночи, используя эпитеты («кремнистый», «торжественно», «чудно»).Лирический герой понимает всю прелесть и совершенство окружающего мира, он прекрасен:

В небесах торжественно и чудно!

Слово «чудно» тоже имеет два значения:

    Нечто прекрасное;

    Нечто чудесное

Лирический герой оказывается свидетелем какой-то тайны природы, и слово «один» приобретает новый смысловой оттенок, оттенок избранничества: только ондопущен в святилище природы. Другие люди спят и не видят открывшегося ему таинства.

Спит земля в сиянье голубом

Обобщение мотива слияния земли и неба. Сон не синоним смерти, как обычно, а спокойная полнота жизни. Но полноте и спокойствию природы противопоставлено состояние лирического героя.

Он сомневается в будущем:

Жду ль чего?

С горечью вспоминает о прошлом:

Жалею ли очём?

Мир природы представлен глаголами настоящего времени, для неё нет ни прошлого, ни будущего. Для лирического героя переживания настоящего момента невозможны без памяти о прошлом и мечты о будущем. Не случаен образ дороги, она понятие движения: от прошлого к настоящему и будущему.

Третья строфа полностью посвящена поэтическому «Я».Начиная с неё, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям. Лирический герой стремится вырваться из мира изоляции и приобщиться к миру природы.Перекличка вопросов: Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?
и ответов:
Уж не жду от жизни ничего не я,(отказ от будущего) И не жаль мне прошлого ничуть (отказ от прошлого)… -

Придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, полного отказа от жизни:

Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!

Герой хотел бы влиться в вечный мир природы и приобщиться к её сну.

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Что вкладывает лирический герой в понятия «сон» и «покой»? Здесь это не синонимы к слову «смерть», как, например, в стихотворении «Сон», а синонимы к словам «счастье», «гармония». Сон-это полнота жизненных сил. Смятение души героя образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное значение. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое» , «жизнь» , «покой» , «свобода» , «сон» , «силы» . При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы.

Но не тем холодным сном могилы…

Герой верит в бессмертие души. Его мятежный, неспокойный дух больше не ищет бури, он жаждет спокойствия, отвлечения от земных противоречий:

Я б хотел навеки так заснуть

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.

Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное значение. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое» , «жизнь» , «покой» , «свобода» , «сон» , «силы» . В пятой строфе появляется надежда на любовь и достижения личного счастья:

Про любовь мне сладкий голос пел

И слияние с мифологической и космической жизнями:

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Дуб-символ мирового дерева, соединяющего небо и землю, символ вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Дуб - это символ крепости жизни, ее вечности и незыблемости. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт. Все-таки удивительно, как спокойно звучат рассуждения о смерти: герой не испытывает ни страха, ни ужаса - подобное состояние в поэзии принято называть оксюмороном «светлая печаль». Это состояние подчеркнуто и ритмической организацией стихотворения: пятистопный хорей слегка замедляет ритм, а слоги с пропущенным ударением (пиррихий ) передают несколько сбивчивый ритм, как будто имитируя дыхание человека. Чередование мужской и женской рифмы завершают мелодику стихотворения, как будто оттачивая все оставшиеся грани алмаза, перед тем как он превратится в бриллиант.

Использование приема звукописи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.

В какой-то степени это произведение можно считать пророческим, так как желание Лермонтова все же осуществилось. Погибнув на бессмысленной и глупой дуэли, он не только остался в памяти людей как блистательный русский поэт, но и вдохновил своим творчеством последующие поколения. И, тем самым, выполнил свою миссию, которая была предначертана ему судьбой.

И сейчас на малой родине Михаила Юрьевича Лермонтова, в селе Тарханы Пензенской области, находится его прах. О вечности и любви шепчутся листья старого дуба, раскинувшего ветви над входом в часовню.