Выходы со станции охотный ряд. История и происхождение названия

Сокольнической линии Московского метрополитена.
Открыта 15 мая 1935 г. в составе первого пускового участка Московского метрополитена «Сокольники» - «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» - «Смоленская».
Код станции: 010.
Переход на станцию «Театральная».

Станция получила своё название по ул. Охотный ряд.
С 25 ноября 1955 г. до осени 1957 г. назвалась «Имени Кагановича», а с 30 ноября 1961 г. до до 5 ноября 1990 г. - «Проспект Маркса».

Восточный наземный вестибюль , общий со станцией «Театральная», имеет выход в город с выходом в город на Театральную площадь . Западный подземный вестибюль станции выводит на Манежную площадь и подземный переход под ней, в него также можно попасть и из торгового центра «Охотный ряд» .

Станция является пересадочной на станцию «Театральная» Замоскворецкой линии. Переход осуществляется по эскалаторам, расположенным в центре зала, а также через совмещённый вестибюль (восточный). В тот же пересадочный узел входит и станция «Площадь Революции», однако прямого перехода между ними нет.

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого (15 м) заложения. Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. При этом сначала возводились стены станции, затем на них возводились своды (так называемый «немецкий способ»).
Архитекторы Ю. А. Ревковский, Н. Г. Боров и Г. С. Замский.
Инженер-конструктор Н. М. Комаров.
Станцию возвела Шахта № 10-11 «Мосметростроя» (руководитель А. Бобров), реконструировало в 1997 г. - СМУ-5 «Мосметростроя» (руководитель М. Арбузов).

Массивные пилоны выполнены в виде сдвоенных многогранных колонн, облицованных белым и серым мрамором. Производится замена облицовки путевых стен с желтоватой керамической глазурованной плитки на светлый мрамор, название станции выполнено металлическим буквами на фоне из черного мрамора. Пол выложен серым гранитом. Центральный зал и посадочные платформы освещаются шаровидными светильниками, укрепленными на потолке. В восточном аванзале находится мозаичный портрет Карла Маркса (автор Е. Рейхцаум, 1964 г.).

До 1938 г. от станции действовало вилочное движение (в соотношении 1:1) в направлении станций «Библиотека имени Ленина» и «Коминтерн» (ныне «Александровский сад»). После отделения Арбатского радиуса в самостоятельную линию тоннель до «Александровского сада» использовался для служебных нужд. При строительстве торгового центра под Манежной площадью в середине 1990-х гг. был разобран один путь , ранее служивший для движения от «Александровского сада», второй сохранился.

В проекте станция носила название «Охотнорядская».

Через год после открытия, в 1936 г., в вестибюле станции прошли съёмки сцены фильма «Цирк» coub.com/view/x11ah
В 1977-78 гг. на «Проспекте Маркса» проходили съемки фильма «Москва слезам не верит», причём специально для съемок фильма было повешено старое название, ведь по сюжету действия фильма происходят в 1958 г., когда станция носила название «Охотный ряд» coub.com/view/x1f3p

Предыдущая станция на линии «Лубянка» .
Следующая станция на линии «Библиотека имени Ленина» [

Метро «Охотный ряд» - это ближайшая к Красной площади станция. Она расположена между «Лубянкой» и «Библиотекой им. Ленина» на Сокольнической линии Московского метрополитена. Давайте рассмотрим ее вместе.

История станции и ее названия

Станция носит название одноименной улицы. До XIX века здесь располагалась площадь, именуемая Охотными рядами. Она именовалась так потому, что на этом месте продавалась исключительно добыча охотников: дичь, мясо и шкуры. После площадь начинает выполнять и другие торговые функции: здесь строят гостиницы, лавки и трактиры.

В ноябре 1955 года станцию переименовывают в станцию «Кагановича». Это произошло, потому что Л. М. Каганович принял большое участие в возведении Московского метрополитена. Первоначально его именем назвали всю сеть подземных тоннелей, затем решили заменить его на имя В. И. Ленина. А за Кагановичем закрепили название одной станции. Но уже в 1957 году Лазарь Моисеевич теряет все государственные должности, и станция вновь обретает историческое название «Охотный ряд».

В ноябре 1961 года площадь переделывают в улицу и дают ей имя Карла Маркса. Одновременно меняется название и у станции метро «Охотный ряд». Лишь в 1990 году ей возвращают первоначальное название. Кстати, это единственная станция в Москве, которая меняла название 4 раза.

Техническая информация о станции

«Охотный ряд» - это трехсводчатая пилонная станция. Находясь на глубине 15 м под землей, она является самой мелкой из станций глубокого заложения в столице. Ее строительство велось так называемым немецким способом, то есть сначала были возведены стены, а уже на них установлен свод. Станция метро «Охотный ряд» строилась горным способом по специально разработанному индивидуальному проекту. А основным материалом для этого послужил блочный бетон.

Когда строительство только велось, этот подземный объект считался самым большим в мире. Конечно, сейчас все изменилось. Кстати, центральный зал даже не был включен в проект, его решено было возвести уже во время стройки.

«Охотный ряд» - это станция с путевым развитием. А управление стрелочным переводом, а также светофорами производится с «Александровского сада». До того как была построена станция, рядом была двухпутная ветвь, соединяющая пути с Филевской линией. Но при строительстве новой станции ветвь и стрелка были засыпаны, а оставшаяся нечетная ветвь и сейчас используется для служебных целей.

Метро «Охотный ряд»: художественное оформление

Своды зала имеют массивные опоры в виде пилонов. Они выполнены в форме многогранных колонн, к тому же сдвоенных, что придает им еще более торжественный вид. Колонны облицованы мрамором из Италии белого и серого оттенков. Их внутренняя сторона (проходы) облицована уфалейским мрамором серо-голубого и дымчатого цветов. Путевые стены обложены серым мрамором.

Кстати, до 2009 года они были обложены керамической плиткой белого цвета, и участок старой плитки можно увидеть и сейчас. Пол на станции гранитный, серого оттенка. Освещают же пространство станции метро «Охотный ряд» классические круглые светильники на потолке. Само название станции выложено металлическими буквами на черном фоне.

Восточный аванзал украшает портрет Карла Маркса, выполненный в технике мозаики. Его автор - Е. Рейхцаум. Портрет установлен в 1964 году.

А в 2015 году в одном из переходов станции появилось граффити со стихами о городе и изображениями близлежащих достопримечательностей.

Выход в город и наземная инфраструктура

Выход из метро «Охотный ряд» осуществляется на Манежную площадь, улицы Охотный ряд, Театральную и Моховую, а также на Большую Дмитровку. Неподалеку находятся остановки наземного общественного транспорта.

Так как описываемая станция находится в центре столицы, несложно догадаться, что здесь есть на что полюбоваться и куда пойти. Мавзолей Ленина, огромное количество музеев, магазинов, ночных клубов не заставят скучать человека, вышедшего на этой станции. Помимо мест развлекательных, неподалеку находятся и несколько крупных вузов столицы.

Метро «Охотный ряд», схему которого вы видите в статье, открывает двери для посетителей в 5:30 утра и работает до часу ночи.

Интересно, что здесь проходили съемки знаменитого оскароносного фильма «Москва слезам не верит». Сюжет фильма рассказывает о событиях, происходивших в 1958 году, а съемки проводились в 70-х годах. Как раз в это время станцию переименовывали с «Охотного ряда» на «Проспект Маркса». Для достоверности название было изменено, но в одном из эпизодов все же можно увидеть казус - в сцене с актрисой Муравьевой фигурирует неверное название.

Какие станции московского метро были переименованы и почему?

Ответ редакции

Станцию метро «Улица Подбельского» переименовали в «Бульвар Рокоссовского». В свое время станция получила свое наименование по улице Подбельского, на которой расположены ее наземные вестибюли. Однако уже в 1994 году улица Подбельского была переименована в Ивантеевскую. Новое название «Бульвар Рокоссовского» присвоено станции в связи с ее расположением в непосредственной близости от одноименной улицы и в память о выдающемся полководце Великой Отечественной войны маршале Советского Союза Константине Рокоссовском.

В Москве существует более десятка станций, имена которых больше не соответствуют топонимике на поверхности. АиФ.ru рассказывает, какие станции уже меняли свои названия и что послужило этому причиной.

«Бульвар Рокоссовского» — «Улица Подбельского»

commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция «Улица Подбельского» получила своё название в 1990 году, когда была открыта. В тот период на поверхности была одноимённая улица, которая в 1994 году была переименована в Ивантеевскую, от подмосковного посёлка Ивантеевка, расположенного на северо-востоке от столицы. Вадим Подбельский, чьё имя носит в данный момент станция, был одним из руководителей вооружённого восстания в Москве в октябре 1917 года, а потом — комиссаром почты и телеграфа Москвы и РСФСР.

Новое название — «Бульвар Рокоссовского» — комиссия решила присвоить и станции, и ТПУ. Это связано с тем, что на поверхности находится бульвар, названный в честь одного из главных полководцев Великой Отечественной войны, маршала Константина Рокоссовского.

«Битцевский парк» — «Новоясеневская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Открыта 17 января 1990 года. До 3 июня 2008 года станция носила название «Битцевский парк». Название станции связано с расположенным в непосредственной близости от неё природно-историческим парком «Битцевский лес». Сам лес назван по реке Битца, которая берет начало из родников на склоне Теплостанской возвышенности вблизи пересечения МКАД и Профсоюзной улицы.

В 2008 году станция «Битцевский парк» была переименована в «Новоясеневскую» с целью передачи старого названия строящейся станции Бутовской линии. Новое название станция получила по названию района Ясенево, в конце Новоясеневского проспекта, на границе жилого массива и Битцевского леса.

Район получил свое название от бывшего села Ясенево, известного в 13 веке, как великокняжеское, а затем — царская вотчина.

В 1960 году территория села вошла в состав города Москвы. С конца 1970-х является районом жилищного строительства.

«Завод имени Сталина» — «Автозаводская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция была открыта 1 января 1943 года. До 5 июля 1956 года носила название «Завод имени Сталина», по находившемуся вблизи заводу ЗИС (ныне ЗИЛ). После развенчания культа личности Сталина и переименовании завода ЗИС в честь И. А. Лихачёва название станции также было изменено на «Автозаводскую» (при внимательном рассмотрении на стенах станции можно заметить отверстия, оставшиеся от крепления букв первоначального названия станции). «Автозаводская» оставалась конечной южной станцией Замоскворецкой линии в течение 26 лет, вплоть до продления линии в 1969 году до «Каховской».

«Улица Коминтерна» — «Калининская» — «Воздвиженка» — «Александровский сад»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Конечная станция Филёвской линии Московского метрополитена «Александровский сад» получила своё название из-за расположенного у западной стены Кремля Александровского сада, ко вхожу в который ведёт переход от станции. До 24 декабря 1946 года станция называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября 1990 года — «Калининская». В 1990 году на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка». Станция располагается под южной частью улицы Воздвиженки, между зданием Российской государственной библиотеки и проезжей частью.

Опоздать на 5 секунд и прослыть улиткой. Машинист о работе метрополитена .

«Горьковская» — «Тверская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция была открыта 20 июля 1979 года. До 5 ноября 1990 года станция носила название «Горьковская», по бывшему названию Тверской улицы и в честь писателя Максима Горького, памятник которому стоит в переходе между этой станцией и станцией «Чеховская».

«Охотный Ряд» — «Имени Кагановича» — «Охотный ряд» — «Проспект Маркса» — «Охотный ряд»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

За время существования станции «Охотный ряд» её переименовывали 4 раза. Сначала она, как и сейчас, называлась «Охотным рядом» — название было дано по одному из московских торговых рядов (ХVII в), в котором было разрешено торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками.

25 ноября 1955 года, когда весь метрополитен, носивший до этого имя Лазаря Кагановича, лишили этого имени, дав ему имя Ленина, имя Кагановича присвоили станции «Охотный ряд», и она стала называться станцией «Имени Кагановича». Через два года, когда сам Каганович оказался в числе участников так называемой антипартийной группы, станции вернули прежнее название «Охотный ряд». Название просуществовало до 30 ноября 1961 года, когда станцию переименовали в «Проспект Маркса». А 5 ноября 1990 года станцию вновь переименовали в «Охотный ряд».

Метро городов мира в цифрах и фактах .

«Кировская» — «Чистые пруды»

Станция была открыта 15 мая 1935 года и носила название «Кировская». Станцию переименовали 5 ноября 1990 года, после того как сменилось название находившейся здесь улицы Кирова (ныне — Мясницкой), названной в честь государственного и партийного деятеля СССР Сергея Мироновича Кирова (1886-1934). Новое название станции было дано по Чистопрудному бульвару, а также по Чистому пруду, к которому ведут её выходы. Пруд до 1703 года назывался Поганым, так как в него сбрасывались отходы располагавшихся поблизости мясных лавок и боен. Затем был очищен и, соответственно, переименован.

«Красные ворота» — «Лермонтовская» — «Красные ворота»

Станцию «Красные ворота» в 1935 году назвали в честь Красных ворот, а в 1962 году её переименовали в «Лермонтовскую» — недалеко от вестибюля станции раньше находился дом, где родился великий русский поэт. На заре перестройки, в 1986 году, станции вернули прежнее название «Красные ворота».

«Мир» — «Щербаковская» — «Алексеевская»

Была открыта 1 мая 1958 года под названием «Мир». 26 октября 1966 года её переименовали в «Щербаковскую» в честь партийного и государственного деятеля сталинского времени Александра Щербакова. 5 ноября 1990 года станция «Щербаковская» была переименована в «Алексеевскую». Такое название станция получила в честь села Алексеевского, принадлежавшего князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. История села Алексеевского восходит к концу XIV века. В начале XX века село Алексеевское вошло в черту Москвы, в конце 20-х - начале 30-х годов здесь были сооружены Алексеевский студенческий городок и первые многоэтажные жилые дома. С 1950-х гг. в районе началась массовая жилая застройка.

«Дзержинская» — «Лубянка»

Станция метро была открыта 15 мая 1935 года. До ноября 1990 года она называлась «Дзержинская». Название станции прямо указывало на её месторасположение: площадь, на которой она находится, в то время именовалась площадью Дзержинского, в честь Феликса Дзержинского — советского деятеля, основателя ВЧК. В 1990 году площади вернули её историческое название — Лубянская, а станцию метро переименовали в «Лубянка». Название «Лубянка» является перенесённым топонимом. Впервые оно упомянуто в летописи 1480 года, когда Иван III приказал новгородцам, выселенным в Москву после падения республики, селиться в этом месте.

Что придумано для удобства пассажиров в метрополитенах мира?

​«Колхозная» — «Сухаревская»

Станция была открыта 5 января 1972 года. Изначально она называлась «Колхозная», в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников и в ознаменование осуществления коллективизации сельского хозяйства. 5 ноября 1990 станцию переименовали в «Сухаревскую» вместе с переименованием близлежащей Колхозной площади в Большую и Малую Сухаревские площади. Новое название станция получила в честь Сухаревской башни, которая была построена в 1692-1695 годах по инициативе Петра I. Своё название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота.

«Ждановская» — «Выхино»

Станция была открыта 31 декабря 1966 года. Современное название дано по московскому району Выхино, на территории которого расположена станция. Первоначальное название станции — «Ждановская» — в честь партийного деятеля Андрея Жданова. Его имя носил район Москвы, в котором располагалась станция на момент открытия.

«Ленино» — «Царицыно»

До переименования 5 ноября 1990 года станция «Царицыно» носила название «Ленино» (по названию жилого района Ленино-Дачное). Современное название станция получила по расположенному рядом Царицынскому парку и музею-заповеднику «Царицыно». Станция была открыта 30 декабря 1984 года.

«Площадь Свердлова» — «Театральная»

Станция была открыта 11 сентября 1938 года и носила название «Площадь Свердлова», в честь одноимённой площади. Площадь была названа в честь одного из лидеров партии большевиков, председателя ВЦИК Якова Свердлова. В 1990 году площади Свердлова вернули историческое название — Театральная площадь (на ней находятся Большой и Малый театры), а станцию метро также переименовали в «Театральную».

Ход кротом: как изменится московское метро в ближайшие семь лет.

«Площадь Ногина» — «Китай-город»

До 5 ноября 1990 года станция называлась «Площадь Ногина», в честь советского партийного деятеля Виктора Ногина. Нынешнее название происходит от имени московского исторического района, на восточной границе которого расположена станция. При этом площадь Ногина (до 1924 года — Варварская площадь), на которой была расположена станция, переименовали в Славянскую площадь, где установлен памятник славянским просветителям Кириллу и Мефодию.

«Сталинская» — «Семёновская»

Схема московского метрополитена.

Не сохранился)

Инженеры-конструкторы:

Н. М. Комаров

Станцию возвело:

Шахта № 10-11 Мосметростроя (руководитель А. Бобров); реконструкция года - СМУ-5 Мосметростроя (руководитель М. Арбузов)

Выход к улицам: Переходы на станции:

02 Театральная

Наземный транспорт: Код станции: «Охотный Ряд» на Викискладе Охотный Ряд (станция метро) Охотный Ряд (станция метро)
Бульвар Рокоссовского
Черкизовская
Преображенский метромост
р. Яуза
Красносельская
ТЧ-1 «Северное»
Комсомольская
Красные Ворота
Чистые пруды
Лубянка
Охотный Ряд
Библиотека имени Ленина
Кропоткинская
Фрунзенская
Спортивная
Лужнецкий метромост
Воробьёвы горы
р. Москва
Университет
Проспект Вернадского
Юго-Западная
Тропарёво
Румянцево
Саларьево
Прокшино
Столбово

«Охо́тный Ряд» - станция Сокольнической линии Московского метрополитена . Расположена между станциями «Лубянка » и «Библиотека имени Ленина ». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы . «Охотный Ряд» - ближайшая к Красной площади станция метро.

История и происхождение названия

«Охотный Ряд» - единственная в Москве станция, переименованная четыре раза.

Вестибюли и пересадки

Станция является пересадочной на станцию «Театральная » Замоскворецкой линии . Переход осуществляется по эскалаторам, расположенным в центре зала, а также через совмещённый вестибюль (восточный), имеющий выход на Театральную площадь. В тот же пересадочный узел входит и станция «Площадь Революции », однако прямого перехода между ними нет, так как станции достаточно удалены друг от друга.

Западный подземный вестибюль станции выводит на Манежную площадь и подземный переход под ней, в него также можно попасть и из торгового центра под Манежной площадью .

Техническая характеристика

Конструкция станции - пилонная , трёхсводчатая, глубокого заложения. Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. При этом сначала возводились стены станции, затем на них возводились своды (так называемый «немецкий способ»). На момент постройки была самой большой в мире станцией глубокого заложения. По первоначальному проекту строительство центрального зала не планировалось, проект был изменён уже после начала строительства.

). Название станции выполнено металлическим буквами на фоне из чёрного мрамора, пол выложен серым гранитом. Центральный зал и посадочные платформы освещаются шаровидными светильниками, укрепленными на потолке. Ранее для освещения центрального зала использовались светильники в виде торшеров, наподобие светильников, установленных в центральном зале станции »

Напишите отзыв о статье "Охотный Ряд (станция метро)"

Ссылки

  • . Проверено 1 января 2014.
  • . Проверено 1 января 2014.
  • . Проверено 1 января 2014.
  • . Проверено 1 января 2014.
  • . Проверено 1 января 2014.
  • (Проверено 5 января 2014)

Примечания

Отрывок, характеризующий Охотный Ряд (станция метро)

– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.
– Пуста!
Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее. Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом.
– Отлично! Молодцом! Вот так пари! Чорт вас возьми совсем! – кричали с разных сторон.
Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.

Попасть на станцию можно тремя способами: во-первых, приехав на неё на поезде по (т.н. красной ветке), либо со стороны станции Библиотека имени Ленина , либо со стороны станции Лубянка ; во-вторых, перейдя на неё либо со станции , либо со станции , пройдя при этом через станцию ; в-третьих, зайдя на станцию с улицы.

С какой же улицы на неё можно зайти? Если вы думаете, что на станцию можно войти с одноименной улицы, то вы ошибаетесь – этот вход в настоящее время закрыт. Раньше этот вход был главным, и по бокам от него в специально устроенных нишах располагались фигуры атлетов, но ныне от них остались пустые нишис пустыми постаментами. Тем не менее, в этот же вестибюль вы можете попасть либо со стороны улицы Большая Дмитровка , либо с Театральной площади . Однако этот вестибюль далеко не единственный. Войтив него можно также с улицы Большая Дмитровка и с Театральной площади. Попасть на станцию можно также, войдя в переход в самом начале улицы Тверская , или войдя в этот же переход на Манежной Площади . Правда, при этом, чтобы дойти до входа на станцию, придётся пройти по очень длинному переходу.

Вход на станцию с улицы Большая Дмитровка

Вход на станцию с Театральной площади

Вход на станцию с Тверской улицы. На заднем плане справа – здание исторического музея. Слева – здание гостиницы Москва, из-за угла которого виднеется здание бывшего музея Ленина, ранее служившее зданием Городской думы. Там, у этого здания, расположен противоположный вход в этот переход

Вход га станцию с противоположной стороны Тверской улицы.