Вячеслав Лабузов: «Я сам сдаю ЕГЭ и требую, чтобы это делали работники министерства. Вячеслав Лабузов: министр, который учит учить

Книгочей

Историк по диплому и по призванию, доктор исторических наук, Вячеслав Александрович, понятное дело, не мог не разузнать о своих корнях.

— Я из простой семьи — отец был шофером, мама работала на мебельном комбинате. Оба они из сельской местности, я в семье первый городской. Папа из села Константиновка Шарлыкского района, мама — казачка из села Донецкого Переволоцкого района. А вообще второе название Константиновки — Смоленка. В Смоленской области, ближе к Украине, есть целое село Лабузовых. Его гетман Мазепа получил от Петра Первого. Откуда фамилия взялась? Есть две версии: лабуза — болотная трава, а еще так называется часть шеи лебедя на местном диалекте. Фамилия вроде редкая, и страна у нас большая, а посмотришь в Интернете — где только Лабузовых нет...

У родителей Вячеслава Лабузова царил настоящий культ семейных отношений. Наверное, потому, что его отец рано остался без мамы, военные годы провел в ремесленном училище, и думал: вот будет у него семья, и все в жизни станет лучше. Отец — хозяйственный мужчина — как раз и старался, чтобы у его семьи было все лучшее.

— У мамы было твердое понимание семейного долга: почитание мужа, забота о нас, мужичках — обо мне и младшем брате Сергее, — говорит Вячеслав Александрович. — В остальном — обычная советская семья, без изысков и особых притязаний.

Может, и пошел бы Вячеслав Лабузов по стопам отца-водителя или матери-рабочей, если бы не страсть к чтению. Отец говорил, бывало, что нельзя же так — и за столом читать, и на кровати, и уже ночью под одеялом с фонариком! В библиотеке не верили, когда ученик начальных классов Слава возвращал книжку: «Да ведь ты ее только что взял! Ну-ка перескажи!». А так рос он, как и все мальчишки 1960-х, на улице. Недавно приехал на родную Томилинскую, встретил соседа дядю Мишу, а тот ему: «Ты из наших всех один в люди выбился». Хотя, конечно, в детстве никаких великих планов Слава Лабузов не строил. Правда, всегда любил Историю — вот так, с большой буквы.

— Классе в восьмом у меня созрела четкая мысль поступить в педагогический институт на исторический факультет, — говорит Вячеслав Александрович. — Уже тогда с помощью учителей начал ходить в пединститут, на кафедру истории СССР, интересоваться специальной литературой. Окончил школу, попробовал поступить — не получилось. Пошел работать на аппаратный завод. До сих пор с теплотой вспоминаю тех, кто меня, пацана, там встретил, как равного — это же была рабочая интеллигенция! Потом меня в армию призвали, и они мне все два года писали, посылки слали. И когда в мае 1977-го я приходил в отпуск, то, конечно, пошел к ним в гости.

А служил Вячеслав Лабузов под Саратовом, в Энгельсе. Помните недавний знаменитый полет наших стратегических бомбардировщиков «Белый лебедь » в Южную Америку с посадкой в Венесуэле? Вот в этой самой войсковой части он и служил радистом. Часть была основана в 1953-м, еще при жизни Сталина, и в подарок от вождя получила целую библиотеку, в основном многотомные собрания сочинений русских и советских классиков. Было что почитать рядовому Лабузову! И опять он читал по ночам. И здесь снова с людьми повезло:

— Хорошие офицеры попались, хотя и жизнь другая, и ритм другой. Но мне в армии нравилось. Наверное, потому, что я коллективный, что ли, человек. К тому же в радиотехнические войска кого ни попадя не брали — все ребята со средним образованием, многие прошли школу ДОСААФ. После учебки мы несли боевое дежурство, 12 часов каждый день без перерыва на обед и без выходных. В армии я стал кандидатом в члены партии.

Историк

Два года, словом, пролетели незаметно. Вернувшись домой, Вячеслав Лабузов делает второй заход на пединститут.

— Приехал я осенью и поступил на рабфак. С Зобовым Юрием Спиридоновичем на экзамене по истории побеседовали, и так получилось, что я достойно ответил. А с литературой после 50 тысяч томов библиотеки нашей дивизии было совсем просто. И меня начали даже усиленно вербовать на литфак. Но я поступил на исторический...

Истфак в те годы считался кузницей кадров — и советских, и партийных. Однако студент Лабузов о карьере не думал. Ему нравилось сидеть в библиотеке имени Крупской, готовиться к семинарам, читая том за томом, анализируя и конспектируя. До сих пор его помнят старые библиотекари... Вскоре Вячеслава взяли в комитет комсомола института, а когда уходила секретарь комитета ВЛКСМ ОГПИ Наталья Антыгина (теперь известный в ученый-педагог, только фамилия у нее другая, по мужу — Каргапольцева), выбрали на ее место. Учился он тогда на третьем курсе. Приходилось совмещать учебу с комсомольской работой.

— Потом я получил свой красный диплом, и встал вопрос: а что дальше? Было предложение от Леонида Иосифовича Футорянского пойти в аспирантуру, но я к тому времени женился и ожидал пополнения в семье. А семью кормить надо. Тут меня пригласил тогдашний первый секретарь Ленинского райкома комсомола Александр Черников и сказал, что рассматривает мою кандидатуру на пост второго секретаря. И я пошел. А дальше началась стремительная карьера: через три месяца стал первым секретарем, через три года — завотделом агитации и пропаганды Ленинского райкома партии. Мне было 28 лет, а в подчинении у меня были люди от 40 до 50. Было очень трудно. Первый секретарь райкома Александр Иванович Волженцев из меня тогда сделал жесткого человека. Я считал так: если с человеком договорился, то он обязательно сделает. Но так бывало не всегда, и если что-то не получалось, то получал я. Пришло понимание: раз тебя поставили на эту должность, такого зеленого, то надо соответствовать должности. Работал я очень много, жена с дочерью смирились с тем, что глава семейства нередко проводил на работе и выходные, и праздники.

И снова встал вопрос: что дальше? Вячеслав Лабузов отчетливо понимал, что без серьезных знаний и опыта работы в руководящей должности карьеру не сделать. И в 1990-м решил уйти преподавателем в родной педагогический, хотя и понимал: трудно будет начинать жизнь заново в 33 года. Год проработал, поступил в аспирантуру Челябинского педагогического университета, защитил диссертацию на тему «Южноуральская деревня в годы НЭПа». И почти двадцать лет трудился в Оренбургском государственном педагогическом теперь уже университете. Студенты попадались разные, но все видели — ему работать с ними интересно, а значит, и молодежи у него учиться — тоже. Он первым смеялся на капустниках, когда ребята изображали его разговаривающим сразу по двум сотовым телефонам. Почему? Да потому, что Лабузову хватало времени и сил заниматься еще и бизнесом. Случилось и отделом маркетинга банка «Агросоюз » командовать. А когда докторскую защищал, руководитель диплома говорил: «У тебя же работа на стыке истории и экономики, и хорошая работа. Ты же можешь стать доктором экономических наук».

В жизни ничего не бывает просто так, каждое знание рано или поздно пригождается. Пригодились Вячеславу Александровичу и заводской опыт, и армейский, и знания историка, и навык руководителя, и закалка бизнесмена.

Министр

Когда в октябре 2008-го позвонили из приемной губернатора Чернышева и попросили зайти к Алексею Андреевичу, это для декана факультета второго высшего образования ОГПУ Вячеслава Лабузова оказалось неожиданным. Да, он, конечно, знал о трагедии в Беляевской школе, но в приемной главы региона спрашивал: скажите хоть, зачем позвали?

— Губернатор расспросил, чем занимаюсь, я рассказал. «Есть предложение назначить вас министром образования. Как вы к этому относитесь?». Я честно ответил, что тут, на мой взгляд, больше минусов, чем плюсов: школу хорошо не знаю, вузы — да, а начальное профессиональное образование вообще никак. Он выслушал, попрощался. Я сел в машину, поехал по городу, а минут через двадцать звонок: «Да, Алексей Андреевич » — «Я подписал указ о вашем назначении».

Став министром, с финансовой точки зрения Лабузов — человек не богатый, но и не бедный — проиграл. А в чем же выиграл? В личном росте, в профессиональном. Скоро три года, как он работает министром, но учился и учится каждый день: и у бывшего губернатора Алексея Чернышева, и у нынешнего — Юрия Берга. Поначалу было непросто, и коллектив министерства встретил, скажем так, напряженно. Пошли разговоры о жесткости и требовательности нового министра. Что есть, то есть. Бывает. Может вспылить и отчитать, а потом извиниться за грубость. Но мягкость, не дающую результатов, Лабузов уже проходил в райкоме партии — помните? Да, иногда приходилось резко прощаться педагогами, забывшими свой предмет, делающими полтора десятка фактических ошибок за урок, из года в год имеющими одних и тех же неуспевающих учеников. Приходилось идти на самую непопулярную меру — заставлять учителей учиться! Тысячами исчисляются педагоги Оренбуржья, которых вновь посадили на студенческую скамью, дабы освежить их знания.

Как видим, это принесло плоды. Вспомните, сколько выпускников школ у нас в области нынешним летом получили 100 баллов на ЕГЭ? Правильно, 52! Против 13-ти в 2010-м. Даже страшно становится — а ну как в следующем году цифра снизится? Не больно ли будет падать с такой-то высоты? Министр надеется, что если и снизимся, то немного. Все же беспричинных успехов не бывает...

Кстати, свое былое незнание школ министр Лабузов давно преодолел. Редкая сельская школа Оренбуржья не видела его за эти без малого три года. Побывал даже в самой отдаленной — Приморской Кваркенского района.

Работать на посту министра образования целого региона безумно интересно, считает Вячеслав Александрович. И совершенно честно заявляет:

— День, когда я не придумаю ничего нового, будет последним днем моей работы здесь.

В рамках V Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи прошёл II городской конкурс «Знатоки финансовой грамотности» среди учащихся 10 классов школ городского округа,
24.04.2019 Управление финансов Лётчик–космонавт Владимир Михайлович Комаров родился 16 марта 1927 года в г. Москве.
24.04.2019 ЗАТО Комаровский

15 апреля педагоги МБДОУ «Д/с №6 «Малышка» в количестве 16 человек приняли участие в муниципальной Олимпиаде «Лучший знаток дошкольного детства».
24.04.2019 ЗАТО Комаровский В марте и апреле 2019 года студенты факультета среднего профессионального образования приняли участие в двух разноплановых мероприятиях, позволяющих формировать их общие компетенции.
24.04.2019 ОГТИ


- Вячеслав Александрович! О чём думали вы, учёный-историк, профессор, соглашаясь стать областным министром?

Никогда не думал, что стану чиновником. Было, конечно, желание попробовать свои силы - другие могут, почему я не смогу? Знал, на что шёл, предвидел трудности. Их оказалось гораздо больше, чем я предполагал. Время моего прихода в министерство совпало с введением в «штатный» режим ЕГЭ, общей нашей болью стала трагедия в Беляевке , неготовность ряда образовательных учреждений к работе в новых условиях. Мой рабочий день длился по 18 часов. Приходил в министерство раньше всех и уходил позже всех. И до сих пор этого придерживаюсь. А вот процесс вживания в учительское сообщество оказался менее болезненным, чем представлялось.

- Изменил ли ваш приход стиль работы министерства?

Думаю, что изменил. Я благодарен предшественникам, они были опытные руководители. Но наступает время, когда от устоявшихся, традиционных форм работы надо отойти. Прежде всего, я сам пошёл на уроки и заставил других на них ходить. Понимаете, главное в образовании происходит в школе, это - учитель, ученики, родители. Со стороны аппарата министерства было определённое сопротивление. Как-то так сложилось мнение, что управленцы должны управлять. А по-моему, чтобы управлять, надо досконально знать дело, надо ходить на уроки и самому давать уроки. За почти три года я посетил и дал почти 180 уроков в разных районах. На первых порах даже коллеги-руководители из соседних регионов скептически относились к этому, считая, что управленец должен не вмешиваться в учебный процесс, а создавать для него условия. Совсем недавно я встречался с коллегами-министрами из других регионов. Прежнего скепсиса у них уже нет. Более того, они сами стали посещать уроки.

- А как ваши визиты, «мастер-классы» понравились учителям?

Они у нас разные. Есть очень подготовленные, у которых я с удовольствием бы многому поучился. Я и учусь на уроках. Для них появление коллег и даже чиновников моего ранга ситуацию не меняет. Другие на открытом уроке испытывали напряжение. Ну и есть такие, которые незваных «гостей» просто боятся. Считаю, что сегодня ситуация изменилась кардинально. Мы вместе с руководителями отделов (управлений) образований столько раз встречались с учителями на различного рода семинарах, совещаниях, мастер-классах, что былая напряжённость осталась лишь у немногих «коллег по цеху».


У нас в области много хороших учителей, я бы сказал 40 процентов - это учителя-подвижники, учителя-новаторы. Уверен, с каждым годом таких педагогов будет всё больше. Не ошибусь, если скажу, что выражение «учитель перестаёт быть учителем тогда, когда перестаёт учиться сам», принято абсолютным большинством педагогического сообщества Оренбуржья.

- Вы всем министерством сдаёте ЕГЭ?

Да, я ежегодно сам сдаю по своему предмету единый госэкзамен и требую, чтобы это делали работники министерства. Говорят, вызываю настоящую панику, предлагая, чтобы ЕГЭ сдавали заведующие методкабинетами, начальники отделов образования. Я точно знаю, что некоторые из них для подготовки нанимали репетитора. Ничего плохого в этом не вижу, многие работают на своих должностях не один десяток лет, давно не ведут уроков. А педагогу любого уровня, чтобы не отстать, надо постоянно держать себя в форме. Наша команда считает, что лишь знание предмета, соответствие квалификационным требованиям даёт право управленцу любого звена говорить с учителем профессионально. Разумеется, чтобы руководить системой, нужно мыслить системно. За три года переподготовку в области прошли около 15 тысяч педагогов. Мы обучили работать по новым образовательным стандартам учителей начального звена. По учёбе учителей мы - первые в России.

- Вячеслав Александрович, а каково ваше личное отношение к единому госэкзамену?

Двойственное. Работая в вузе, я заметил, что у ребят после ЕГЭ словарный запас оставляет желать лучшего. Вместе с тем, ЕГЭ даёт реальную возможность поступать в любые, даже столичные вузы. Сам ежегодно сдавая ЕГЭ, ловлю себя на мысли: чтобы ответить на вопросы КИМов, нужно иметь основательные знания.

- И чего вам удалось добиться?

Когда три года назад наши выпускники сдавали единый госэкзамен, результаты были обескураживающие - 30 процентов «двоек» по русскому языку, 33 процента «двоек» - по математике. Перед нами встала задача научить и учеников и учителей. Выявили пробелы в знаниях, некоторые - с пятого класса. Кстати, выяснилось, что не все педагоги могут проанализировать ответы ребят. Я сам столкнулся однажды с тем, что на уроке по истории учитель допустил 12 ошибок. А в классе - 5 учеников! Хотя, должен сказать, пришлось видеть и замечательные уроки.





Ещё раз повторю, учителя бывают разные. Особая тема - мониторинг знаний учащихся. Не скрою, было много критики наших усилий, даже со стороны Рособрнадзора - зачем дополнительное тестирование? Мониторинг сделал картину понятной. Проводили дополнительные занятия, групповые консультации сочетали с индивидуальными. Сами ребята поняли необходимость этого - им же через год - другой сдавать ЕГЭ. Среди педагогов была определённая настороженность, но я помню, как сказала одна сельская учительница: «Вы видели настоящего учителя, который отказал бы ребёнку в помощи?» Итоги ЕГЭ нынешнего года всем хорошо известны: 52 стобалльных результата, «двойки» по русскому и математике в пределах одного процента. По успеваемости где-то с 65-го места в стране мы поднялись до первой двадцатки. За нашим опытом подготовки к ЕГЭ приезжают из других регионов.

- Вячеслав Александрович, кроме ЕГЭ и новых образовательных стандартов опасения в обществе вызывает оптимизация, закрытие малокомплектных сельских школ.

- По численности малокомплектных школ мы - вторые в стране после Ханты-Мансийского округа . Их у нас сорок процентов. Исходя из подушевого финансирования для города норма 25 человек в классе, для села - 15. У нас есть школы, где в классах - 3 - 4 человека. А ведь от этого зависит зарплата учителя. В среднем по области ученик обходится бюджету в 43 тысячи ежегодно, в Оренбурге - 14- 15 тысяч. А есть школы, где он «стоит» 170- 180 тысяч в год.

Признано, что 2,2 миллиарда рублей в год мы используем неэффективно. То есть, эти деньги могли пойти на зарплату учителей. Им повышена зарплата на 30 процентов, но средней по экономике мы пока не достигли, хотя есть регионы, где зарплата учителей сравнялась со средней по промышленности. А самое главное - какое качество обучения в малокомплектных школах? Может ли историк преподавать физику?

Одна мама из села привезла дочь в Оренбург на консультацию по английскому языку. Педагог-специалист побеседовал с девочкой и спрашивает: «Скажите, а какой иностранный язык в вашей школе изучают?» Конечно, губернатор Юрий Берг совершенно прав, объявив мораторий на ускоренную оптимизацию и требуя разбираться индивидуально в каждом случае. Сначала надо создать базу, построить дороги, закупить автобусы, обеспечить безопасную доставку детей, питание, а уж потом закрывать бесперспективные малокомплектные. Но избежать этого, видимо, нельзя. Смотрите, что по новым стандартам должно быть в каждом школьном классе: компьютер для учителя, цифровой фотоаппарат, видеокамера, у каждого ребёнка по компьютеру. Ещё интерактивная доска. Я подсчитал - для нормального класса это полтора миллиона рублей. Можно ли всё это обеспечить в малокомплектной с учителем, работающим на четверть ставки?

И сейчас, конечно, делаем, что можем. Более двухсот сельских детей, что называется, с искрой божьей выявили и распределили по вузам, в зависимости от склонностей. Во время школьных каникул их (причём не только старшеклассников) будут вызывать на сессии к определённому преподавателю, потом он же будет работать с учеником дистанционно - и так до окончания школы.

- Скажите, а удаётся вам как-то продолжать заниматься наукой?

По-настоящему просто физически времени не хватает. Хотя за три года у меня вышло две монографии.

- Вячеслав Александрович, можно несколько слов о семье, увлечениях?

У меня самая обыкновенная семья. Жена - учитель, учились вместе. Взрослая самостоятельная дочь - юрист, работает в областном суде. Собака у нас есть. Увлечений особых нет, хотя вообще-то я рыбак: полно удочек, лодок. Но летом вырваться удалось всего два раза, и то на полдня. Дело не в рыбе, там просто забываешь о работе и чувствуешь, что мир вокруг существует во всем многообразии - вот редкие птицы у нас появились…

- Помимо образовательного процесса у школьного министра масса забот - ремонт и оснащение школ, тендеры и подряды, безопасность детей, кадры, финансовые проблемы. Не жалеете, что оказались в этом не самом уютном кресле?

- Нет, всё-таки, не жалею. Очень хлопотно и ответственно, но когда удаётся что-то из задуманного осуществить, когда видишь результат, то хочется сделать ещё больше.

Справка


Трудовую деятельность начал в 1974 году слесарем-сборщиком на Оренбургском аппаратном заводе.
В 1983 году окончил историко-филологический факультет Оренбургского пединститута.
1984 -1990-е годы - на комсомольской и партийной работе.
С июня 1990 года - на преподавательской работе. В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию, в 2004 - докторскую. Автор 70 статей и 10 монографий.
2006 - 2008 годы - декан факультета второго высшего образования ОГПУ.
2008 - 2010 годы - министр образования области.
21 июля 2010 года указом губернатора Юрия Берга назначен на должность министра образования области.



Фото с сайта

В 1983 году Лабузов получил диплом Оренбургского педагогического университета. Там он учился на историко-филологическом факультете.

Вячеслав Лабузов ответил на вопросы местных СМИ

КАРЬЕРА

Свою трудовую деятельность будущий чиновник начал в качестве слесаря-сборщика на Оренбургском аппаратном заводе (1974 год). После этого Лабузов отправился служить в армию. В 1983 году Лабузов стал первым секретарем Ленинского райисполкома ВЛКСМ. На этой должности он проработал два года. В 1986 году возглавил идеологический отдел Ленинского райкома КПСС. С июня 1990 Лабузов начал преподавать гуманитарные дисциплины. В 1995 году получил степень кандидата наук, в 2004 году - защитил докторскую диссертацию. На счету Лабузова 70 научных статей и 7 монографий.


с 2006 по 2008 год возглавлял факультет второго высшего образования при Оренбургском государственном педагогическом университете. В 2008 году Лабузова утвердили на должность министра образования региона. В 2010 году срок его полномочий на посту главы Минобразования был продлен.

В конце ноября Вячеслав Лабузов покинул пост министра образования Оренбургской области по собственному желанию.