Вячеслав Пилипенко: «Я готов работать день и ночь для возрождения казачества. Федеральная лезгинская национально-культурная автономия

Предводитель кавказских казаков Вячеслав Пилипенко не вернулся в СКФО после больничного
Вячеслав Пилипенко, которого позиционировали как «единственного войскового атамана, совмещающего эту должность с работой в полпредстве округа», за два последних месяца ни разу не появился на казачьих мероприятиях в Северо-Кавказском федеральном округе. По данным источников «Кавказской политики», он уволился из помощников полпреда, подал рапорт об отставке с должности атамана Терского войскового казачьего общества и уехал в Москву вслед за бывшим полпредом Александром Хлопониным. Таким образом, попытка стабилизировать ситуацию в войске, расположенном на южном форпосте России, с помощью назначенца, далекого от казачьих проблем, провалилась.

Гости без хозяина

В апреле, накануне выборов атамана в Терском войсковом казачьем обществе, единственный согласованный Москвой кандидат Вячеслав Пилипенко заверял, что готов трудиться и день и ночь для возрождения казачества.

Не прошло и полгода, как он, разработав план по экономическому становлению войска, покинул не только казаков, но и Северный Кавказ. В июле на молодежном форуме «Казачье единство» в станице Темнолесской он еще присутствовал, а в сентябре на межрегиональном форуме «Экономическое, социальное и духовно-нравственное развитие казачества: опыт Ставропольского края» и на заседании президентского Совета по делам казачества, который впервые собрался в Ставрополе, Вячеслав Николаевич так и не появился. Его отсутствие официально никто не объяснял, хотя было очень странно, что на казачьих мероприятиях такого уровня нет атамана-«хозяина».

Источники «Кавказской политики» сообщили, что Пилипенко еще летом уволился из полпредства, перевез семью и имущество в Москву и написал рапорт об отставке с должности атамана ТВКО. Документацию и печать войска он сдал тогда же. Тем не менее, официально об этом ни власти края, ни полпредство СКФО объявлять не спешили: на носу были выборы губернатора Ставропольского края.

Непосильный крест

Что же заставило военного разведчика, человека чести и слова, так поступить?

Сам Пилипенко комментировать ситуацию отказывается, предлагая обратиться за разъяснениями в аппарат полномочного представителя президента в Северо-Кавказском федеральном округе.

«Я пока на больничном», - заявил он корреспонденту «Кавказской политики» месяц назад. У атамана возникли проблемы с сердцем, и он вынужден был отправиться на лечение в один из московских санаториев.

Оказалось, что время не лечит, и из Москвы Вячеслав Николаевич по сей день не вернулся. Отвечать на вопросы журналистов он по-прежнему отказывается. Известно лишь, что он до сих пор проходит курс реабилитации и пока не получил новое назначение.

В то же время источники «Кавказской политики» отмечают: в команде нового представителя президента в СКФО Сергея Меликова Пилипенко оказался лишним и потерял работу помощника полпреда. На общественных началах развитием казачества он заниматься не смог, а его идея о том, что реестровое войско, как и вооруженные силы страны, нуждается в государственном финансировании, не нашла поддержки.

16 октября в аппарате полпреда СКФО состоится совещание с участием окружных атаманов Терского войска, сообщил «Кавказской политике» председатель Совета стариков Терского войска Василий Бондарев. «Там и объяснят, что случилось с Пилипенко», - полагает он.

«Он не успел ничего сделать»

Казаки к исчезновению атамана относятся двойственно. С одной стороны, Пилипенко, по их мнению, был далек от казачьих реалий. Например, мог возмутиться, если атаманы одеты не «с иголочки». Им казалось, что он недопонимает ситуацию, ведь казакам государство не выделяет денег на обмундирование, а для того чтобы они могли заработать сами на форму и оружие, как это было до революции, у них нет льгот и земель.

В июле во время поездки полпреда СКФО Сергея Меликова по Ставрополью Совет атаманов войска прошел на площадке молодежного форума «Казачье единство», который организовали общественные казаки. Реестровые казаки чувствовали себя там неуютно и списали этот просчет на Пилипенко.

Вместе с тем, терцам казалось, что атаман постепенно вникнет в тонкости и благодаря своим возможностям «открывать любые двери» в полпредстве будет постепенно решать казачьи проблемы в законодательной и экономической сфере. Однако он не успел выполнить ни одного из своих обещаний, оставив войско в очередной раз обезглавленным.

«Ничего плохого сказать о нем не можем, - так прокомментировали корреспонденту «Кавказской политики» четыре месяца правления Вячеслава Пилипенко казаки Степновского района. - У него был подход, как у Ермолова: делай, что должно, и будь что будет. Он хотел у нас научиться, спрашивал совета: «Подскажите, что и как правильнее делать». Вникнуть хотел во все проблемы. Обещал добиться земли для войска. Мы сидели, общались, и он сказал, что понял, чего мы хотим. У нас задача простая — работать на земле, кормить свои семьи, воспитывать в патриотическом духе детей. Чтобы мы жили и чувствовали себя хозяевами, а не гостями».

«Войско ему поверило, - добавил атаман Георгиевского городского общества Сергей Васильев. - Можно было бы работать с ним. Он говорил, что с губернатором нашел общий язык, что выделено помещение под штаб, пять ставок. А теперь говорят, что он ушел».

Поведение атамана казаки будут оценивать, когда услышат от него объяснение этого поступка.

Кто на новенького?

Чехарда с предводителями в Терском войсковом казачьем обществе началась два года назад, когда несменяемый на протяжении 15 лет Василий Бондарев ушел с поста атамана. Вместо него власти настоятельно продвигали пятигорского казака, отставного силовика Сергея Клименко. На выборном круге альтернатив ему не было, так как главного кандидата на этот пост, уважаемого в казачьей среде Олега Губенко, забраковали из-за отсутствия высшего образования.

Несмотря на эти обстоятельства, Сергей Клименко, заполучив булаву, действительно начал отстаивать казачьи интересы. Но сделал это в слишком категоричной форме, затребовав 100 тысяч гектаров земли, рыбные промыслы Каспия, Кизлярский коньячный завод и курорты Кавминвод в управление. Сход в городе Лермонтове, после которого были опубликованы эти запросы, стал для Клименко роковым. Власти края и округа вместе с церковью вынудили его подать в отставку.

В декабре 2013 года должны были состояться выборы нового атамана, но ни одна из местных кандидатур терских казаков не устроила Москву. Обязанности атамана остался исполнять глава Совета стариков войска Василий Бондарев. Он и передал бразды правления в апреле этого года Вячеславу Пилипенко. На выборах атамана у помощника полпреда фактически не было соперников, поскольку другие кандидаты не получили одобрения из столицы.

При этом избранный 26 апреля атаман так и не был утвержден президентом России. Оказалось, что помощник полпреда не имеет права представлять интересы какой-либо национальной группы, и комбинация с повышением статуса терского атамана изначально была ошибочной.

У казаков вся эта история оставила неприятный осадок. Возникло ощущение, что с атаманской должности специально убирают людей, которые слишком рьяно берутся за дело. Словно кто-то заинтересован, чтобы Терское войско как можно дольше оставалось в деморализованном состоянии и не просило лишнего ни на Ставрополье, ни в кавказских республиках.

​И пока власти присматривают новую кандидатуру на пост предводителя терцев, желательно при должности в правительстве Ставропольского края и с безупречной репутацией, казаки мечтают, чтобы им предоставили право самим выдвинуть и выбрать атамана. Только вот утверждать его все равно будут в Москве, и ни одна из ранее звучавших фамилий федеральный центр не устраивает.

У полковника Пилипенко немалый опыт переговоров, в том числе в самых экстремальных условиях, в буквальном смысле под дулом пистолета. Во времена военных операций в Чеченской Республике сохранение твердости и последовательности своих позиций не раз позволяло ему добиваться своего и вызволять из плена очередного солдата или офицера Российской армии.

Вот так же сдержанно и одновременно настойчиво следует выстраивать отношения казаков с органами власти субъектов Северо-Кавказского федерального округа, считает кандидат в атаманы Терского войскового казачьего общества Вячеслав Пилипенко. Об этом, в частности, он говорил в минувшую среду на встрече с казаками Ставропольского округа в Буденновске и Зеленокумске.

О том, что корни его рода по отцовской линии уходят в вольную Запорожскую Сечь, Вячеслав Пилипенко слышал с детства. Не единожды отец, кадровый офицер Советской армии, после строгого внушения напоминал сыновьям, что казакам не пристало хныкать. Уже много позже повзрослевшему Вячеславу довелось воочию увидеть документы, подтверждающие службу прадеда в Миргородском казачьем полку. А тогда, в детстве, не было никаких сомнений в том, какую стезю выбирать: все мужчины в семье Пилипенко посвящали себя армии, и к этому же с ранних лет готовился и Слава. Уже в 14 лет он твердо решил стать военным. Попросил отца отпустить его в Казань, в Суворовское училище.

– Это было мое и только мое решение. Никто меня к нему не подталкивал, не уговаривал. Отец лишь сказал, что не возражает.

В училище Вячеслав Пилипенко поступил без проблем, поскольку в школе учился очень хорошо, а здоровьем и силой природа потомственного казака не обделила. Сразу по окончании Казанского суворовского поступил в Киевское высшее общевойсковое училище на факультет военной разведки. Спустя четыре года путь Вячеслава повторил его младший брат Сергей.

Почему Вячеслав и Сергей выбрали самую сложную и опасную военную специальность? Ответ очевиден: отец всю жизнь посвятил военной разведке и добился на этом поприще больших успехов. В конце 70-х, когда руководство СССР приняло решение о вводе ограниченного контингента Советских войск в Афганистан, Пилипенко-старший командовал разведкой Туркестанского военного округа и, разумеется, принимал непосредственное участие в боевых операциях. Позже Николая Пилипенко, учитывая его знания и боевой опыт, назначили начальником факультета разведки в одном из высших военных заведений страны.

Однако его сын Вячеслав набирался опыта отнюдь не в тепличных условиях – в Забайкальском военном округе, где порой приходилось выполнять боевую задачу при минус 40 и почти беспрестанном ветре. Да и в Монголии, где он командовал сначала разведвзводом, а затем разведротой, условия были не сахар. Но Пилипенко отлично справлялся, а потому командование округа уже готово было доверить перспективному офицеру батальон. Однако тут уже засомневался сам Вячеслав: хватит ли ему знаний и опыта? Вот и решил « подтянуть» теоретическую базу – поступил и успешно окончил Военную академию имени Фрунзе. Казалось, впереди у Вячеслава Пилипенко блестящая военная карьера, но тут вмешалась большая политика: распался Советский Союз, а затем закрутилась кровавая мясорубка в Чеченской Республике…

Вячеслав Пилипенко больше всего гордится тем, что за много лет службы в разведке ему ни разу не пришлось отправлять « груз 200». Раненые были, у самого Вячеслава Николаевича два ранения, но ни один из его подчиненных не погиб, хотя реальная угроза жизни нависала не раз. Выручали хладнокровие и расчет командира. Учитывая эти качества полковника Пилипенко, в январе 1995-го ему поручили, наверное, самое жуткое задание, какое только может быть, – собрать в местах недавних боев в Чеченской Республике тела погибших солдат и офицеров федеральных войск. К началу весны 1995-го команда Вячеслава Пилипенко перевезла в Ростов многие сотни останков погибших. Тяжелее всего было видеть, как почти над каждым погибшим бойцом рыдала разыскивавшая его мать.

Едва выполнив эту задачу, полковник Пилипенко оказался непосредственным участником другой операции – еще более сложной и опасной. В первые месяцы боевых действий в Чечне в плен попали сотни солдат и офицеров. Для их освобождения в Минобороны был создан отдел по розыску пленных, в состав которого вошли как армейские офицеры, так и представители спецслужб. Позже эту работу стала координировать Администрация Президента РФ. Одним из тех, кто должен был вступать в непосредственный контакт с боевиками, вести переговоры с людьми, удерживавшими пленных, стал разведчик Пилипенко. Разумеется, Вячеслав Николаевич понимал, чем лично для него может закончиться каждая встреча с полевыми командирами незаконных вооруженных формирований. Однако, ни минуты не колеблясь, ответил: « Я согласен». Так начался один из опасных этапов в жизни полковника Пилипенко. Сергей Степашин, работавший тогда в Правительстве России, посоветовал:

– Слава, ты всегда носи одну и ту же одежду, чтобы тебя издалека узнавали.

Единственной « гарантией безопасности» стало то, что вскоре вся Чечня знала: Пилипенко всегда приходит один и без оружия. А также то, что он никогда не мандражирует при встречах с полевыми командирами, даже с отъявленными головорезами вроде Басаева, Хаттаба, Радуева. А мужество противника на войне всегда уважают. За последовавшие годы группа, где Вячеслав Николаевич был переговорщиком, вызволила из заточения в Чечне около 1200 военных и гражданских лиц.

О деталях тех операций распространяться не любит. Да и как тут расскажешь, если зачастую успех зависел буквально от одного слова, от одной уместной шутки. Случалось, под дулом автомата боевика Вячеслав Пилипенко начинал вытаскивать чеку гранаты: « Стреляй, но от малейшего движения граната рванет – и нас обоих разнесет на куски!». Даже « мирные» переговоры порой складывались очень напряженно, а возможная их неудача всякий раз грозила началом охоты боевиков не только на Вячеслава Николаевича, но и на его семью.

Во время беспрестанных поисков пленных в Чечне полковнику Пилипенко доводилось встречаться с бойцами казачьего батальона имени Ермолова. Однажды двое казаков-разведчиков вызвались проводить полковника на очередную встречу с боевиками. Причем не только до предела зоны действия батальона, а вплоть до условленного места встречи. Сколько ни убеждал Пилипенко ермоловцев, что боевики, как только увидят, что он идет с охраной, тотчас расстреляют и их, и его, казаки стояли на своем: « Мы тебя одного не бросим!». Пришлось разведчику обманом улизнуть от сопровождающих, но готовность казаков к самопожертвованию до сих пор греет ему сердце.

Возможно, это воспоминание вместе с зовом казачьей крови и побудило помощника полномочного представителя Президента России в СКФО Вяче-слава Пилипенко активно включиться в казачье движение на Северном Кавказе в нынешнее сложное для Терского войска время.

Раздрай в Терском войсковом казачьем обществе, отчетливо проявившийся в прошлом году, по мнению Вяче-слава Пилипенко, имеет как субъективные, так и объективные причины. Простых решений нет, однако с чего-то начинать нужно.

– Сегодня мы должны сполна возродить то, чем казаки всегда занимались, – службу государству. Сейчас, по разным подсчетам, в Терском войсковом казачьем обществе состоит около 37 тысяч казаков. Из них миссию, предусмотренную 154-м Федеральным законом « О государственной службе российского казачества», выполняют лишь три тысячи казаков. Из них две трети служат в армии, Погранвойсках, подразделениях МВД. Получается парадокс: все реестровые казаки написали, что готовы служить государству. А их к службе не привлекают. Этот перекос необходимо исправлять, – уверен Вячеслав Пилипенко.

Федеральный закон и указы президента, по мнению кандидата в атаманы Терского войскового казачьего общества, предоставляют все возможности, для того чтобы сполна использовать потенциал казачества. Ведь служить казаки вправе не только в армии, полиции или Погранвойсках, в дружинах, но и в охране зданий и сооружений муниципального и государственного значения, различных социальных объектов.

Да, в стародавние времена государство давало казаку землю и освобождало от налогов. За это он и служил царю и Отечеству – по первому зову отправлялся на сборы и на войну. Но времена изменились. Сегодня в полной мере использовать этот опыт для обустройства терского казачества нет возможности, признает Вячеслав Пилипенко. Причем от региона к региону ситуация, а значит, и подходы к ее решению существенно отличаются. Так, на Ставрополье земель сельскохозяйственного назначения достаточно, здесь создано и успешно действует более 300 фермерских хозяйств – объединений казаков, связанных родством, общим имуществом и хозяйственной деятельностью. Многие казаки-фермеры оказывают благотворительную помощь казачьему обществу. Однако ни в Дагестане, ни в Чечне, ни в Осетии или Кабардино-Балкарии свободных пахотных земель, из которых можно было бы выделить традиционные наделы казакам, попросту нет.

– Значит, необходимо искать другие рычаги поддержки экономического состояния казачества, – считает Вячеслав Пилипенко. – Например, сейчас на Северном Кавказе создается масштабный туристический кластер. Почему бы охрану туристических объектов не поручить казакам? Они бы с этим справились не хуже любого ЧОПа. И в целом, для того чтобы на достойном уровне организовать службу казаков, не нужно ломать ситуацию через колено. В том же Ставропольском крае достаточно подсчитать, сколько нашим муниципалитетам нужно казаков для патрулирования улиц, охраны объектов и другой службы. И предусмотреть соответствующие средства в бюджете – принципиальная готовность к этому сегодня уже есть.

Если же кого-то из казаков не устраивает жесткая привязка к государственной и муниципальной службе, то и к такому выбору Вячеслав Пилипенко относится с пониманием:

– Ради бога, сними погоны и продолжай работать на общественных началах: занимайся развитием казачьей культуры, воспитанием молодежи и прочими полезными делами.

Стратегической же свой задачей Пилипенко видит включение терского казачества в масштабные программы и инициативы, запущенные федеральным центром в округе в последние годы. Тем более что для этого сейчас довольно удобный момент – реализуется Стратегия социально-экономического развития Северного Кавказа до 2025 года, согласно которой запланировано создание десятков крупных инвестиционных проектов. А в конце прошлого года принята новая ФЦП « Юг России», подразумевающая строительство в каждом из регионов округа десятков учреждений образования и здравоохранения.

– Нужно входить в эти программы, пока не поздно, и добиваться, чтобы казачьи поселения оказывались в числе приоритетных адресатов государственной поддержки, – подчеркивает полковник Вячеслав Пилипенко.

Помощник полпреда в СКФО Вячеслав Пилипенко о своем решении баллотироваться на пост атамана ТВКО

На казачьем круге, который пройдет 26 апреля в Новопавловске, будет избран новый атаман Терского войскового казачьего общества. Одним из основных кандидатов на пост атамана ТВКО является потомственный казак Вячеслав Пилипенко, работавший в системе ГРУ и награжденный Орденом Мужества за участие в чеченских конфликтах. В настоящее время он является помощником полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина. В интервью КАВПОЛИТУ Вячеслав Николаевич рассказал об основных проблемах войска и о том, как он будет их разрешать в случае избрания на пост атамана ТВКО.

- Вячеслав Николаевич, в кандидаты на пост атамана Терского казачьего войска вы идете после нескольких лет работы в полпредстве. Да и раньше ваша карьера не была напрямую связана с казачеством. В какой момент вы приняли для себя такое решение и что повлияло на его принятие?

Решение вызревало довольно долго. И в значительной части оно связано с теми событиями в казачьем войске, свидетелями которым все, кто работает в округе, были в последние годы. Я говорю о глубоком кризисе, в котором оказалось терское казачество в результате, с одной стороны, безудержных амбиций некоторых руководителей, а с другой - объективной организационной и экономической слабости структур войска на местах.

В 2013 году весь этот негатив стал особенно резко заметен - скандалы, сотрясавшие войско, попали в СМИ и легли очень серьезным пятном на репутации наших казаков. А ведь именно казачество на Северном Кавказе в течение сотен лет составляло немалую часть того фундамента, на котором и строилась здесь вся жизнь. И потерять эту казачью основу нашему обществу сейчас, в непростые времена, было бы непростительно.

Вот почему события в казачьем войске не оставляли меня равнодушным. И именно поэтому, когда появились первые предложения от коллег, от казачьих старейшин, я не стал сходу отказываться. Долго думал, взвешивал свои возможности, советовался. И в итоге принял положительное решение, как видите.

- Вы упомянули свое казачье происхождение. Расскажите подробнее о семейных корнях...

В прошлом году, задолго до того, как вопрос о моем выдвижении в атаманы появился на повестке дня, я посетил Украину, а если точнее, то село Носенково Миргородского района Полтавской области, откуда и происходит род моих предков. Носенково — это такая глухая-глухая деревенька, которой уже, честно говоря, и нет. Ни одного дома целого не осталось, все уже разрушено. Не так далеко там находится Свято-Николаевский храм, и в метрических книгах я смог найти подтверждение факта казачьей службы прадеда по линии отца, который прожил более ста лет. Он тоже исходил из семьи казака, который занимался хлебопашеством в середине XIX века. А другой прадед в XVIII веке был приписан к Хорольской сотне Миргородского казачьего полка.

Также из воспоминаний моего прадеда стало известно, что по линии отца деды принимали участие в ополчении, которое формировал на Полтавщине известный писатель Котляревский. Исходя из этого, могу точно сказать, что я потомственный казак.

- Во время боевых действий в Чечне вы помогали вызволять из плена российских солдат. А с казаками по службе взаимодействовать приходилось?

Да. В администрации Президента России был такой отдел по военнопленным, в котором были сотрудники, занимавшиеся розыском, освобождением незаконно удерживаемых граждан на территории Чеченской Республики, иными словами, пленных ребят. Мы приезжали в горы, общались с членами незаконных бандформирований, и путем переговоров нам удавалось убеждать их отдать пленных. Естественно, это было не просто.

В один из таких моментов, направляясь на переговоры с представителями чеченских незаконных формирований, я оказался в Веденском районе. И когда мне поступила информация, что можно идти разговаривать, я как раз находился в расквартированном там Ермоловском батальоне. Ребята из батальона хотели меня сопроводить. Они знали, что пленных освобождаем, что это опасно. И все равно ни в какую меня не отпускали, шли до конца вместе со мной. Причем я им говорил: ребята, если они вас увидят, первое, что сделают, это захватят вас в плен, и потом я не гарантирую, что с вами будет. А они все равно стояли на своем: ничего страшного, говорят, не переживай, мы боевые. Никто нас в плен не захватит. И лишь обманным путем мне удалось улизнуть от них.

Ребята из Ермоловского отряда показали себя с очень хорошей стороны.

- Вы в качестве кандидата на пост атамана ТВКО уже проводили встречи с терцами, например, в Кабардино-Балкарии. С какими словами вы обращались к казакам, что обещали и предлагали им?

Я провел встречи, наверное, c 90% атаманов, которые есть в войске. Я беседовал с казаками в Дагестане, в Чеченской Республике, в Северной Осетии, в Кабардино-Балкарии, и вот последний месяц занимаюсь тем, что объезжаю Ставропольский край, встретился здесь практически со всеми атаманами.

И везде я обращаю внимание на ту сложнейшую ситуацию, которая сложилась в войске. Состояние, которое оно сейчас переживает, я называю гранью социально-экономического банкротства.

Ведь сегодня мы даже не просто стоим на месте, а стремительно катимся с горы вниз. И, скорее всего, докатимся, если не произойдут какие-то перемены. Я предлагаю казакам не искать виновных, не роптать на судьбу, не заниматься предъявлением претензий, ультиматумов кому-либо. А призываю всех совместными усилиями добиваться качественного прорыва в развитии войска, иного выхода у нас сегодня просто нет. Только консолидация казачества, только преодоление всех проблем вместе, всех невзгод, которые обрушились на нас в последнее время, приведет казачье войско к более достойному состоянию. Этот процесс падения необходимо остановить и вернуть терское казачество на его историческое место, на вершину. Вот о чем я говорю казакам на встречах.

- Какие проблемы казачества на местах вы считаете наиболее актуальными?

Я назову несколько моментов, которые считаю наиболее проблемными на сегодняшний день. Первое — это то, что у войска нет комплексного подхода к организации службы казаков. Из 37 тысяч реестровых казаков 28 тысяч подписали обязательство по несению государственной и иной службы. Однако это обязательство в настоящее время выполняет лишь около 3 тысяч терцев. И более того, из этих 3 тысяч где-то 2/3 служат в российской армии, в МВД, в погранвойсках, в МЧС, и только несколько сотен служат в казачьих дружинах. По сути, только эта небольшая группа казаков выполняет функции по охране памятников культуры, исторического наследия, музеев, социальных объектов, включая детские сады и больницы. При том, что именно этот вид службы для казаков, на мой взгляд, должен быть основным - поскольку в этой сфере от нас общество ждет наибольшей активности.

Второе — у войска, как у межрегиональной структуры, объединяющей пять окружных обществ, отсутствует какая-либо экономическая база. Отсутствует и конкретная программа экономического развития обществ. Все, что мы имеем на сегодняшний день в части обеспечения экономической базы терского казачества, это плоды усилий конкретных руководителей — как казачьих обществ, так и муниципалитетов или органов региональной власти — личным почином поддерживавших казаков на местах. Однако механизма обеспечения экономической самостоятельности войска, как я вижу, сегодня нет.

«Войско в общественном сознании недопустимо низко упало»

Третье, что я вижу — фактически отсутствует эффект от работы правления войска. Иными словами, у нас нет структуры, которая могла бы обеспечивать исполнение решений органов управления войска. При этом хотелось бы поблагодарить Ставропольское окружное казачье общество и руководство Ставропольского края за то, что в этих условиях они помогают войску организованным ресурсом. То есть они предоставляют и помещения, и компьютеры, и людей. Но доброй волей Ставропольского края нельзя все время злоупотреблять. Более того, уровень проблем, которые стоят перед войском, требуют качественно нового подхода к организации деятельности правления.

И четвертая проблема, которую я вижу — это престиж войска. В свете последних скандалов и целенаправленной информационной дискредитации со стороны некоторых сил войско в общественном сознании недопустимо низко упало. Несмотря на то, что в ходе недавних крымских событий наши реестровые казаки показали, что имеют немалый потенциал, проблема отношений жителей Северного Кавказа и казачества сохраняется.

- Каким образом можно решить вопрос создания эффективной экономической базы казачества?

Для этого в первую очередь необходимо сделать доскональный аудит деятельности войска и всех обществ, в него входящих. Я сразу хочу оговориться, что главная цель не в том, чтобы проверить расходование средств, хотя и это тоже необходимо будет делать. Я говорю, прежде всего, о необходимости обеспечить на уровне руководства войска объективное понимание того, какие ресурсы у наших обществ есть в распоряжении, а чего у них нет. Потому что я слышу - там 30 га есть, а было 100, а где еще 70 осталось? Там был пруд у казачьей общины, а теперь его отдали в лучшем случае в аренду, а то и вообще продали. Убежден, что лишь обладая полноценными данными о принципиальных методах жизнедеятельности наших обществ, мы сможем обстоятельно заняться программой развития войска. У меня идут переговоры с рядом банковских структур, где работают грамотные люди, которые могут выявить все экономические дыры войска и показать, куда идти.

Разумеется, бессмысленны требования передачи казачеству каких-то конкретных предприятий, квот на вылов рыбы, земель, передачи водных объектов, коньячных заводов. Даже если эти требования будут удовлетворены, на деле переданное имущество банально уйдет в субаренду. Это, как правило, и делается. Войску нужен полноценный перспективный план собственного развития, учитывающий наш кадровый потенциал. А к формированию этого плана по развитию экономической базы войска должны привлекаться профессионалы. Естественно, в первую очередь это должны быть казаки. Те казаки, которые сегодня такой опыт имеют, кто своим ежедневным эффективным трудом на казачьих предприятиях обеспечивает достойную жизнь не только себе, своей семье, но и всему обществу. Поэтому я хочу к своей работе привлечь профессионалов-экономистов, которые учились этому.

«Созданием экономической базы для казачества должны заниматься профессионалы»

Я на 100 процентов уверен, что не нужно ждать от кого-либо какого-то там чуда. Сейчас другой мир, Советского Союза уже нет. Я убеждаю казаков, что без своей экономической базы нам будет тяжело. Экономическую базу необходимо создавать и развивать.

Исторически казаки были связаны с землей, одновременно земля выступала и вознаграждением за служение Отечеству и основным источником благосостояния казачьих родов. Однако я знаю, что земельный вопрос на Северном Кавказе стоит очень остро — обеспечить казачьи общества землей в нужном объеме вряд ли удастся.

И если в Ставропольском крае выделение каких-то наделов возможно, то в республиках Северного Кавказа свободных земель нет — и это реальность. Дефицит земли обязывает нас, в том числе, искать альтернативные источники обеспечения жизнедеятельности казаков в округе.

«Земля — основной источник благосостояния казачьих родов»

- Как вы считаете, возможно ли ускорить создание частных охранных предприятий, которые решили бы вопрос с трудоустройством казаков? И что будет с казачьими дружинами, которые охраняют общественный порядок вместе с полицией?

Я могу с полной уверенностью говорить о том, что у нас появятся войсковые ЧОПы, которые не будут ограничиваться охраной рынков или бизнесменов.

Наши ЧОПы в перспективе способны заменить сотрудников полиции, вневедомственной охраны в не совсем свойственной для них работе по охране зданий и сооружений, детских садиков, школ, больниц, молодежных центров, пионерских лагерей и иных социально значимых объектов. Вы приходите в муниципалитет или мэрию города, а там стоят сотрудники полиции. А для чего? Если с этой работой могут справляться и неплохо справляются казаки, к примеру, в мэрии Ставрополя.

Недавно я разговаривал с генерал-полковником Николаем Лисинским. И мы напрямую вышли на связь с руководителем погрануправления в республике Северная Осетия-Алания. Там уже 15 человек заключили договор с пограничниками и несут вместе с ними службу по охране границы. Управление готово заключить договор еще с таким же количеством казаков.

Теперь что касается дружин. Недели три назад глава государства подписал федеральный закон о дружинах. Законом предусматривается прямое участие казачьих обществ в осуществлении функции поддержания общественного порядка. И задача казаков сейчас — максимально использовать эту возможность. Почему я говорю, что смогу это сделать.

Выполняя свои функциональные обязанности по контролю исполнения поручений Президента в субъектах РФ, входящих в округ, я часто встречался с руководителями регионов и их заместителями. Поэтому для них я не чужой человек. Со всеми у меня хорошие, теплые отношения. А сегодня как раз и нужен диалог с регионами в этом направлении.

Законодательством установлены и другие виды службы, связанные с охранной деятельностью, о которых я говорил ранее. Эта сфера охватывает большой пласт работы и требует конструктивного диалога с властью.

Один из главных предметов такого обсуждения — источники финансирования. В некоторых субъектах федерального округа уже имеются региональные целевые государственные программы. Однако закон о казачестве есть только в Ставропольском крае и в республике Северная Осетия - Алания, и необходимо, чтобы эти законы были во всех субъектах, где имеются казачьи общества терского войска.

«Сегодня закон о казачестве есть только в Ставропольском крае, но необходимо ввести эти законы во всех субъектах, где есть казачьи общества терского войска»

Приведу простой пример: в бюджете Ставропольского края в 2013 году на поддержку казачества было предусмотрено 47,7 млн рублей, сегодня, по-моему, уже 60 млн рублей заложено с приходом нового исполняющего обязанности главы субъекта. Поскольку сам Владимир Владимиров — казак, я думаю, он будет поддерживать казачество и дальше. Но вместе с тем это несравнимо с бюджетом Краснодарского края, где для поддержки Кубанского войска за прошлый год было предусмотрено более 600 млн рублей. А общий объем расходов составил еще больше, свыше 1 млрд рублей.

Нельзя забывать о возможной поддержке федерального центра, о чем я вам ранее сказал.

Масштабы федеральных программ по оказанию помощи казачьим обществам увеличиваются. И я уверен, что только при общем взаимодействии казаков с региональной властью и федеральным центром можно добиться реального успеха в возрождении казачества.

Каким образом, на ваш взгляд, должно строиться взаимодействие между общественными и реестровыми казаками? Что способно объединить их?

Есть 154-й федеральный закон, где говорится о реестровом казачестве. Те, кто хочет с нами работать, кто хочет делать одно дело, служить государству, то, пожалуйста, приходите в реестровое казачество и будем разговаривать. Но это не будет так, что пришли люди и сразу - вот мы хотим в общество такое-то, примите нас, братья-казаки. Нельзя, чтобы случайные люди попадали в общество. Поэтому нам нужно сделать базу реестрового казачества, где каждый казак будет учтен. А сейчас получается много казачьих обществ, но мало зарегистрированных и реально работающих.

Недавно на одном совещании был расширенный совет атаманов, вопрос этот поднимался. Если казак пришел к нам, то мы хотим иметь возможность запрашивать информацию о нем: в каком обществе он состоял, почему он ушел оттуда, что там за ним стоит, не нарушал ли он клятву казака, устав, чтобы решить, стоит его принимать к нам или нет. Мы готовы работать со всеми, кто к нам придет. Но еще раз говорю, что вольного и легкого вступления в наше общество не будет. Это однозначно. Дисциплина у нас будет на одном из самых первых мест.

«Вольного и легкого вступления в казачье общество не будет»

- Что такое казачество в XXI веке, на ваш взгляд? Каким Вы видите его будущее и его роль в современной истории России?

Мы, казаки России, являемся обладателями славной, вековой традиции наших предков - традиции верного служения Отечеству. Наша задача сегодня - сохранить эту традицию.

Я уверен, что терцы искренне переживают за то, как новая Россия сумеет справиться с решением большого количества сложнейших проблем, например, совместной жизни десятков народов на Северном Кавказе. Вы видите, что сейчас происходит на Украине - нам нельзя повторять подобных ошибок. Казаки никогда не были в стороне и никогда не были равнодушными наблюдателями. Мы всегда участвовали в решении проблем, выступая в качестве одной из государственных сил — и в роли миротворцев, и в роли защитников населения против тех, кто нарушает Конституцию, и, вместе с другими институтами гражданского общества, в роли посредника в диалоге культурных народов на Северном Кавказе.

Конечно, формы государственной службы изменились сегодня. Но высокие цели служения России - как суть, как главный смысл традиционной казачьей жизни, остались неизменными. И нет такого обращения государства к казакам, такой задачи государственной или иной службы, на которую терцы бы не откликнулись. Это однозначно.

Чего не нужно возрождать терскому казаку, так это желание служить своему государству. Слава Богу, что мы казаки!

Энна Токарева

На казачьем круге, который пройдет 26 апреля в Новопавловске, будет избран новый атаман Терского войскового казачьего общества. Одним из основных кандидатов на пост атамана ТВКО является потомственный казак Вячеслав Пилипенко, работавший в системе ГРУ и награжденный Орденом Мужества за участие в чеченских конфликтах. В настоящее время он является помощником полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина. В интервью КАВПОЛИТУ Вячеслав Николаевич рассказал об основных проблемах войска и о том, как он будет их разрешать в случае избрания на пост атамана ТВКО.

Вячеслав Николаевич, в кандидаты на пост атамана Терского казачьего войска вы идете после нескольких лет работы в полпредстве. Да и раньше ваша карьера не была напрямую связана с казачеством. В какой момент вы приняли для себя такое решение и что повлияло на его принятие?

Решение вызревало довольно долго. И в значительной части оно связано с теми событиями в казачьем войске, свидетелями которым все, кто работает в округе, были в последние годы. Я говорю о глубоком кризисе, в котором оказалось терское казачество в результате, с одной стороны, безудержных амбиций некоторых руководителей, а с другой – объективной организационной и экономической слабости структур войска на местах.

В 2013 году весь этот негатив стал особенно резко заметен – скандалы, сотрясавшие войско, попали в СМИ и легли очень серьезным пятном на репутации наших казаков. А ведь именно казачество на Северном Кавказе в течение сотен лет составляло немалую часть того фундамента, на котором и строилась здесь вся жизнь. И потерять эту казачью основу нашему обществу сейчас, в непростые времена, было бы непростительно.

Вот почему события в казачьем войске не оставляли меня равнодушным. И именно поэтому, когда появились первые предложения от коллег, от казачьих старейшин, я не стал сходу отказываться. Долго думал, взвешивал свои возможности, советовался. И в итоге принял положительное решение, как видите.

- Вы упомянули свое казачье происхождение. Расскажите подробнее о семейных корнях...

В прошлом году, задолго до того, как вопрос о моем выдвижении в атаманы появился на повестке дня, я посетил Украину, а если точнее, то село Носенково Миргородского района Полтавской области, откуда и происходит род моих предков. Носенково - это такая глухая-глухая деревенька, которой уже, честно говоря, и нет. Ни одного дома целого не осталось, все уже разрушено. Не так далеко там находится Свято-Николаевский храм, и в метрических книгах я смог найти подтверждение факта казачьей службы прадеда по линии отца, который прожил более ста лет. Он тоже исходил из семьи казака, который занимался хлебопашеством в середине XIX века. А другой прадед в XVIII веке был приписан к Хорольской сотне Миргородского казачьего полка.

Также из воспоминаний моего прадеда стало известно, что по линии отца деды принимали участие в ополчении, которое формировал на Полтавщине известный писатель Котляревский. Исходя из этого, могу точно сказать, что я потомственный казак.

Во время боевых действий в Чечне вы помогали вызволять из плена российских солдат. А с казаками по службе взаимодействовать приходилось?

Да. В администрации Президента России был такой отдел по военнопленным, в котором были сотрудники, занимавшиеся розыском, освобождением незаконно удерживаемых граждан на территории Чеченской Республики, иными словами, пленных ребят. Мы приезжали в горы, общались с членами незаконных бандформирований, и путем переговоров нам удавалось убеждать их отдать пленных. Естественно, это было не просто.

В один из таких моментов, направляясь на переговоры с представителями чеченских незаконных формирований, я оказался в Веденском районе. И когда мне поступила информация, что можно идти разговаривать, я как раз находился в расквартированном там Ермоловском батальоне. Ребята из батальона хотели меня сопроводить. Они знали, что пленных освобождаем, что это опасно. И все равно ни в какую меня не отпускали, шли до конца вместе со мной. Причем я им говорил: ребята, если они вас увидят, первое, что сделают, это захватят вас в плен, и потом я не гарантирую, что с вами будет. А они все равно стояли на своем: ничего страшного, говорят, не переживай, мы боевые. Никто нас в плен не захватит. И лишь обманным путем мне удалось улизнуть от них.

Ребята из Ермоловского отряда показали себя с очень хорошей стороны.

Вы в качестве кандидата на пост атамана ТВКО уже проводили встречи с терцами, например, в Кабардино-Балкарии. С какими словами вы обращались к казакам, что обещали и предлагали им?

Я провел встречи, наверное, c 90% атаманов, которые есть в войске. Я беседовал с казаками в Дагестане, в Чеченской Республике, в Северной Осетии, в Кабардино-Балкарии, и вот последний месяц занимаюсь тем, что объезжаю Ставропольский край, встретился здесь практически со всеми атаманами.

И везде я обращаю внимание на ту сложнейшую ситуацию, которая сложилась в войске. Состояние, которое оно сейчас переживает, я называю гранью социально-экономического банкротства.

Ведь сегодня мы даже не просто стоим на месте, а стремительно катимся с горы вниз. И, скорее всего, докатимся, если не произойдут какие-то перемены. Я предлагаю казакам не искать виновных, не роптать на судьбу, не заниматься предъявлением претензий, ультиматумов кому-либо. А призываю всех совместными усилиями добиваться качественного прорыва в развитии войска, иного выхода у нас сегодня просто нет. Только консолидация казачества, только преодоление всех проблем вместе, всех невзгод, которые обрушились на нас в последнее время, приведет казачье войско к более достойному состоянию. Этот процесс падения необходимо остановить и вернуть терское казачество на его историческое место, на вершину. Вот о чем я говорю казакам на встречах.

- Какие проблемы казачества на местах вы считаете наиболее актуальными?

Я назову несколько моментов, которые считаю наиболее проблемными на сегодняшний день. Первое - это то, что у войска нет комплексного подхода к организации службы казаков. Из 37 тысяч реестровых казаков 28 тысяч подписали обязательство по несению государственной и иной службы. Однако это обязательство в настоящее время выполняет лишь около 3 тысяч терцев. И более того, из этих 3 тысяч где-то 2/3 служат в российской армии, в МВД, в погранвойсках, в МЧС, и только несколько сотен служат в казачьих дружинах. По сути, только эта небольшая группа казаков выполняет функции по охране памятников культуры, исторического наследия, музеев, социальных объектов, включая детские сады и больницы. При том, что именно этот вид службы для казаков, на мой взгляд, должен быть основным – поскольку в этой сфере от нас общество ждет наибольшей активности.

Второе - у войска, как у межрегиональной структуры, объединяющей пять окружных обществ, отсутствует какая-либо экономическая база. Отсутствует и конкретная программа экономического развития обществ. Все, что мы имеем на сегодняшний день в части обеспечения экономической базы терского казачества, это плоды усилий конкретных руководителей - как казачьих обществ, так и муниципалитетов или органов региональной власти - личным почином поддерживавших казаков на местах. Однако механизма обеспечения экономической самостоятельности войска, как я вижу, сегодня нет.

Третье, что я вижу - фактически отсутствует эффект от работы правления войска. Иными словами, у нас нет структуры, которая могла бы обеспечивать исполнение решений органов управления войска. При этом хотелось бы поблагодарить Ставропольское окружное казачье общество и руководство Ставропольского края за то, что в этих условиях они помогают войску организованным ресурсом. То есть они предоставляют и помещения, и компьютеры, и людей. Но доброй волей Ставропольского края нельзя все время злоупотреблять. Более того, уровень проблем, которые стоят перед войском, требуют качественно нового подхода к организации деятельности правления.

И четвертая проблема, которую я вижу - это престиж войска. В свете последних скандалов и целенаправленной информационной дискредитации со стороны некоторых сил войско в общественном сознании недопустимо низко упало. Несмотря на то, что в ходе недавних крымских событий наши реестровые казаки показали, что имеют немалый потенциал, проблема отношений жителей Северного Кавказа и казачества сохраняется.

- Каким образом можно решить вопрос создания эффективной экономической базы казачества?

Для этого в первую очередь необходимо сделать доскональный аудит деятельности войска и всех обществ, в него входящих. Я сразу хочу оговориться, что главная цель не в том, чтобы проверить расходование средств, хотя и это тоже необходимо будет делать. Я говорю, прежде всего, о необходимости обеспечить на уровне руководства войска объективное понимание того, какие ресурсы у наших обществ есть в распоряжении, а чего у них нет. Потому что я слышу – там 30 га есть, а было 100, а где еще 70 осталось? Там был пруд у казачьей общины, а теперь его отдали в лучшем случае в аренду, а то и вообще продали. Убежден, что лишь обладая полноценными данными о принципиальных методах жизнедеятельности наших обществ, мы сможем обстоятельно заняться программой развития войска. У меня идут переговоры с рядом банковских структур, где работают грамотные люди, которые могут выявить все экономические дыры войска и показать, куда идти.

Разумеется, бессмысленны требования передачи казачеству каких-то конкретных предприятий, квот на вылов рыбы, земель, передачи водных объектов, коньячных заводов. Даже если эти требования будут удовлетворены, на деле переданное имущество банально уйдет в субаренду. Это, как правило, и делается. Войску нужен полноценный перспективный план собственного развития, учитывающий наш кадровый потенциал. А к формированию этого плана по развитию экономической базы войска должны привлекаться профессионалы. Естественно, в первую очередь это должны быть казаки. Те казаки, которые сегодня такой опыт имеют, кто своим ежедневным эффективным трудом на казачьих предприятиях обеспечивает достойную жизнь не только себе, своей семье, но и всему обществу. Поэтому я хочу к своей работе привлечь профессионалов-экономистов, которые учились этому.

Я на 100 процентов уверен, что не нужно ждать от кого-либо какого-то там чуда. Сейчас другой мир, Советского Союза уже нет. Я убеждаю казаков, что без своей экономической базы нам будет тяжело. Экономическую базу необходимо создавать и развивать.

Исторически казаки были связаны с землей, одновременно земля выступала и вознаграждением за служение Отечеству и основным источником благосостояния казачьих родов. Однако я знаю, что земельный вопрос на Северном Кавказе стоит очень остро - обеспечить казачьи общества землей в нужном объеме вряд ли удастся.

И если в Ставропольском крае выделение каких-то наделов возможно, то в республиках Северного Кавказа свободных земель нет - и это реальность. Дефицит земли обязывает нас, в том числе, искать альтернативные источники обеспечения жизнедеятельности казаков в округе.

Как вы считаете, возможно ли ускорить создание частных охранных предприятий, которые решили бы вопрос с трудоустройством казаков? И что будет с казачьими дружинами, которые охраняют общественный порядок вместе с полицией?

Я могу с полной уверенностью говорить о том, что у нас появятся войсковые ЧОПы, которые не будут ограничиваться охраной рынков или бизнесменов.

Наши ЧОПы в перспективе способны заменить сотрудников полиции, вневедомственной охраны в не совсем свойственной для них работе по охране зданий и сооружений, детских садиков, школ, больниц, молодежных центров, пионерских лагерей и иных социально значимых объектов. Вы приходите в муниципалитет или мэрию города, а там стоят сотрудники полиции. А для чего? Если с этой работой могут справляться и неплохо справляются казаки, к примеру, в мэрии Ставрополя.

Недавно я разговаривал с генерал-полковником Николаем Лисинским. И мы напрямую вышли на связь с руководителем погрануправления в республике Северная Осетия-Алания. Там уже 15 человек заключили договор с пограничниками и несут вместе с ними службу по охране границы. Управление готово заключить договор еще с таким же количеством казаков.

Теперь что касается дружин. Недели три назад глава государства подписал федеральный закон о дружинах. Законом предусматривается прямое участие казачьих обществ в осуществлении функции поддержания общественного порядка. И задача казаков сейчас - максимально использовать эту возможность. Почему я говорю, что смогу это сделать.

Выполняя свои функциональные обязанности по контролю исполнения поручений Президента в субъектах РФ, входящих в округ, я часто встречался с руководителями регионов и их заместителями. Поэтому для них я не чужой человек. Со всеми у меня хорошие, теплые отношения. А сегодня как раз и нужен диалог с регионами в этом направлении.

Законодательством установлены и другие виды службы, связанные с охранной деятельностью, о которых я говорил ранее. Эта сфера охватывает большой пласт работы и требует конструктивного диалога с властью.

Один из главных предметов такого обсуждения - источники финансирования. В некоторых субъектах федерального округа уже имеются региональные целевые государственные программы. Однако закон о казачестве есть только в Ставропольском крае и в республике Северная Осетия - Алания, и необходимо, чтобы эти законы были во всех субъектах, где имеются казачьи общества терского войска.

«Сегодня закон о казачестве есть только в Ставропольском крае, но необходимо ввести эти законы во всех субъектах, где есть казачьи общества терского войска»

Приведу простой пример: в бюджете Ставропольского края в 2013 году на поддержку казачества было предусмотрено 47,7 млн рублей, сегодня, по-моему, уже 60 млн рублей заложено с приходом нового исполняющего обязанности главы субъекта. Поскольку сам Владимир Владимиров - казак, я думаю, он будет поддерживать казачество и дальше. Но вместе с тем это несравнимо с бюджетом Краснодарского края, где для поддержки Кубанского войска за прошлый год было предусмотрено более 600 млн рублей. А общий объем расходов составил еще больше, свыше 1 млрд рублей.

Нельзя забывать о возможной поддержке федерального центра, о чем я вам ранее сказал.

Масштабы федеральных программ по оказанию помощи казачьим обществам увеличиваются. И я уверен, что только при общем взаимодействии казаков с региональной властью и федеральным центром можно добиться реального успеха в возрождении казачества.

Каким образом, на ваш взгляд, должно строиться взаимодействие между общественными и реестровыми казаками? Что способно объединить их?

Есть 154-й федеральный закон, где говорится о реестровом казачестве. Те, кто хочет с нами работать, кто хочет делать одно дело, служить государству, то, пожалуйста, приходите в реестровое казачество и будем разговаривать. Но это не будет так, что пришли люди и сразу – вот мы хотим в общество такое-то, примите нас, братья-казаки. Нельзя, чтобы случайные люди попадали в общество. Поэтому нам нужно сделать базу реестрового казачества, где каждый казак будет учтен. А сейчас получается много казачьих обществ, но мало зарегистрированных и реально работающих.

Недавно на одном совещании был расширенный совет атаманов, вопрос этот поднимался. Если казак пришел к нам, то мы хотим иметь возможность запрашивать информацию о нем: в каком обществе он состоял, почему он ушел оттуда, что там за ним стоит, не нарушал ли он клятву казака, устав, чтобы решить, стоит его принимать к нам или нет. Мы готовы работать со всеми, кто к нам придет. Но еще раз говорю, что вольного и легкого вступления в наше общество не будет. Это однозначно. Дисциплина у нас будет на одном из самых первых мест.

Что такое казачество в XXI веке, на ваш взгляд? Каким Вы видите его будущее и его роль в современной истории России?

Мы, казаки России, являемся обладателями славной, вековой традиции наших предков – традиции верного служения Отечеству. Наша задача сегодня – сохранить эту традицию.

Я уверен, что терцы искренне переживают за то, как новая Россия сумеет справиться с решением большого количества сложнейших проблем, например, совместной жизни десятков народов на Северном Кавказе. Вы видите, что сейчас происходит на Украине – нам нельзя повторять подобных ошибок. Казаки никогда не были в стороне и никогда не были равнодушными наблюдателями. Мы всегда участвовали в решении проблем, выступая в качестве одной из государственных сил - и в роли миротворцев, и в роли защитников населения против тех, кто нарушает Конституцию, и, вместе с другими институтами гражданского общества, в роли посредника в диалоге культурных народов на Северном Кавказе.

Конечно, формы государственной службы изменились сегодня. Но высокие цели служения России – как суть, как главный смысл традиционной казачьей жизни, остались неизменными. И нет такого обращения государства к казакам, такой задачи государственной или иной службы, на которую терцы бы не откликнулись. Это однозначно.

Чего не нужно возрождать терскому казаку, так это желание служить своему государству. Слава Богу, что мы казаки!

2

Вопросом обеспечения терских казаков землею занялся Комитет по обороне и безопасности Совета Федерации РФ. На выездном заседании в Ессентуках эту тему поднял недавно избранный атаман Терского войскового казачьего общества Вячеслав Пилипенко. Его предшественнику, попросившему для казачества 100 тысяч гектар земли, квоты на вылов рыбы и два предприятия в управление, это стоило атаманской должности. Однако новый предводитель терцев имеет больше шансов, так как является еще и помощником полпреда в СКФО.


Земля не в дружбу, а в службу


Новый атаман Терского казачьего войска Вячеслав Пилипенко столкнулся с теми же трудностями, что его предшественник Сергей Клименко. Для решения задач, возложенных на казаков государством, от патрулирования улиц до создания армейского резерва, нужны материальные ресурсы. Поэтому со сменой атамана не изменились основные казачьи требования. На выездном заседании комитета по обороне и безопасности Совета Федерации в Ессентуках Пилипенко попросил у властей регулярного финансирования казачьих дружин и создания казачьего земельного фонда.


«Мы не плачемся, что у нас мало денег, – заявил атаман сенаторам. – Царь раньше что давал? Ружье и землю. И все. И наши предки выполняли любые задачи. Сегодня мы говорим: сделайте земельный фонд для нас, для казаков. Сегодня земля расходится, государственная земля разбазаривается – дайте ее нам… Если нам положено законом, что мы имеем право без всяких комплексов получать землю – не делайте нам препятствий».


Председатель комитета Виктор Озеров доводы принял и рекомендовал атаману составить реестр федеральных земель в Ставропольском крае, которые можно передать казакам.


Ошибка Клименко


Год назад землю просил и предыдущий атаман ТВКО Сергей Клименко. В обращении войска к президенту России по результатам схода в городе Лермонтов говорилось, что казакам нужно выделить 100 тысяч гектаров сельскохозяйственной земли. Но не только это. В списке требований также значились ГУП «Кизлярский коньячный завод» и ОАО «Кавминкурортресурсы», которыми казаки хотели управлять. Кроме того, они хотели получить квоты на вылов морепродуктов в Каспийском море. В общем-то, и земля, и завод, и рыбная ловля до революции 1917 года казакам и принадлежали. Но предложение вернуть все это казачеству в наше время вызвало массу насмешек, за которыми скрывалось негодование.


Помимо слишком больших для первого раза запросов, Клименко нарушил субординацию. Обращение было направлено не полпреду в СКФО и даже не главе Совета по делам казачества при президенте России Александру Беглову, а лично президенту.
Властям края и округа это все очень не понравилось, и вскоре после схода началась травля Клименко. Когда его, в конце концов, отправили в отставку, он заявил, что на него оказывалось сильное давление.


Нового атамана избрали спустя полгода. Им стал человек из команды Александра Хлопонина – его помощник Вячеслав Пилипенко. После смены полномочного представителя президента в СКФО атаман остался на той же должности в полпредстве. С одной стороны, это повысило шансы терского казачества на удовлетворение чаяний о земле. С другой стороны, оно стало полностью подконтрольным и лишнего не попросит.


+33 тысячи гектаров


По словам первого товарища атамана ТВКО Ивана Устименко, войско сейчас хотело бы получить 33 тысячи гектаров пашен. «Бизнес-план по их использованию пока не составлен, потому что мы не знаем, будет ли решен вопрос о выдаче земли, – отметил он в комментарии корреспонденту КАВПОЛИТА. – Когда появится ясность, будут выделены деньги и составлен план, кто будет заниматься, чем заниматься, и сколько с этого мы будем получать».


Экс-заместитель бывшего атамана по экономическим вопросам, лидер Ставропольского регионального отделения партии «Родина» Михаил Середенко подчеркивает, что ни Клименко, ни Пилипенко не просили эти земли для себя лично. «Кадетские корпуса нужны? Нужны. Воспитанием надо заниматься? Надо. А кто будет заниматься на общественных началах? Если кто-то так говорит – он врет, – заявил Середенко. – Земля нужна? Нужна. Надо же, чтобы молодежь оставалась? Надо. От этих вопросов зависит демографическая ситуация».
Вместе с тем Середенко предостерегает власти от «очередного забалтывания» проблемы. «Сказал Клименко – и попал в немилость. Хотя, что такого он попросил? У нас в крае есть олигархи, у которых по 300-500 тысяч гектаров земли. В Ставропольском крае всего 6 миллионов гектаров земли. Казаки попросили шестидесятую часть. Им не дали. А когда тревога, просят: «Казаки, помогите». Казаки помогут, они доказали свою преданность России-матушке. Они и в Приднестровье, и в Крыму, везде, где русские люди. Собрались и поехали. Но почему такое отношение к казачеству? Почему нас на земле, политой кровью наших предков, превратили в клоунов? Для чего это делается?» – риторически вопрошает казак.


Ревизия казачьего имущества


Если быть до конца честными, то землю терскому казачеству в 90-е годы уже дали, хоть и не в большом количестве. «В каждом отделе, в каждом хуторском казачьем обществе есть понемногу земли, и она обрабатывается. Доходы с нее пускают на отдел, на станицу, – утверждает Иван Устименко. – Но для того, чтобы у войска были деньги, нужно вопрос решать масштабно».
Как отметил на том же ессентукском заседании комитета по обороне и безопасности Совета Федерации заместитель председателя краевой Думы Юрий Гонтарь, казачьим общинам на данный момент выделено 34 тысячи гектаров земли. «Но многим нечем ее обрабатывать, поэтому казаки порой вынуждены сдавать землю в субаренду», – сказал он.


Сами казачьи общества, по закону, являются некоммерческими организациями, выступать в роли производителей продукции не могут, и еще и поэтому сдают землю в аренду. Таким образом, частенько оказывается, что казачьи наделы обрабатывают дагестанские фермеры, а потом казаки жалуются на миграцию из соседних республик. Арендную плату нечистые на руку атаманы кладут в карман себе и своим заместителям, хотя в идеале эти доходы должны идти на развитие казачества.


Поэтому, прежде чем просить новую землю, войску следовало бы провести ревизию имущества. Клименко, как подчеркивает Михаил Середенко, этого сделать просто не успел. «Не секрет, что в казачестве были и есть люди, которые пришлю туда подзаработать. Некоторые приватизировали землю на себя. Поэтому и Клименко убрали, потому что боялись, что он эти данные поднимет», – отметил наш собеседник.


Из тех земель, что казачеству были выданы ранее, половина, по его словам, – это выпаса, а не пахотные земли, поэтому их можно даже не учитывать. «А есть пахотные земли, которые некоторые деятели обрабатывают таким образом: взяли эту земельку и сдают. Три тысячи рублей стоит аренда гектара. Вот и посчитайте, сколько получается с 10 тысяч гектаров? 10 миллионов в год! Но это не значит, что все казаки такие», – уточнил наш собеседник.


Почему земля только войску?


В нереестровом казачестве к вопросу о наделении казаков землей подходят более глобально. Атаман общественного Терского казачьего войска Михаил Инкавцов считает, что казаки должны прежде всего добиваться признания себя народом, а затем своей полной реабилитации за геноцид начала XX века. «Реабилитация нас как народа подразумевает возврат земли. Но речь не о 100 гектарах или одном озере. Все, что было незаконно отнято за годы советской власти, нужно вернуть», – заявил атаман в разговоре с корреспондентом КАВПОЛИТА.


На вопрос, каким образом можно вернуть казакам земли, если на них уже живут другие люди, он ответил: «Этот вопрос решается. В Латвии, Литве возвращают людям земли цивилизованным путем, и здесь, значит, можно».

Светлана Болотникова

.

Официальный сайт сайт © 1999-2019 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия