Выдумка средневековых монахов латинский язык. Латынь – язык науки

Сборные (сложные) плоды (апокарпии) получают название по типу плода, образующегося из отдельного пестика апокарпного гинецея. Эволюционно апокарпии – наиболее архаичные плоды (рис. 31).

Сборная листовка (многолистовка) представляет собой совокупность нескольких листовок, каждая из которых возникает из отдельного пестика апокарпного гинецея (магнолиевые, лютиковые).

Довольно редким типом плода является сочная многолистовка (лимонник китайский). Ко времени созревания плодов цветоложе женских цветков достигает длины 8 см, а из пестиков на нем развиваются сидячие шаровидные двусемянные сочные листовки, поэтому сборная сочная листовка становится похожей на повислую кисть.

Сборный орешек (многоорешек) – совокупность множества орешков, которые возникают из апокарпного гинецея (лютик, горицвет, лапчатка). Разновидностями сборного орешка являются плоды шиповника и земляники.

У шиповника плод называется цинародий – его орешки-плодики сидят внутри сильновогнутого кувшинчатого сочного гипантия.

Многоорешек земляники имеет мелкие орешки, они сидят на выпуклой поверхности сильно разросшегося мясистого цветоложа. Такое видоизменение многоорешка называют «земляничина» или «фрага».

Плод лотоса орехоносного называется погруженным многоорешком. Каждый из отдельных его орешков сидит в углублении дисковидного губчатого разросшегося цветоложа.

Сборная костянка (многокостянка) – совокупность множества костянок, возникающих из апокарпного гинецея (малина, ежевика, морошка, костяника).

Рис. 31. Сборные (сложные) плоды:

1 – сухая многолистовка (калужница); 2 – сухая многолистовка (водосбор); 3 – сочная многолистовка (лимонник китайский); 4 – сухой многоорешек (лютик); 5 – сочный многоорешек (земляника); 6 – цинародий (шиповник); 7 – сухая многокостянка (толокнянка); 8 – сочная многокостянка (малина)

Соплодия – это сросшиеся плоды, возникшие из отдельных цветков одного соцветия. Например, у ананаса ось соцветия срастается с многочисленными завязями и основаниями прицветников в мясистую сочную ткань. Сходные соплодия образуются у хлебного дерева.

В широком смысле соплодием называют совокупность зрелых плодов одного соцветия независимо от срастания. Например, так называемая тутовая ягода у шелковицы образована сближенными, плотно сидящими, но не срастающимися друг с другом семянками, которые заключены в сочные съедобные окрашенные околоцветники. У инжира (винной ягоды) плоды семянки в соплодии также не срастаются, находясь в полом вместилище, мясистая стенка которого образована осями соцветия.

У свеклы соплодие называется клубочком и представляет собой несколько плодов, сросшихся с листками околоцветника и друг с другом.

Существенную роль в формировании соплодий прицветники и прицветнички играют в сем. ворсянковых (Dipsacaceae). Характерная для их цветков наружная чашечка (epicalyx) из двух сросшихся прицветничков при плодах обычно разрастается, определяя облик всего соплодия (рис. 45).

«Ворсовальная шишка», издавна и широко известная в текстильной промышленности, представляет собой удлиненно-головчатое соплодие культурного вида ворсянки посевной (Dipsacus sativus). Ось соплодия несет густую спираль удлиненных упругих крепких и эластичных прицветников, заостренных и отогнутых книзу в виде зацепов. Эти особенности прицветников и определяют применение соплодий ворсянки для ворсования тканей. Селекционные сорта ворсянки отличаются цилиндрическими, до 15 см дл., соплодиями и прицветниками с высокими техническими свойствами. До сих пор нет полноценной замены ворсовальной шишки, и она не утратила своего значения для изготовления высокоценных ворсованных тканей.

Благодаря разросшимся и одревесневшим прицветничкам, по 2 при каждом цветке, соплодие казуарины прибрежной (Casuarina litorea; syn. С. equisetifolia) оказывается сходным с шишкой хвойных. Из растений нашей флоры аналогичная картина наблюдается у ольхи, у которой одревесневают ось соплодия и прирастающие к ней кроющие чешуи соцветий. После опадения плодов изящные черные «шишечки» ольхи еще долго висят на ветвях.

Видоизменения обертки при плодах у некоторых сложноцветных приводят к образованию весьма специализированных соплодий, функционирующих как один плод. Широко известны корзинки - соплодия разных видов дурнишника (Xanthium) с одревесневшими замкнутыми обертками, покрытыми крепкими цепкими шипами. Корзинки дурнишника - двугнездные, с одной семянкой в каждом гнезде - отрываются целиком и распространяются эпизоохорно. У амброзии (Ambrosia) очень мелкие (2- 5 мм) корзинки, также с замкнутой прочной оберткой, заключают единственную семянку.

Таким образом, преобразования, которые произошли в ходе эволюции в соплодиях сложноцветных, аналогичны процессу превращения коробочки в односемянный невскрывающийся плод.

Среди соплодий со свободными плодами наиболее специфично соплодие инжира, или фигового дерева, из сем. тутовых (Ficus carica, Moraceae). Оно развивается из соцветия, у которого срастаются многочисленные прямые мясистые веточки, образуя полость, открытую на верхнем конце. К моменту созревания плодов соцветие превращается в сочное грушевидное образование до 5 см и более дл. зеленовато-желтой, красноватой или фиолетовой окраски. Всю его полость изнутри покрывают мелкие сухие односемянные плоды. Основную пищевую ценность так называемых плодов инжира представляют мясистые стенки соплодия (рис. 46).

Рис. 49. Соплодие гораниноии (Но- raninovia ulicina) (по: Сорные растения СССР).

Б. 1. Целостность соплодия выражена более полно при срастании плодов, но степень специализации таких соплодий тоже может быть различной. В простейших случаях срастаются тесно сближенные завязи или даже голые плоды, чаще сочные. Такого типа соплодия встречаются у некоторых кизиловых (Супоху- Ion capitata, С. japonica; рис. 47), у панданусов. Своеобразное соплодие развивается у пандануса кровельного (Pandanus tecto- rius). Его голые женские цветки сидят очень тесными группами, срастаясь в так называемые фаланги. Зрелая фаланга состоит из 8-9 сросшихся костянок; эти фаланги собраны на утолщенной оси, образуя головчатое соплодие второго порядка (рис. 48).

Могут срастаться и сухие плоды. Очень оригинальные шаровидные соплодия известны у ликвидамбара (Liquidambar, Hamemeli- daceae). У него срастаются своими стенками одревесневшие двустворчатые коробочки. Свободной остается лишь верхушка коробочки, увенчанная одревесневшим столбиком. Даже после вскрывания коробочек и осыпания семян такое соплодие сохраняет свою структуру: оно представляет собой многокамерное шаровидное тело 25-40 мм в диам. с многочисленными, слегка отогнутыми радиальными отростками.

Б.2. В формировании соплодий этой группы в большей или меньшей степени участвуют элементы соцветия; это в равной мере относится и к сочным соплодиям, и к сухим. Последние нередки в сем. маревых, парциальные соцветия которых - «клубочки» - состоят из нескольких тесно сближенных цветков. У некоторых родов - свеклы (Beta), шпината (Spinacia), гораниновии (Нога- ninovia) - околоцветники при плодах разрастаются, одревесневают, срастаются с околоплодником и друг с другом. Так, клубочек превращается в соплодие, иногда снабженное крепкими шиповатыми выростами (Spinacia tetrandra, Horaninovia ulicina", рис. 49). У мари многолистной (Chenopodium foliosum) околоцветники при плодах становятся сочными, яркоокрашенными (красными), превращая клубочек в типичное сочное соплодие. Совершенно такой же морфологической природы и сочные съедобные соплодия шелковицы (Могus) сем. тутовых.

Но в этом семействе известны соплодия, более сложные по происхождению.

У палеотропического рода артокарпус - знаменитого хлебного дерева (Artocarpus altilis) и джекфрута (A. heterophyllus) - образуются огромные соплодия вследствие срастания плодов с околоцветниками, брактеями и осью соцветия. В процессе созревания ткани соплодия сильно разрастаются и превращаются в однородную мучнистую мякоть. Соплодия хлебного дерева - до 30 см в диам. и 12 кг массы; удлиненные соплодия джекфрута - до 1 м дл. и массой в 16-20 кг. Оба вида являются важнейшими пищевыми растениями тропиков и широко культивируются.

Оригинальные соплодия свойственны и другому представителю трибы артокарпусовых - маклюре. Американский вид Maclura pomifera образует многочисленные сухие односемянные удлиненные плоды, погруженные в сильно разрастающуюся мясистую ось соцветия. Формируется шаровидное соплодие до 10-15 см в поперечнике, по окраске и внешнему виду напоминающее апельсин, но несъедобное.

Широко известны соплодия ананаса (Ananas sativus) из неотропического сем. бромелиевых (Bromeliaceae). Формирование такого соплодия очень сходно с тем, что наблюдается у арто- карпусов. С сильно развитой осью соцветия срастаются завязи многочисленных цветков и основания кроющих листьев. Все эти элементы соплодия образуют мясистую сочную ткань, в которой очень трудно обнаружить следы срастания. Только с поверхности соплодие покрыто довольно жестким панцирем, образованным верхушками кроющих листьев. Особенностью соплодий ананаса является пролификация его оси, вследствие чего на верхушке соплодия всегда имеется укороченный побег с пучком зеленых листьев. Культурные формы ананаса чаще всего образуют бессемянные плоды (партенокарпия), но характеризуются очень крупными соплодиями с массой от 2 до 15 кг (в зависимости от сорта).

Названные в этой статье соплодия не только отражают очень разную степень специализации, многие из них обнаруживают явный параллелизм путей морфогенеза и в относительно близких семействах одного подкласса (казуариновые и березовые, березовые и коноплевые), и в столь отдаленных, как маревые и тутовые, тутовые и бромелиевые.

Соцветия (и соплодия) тутовых, в частности фикуса, нередко называли сиконом (sycon). По современной терминологии, соцветие тутовых - ценосома, а у фикуса - ценосома гипантиевидиая (Федоров, Артюшенко, 1979).


Тот, кто учился в средневековой школе, непременно должен был изучать латынь, которая считалась основой всех наук. Во многих школах, правда, ограничивались 1 и 2 склонениями, о чем насмешливо сообщают средневековые авторы. Латынь не была иностранным языком, но и мертвым ее не назовешь: на латыни в средние века говорили, пели, слагали стихи, и она менялась и развивалась, впитывая новые слова и изменяя значение старых - она была скорее языком универсальным. Без латыни нельзя было стать писцом, без латыни не поймешь церковные книги и церковную службу, без латыни не прочтешь закон. Так что те, кто приходил в университет, обязательно должен был знать латынь, тем более что в университетах собирались студенты со всех земель. Выходцы из одной страны образовывали землячества - «нации», но лекции все равно надо было слушать на латыни, а читались они быстро - например, совет Парижского университета запретил преподавателям читать лекции, как бы диктуя, медленно, чтобы студенты приучались мыслить и сразу анализировать услышанный материал. Профессор тоже кочевал из страны в страну, из города в город. Известные правоведы, преподававшие в Болонском университете, Петр Испанец и Иоанн де Деус, прибыли сюда из Лиссабона; Иоанн Гарлянд, англичанин, преподавал в Париже; Луис Вивес читал в Лувенском университете, а затем был учителем детей английского короля. А германский император и испанский король Карл V настаивал, чтобы его сын, будущий Филипп II учил латынь, так как это язык международного общения.
Но не только стремление к наукам, а и обыденная жизнь толкала к знанию других языков. В городах были целые кварталы прибывших из других стран купцов и ремесленников. А в некоторых землях языки соседствовали столь тесно, что жители городов были, по сути дела, двуязычны, хорошо владея несколькими языками.
Неустойчивость границ и частые завоевания приводили к тому, что, бывало, правящий слой говорил на одном языке, а простолюдины - на другом. Так было в Англии после 1066 г., куда нормандцы принесли старофранцузский; в западнославянских землях, колонизированных Германией; в Португалии после захвата ее Испанией в 1581 г.
Несмотря на трудности пути, до дорогам Европы от поместья к поместью, от двора ко двору путешествовали трубадуры - поэты, музыканты, певцы. Они исполняли свои альбы на придворных приемах, знакомя слушателей заодно и со своим языком. Таким образом провансальские трубадуры принесли свой язык в каталонскую поэзию, португальские - в кастильскую. Не стоит забывать и о других путешественниках - купцах. Невольно научались языкам и паломники, коль скоро их путь в Святую землю пролегал через разные страны. Помогали им в этом специальные книги, в которых приводились фразы из повседневного обихода на языке тех народов, через земли которых они проезжали.
Новые перспективы изучения языков открылись в эпоху великих географических открытий, когда европейцы столкнулись с неведомыми народами и их языками. Первыми, кто начал их изучать как следует, были миссионеры.

В истории развития латинского языка выделяют несколько этапов развития, которые характеризуются с точки зрения его внутренней эволюции и взаимодействии с другими языками. Остановимся на каждом из них более подробно.

Архаическая латынь.

Появление латыни как языка относят приблизительно к середине второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее ранние письменные памятники этого языка датируют концом 6 - началом 5 веков до нашей эры. Это найденная в 1978 году посвятительная надпись из древнего города Сатрика, и отрывок сакральной надписи на обломке черного камня, найденный в 1899 году при раскопках римского форума. Крупнейшим памятником этого периода в области литературного языка является древнеримский комедиограф Плавт, от которого до нас дошло 20 комедий целиком и одна - в отрывках.

Классическая латынь.

Под классической латынью подразумевается литературный язык, достигший наибольшей выразительности и синтаксической стройности в прозаических сочинениях Цицерона и Цезаря, и в произведениях Вергилия, Горация и Овидия. Наибольшего расцвета и совершенства латинский язык достигает в эпоху «золотого века» - во время правления императора Августа (1 век до нашей эры). «Золотая» латынь получила свою грамматическую, синтаксическую и стилистическую законченность. «Золотой век» век наивысшего расцвета римской литературы.

Период формирования и расцвета классического латинского языка был связан с превращением Рима в крупнейшее рабовладельческое государство Средиземноморья. Однако в восточных провинциях римского государства латинский язык не получил большого распространения. Иначе обстояло дело в западном Средиземноморье. К концу второго века до нашей эры латинский язык господствует не только на территории Италии, но и в качестве официального государственного языка проникает в покорённые области Пиренейского полуострова и нынешней южной Франции. Через римских солдат и торговцев разговорный латинский язык активно поступает в массы местного населения. Из наиболее выдающихся авторов этой эпохи можно назвать Гая Юлия Цезаря, Марка Туллия Цицерона, Тита Лукреция и др.

Постклассическая латынь.

Данный период датируется временными рамками первого - второго веков нашей эры. Отличие от классической латыни заключается в том, что литературный язык наиболее известных поэтов и писателей этого времени - преимущественно это историки и богословы - весьма своеобразен, но в тоже время выработавшиеся нормы грамматического строя не нарушаются никаким образом. Поэтому деление на классический и посткласический этапы имеет скорее литературоведческое, чем лингвистическое значение. Среди наиболее известных деятелей данной эпохи можно отметить таких, как Апулей, Луций Анней Сенека,Гай Корнелий Тацит, Марк Валерий Марциал, Децим Юний Ювенал.

Поздняя латынь.

В качестве отдельного этапа в развитии латинского языка выделяется также поздняя латынь. Хронологические рамки данного периода - третий-четвертый века нашей эры, эпоха поздней империи, когда после ее падения начинают возникать варварские государства. Начинают угасать прежние традиции в творчестве авторов. Также на этом этапе происходит распространение христианства и появление духовной литературы на латинском языке (Иероним, Августин и т.д.) В произведениях более позднего времени уже видны значительные изменения. Именно они готовят переход к новым романским языкам.

Средневековая латынь.

Средневековая (или христианизированная латынь) - это прежде всего богослужебные тексты - гимны, песнопения, молитвы. С момента перевода Библии на латинский язык, наряду с древнееврейским и древнегреческим, считается одним из священных языков Библии. В эпоху средневековой латыни ведется преподавание в школах и университетах Западной Европы; на этой территории он начинает функционировать как общий письменный язык.