Введенский поэт биография. Александр Иванович Введенский

(1941-12-19 ) (37 лет) Гражданство: Род деятельности: Направление: Жанр: Язык произведений:

Алекса́ндр Ива́нович Введе́нский (23 ноября (6 декабря) , Санкт-Петербург - 19 декабря ) - русский , советский поэт , драматург . Участник объединения ОБЭРИУ .

Биография

Родился в семье экономиста. Его отец, Иван Викторович (1870-1939), был сыном священника и окончил юридический факультет Киевского университета. Его мать, Евгения Ивановна Поволоцкая (1876-1935), дочь генерал-лейтенанта, получила медицинское образование. Вначале Александр Введенский вместе со своим братом учился в кадетском корпусе , но в 1917 году (по настоянию матери) братья были переведены в гимназию им. Л. Лентовской, которую окончил в 1921, не сдав экзамена по русской литературе. Именно в гимназии познакомился с Леонидом Липавским - будущим теоретиком литературно-философского содружества Чинари . Тогда же Введенский начал писать стихи. По окончании гимназии (которая стала к тому времени "трудовой школой") поступил сначала на правовое отделение факультета общественных наук Петроградского университета , затем на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре бросил учёбу. Работал письмоводителем, затем в 1921 - 22 на электростанции «Красный Октябрь».

Затем Введенский познакомился с Даниилом Хармсом , который стал его близким другом. В 1925 они выступили в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей» со своими стихами. В 1924 вступил в Ленинградский союз поэтов, при вступлении причислил себя к футуристам .

В 1927 Введенский и Хармс создали литературно-театральную группу под названием «ОБЭРИУ» - Объединение Реального Искусства. Обэриуты проповедовали абсурдизм, примитивизм в поэзии , утверждая устами основателя движения, что интересны только бессмысленные явления. Введенский не играл в ОБЭРИУ никакой организаторской роли - эти функции взял на себя Даниил Хармс. Участники объединения проводили творческие вечера, самый эксцентричный, известный вечер группы состоялся 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке и назывался "Три левых часа". Введенский читал на этом вечере свои стихи. В это же время Введенский, Хармс и некоторые другие ОБЭРИУты по предложению С.Я. Маршака начали сотрудничать с детскими журналами «ЁЖ» и «ЧИЖ» . Александр Иванович практически постоянно печатался в них. А впоследствии даже перевёл несколько сказок братьев Гримм .

Дистанцируясь от футуристов с их утопиями светлого будущего, Введенский был близок ко многим поэмам Велимира Хлебникова . Он, так же как Хлебников, предпочитал упрощённую рифмовку и метрику, нередко отсылающую к классическим текстам (например, в «Элегии» очевидны ритмические и тематические переклички с Пушкиным и Батюшковым). Так же, как Хлебников, он умышленно то тут, то там сбивается с ритма, переходя на прозаизированный свободный стих . Но, в отличие от Хлебникова, Введенский весьма далёк от романтизации прошлого или будущего. Его интересовали только три вещи: время, Бог и смерть. «На смерть, на смерть держи равненье, / певец и всадник бедный» («Элегия»). Хлебников верил в законы времени, Введенский считал, что время открывает себя только в смерти. Одно из последних поэтических восклицаний: «Ах! Пушкин, Пушкин» - передаёт крушение цивилизации не только на историческом, но и на метафизическом уровне.

Всегда окружённый влюблёнными в него женщинами, Введенский, по воспоминаниям современников, был тем не менее «абсолютно безбытным».

"Последние левые" довоенного Ленинграда, ОБЭРИУты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления, комсомольская аудитория которых, судя по этим откликам, была скандализирована аполитичностью "непонятных" поэтов. В конце 1931 г. был арестован вместе с другими ОБЭРИУтами (на Введенского поступил донос о том, что он произнёс тост в память Николая II , существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок "бывшего гимна"), выслан в 1932 г. в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил в Вологде , в Борисоглебске . Приехав с женой в ссылку, он, как рассказывают, тотчас обвёл глазами каморку, нашёл табуретку, единственную мебель, вынул огрызок карандаша и тетрадь из кармана пальто и начал писать.

В 1934 году становится членом Союза писателей. С 1936 г. из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой (1913, Москва-1985, Харьков) в Харьков , где жил в полной изоляции от литераторов; в 1937 г. родился сын Пётр Александрович Введенский (1937-1993). Крестным отцом и матерью Петра стали художники Елена Васильевна Сафонова и Владимир Васильевич Стерлигов .

27 сентября 1941 г. Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. По одной из последних версий, в связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 г. скончался от плеврита . Его тело было доставлено в морг Казанской спец. психиатрической больницы МВД Татарской АССР (в архиве этой больницы есть акт о его смерти) .Похоронен,предположительно, на Арском или Архангельском кладбищах в Казани.

Судьба литературного наследия

При жизни печатался в основном как детский поэт. С 1960-х тексты Введенского, как и других обэриутов, ходят в самиздате и печатаются на Западе (часто в неполном и искажённом виде); полные публикации его наследия начались только с конца 1980-х годов (напр. Собрание сочинений в 2 т. М.: Гилея , ). При этом публикаторы не прислали вдове Введенского Г. Б. Викторовой и её сыну Борису Викторову ни одного экземпляра его изданий, а одолженные рукописи, как правило, не возвращали . Впоследствии публикации были прерваны, так как получивший доверенность от Бориса Викторова литературовед Владимир Глоцер стал предъявлять высокие гонорарные требования к издательствам («наследникам надо платить»), угрожая в противном случае судебным преследованием . Это привело к тому, что сборники поэтов ОБЭРИУ стали выходить с чистыми листами на месте, где должны были быть стихи Введенского.

После смерти Глоцера, в ноябре 2010 года, вышел новый 700-страничный сборник произведений Введенского под названием «Всё», составленный Анной Герасимовой . В сборник вошли «почти все „взрослые“ произведения» автора.

Детские книги

  • Много зверей, 1928
  • Кто? Детские стихи, 1930
  • Щенок и котенок, 1937
  • О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке, 1937
  • А ты? 1941

Литература

  • Введенский А. Полное собрание сочинений: В 2-х т. Ann Arbor: Ardis, 1980/1984.
  • Введенский А. Полное собрание произведений: В 2-х т. М.: Гилея, 1993.
  • Кедров К. «Поэт, обманувший время» / Известия, № 188 (октябрь 1993)
  • Введенский А.И. Разговор о сумасшедшем доме. Стихи. СПб: Агат. 2002. Илл. и оформление Г.А.В.Траугот.
  • Lejeune B. «Alexandre Vvedenski» / В кн. «Œuvres complètes» Александр Введенский на русском и французском. - Париж: Дифферанс, 2002.
  • Поэт Александр Введенский. Сборник материалов. Белград - М.: Гилея, 2006.
  • И. Н. Антанасиевич. Птицы в творчестве Введенского. - Волшебная Гора, вып. XI, Москва, 2005; http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2422 .
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М .: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8
  • Греппи Дж. А. Введенский и кинематографическое изображение раздробленности времени // Сб. материалов конференции А. Введенский в контексте мирового авангарда". - М., 2006, с. 56-66
  • Бондарь-Терещенко И.«Живя в этой провинции»: Александр Введенский и мир Харькова
  • Введенский А. Всё // / Сост. А. Герасимова. - М .: ОГИ, 2010. - 736 с. - ISBN 978-5-94282-596-6
  • «Живя в этой провинции»: Александр Введенский и мир Харькова // ©оюз Писателей . - . - № 13.
  • Коммуникативная специфика пьесы А.И. Введенского "Ёлка у Ивановых"// Топос . - .

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 23 ноября
  • Родившиеся в 1904 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 19 декабря
  • Умершие в 1941 году
  • Обэриуты
  • Поэты России
  • Русские поэты
  • Поэты русского авангарда
  • Детские писатели по алфавиту
  • Детские писатели СССР
  • Персоналии:Харьков
  • Репрессированные в СССР
  • Умершие от плеврита

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Введенский, Александр Иванович (поэт)" в других словарях:

    Имя Александр Иванович Введенский принадлежит следующим известным личностям: Введенский, Александр Иванович (философ) (1856 1925) русский философ идеалист и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства. Введенский, Александр… … Википедия

    I (1856 1925), философ, крупнейший представитель русского неокантианства. Председатель Санкт Петербургского философского общества (1897 1917). Труды по психологии и логике. II (1888 1946), церковный деятель. Один из лидеров «обновленческого… … Энциклопедический словарь

    Известны следующие личности по имени Александр Иванович Введенский: Введенский, Александр Иванович (1856 1925) русский философ и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства. Введенский, Александр Иванович (1888 1946) … … Википедия

Александр Иванович Введенский - советский поэт, чей стиль был весьма похож на стихи двух более известных авторов: Велимира Хлебникова и Даниила Хармса. С Хармсом он состоял в близких дружеских отношениях, входил в ОБЭРИУ, и, увы, повторил судьбу товарища. Он так же был репрессирован в начале войны по обвинению в контрреволюционной агитации, и так же не сумел пережить чрезвычайно тяжёлые условия заключения в военное время. Умер 19 декабря 1941 года во время этапирования в Казань.
Александр Введенский стихи при жизни практически не мог публиковать, и вынужден был жить за счёт издания детских стихотворений - это также роднит его с Хармсом. Некоторые его произведения выходили в самиздате, а настоящее собрание сочинений удалось напечатать лишь в 2002 году. Пожалуй, никто из советских поэтов не пострадал от государственной цензуры больше, чем Введенский.

Детство и юность Введенского

Александр Введенский родился 23 ноября (6 декабря по новому стилю) 1904 года в Санкт-Петербурге. Отец его был юристом, а мать - медиком. Поначалу Александра отдали на обучение в кадетский корпус, но затем перевели в гимназию. Примечательно, что окончил он её в 1921 году, не сдав экзамена по литературе.
Александр Введенский стихи начал писать именно в гимназии, и там же познакомился с Леонидом Липавским - в будущем одним из лидеров литературного сообщества «Чинари». После гимназии Введенский пытался учиться в Петроградском университете, но вскоре бросил учёбу. Работал на электростанции, а также письмовыводителем.

Введенский в ОБЭРИУ

В середине двадцатых годов ХХ века состоялось судьбоносное знакомство Введенского с Хармсом. Стихи Александра Введенского вошли в сборник «Необычайные свидания друзей», который состоял из стихов поэтов-имажинистов. Сам же Введенский в те годы позиционировал себя, как футуриста.
Вместе с Хармсом они и создали в 1927 году знаменитое «Объединение Реального Искусства» - ОБЭРИУ. Какой-либо организаторской работой Введенский в объединении не занимался - это была прерогатива Хармса, однако его можно назвать одним из лидеров этого сообщества.
Публиковаться членам ОБЭРИУ было весьма проблематично, в виду необычности их творчества и взглядов, далёких от большевистских идеалов. По совету Самуила Маршака, Введенский и Хармс активно занялись детской поэзией. Александр Введенский стихи также переводил - в частности, его перу принадлежат переводы некоторых сказок братьев Гримм.
Участники ОБЭРИУ быстро попали в немилость властей - их публичные выступления были непонятны «комсомольской» аудитории, назывались «аполитичными» и даже «антисоветскими». В 1931 году Введенского впервые арестовали: по одной версии за произнесённый тост с честь Николая II, по другой - за публичное исполнение «Боже, Царя храни». Последовала ссылка, проходившая в Курске, Вологде и Борисоглебске. Стихи Александр Введенский продолжал писать.

Последние годы жизни

Несмотря на опалу, в 1934 году Введенский стал членом Союза Писателей СССР. В 1936 году ссылка окончилась, Введенский провёл некоторое время в Ленинграде, но затем переехал вместе с женой в Харьков. Он сторонился литературного общества - вероятно, понимая, что во времена сталинского террора любая публичная деятельность для него смертельно опасна. В Харькове у него родился сын.
К сожалению, смена образа жизни не помогла - в сентябре 1941 года Введенского, как и Хармса, снова арестовали. И снова - по обвинению в контрреволюционной деятельности. На самом деле, никакой подобной агитации он давно не вёл, а арестован был скорее из-за подхода немецких войск к Харькову - власти настроенные против неё литераторы на неподконтрольной территории были не нужны.

Poembook, 2013
Все права защищены.

(1941-12-19 ) (37 лет)

Алекса́ндр Ива́нович Введе́нский (23 ноября (6 декабря) , Санкт-Петербург - 19 декабря ) - русский поэт и драматург из объединения ОБЭРИУ . При жизни публиковался и был известен широким массам читателей как детский писатель; подавляющее большинство «взрослых» текстов Введенского было опубликовано посмертно.

В философской лирике Введенского, по словам М. Б. Мейлаха , разрабатываются «эсхатологические мо­ти­вы вре­ме­ни и смер­ти, бо­го­ос­тав­лен­но­сти и Бо­же­ст­вен­но­го вме­ша­тель­ст­ва» . Для Введенского характерны радикальные семантические эксперименты (характеризуемые как «заумь », «абсурд», «бессмыслица»). С их помощью, как указывают исследователи, дискредитируется обыденное сознание и ставится под сомнение адекватность разума и мышления вообще (и языка как их инструмента).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    АЛЕКСАНДР ВВЕДЕНСКИЙ. "Ёлка у Ивановых". Библейский сюжет

    А.Герасимова: Обэриуты и А.Введенский

    Александр Введенский «Когда я вырасту большой»

    Строфы века: Обэриуты

    Субтитры

Биография

Родился в Петербурге 23 ноября (6 декабря) 1904 года . Отец, Иван Викторович (1870-1939), был сыном священника, закончил юридический факультет Киевского университета, затем Киевское пехотное юнкерское училище, исправно служил на гражданской службе, дослужился до статского советника; при советской власти работал экономистом. Мать, Евгения Ивановна Поволоцкая (1876-1935), дочь генерал-лейтенанта, получила медицинское образование и стала известным врачом-гинекологом. Детей было четверо. В советское время семья избежала репрессий, связанных с «социально чуждым происхождением».

В 1914 году Александр Введенский был определён в кадетский корпус в Санкт-Петербурге, как и его младший брат, но в 1917 году (по настоянию матери) братья были переведены в гимназию (впоследствии 10-я Трудовая школа им. Л. Лентовской), которую Александр окончил в 1921 году. Гимназия была знаменита талантливыми преподавателями. В этой же гимназии учились Л. С. Липавский и Я. С. Друскин , оставшиеся его друзьями на всю жизнь, а также Тамара Александровна Мейер (в 1921-1930 годах - жена Введенского). Тогда же Введенский начал писать стихи. В гимназии образовался коллектив поэтов (Введенский, Липавский, В. С. Алексеев).

По окончании трудовой школы работал конторщиком и затем счетоводом на строительстве электростанции «Уткина Заводь». В 1922 году поступил на правовое отделение факультета общественных наук Петроградского университета , которое вскоре покинул. Возможно, недолгое время также пробовал учиться на китаиста (по одному «разряду» с Т. Мейер), однако это не подтверждено документально. В 1923-1924 годах работал в Фонологическом отделе ГИНХУКа . В 1924 году вступил в Ленинградский союз поэтов, при вступлении причислил себя к футуристам .

Дистанцируясь от футуристов с их утопиями светлого будущего, Введенский был близок ко многим поэмам Велимира Хлебникова . Он, так же как Хлебников, предпочитал упрощённую рифмовку и метрику, нередко отсылающую к классическим текстам (например, в «Элегии» очевидны ритмические и тематические переклички с Пушкиным и Батюшковым). Так же, как Хлебников, он умышленно то тут, то там сбивается с ритма, переходя на прозаизированный свободный стих . Но, в отличие от Хлебникова, Введенский весьма далёк от романтизации прошлого или будущего. «На смерть, на смерть держи равненье, / певец и всадник бедный » (так заканчивается «Элегия », один из наиболее известных текстов Александра Ивановича). Хлебников верил в законы времени, Введенский считал, что время открывает себя только в смерти. Одно из последних поэтических восклицаний: «Ах! Пушкин, Пушкин» - передаёт крушение цивилизации не только на историческом, но и на метафизическом уровне.

Всегда окружённый влюблёнными в него женщинами, Введенский, по воспоминаниям современников, был тем не менее «абсолютно безбытным».

С 1930 по 1936 год был женат на Анне Семёновне Ивантер (1906-1996).

«Последние левые» довоенного Ленинграда, ОБЭРИУты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления, комсомольская аудитория которых, судя по этим откликам, была скандализирована аполитичностью «непонятных» поэтов. В конце 1931 года был арестован вместе с другими ОБЭРИУтами (на Введенского поступил донос о том, что он произнёс тост в память Николая II , существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок «бывшего гимна»), выслан в 1932 году в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил в Вологде , в Борисоглебске . Приехав с женой в ссылку, он, как рассказывают, тотчас обвёл глазами каморку, нашёл табуретку, единственную мебель, вынул огрызок карандаша и тетрадь из кармана пальто и начал писать.

В 1934 году становится членом Союза писателей. С 1936 года из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой (1913, Москва-1985, Харьков) в Харьков ; в 1937 году родился сын Пётр Александрович Введенский (1937-1993). Крёстными отцом и матерью Петра стали художники Елена Васильевна Сафонова и Владимир Васильевич Стерлигов .

27 сентября 1941 года Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. По одной из последних версий, в связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 года скончался от плеврита . Его тело было доставлено в морг Казанской специализированной психиатрической больницы МВД Татарской АССР (в архиве этой больницы есть акт о его смерти) . Похоронен, предположительно, на Арском или Архангельском кладбищах в Казани. Реабилитирован 30 марта 1964 года .

Судьба литературного наследия

При жизни печатался в основном как детский поэт. С 1960-х тексты Введенского, как и других обэриутов, ходят в самиздате и печатаются на Западе (часто в неполном и искажённом виде). Полная публикация его «взрослого» наследия произошла только в 1980-1984 годах в подготовленном Михаилом Мейлахом двухтомнике американского русскоязычного издательства «Ардис ». В России первое издание было осуществлено лишь в 1993 году (Полное собрание произведений в 2 т. М.: Гилея , ). По сообщению пасынка поэта, Бориса Викторова, вступившего в права его наследника по решению харьковского суда в 1994 году (вскоре после смерти родного сына поэта П. А. Введенского), публикаторы не прислали вдове поэта Г. Б. Викторовой и ему ни одного экземпляра его изданий, а одолженные рукописи, как правило, не возвращали . Впоследствии публикации были прерваны, так как получивший в 1994 году доверенность от наследника Бориса Викторова литературовед Владимир Глоцер стал предъявлять высокие гонорарные требования к издательствам («наследникам надо платить»), угрожая в противном случае судебным преследованием . Это привело к тому, в частности, что один из сборников поэтов ОБЭРИУ вышел вначале без каких-либо выходных данных («Сборище друзей, оставленных судьбою»: «Чинари» в текстах, документах и исследованиях в двух т. <Б.м., б. изд.>, <1997>), а затем уже с ними, но зато с чистыми листами на месте, где должны были быть стихи Введенского, при этом с комментариями к отсутствующим текстам (то же. М.: Ладомир, 2000). Глоцер в течение четырёх лет судился с книгоиздательством «Гилея», выпустившим первое издание произведений Введенского, однако суд в обеих инстанциях проиграл.

После смерти Глоцера, в ноябре 2010 года, вышел 700-страничный сборник произведений Введенского под названием «Всё», составленный Анной Герасимовой . В него вошли почти все «взрослые» произведения автора. В 2002 году во Франции вышло полное собрание «взрослых» текстов поэта на русском и французском языках. В 2004 году в Санкт-Петербурге и Белграде прошли посвященные Введенскому международные научные конференции, по материалам которых были выпущены сборники.

Память

Александру Введенскому посвящено стихотворение Егора Летова «Ночь» с альбома «Прыг-скок » (1990); Введенский упоминается в этом стихотворении .

На стихи Введенского Леонид Фёдоров спел множество песен. Фёдоров довольно часто обращался в своём творчестве к стихам Введенского. В частности, был записан целый альбом «

(1889-1946) — крупный деятель обновленческого раскола, пропагандист идей .

Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В годы учебы часто посещал литературный салон и 3.Н. Гиппиус. В 1911 г. через газету «Русское слово» провел анкетирование нескольких тысяч представителей интеллигенции с целью выявления причин широкого распространения неверия.

В 1914 г. экстерном сдал экзамен за полный курс в СПбДА, 27 авг. 1914 г. архиеп. Гродненским и Брестским Михаилом рукоположен во священника с назначением к церкви гвардейского запасного полка в Новгородской губ.

С 1915 г. служил в церкви во имя святых Захарии и Елисаветы (СПб). Во время Первой мировой войны А.В. знакомится с лидерами церковного обновленчества и , с чего начинается их тесное сотрудничество. После Февральской революции, вместе с и стал одним из основателей «Союза прогрессивного петроградского духовенства», преобразованного 7 марта в «Союз демократического православного духовенства и мирян». Союз а) заявил о своем осуждении монархического порядка вещей, б) определенно высказался за республиканскую форму правления для России, в) за борьбу против капитализма, предоста­вление земли трудящимся и фабрик рабочим; г) за реформу Церкви, а также отделение преподавания закона Божия от светского прохождения наук. Секретарь «Союза», председателем которого стал о. Дмитрий Яковлевич Попов.

Будучи клириком Ведомства протопресвитера военного и морского духовенства, выезжал на фронт, призывая войска продолжать войну «во имя защиты революции». В 1917 г. являлся также членом Всероссийского демократического совещания, заведовал внешкольным отделом Охтинского райсовета Петрограда. Признал Октябрьскую революцию.

Среди членов «Союза демократического православного духовенства и мирян» еще с осени начинает, по словам А.В., созревать решение самостоятельно вести церковное дело, не считаясь с правящей иерархией. В. Лашнюков особенно энергично проводил эту мысль. После же избрания патриарха, когда самые мрачные принципы церковного консерватизма восторжествовали до конца, с особенной настойчивостью встала мысль о необходимости разорвать с официальной московской церковью. Инициатором явился протопресвитер Г.И. Шавельский, призвавший к себе и меня для совещания. Вскоре на квартире покойного протоиерея было устроено совещание, где был выработан как подробный проект Основ новой церкви, так и план отделения от Москвы. По замыслу нашему, отделение от Тихона должно было одновременно начаться в Петрограде, Киеве и Одессе. Шавельский поехал в Москву переговорить с некоторыми церковными деятелями, чтобы совместно выработать план и детали выступления. Но оказалось, что время еще не пришло и наше предложение не встретило массового сочувствия .

В 1918 г. под руководством А.В. выходила серия брошюр «Библиотека по вопросам религии и жизни». Опубликовал в издании общества «Соборный разум» свои сочинения «Социализм и религия» (1918), «Паралич Церкви» (1918), «Анархизм и религия» (1918), в которых порицалась Христианская Церковь и Христианская государственность со времен равноап. Константина Великого. В период гражданской войны, сдав экстерном экзамены в нескольких петроградских вузах, получил дипломы биолога, юриста, физика и математика.

В 1918-1922 гг. А.В. был активным инициатором разнообразных церковных мероприятий в Петроградской епархии, вместе с проф. Н. Егоровым участвовал в религиозных диспутах. В 1920-1922 гг. возглавлял созданные им Захарие-Елисаветинское братство и церковно-богословские приходские курсы. В апр. 1920 г. являлся председателем 1-й конференции петроградских братств, проведение таких конференций началось по инициативе А.В. В 1921 г. А.В. возведен в сан протоиерея.

18 февр. 1922 г. в газете «Петроградская правда» была опубликована статья А.В. «Церковь и голод: Обращение к верующим», содержавшая обвинения в адрес петроградского духовенства. Данная публикация была одной в ряду многих, появление которых предшествовало изданию 28 февраля декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей. В марте 1922 г. А.В. вошел в «Петроградскую группу прогрессивного духовенства» (В.Д. Красницкий, прот. П. Раевский и др.). 24 марта вместе с членами группы подписал провокационное и носившее характер доноса «Воззвание группы священников» («Письмо 12-ти»), в котором содержались обвинения духовенства в контрреволюционности и равнодушии к страданиям народа.

В связи с массовыми репрессиями духовенства в ходе кампании по изъятию церковных ценностей сщмч. Вениамин Петроградский обратился к А.В. с просьбой стать посредником при переговорах с представителями власти. Однако деятельность А.В., открыто поддерживавшего власти, лишь ухудшила положение, и 10 апр. на собрании петроградского клира митр. Вениамин обвинил А.В. в предательстве, сказав, что по вине А.В. и арестовывают священников.

12 мая 1922 г. с одобрения и под контролем Антирелигиозной комиссии и ГПУ А.В. вместе с другими деятелями обновленчества и побывал у находившегося под домашним арестом св. Патриарха Тихона с целью убедить его передать им высшую церковную власть. Св. Патриарх ставит временно во главе церковного управления сщмч. Агафангела митр. Ярославского.

13 мая 1922 г. — воззвание группы «прогрессивного духовенства» ( , В.Д. Красницкий, А.И. Введенский, и др.), обвинявшее св. Патриарха Тихона в руководстве контрреволюцией. Обновленцы требовали немедленного созыва поместного Собора для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса об управлении церковью и об установлении нормальных отношений между нею и Советской властью .

Основные труды

Божественная литургия и Иоанн Кронштадтский // Божия Нива. 1918. № 3-5. С. 37

Церковь и голод (1922)

Церковь и революция (1922)

Программа союза общин Древле-Апостольской Церкви // За Христа. Пермь. 1922. № 1-2. С. 22-24

Что нужно церкви? // Живая церковь. 1922. № 2. С. 2-4

Что должен сделать грядущий собор? // Живая церковь. С. 4-6

О социально-экономическом вопросе с точки зрения Церкви // Живая церковь. № 2. С. 14-18

Кто пойдет путем обновления церкви? // Живая церковь. 1922. № 3. С. 2-4.

Церковь Патриарха Тихона (1923)

Церковь и государство: Очерк взаимоотношений церкви и государства в России, 1918-1922 (1923)

За что лишили сана бывшего Патриарха Тихона? (1923)

Христианство или коммунизм (1926)

Личность Христа в современной науке или литературе (1928)

Источники

Из показаний прот. П. Кедринского на Петроградском процессе 1922 г.- Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. 89305. Т. 17. Л. 75-76

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1994

Левитин А.Э., Шавров В.М. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое патриаршее подворье; 1996

Регельсон, Лев. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. М.: Крутицкое патриаршее подворье,1996

Православная энциклопедия. Т. VII. М.: Церковно-научный центр РПЦ Православная энциклопедия, 2000

Родился 23 ноября 1904 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Иван Викторович, был экономистом. У матери, Евгении Ивановны Поволоцкой, было медицинское образование. Учился в гимназии, затем в школе им. Л. Лентовской, которую окончил в 1921, не сдав экзамена по русской литературе. В 1920 году в школьном журнале впервые было напечатано его стихотворение «И я в моем теплом теле». Увлекался акмеизмом и А. Блоком. В гимназии познакомился с Леонидом Липавским, будущим теоретиком литературно-философского содружества «Чинари». В те годы любимым поэтом был А. Блок. В 1920-е испытал сильное влияние футуризма.

После школы поступил на юридический факультет Петроградского университета, потом на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре бросил учебу. Работал письмоводителем, а в 1921-22 годах на электростанции «Красный Октябрь». Но главным делом его жизни была литература. В 20-е годы знакомится с Клюевым, Кузьминым, известными в то время литераторами, посещает поэтические собрания. У него появляются связи в мире искусства. В то же время он познакомился с Хармсом, который стал его близким другом. В 1924 году Введенский вступил в Ленинградский союз поэтов. В 1925-м вместе с Хармсом выступает в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей» со своими стихами, позднее они участвуют в сборниках «Собрание стихотворений», в группе заумников. Вместе с Хармсом в 1927 году организовал литературно-театральную группу под названием ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), деятельность которой заключалась в проведении театрализованных выступлений-концертов, часто скандальных. Обэриуты называли себя «творцами не только нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни и ее предметов». Самым скандальным и известным выступлением обэриутов стал вечер «Три левых часа», который состоялся 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке. На этом вечере Введенский читал свои стихи.

Понимая, что своими стихами на жизнь не заработать, Введенский, так же как и Хармс, с 1928 года писал для детей, его детские произведения печатались в детских журналах «Еж» и «Чиж». В то время он занимался переводами, в частности перевел несколько сказок братьев Гримм.

Просуществовало ОБЭРИУ до 1930 года, когда было полностью разгромлено. К 1931 году почти все обэриуты были арестованы. Введенского сняли с поезда 10 декабря. Главным обвинением в адрес обэриутов было то, что они отвлекают людей от строительства социализма своими «заумными стихами». Введенского также обвинили во «вредительстве в области детской литературы. 21 марта 1932 его освободили, но лишили права проживания в 16 пунктах СССР сроком на 3 года. Некоторое время он прожил в Курске, после чего переехал в Вологду, а завершил ссылку в Борисоглебске в 1933 году.

После возвращения из ссылки в Ленинград он вступил в Союз писателей. В 1933-34 годах написаны лучшие стихи Введенского - «Мне жалко, что я не зверь», «Приглашение меня подумать» и др. В 1936 году в Харькове женился на Галине Борисовне Викторовой (1913-1985)и уехал с женой на Кавказ, потом вернулся в Харьков, где и жил постоянно, только изредка посещая Москву и Ленинград. В 1937 году у Введенского родился сын Петр Александрович Введенский (1937-1993).

В 1941 немцы приближались к Харькову, но семья Введенских эвакуироваться не успела. 27 сентября 1941 года Введенский был арестован и обвинен по «контрреволюционной» статье 54-10. Точная дата смерти неизвестна. Позднее в реабилитационном документе стояла дата - 20 декабря 1941.

По одной из версий, он был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 года умер от плеврита. Тело доставили в морг Казанской спец. психиатрической больницы МВД Татарской АССР (в архиве этой больницы есть акт о его смерти). Точное место захоронения неизвестно, предположительно, на Арском или Архангельском кладбищах в Казани.